2025-2026_b06_03_01_o_3_plx_Науки о Земле (геология_ география_ почвоведение)_Охотоведение
 
Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»

  Технологический факультет

 
«УТВЕРЖДЕНО»
Декан

Технологический факультет

уч. ст., уч. зв.
 
Ачитуев В.А.
 
 
 
 
подпись
 
 
 
«СОГЛАСОВАНО»
Заведующий выпускающей кафедрой

Биология и биологические ресурсы

уч. ст., уч. зв.
Николаева Н.А.
 
 
 
подпись
 
«01» января 2025 г.
 
«01» января 2025 г.
к.ист.н., доцент  
к.ист.н., доцент  
 
Рабочая программа 
Направление 06.03.01 Биология

Направленность (профиль) Охотоведение

Дисциплины (модуля)
Б1.О.20 Науки о Земле (геология, география, почвоведение)
 
Кадастры и право
Квалификация
Бакалавр
Форма обучения
очная
Форма промежуточной аттестации
Зачет
Объём дисциплины в З.Е.
3
Продолжительность в часах/неделях
108/ 0  
Статус дисциплины

в учебном плане

относится к обязательной части блока 1 "Дисциплины" ОПОП

является дисциплиной обязательной для изучения

Обеспечивающая преподавание дисциплины кафедра
 
Улан-Удэ, 20__г.
 
Распределение часов дисциплины
Курс 3

Семестр 5

Количество часов
Итого
Вид занятий
УП
УП
Лекционные занятия
28
28
Практические занятия
42
42
Контактная работа
70
70
Сам. работа
38
38
Итого
108
108
 
Программу составил(и):
 
, Хамнаева Галина Геннадьевна
 
 
 
Науки о Земле (геология, география, почвоведение)
Программа дисциплины
 
разработана в соответствии с ФГОС ВО:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 06.03.01 Биология (приказ Минобрнауки России от 07.08.2020 г. № 920);
 
b06.03.01_o_3.plx
составлена на основании учебного плана:
 
утвержденного Ученым советом вуза от 01.01.2000 протокол № 9
 
Протокол №   от

Зав. кафедрой Николаева Н.А.

Биология и биологические ресурсы
Программа одобрена на заседании кафедры
Председатель методической комиссии   Технологический факультет
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии   Технологический факультет от «__» _______________ 20__г., протокол №___
уч. ст., уч. зв.
 
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
подпись
 

п/п

Учебный год
Одобрено

на заседании кафедры

Утверждаю

Заведующий кафедрой

Гунтыпова Е.Э.

протокол
Дата
Подпись
Дата
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
1
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
2
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
3
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
4
20__/20__ г.г.
№____
«__»__20__г.
«__»__20__г.
5
 
подпись
 
И.О. Фамилия
 
Внешний эксперт

(представитель работодателя)

Начальник отдела учета и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты Бурприроднадзора
Крылов Денис Владимирович
 
 
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1
Цели: Приобретение студентами указанной специальности необходимых знаний для проведения исследований в области сущности жизни, разнообразии и уровня организации природных систем

Задачи: Понимание основных концепций и методов их познания на основе наук о земле. Познание и глубокое понимание государственной стратегии охраны природы и сохранения экологического равновесия экосистем

 
ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ И МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Блок.Часть
Б1.О
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;
 
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
 
Общая биология 
1
2 семестр
 
Физика 
2
4 семестр
 
Химия 
3
2 семестр
 
Математика 
4
1 семестр
 
Дисциплины (модули) и практики, для которых освоение данной практики необходимо как предшествующее:
 
Производственная практика 
1
6 семестр
 
Защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре  защиты и процедуру защиты 
2
8 семестр
 
Преддипломная практика, в том числе научно-исследовательская работа 
3
8 семестр
 
ОПИСАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КРИТЕРИЕВ И ШКАЛ ОЦЕНИВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
 
КОД И НАЗВАНИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;;

 
Знать и понимать  физические, химические свойства Земли и биосферы, состав, происхождение, структуру и эволюцию, функционирование географической оболочки; взаимодействие и распределение в пространстве природных и природно-общественных геосистем и их компонентов:
 
ИД-1 Не знает и  не понимает основные концепции, методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований

Уровень 1 
 
ИД-1 плохо знает и  понимает основные концепции, методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований
Уровень 2 
 
ИД-1 знает и  понимает основные концепции, методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-1 в полной мере знает и  понимает основные концепции, методы, современные направления математики, физики, химии и наук о Земле, актуальные проблемы биологических наук и перспективы междисциплинарных исследований
Уровень 4 
 
 
Уметь делать (действовать)  прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения; применять знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; работать с геологическими и почвенными картами; геоинформационными системами; территориальное планирование, проектирование и прогнозирование.:
 
ИД-2 не умеет применять знания в профессиональной деятельности, использовать навыки лабораторной работы и методы физики, химии, математического моделирования и математической статистики 
Уровень 1 
 
ИД-2 плохо умеет применять знания в профессиональной деятельности, использовать навыки лабораторной работы и методы физики, химии, математического моделирования и математической статистики 
Уровень 2 
 
ИД-2 умеет применять знания в профессиональной деятельности, использовать навыки лабораторной работы и методы физики, химии, математического моделирования и математической статистики, но допускает ошибки
Уровень 3 
 
ИД-2 в полной мере умеет применять знания в профессиональной деятельности, использовать навыки лабораторной работы и методы физики, химии, математического моделирования и математической статистики 
Уровень 4 
 
 
Владеть навыками (иметь навыки) экологической грамотностью и базовыми знаниями в области наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; современными методами картографирования; навыками

обрабатывать полученную информацию; экологической экспертизой всех форм хозяйственной деятельности:

 
ИД-3 не владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
Уровень 1 
 
ИД-3 плохо владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
Уровень 2 
 
ИД-3 хорошо владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
Уровень 3 
 
ИД-3 в полной мере владеет методами статистического оценивания и проверки гипотез, прогнозирования перспектив и социальных последствий своей профессиональной деятельности
Уровень 4 
 
 
 
Уровни сформированности компетенций
Оценка «хорошо» - уровень 3
Оценка «отлично» - уровень 4
Оценка «неудовлетворительно» - уровень 1
Оценка «удовлетворительно» - уровень 2
Оценки формирования компентенций
средний
высокий
компетенция не сформирована
минимальный
Характеристика сформированности компетенции
Сформированность компетенции в целом соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в целом достаточно для решения стандартных практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции полностью соответствует требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков и мотивации в полной мере достаточно для решения сложных практических (профессиональных) задач
Компетенция в полной мере не сформирована. Имеющихся знаний, умений и навыков недостаточно для решения практических (профессиональных) задач
Сформированность компетенции соответствует минимальным требованиям. Имеющихся знаний, умений, навыков в целом достаточно для решения практических (профессиональных) задач
 
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Код занятия
Наименование разделов (этапов) и тем
Семестр
Часов
Компетенции
Интеракт.
Примечание (используемые интерактивные формы,

форма текущего контроля успеваемости)

Вид

работ

 
Раздел 1. Введение. Общие сведения о Земле
 
1.1
Планета Земля. Фигура и размеры Земли
5
4
Лек
 
1.2
Планета Земля. Фигура и размеры Земли
5
4
Пр
 
1.3
Планета Земля. Фигура и размеры Земли
5
4
Ср
 
1.4
Топографическая карта и план
5
4
Лек
 
1.5
Топографическая карта и план
5
6
Пр
 
1.6
Топографическая карта и план
5
4
Ср
 
Раздел 2. Основные сферы Земли. Литосфера. Рельеф поверхности Земли
 
2.1
Гидросфера
5
2
Лек
 
2.2
Гидросфера
5
4
Пр
 
2.3
Гидросфера
5
4
Ср
 
2.4
Атмосфера
5
2
Лек
 
2.5
Атмосфера
5
4
Пр
 
2.6
Атмосфера
5
2
Ср
 
2.7
Биосфера
5
2
Лек
 
2.8
Биосфера
5
4
Пр
 
2.9
Биосфера
5
4
Ср
 
2.10
Географическая оболочка
5
4
Лек
 
2.11
Географическая оболочка
5
4
Пр
 
2.12
Географическая оболочка
5
4
Ср
 
2.13
Географическая среда и общество
5
4
Лек
 
2.14
Географическая среда и общество
5
4
Пр
 
2.15
Географическая среда и общество
5
4
Ср
 
Раздел 3. Педосфера
 
3.1
Почвоведение как наука. Факторы почвообразования
5
2
Лек
 
3.2
Почвоведение как наука. Факторы почвообразования
5
4
Пр
 
3.3
Почвоведение как наука.
5
4
Ср
 
3.4
Свойства и режимы почв
5
2
Лек
 
3.5
Свойства и режимы почв
5
4
Пр
 
3.6
Свойства и режимы почв
5
4
Ср
 
3.7
Классификация почв. Основные законы географии почв.
5
2
Лек
 
3.8
Классификация почв. Основные законы географии почв.
5
4
Пр
 
3.9
Классификация почв. Основные законы географии почв.
5
4
Ср
 
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
Основная литература
 
Климов Г.К., Климова А. И. Науки о Земле [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2022. - 390 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=399510 
Л1.1
 
Дьяченко В. В., Дьяченко Л. Г., Девисилов В.А. Науки о земле [Электронный ресурс]:Учебник. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2023. - 345 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=424905 
Л1.2
 
 
Дополнительная литература
 
Мамонтов В.Г. Почвоведение. Справочник [Электронный ресурс]:Учебное пособие. - Москва: Издательство "ФОРУМ", 2020. - 365 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=359086 
Л2.1
 
Перекрестов Н.В., Околелова А.А., Тибирьков А.П., Кузин А.Г. Курс лекции по изучению дисциплин: «Почвоведение», «Почвоведение с основами геологии», «Почвоведение с основами географии почв», «Общее почвоведение», «География почв» для обучающихся по направлениям подготовки: 35.03.04. Агрономия профиль: Агрономия и защита растений, 35.03.03 Агрохимия и агропочво [Электронный ресурс]:Курс лекций. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2021. - 108 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=419313 
Л2.2
 
Перекрестов Н.В. Курс лекций по изучению дисциплины «Геология с основами геоморфологии» для обучающихся по направлению подготовки 35.03.03. Агроэкология направленность (профиль) Агрохимия и агропочвоведение [Электронный ресурс]:Курс лекций. - Волгоград: ФГБОУ ВПО Волгоградский государственный аграрный университет, 2021. - 80 – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=419320 
Л2.3
 
Берлянт А. М. Картография:Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 336
Л2.4
 
Дзанагов С.Х., Асаева Т.Д., Басиев А.Е. Почвоведение: наука и практика:Учебное пособие для бакалавров. - Владикавказ: Изд-во ФГБОУ ВО Горский госагроуниверситет, 2019. - 138
Л2.5
 
Дармаева Н. Н., Лаврентьева И. Н., Чимитдоржиева И. Б. Почвоведение с основами геологии [Электронный ресурс]:. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова, 2019. - 96 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/226010 
Л2.6
 
Соколов С. Н. Науки о Земле (география, геология, почвоведение): Практикум [Электронный ресурс]:учебно-методическое пособие. - Нижневартовск: НВГУ, 2023. - 193 – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/366902 
Л2.7
 
 
Методическая литература
 
Нимаева М. Н., Жигжитова Б. Н. Науки о Земле [Электронный ресурс]:Методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 46 – Режим доступа: https://elib.bgsha.ru/sotru/00843 
Л3.1
 
 
Номер аудитории
Назначение
Оборудование и ПО
Адрес
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)
 
522
Учебная аудитория для проведения практических и лабораторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций, промежуточной аттестации (522)
28 посадочных мест, 1 рабочее место преподавателя, оснащенные учебной мебелью. Интерактивная панель с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС. 13 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
524
Учебная аудитория для проведения практических и лабораторных занятий, групповых и индивидуальных консультаций, промежуточной аттестации (524)
11 посадочных мест, 1 рабочее место преподавателя, оснащенные мебелью. 12 персональных компьютеров с возможностью подключения к сети Интернет и доступом в ЭИОС,  интерактивная панель, расходные материалы.

Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс».

670024, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, д. №8 , Учебный корпус кафедры землеустройства
 
ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ АКАДЕМИИ, НЕОБХОДИММЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
Наименование 
Доступ
1. Удаленные электронные сетевые учебные ресурсы временного доступа, сформированные на основании прямых договоров с правообладателями (электронно-библиотечные системы - ЭБС)
1

2
3. Электронные учебные и учебно-методические ресурсы, подготовленные в академии:
Электронно-библиотечная система Издательства «Znanium»
http://znanium.ru/
Электронно-библиотечная система Издательства «Лань»
http://e.lanbook.com/
Электронно-библиотечная система Издательства «Юрайт»
http://urait.ru/
  Науки о Земле : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки 06.03.01 Биология / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: М. Н. Нимаева, Б. Н. Жигжитова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 46 с. - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/00843. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр.: с. 44-46 (22 назв.). - Б. ц. - Текст : электронный.
2. Электронные сетевые ресурсы открытого доступа (профессиональные базы данных, массовые открытые онлайн-курсы и пр.):

1

2
Платформа «Открытое образование» (онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах)
https://openedu.ru/course/
Профессиональные базы данных
http://e.lanbook.com/
 
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ
1. Программные продукты, необходимые для освоения учебной дисциплины
Наименование программного продукты (ПП)
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данный продукт
Microsoft OfficeStd 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года

Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года

Занятия семинарского типа, самостоятельная работа 
 
2. Информационные справочные системы, необходимые для реализации учебного процесса
Информационно-правовой портал «Гарант»
в локальной сети академии

http://www.garant.ru/

Справочно-поисковая система «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/
 
 
Наименование ЭИОС и доступ
Виды учебных занятий и работ, в которых используется данная система
Доступ
1

2
3
Официальный сайт академии
http://bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Личный кабинет
http://lk.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
АС Деканат
в локальной сети академии
-
Корпоративный портал академии
http:/portal.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
ИС «Планы»
в локальной сети академии
-
Портфолио обучающегося
http://lk.bgsha.ru/
Самостоятельная работа
Сайт научной библиотеки
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
Электронная библиотека БГСХА
http:/elib.bgsha.ru/
Занятия лекционного типа, семинарского типа, самостоятельная работа
3. Информационно-образовательные системы (ЭИОС)
 
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЯ)
ФИО преподавателя
Ученая степень, ученое звание
Уровень образования. Специальность и квалификация в соответствии с дипломом. Профессиональная переподготовка
1
2
3
 
Хамнаева Галина Геннадьевна
ст. преподаватель, высшее образования – специалитет. Охрана окружающей среды и рациональное природопользование. Инженер- 
 
эколог Высшее образования – магистратура. Землеустройство и кадастры. Магистр Профессиональная переподготовка «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» Профессиональная переподготовка «Преподаватель высшей школы»
 
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИМ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Организационно-педагогическое, психолого-педагогическое сопровождение обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании соответствующей рекомендации в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программе реабилитации инвалида. Академия, по заявлению обучающегося, создает специальные условия для получения высшего образования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;

- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку

мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми

воспроизведениями информации;

- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;

- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);

- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с

использованием дополнительного времени для подготовки ответа;

- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);

- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;

- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.

В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного

аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус

оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,

при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

 
1. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) являются обязательным обособленным приложением к Рабочей программе дисциплины (модуля) и представлены в виде оценочных средств.

2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).

3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).

4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:

- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).

- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;

- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;

5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).

ВВЕДЕНИЕ
 
Перечень вопросов к зачету

Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов

Темы рефератов

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

Перечень тем к ситуационному заданию

Комплект тестовых заданий

Перечень видов оценочных средств
 
Средства для промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины
 
Нормативная база проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам изучения дисциплины:

Науки о Земле (геология, география, почвоведение)

1) действующее «Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА»
Основные характеристикипромежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины (модуля)

1
2
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
Форма промежуточной аттестации -   

Экзамен
Место экзамена в графике учебного процесса:  

1) подготовка к экзамену и сдача экзамена осуществляется за счёт учебного времени (трудоёмкости), отведённого на экзаменационную сессию для обучающихся, сроки которой устанавливаются приказом по академии
Форма экзамена - 
2) дата, время и место проведения экзамена определяется графиком сдачи экзаменов, утверждаемым деканом факультета (директором института)
Процедура проведения экзамена -
(Письменный, устный)
Экзаменационная программа по учебной дисциплине:
представлена в оценочных материалах по дисциплине
1) представлена в оценочных материалах по дисциплине

2) охватывает все разделы дисциплины

1
2
Форма промежуточной аттестации - 
зачёт / дифференцированный зачет
Место  процедуры получения зачёта в графике  учебного процесса  
1) участие обучающегося в процедуре получения зачёта   осуществляется за счёт  учебного времени (трудоёмкости), отведённого на изучение дисциплины
Основные условия получения обучающимся зачёта:
2) процедура проводится  в рамках ВАРО, на последней неделе семестра  
1) обучающийся  выполнил все виды учебной работы (включая самостоятельную) и отчитался об их выполнении в сроки, установленные графиком учебного процесса по дисциплине
Основные характеристики промежуточной аттестации обучающихся по итогам изучения дисциплины

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
Цель промежуточной аттестации - 
установление уровня достижения каждым обучающимся целей обучения по данной дисциплине 
 
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
 
Перечень вопросов к зачету по дисциплине

1. Какова форма Земли, каковы ее размеры?  

2. Каково строение земной коры?  

3. Чем отличается строение субконтинентальной коры и где она развита?  

4. Что такое магма и каковы ее свойства?  

5. Каков состав атмосферного воздуха?

6. Что такое прямая, рассеянная и суммарная солнечная радиация? Перечислите основные составляющие радиационного баланса.  

7. Каковы основные составляющие теплового баланса земной поверхности?  

8. Как рассчитывается коэффициент увлажнения?  

9. Образование и типы осадков.  

10. Суточный и годовой ход осадков.  

11. Объясните причины возникновения грозовых явлений.  

12. Что такое наземные гидрометеоры?  

13. Что показывает барометрическая формула?

14. Что такое барические системы? Перечислите известные Вам.

15. Каковы основные типы и свойства воздушных масс.  

16. Водные объекты и их типы. Гидрографическая сеть.  

17. Понятие о гидросфере.

18. Круговорот воды в природе.  

19. Водный баланс Земли.  

20. Ландшафтные катены. Ландшафтные экотоны.  

21. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов.  

22. Морфологическая структура равнинных ландшафтов.  

23. Функционирование и динамика геосистем.  

24. Биогеохимический круговорот и биопродуктивность ландшафтов.  

25. Виды хозяйственной деятельности и их влияние на природные ландшафты.  

26. Классификация антропогенных ландшафтов.

27. Дайте понятие почвам

28. Свойства и режимы почв

29. Классификация почв

Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
 
30. Основные законы географии почв

31.Факторы почвообразования

32. Картографирование земной поверхности

Комплект контрольных вопросов для проведения опросов

1.Вселенная. Космические тела и системы.

2. Движение Земли вокруг оси и его географические следствия.

3. План и карта, их сходство и различие. Масштаб и его виды. Географические координаты.

4. Внутреннее строение и состав Земли, их географические следствия.

5. Понятия «рельеф», «формы рельефа» и «типы рельефа». Основные источники энергии рельефообразования.

6. Гидросфера как сложная целостная система. Происхождение природных вод.

7. Воды суши как часть гидросферы. Место вод суши в круговороте воды на Земле. 8. Атмосфера, ее происхождение, границы, состав, строение. Атмосферный озон. Охрана атмосферы от загрязнения

9. Атмосферные осадки, закономерности их распределения на земном шаре. Атмосферное увлажнение

10. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

11. Круговороты воды, кислорода, углерода, азота, минеральных веществ.

12. Понятие «географическая оболочка». Ее границы.

13. Закономерности пространственного строения географической оболочки.

14. Дифференциация географической оболочки, Природные комплексы как системы. 15. Понятие о ландшафте. Компоненты ландшафта. Морфоструктура ландшафта.

16. Понятие о физико-географическом районировании

17. Географическая среда и общество. Понятие о «ноосфере». Учение В.И. Вернадского о «ноосфере».

18. Значение работ В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, А.А. Григорьева, С.В. Калесника, К.К. Маркова в развитии учения о географической оболочке и ее закономерностях

Перечень дискуссионных тем для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)

1. Энергетика природных процессов. Природные ритмы и циклы.

2. Концепция биосферы и живого вещества.

3. Основные этапы и рубежи в развитии природы Земли.

4. Новая глобальная тектоника: за и против.

5. Развитие понятия о почве в историческом опыте человечества.

6. Узловые научные проблемы современного почвоведения.

7. Этногенез и биосфера Земли. Основы мировосприятий различных цивилизаций.

8. Основные этапы развития русской цивилизации в аспекте взаимодействия природы и общества

Ситуационное задание

1. Тема – Типы взаимодействия природы и общества.

Концепция лекции строится вокруг проблем современного взаимоотношения природы и общества в Байкальском регионе. Обучающиеся учувствуют в обсуждении современных проблем экологии и охраны окружающей среды. Природа дает человеку воздух, без которого нельзя прожить больше 5

мин.; природа дает человеку воду, без которой нельзя прожить несколько дней. Земля (её недра и почва — ее плодородный слой) дает человеку хлеб, тепло, одежду и много других вещей, без которых человек не сможет жить настоящей, полноценной жизнью.

Основные вопросы:

1. Как относится человек к природе?

2. Сохраняет и оберегает ли человек природу?

3. Для чего нужна человеку природа?

Ожидаемые результаты – формирование у обучающихся позиции о необходимости постоянного самосовершенствования в вопросах охраны окружающей среды.

2. Тема лекции - Становление антропогенных ландшафтов.

Концепция лекции заключается в обсуждении вопросов развития общества и изменения ландшафтов. Обсуждается проблема подходов к природным ландшафтам разных цивилизаций, рассматриваются вопросы концепции о ноосфере В.И. Вернадского.

1. Древние цивилизации «благодатного полумесяца»

2. Индейцы, народы Сибири и их ландшафты

3. Возникновения и упадки

4. Рассмотрение учения о ноосфере, предложенной В.И. Вернадским

Ожидаемые результаты – понимание обучающимися проблем антропогенного воздействия на окружающий ландшафт.

Комплект тестовых заданий.

1.В V-III веке Пифагор и Аристотель считали, что Земля по форме наиболее близка к следующей

фигуре:

a.шару;

b.эллипсоиду;

c.плоскости;

d.геоиду;

2. Астеносфера это:

 
a.верхняя мантия;

b.средняя мантия;

c.нижняя мантия;

d.внешнее ядро.

3.Обширные подвижные, сильно расчлененные участки земной коры с разнообразными по

интенсивности и направленности тектоническими движениями получили названия:

a.платформы;

b. щиты;

c. плиты;

d.геосинклинали

4.Совокупность физических, химических и биохимических процессов преобразования горных пород и

слагающих их минералов в приповерхностной части земной коры – это:

a.абразия;

b. эоловые процессы;

c. выветривание;

d.эрозия.

5.Ньютон впервые теоретически обосновал предположение, что форма Земли соответствует:

a. шару;

b.эллипсоиду;

c. плоскости

d. геоиду

6. Граница между нижней мантией и внешним ядром проходит на глубине:

a. 800-1000 км;

b. 2100-2300 км;

c. 2700-2900 км;

d . 4900-5100 км.

7. Относительно устойчивые площади земной коры, выраженные в рельефе равнинными участками

получили названия:

a. платформы;

b.щиты;

c. плиты;

d. геосинклинали.

8. Природные воды считаются пресными при минерализации:

a.0-1 г/л;

b. 1-24,7 г/л;

c. 24,7-50 г/л;

d. более 50 г/л.

9. При каком давлении и температуре вода может одновременно находиться во всех трех агрегатных

состояниях:

a. 610гПа и 0,01о

С;

b. 780 гПа и 0,01оС;

c. 610 гПа и 1оС;

d. 780 гПа и 1оС.

10. Максимальная плотность воды наблюдается при температуре равной:

a. 0 оС;

b. +4о

С;

c. -4 оС;

d. 100 оС.

11. Уравнение водного баланса, описывающее круговорот воды над океаном выглядит так:

a.x + w + y = z;

b. x = y + w + z;

c.x = z.

12.Доля ледников в мировых запасах воды в % от общих запасов воды составляет:

a.96,4%;

b. 1,86%;

c. 1,68%.

13. Максимальная температура поверхностных вод Мирового океана составляет:

a. 20о

С;

b. 30оС;

c. 28оС;

14. Часть дна речной долины, покрываемой водой в половодье или во время паводков, называется:

a.поймой;

b. речной террасой;

c. руслом;

d.старицей.

 
15. Повторяющийся в одно и тоже время года высокий и длительный подъем уровня воды в реке

называется:

a.половодье;

b. паводок;

c. межень.

6. Для озер арктического пояса в весеннее время года характерен следующий тип вертикального

распределения температуры:

a. прямая температурная стратификация;

b.обратная температурная стратификация;

c.гомотермия.

17.Основателем Науки о почвах является:

a.член вольного экономического общества В. В. Докучаев

b. автор теории минерального питания растений Ю. Либих

c. автор теории биогеоценоза академик В.Н. Сукачев

18. Все процессы, протекающие в недрах Земли называются:

a.схизогенными

b. экзогенными

c.эндогенными

19. К наукам, изучающим вещественный состав Земли не относятся:

a. петрография

b. кристаллография

c. минералогия

d.лихенология

20. По гипотезе О.Ю.Шмидта, Земля в начале своего образования была:

a.холодной

b. горячей

21. Горообразование обозначают термином:

a. эпейрогенез

b. орогенез

c. тектонический процесс

22. Минералами называются:

a. горные породы, образовавшиеся из излившейся магмы

b. кристаллы, образовавшиеся под действием высоких давлений температуры 33

c.природные тела в земной коре, имеющие более или менее постоянный химический состав и

определенные химические свойства

23. Дефляция – это:

a. водная эрозия

b.ветровая эрозия

c. карстовые явления

24. В местах, где подземными водами вымыты пески,

проседание почвы называют

a. абразией

b.суффозией

c.тиксотропией

25. На склонах при оттаивании грунты становятся пластичными

и медленно сползают вниз; это явление называется:

a.зандрами

b.озами

c.солифлюкцией

26.Действительно ли, что элювий– это продукты выветривания горных пород,

оставшиеся на месте своего образования:

a.да

b. нет

27. Действительно ли что, делювиальные отложения формируются в нижней части катены:

a. да

b. нет

28. Действительно ли, что аллювиальные отложения являются результатом постоянно действующих

водотоков:

a.да

b. нет

29. К группе факторов почвообразования относятся:

a. климат, моря и океаны, реки, плывуны, горные козлы, пингвины

b.климат, почвообразующие породы, живые и отмершие организмы, рельеф, время

c. климат, почвообразующие породы, живые и отмершие организмы,

d. рельеф, время, антропогенная деятельность

30.Если в полевых условиях, почва скатывается в шар с трудом, а в шнур не скатывается, то данная

почва по гранулометрическому составу является:

a.легким суглинком

 
b. тяжелым суглинком

c. глиной

d. средним суглинком

31. Если почва в руке скатывается в шнур и шар и дает кольцо с трехкопеечную монету, то данная

почва по гранулометрическому составу называются:

a. песок связный

b. супесь

c. тяжелый суглинок

d.глина

32.Растительныйопад хвойных пород:

a.более кислый, чем у лиственных пород

b. менее кислый, чем у лиственных пород

c. имеет щелочную реакцию

33. К почвам лесной зоны относятся:

a. полигональные, бурые, желтоземы и солоди

b. черноземы, красноземы, тундровые глеевые

c.болотные, болотно-подзолистые, дерново-подзолистые

34. Слои почв с более или менее одинаковыми морфологическими признаками называются:

a. генетическими горизонтами

b.почвенным профилем

c.почвогрунтом

35. Для тундровой зоны характерны:

a.полигональные, тундрово-глеевые, болотные, дерновые почвы

b. серые лесные, болотные, дерново-подзолистые почвы

c. болотные и подзолисто-болотные почвы

36. Бонитировка почв это:

a.оценка качества почв по плодородию, выраженная в баллах свойств почв

b. оценка почв по глубине профиля

c. оценка почв характеру вскипания

37. Естественное плодородие почв это:

a. свойство почвы, обусловленное общим запасом элементов питания

b. свойство почвы, измеряемое величиной урожая

c.свойство почвы образовавшейся под естественной растительностью при естественном

протекании почвообразовательных процессов

38. В нижних частях склонов формируются:

a. аллювиальные отложения

b. лессы

c.делювиальные отложения

39. Флювиогляциальные отложения–это отложения:

a. образованные в приледниковых озерах

b. образованные в морях

c.образованные под действием текучих вод ледника

40. Элювий– это:

a.продукты выветривания под влиянием ветра

b. продукты выветривания горных пород под влиянием оползней

c. продукты выветривания горных пород, оставшиеся на месте своего образования

41. Пологоволнистые, иногда заболоченные равнины, представляющие слившиеся между собой

конусы выноса, заполненные флювиогляциальными песками, называются:

a. друмлинами

b.озами

c.зандрами

42. В мире насчитывается около:

a.10 тыс.минералов

b. 8 тыс. минералов

c. 3 тыс. минералов

43. Основными физическими свойствами минералов являются:

a.цвет,твердость, блеск черты

b.цвет черты, твердость, блеск, прозрачность, цвет, плотность, спайность, излом

c. цвет черты, твердость, блеск, прозрачность, цвет, плотность, спайность, излом,

температуропроводность

44. Медь, железо, мышьяк относятся к типу:

a. сульфидов

b. типу кислородных соединений

c. типу простых веществ

45. Места отложений принесенных водой частиц в устьевой оврага или балки

называется:

a. базисом эрозии

b. конусом выноса

 
c. квадратом выноса
 
Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов

1. Жизнь и научное творчество А. Вегенера

2. Жизнь и научное творчество В.И. Вернадского

3. Жизнь и творчество А.Л. Чижевского

4. Жизнь и научное творчество В.В. Докучаева.

5. Стихийные природные явления. Антропогенные процессы в литосфере.

6. Влияние гидрологических процессов на природные условия. Водные ресурсы.

7. Реки, их распространение на земном шаре. Народнохозяйственное значение рек. Хозяйственные мероприятия, влияющие на речной сток.

8. Виды колебаний водности рек. Классификация рек по водному режиму.

9. Гидрохимический режим рек. Гидробиологические особенности рек.

10. Термический и ледовый режим водохранилищ. Гидрохимический и гидробиологический режим водохранилищ. Их размещение на земном шаре.

11. Развитие торфяного болота. Влияние болот и их осушения на речной сток.

12. История развития метеорологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений. Дистанционные и автоматические системы метеорологический измерений.

13. Роль ледников в питании и режиме рек. Практическое значение горных ледников.

14. Суточный и годовой ход температуры

15. Барические системы. Суточный и годовой ход давления. Суточный и годовой ход ветра.

16. Географическое распределение солнечной радиации. Географическое распределение климатических элементов на земном шаре. Классификация климатов

 
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Критерии оценки к экзамену
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.

Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.

Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к зачету и зачету с оценкой
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные 

УДАЛИТЕ НЕНУЖНЫЙ
 
программой.

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Критерии оценки к курсовой работе/ проекту
оценка «отлично» (86-100 баллов) - выставляется обучающемуся, если работа выполнена самостоятельно в соответствии с заданием и в полном объеме, полученные результаты интерпретированы применительно к исследуемому объекту, основные положения работы освещены в докладе, ответы на вопросы удовлетворяют членов комиссии, качество оформления пояснительной записки и иллюстративных материалов отвечает предъявляемым требованиям;

оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;

оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;

оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.

Критерии оценки к зачету/зачету с оценкой отчета по практике
Отчет должен быть защищен обучающимся по окончании практики в соответствии с графиком, установленным кафедрой совместно с деканатом/директоратом. Требования к оформлению отчета, порядок защиты устанавливаются методическими изданиями в соответствие с Положением «О практике обучающихся, осваивающих ОПОП высшего образования» СТО СМК 7.1.П.-39.0-2017.

зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;  

- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;

- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;  

незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:

- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;  

- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;

- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;

- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;

- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.

 
Критерии оценивания контрольной работы текущего контроля успеваемости обучающихся (рекомендуемое)

 
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);

– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);

– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);

– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);

– использование дополнительного материала;

– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85  баллов

«хорошо»

Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень дискуссионных тем

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- теоретический уровень знаний;

- качество ответов на вопросы;

- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);

- практическая ценность материала;

- способность делать выводы;

- способность отстаивать собственную точку зрения;

- способность ориентироваться в представленном материале;

- степень участия в общей дискуссии.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы дискуссионных тем и вопросов для круглого стола

(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)  

86-100 баллов

«отлично»

Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно

используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.

71-85 баллов

Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет
 
«хорошо»

один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-70 баллов

«удовлетво-рительно»

Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
Перечень заданий для контрольной работы

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– правильность формулировки и использования понятий и категорий;

– правильность выполнения заданий/ решения задач;

– аккуратность оформления работы и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для контрольной работы

(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)

86-100 баллов

«отлично»

Полное раскрытие темы, указание точных названий и определений, правильная формулировка понятий и категорий, приведены все необходимые формулы, соответствующая статистика и т.п., все задания выполнены верно (все задачи решены правильно), работа выполнена аккуратно, без помарок.
71-85  баллов

«хорошо»

Недостаточно полное раскрытие темы, одна-две несущественные ошибки в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных и т. п., кардинально не меняющие суть изложения, наличие незначительного количества грамматических и стилистических ошибок, одна-две несущественные погрешности при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена аккуратно.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Ответ отражает лишь общее направление изложения лекционного материала, наличие более двух несущественных или одной-двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, формулах, статистических данных и т. п.; большое количество грамматических и стилистических ошибок, одна-две существенные ошибки при выполнении заданий или в решениях задач. Работа выполнена небрежно.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся демонстрирует слабое понимание программного материала. Тема не раскрыта, более двух существенных ошибок в определении понятий и категорий, в формулах, статистических данных, при выполнении заданий или в решениях задач, наличие грамматических и стилистических ошибок и др.
 
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;

– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;

– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;

– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;

– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы

и др.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):

Критерии оценивания контрольной работы для практических (лабораторных) работ

 

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы.
71-85  баллов

«хорошо»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Выполнены все задания практической (лабораторной) работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической (лабораторной) работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы.
 
Комплект заданий

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

В качестве критериев могут быть выбраны, например:

– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;

– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;

– способность выполнять вычисления;

– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;

– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;

– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для выполнения

расчетно-графической работы,  работы на тренажере

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов

«отлично»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Вычисления выполнены четко, ответы на вопросы, выводы к работе отражают точку зрения обучающегося на решаемую проблему. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
71-85  баллов

«хорошо»

Все материалы, расчеты, построения оформлены согласно требованиям и демонстрируют достаточно высокий уровень освоения теоретического материала, способность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют несущественные ошибки при вычислениях и построении чертежей, не влияющие на общий результат работы, при грамотном ответе на большинство поставленных вопросов. Все материалы представлены в установленный срок, не требуют дополнительного времени на завершение. 
56-70  баллов

«удовлетво-рительно»

Материалы, расчеты, построения оформлены с ошибками, не в полном объеме, демонстрируют наличие пробелов в освоении теоретического материала, низкий уровень способности составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. В работе присутствуют ошибки, которые не оказывают существенного влияния на окончательный результат. Работа оформлена неаккуратно, представлена с задержкой и требует дополнительного времени на завершение.
0-55  баллов

«неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень освоения теоретического материала, неспособность составлять и реализовать алгоритм решения по исходным данным. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Обучающийся не может ответить на замечания преподавателя, не владеет материалом работы, не в состоянии дать объяснения выводам и теоретическим положениям данной работы. Оформление работы не соответствует требованиям.
 
Материалы тестовых заданий

Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:

Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)

Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Критерии оценивания контрольной работы тестовых заданий

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Выполнено 86-100% заданий
71-85  баллов «хорошо»

Выполнено 71-85% заданий 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Выполнено 56-70% заданий
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Выполнено 0-56% заданий
Примерные критерии оценивания:

- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Демонстрирует очень высокий/высокий уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
71-85  баллов «хорошо»

Демонстрирует достаточно высокий/выше среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Все требования, предъявляемые к заданию, выполнены.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Большинство требований, предъявляемых к заданию, выполнены.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Демонстрирует низкий/ниже среднего уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Многие требования, предъявляемые к заданию, не выполнены. Нет ответа. Не было попытки решить задачу.
Задачи репродуктивного уровня  

Задачи реконструктивного уровня

Задачи творческого уровня

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота знаний теоретического контролируемого материала;

– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;

– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;

– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;

– полнота и правильность выполнения задания.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы разноуровневых задач (заданий)

 
Перечень тем эссе/докладов/рефератов/сообщений и т.п.

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

– полнота раскрытия темы;

– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;

– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;

– умение логически выстроить материал ответа;

– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;

– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);

Критерии оценивания контрольной работы темы эссе

(рефератов, докладов, сообщений)

 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, отсутствуют ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

– выполнение требований к оформлению работы.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).

Примерная шкала оценивания письменных работ:

71-85  баллов «хорошо»

Содержание ответа в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано знание фактического материала, встречаются несущественные фактические ошибки.

Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.

Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.

Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.

Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.

Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.

56-70  баллов  «удовлетво-рительно»

Содержание работы в целом соответствует теме задания. Продемонстрировано удовлетворительное знание фактического материала, есть фактические ошибки (25– 30%).

Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.

Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.

Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.

Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.

Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.

0-55  баллов  «неудовлетворительно»

Содержание ответа не соответствует теме задания или соответствует ему в очень малой степени.

Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.

Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.

Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

 
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.

Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).

Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.

 
Критерии оценивания контрольной работы участия обучающегося в активных формах обучения (доклады, выступления на семинарах, практических занятиях и пр.):

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Полное раскрытие вопроса; указание точных названий и определений; правильная формулировка понятий и категорий; самостоятельность ответа, умение вводить и использовать собственные классификации и квалификации, анализировать и делать собственные выводы по рассматриваемой теме; использование дополнительной литературы и иных материалов и др.
71-85  баллов «хорошо»

Недостаточно полное, по мнению преподавателя, раскрытие темы; несущественные ошибки в определении понятий, категорий и т.п., кардинально не меняющих суть изложения; использование устаревшей учебной литературы и других источников
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Отражение лишь общего направления изложения лекционного материала и материала современных учебников; наличие достаточного количества несущественных или одной - двух существенных ошибок в определении понятий и категорий и т. п.; использование устаревшей учебной литературы и других источников; неспособность осветить проблематику учебной дисциплины и др.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Темы не раскрыта; большое количество существенных ошибок; отсутствие умений и навыков, обозначенных выше в качестве критериев выставления положительных оценок и др.
 
Задание (я):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);

- оригинальность подхода (новаторство, креативность);

- применимость решения на практике;

- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы кейс-задач

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы.
71-85 баллов «хорошо»

Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения требуют исправления незначительных ошибок.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Демонстрирует средний уровень знаний, умений, навыков в соответствии с критериями оценивания. Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует  поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
 
Тема (проблема)

Концепция игры

Роли:

Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)

Ожидаемый (е) результат(ы)

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

­ качество усвоения информации;

­ выступление;

­ содержание вопроса;

­ качество ответов на вопросы;

­ значимость дополнений, возражений, предложений;

­ уровень делового сотрудничества;

­ соблюдение правил деловой игры;

­ соблюдение регламента;

­ активность;

­ правильное применение профессиональной лексики.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для деловой (ролевой) игры

Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики; ответы и выступления четкие и краткие, логически последовательные; активное участие в деловой игре.
71-85 баллов «хорошо»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены с использованием профессиональной лексики с незначительными ошибками; ответы и выступления в основном краткие, но не всегда четкие и логически последовательные; участие в деловой игре.
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Участник деловой игры продемонстрировал понимание сути поставленной проблемы; теоретические положения изложены со слабым использованием профессиональной лексики; ответы и выступления многословные, нечеткие и без должной логической последовательности; пассивное участие в деловой игре.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Участник деловой игры продемонстрировал затруднения в понимании сути поставленной проблемы; отсутствие необходимых знаний и умений для решения проблемы; затруднения в построении самостоятельных высказываний; обучающийся практически не принимает участия в игре.
 
Баллы

для учета в рейтинге (оценка)

Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично»

Работа демонстрирует точное понимание задания. Все материалы имеют непосредственное отношение к теме; источники цитируются правильно. Результаты работы представлены четко и логично, информация точна и отредактирована. Работа отличается яркой индивидуальностью и выражает точку зрения обучающегося.
71-85  баллов «хорошо»

Помимо материалов, имеющих непосредственное отношение к теме, включаются некоторые материалы, не имеющие отношение к ней; используется ограниченное количество источников. Не вся информация взята из достоверных источников; часть информации неточна или не имеет прямого отношения к теме. Недостаточно выражена собственная позиция и оценка информации. 
56-70  баллов «удовлетво-рительно»

Часть материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется 2-3 источника. Делается слабая попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается четкого ответа на поставленные вопросы. Нет критического взгляда на проблему.
0-55  баллов «неудовлетворительно»

Больше половины материалов не имеет непосредственного отношения к теме, используется один источник. Не делается попытка проанализировать информацию. Материал логически не выстроен и подан внешне непривлекательно, не дается ответа на поставленные вопросы.
Групповые творческие задания (проекты):

Индивидуальные творческие задания (проекты):

Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерные критерии оценивания:

- актуальность темы;

- соответствие содержания работы выбранной тематике;

- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;

- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;

- новизна полученных данных;

- личный вклад обучающихся;

- возможности практического использования полученных данных.

Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)

Примерная шкала оценивания:

Критерии оценивания контрольной работы для тем групповых и/или индивидуальных творческих заданий/проектов

 
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ведомость изменений

п/п

Вид обновлений
Содержание изменений, вносимых в ОПОП
Обснование изменений
1
2
3
4
5
6