учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение видов информационных систем и основных понятий теории баз данных; получение знаний о подходах и инструментах моделирования данных; формирование умений по проектированию структуры базы данных на основе требований к разрабатываемой информационной системе, а также по прототипированию интерфейсов пользователей; освоение практических навыков работы с современными системами управления базами данных по созданию базы данных и выполнению запросов на языке SQL
ПКС-2: способность разрабатывать и адаптировать прикладное программное обеспечение;
знает основные функции систем управления СУБД; основные понятия и термины реляционной модели, основные предложения языка запросов SQL, основы семантическо й модели «сущность- связь»; основы проектирован ия реляционных баз данных, понятия нормализации ,основные виды нормальных форм
умеет пользоваться основными понятиями баз данных и структур данных, по различных характеристик ам производить классификаци ю баз данных; производить анализ функциональн ых зависимостей в моделях различного вида; производить анализ особенностей информацион ной структуры предметной области с целью выявления специфически х ограничений целостностей данных, устранять избыточность данных, управлять транзакциями, обеспечивать безопасность и секретность данных; производить разграничения доступа в база данных
владеет навыками работы с базой данных; методиками сравнительно го анализа существующи х моделей данных; основными методиками устранения избыточности данных, навыками управления транзакциями, навыками обеспечения безопасности и секретности данных, методиками обеспечения целостности данных; навыками практической реализации баз данных и создания запросов средствами языка SQL; методикой нормализации баз данных
:
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
2. комплект заданий для практичес ких работ,
3. комплект контроль ных вопросов для проведен ия устных опросов,
4. перечень вопросов для самостоя тельного изучения,
5. комплект тестовых заданий,
6. кейс- задания
Управление данными
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие данных и баз данных:
1. Дайте определение термина «данные».
2. Что такое база данных?
3. Какие типы баз данных различают по характеру используемой модели данных?
4. Чем отличаются реляционные базы данных от нереляционных?
5. Что представляет собой архитектура базы данных?
6. Что такое система управления базами данных (СУБД)?
7. Какие функции выполняют СУБД?
8. Как обеспечивается целостность данных в реляционных базах данных?
9. Что понимается под концепцией нормализации данных?
10. Назовите уровни нормализации и поясните их смысл.
2. Основы реляционной алгебры и языка SQL:
1. Что такое отношение в реляционном исчислении?
2. Какие операции реляционной алгебры вы знаете?
3. Как связаны функциональные зависимости атрибутов и нормализация данных?
4. Что означают термины «первичный ключ», «внешний ключ» и «индекс»?
5. Как создать и заполнить таблицу в SQL?
6. Составьте запрос на выборку всех строк из таблицы «Сотрудники», отсортировав их по имени сотрудника.
8. Что означает ключевое слово JOIN в SQL?
9. Чем отличается внутренний JOIN от левого JOIN?
10. Каким оператором SQL удаляются строки из таблицы?
3. Проектирование баз данных:
1. Какие этапы включают в себя проектирование баз данных?
2. Как создается ER-диаграмма?
3. Что такое «денормализация» и в каких случаях она полезна?
4. Когда целесообразно применять многоверсионность данных?
5. Чем принципиально отличаются реляционные и документоориентированные базы данных?
6. В чём заключается проблема конфликтов транзакций и как с ними бороться?
7. Назовите три принципа ACID и объясните каждый из них.
8. Приведите пример реального случая использования транзакций.
9. Какие схемы распределения данных существуют в распределённой обработке данных?
10. В чём отличие кластерных и реплицированных баз данных?
4. Безопасность и администрирование баз данных:
1. Какие существуют основные угрозы безопасности данных?
2. Что такое аудит данных и зачем он нужен?
3. Чем полезно шифрование данных в базе данных?
4. Какие механизмы обеспечивают ограничение доступа к конфиденциальным данным?
5. Опишите концепцию ролей и привилегий в системе управления правами доступа.
6. Какие техники используются для мониторинга состояния базы данных?
7. Чем отличаются понятия «репликация» и «резервное копирование»?
8. Какие сценарии аварийного восстановления данных известны?
9. Как правильно организовать резервное копирование для оптимальной производительности?
10. Опишите принцип многослойной защиты данных (Defense in Depth).
________________________________________
Задания для текущего контроля и промежуточной аттестации:
1. Практическое задание: Создайте небольшую реляционную базу данных (3–4 таблицы) для учёта сотрудников компании, включив минимум два поля для идентификации и один связанный внешний ключ. Затем напишите запросы на выборку сотрудников определённого подразделения, отсортированную по алфавиту, и получение списка отделов вместе с количеством работающих там сотрудников.
2. Тестовое задание: Выберите правильный ответ на следующие вопросы:— Что делает оператор DISTINCT в SQL?— Какие преимущества имеет полнотекстовый поиск перед обычным LIKE-запросом?— Чем отличаются первая и вторая нормальные формы (1NF и 2NF)?— Как называется уникальный идентификатор строки в таблице?— В каком виде сохраняются файлы БД SQLite?
3. Эссе: Опишите, каким образом реляционные базы данных решают проблему избыточности данных и обеспечивают целостность данных. Используйте конкретные примеры и иллюстрации.
4. Лабораторная работа: Реализуйте проектирование базы данных для интернет-магазина, создав схему данных и заполнив хотя бы одну таблицу реальной информацией. Затем выполните SQL-запросы для выбора товаров конкретной категории и вычисления суммы заказа.
5. Проектная работа:Спроектируйте и реализуйте реляционную базу данных для учёта заявок на приём специалистов в организацию. Включите автоматизацию уведомления менеджеров о поступлении новых заявок и возможность просмотра истории взаимодействия с кандидатами.
Перечень вопросов к зачету с оценкой
Блок 1. Основные понятия и концепции
Вопросы базовой терминологии и теории
1. Что такое данные и какую роль они играют в современной информационной среде?
2. В чем различия между аналоговыми и цифровыми данными?
3. Охарактеризуйте понятие «информация» и ее отличия от данных.
4. Определите ключевые принципы классификации данных.
5. Какие существуют подходы к управлению данными в организациях?
6. Перечислите и охарактеризуйте известные модели данных.
7. Почему важны стандарты качества данных?
8. Что такое метаданные и зачем они необходимы?
9. Какие элементы входят в структуру баз данных?
10. Чем различаются централизованные и распределённые базы данных?
Блок 2. Система управления базами данных (СУБД)
Основные вопросы по работе с СУБД
11. Что такое система управления базами данных (СУБД)?
12. Опишите архитектуру классической реляционной СУБД.
13. Какие бывают типы серверов баз данных и в чем их различия?
14. Перечислите распространенные коммерческие и бесплатные СУБД и назовите их основные особенности.
15. В чем преимущество реляционных баз данных перед нереляционными?
16. Каково предназначение индексов в базах данных и как они влияют на производительность?
17. Какие ограничения накладываются на работу с транзакциями в реляционных СУБД?
18. В чем состоит задача оптимизации запросов в СУБД?
20. Какие задачи решает управление доступом в базах данных?
Блок 3. Модель данных и проектирование баз данных
Модели данных и процесс проектирования
21. Какие базовые конструкции включает реляционная модель данных?
22. Перечислите этапы жизненного цикла базы данных.
23. Что такое сущность, атрибут и отношение в контексте реляционной модели?
24. Какие роли играет первичный ключ в базе данных?
25. Чем отличается внешний ключ от первичного ключа?
26. Что такое нормализация данных и почему она важна?
27. Опишите первый, второй и третий уровни нормальной формы (1NF, 2NF, 3NF).
28. Какие ситуации приводят к аномалиям данных и как их избежать?
29. По какому принципу создаются индексы в реляционных базах данных?
30. Каким образом выбираются оптимальные структуры хранения данных?
Блок 4. Языки запросов и SQL
Основы работы с языком SQL
31. Что такое SQL и для чего он применяется?
32. Какие типы операторов поддерживает SQL?
33. Как устроен синтаксис оператора SELECT?
34. Как работает оператор INNER JOIN и чем он отличается от OUTER JOIN?
35. Какие агрегирующие функции применяются в SQL?
36. Для чего используется команда GROUP BY?
37. Что такое подзапросы и как они работают?
38. Что представляют собой представления (VIEW) в SQL и как ими пользоваться?
39. Как реализуется сортировка результатов в SQL-запросах?
40. Чем отличаются операторы UNION и UNION ALL?
Блок 5. Хранимые процедуры и триггеры
Продвинутые вопросы по языку SQL
41. Что такое хранимая процедура и как она влияет на производительность?
42. Каковы цели использования триггеров в базах данных?
43. Опишите процесс настройки и запуска триггера.
44. Чем полезны временные таблицы и как они используются?
45. В каких ситуациях оправдано использование вложенных запросов?
46. Какие существуют стратегии повышения производительности запросов?
47. В чем особенность использования транзакций в SQL?
48. Как работают окна и оконные функции в SQL?
49. Какие правила определяют поведение функций агрегирования в SQL?
50. Какие ограничения возникают при работе с подзапросами?
Блок 6. Масштабируемость и безопасность данных
Безопасность и эффективность работы с данными
51. Как обеспечить масштабируемость базы данных?
52. Какие стратегии применяют для увеличения производительности работы с большими объёмами данных?
53. Какие механизмы используются для обеспечения безопасности данных?
54. Что такое репликация данных и в каких сценариях она необходима?
55. Как минимизировать риски потери данных при сбоях оборудования?
56. Как выбрать стратегию резервного копирования данных?
57. Как повысить устойчивость базы данных к внешним угрозам?
58. Какие методы применяются для анонимизации персональных данных?
59. В чем специфика защиты конфиденциальности данных в облаке?
60. Как распределяются права доступа в крупных корпоративных базах данных?
Блок 7. Big Data и новые тенденции
Новые направления и технологии
61. Что такое большие данные (Big Data) и какими характеристиками они обладают?
62. Какие инструменты используют для анализа больших данных?
63. Чем характеризуются NoSQL базы данных и когда они предпочтительны?
64. Как графовые базы данных помогают эффективно хранить связи между объектами?
65. Какие варианты горизонтального масштабирования применимы к современным базам данных?
66. Что такое гибридные базы данных и какие задачи они решают?
67. Какие перспективы открывает технология blockchain для управления данными?
68. Что такое OLAP и каковы его преимущества перед традиционными способами аналитики?
69. Что такое ETL-процесс и зачем он необходим?
70. Какие направления исследований актуальны в сфере управления данными?
Комплект заданий для лабораторных (практических) работ
Предлагаемый ниже комплект заданий рассчитан на обучение студентов практическому применению полученных теоретических знаний по дисциплине «Управление данными».
Задание 1. Создание простейшей базы данных и выполнение простых запросов (SQL)
Цель: Ознакомление с созданием таблиц, добавлением и извлечением данных.
Пример команды:
CREATE TABLE Employees (
EmployeeID INT PRIMARY KEY,
FirstName VARCHAR(50),
LastName VARCHAR(50),
DepartmentID INT
);
Запрос:
SELECT * FROM Employees WHERE DepartmentID = 1;
Задание 2. Нормализация данных
Цель: Изучить процесс приведения данных к третьей нормальной форме (3NF).
Задание: Преобразовать несбалансированную таблицу (с повторяющимися элементами) в нормальную форму, создав дополнительные таблицы и внешние ключи.
Пример исходной таблицы:
EmployeeID Name ProjectID ProjectName
1 Иванов 1 Проект-А
2 Петров 1 Проект-А
Результат после нормализации:Таблица Employees:
EmployeeID Name
1 Иванов
2 Петров
Таблица Projects:
ProjectID ProjectName
1 Проект-А
Связующая таблица EmployeeProject:
EmployeeID ProjectID
1 1
2 1
Задание 3. Проектирование базы данных для малого предприятия
Цель: Овладение процессом проектирования полноценной базы данных с учётом реальных потребностей организации.Задание: Разработайте схему базы данных для маленькой торговой точки, включающую таблицы клиентов, товаров, заказов и оплаты.
Требования:
o Таблицы должны включать необходимые атрибуты и связи между ними.
o Необходимо предусмотреть возможность добавления новых элементов (товаров, клиентов) и изменение статусов заказов.
Задание 4. Работа с внешними ключами и транзакциями
Цель: Получить опыт работы с ограничениями целостности и правилами работы с транзакциями.
Задание: Добавьте ограничение внешнего ключа в одну из созданных ранее таблиц и выполните набор команд внутри транзакции, показав важность атомарности и изолированности.
Пример транзакции:
BEGIN TRANSACTION;
INSERT INTO Employees VALUES (3, 'Сидоров', NULL);
COMMIT;
Затем добавьте внешний ключ на колонку DepartmentID и попробуйте снова выполнить такую же команду, наблюдая ошибку целостности данных.
Задание 5. Использование представлений (Views)
Цель: Познакомиться с концепцией виртуальных таблиц, используемых для упрощения и повышения безопасности запросов.
Задание: Создайте представление, отображающее сводную информацию о сотрудниках и подразделениях. Затем осуществите запрос к этому представлению.
Пример представления:
CREATE VIEW EmployeeInfo AS
SELECT Employees.EmployeeID, Employees.FirstName, Departments.DepartmentName
FROM Employees
JOIN Departments ON Employees.DepartmentID = Departments.DepartmentID;
Запрос:
SELECT * FROM EmployeeInfo;
Задание 6. Анализ производительности запросов
Цель: Изучение способов измерения и улучшения производительности запросов.
Задание: Используя поясняющую нагрузку, измерьте время выполнения запросов на большом объеме данных. Найдите узкое место и внесите оптимизацию (создание индексов, переписывание запроса).
Пример запроса:
SELECT COUNT(*) FROM Orders WHERE OrderDate > '2023-01-01';
Создайте индекс по полю OrderDate и проверьте улучшение производительности.
Блок 1 (Знать)
1. Данные представляют собой...
o a) числовую информацию
o b) совокупность фактов и чисел, имеющих смысл лишь после интерпретации
o c) графическую информацию
o d) инструкции для компьютера
Правильный ответ: b
2. Система управления базами данных (СУБД)...
o a) позволяет хранить и обрабатывать большие объемы данных
o b) служит исключительно для резервного копирования данных
o c) предназначена только для небольших объемов данных
o d) не влияет на качество данных
Правильный ответ: a
3. Нормализация данных необходима для...
o a) увеличения объема хранимой информации
o b) уменьшения дублирования данных и повышения эффективности
o c) ускорения ввода данных
o d) снижения затрат на серверное оборудование
Правильный ответ: b
4. Первичная цель хранения данных заключается в...
o a) улучшении скорости загрузки страниц
o b) обеспечении доступности информации для анализа и поддержки принятия решений
o c) уменьшении расходов на персонал
o d) увеличении прибыли компаний
Правильный ответ: b
5. Хранилище данных (Data Warehouse) предназначено для...
o a) оперативной обработки данных
o b) долговременного хранения больших объемов данных для аналитики
o c) краткосрочного архивирования
o d) быстрой передачи данных между пользователями
Правильный ответ: b
________________________________________
Блок 2: (Знать, Уметь)
6. Для предотвращения потери данных в случае сбоя сервера применяется...
o a) кеширование
o b) регулярное резервное копирование
o c) кэш-память первого уровня
o d) сжатие данных
Правильный ответ: b
7. Транзакция в базе данных характеризуется свойствами...
o a) целостности, точности, конфиденциальности
o b) надежности, быстроты, устойчивости
o c) автономности, согласованности, долговечности, изоляции (ACID)
o d) масштабируемости, гибкости, экономичности
Правильный ответ: c
8. Недостатком иерархической модели данных является...
o a) сложность изменения структуры дерева
o b) высокая скорость обработки данных
o c) легкость сопровождения и внесения изменений
o d) универсальность применения
Правильный ответ: a
9. В какой ситуации предпочтительнее использовать оперативную память RAM для хранения данных?
o a) Длительное хранение больших объемов данных
o b) Временное хранение часто запрашиваемых данных для быстрого доступа
o c) Создание резервных копий данных
o d) Хранение персональных данных сотрудников
o Правильный ответ: b
10. Основной недостаток нереляционных баз данных (NoSQL) состоит в...
o a) отсутствии строгой схемы данных
o b) высокой стоимости эксплуатации
o c) невозможности горизонтального масштабирования
o d) чрезмерной сложности настроек
Правильный ответ: a
________________________________________
Блок 3: (Знать, Уметь, Владеть)
11. Что представляет собой индекс в базе данных?
o a) Физическое устройство для хранения данных
o c) Механизм ускорения поиска данных путем упорядочивания значений полей
o d) Набор правил ограничения доступа к таблице
Правильный ответ: c
12. Главная задача оптимизации запросов SQL — это...
o a) повышение нагрузки на процессор
o b) увеличение размера используемой памяти
o c) снижение временных затрат на выполнение запросов
o d) уменьшение числа записей в базе данных
Правильный ответ: c
13. Что такое фрагментация данных и почему она нежелательна?
o a) Повторение одних и тех же данных в разных местах базы данных
o b) Увеличение размеров таблиц вследствие частых вставок и удалений записей
o c) Случайное удаление важных данных
o d) Неправильное размещение кластеров данных на диске
Правильный ответ: b
14. Наиболее распространённая угроза безопасности данных — это...
o a) недостаточное количество бэкапов
o b) кража паролей и взлом аккаунтов
o c) неэффективные индексы
o d) неправильно настроенные права доступа
Правильный ответ: b
15. Чтобы повысить производительность чтения данных в большой таблице, рекомендуется...
o a) создать индексы на часто запрашиваемые поля
o b) уменьшить размер диска
o c) удалить ненужные записи
o d) увеличить число строк в таблице
Правильный ответ: a
Кейс-задания
Кейсы помогают студентам закрепить теорию на практике, развить навыки анализа ситуаций и принять обоснованные решения. Предлагаемые ниже кейсы основаны на реальных ситуациях и требуют комплексного подхода к решению задач.
________________________________________
Кейс №1: Анализ потребности в разработке нового функционала CRM-системы
Компания занимается производством электроники и активно развивает продажи через дилерские сети. Сейчас возникла потребность в усовершенствовании своей CRM-системы для лучшего взаимодействия с клиентами и партнерами.
Задание: Определите требования к новой функциональности CRM-системы и предложите возможные улучшения, учитывая цели компании по увеличению продаж и улучшению качества обслуживания клиентов.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие преимущества даст внедрение новых функций?
2. Каковы потенциальные риски внедрения новых модулей?
3. Как изменится взаимодействие с клиентами после модернизации?
________________________________________
Кейс №2: Проблема дублирования данных в ERP-системе предприятия
Производственное предприятие столкнулось с проблемой дублирования данных в своей ERP-системе. Это привело к ошибкам в отчетности и снижению доверия руководства к предоставляемым отчетам.
Задание: Разработать стратегию борьбы с дублированием данных, включающую технологические и организационные мероприятия.
Вопросы для обсуждения:
1. Почему возникает проблема дублирования данных?
2. Какие технические меры необходимы для исправления ситуации?
3. Нужны ли дополнительные регламенты и процессы для предотвращения повторного появления дублей?
________________________________________
Кейс №3: Повышение производительности базы данных крупного интернет-магазина
Крупный интернет-магазин испытывает серьезные трудности с производительностью базы данных в период распродаж и праздников. Пользователи жалуются на долгие задержки при оформлении заказов.
Задание: Провести диагностику текущих проблем и предложить меры по повышению производительности базы данных.
Вопросы для обсуждения:
1. Какие именно запросы вызывают наибольшую нагрузку на базу данных?
2. Нужно ли провести оптимизацию структуры данных или добавить новые индексы?
3. Возможно ли использовать временные таблицы или кэширование для разгрузки базы данных?
________________________________________
Кейс №4: Стратегия миграции данных из устаревшей системы учета
Средняя компания планирует миграцию данных из старой учетной системы на новую платформу. Текущие данные содержат много ошибок и плохо организованы.
Задание: Спроектируйте процесс миграции данных, предусмотрев этапы очистки и проверки данных перед переносом.
Вопросы для обсуждения:
2. Кто будет ответственным за проверку правильности перенесённых данных?
3. Есть ли риск потери данных в процессе миграции?
________________________________________
Кейс №5: Улучшение внутренней отчётности крупной торговой сети
Руководство крупной розничной сети хочет получать ежедневные отчеты о выручке и движении товаров по магазинам в режиме реального времени.
Задание: Предложите концепцию автоматизированной системы отчетности, позволяющей оперативно анализировать продажи и остатки товара.
Вопросы для обсуждения:
1. Как обеспечить своевременное получение актуальной информации?
2. Следует ли интегрировать систему отчетности с другими ИТ-сервисами компании?
3. Может ли система поддерживать создание кастомных отчетов под нужды каждого подразделения?
1. История развития баз данных: от первых аналогов до современных технологий.— Описывается эволюция подходов к хранению и обработке данных, подчеркиваются ключевые моменты и персоналии.
2. Современные тенденции и перспективы развития технологий Big Data.— Анализируются актуальные направления развития крупных объёмов данных, такие как AI-аналитика, машинное обучение и cloud computing.
3. Проблемы кибербезопасности в управлении данными.— Раскрываются угрозы современным системам управления данными и предлагаются пути их нейтрализации.
4. Нормализация данных: зачем нужна и как выполняется.— Подробно объясняется концепция нормализации данных, её роль в обеспечении эффективности и качества баз данных.
5. Преимущества и недостатки реляционных баз данных в сравнении с NoSQL.— Проводится сравнение классических реляционных систем с новыми технологиями NoSQL, выделяются сильные и слабые стороны обоих подходов.
6. Особенности проектирования баз данных для малых предприятий.— Акцент делается на особенностях проектирования баз данных малого масштаба, важности правильного подбора структуры и способов повышения эффективности.
7. Что такое OLAP-кубы и как они помогают бизнесу принимать решения быстрее?— Рассказывается о концепции кубов OLAP, их применении в анализе данных и стратегиях принятия решений.
8. Развитие облачных технологий и их влияние на управление данными.— Изучается феномен облаков, рассматриваются плюсы и минусы размещения данных в облачных сервисах.
9. Методологии обеспечения целостности данных и их важность в корпоративных системах.— Исследуются методики, направленные на поддержание точности и надёжности данных, показывая их значение для бизнеса.
10. Применение машинного обучения в работе с большими данными.— Демонстрируется потенциал ML-моделей в улучшении аналитики и эффективности управления данными.
Рефераты:
1. Методы и технологии репликации данных.— Рассматриваются подходы к репликации данных, цели и ситуации, в которых она применяется.
2. Использование индексов в базах данных: повышение производительности.— Исследование роли индексов в ускорении поисковых запросов и повышении общей производительности.
3. Концепция транзакций в реляционных базах данных и принципы ACID.— Объясняется сущность транзакций и спецификации ACID, важные для понимания правильной работы с базами данных.
4. Архитектуры и шаблоны построения информационных систем для крупного бизнеса.— Представляются лучшие архитектурные решения для проектирования ИТ-инфраструктуры больших компаний.
5. Эффективные методы оптимизации запросов в реляционных базах данных.— Предоставляется обзор популярных техник оптимизации SQL-запросов для повышения производительности.
6. Распределённые системы баз данных: особенности и преимущества.— Обзор распределённых баз данных, оценка их преимуществ и возможных недостатков.
7. Модели данных: ER-диаграммы и CASE-технологии.— Излагаются общие принципы построения моделей данных и применяемых CASE-инструментов.
8. Безопасность данных в современной информационной среде.— Подробно раскрываются современные угрозы безопасности данных и подходы к их защите.
9. Анализаторы больших данных: Apache Spark, Hadoop и Kafka.— Сравниваются известные инструменты анализа больших данных, демонстрируются их различия и сферы применения.
10. Этапы жизненного цикла базы данных и её поддержка.— Рассматривается цикл жизни базы данных, от планирования до эксплуатации и сопровождения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п