учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Жамьянов Б.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучить основные понятия и термины, применяемые в области овцеводства; - изучить шерстную, мясную, овчинно-шубную и молочную продуктивность овец; - изучить методы учета, выращивания, содержания, воспроизводства и кормления овец
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических факторов;
ИД-1ОПК-2
ИД-2ОПК-2
ИД-3ОПК-2
ИД-1 ОПК-4 Знать: основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы решения общепрофессиональных задач
Знает и понимает основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы решения общепрофессиональных задач :
статистическую обработку
результатов опытов,
формулировать выводы
обосновывать использование приборно-инструментальной базы при решении
общепрофессиональных задач
:
Владеет
: навыками использования в профессиональной деятельности современных технологий и методов решении общепрофессиональных задач
:
ОПК-4: Способен обосновывать и реализовывать в профессиональной деятельности современные технологии с использованием приборно-инструментальной базы и использовать основные естественные, биологические и профессиональные понятия, а также методы при решении общепрофессиональных задач;
ИД-1ОПК-2
ИД-2ОПК-2
ИД-3ОПК-2
ИД-1 ОПК-4 Знать: основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы решения общепрофессиональных задач
Знает и понимает основные естественные, биологические и профессиональные понятия и методы решения общепрофессиональных задач :
обосновывать использование приборно-инструментальной базы при решении
общепрофессиональных задач
:
обосновывать использование приборно- инструментальной базы при решении общепрофессиональны х задач
Владеет
: навыками использования в профессиональной деятельности современных технологий и методов решении общепрофессиональных задач
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Некоторые физиологические параметры здоровых овец и их сородичей
тонкорунного,
полутонкорунного,
грубошёрстного и полугрубошерстного)
Оценка племенных качеств животных
Виды кормов для овец и их влияние на организм
Составление рационов для кормления баранов-производителей, овцематок, молодняка старше года
Соматос-Мини; Лактан; Комплект по определению массовой доли азота и белка по Кьельдалю «Кельтран»; Прибор для определения жира по Сокслету, Муфельная печь, Сушильный шкаф, Аквадистиллятор. аппарат вращения родотест, весы РП-150,
Список ПО: Антивирус Kaspersky, Корпоративный портал БГСХА. 1C-Битрикс, «Информационный модуль сайта – VIKON», Система Антиплагиат, Microsoft OfficeStd 2016 , Microsoft OfficeProPlus 2016, Почтовый сервер Mdaemon 10.0-Pro, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic , Microsoft Office Professional Plus 2007, Microsoft Windows Server Standard 2008, Сервер СУБД Microsoft SQL, «Планы», «Конвертер поручений», «Авторасписание AVTOR».
Чикалев А.И. Овцеводство и козоводство : Учебник / А. И. Чикалев, Ю. А. Юлдашбаев. - 1. - Москва : ООО "КУРС" ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2018. - 228 с. - ISBN 9785906818676 : ˜Б. ц.
Дополнительная литература
Мороз В.А. Овцеводство и козоводство : Рек. МСХ РФ в качестве учебника для студентов вузов по спец. 310700"Зоотехния" / Мороз В.А. - Ставрополь : Книжное изд-во, 2002. - 453 с. : ил. - 1000 экз.. - ISBN 5-7644-0934-9 :- 30 экз.
Юлдашбаев, Ю. А. Практикум по овцеводству : учебное пособие / Ю. А. Юлдашбаев, М. Б. Улимбашев, О. В. Назарченко, Б. К. Салаев. - Санкт-Петербург : Лань, 2019. - 192 с. - URL:
Чикалев А.И. Овцеводство : Учебник / А. И. Чикалев. - 1. - Москва : ООО "КУРС" ; Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2015. - 200 с. - ISBN 9785905554728 : ˜Б. ц. — (Высшее образование: Бакалавриат)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Овцеводство и козоводство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Современное состояние овцеводства и перспективы его развития в условиях рынка
2. Биологические и анатомические особенности овец
3. Предки домашних овец
4. Экстерьер и конституция овец различного направления продуктивности
5. Половая зрелость овец и возраст первой случки
6. Значение производства продуктов овцеводства
7. Молочная продуктивность овец
8. Характеристика тонкорунных овец различных направлений продуктивности
9. Перспективы развития грубошерстного и полугрубошерстного овцеводства
10. Тонкорунное овцеводство, его значение и дальнейшее развитие
11. Характеристика полутонкорунных овец различных направлений продуктивности
12. Характеристика полугрубошерстных пород овец
13. Характеристика шубных пород овец
14. Основные принципы подбора баранов к маткам разных классов
15. Мясная продуктивность овец
16. Шубно-меховая продуктивность овец
17. Химический состав и питательная ценность баранины
18. Физико-механические свойства шерсти
19. Типы шерстинок и их гистологическое строение
20. Подготовка помещения и овец к стрижке и методы стрижки
21. Индивидуальная бонитировка овец: ее организация, сроки и техника проведения
22. Сроки ягнения, их недостатки и преимущества
23. Организация и техника проведения искусственного осеменения овец
24. Проведение стрижки овец
25. Методы выращивания ягнят при зимнем ягнении овец
26. Методы выращивания ягнят при весеннем ягнении
27. Сроки и техника отбивки ягнят от маток и формирование отар молодняка
28. Техника классировки шерсти и подготовка ее к реализации
29. Структура стада и формирование отар
30. Классная бонитировка и принцип подразделения овец на классы
31. Организация летнего содержания и кормления овец
32. Выращивание молодняка после отбивки
33. Подготовка баранов-производителей и маток к случке
35. Методы отбора овец, их недостатки и преимущества
36. Отбор и выращивание племенных баранчиков
37. Половая зрелость овец и возраст первой случки
38. Пороки шерсти и мера борьбы с ними
39. Жиропот шерсти и его значение
40. Характеристика тонкорунных овец различных направлений продуктивности
41. Гистологическое строение кожи тонкорунных и грубошерстных овец
42. Заготовительные стандарты на тонкую шерсть
43. Ключ индивидуальной бонитировки тонкорунных овец
44. Ключ индивидуальной бонитировки грубошерстных овец
45. Ключ индивидуальной бонитировки полугрубошерстных овец
46. Значение производства продуктов овцеводства
47. Организация зимнего кормления и содержания овец
48. Романовская порода
49. Бурятский внутрипородный тип забайкальской тонкорунной породы
50. Бурятская полугрубошерстная порода
51. Бурятская грубошерстная порода «Буубэй»
52. Формы отчетности (ОКЗ) племенного учета в овцеводстве.
53. Зимнее пастбищное содержание овец в условиях Забайкалья
54. Выход мытой шерсти и методы его определения
55. Правила формирования отар овец.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Предки домашних овец?
2. Биологические особенности овец.
3. Зоологическая классификация овец.
4. Производственная классификация овец.
5. Классификация типов конституции по П.Н. Кулешову и М.Ф. Иванову.
6. Характеристика овец грубого и нежного типов конституции.
7. Характеристика овец плотного и рыхлого типов конституции
8. Характеристика крепкого типа конституции
9. Значение оценки экстерьера овец.
10. Определение возраста по зубам.
11. Методы разведения овец вы знаете?
12. Цели и задачи чистопородного разведения.
13. Инбридинг и его место в селекции.
14. Линейное разведение овец.
15. Примеры гибридизации в овцеводстве.
16. Цели и задачи воспроизводительного скрещивания.
17. Значение промышленного скрещивания для увеличения производства продукции овцеводства.
18. Какая преследуется цель при вводном скрещивании.
19. Переменное скрещивание, его задачи и цель.
20. Значение гетерозиса в овцеводстве.
21. Отбор овец по собственной продуктивности.
22. Отбор овец по происхождению.
23. Методы оценки баранов по качеству потомства.
24. Значение однородного подбора в овцеводстве.
25. Цель и задачи разнородного подбора овец.
26. Групповой и индивидуальный подбор овец.
27. Организация и проведение бонитировки овец.
28. Бонитировочный ключ для тонкорунных овец.
29. Характеристика бонитировочных классов овец.
30. Тонкорунные породы овец шерстного направления продуктивности, общая характеристика.
31. Стандарты на живую массу, настриг и длину шерсти для овец шерстного направления продуктивности.
32. Тонкорунные породы овец шерстно-мясного направления продуктивности группы А, общая характеристика.
33. Стандарты на живую массу, настриг и длину шерсти для овец шерстно-мясного направления группы А продуктивности.
34. Тонкорунные породы овец шерстно-мясного направления продуктивности группы Б, общая характеристика.
35. Стандарты на живую массу, настриг и длину шерсти для овец шерстно-мясного направления группы Б продуктивности.
36. Тонкорунные породы овец мясо-шерстного направления продуктивности, общая характеристика.
37. Стандарты на живую массу, настриг и длину шерсти для овец мясо-шерстного направления продуктивности.
38. Формы отчетности (ОКЗ) племенного учета в овцеводстве.
39. Методы мечения овец.
Комплект тестовых заданий
1. Назовите численность овец в Республике Бурятия (тыс. гол.)?
а) 150;
б) 170;
в) 190;
г) 210.
2 Сколько видов продукции получают от овцеводства?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
3.Критические периоды роста и развития плода в утробе матери (дней)?
а) 0-50;
6)50-100;
в) 100-150.
4 Продолжительность хозяйственного использования овец (лет)?
а) 6-7; I .
б) 8-9;
в) 10-11;
г) 4-5.
5 Какой вид диких овец является предком мясо-сальных курдючных овец?
а) муфлон;
б) аргали;
в) архар;
г) толсторогий.
7. Питательность рационов у тонкорунных маток с живой массой 50 кг во второй половине суягности (корм. ед.):
а) 1,1;
б) 1,2;
в) 1,3;
г) 1,4.
8. Питательность рационов для 6-8 месячных ярок с живой массой 31-36 кг, с настригом мытой шерсти 2-2,5 кг (корм.ед):
а)0,9;
6)0,75;
в) 0,8;
г) 0,85.
9. Питательность рационов для 6-8 месячных баранчиков с живой массой 35-42 кг, с настригом мытой шерсти 3-3,5 кг (корм.ед):
а) 0,9;
6)1,1;
в) 1,15;
г) 1,0
10. Техника скармливания грубых кормов овцам?
а) с пола;
б) с комбинированных кормушек;
в) с ясель;
г) со стога.
11. Минимальные требования к живой массе маток кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 50; 6)52;
в) 46;
г) 48.
12. Минимальные требования к настригу баранов взрослых 1 кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 6,5;
б) 6,0;
в) 5,5;
г) 5,0.
13. Минимальные требования к настригу ярок кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2,4;
б) 2,2;
в) 2,0;
г) 1,8.
14. Минимальные требования к настригу ярок I кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2,4;
б) 2,2;
в) 2,0;
г) 1,8.
15. Какой вид отбора применяется в племенных хозяйствах?
а) индивидуальный;
в) естественный;
г) бессознательный.
16. Какой метод скрещивания применяется при совершенствовании пород?
а) промышленное;
б) воспроизводительное;
в) вводное;
г) гибридизация.
17. Какие сроки случки наиболее приемлемы для условий Забайкалья вы знаете?
а) сентябрь-октябрь;
б) ноябрь-декабрь;
в) январь-февраль;
г) март-апрель.
18. Какой метод случки применяется в племенных хозяйствах?
а) вольная;
б) гаремная;
в) ручная;
г) искусственное осеменение.
19. Продолжительность полового цикла у овец (дней)?
а) 10-15;
б) 16-20;
в) 21-25;
г) 26-30.
20. В каком возрасте ягнят проводится мечение?
а) суточном;
б) недельном;
в) 1,5 недельном;
г) месячном.
21. Какие источники получения синтетических волокон вы знаете?
а) хлопчатник;
б) древесина;
в) нефть;
г) шелк.
22. Отличие натуральной шерсти от других волокон по гигроскопичности
а) плохая;
б) не поглощает;
в) хорошая;
г) удовлетворительная.
23. Из скольких слоев состоит кожа овец?
а) из одного;
б) двух;
в) трех;
г) четырех.
24. Сколько слоев имеется в остевом волокне?
а) два;
б) три;
в) один;
г) четыре.
24. Какой слой шерстинки является наиболее ценным в технологическом отношении?
а) сердцевинный;
б) чешуйчатый;
в) корковый.
25. Какой из этих признаков не свойственен мериносовой шерсти?
а) хорошая уравненность;
б) тонина до 25 мкм;
в) достаточное количество жиропота;
г) проросшие цветные волокна.
26. Из каких типов волокон состоит грубая шерсть?
а) пуховых, переходных;
б) остевых, пуховых, переходных;
в) мертвых, остевых, переходных, пуховых;
г) переходных.
27. Сколько мкм соответствует 64 качеству шерсти?
а) 18,0-20,5;
б) 20,6-23,0;
в) 23,1-25,0;
г) 25,1-27,0.
а) тавро;
б) клюнкер;
в) свалок;
г) обножка.
29. Сколько штук трудноотделимого сора (репья-пилки) должно содержаться в мытой однородной шерсти мало засоренной?
а) до шести;
б) тридцати;
в) тридцати шести;
г) сорока.
30. Пороки шерсти, связанные с неправильным содержанием овец:
а) тавро;
б) базовая;
в) желтяк;
г) перестрига.
31. Пороки шерсти, допускаемые при стрижке:
а) тавро;
б) перестрига;
в) базовая;
г) свалок.
32. Температурный режим моечного раствора в шерстемоечном агрегате на фабрике ПОШ?
а) 46-48;
б) 48-50;
в) 50-52;
г) 52-54.
33. На сколько сортов подразделяются овчины?
а) один;
б) два;
в) три;
г) четыре.
34. Минимальные требования к длине шерсти полушерстных шубных овчин (см)?
а) 0,5-2,0;
б) 2,5-6,0;
в) 6,5-9,0.
35. Наиболее приемлемые методы консервирования овчин в хозяйственных условиях?
а) замораживание;
б) сухосоленый;
в) кислотно-солевой;
г) мокросоленый.
36. Пороки овчин, связанные с хранением:
а) порезы;
б) болячка;
в) засорение репьем;
г) молеедина.
37. Отличительные особенности баранины от мяса других видов животных:
а) большое содержание холестерина;
б) среднее содержание холестерина;
в) малое содержание холестерина;
г) не содержит холестерина.
38. Сколько содержится белка в баранине?
а) 10-15;
б) 16-20;
в) 21-25;
г) 26-30.
39. Использование крови у степных народов:
а) в корм собакам;
б) утилизация;
в) приготовление национальных блюд;
г) в фармацевтической промышленности.
40. Чем отличается овечье молоко от коровьего?
а) по химическому составу;
б) по цвету;
в) запаху;
г) вкусу.
Раздел 2
1. Назовите численность овец в Российской Федерации (млн. гол.)
6) 12-13;
в) 14-15;
г) 15-16.
2. Продолжительность хозяйственного использования овец (лет)?
а) 6-7;
б) 8-9;
в) 10-11;
г) 4-5.
3. Желательный тип конституции для овец мясного направления:
а) нежный;
б) грубый;
в) крепкий;
г) рыхлый.
4. Какой вид диких овец является предком коротких тощехвостых овец?
а) муфлон;
б) аргали;
в) архар;
г) толсторогий.
5. Отличие тонкорунных овец от диких предков?
а) видовое;
б) способность к пастбищному содержанию;
в) стадный инстинкт;
г) морфологический состав руна.
6. Питательность рационов у баранов-производителей с живой массой 90 кг в случной период (корм, ед):
а) 1,5;
б) 1,7;
в) 1,9; .
г) 2,1.
7. Питательность рационов для 6-8 месячных баранчиков с живой массой 35-42 кг, с настригом мытой шерсти 3-3,5 кг (корм.ед):
а) 0,9;
б) 1,1;
в) 1,15;
г) 1,0
8. Минимальные требования к живой массе баранов I кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 70;
б) 75;
в) 80;
г) 85.
9. Минимальные требования к живой массе маток 1 кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 46;
б) 48;
в) 50;
г) 52.
10. Минимальные требования к живой массе ярок 1 кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 42;
б) 40;
в) 38; ' '
г) 36.
11. Минимальные требования к настригу маток кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2,7;
б) 2,5;
в) 2,3; .
г) 2,2.
12. Минимальные требования к настригу ярок I кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2,4;
б) 2,2;
в) 2,0;
г) 1,8.
13. Какой метод сравнения не учитывается при оценке баранов по качеству потомства?
а) с показателями сверстниц;
б) с показателями матерей;
в) со средними показателями сверстниц стада;
г) со средними показателями всего стада.
14. При каком методе разведения проявляется эффект гетерозиса?
а) чистопородное;
б) поглотительное;
г) воспроизводительное.
15. Какая система содержания овец в условиях Забайкалья применяется?
а) стойловое;
б) стойлово - пастбищное;
в) пастбищно-стойловое;
г) пастбищное.
16. Норма нагрузки на 1 барана при вольной случке (гол.):
а) 154
б) 30;
в) 45;
г) 60.
17. Какой признак не учитывается при формировании отар овец?
а) возраст;
б) пол;
в) развитие;
г) поведение.
18. В каком возрасте проводят обрезку хвостов и кастрацию баранчиков?
а) 2 недели;
б) 3 недели;
в) 4 недели;
г) 5 недель.
19.Какие источники получения искусственных волокон вы знаете?
а) газ;
б) лен;
в) нефть;
г) древесина.
20.Отличие натуральной шерсти от других волокон по проводимости ультрафиолетовых лучей
а) не проводит;
б) плохая; *
в) удовлетворительная;
г) хорошая.
21.Чем отличается пуховое волокно от переходного?
а) эластичностью, упругостью;
б) цветом, блеском;
в) гистологическим строением;
г) толщиной.
22.Сколько слоев имеется в переходном волосе?
а) два;
б) один;
в) три;
г) четыре.
23. Из каких типов волокон состоит тонкая шерсть?
а) пуховых;
б) остевых;
в) переходных;
г) мертвых.
24. Из каких типов волокон состоит полутонкая шерсть?
а) пуховых ;
б) переходных;
в) остевых;
г) мертвых.
25. Желательные формы извитости мериносовой шерсти?
а) гладкая;
б) петлистая;
в) высокая;
г) нормальная.
26. Сколько мкм соответствует 60 качеству шерсти?
а) 18,0-20,5;
б) 20,6-23,0;
в) 23,1-25,0:
г) 25,1-27,0.
27. На сколько сортов по состоянию делится однородная шерсть?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
28. Нормативы прочности тонкой шерсти в км разрывной длины
б) 7,0;
в) 8,0;
г) 9,0.
29. Пороки шерсти, связанные с недокормом овец:
а) ослабление прочности;
б) базовая;
в) клюнкер;
г) голодная тонина.
30. Изделия, получаемые при переработке тонкой шерсти:
а) войлок;
б) драп;
в) валяная обувь;
г) костюмная ткань.
31. Какие виды изделий получают из овчин тонкорунных пород овец?
а) дубленка;
б) мутоновое пальто;
в) тулуп;
г) цигейковая шуба.
32. Минимальные требования к длине шерсти шерстных меховых овчин
(см)?
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4.
33. Минимальные требования к длине шерсти низкошерстных шубных овчин (см)?
а) 1,5-2,5;
б) 3,0-4,0;
в) 4,0-5,0.
34. Прижизненные пороки овчин:
а) порезы;
б) болячка;
в) засорение репьем;
г) молеедина.
35. Какая операция не входит в технологию промышленной переработки овчин?
а) жирование;
б) дубление;
в) мездрение;
г) квашение.
36. Каков коэффициент мясности у тонкорунных овец?
а) 2-3;
б) 3-4;
в) 4-5;
г) 5-6.
37. Какая операция не входит в технологию первичной переработки мяса?
а) разделка на полутуши; *
б) туши сортовой разруб;
в) обвалка туши;
г) приготовление фабрикатов.
38. От чего зависит биологическая ценность мяса?
а) от морфологического состава;
б) от качества белковых компонентов и их переваримости;
в) от процесса созревания мяса;
г) от охлаждения.
39. Какой из указанных ниже видов продукции является продуктом первичной переработки молока?
а) охлажденное молоко;
б) сыры; •
в) кефир;
г) йогурт.
40. По каким показателям определяется упитанность овец?
а) живая масса;
б) возраст;
в) развитие костяка;
г) развитие мышц и отложение жира.
Раздел 3
1. Какова тенденция развития овцеводства в мире?
а) стабилизация производства продукции;
в) увеличение поголовья и производство продукции;
г) незначительное уменьшение поголовья и снижение производства продукции.
2 Продолжительность жизни овец (лет)?
а) 8-9;
б) 10-11;
в) 12-13;
г) свыше 14.
3. Желательный тип конституции для овец шерстного направления продуктивности:
а) нежный;
б) грубый;
в) крепкий;
г) рыхлый.
4. Какие поведенческие реакции выражены у овец?
а) ярко-выраженная половая активность овцематок;
б) стадность;
в) кучкование овец в жаркую погоду;
г) непугливость.
5. Питательность рационов лактирующих тонкорунных маток с живой массой 50 кг в первой половине лактации (корм.ед.):
а) 1,9;
б) 1,8;
в) 2,0;
г) 2,1;
6. Фронт кормления для овцематок:
а) 20;
б) 35; .
в) 50;
г) 70.
7. Продолжительность летней пастьбы в течение суток (час.)?
а) 8;
б) 12;
в) 16;
г) 20.
8. Минимальные требования к живой массе баранов кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 70;
б) 75;
в) 80;
г) 85.
9. Минимальные требования к живой массе ярок кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 42;
б) 40;
в) 38;
г) 36.
10. Минимальные требования к настригу маток I кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2.7; '
б) 2.5;
в) 2.3;
г) 2.2.
11. Минимальные требования по длине шерсти взрослых баранов кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 11,0;
б) 10,0;
в) 9,0;
12. Минимальные требования по длине шерсти маток кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 11,0;
б) 10,0;
в) 9,0;
г) 8,0.
13. Какой тип подбора применяется в товарных стадах?
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) линейный.
14. Спаривание какой степени родства относится к кровосмешению?
a) IV-IV;
б) III-III
в) I-II;
г) IV-III.
а) один месяц;
б) полтора месяца;
в) два месяца;
г) три месяца.
16. Минимальная доза при осеменении овец свежеполученной спермой при Г-9:
а) 0,03;
б) 0,05;
в) 0,08;
г) 0,1.
17. Минимальная доза при осеменении разбавленной спермой при нормальной концентрации и активности:
а) 0,05;
б) 0.1:
в) 0,15;
г) 0,2.
18. Оптимальный возраст отъема ягнят от маток (мес.)?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
19. В каком возрасте приучают ягнят к грубым кормам (нед.):
а) 1,5;
6) 2;
в) 2,5;
г) 3.
20. Отличительные особенности горения натуральной шерсти от других видов волокон:
а) быстро;
б) без запаха;
в) с запахом;
г) с остатком золы.
21. Какая шерсть по источникам получения наиболее ценная?
а) коровья;
б) конская;
в) овечья;
г) собачья.
22. Чем отличается остевое волокно от пухового?
а) цветом, блеском;
б) гистологическим строением;
в) диаметром;
г) извитостью.
23. Назовите наиболее развитый слой остевого волокна:
а) чешуйчатый;
б) корковый;
в) сердцевинный.
24. Какой из этих признаков не свойственен мериносовой шерсти?
а) хорошая уравненность;
б) тонина до 25 мкм;
в) достаточное количество жиропота;
г) проросшие цветные волокна.
25. Из каких типов волокон состоит полугрубая шерсть?
а) пуховых, переходных;
б) остевых, пуховых, переходных;
в) переходных, остевых;
г) пуховых.
26. Желательный цвет жиропота шерсти
а) желтый;
б) зеленый;
в) кремовый;
г) белый.
27. На сколько классов тонины делится по госту полутонкая шерсть?
а) два;
б) три;
в) четыре; г) пять.
28. Сколько процентов легко отделимого сора содержится в шерсти в свободной от сора?
а) до одного;
б) двух;
в) трех;
г) шести.
а) тавро;
б) базовая;
в) желтяк;
г) перестрига.
30. Пороки шерсти, связанные с нарушением технологии кормления:
а) «чесотка»;
б) «шкурка»;
в) засорение растительными примесями;
г) базовая.
31. Изделия, получаемые при переработке грубой шерсти:
а) войлок;
б) драп;
в) валяная обувь;
г) костюмная ткань.
32. Какие виды изделий получают из овчин полутонкорунных пород овец?
а) дубленка;
б) мутоновое пальто;
в) тулуп;
г) цигейковая шуба.
33. Минимальные требования к длине шерсти полушерстных меховых овчин (см)?
а) до трех;
б) четырех;
в) пяти;
г) шести.
34. Наиболее приемлемые методы консервирования овчин в хозяйственных условиях?
а) замораживание;
б) сухосоленый;
в) кислотно-солевой;
г) мокросоленый.
35. Боенские пороки овчин:
а) порезы;
б) болячка;
в) засорение репьем;
г) молеедина.
36. Оптимальный возраст убоя овец в условиях Забайкалья (мес.)?
а) четыре;
б) восемь;
в) двенадцать;
г) восемнадцать.
37. Каков коэффициент мясности у мясо-сальных грубошерстных и полугрубошерстных пород?
а) 2-3;
б) 3-4;
в) 4-5;
г) 5-6.
38. Какой из видов мясных блюд является национальным?
а) гуляш;
б) бифштекс;
в) позы;
г) котлета.
39. Назовите наиболее ценные ткани в составе туши:
а) костная;
б) мышечная;
в) жировая;
г) сухожилия.
40. Какой из указанных ниже видов продукции не является продуктом глубокой переработки молока?
а) охлажденное молоко;
б) сыры;
в) хурут ( сушенный творог);
г) йогурт.
Раздел 4
1.Какое место в животноводстве РБ занимает овцеводство?
а) первое;
б) второе;
в) третье;
г) второстепенное.
2 Возраст наступления половой зрелости тонкорунных овец (мес.)?
б) шесть;
в) семь;
г) восемь.
3. Желательный тип конституции для овец мясо-сального направления продуктивности:
а) нежный;
б) грубый;
в) крепкий;
г) рыхлый
4. Отличие тонкорунных овец от диких предков?
а) видовое;
б) способность к пастбищному содержанию;
в) стадный инстинкт;
г) морфологический состав руна.
5. Питательность рационов лактирующих тонкорунных маток с живой массой 50 кг во второй половине лактации (корм.ед.):
а) 1,5;
б) 1,8;
в) 1,6;
г) 1,3;
6. Питательность рационов для 6-8 месячных ярок с живой массой 31-36 кг, с настригом мытой шерсти 2-2,5 кг (корм.ед):
а) 0,9;
б) 0,75;
в) 0,8;
г) 0,85.
7. Продолжительность летней пастьбы в течение суток (час.)?
а) 8;
б) 12;
в) 16;
г) 20.
8. Минимальные требования к живой массе баранчиков годовиков кл.элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 45;
6) 48;
в) 50;
г) 52.
9. Минимальные требования к живой массе ярок 1 кл. забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 42;
б) 40;
в) 38;
г) 36.
10. Минимальные требования к настригу баранчиков годовиков кл.элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 3,0;
б) 2,8;
в) 2,5;
г) 2,2. •
11. Минимальные требования к настригу ярок кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 2,4;
б) 2,2;
в) 2,0;
г) 1,8.
12. Минимальные требования по длине шерсти маток кл. элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 11,0;
б) 10,0;
в) 9,0;
г) 8,0.
13. Какой тип подбора применяется в племенных заводах?
а) индивидуальный;
б) групповой;
в) линейный
14. Спаривание какой степени родства относится к умеренно-родственному?
а) II-II;
б) III-IV;
в) VI-V;
г) V-V.
15. Какова продолжительность подготовки маток к случке?
а) один месяц;
в) два месяца;
г) три месяца.
16. Какой метод случки применяется в племенных хозяйствах?
а) вольная;
б) гаремная;
в) ручная;
г) искусственное осеменение.
17. Минимальная доза при осеменении разбавленной спермой при нормальной концентрации и активности:
а) 0,05;
6) 0,1:
в) 0,15;
г) 0,2.
18. Назовите размер сакманов 2-3 дневных ягнят с матками:
а) 5-8;
б) 10-12;
в) 15-16;
г) 20-25.
19. Сколько суток содержатся ягнята с матками в индивидуальных клетках?
6)2; в)3; г) 4.
20. Отличие натуральной шерсти от других волокон по показателю прядомости:
а) плохая;
б) не прядется;
в) хорошая;
г) удовлетворительная.
21. Отличие натуральной шерсти от других волокон по проводимости ультрафиолетовых лучей
а) не проводит;
б) плохая;
в) удовлетворительная;
г) хорошая.
22. Содержание белка в овечьей шерсти, %
а) 85-88;
б) 89-92;
в) 93-96;
г) 97-99.
23. Из скольких слоев состоит шерстинка?
а) из одного;
б) двух;
в) трех;
г) четырех.
24. Назовите наиболее развитый слой пухового волокна?
а) чешуйчатый;
б) корковый;
в) сердцевинный.
25. Из каких типов волокон состоит полутонкая шерсть?
а) пуховых ;
б) переходных;
в) остевых;
г) мертвых.
26. Желательные формы извитости мериносовой шерсти?
а) гладкая;
б) петлистая;
в) высокая;
г) нормальная.
27. На сколько классов тонины делится по госту тонкая шерсть?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
28. На сколько классов длины делится по госту тонкая шерсть?
а) три;
б) два;
в) четыре;
г) пять.
29. Сколько процентов легко отделимого сора содержится в малозасоренной шерсти?
а) до одного;
б) двух;
в) трех;
30. Пороки шерсти, связанные с недокормом овец:
а) ослабление прочности;
б) базовая;
в) клюнкер;
г) голодная тонина.
31. Изделия, получаемые при переработке тонкой шерсти:
а) войлок;
б) драп;
в) валяная обувь;
г) костюмная ткань.
32. Какие операции не входят в технологию первичной обработки шерсти?
а) сортировка;
б) мойка;
в) карбонизация;
г) прядение.
33. Какие виды изделий получают из овчин мясо-сальных грубошерстных пород овец?
а) дубленка;
б) мутоновое пальто;
в) тулуп;
г) цигейковая шуба.
34. Минимальные требования к длине шерсти низкошерстных меховых овчин (см)?
а) 0,5-1;
б) 1,5-2;
в) 2,5-3;
г) 3,5-4.
35. Прижизненные пороки овчин:
а) порезы;
б) болячка;
в) засорение репьем;
г) молеедина.
36. На сколько сортов делятся туши овец?
а) два;
б) три;
в) четыре.
37. Убойный выход у тонкорунных овец средней упитанности:
а) 38-39;
б) 40-41;
в) 42-43;
г) 44-45.
38. Какой способ умерщвления применяется у степных народов при убое овец?
а) электротоком;
б) перерезание горла;
в) разрыв аорты в грудной клетке;
г) ударом ножа в область сердца.
39. На каких органах и тканях образуется жир в первую очередь
а) внутримышечный;
б) около почек;
в) подкожный
г) на внутренних органах
40.Какие молочные продукты можно получить при переработке овечьего молока?
а) масло;
б) брынза;
в) питьевое молоко;
г) сыры.
Раздел 5
1. Какой вид продукции овцеводства имеет наибольшее значение как сырье для перерабатывающей промышленности республики?
а) овчина;
б) шерсть;
в) баранина;
г) молоко.
2. Продолжительность жизни овец (лет)?
а) 8-9;
6) 10-11;
в) 12-13;
г) свыше 14.
а) один;
б) полтора;
в) два;
г) два с половиной.
4. Какой вид диких овец является предком мериносовых овец?
а) муфлон;
б) аргали;
в) архар;
г) толсторогий.
5. Питательность рационов у тонкорунных маток с живой массой 50 кг в первой половине суягности (корм.ед.):
а) 1,15;
б) 1,09;
в) 1,25;
г) 1,05.
6. Питательность рационов у баранов-производителей с живой массой 90 кг в неслучной период (корм.ед):
а) 1,5;
б) 1,7;
в) 1,9;
г) 1,6.
7. Фронт кормления для овцематок:
а) 20;
б) 35;
в) 50;
г) 70.
8. Начало пастьбы овец в летний период (час.):
а) 5;
б) 6;
в) 7;
г) 8.
9. Минимальные требования к живой массе баранчиков годовиков I кл.забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 45;
б) 48;
в) 50;
г) 52.
10. Минимальные требования к настригу шерсти баранов взрослых кл.элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 6,5;
б) 6,0;
в) 5,5;
г) 5,0.
11. Минимальные требования к настригу баранчиков годовиков I кл.забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 3,0; 6)2,8;
в) 2,5;
г) 2,2.
12. Минимальные требования по длине шерсти взрослых баранов кл.элита забайкальской тонкорунной породы (кг)?
а) 11,0;
б) 10,0;
в) 9,0;
г) 8,0.
13. Какой из указанных видов отбора преобладает при экстенсивном ведении овцеводства?
а) индивидуальный;
б) массовый;
в) технологический;
г) по селекционным индексам.
14. Какой метод скрещивания применяется при создании новых пород?
а) промышленное;
б) переменное;
в) вводное;
г) воспроизводительное.
15. Какие вы знаете оптимальные сроки ягнения маток в условиях Забайкалья?
а) зимнее;
б) весеннее;
в) летнее;
г) осеннее.
16. Какова продолжительность суягности маток (дней)?
а) 130;
в) 150;
г) 160.
17. Оптимальный промежуток времени между двумя осеменениями в одну охоту, часов?
а) 6;
б) 8;
в) 10;
г) 12.
18. Назовите размер сакманов месячных ягнят с матками:
а) 40;
б) 60;
в) 80;
г) 100.
19. Сколько дней длится молозивный период у овец?
а) 3-4;
б) 5-6;
в) 1-2;
г) 2-3.
20. Какие источники получения искусственных волокон вы знаете?
а) газ;
б) лен;
в) нефть;
г) древесина.
21. Отличие натуральной шерсти от других волокон по теплопроводности:
а) низкая;
б) средняя;
в) хорошая;
г) высокая.
22. Как отличить первичные волосяные фолликулы от вторичных?
а) по глубине залегания в коже;
б) по диаметру;
в) по химическому составу;
г) по цвету.
23. Сколько слоев имеется в пуховом волокне?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) один.
24. Чем обусловлена ломкость волоса?
а) развитым корковым слоем;
б) развитым сердцевинным слоем;
в) развитым чешуйчатым слоем.
25. Из каких типов волокон состоит полугрубая шерсть?
а) пуховых, переходных;
б) остевых, пуховых, переходных;
в) переходных, остевых;
г) пуховых.
26. Сколько мкм соответствует 70 качеству шерсти?
а) 18,0-20,5;
б) 20,6-23,0;
в) 23,1-25,0;
г) 25,1-27,0.
27. На сколько классов длины делится по госту кроссбредная полутонкая шерсть?
а) два;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
28. Сколько штук трудноотделимого сора (репья - пилки) должно содержаться в одном килограмме мытой однородной шерсти свободной от сора?
а) до шести;
б) семи;
в) восьми;
г) десяти.
29. Нормативы прочности тонкой шерсти в км разрывной длины
а) 6,0;
б) 7,0;
в) 8,0;
г) 9,0.
а) «чесотка»; -
б) «шкурка»;
в) засорение растительными примесями;
г) базовая.
31. Для каких целей применяется трепальная машина?
а) для удаления механических примесей; -
б) для удаления шпагата, тряпок;
в) для удаления шерсти «тавро»
г) для удаления влаги
32. Какие виды изделий получают из овчин шубных грубошерстных пород овец?
а) дубленка;
б) мутоновое пальто;
в) тулуп;
г) цигейковая шуба
33. Минимальные требования к длине шерсти шерстных шубных овчин (см)?
а) три;
б) четыре;
в) пять;
г) шесть.
34. Минимальные требования к длине шерсти низкошерстных шубных овчин (см)?
а) 1,5-2,5;
б) 3,0-4,0;
в) 4,0-5,0.
35. Боенские пороки овчин:
а) порезы;
б) болячка;
в) засорение репьем;
г) молеедина.
36. Сколько категорий упитанности у овец?
а) две;
б) три;
в) четыре;
г) пять.
37. От каких факторов не зависит мясная продуктивность овец?
а) окраски шерсти;
б) конституции;
в) породы;
г) кормления.
38. Использование кишечного сырья овец у степных народов:
а) в корм собакам;
б) утилизация;
в) приготовление национальных блюд;
г) для колбасных оболочек.
39. Определение молочности маток по возрасту ягнят (дней)?
а) 10;
б) 20;
в) 30;
г) 40.
1. Что называется натуральной шерстью и от каких видов животных она используется?
2. Понятие о синтетических волокнах и источниках их получения.
3. Из каких волокон состоит шерсть? Дайте их краткую характеристику.
4. В чем различие искусственных волокон от синтетических?
5. Какие группы шерсти вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
6. Из каких волокон состоит тонкая шерсть?
7. Из каких волокон состоит полутонкая шерсть? Дайте их характеристику.
8. Перечислите основные типы шерстяных волокон. Дайте их характеристику.
9. Что называется «песигой»?
10. Что называется «кроющий волос»?
11. Понятие об искусственных волокнах и источниках их получения.
12. Из каких волокон состоит полугрубая шерсть? Дайте их характеристику.
13. Из каких волокон состоит грубая шерсть? Дайте их характеристику.
14. В чем особенности гистологического строения пуховых волокон?
15. Перечислите, в каких волокнах имеется сердцевинный слой. Его значение.
17. В чем сходство и различие в гистологическом строении переходного волоса и ости?
18. В чем сходство и различие в гистологическом строении ости и мертвого волоса?
19. В чем сходство и различие в гистологическом строении пуха и переходного волоса?
20. Корковый слой шерстного волокна и его значение.
21. Перечислить основные технические свойства овечьей шерсти.
22. Что такое извитость, ее значение и методы определения.
23. Какую извитость называют нормальной?
24. О чем свидетельствует появление извитости «нитка»?
25. Что такое тонина шерстяного волокна и ее значение при производстве изделия?
26. Способы определения тонины шерсти.
27. От каких факторов зависит тонина шерсти у овец?
28. В чем сходство и отличие советской классификации тонины шерсти от брадфордской?
29. Что такое крепость шерсти?
30. Лабораторный способ определения крепости шерсти.
31. Органолептический определения крепости шерсти.
32. Какие факторы оказывают влияние на длину шерсти?
33. Что такое естественная длина шерсти?
34. Что такое истинная длина шерсти?
35. Что такое растяжимость шерсти?
36. Как определяется процент растяжимости шерсти?
37. Что такое эластичность шерсти?
38. Что такое упругость шерсти?
39. Связь между толщиной шерсти и конституцией животного.
40. Связь между извитостью и толщиной шерсти.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п