учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Строительство и эксплуатация гидромелиоративных систем
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Татаров Н.Т.
(представитель работодателя)
Задачи: освоение основных законов гидростатики; овладение основными методами расчета гидростатических параметров потоков и сооружений; получение навыков решения важных прикладных задач
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи.
ИД-2УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
ИД-3УК-1.3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-4УК-1.4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
ИД-5УК-1.5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
ИД-1ОПК-1. Знание и владение методами управления процессами в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции объектов.
ИД-2ОПК-1. Умение решать задачи, связанные с управлением процессами в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции объектов при-родообустройства и водопользования на основе использования естественнонаучных и технических наук при соблюдении экологической безопасности и качества работ.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;;
ИД-1УК-1.1 Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществляет декомпозицию задачи.
ИД-2УК-1.2 Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи.
ИД-3УК-1.3 Рассматривает возможные варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки.
ИД-4УК-1.4 Грамотно, логично, аргументировано формирует собственные суждения и оценки. Отличает факты от мнений, интерпретаций, оценок и т.д. в рассуждениях других участников деятельности.
ИД-5УК-1.5 Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
ИД-1ОПК-1. Знание и владение методами управления процессами в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции объектов.
ИД-2ОПК-1. Умение решать задачи, связанные с управлением процессами в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции объектов при-родообустройства и водопользования на основе использования естественнонаучных и технических наук при соблюдении экологической безопасности и качества работ.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
КЕЙС - ЗАДАНИЯ
Темы рефератов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии)
Гидравлика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет задачи курса. История развития курса. (ОПК-1)
2. Основные определения и физические свойства жидкости. Силы, действующие в жидкости.(ОПК-5)
3. Гидростатическое давление и его свойство. (УК-2)
4. Дифференциальное уравнение равновесия Эйлера. (ОПК-1)
5. Основное уравнение гидростатики. Эпюры гидростатического давления. (ОПК-5)
6. Геометрический и энергетический смысл основного уравнения гидростатики. (УК-2)
7. Способы измерения гидростатического давления. Приборы для измерения давления. (ОПК-1)
8. Суммарное давление жидкости на плоские поверхности. (ОПК-1)
9. Закон Архимеда. Основы теории плавания тела. (УК-2)
10. Относительный покой жидкости. Поверхности равного давления. Практическое применение законов гидростатики.(ОПК-5)
11. Основные задачи гидростатики. Методы изучения движения жидкости. (УК-2)
12. Траектория движения. Линия тока. Трубка тока. (УК-2)
13. Элементарная струйка и её свойства. Объемный расход жидкости. Уравнение неразрывности для элементарной струйки капельной жидкости при установившемся движении.(ОПК-1)
14. Поток жидкости. Основные характеристики потока жидкости. Средняя скорость потока. (ОПК-1)
15. Уравнение неразрывности для потока жидкости при установившемся (в гидравлической форме).(ОПК-5)
16. Дифференциальные уравнения движения идеальной жидкости Эйлера. (УК-2)
17. Дифференциальные уравнение неразрывности движения жидкости. (ОПК-5)
18. Дифференциальные уравнения движения вязкой жидкости (уравнение Навье-Стокса). (ОПК-1)
19. Уравнение Бернулли для элементарной струйки идеальной жидкости. (УК-2)
20. Геометрический и энергетический смысл уравнения Бернулли. (УК-2)
21. Уравнение Бернулли для элементарной струйки реальной жидкости. Пьезометрический и гидравлический уклоны. (ОПК-1)
22. Понятие о плавноизменяющемся движении потока жидкости. (УК-2)
23. Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости. Условие применимости уравнения Бернулли.(ОПК-5)
24. Практическое применение уравнение Бернулли. Струйные насосы. Трубка Пито-Прандтля. Измерение расхода с помощью сужающих устройств. (ОПК-1)
25. Режимы движения жидкости. Критерии Рейнольдса. (УК-2)
26. Ламинарное движение жидкости. Распределение скоростей по живому сечению трубы. Распределение напряжения силы трения по живому сечению.(ОПК-5)
27. Определение расхода и средней скорости при ламинарном режиме. (УК-2)
28. Определение потерь напора на гидравлические сопротивления при ламинарном режиме течения. Формула Дарси. (ОПК-1)
29. Механизм и структура турбулентного потока. (ОПК-1)
30. Толщина ламинарного слоя в турбулентном потоке. Гидравлически гладкие и шероховатые трубы. (ОПК-5)
31. Напряжение сил трения в турбулентном потоке. (УК-2)
32. Распределение скоростей по живому сечению потока при турбулентном режиме (ОПК-1)
33. Потери напора на гидравлические сопротивления при турбулентном режиме. График Никурадзе. 34. Потери напора в местных сопротивлениях. (УК-2)
35. Истечение жидкости через малые незатопленные отверстия и тонкой стенке при постоянном напоре. (ОПК-5)
36. Истечение через затопленные отверстия. (ОПК-1)
37. Истечение через насадки при постоянном напоре. (ОПК-1)
38. Истечение через отверстия и насадки при переменном напоре. (УК-2)
39. Виды трубопроводов. Основные расчетные формулы при движении жидкости в напорных трубопроводах. (ОПК-5)
40. Расчет трубопроводов с последовательным соединением.(ОПК-5)
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
- определение влияние температурных параметров на свойства жидкостей;
- расчет турбулентного режима движения жидкости;
- определение вязкости жидкости и ее зависимость от температуры и давления;
- решение задач по основному уравнению гидростатики;
ВОПРОСЫ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ
Тема 1. Введение в гидравлику.
1.Предмет гидравлики.
2. Краткая история развития гидравлики.
3. Примеры практического приложения гидравлики в областях строительства.
4. Молекулярная структура жидкостей и понятие идеальной жидкости.
5. Плотность, сжимаемость, температурное расширение и вязкость жидкостей.
6. Приборы для изучения свойств жидкостей.
Тема 2. Давление в покоящихся жидкостях.
1. Силы, действующие в жидкости.
2. Гидростатическое давление в точке и его свойства.
3. Основное уравнение гидростатики.
4. Закон Паскаля и его применение в технике. Эпюры давления.
5. Измерение атмосферного, избыточного, абсолютного и вакуумметрического давления.
6. Равновесие жидкостей в сообщающихся сосудах.
7. Относительный покой жидкости в движущемся сосуде.
Тема 3. Силы давления жидкости на стенки.
1. Сила гидростатического давления на плоскую фигуру.
2. Определение координаты центра давления.
3. Сила гидростатического давления на криволинейные поверхности. Понятие тела давления.
4. Графоаналитический метод определения силы давления.
5. Закон Архимеда и условие плавания тел.
Тема 4. Основные понятия динамики жидкости .
1. Методы изучения движения жидкости.
2. Кинематические элементы потока.
3. Гидравлические элементы потока.
4. Классификация видов течения.
5. Расход и средняя скорость.
6. Уравнение неразрывности потока.
7. Режимы течения жидкости.
8. Число Рейнольдса и его критическое значение.
Тема 5. Закон сохранения энергии жидкости.
1. Виды удельной механической энергии жидкости.
2. Уравнение Бернулли для элементарной струйки идеальной жидкости.
3. Его энергетический и геометрический смысл.
4. Практическое приложение уравнения.
5. Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости.
6. Основные правила построения пьезометрических и напорных линий.
Тема 6. Потери напора по длине.
1. Виды гидравлических сопротивлений.
2. Общие формулы для расчета потерь напора.
3. Основные закономерности ламинарного режима течения жидкости.
4. Основные закономерности турбулентного режима течения жидкости.
5. Потери напора по длине при ламинарном и турбулентном режимах.
6. График Никурадзе и инженерные формулы для расчета потерь напора по длине.
Тема 7. Местные потери напора.
1. Виды местных гидравлических сопротивлений и картина течения в них.
2. Потери напора в местных сопротивлениях и способы их учета.
3. Потери напора при изменении площади живого сечения потока: внезапные и плавные расширения и сужения, вход в трубу, выход из трубы в резервуар.
4. Расчет местных потерь напора и получение теоретического решения для их определения.
5. Потери напора при изменении направления потока: колено, отводы, обводы.
6. Потери напора в арматуре: задвижки, вентили, сетки, стыки и т.д.
7. Коэффициент местных сопротивлений и его зависимость от числа Рейнольдса.
Тема 8. Гидравлические расчеты трубопроводов.
1. Короткие и длинные. Простые и сложные.
2. Основные типы задач по гидравлическому расчету коротких трубопроводов.
3. Построение пьезометрических и напорных линий и характеристик трубопровода.
4. Особые случаи трубопроводов. Расчет сифонов и всасывающих линий насосов.
5. Длинные трубопроводы, их характеристики: модуль расхода, удельное сопротивление.
6. Потери напора при последовательном и параллельном соединении трубопроводов.
7. Гидравлический удар, способы защиты от него и его использование.
Тема 9. Истечение жидкости из отверстий и насадков.
1. Процесс истечения жидкости и понятие малого отверстия в тонкой стенке.
2. Истечение из малого отверстия при постоянном напоре атмосферу и под уровень.
4. Истечение через большие отверстия (из-под щита).
5. Истечение из малого отверстия при переменном напоре.
6. Типы насадков и процесс истечения жидкости через них.
7. Области применения насадков в технике и строительстве.
Тема 10. Равномерное безнапорное течение.
1. Равномерное течение в открытых руслах и его основное уравнение, нормальная глубина.
2. Расчетные формулы для расхода, модулей скорости и расхода, коэффициента А.Шези.
3. Классификация каналов по форме поперечных сечений. Коэффициенты шероховатости.
4. Определение геометрических элементов каналов и их гидравлически наивыгоднейшее сечение.
5. Основные типы задач по расчету каналов с трапецеидальной формой поперечных сечений.
6. Допускаемые скорости течения в каналах. Неразмывающие и незаиляющие скорости.
7. Гидравлический расчет безнапорных каналов замкнутого поперечного сечения.
Тема 11. Неравномерное безнапорное течение.
1. Основные понятия установившегося неравномерного потока в открытом русле.
2. Удельная энергия сечения. Бурное, спокойное и критическое состояние потока.
3. Критическая глубина и способы ее определения. Критический уклон.
4. Дифференциальное уравнение установившегося неравномерного водного потока.
5. Исследование форм свободной поверхности потока в призматических руслах.
6. Примеры различных типов кривых свободной поверхности в руслах и сооружениях.
7. Построение кривых свободной поверхности потоков в руслах.
Тема 12. Гидравлический прыжок.
1. Гидравлический прыжок в призматических руслах.
2. Уравнение совершенного гидравлического прыжка, прыжковая функция и ее график.
3. Сопряженные глубины гидравлического прыжка и способы их определения.
4. Формы гидравлического прыжка.
5. Совершенный и волнистый гидравлический прыжок. Длина прыжка.
6. Гидравлический прыжок в русле с большим уклоном дна.
7. Гидравлический прыжок в непризматическом расширяющемся русле.
Кейс 1. Подзадача 1.
В отопительной системе (котел, радиаторы, трубопроводы) частного дома содержится V = 0,3 м3 воды. Сколько воды дополнительно войдет в расширительный бак при нагревании от 20 до 80°С.
Кейс 1. Подзадача 2.
В отопительный котел поступает 50 м3воды при температуре t1 = 70°С. Какой объем V воды будет выходить из котла при нагреве воды до t2 = 90°С.
Кейс 1. Подзадача 3.
Определить среднюю толщину δ известковых отложений в герметичном водоводе внутренним диаметром d = 0,3 м и длиной l = 2 км. При выпуске воды в количестве ΔV=0,05 м3 давление в водоводе падает на величину Δp = 106 Па. Считать, что отложения по диаметру и длине водовода распределены равномерно.
Кейс 2. Подзадача 1.
Определить плотность жидкости ρ, полученной смешиванием объема жидкости V1= 0,02 м3 плотностью ρ1 = 910 кг/м3 и объема жидкости V2= 0,03 м3 плотностью ρ2 = 850 кг/м3.
Кейс 2. Подзадача 2.
При гидравлическом испытании трубопровода длиной L = 1000 м и диаметром d = 100 мм давление поднималось от p1 = 1 МПа до p2 = 1,5 МПа. Определить объем жидкости ΔV, который был дополнительно закачан в водопровод. Коэффициент объемного сжатия βP = 4,75•10-10 1/Па.
Кейс 2. Подзадача 3.
При гидравлическом испытании трубопровода диаметром d = 0,4 м длиной L = 20 м и давление воды сначала было p1 = 5,5 МПа. Через час давление упало до p2 = 5,0 МПа. Определить, пренебрегая деформацией трубопровода, сколько воды вытекло при этом через неплотности. Коэффициент объемного сжатия βP = 4,75•10-10 1/Па.
Кейс 3. Подзадача 1.
Трубопровод диаметром d = 500 мм и длиной L = 1000 м наполнен водой при давлении p1 = 400 кПа, и температуре воды t1 = 5 °C. Определить, пренебрегая деформациями и расширением стенок труб, давление в трубопроводе при нагревании воды в нем до t2 = 15 °C, если коэффициент объемного сжатия βP = 5,18•10-10 1/Па, а коэффициент температурного расширения βt= 150•10-6 1/°С.
Кейс 3. Подзадача 2.
Кейс 3. Подзадача 3.
Для периодического аккумулирования дополнительного объема воды, получающегося при изменении температуры, к системе водяного отопления в верхней ее точке присоединяют расширительные резервуары, сообщающиеся с атмосферой. Определить наименьший объем расширительного резервуара, чтобы он полностью не опоражнивался. Допустимое колебание температуры воды во время перерывов в топке Δt = 30 °C. Объем воды в системе V = 0,7 м3. Коэффициент температурного расширения воды при средней температуре t = 80 °Сβt= 6•10-4 1/°С.
Темы рефератов
1.Предмет гидравлики и краткая история ее развития.
2. Примеры практического приложения гидравлики в областях строительства.
3. Молекулярная структура жидкостей и понятие идеальной жидкости.
4. Основные физические свойства жидкостей и приборы для их определения.
5. Силы, действующие в жидкости.
6. Гидростатическое давление в точке и его свойства.
7. Основное уравнение гидростатики.
8. Закон Паскаля и его применение в технике. Эпюры давления.
9. Измерение атмосферного, избыточного, абсолютного и вакуумметрического давления.
10. Равновесие жидкостей в сообщающихся сосудах.
11. Относительный покой жидкости в движущемся сосуде.
12. Сила гидростатического давления на плоскую фигуру.
13. Определение координаты центра давления.
14. Сила гидростатического давления на криволинейные поверхности. Понятие тела давления.
15. Графоаналитический метод определения силы давления.
16. Закон Архимеда и условие плавания тел.
17. Методы изучения движения жидкости.
18. Кинематические элементы потока.
19. Гидравлические элементы потока.
20. Классификация видов течения.
21. Расход и средняя скорость.
22. Уравнение неразрывности потока.
23. Режимы течения жидкости. Число Рейнольдса и его критическое значение.
24. Виды удельной механической энергии жидкости.
25. Уравнение Бернулли для элементарной струйки идеальной жидкости.
26. Энергетический и геометрический смысл уравнения Бернулли.
27. Практическое приложение уравнения Бернулли.
28. Уравнение Бернулли для потока реальной жидкости.
29. Основные правила построения пьезометрических и напорных линий.
30. Виды гидравлических сопротивлений.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола» (дискуссии)
Концепция игры.
Объект имитации. Дать правильный ответ на вопрос (задание) в строго отведённое время. Сценарий.
Первый этап - Исходная информация об игре. Второй этап - Распределение ролей и формирование команд, изучение инструкций игроками и правил игры, установление регламента. Третий этап - Ролевое общение внутри группы. Четвертый этап - Выступление экспертов с оценкой игры. Пятый этап - Разбор игры преподавателем.
Роли: Лидер, докладчик, оппонент, провокатор, регистратор, эксперт.
Ожидаемые результаты. Научить применять на практике методику подготовки устного выступления (доклада, дискуссии); выработать умение вести дискуссию; отработать процедуру задавания вопросов и ответов на них, выявив типичные недостатки и способы их устранения; освоить новые формы устных выступлений; научиться принимать коллективные решения; закрепить лекционный материал.
Задание. Подготовить доклады.
Тема 1. Эпюры гидростатического давления. Закон Паскаля и его применения в технике.
Тема 2. Местные сопротивления. Основные виды сопротивлений.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п