учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5, 6
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных способов передачи теплоты и массы вещества, их закономерности, а так же факторы, влияющие на процессы тепломассообмена; изучение методов расчета величин, характеризующих процессы тепломассообмена в твердых телах, а так же в потоках жидкости и газа; изучение особенностей теплового расчета различных теплообменных аппаратов.
ОПК-2: Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения;
ОПК-2 Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
ОПК-3 Способен применять соответствующие физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач системах
ИД-2 Не знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-3 Не знает законы химии
ИД-4 Не знает основы автоматического управления
ИД-5 Не знает системы автоматического регулирования
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики на недостаточном уровне
ИД-3 Знает законы химии на недостаточном уровне
ИД-4 Знает основы автоматического управления на недостаточном уровне
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования на недостаточном уровне
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики, но допускает ошибки
ИД-3 Знает законы химии, но допускает ошибки
ИД-4 Знает основы автоматического управления, но допускает ошибки
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования, но допускает ошибки
ИД-2 Знает физические явления и законы механики, термодинамики, электричества и магнетизма, оптики
ИД-3 Знает законы химии
ИД-4 Знает основы автоматического управления
ИД-5 Знает системы автоматического регулирования
ИД-2 Не умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Не умеет применять основные законы химии
ИД-4 Не умеет применять основы автоматического управления и регулирования
ИД-5 Не умеет выполнять моделирование систем автоматического управления
ИД-2 Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, при этом допускает грубые ошибки
ИД-3 Умеет применять основные законы химии, при этом допускает грубые ошибки
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования, при этом допускает грубые ошибки
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2 Умеет, но допускает н демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры которые неточности
ИД-3 Умеет применять основные законы химии, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Умеет демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 Умеет применять основные законы химии
ИД-4 Умеет применять основы автоматического управления и регулирования
ИД-5 Умеет выполнять моделирование систем автоматического управления
ИД-2 не владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 не владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 не владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 не владеет навыками моделирования систем автоматического управления
ИД-2 плохо владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 плохо владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 плохо владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 плохо владеет навыками моделирования систем автоматического управления
ИД-2 Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры, но допускает некоторые неточности
ИД-3 Владеет навыками применения основных законов химии, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Владеет навыками моделирования систем автоматического управления, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Владеет навыками демонстрировать понимание математический аппарат исследования функций, линейной алгебры
ИД-3 владеет навыками применения основных законов химии
ИД-4 Владеет навыками применения основ автоматического управления и регулирования
ИД-5 владеет навыками моделирования систем автоматического управления
ОПК-3: Способен применять соответствующие физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач;
ОПК-2 Способен разрабатывать алгоритмы и компьютерные программы, пригодные для практического применения
ОПК-3 Способен применять соответствующие физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач системах
ИД-2 Не знает и не применяет знания для получения, преобразования теплоты
ИД-3 Не знает и не использует знания теплофизических законов при расчетах в теплотехнических установках
ИД-4 Не знает и не понимает ы термодинамики
ИД-5 Не знает основные законы термодинамики
ИД-2 Знает и применяет знания для получения, преобразования теплоты на недостаточном уровне
ИД-3 Знает и использует знания теплофизических законов при расчетах в телотехнических установках на недостаточном уровне
ИД-4 Знает и понимает на недостаточном уровне основные законы термодинамики
ИД-5 Знает на недостаточном уровне основные законы термодинамики
ИД-2 Знает и применяет знания для получения, преобразования теплоты, но допускает ошибки
ИД-3 Знает и использует знания теплофизических законов при расчетах в телотехнических установках, но допускает ошибки
ИД-4 Знает и понимает основные законы термодинамики, но допускает ошибки
ИД-5 Знает основные законы термодинамики, но допускает ошибки
ИД-2 Знает и применяет знания для получения, преобразования теплоты
ИД-3 Знает и использует знания теплофизических законов при расчетах в телотехнических установках
ИД-4 Знает и понимает основные законы термодинамики
ИД-5 Знает основные законы термодинамики
ИД-2 Не умеет применять знания для получения, преобразования теплоты
ИД-3 Не умеет использовать знания теплофизических рабочих тех при расчетах в телотехнических установках
ИД-4 Не умеет применять основные законы термодинамики
ИД-5 Не умеет применять основные законы термодинамики для расчета
ИД-2 Умеет применять знания для получения, преобразования теплоты, при этом допускает грубые ошибки
ИД-3 Умеет использовать знания теплофизических рабочих тех при расчетах в телотехнических установках, при этом допускает грубые ошибки
ИД-4 Умеет применять основные законы термодинамики, при этом допускает грубые ошибки
ИД-5 Умеет применять основные законы термодинамики для расчета, при этом допускает грубые ошибки
ИД-2 Умеет применять знания для получения, преобразования теплоты, но допускает некоторые неточности
ИД-3 Умеет использовать знания теплофизических рабочих тех при расчетах в телотехнических установках, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Умеет применять основные законы термодинамики, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Умеет применять основные законы термодинамики для расчетам, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Умеет применять знания для получения, преобразования теплоты
ИД-3 Умеет использовать знания теплофизических рабочих тех при расчетах в телотехнических установках
ИД-4 Умеет применять основные законы термодинамики
ИД-5 Умеет основные законы термодинамики для расчета
ИД-2 не владеет навыками применения знаний основ гидрогазодинамики для расчетов теплотехнических установках и систем
ИД-3 не владеет навыками использования знаний теплофизических свойств рабочих тел при расчетах теплотехнических установок и систем
ИД-4 не владеет навыками демонстрации основных законов термодинамики и термодинамических соотношений
ИД-5 не владеет знаниями основ термодинамики для расчетов
ИД-2 плохо владеет навыками применения знаний основ гидрогазодинамики для расчетов теплотехнических установках и систем
ИД-3 плохо владеет навыками использования знаний теплофизических свойств рабочих тел при расчетах теплотехнических установок и систем
ИД-4 плохо владеет навыками демонстрации основных законов термодинамики и термодинамических соотношений
ИД-5 плохо владеет знаниями основ термодинамики для расчетов
ИД-2 Владеет навыками применения знаний основ гидрогазодинамики для расчетов теплотехнических установках и систем, но допускает некоторые неточности
ИД-3 Владеет навыками использования знаний теплофизических свойств рабочих тел при расчетах теплотехнических установок и систем, но допускает некоторые неточности
ИД-4 Владеет навыками демонстрации основных законов термодинамики и термодинамических соотношений, но допускает некоторые неточности
ИД-5 Владеет знаниями основ термодинамики для расчетов, но допускает некоторые неточности
ИД-2 Владеет навыками применения знаний основ гидрогазодинамики для расчетов теплотехнических установках и систем
ИД-3 Владеет навыками использования знаний теплофизических свойств рабочих тел при расчетах теплотехнических установок и систем
ИД-4 Владеет навыками демонстрации основных законов термодинамики и термодинамических соотношений
ИД-5 владеет знаниями основ термодинамики для расчетов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
http://bgsha.ru/art.php?i=4158.
Тепломассообмен [Электронный ресурс]: методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 13.03.01 Теплоэнергетика и теплотехника / А. А. Коновалова – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 66 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов к экзамену
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
Перечень примерных тем расчетно-графических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных вопросов
Кейс задачи
Тестовые задания
Комплект заданий для лабораторных работ
Тепломассообмен
2) охватывает все разделы дисциплины
2.Температурное поле (ОПК-2, ОПК-3).
3.Градиент температуры (ОПК-2, ОПК-3).
4.Плотность теплового потока, закон Фурье (ОПК-2, ОПК-3).
5.Коэффициент теплопроводности (ОПК-2, ОПК-3).
6.Дифференциальное уравнение теплопроводности (ОПК-2, ОПК-3).
7.Краевые условия (условия однозначности) (ОПК-2, ОПК-3).
8.Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях I-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
9.Передача теплоты через плоскую стенку при коэффициенте теплопроводности, зависящем от температуры (ОПК-2, ОПК-3).
10.Передача теплоты через многослойную плоскую стенку при граничных условиях I-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
11.Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях III-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
12.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях I-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
13.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
14.Передача теплоты через многослойную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода (ОПК-2, ОПК-3).
15.Критический диаметр изоляции (ОПК-2, ОПК-3).
16.Теплопроводность в пластине при наличии внутренних источников теплоты (ОПК-2, ОПК-3).
17.Теплопроводность цилиндрического стержня при наличии внутренних источников теплоты (ОПК-2, ОПК-3).
18.Теплопроводность цилиндрической стенки при наличии внутренних источников теплоты (ОПК-2, ОПК-3).
19.Теплопроводность тонкого стержня (ОПК-2, ОПК-3).
20.Плоская ребристая стенка с ребрами постоянного сечения (ОПК-2, ОПК-3).
21.Передача теплоты через круглое ребро постоянного сечения (ОПК-2, ОПК-3).
22.Передача теплоты через трапециевидные и треугольные ребра (ОПК-2, ОПК-3).
23.Охлаждение (нагревание) бесконечной пластины (ОПК-2, ОПК-3).
24.Анализ полученного решения (ОПК-2, ОПК-3).
25.Количество теплоты, отдаваемое пластиной окружающей среде в процессе охлаждения (ОПК-2, ОПК-3).
26.Охлаждение (нагревание) бесконечно длинного цилиндра (ОПК-2, ОПК-3).
27.Количество теплоты, отдаваемое цилиндром в процессе охлаждения (ОПК-2, ОПК-3).
28.Охлаждение (нагревание) тел конечных размеров (ОПК-2, ОПК-3).
29.Регулярный режим (ОПК-2, ОПК-3).
30.Методы решения задач стационарной теплопроводности (ОПК-2, ОПК-3).
Перечень вопросов к экзамену
1.Передача теплоты в природе. Массоперенос (ОПК-2, ОПК-3).
2.Температурное поле. (ОПК-2, ОПК-3).
3.Градиент температуры. (ОПК-2, ОПК-3).
4.Плотность теплового потока, закон Фурье. (ОПК-2, ОПК-3).
5.Коэффициент теплопроводности. (ОПК-2, ОПК-3).
6.Дифференциальное уравнение теплопроводности. (ОПК-2, ОПК-3).
7.Краевые условия (условия однозначности). (ОПК-2, ОПК-3).
8.Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях I-го рода. (ОПК-2, ОПК-3).
9.Передача теплоты через плоскую стенку при коэффициенте теплопроводности, зависящем от температуры. (ОПК-2, ОПК-3).
10.Передача теплоты через многослойную плоскую стенку при граничных условиях I-го рода. (ОПК-2, ОПК-3).
11.Передача теплоты через плоскую стенку при граничных условиях III-го рода. (ОПК-2, ОПК-3).
12.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях I-го рода.
(ОПК-2, ОПК-3).
13.Передача теплоты через бесконечную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода.
(ОПК-2, ОПК-3).
14.Передача теплоты через многослойную цилиндрическую стенку при граничных условиях III-го рода. (ОПК-2, ОПК-3).
15.Критический диаметр изоляции. (ОПК-2, ОПК-3).
16.Теплопроводность в пластине при наличии внутренних источников теплоты. (ОПК-2, ОПК-3).
17.Теплопроводность цилиндрического стержня при наличии внутренних источников теплоты. (ОПК-2, ОПК-3).
18.Теплопроводность цилиндрической стенки при наличии внутренних источников теплоты. (ОПК-2, ОПК-3).
19.Теплопроводность тонкого стержня. (ОПК-2, ОПК-3).
20.Плоская ребристая стенка с ребрами постоянного сечения. (ОПК-2, ОПК-3).
21.Передача теплоты через круглое ребро постоянного сечения. (ОПК-2, ОПК-3).
22.Передача теплоты через трапециевидные и треугольные ребра. (ОПК-2, ОПК-3).
23.Охлаждение (нагревание) бесконечной пластины. (ОПК-2, ОПК-3).
24.Анализ полученного решения. (ОПК-2, ОПК-3).
25.Количество теплоты, отдаваемое пластиной окружающей среде в процессе охлаждения. (ОПК-2, ОПК-3).
26.Охлаждение (нагревание) бесконечно длинного цилиндра. (ОПК-2, ОПК-3).
27.Количество теплоты, отдаваемое цилиндром в процессе охлаждения. (ОПК-2, ОПК-3).
28.Охлаждение (нагревание) тел конечных размеров. (ОПК-2, ОПК-3).
29.Регулярный режим. (ОПК-2, ОПК-3).
30.Методы решения задач стационарной теплопроводности. (ОПК-2, ОПК-3).
32.Неявный метод решения задач нестационарной теплопроводности. (ОПК-2, ОПК-3).
33.Конвективный теплообмен. Основные понятия и определения. (ОПК-2, ОПК-3).
34.Уравнение сплошности. (ОПК-2, ОПК-3).
35.Уравнение движения. (ОПК-2, ОПК-3).
36.Уравнение энергии. (ОПК-2, ОПК-3).
37.Уравнение теплоотдачи. (ОПК-2, ОПК-3).
38.Краевые условия (условия однозначности). (ОПК-2, ОПК-3).
39.Особенности теплообмена при турбулентном течении. (ОПК-2, ОПК-3).
40.Критерии подобия и критериальные уравнения. (ОПК-2, ОПК-3).
41.Уравнения сохранения для пограничного слоя. (ОПК-2, ОПК-3).
42.Условия подобия физических процессов. (ОПК-2, ОПК-3).
43.Метод размерностей, - теорема. (ОПК-2, ОПК-3).
44.Определение средней по сечению скорости потока. (ОПК-2, ОПК-3).
45.Определение средней по сечению температуры потока в обогреваемом канале. (ОПК-2, ОПК-3).
46.Температурный напор при qw=const. (ОПК-2, ОПК-3).
47.Температурный напор при Tw=const. (ОПК-2, ОПК-3).
48.Получение эмпирических уравнений в критериальном виде. (ОПК-2, ОПК-3).
49.Интегральное соотношение Кармана. (ОПК-2, ОПК-3).
50.Тепловой пограничный слой, уравнение Кружилина. (ОПК-2, ОПК-3).
51.Теплоотдача от плоской пластины при ламинарном режиме течения. (ОПК-2, ОПК-3).
52.Связь между коэффициентом теплоотдачи и трения, аналогия Рейнольдса. (ОПК-2, ОПК-3).
53.Обтекание пластины при турбулентном режиме течения. (ОПК-2, ОПК-3).
54.Течение в трубах. Связь между коэффициентами трения и сопротивления. (ОПК-2, ОПК-3).
55.Теплоотдача в трубе при ламинарном режиме течения. (ОПК-2, ОПК-3).
56.Теплоотдача в трубах с прямолинейной осью при турбулентном движении. (ОПК-2, ОПК-3).
57.Теплоотдача в изогнутых и шероховатых трубах. (ОПК-2, ОПК-3).
58.Теплоотдача при поперечном обтекании труб. (ОПК-2, ОПК-3).
59.Теплоотдача при поперечном обтекании пучков труб. (ОПК-2, ОПК-3).
60.Теплоотдача от вертикальной стенки. (ОПК-2, ОПК-3).
61.Теплоотдача от горизонтальных труб и проволочек при свободной конвекции. (ОПК-2, ОПК-3).
62.Теплоотдача жидких металлов. (ОПК-2, ОПК-3).
63.Теплоотдача при движении газа с большой скоростью. (ОПК-2, ОПК-3).
64. Теплообмен при конденсации пара. Основные положения. (ОПК-2, ОПК-3).
65.Теплоотдача при конденсации неподвижного чистого пара на вертикальной стенке при ламинарном режиме течения пленки (задача Нуссельта). (ОПК-2, ОПК-3).
66.Теплоотдача при конденсации чистого пара на вертикальной стенке при турбулентном режиме течения пленки. (ОПК-2, ОПК-3).
67.Теплоотдача на горизонтальных трубах и внутри труб. (ОПК-2, ОПК-3).
68.Теплообмен при кипении однородной жидкости. Режимы кипения. Условия зарождения парового пузырька. (ОПК-2, ОПК-3).
69.Связь между критическим радиусом пузырька и перегревом жидкости. (ОПК-2, ОПК-3).
70.Работа образования пузырька критического размера. (ОПК-2, ОПК-3).
71.Интенсивность образования пузырьков критического размера. (ОПК-2, ОПК-3).
72.Скорость роста пузырька. (ОПК-2, ОПК-3).
73.Отрывной диаметр пузырька. (ОПК-2, ОПК-3).
74.Пузырьковый режим кипения. (ОПК-2, ОПК-3).
75.Кризис кипения первого рода. (ОПК-2, ОПК-3).
76.Уравнение массопереноса. (ОПК-2, ОПК-3).
77.Уравнение энергии для 2-х компонентной смеси. (ОПК-2, ОПК-3).
78.Краевые условия. (ОПК-2, ОПК-3).
79.Массоперенос около полупроницаемой стенки, поток Стефана. (ОПК-2, ОПК-3).
80.Тройная аналогия. (ОПК-2, ОПК-3).
6.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Теплопередача. Температурное поле. Градиент температуры.
2. Закон Фурье. Коэффициент теплопроводности.
3. Теплопроводность через однослойную плоскую стенку
4. Теплопроводность через многослойную плоскую стенку
5. Теплопроводность через одно и многослойную цилиндрическую стенку
6. Теплопроводность через шаровую поверхность
7. Теплопроводность тел производной формы
8. Дифференциальные уравнения теплопроводности
9. Теплопередача через плоскую одно и многослойную стенки
10. Теплопередача через многослойную стенку при граничных условиях третьего рода
11. Интенсификация теплопередачи за счет оребрения стенок
12. Теплопередача через шаровую поверхность при граничных условиях 3-го рода
14. Конвективный теплообмен. Основные свойства теплоносителя
15. Пограничный слой. Критерий Прандтля
16. Уравнение конвективного теплообмена. Коэффициент теплоотдачи
17. Основы теории подобия. Вывод критерия Нуссельта
18. Критериальные уравнения
19. Конвекция при ламинарном течении жидкости в трубах
20. Конвекция при турбулентном течении жидкости в трубах
21. Теплообмен при поперечном омывании одиночной трубы
22. Основные понятия теплового излучения
23. Законы излучения: Планка, Вина, Стефана-Больцмана, Кирхгоффа, Ламберта
24. Экраны. Расчет снижения теплопередачи через один экран
25. Типы теплообменных аппаратов и основы их расчета
26. Определения среднего логарифмического температурного напора
27. Теплообмен жидких металлов
28. Теплообмен при высоких скоростях движения газа
29. Конвекция при свободном движении газа
30. Теплообмен при кипении. Минимальный радиус пузырька
31. Теплообмен при конденсации
32. Тепло и массоперенос во влажных телах
33. Основные виды связи влаги с материалом
34. Градиент влагосодержания и общий коэффициент диффузии (бародиффузия, суммарный массоперенос)
35. Критический диаметр цилиндрической стенки
6.4 Комплект тестовых заданий
1. На долю какого вида теплообмена приходится основная часть переноса энергии при нагревании твердого тела в печи (например, при выпечке).
1. На долю теплопроводности.
2. На долю конвекции.
3. На долю излучения.
2. Перенос теплоты при соприкосновении частиц, имеющих различную температуру, называется:
1. Теплопроводностью.
2. Конвекцией.
3. Излучением.
3. Назовите вид теплообмена, который возможен в условиях отсутствия вещества между телами (в вакууме).
1. Теплопроводность.
2. Конвекция.
3. Излучение.
4. Тепловой поток сильно зависит от температуры при теплообмене:
1. В процессе конвекции.
2. В процессе излучения.
3. В процессе теплопроводности.
5. На рисунке показан график изменения температуры в цилиндрической стенке при λ = const. Как изменится этот график, если коэффициент теплопроводности будет уменьшаться с увеличением температуры.
1. Изменится и примет вид 1.
2. Не изменится.
3. Изменится и примет вид 2.
6. Укажите вещества, которые могут использоваться в качестве тепловой изоляции.
1. Твердые тела с λ < 0.2 Вт/(м·К).
3. Газообразные тела, так как у них самый маленький коэффициент теплопроводности.
7. На рисунке представлен график изменения температуры в плоской стенке, состоящей из трех слоев. Как изменился тепловой поток через стенку из-за появления скачка температур на границе слоев 1 и 2. (Т′2 - Т″2) > 0
1. Увеличился.
2. Не изменился.
3. Уменьшился.
8. Знак "минус" в записи закона Фурье выражает:
1. Что чем больше градиент температуры, тем меньше плотность потока тепла.
2. Что коэффициент теплопроводности отрицателен.
3. Что вектор плотности теплового потока направлен противоположно вектору градиента температуры, т.е. в сторону уменьшения температуры.
9. При увлажнении коэффициент теплопроводности пористых материалов:
1. Не изменяется.
2. Уменьшается.
3. Увеличивается.
10. Тепловой поток – это количество теплоты:
1. Передаваемое в единицу времени через произвольную поверхность.
2. Передаваемое в единицу времени через единичную площадь.
3. Проходящее в единицу времени через единичную площадь при градиенте температуры, равном единице.
11. Какой слой многослойной стенки имеет наименьший коэффициент теплопроводности.
1. Слой 1.
2. Слой 3.
3. Слой 2.
12. Градиент температуры - это:
1. Вектор, направленный по нормали к изотермической поверхности в сторону убывания температуры.
2. Количество теплоты, которое проходит в единицу времени через единицу поверхности.
3. Вектор, направленный по нормали к изотермической поверхности в сторону возрастания температуры и численно равный производной от температуры по этому направлению.
13. При граничных условиях третьего рода задается:
1. Распределение температуры по поверхности тела.
2. Закон теплообмена между поверхностью тела и окружающей средой.
3. Значение теплового потока для каждой точки поверхности тела.
14. Коэффициент теплопроводности λ, Вт/(м·К) характеризует:
1. Способность вещества передавать теплоту.
2. Интенсивность теплообмена между поверхностью тела и средой.
3. Интенсивность собственного излучения тела.
15. Укажите в какой точке больше модуль градиента температуры и куда направлен градиент температуры в этой точке.
1. В точке А, вверх.
2. В точке В, вниз.
3. В точке В, вверх.
16. Укажите выражение для определения термического сопротивления цилиндрической стенки (для теплопроводности).
1. . 2. . 3. .
17. Граничные условия I рода на поверхности тела означают задание:
1. Температуры поверхности.
2. Коэффициента теплоотдачи на поверхности.
3. Поверхностной плотности теплового потока.
18. Укажите формулу закона Фурье.
1. . 2. . 3. .
19. Укажите какой слой многослойной стенки имеет наибольший коэффициент теплопроводности.
1. Слой 1.
2. Слой 2.
3. Слой 3.
20. Стенка сосуда имеет температуру поверхности 125 ºС. Температура воздуха в цехе 25 ºС. Коэффициент теплоотдачи поверхности равен 6 Вт/(м2 К).
Определите толщину слоя изоляции сосуда стеклянной ватой с
λ = 0,06 Вт/(м К). Температура поверхности изоляции не должна превышать 35 ºС.
1. 0,053 м. 2. 0,075 м. 3. 0,09 м.
21. Определите толщину слоя изоляции плоской поверхности с температурой 225 ºС, отдающей теплоту в воздух с температурой 25 ºС, (коэффициент теплоотдачи 10 Вт/(м2 К)), чтобы тепловой поток от стенки уменьшился в 4 раза. Материал изоляции – кирпич динасовый с λ = 0,8 Вт/(м К).
1. 0,24 м. 2. 0,36 м. 3. 0,51 м.
22. Плоскую поверхность с температурой 340ºС надо изолировать так, чтобы потери тепла не превышали 300 Вт/м2. Температура на внешней поверхности изоляции 40 ºС. Найти толщину изоляции. λиз =0,05 Вт/(м·К).
1. 0,5 м. 2. 0,05 м. 3. 0,1 м.
23. С какой стороны плоской поверхности установка ребер позволит в наибольшей степени интенсифицировать теплопередачу.
1. Со стороны большего коэффициента теплоотдачи.
2. Со стороны меньшего коэффициента теплоотдачи.
24.Укажите выражение термического сопротивления теплопередачи цилиндрической стенки.
1. .
2. .
3. .
25. Укажите формулу для определения коэффициента теплопередачи.
1. . 2. . 3. .
26. Укажите уравнение теплопередачи:
1. Q = k(t1-t2) F.
2. Q = α (t1-t2) F.
3. Q = G1 (h′1- h″1)F.
27. Как изменится значение коэффициента теплопередачи, если заменить стальные трубы на медные такого же диаметра.
1. Увеличится.
2. Уменьшится.
3. Практически не изменится.
28. Укажите формулу для определения термического сопротивления теплопередачи плоской стенки.
1. .
2. .
3. .
29. Какой из температурных графиков соответствует случаю: стальная стенка, с одной стороны покрыта слоем сажи с теплопроводностью 0,09 Вт/(м·К), с другой слоем накипи с теплопроводностью 1,75 Вт/(м·К).
30. Найти коэффициент теплопередачи, если чугунный трубопровод толщиной δЧ = 9 мм, λЧ = 90 Вт/(м·К) изолирован слоем пеношамота δП = 30 мм, λП = 0,3 Вт/(м·К). Коэффициенты теплоотдачи: α1 = 100 Вт/(м2·К), α2 = 10 Вт/(м2·К), Расчет провести по формулам плоской стенки.
1. 4,76 Вт/(м2·К). 2. 0,21 Вт/(м2·К). 3. 9,1 Вт/(м2·К).
31. Стальной трубопровод проложен на открытом воздухе. Как изменится коэффициент теплопередачи, если трубопровод обдувать потоком воздуха?
1. Практически не изменится.
2. Уменьшится.
3. Увеличится.
32. Чугунная стенка толщиной 10 мм, с λЧ = 90 Вт/(м·К), покрыта слоем изоляции из пенопласта с λП = 0,05 Вт/(м·К). Коэффициенты теплоотдачи α1 = 100 Вт/(м2·К) и α2 = 10 Вт/(м2·К). Коэффициент теплопередачи равен 1,96 Вт/(м2·К).
Определить толщину изоляции.
1. δИЗ = 20 мм. 2. δИЗ = 50 мм. 3. δИЗ = 10 мм.
33. Стальная стенка, толщиной 10 мм с λСТ = 50 Вт/(м·К) с двух сторон омывается жидкостью с коэффициентами теплоотдачи
α1 = 1000 Вт/(м2·К) и α2 = 10 Вт/(м2·К).
Определить коэффициент теплопередачи.
1. 10,1 Вт/(м2·К). 2. 9,88 Вт/(м2·К). 3. 9,65 Вт/(м2·К).
34. Укажите формулировку свободной конвекции.
1. Это движение жидкости (газа) в направлении от поверхности теплообмена.
2. Это движение жидкости (газа) под действием объемных сил.
3. Это движение жидкости (газа), не участвующего в процессе теплообмена.
35. Твердая поверхность охлаждается в потоке жидкости. Укажите изменение температуры поверхности при уменьшении коэффициента теплоотдачи.
1. Температура поверхности увеличится.
2. Температура поверхности уменьшится.
3. Температура поверхности не изменится.
36. Теплоотдача при омывании поверхности водой, по сравнению с теплоотдачей в воздухе, как правило:
1. Гораздо выше. 2. Гораздо ниже. 3. Одного порядка.
37. В каком случае интенсивность теплоотдачи ниже
1. При кипении.
2. В случае вынужденной конвекции.
3. В случае свободной конвекции.
38. Укажите размерность числа Нуссельта.
1. Вт / (м2 × К). 2. Вт / (м × К). 3. Безразмерное.
39. Укажите формулу Ньютона-Рихмана (формулу теплоотдачи).
1. .
2. .
3. .
40. Укажите число Рейнольдса (Re).
1. α·ℓ0/λ. 2. w·ℓ0/ν. 3. ν/a.
41. За определяющий линейный размер ℓ0 при поперечном омывании трубы жидкостью в числах подобия (например, ) обычно принимают:
1. Внешний диаметр трубы.
2. Длину трубы.
3. Внутренний диаметр трубы.
1. Способность вещества проводить теплоту.
2. Интенсивность собственного излучения тела.
3. Интенсивность теплообмена между поверхностью тела и средой.
43. Укажите выражение для числа Грасгофа.
1. . 2. . 3. .
44. Укажите критериальное уравнение для теплоотдачи в условиях вынужденной конвекции.
1.
2. .
3. .
45. О режиме течения жидкости судят по значению числа:
1. Рейнольдса (Re).
2. Нуссельта (Nu).
3. Прандтля (Pr).
46.Теплоотдачей называется перенос теплоты:
1. От жидкости к жидкости через разделяющую их стенку.
2. Между потоком жидкости (или газа) и стенкой.
3. Молекулярный перенос теплоты в телах.
47.В ламинарном режиме жидкость движется:
1. С образованием пузырей.
2. С образованием вихрей.
3. Плавно, без образования вихрей или пузырей.
48.Укажите выражение для критерия Нуссельта (Nu).
(Индекс «ж» - для жидкости, индекс «ст» - для стенки).
1. (α ·ℓo)/λж . 2. (α ·ℓo)/λст . 3. (w·ℓo)/νж .
49. Укажите критериальное уравнение для свободной конвекции.
1.
2. .
3. .
50 Укажите график изменения температуры в пристенном слое соответствует наименьшему коэффициенту теплоотдачи.
1. График 1.
2. График 2.
3. График 3.
51. Закон Кирхгофа для теплового излучения:
1. Определяет суммарное излучение поверхности тела по всем направлениям полупространства.
2. Устанавливает количественную связь между излучательной и поглощательной способностями тела.
3. Устанавливает распределение энергии излучения абсолютно черного тела в зависимости от длины волны.
52. Степенью черноты тела (ε) называется:
1. Отношение энергии пропущенной Епроп к энергии падающей Епад.
2. Отношение излучательной способности Е реального тела к излучательной способности Ео абсолютно черного тела при той же температуре.
3. Отношение отраженной энергии Еотр к энергии падающей Епад.
53. Укажите формулу закона Стефана-Больцмана.
1. Eo =сo(T/100)4, Вт/м2.
2. λmax∙T = 2,9∙10-3 , м·К.
3. , Вт/м3
54. Поглощательная способность равна единице:
1. Для абсолютно черных тел.
2. Для серых тел.
3. Для абсолютно прозрачных тел.
55. Укажите закон Стефана – Больцмана для серых тел:
1. Q = k(t1-t2) F.
2. Eo = сo(T/100)4.
3. E = ε·сo(T/100)4.
56. Тепловое излучение – это:
1. Молекулярный перенос теплоты в телах (или между ними), обусловленный переменностью температуры.
2. Перенос теплоты при перемещении объемов жидкости или газа из области с одной температурой в область с другой температурой.
3. Процесс переноса теплоты с помощью электромагнитных волн.
57. Какое из тел при прочих равных условиях имеет бóльшую интенсивность излучения.
1. Со степенью черноты 0,3.
2. Со степенью черноты 0,7.
3. Со степенью черноты 0,9.
58. При каком условии степень черноты равна поглощательной способности тела (из закона Кирхгофа)?
1. Всегда.
2. При одной и той же длине волны.
3. При одной и той же температуре.
59. С повышением температуры максимум интенсивности излучения:
1. Смещается в сторону более длинных волн.
2. Смещается в сторону более коротких волн.
60. Интенсивность лучистого теплообмена уменьшится, если:
1. Повысить температуру излучаемого тела.
2. Увеличить степень черноты излучаемого тела.
3. Уменьшить степень черноты излучаемого тела.
61. Тепловой поток излучения между двумя параллельными телами, имеющими различные температуры, определяется по формуле:
1. Q = εПР Со [(T1/100)4 – (T2/100)4] F.
2. Q = k(T1-T2) F.
3. Q = α(TЖ-TСТ) F.
62. Как изменится степень черноты, если трубу покрыть алюминиевой краской?
1. Увеличится. 2. Уменьшится. 3. Не изменится.
63. Какой из предлагаемых экранов наиболее эффективно уменьшает теплообмен между излучающими телами:
1. Экран из абсолютно черного тела.
2. Экран из серого тела.
3. Экран из диатермичного (прозрачного для тепловых лучей) тела.
64. Тело излучало лучи с максимальной интенсивностью с длиной волны λ = 0,45·10-6м (или 0,45 мкм). При изменении температуры максимальная интенсивность излучения пришлась на длину волны 0,75·10-6 м. Во сколько раз изменилась абсолютная температура тела.
1. Увеличилась в 1,67 раза.
2. Уменьшилась в 1,67 раза.
3. Уменьшилась в 1,2 раза.
65. Как изменится приведенная степень черноты системы из двух параллельных поверхностей с ε1 = ε2 = 0,5, если одну из поверхностей заменить на другую со степенью черноты ε = 0,2.
1. Увеличилась в 2 раза.
2. Уменьшился в 3 раза.
3. Уменьшился в 2 раза.
66. Показать характер изменения температуры в рекуперативном теплообменнике при прямотоке.
67 Укажите выражение среднего температурного напора в противоточном теплообменнике:
1. .
2. .
3. .
68. Уравнение теплового баланса в рекуперативном теплообменном аппарате, в котором происходит кипение теплоносителя, имеет вид:
1. Q = α (tст – tж) F= - λ ж (∂t/∂n)ст F .
2. Q = G1ср1 (t′1 -t″1)= G2 ср2 (t″2 -t′2) .
3. Q = G1 (h1′- h1″) =G2·r2(x2″-x2′) .
69. Укажите уравнение теплопередачи в рекуперативном теплообменнике.
1. Q = k·F·Δtср .
2. Q = α·F(tж – tст) .
3. Q = G (h′1- h″1) .
70. Показать характер изменения температуры в рекуперативном теплообменнике при противотоке:
71. Укажите выражение среднего температурного напора в прямоточном теплообменном аппарате:
1. .
2. .
3. .
72. Регенераторы – это:
1. Теплообменные аппараты, в которых передача теплоты между двумя жидкостями осуществляется через разделяющую стенку.
2. Теплообменные аппараты, в которых обмен теплотой осуществляется при смешивании горячей и холодной жидкостей.
3. Теплообменные аппараты, в которых одна и та же поверхность нагрева омывается то горячей, то холодной жидкостью.
73.Уравнение теплового баланса в рекуперативном теплообменном аппарате, в котором происходит нагрев или охлаждение жидкости (без фазовых переходов), имеет вид:
1. Q = α(tст – tж) F= - λ ж (∂t/∂n)ст F.
2. Q = G1 ср1(t′1 -t″1) = G2 ·ср2(t″2 -t′2).
3. Q = G1 (h1′ - h1″) = G2·r2(x2″-x2′).
74. Определите требуемую поверхность теплообмена для нагревания 1 кг/с молока от 4 ºС до 70 ºС. Теплоемкость молока 3,6 кДж/(кг·К), коэффициент теплопередачи в аппарате
k = 60 Вт/(м2 К), температура пара 140 С.
1. 89,11 м2.
2. 61,15 м2.
3. 39,85 м2.
75. В теплообменном аппарате для нагревания воздуха дымовыми газами температура дымовых газов на входе
t′1 = 350 ºС, на выходе t″1 = 200 ºС, температура воздуха на входе t′2 = - 15 ºС, на выходе t″2 = 50 ºС.
Определить температурный напор в аппарате при прямотоке.
1. 241,8 ºС.
2. 250,7 ºС.
3. 280,4 ºС.
76.Определите, во сколько раз уменьшится интенсивность теплообмена в пластинчатом теплообменном аппарате, если поверхность теплообмена покрылась загрязнениями толщиной 2 мм, имеющими λ = 0,15 Вт/(м·К). Коэффициенты
α1 = 2000 Вт/(м2·К); α2 = 900 Вт/(м2·К). Термическое сопротивление чистой стенки принять равным нулю.
1. в 1,5 раза.
2. в 6,7 раза.
3. в 9,3 раза.
77. Требуется испарить 2 кг/с воды с температурой 10 ºС. Определите мощность теплообменного аппарата, если энтальпия воды на входе 41,9 кДж/кг, энтальпия пара на выходе из аппарата 2676 кДж/кг.
1. 5268 кВт. 2. 5910 кВт. 3. 6680 кВт.
78. Требуется сконденсировать 0,05 кг/с водяного пара. Определите мощность теплообменного аппарата, если энтальпия пара на входе 2676 кДж/кг энтальпия воды на выходе 419 кДж/кг.
1. 112,85 кВт. 2. 185,73 кВт. 3. 207,62 кВт.
79. Определите тепловой поток в калорифере (теплообменном аппарате для нагрева воздуха в системе отопления), если в нем нагревается 0,5 кг/с воздуха от t1 = – 10 ºС до t2 = 40 ºС.
Теплоемкость воздуха принять равной 1,006 кДж/(кг·К).
1. 19,76 кВт. 2. 21,83 кВт. 3. 25,15 кВт.
80. В теплообменном аппарате для нагревания воздуха дымовыми газами температура дымовых газов на входе
t′1 = 450 ºС, на выходе t″1 = 150 ºС, температура воздуха на входе t′2 = -15 ºС, на выходе t″2 = 50 ºС.
Определить температурный напор в аппарате при противотоке.
1. 265 ºС. 2. 277 ºС. 3. 283 ºС.
ТЕМА 12.
12.1. Холодильный коэффициент – это :
1. Отношение теплоты, отбираемой от холодного источника, к работе цикла.
2. Отношение работы цикла к теплоте, отдаваемой горячему источнику.
3. Отношение теплоты к абсолютной температуре.
81.Укажите цикл парокомпрессионной холодильной машины.
82. Укажите выражение для определения холодильного коэффициента обратного цикла Карно.
1. ε = (Т1 – Т2)/Т1 .
2. ε = Т1 / (Т1 – Т2).
3. ε = Т2/ (Т1 – Т2).
83. Показать график изменения температуры в испарителе холодильной машины.
83. При прохождении хладагента через дроссельный вентиль в холодильной машине:
1. Температура хладагента остается постоянной.
2. Температура хладагента уменьшается.
3. Температура хладагента увеличивается.
84. На каком рисунке процесс дросселирования в h-s координатах показан верно?
85. Какое устройство называется тепловым насосом?
1. Устройство для перекачивания жидкости, работающее от теплового двигателя.
2. Устройство для передачи теплоты от источника с низкой температурой к источнику с высокой температурой.
3. Устройство для рассеивания теплоты от источника с высокой температурой к источнику с низкой температурой.
86. Холодопроизводительность холодильной машины – это:
1. Количество теплоты, отведенной от охлаждаемого объекта за единицу времени.
2. Количество теплоты, отведенной от охлаждаемого объекта одним килограммом рабочего тела.
3. Температура, созданная в холодильной камере.
87. Укажите процесс сжатия в компрессоре холодильной машины.
1. Процесс 1-2.
2. Процесс 2-3.
3. Процесс 4-1.
88. Процесс 1-2 –процесс сжатия газа в компрессоре. Укажите площадь, соответствующую технической работе сжатия.
1. Площадь 1-2-5-1.
2. Площадь 1-2-3-4-1.
3. Площадь 1-2-6-7-1.
89. Укажите процесс конденсации холодильного агента в конденсаторе:
1. 2-2’.
2. 4-1.
3. 1-2.
4. 2’-3.
90. Укажите процесс кипения холодильного агента в испарителе
1. 1-2.
2. 2-3.
3. 3-4.
4. 4-1.
Перечень вопросов для защиты отчетов по лабораторной работе
1. Сформулируйте цель лабораторной работы и поясните, как она достигается?
2. Назовите основные узлы экспериментальной установки и укажите их назначение.
3. Как определяется средняя температура струны в данной установке?
4. Для чего замеряется барометрическое давление в данной работе?
5. Что такое свободная и вынужденная конвекция?
6. Как определяется количество теплоты, отданное струной окружающему воздуху посредством конвекции?
7. Каков физический смысл и размерность коэффициента теплоотдачи?
8. Как определяется количество теплоты, отданное посредством излучения струной окружающему воздуху?
9. Какие факторы определяют интенсивность конвективного теплообмена?
10. Что такое критерий подобия?
11. Что такое «определяющий» размер и «определяющая температура»?
12. Какие критерии называются «определяемыми» и «определяющими»?
13. Для чего и как составляются критериальные уравнения?
14.Что характеризуют критерии Nu , Gr , Рr?
15. Как определяется коэффициент теплоотдачи α из критериального уравнения?
- Расчет стационарных полей температуры в телах сложной формы.
- Расчет конвективного теплообмена при естественной и вынужденной конвекции
- Тепловой расчет теплообменного аппарата
6.2. Перечень дискуссионных вопросов
1. Теплопроводность плоского слоя при постоянном коэффициенте теплопроводности. Многослойная стенка
2. Теплопередача через однослойную и многослойную стенку.
3. Теплопередача через цилиндрическую и шаровую стенку.
4. Критический диаметр тепловой изоляции. Выбор тепловой изоляции цилиндра (шара).
5. Температурное поле в телах с внутренними источниками теплоты.
6. Температурное поле в ребре. Коэффициент эффективности ребра.
7. Расчет теплоотдачи (теплопередачи) оребрённой поверхности теплообмена (плоская стенка, цилиндрическая поверхность).
8. Нестационарные задачи теплопроводности. Метод Фурье применительно к телам простой геометрии.
9. Расчет температурного поля в бесконечной пластине и цилиндре.
10. Расчет температурного поля в трехмерных телах простой геометрии. Количество теплоты, отданной телом в процессе охлаждения (нагревания)
11. Регулярный режим охлаждения (нагревания) тел.
12. Численное решение задач теплопроводности.
13. Методы подобия и размерностей в задачах теплопроводности и конвективного теплообмена. Числа подобия.
14. Расчет теплоотдачи при свободном движении жидкости.
15. Расчет теплоотдачи при внешнем обтекании тел.
16. Расчет теплоотдачи при течении жидкостей в каналах.
17. Особые случаи расчета теплоотдачи (теплоотдача жидких металлов, учет сжимаемости газа, сверхкритического состояния вещества).
18. Теплоотдача при плёночной конденсации пара на вертикальной поверхности и горизонтальной трубе. Ламинарное течение пленки конденсата
19. Теплоотдача при плёночной конденсации пара на вертикальной поверхности. Смешанный режим течения пленки конденсата. Учет дополнительных факторов при расчете теплоотдачи при конденсации.
20. Механизм кипения жидкостей. Расчет основных параметров кипящей жидкости.
21. Расчет теплоотдачи при развитом пузырьковом и пленочном кипении в большом объёме. Кризис кипения первого рода.
22. Расчет теплоотдачи при кипении в трубах. Кризис кипения второго рода. Граничное паросодержание. Расчет запаса до кризиса кипения.
23. Основы расчета теплообменных аппаратов. Проектный и поверочный расчеты рекуперативных теплообменников.
24. Поинтервальный расчет теплообменника.
25. Расчет теплообменников-смесителей и регенеративных теплообменников.
26. Законы теплового излучения абсолютно черного тела. Излучение (и поглощение) серых тел, реальных тел.
27. Расчет теплообмена излучением в системе тел, разделенных диатермичной средой. Угловые коэффициенты излучения.
28. Зональный метод расчета излучения в замкнутой системе тел.
29. Определение степени черноты и поглощательной способности газового объёма.
30. Расчет лучистого теплообмена в системе тело-оболочка в «сером» и «не сером» приближении.
31. Основы методов расчёта сложного теплообмена.
32. Концентрационная диффузия. Закон Фика.
33. Тепло- и массообмен при испарении (и конденсации пара) в парогазовую среду.
6.3. Кейс-задачи
Кейс -1
Определить средний коэффициент теплоотдачи от стенки трубок к воздуху в трубчатом воздухоподогревателе, выполненном из труб наружным диаметром d = 38 мм, расположенных в коридорном порядке с поперечным и продольным шагами s1 = s2 = 2,5; число рядов труб n = 5. Средняя температура воздуха tв = 50 ℃, скорость воздуха в узком сечении пучка W = 10 м/с. Температура наружной поверхности труб tст = 150 ℃, угол атаки φ = 70 °
Кейс-2
Определить поверхность нагрева рекуперативного газовоздушного теплообменника при прямоточной и противоточной схемах движения теплоносителей, если объёмный расход нагреваемого воздуха при нормальных условиях VH = 3 × 103 м3/ч, средний коэффициент теплопередачи от продуктов сгорания к воздуху k = 20 Вт/(м2 × K), начальные и конечные температуры продуктов сгорания и воздуха соответственно t’1 = 650 ℃, t’’1 = 450 ℃ и t’2 = 25 ℃, t’’2 = 350 ℃. Изобразить графики изменения температур теплоносителей для обоих случаев
Кейс – 3.
Определить потери теплоты с 1 погонного метра изолированного горизонтального паропровода d = 300 мм, если
Кейс - 4
Определить площадь поверхности нагрева водо-водяного подогревателя, выполненного из латунных труб d1/d2 = 14/16 мм, λст = 120 Вт/(м × К), внутренняя поверхность которых покрыта слоем накипи [Δн = 0,5 мм, λн = 2 Вт/(м × К)]. Средние температуры воды: нагреваемой tхол = 55оС, греющей tгр= 95оС. Коэффициенты теплоотдачи: со стороны нагреваемой воды α2 = 3000 Вт/(м2 × К), со стороны греющей воды α1 = 5000 Вт/(м2 × К). Тепловая мощность подогревателя Q = 300 кВт
Кейс-5
Определить площадь поверхности нагрева пароперегревателя, выполненного из трубок d1/d2 = 32/40 мм, λст = 39,5 Вт/(м × К). В пароперегреватель поступает сухой насыщенный пар в количестве G = 0,9 кг/с при давлении 4,0 МПа и перегревается до температуры 470 оС. Коэффициенты теплоотдачи: от газов к стенке труб α1 = 82 Вт/(м2 × К), от стенки к пару α2 = 710 Вт/(м2 × К). Средняя температура газов tг= 800 ℃
Кейс - 6
Вычислить температуры на поверхностях стенки и тепловой поток через 1м2 чистой поверхности парогенератора, если заданы следующие величины: температура газов tг = 1400 оС, температура кипящей воды tв = 350 оС, коэффициенты теплоотдачи от газов к стенке α1 = 160 Вт/(м2 × К) от стенки к кипящей воде α2 = 4900 Вт/(м2 × К), коэффициент теплопроводности материала стенки λ = 50 Вт/(м × К) и толщина стенки Δ = 10 мм. Решить задачу при условии, что в процессе эксплуатации поверхность нагрева парового котла со стороны дымовых газов покрылась слоем сажи толщиной Δс = 2 мм и со стороны воды слоем накипи толщиной Δн = 1,1 мм (соответственно, коэффициенты теплопроводности сажи λс = 0,08 Вт/(м × К) и накипи λн = 0,6 Вт/(м × К)). Сравнить результаты расчетов для обоих случаев и определить уменьшение тепловой нагрузки в процентах. Построить график распределения температур
6.5. Комплект заданий для лабораторных работ
Лабораторная работа: Определение коэффициента теплопроводности теплоизоляционного материала (метод цилиндрического слоя)
Исследуемый материал 1 нанесен в виде цилиндрического слоя (d1 = 0,05, м; d2 = 0,02, м) на наружную поверхность металлической трубы 2. Длина цилиндра тепловой изоляции составляет 1 м, что значительно больше наружного диаметра.
Рис. 1. Схема лабораторной установки
Источником теплового потока служит электронагреватель 3, включенный в электрическую цепь через автотрансформатор 4. Для определения мощности теплового потока служат вольтметр 5 и амперметр 6. Для измерения температур на внутренней и наружной поверхностях тепловой изоляции применяются хромель-копелевые термопары 7 и 8 в комплекте с вторичными приборами 9 и 10.
Провести измерения при достижении стационарного режима и занести данные в таблицу 1. Стационарность режима оценивается по неизменности температур t1 и t2 во времени.
Таблица 1.
№
п/п Измеряемая величина Обозна-
чение Единицы
измерен. Номера опытов
1 2 3 4 5
1 Сила тока I а
2 Напряжение U в
3 Температура внутренней поверхности слоя изоляции t2 °С
4 Температура наружной поверхности слоя изоляции t1 °С
Лабораторная работа: Определение коэффициента теплоотдачипри свободной конвекции (метод струны).
В экспериментальной лабораторной установке (рис.2) теплоотдающей стенкой является нихромовая проволока диаметром 0,5 мм 3(струна) и длиною 1540 мм, по которой пропускается электрический ток напряжением до 30 вольт.
Рис 2. Схема лабораторной установки
Таким образом, размеры струны определяют теплоотдающую поверхность F = 2,419·10-3, м2. Струна удерживается в вертикальном положении стойкой 1 с двумя кронштейнами. В верхнем кронштейне 2, изолированном от массы установки, неподвижно закреплен один конец струны. Другой конец струны зажат в головке индикатора часового типа
Все результаты измерений при стационарном режиме занести в таблицу 2. О стационарности режима можно судить по неизменности показаний индикатора удлинения струны, т.е. по постоянству температуры струны.
Таблица 2.
№
п/п Измеряемая величина Обозна-
чение Единицы
измерен. Номера опытов
1 2 3 4 5
1 Удлинение струны Δl мм
2 Сила тока I а
3 Напряжение U в
4 Температура окружающей среды tокр °С
5 Показания барометра B мбар
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п