учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: Понимание основных концепций и методов их познания на основе наук о земле. Познание и глубокое понимание государственной стратегии охраны природы и сохранения экологического равновесия экосистем
ОПК-6: Способен использовать в профессиональной деятельности основные законы физики, химии, наук о Земле и биологии, применять методы математического анализа и моделирования, теоретических и экспериментальных исследований, приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии;;
обрабатывать полученную информацию; экологической экспертизой всех форм хозяйственной деятельности:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
Темы рефератов
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
Перечень тем к ситуационному заданию
Комплект тестовых заданий
Науки о Земле (геология, география, почвоведение)
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Какова форма Земли, каковы ее размеры?
2. Каково строение земной коры?
3. Чем отличается строение субконтинентальной коры и где она развита?
4. Что такое магма и каковы ее свойства?
5. Каков состав атмосферного воздуха?
6. Что такое прямая, рассеянная и суммарная солнечная радиация? Перечислите основные составляющие радиационного баланса.
7. Каковы основные составляющие теплового баланса земной поверхности?
8. Как рассчитывается коэффициент увлажнения?
9. Образование и типы осадков.
10. Суточный и годовой ход осадков.
11. Объясните причины возникновения грозовых явлений.
12. Что такое наземные гидрометеоры?
13. Что показывает барометрическая формула?
14. Что такое барические системы? Перечислите известные Вам.
15. Каковы основные типы и свойства воздушных масс.
16. Водные объекты и их типы. Гидрографическая сеть.
17. Понятие о гидросфере.
18. Круговорот воды в природе.
19. Водный баланс Земли.
20. Ландшафтные катены. Ландшафтные экотоны.
21. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов.
22. Морфологическая структура равнинных ландшафтов.
23. Функционирование и динамика геосистем.
24. Биогеохимический круговорот и биопродуктивность ландшафтов.
25. Виды хозяйственной деятельности и их влияние на природные ландшафты.
26. Классификация антропогенных ландшафтов.
27. Дайте понятие почвам
28. Свойства и режимы почв
29. Классификация почв
31.Факторы почвообразования
32. Картографирование земной поверхности
Комплект контрольных вопросов для проведения опросов
1.Вселенная. Космические тела и системы.
2. Движение Земли вокруг оси и его географические следствия.
3. План и карта, их сходство и различие. Масштаб и его виды. Географические координаты.
4. Внутреннее строение и состав Земли, их географические следствия.
5. Понятия «рельеф», «формы рельефа» и «типы рельефа». Основные источники энергии рельефообразования.
6. Гидросфера как сложная целостная система. Происхождение природных вод.
7. Воды суши как часть гидросферы. Место вод суши в круговороте воды на Земле. 8. Атмосфера, ее происхождение, границы, состав, строение. Атмосферный озон. Охрана атмосферы от загрязнения
9. Атмосферные осадки, закономерности их распределения на земном шаре. Атмосферное увлажнение
10. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
11. Круговороты воды, кислорода, углерода, азота, минеральных веществ.
12. Понятие «географическая оболочка». Ее границы.
13. Закономерности пространственного строения географической оболочки.
14. Дифференциация географической оболочки, Природные комплексы как системы. 15. Понятие о ландшафте. Компоненты ландшафта. Морфоструктура ландшафта.
16. Понятие о физико-географическом районировании
17. Географическая среда и общество. Понятие о «ноосфере». Учение В.И. Вернадского о «ноосфере».
18. Значение работ В.В. Докучаева, В.И. Вернадского, Л.С. Берга, А.А. Григорьева, С.В. Калесника, К.К. Маркова в развитии учения о географической оболочке и ее закономерностях
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
1. Энергетика природных процессов. Природные ритмы и циклы.
2. Концепция биосферы и живого вещества.
3. Основные этапы и рубежи в развитии природы Земли.
4. Новая глобальная тектоника: за и против.
5. Развитие понятия о почве в историческом опыте человечества.
6. Узловые научные проблемы современного почвоведения.
7. Этногенез и биосфера Земли. Основы мировосприятий различных цивилизаций.
8. Основные этапы развития русской цивилизации в аспекте взаимодействия природы и общества
Ситуационное задание
1. Тема – Типы взаимодействия природы и общества.
Концепция лекции строится вокруг проблем современного взаимоотношения природы и общества в Байкальском регионе. Обучающиеся учувствуют в обсуждении современных проблем экологии и охраны окружающей среды. Природа дает человеку воздух, без которого нельзя прожить больше 5
мин.; природа дает человеку воду, без которой нельзя прожить несколько дней. Земля (её недра и почва — ее плодородный слой) дает человеку хлеб, тепло, одежду и много других вещей, без которых человек не сможет жить настоящей, полноценной жизнью.
Основные вопросы:
1. Как относится человек к природе?
2. Сохраняет и оберегает ли человек природу?
3. Для чего нужна человеку природа?
Ожидаемые результаты – формирование у обучающихся позиции о необходимости постоянного самосовершенствования в вопросах охраны окружающей среды.
2. Тема лекции - Становление антропогенных ландшафтов.
Концепция лекции заключается в обсуждении вопросов развития общества и изменения ландшафтов. Обсуждается проблема подходов к природным ландшафтам разных цивилизаций, рассматриваются вопросы концепции о ноосфере В.И. Вернадского.
1. Древние цивилизации «благодатного полумесяца»
2. Индейцы, народы Сибири и их ландшафты
3. Возникновения и упадки
4. Рассмотрение учения о ноосфере, предложенной В.И. Вернадским
Ожидаемые результаты – понимание обучающимися проблем антропогенного воздействия на окружающий ландшафт.
Комплект тестовых заданий.
1.В V-III веке Пифагор и Аристотель считали, что Земля по форме наиболее близка к следующей
фигуре:
a.шару;
b.эллипсоиду;
c.плоскости;
d.геоиду;
2. Астеносфера это:
b.средняя мантия;
c.нижняя мантия;
d.внешнее ядро.
3.Обширные подвижные, сильно расчлененные участки земной коры с разнообразными по
интенсивности и направленности тектоническими движениями получили названия:
a.платформы;
b. щиты;
c. плиты;
d.геосинклинали
4.Совокупность физических, химических и биохимических процессов преобразования горных пород и
слагающих их минералов в приповерхностной части земной коры – это:
a.абразия;
b. эоловые процессы;
c. выветривание;
d.эрозия.
5.Ньютон впервые теоретически обосновал предположение, что форма Земли соответствует:
a. шару;
b.эллипсоиду;
c. плоскости
d. геоиду
6. Граница между нижней мантией и внешним ядром проходит на глубине:
a. 800-1000 км;
b. 2100-2300 км;
c. 2700-2900 км;
d . 4900-5100 км.
7. Относительно устойчивые площади земной коры, выраженные в рельефе равнинными участками
получили названия:
a. платформы;
b.щиты;
c. плиты;
d. геосинклинали.
8. Природные воды считаются пресными при минерализации:
a.0-1 г/л;
b. 1-24,7 г/л;
c. 24,7-50 г/л;
d. более 50 г/л.
9. При каком давлении и температуре вода может одновременно находиться во всех трех агрегатных
состояниях:
a. 610гПа и 0,01о
С;
b. 780 гПа и 0,01оС;
c. 610 гПа и 1оС;
d. 780 гПа и 1оС.
10. Максимальная плотность воды наблюдается при температуре равной:
a. 0 оС;
b. +4о
С;
c. -4 оС;
d. 100 оС.
11. Уравнение водного баланса, описывающее круговорот воды над океаном выглядит так:
a.x + w + y = z;
b. x = y + w + z;
c.x = z.
12.Доля ледников в мировых запасах воды в % от общих запасов воды составляет:
a.96,4%;
b. 1,86%;
c. 1,68%.
13. Максимальная температура поверхностных вод Мирового океана составляет:
a. 20о
С;
b. 30оС;
c. 28оС;
14. Часть дна речной долины, покрываемой водой в половодье или во время паводков, называется:
a.поймой;
b. речной террасой;
c. руслом;
d.старицей.
называется:
a.половодье;
b. паводок;
c. межень.
6. Для озер арктического пояса в весеннее время года характерен следующий тип вертикального
распределения температуры:
a. прямая температурная стратификация;
b.обратная температурная стратификация;
c.гомотермия.
17.Основателем Науки о почвах является:
a.член вольного экономического общества В. В. Докучаев
b. автор теории минерального питания растений Ю. Либих
c. автор теории биогеоценоза академик В.Н. Сукачев
18. Все процессы, протекающие в недрах Земли называются:
a.схизогенными
b. экзогенными
c.эндогенными
19. К наукам, изучающим вещественный состав Земли не относятся:
a. петрография
b. кристаллография
c. минералогия
d.лихенология
20. По гипотезе О.Ю.Шмидта, Земля в начале своего образования была:
a.холодной
b. горячей
21. Горообразование обозначают термином:
a. эпейрогенез
b. орогенез
c. тектонический процесс
22. Минералами называются:
a. горные породы, образовавшиеся из излившейся магмы
b. кристаллы, образовавшиеся под действием высоких давлений температуры 33
c.природные тела в земной коре, имеющие более или менее постоянный химический состав и
определенные химические свойства
23. Дефляция – это:
a. водная эрозия
b.ветровая эрозия
c. карстовые явления
24. В местах, где подземными водами вымыты пески,
проседание почвы называют
a. абразией
b.суффозией
c.тиксотропией
25. На склонах при оттаивании грунты становятся пластичными
и медленно сползают вниз; это явление называется:
a.зандрами
b.озами
c.солифлюкцией
26.Действительно ли, что элювий– это продукты выветривания горных пород,
оставшиеся на месте своего образования:
a.да
b. нет
27. Действительно ли что, делювиальные отложения формируются в нижней части катены:
a. да
b. нет
28. Действительно ли, что аллювиальные отложения являются результатом постоянно действующих
водотоков:
a.да
b. нет
29. К группе факторов почвообразования относятся:
a. климат, моря и океаны, реки, плывуны, горные козлы, пингвины
b.климат, почвообразующие породы, живые и отмершие организмы, рельеф, время
c. климат, почвообразующие породы, живые и отмершие организмы,
d. рельеф, время, антропогенная деятельность
30.Если в полевых условиях, почва скатывается в шар с трудом, а в шнур не скатывается, то данная
почва по гранулометрическому составу является:
a.легким суглинком
c. глиной
d. средним суглинком
31. Если почва в руке скатывается в шнур и шар и дает кольцо с трехкопеечную монету, то данная
почва по гранулометрическому составу называются:
a. песок связный
b. супесь
c. тяжелый суглинок
d.глина
32.Растительныйопад хвойных пород:
a.более кислый, чем у лиственных пород
b. менее кислый, чем у лиственных пород
c. имеет щелочную реакцию
33. К почвам лесной зоны относятся:
a. полигональные, бурые, желтоземы и солоди
b. черноземы, красноземы, тундровые глеевые
c.болотные, болотно-подзолистые, дерново-подзолистые
34. Слои почв с более или менее одинаковыми морфологическими признаками называются:
a. генетическими горизонтами
b.почвенным профилем
c.почвогрунтом
35. Для тундровой зоны характерны:
a.полигональные, тундрово-глеевые, болотные, дерновые почвы
b. серые лесные, болотные, дерново-подзолистые почвы
c. болотные и подзолисто-болотные почвы
36. Бонитировка почв это:
a.оценка качества почв по плодородию, выраженная в баллах свойств почв
b. оценка почв по глубине профиля
c. оценка почв характеру вскипания
37. Естественное плодородие почв это:
a. свойство почвы, обусловленное общим запасом элементов питания
b. свойство почвы, измеряемое величиной урожая
c.свойство почвы образовавшейся под естественной растительностью при естественном
протекании почвообразовательных процессов
38. В нижних частях склонов формируются:
a. аллювиальные отложения
b. лессы
c.делювиальные отложения
39. Флювиогляциальные отложения–это отложения:
a. образованные в приледниковых озерах
b. образованные в морях
c.образованные под действием текучих вод ледника
40. Элювий– это:
a.продукты выветривания под влиянием ветра
b. продукты выветривания горных пород под влиянием оползней
c. продукты выветривания горных пород, оставшиеся на месте своего образования
41. Пологоволнистые, иногда заболоченные равнины, представляющие слившиеся между собой
конусы выноса, заполненные флювиогляциальными песками, называются:
a. друмлинами
b.озами
c.зандрами
42. В мире насчитывается около:
a.10 тыс.минералов
b. 8 тыс. минералов
c. 3 тыс. минералов
43. Основными физическими свойствами минералов являются:
a.цвет,твердость, блеск черты
b.цвет черты, твердость, блеск, прозрачность, цвет, плотность, спайность, излом
c. цвет черты, твердость, блеск, прозрачность, цвет, плотность, спайность, излом,
температуропроводность
44. Медь, железо, мышьяк относятся к типу:
a. сульфидов
b. типу кислородных соединений
c. типу простых веществ
45. Места отложений принесенных водой частиц в устьевой оврага или балки
называется:
a. базисом эрозии
b. конусом выноса
1. Жизнь и научное творчество А. Вегенера
2. Жизнь и научное творчество В.И. Вернадского
3. Жизнь и творчество А.Л. Чижевского
4. Жизнь и научное творчество В.В. Докучаева.
5. Стихийные природные явления. Антропогенные процессы в литосфере.
6. Влияние гидрологических процессов на природные условия. Водные ресурсы.
7. Реки, их распространение на земном шаре. Народнохозяйственное значение рек. Хозяйственные мероприятия, влияющие на речной сток.
8. Виды колебаний водности рек. Классификация рек по водному режиму.
9. Гидрохимический режим рек. Гидробиологические особенности рек.
10. Термический и ледовый режим водохранилищ. Гидрохимический и гидробиологический режим водохранилищ. Их размещение на земном шаре.
11. Развитие торфяного болота. Влияние болот и их осушения на речной сток.
12. История развития метеорологии. Метеорологические приборы и методы наблюдений. Дистанционные и автоматические системы метеорологический измерений.
13. Роль ледников в питании и режиме рек. Практическое значение горных ледников.
14. Суточный и годовой ход температуры
15. Барические системы. Суточный и годовой ход давления. Суточный и годовой ход ветра.
16. Географическое распределение солнечной радиации. Географическое распределение климатических элементов на земном шаре. Классификация климатов
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п