учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Стратегическое управление в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и финансы.
Задачи: - формирование системы знаний о процессе финансового планирования в организациях АПК;
- формирование навыков применения финансовых инструментов при разработке финансовых планов организаций АПК.
формирование и развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность Учет и финансы.
Задачи: - формирование системы знаний о процессе финансового планирования в организациях АПК;
- формирование навыков применения финансовых инструментов при разработке финансовых планов организаций АПК.
ПКС-5: Способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой, обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями;
ИД-2ПКС-3 Разрабатывает корпоративную стратегию с учетом современных методов управления финансами для решения стратегических задач
ИД-1ПКС-5 Проводит самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой
ИД-2ПКС-5 Обобщает и критически оценивает результаты исследований актуальных проблем управления, полученных отечественными и зарубежными исследователями
внутренние организационно-распорядительные документы
т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; формировать финансовые планы в рамках организации, выявлять взаимосвязь между финансовыми рисками и доходностью компании, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет.:
субъекта
финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет для обоснования инвестиционных и других решений организации.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
бюджетирования
планирования
планирования
планирования
организациях АПК
организациях АПК
организациях АПК
финансовой структуры предприятия
финансовой структуры предприятия
финансовой структуры предприятия
АПК
АПК
АПК
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Финансовое планирование и бюджетирование в организациях АПК
2) охватывает все разделы дисциплины
Выберите один правильный вариант ответа.
1. К операционным бюджетам не относится:
А. бюджет прямых затрат на оплату труда;
Б. бюджет запасов сырья и готовой продукции
В. бюджет движения денежный средств
Г. капитальный бюджет
2. К финансовым бюджетам не относится:
А. бюджет доходов и расходов;
Б. бюджет движения денежных средств;
В. бюджет прямых затрат на оплату труда;
Г. капитальный бюджет.
3. Стратегический финансовый план готовится с целью:
А. формулирования целей и задач финансовой деятельности организации на краткосрочную перспективу;
Б. определения допустимых с позиции финансовой устойчивости направлений и темпов расширения организации;
В. обеспечения финансирования деятельности организации и эффективного использования свободных денежных средств;
Г. нет верного ответа.
4. Под активами компании понимается:
А. все имущество организации, включая денежные средства, имущественные права и прочие ресурсы;
Б. все обязательства компании;
В. собственные ресурсы компании;
Г. заемные и привлеченные ресурсы компании.
5. К оборотным средствам организации не относятся:
А. Производственные запасы
Б. Дебиторская задолженность
В. Нематериальные активы
Г. Денежные средства в кассе
6. В основе деления затрат на переменные и постоянные лежит:
А. зависимость затрат от объемов производства;
Б. степень изменчивости затрат со временем;
В. порядок включения затрат в себестоимость продукции;
Г. нет верного ответа.
7. «Бюджет» является:
А. более узким понятием, чем «план»;
Б. более широким понятием, чем «план»;
В. синонимом понятию «план».
8. Как называется финансовый план, отражающий потребность организации в денежных ресурсах на предстоящий период?
А. бюджет;
Б. смета;
В. бизнес- план;
Г. нет верного ответа.
9. Согласно какому принципу финансового планирования организация для осуществления долгосрочных инвестиций должна привлекать дешевые способы финансирования?
А. принцип финансового соотношения сроков;
Б. принцип рентабельности капиталовложений;
В. принцип сбалансированных рисков;
Г. принцип предельной рентабельности.
10. «Точка безубыточности» компании означает:
А. объем продаж продукции, при котором обеспечивается равенство валовых доходов и валовых издержек компании;
Б. объем продаж продукции, при котором обеспечивается получение прибыли компанией;
В. объем продаж продукции, при котором компания несет убытки;
Г. нет верного ответа.
11. Бюджет является:
А. более узким понятием, чем план;
Б. более широким понятием, чем план;
В. синонимом понятию план.
12. Распределите принципы финансового планирования:
1. Принцип единства А.планирование с учетом достаточности ликвидных средств компании с целью своевременного погашения краткосрочных обязательств
2. Принцип непрерывности Б. планирование с учетом того, что особенно рисковые долгосрочные инвестиции целесообразно финансировать за счет собственных средств
3. Принцип финансового соотношения сроков В. смена одних финансовых планов другими
4. Принцип платежеспособности Г. системный характер планирования, единое направление плановой деятельности
6. Принцип сбалансированных рисков Е. планирование с учетом того, что получение и использование средств должны происходить в установленные сроки
7. Принцип предельной рентабельности Ж. при планировании потребности компании в финансовых ресурсах необходимо для долгосрочных инвестиций привлекать наиболее дешевые способы финансирования
13. Назначение долгосрочного финансового плана заключается в следующем:
А. определение допустимых темпов расширения фирмы;
Б. обеспечение постоянной платежеспособности фирмы;
В. определение общей потребности фирмы в финансовых ресурсах;
Г. анализ исполнения финансового плана компании в предыдущие периоды.
14. К методам долгосрочного финансового планирования не относится:
А. метод прогноза продаж;
Б. метод ситуационного анализа;
В. нормативный метод;
Г. метод процента от продаж.
15. Назначение краткосрочного финансового плана заключается в следующем:
А. определение допустимых темпов расширения фирмы;
Б. обеспечение финансирования деятельности организации и эффективное использование временно свободных денежных средств;
В. определение общей потребности фирмы в финансовых ресурсах;
Г. анализ исполнения финансового плана компании в предыдущие периоды.
16. К методам краткосрочного финансового планирования относится:
А. расчетно-аналитический метод;
Б. метод ситуационного анализа;
В. регрессионный анализ;
Г. SWOT – анализ.
17. Метод финансового планирования, основанный на установлении взаимосвязи факторного и результативного признаков (финансовых показателей) – это …
А. метод ситуационного анализа;
Б. нормативный метод;
В. балансовый метод;
Г. метод экономико-математического моделирования.
18. Бюджет продаж предприятия включает показатели:
А. планируемой величины производства продукции;
Б. планируемого объема запасов готовой продукции;
В. планируемых затрат на производство продукции;
Г. планируемого объема реализации продукции.
19. Бюджет производства предприятия включает показатели:
А. планируемой величины выпускаемой продукции;
Б. планируемого объема запасов готовой продукции;
В. планируемых затрат на производство продукции;
Г. планируемого объема реализации продукции.
20. Бюджет производственных запасов включает:
А. планируемые размеры запасов выпускаемой продукции;
Б. планируемые объемы запасов готовой продукции и материалов;
В. планируемые затраты на производство запасов;
Г. планируемые объемы реализации запасов готовой продукции.
21. Бюджет прямых материальных затрат содержит данные:
А. плановые затраты материалов на изготовление одной единицы продукции;
Б. плановый выпуск продукции;
В. общая сумма затрат на производство запланированного объема продукции;
Г. все выше перечисленное.
22. Бюджет прямых затрат на оплату труда включает:
А. планируемые затраты на оплату труда производственного персонала;
Б. планируемые затраты на оплату труда вспомогательного персонала;
В. планируемые затраты на оплату труда административно-управленческого персонала;
Г. нет верного ответа.
23. Бюджет коммерческих расходов включает:
А. планируемые накладные расходы компании;
Б. планируемые расходы компании на транспортировку продукции;
В. планируемые затраты на оплату труда персонала организации;
Г. планируемые затраты на покупку сырья и материалов для производства продукции.
24. Бюджет управленческих расходов включает:
А. планируемые общепроизводственные расходы компании;
Б. планируемые расходы компании на реализацию продукции;
В. планируемые затраты на оплату процентов по кредитам и займам организации;
25. Бюджет доходов и расходов включает:
А. планируемые поступления и списания денежных средств с расчетного счета компании;
Б. планируемые доходы и расходы по операционной и финансовой деятельности компании;
В. планируемые инвестиционные доходы и расходы;
Г. планируемые объемы выручки от продаж и себестоимости продукции.
26. Бюджет движения денежных средств включает:
А. планируемые поступления и списания денежных средств с расчетного счета компании;
Б. планируемые доходы и расходы по операционной и финансовой деятельности компании;
В. планируемые ежемесячные изменения капитала организации;
Г. планируемые ежемесячные соотношения активов и пассивов организации.
27. При использовании данного метода финансовые показатели планируются на основе заранее установленных норм и нормативов:
А. индексный метод;
Б. балансовый метод;
В. расчетно-аналитический метод;
Г. нормативный метод.
28. При использовании данного метода финансовый показатель планируется на основе постоянного темпа его изменения в отчетные периоды:
А. индексный метод;
Б. балансовый метод;
В. расчетно-аналитический метод;
Г. нормативный метод.
29. С помощью данного метода достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов организации и фактической потребности в них
А. индексный метод;
Б. балансовый метод;
В. расчетно-аналитический метод;
Г. нормативный метод.
30. Данный метод позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант финансового плана компании:
А. метод оптимизации плановых решений;
Б. балансовый метод;
В. расчетно-аналитический метод;
Г. нормативный метод.
31. К основным критериям выбора наиболее оптимального варианта финансового плана в компании не относится:
А. минимальный размер текущих и капитальных затрат;
Б. максимальный размер прибыли;
В. максимальная величина капиталовложений;
Г. минимальный финансовый риск.
32. Данный метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, их определяющими и на основе этого составить финансовый план:
А. метод ситуационного анализа;
Б. метод экономико-математического моделирования;
В. расчетно-аналитический метод;
Г. нормативный метод.
Критерии оценивания
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов «отлично» Выполнено от 27 до 32 тестов
71-85 баллов «хорошо» Выполнено от 22 до 26 тестов
56-70 баллов «удовлетворительно» Выполнено от 17 до 21 тестов
0-55 баллов «неудовлетворительно» Выполнено менее 17 тестов
1. Роль финансового планирования в современной системе финансового менеджмента ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
2. Цели и задачи финансового планирования. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
3. Принципы организации процесса финансового планирования. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
4. Плановые службы и их взаимодействие с другими управленческими подразделениями. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
5. Структура планово-финансовой службы. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
6. Распределение полномочий и ответственности в планово-финансовой службе. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
7. Источники информации для финансового планирования. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
8. Особенности сбора и обработки информации, периодичность сбора информации для целей финансового
9. Основные требования к информационным источникам финансового планирования. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
10. Преимущества и недостатки использования технологии бюджетирования в финансовом планировании. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
11. Понятие бюджета; виды и типы бюджетов. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
12. Стратегическое, тактическое и оперативное бюджетирование. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
13. Классическое и скользящее бюджетирование. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
14. Финансовая структура организации. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
15. Виды центров финансовой ответственности (ЦФО). ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
16. Реформирование финансовой структуры организации. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
17. Организация финансового планирования без реформирования финансовой структуры. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
18. Сущность бюджетного процесса. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
19. Бюджетный регламент: понятие, составные элементы, порядок разработки. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
20. Структура системы бюджетирования. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
21. Система норм и нормативов как обязательный элемент системы бюджетирования ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
22. Типовой алгоритм составления бюджета. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
23. Автоматизация бюджетного процесса и функционирование системы бюджетного управления. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
24. Прогноз объема продаж и бюджет продаж. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
25. Бюджет производства. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
26. Операционные бюджеты: особенности разработки. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
27. Бюджет товарных запасов. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
28. Бюджеты производственных затрат. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
29. Бюджет себестоимости. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
30. Финансовые бюджеты: особенности разработки. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
31. Инвестиционный бюджет. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
32. Бюджеты расчетов с контрагентами. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
33. Соотношение финансовых бюджетов и платежного календаря. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
34. Мастер-бюджет: особенности разработки. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
35. План прибыли. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
36. План движения денежных средств. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
37. Прогнозный баланс. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
38. Финансово-экономическое обоснование управленческих решений на основе данных мастер-бюджета. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
39. Организация мониторинга исполнения финансового плана. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
40. Основные и дублирующие системы контроля исполнения финансового плана. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
41. Отклонения: понятие, виды, роль в системе контроля исполнения финансового плана. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
42. Возможности использования скользящего бюджетирования для целей контроля. ПКС-2, ПКС-3, ПКС-5
5. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
5.2. Критерии оценки к зачету
зачет (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
6. Оценочные материалы для организации текущего контроля успеваемости обучающихся
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Тема 1. Общая характеристика системы финансового планирования в организации.
1. Понятие финансового планирования.
2. Роль и место финансового планирования в системе финансового менеджмента.
3. Структура финансового плана.
4. Цели и задачи финансового планирования.
6. Уровни финансового планирования.
7. Инфраструктура финансового планирования.
8. Функции составляющих инфраструктуры финансового планирования.
Тема 2. Сущность и экономическая роль бюджетирования.
1. Характеристика основных документов нормативно-правовой базы, обеспечивающих организацию бюджетирования деятельности коммерческих организаций.
2. Понятие системы бюджетирования, характеристика ее особенностей.
3. Место бюджетирования в системе финансового управления деятельностью коммерческой организации.
4. Принципы бюджетирования: системность, комплексность, самостоятельность, сбалансированность, достоверность, гибкость.
5. Цели разработки и внедрения системы бюджетирования.
6. Основные требования, предъявляемые к бюджетам.
7. Факторы, влияющие на процесс бюджетирования.
Тема 3. Виды и методы финансового планирования.
1. Виды и подходы к финансовому планированию.
2. Методы долгосрочного финансового планирования.
3. Методы краткосрочного финансового планирования.
4. Содержание методов ситуационного анализа в финансовом планировании.
5. Определение безубыточного объема продаж и предельно необходимой доли прибыли с помощью метода «издержки-объем-прибыль».
6. Принципы проведения регрессионного анализа и особенности его применения.
7. Осуществление прогноза показателей с помощью метода процентов от продаж.
8. Определение плановых финансовых показателей с помощью нормативного метода и расчетно-аналитического метода.
9. Применение балансового метода для распределения прибыли и других финансовых ресурсов.
10. Планирование потребности поступления денежных средств в финансовые фонды.
11. Характеристика метода оптимизации плановых решений.
12. Алгоритм использования экономико-математического моделирования для расчета финансовых показателей.
Тема 4. Виды и назначение бюджетов.
1. Основные, операционные, вспомогательные и дополнительные бюджеты, их характеристики и назначение.
2. Форматы бюджетов.
3. Различия бюджетов и смет.
4. Порядок формирования мастер-бюджетов и сводных бюджетов компании.
5. Формирование бюджетов затрат компании.
6. Взаимосвязь бюджетов в компании.
Тема 5. Формирование операционных бюджетов в организациях АПК.
1. Планирование продаж предприятий агропромышленного комплекса.
2. Составление бюджета продаж.
3. Составление графика погашения дебиторской задолженности.
4. Планирование объемов производства продукции предприятий агропромышленного комплекса.
5. Составление бюджета производства.
6. Планирование целевых нормативов запасов готовой продукции и материалов.
7. Формирование бюджета запасов.
8. Составление бюджета незавершенного производства.
9. Планирование прямых материальных затрат на предприятии.
10. Составление бюджета прямых материальных затрат.
11. Формирование графика погашения кредиторской задолженности предприятия.
12. Планирование прямых затрат на оплату труда в организациях АПК.
13. Составление бюджета прямых затрат на оплату труда на предприятии.
14. Планирование производственных затрат.
15. Составление бюджета производственных затрат.
16. Планирование общепроизводственных расходов компании.
17. Формирование бюджета общепроизводственных расходов.
18. Планирование коммерческих расходов организации.
19. Составление бюджета коммерческих расходов.
20. Планирование управленческих расходов предприятия.
21. Составление бюджета управленческих расходов.
22. Последовательность составления операционных бюджетов в организациях АПК, их взаимосвязь.
Тема 6. Формирование финансовых бюджетов в организациях АПК.
1. Формирование бюджета доходов и расходов предприятий агропромышленного комплекса.
2. Особенности учета налогов в бюджете доходов и расходов.
3. Отраслевые особенности формата бюджета доходов и расходов.
4. Планирование прибыли предприятия.
5. Расчет точки безубыточности предприятия.
6. Планирование денежных поступлений и списаний. Формирование бюджета движения денежных средств предприятия агропромышленного комплекса. Форматы бюджета.
7. Формирование инвестиционного бюджета организаций АПК.
9. Форматы бюджета.
10. Планирование расчетного баланса предприятия.
11. Взаимосвязь основных бюджетов.
12. Дополнительные и вспомогательные бюджеты в организациях АПК.
13. Формирование налогового плана предприятия.
14. Составление кредитного плана предприятия.
15. Разработка плана распределения прибыли предприятия.
Тема 7. Системы бюджетирования в организациях АПК.
1. Финансовая структура организации.
2. Принципы планирования, сферы и особенности их применения.
3. Места возникновения затрат.
4. Центры финансового учета.
5. Центры финансовой ответственности.
6. Диагностика финансовой структуры: методика и критерии выделения мест возникновения затрат, центров ответственности и учета, сферы полномочий и ответственности.
7. Классификация бюджетных систем предприятия.
Тема 8. Бюджетный процесс на предприятии.
1. Стадии бюджетного цикла.
2. Бюджетный период и его структура.
3. Индикативный и директивный бюджеты.
4. Минимальный бюджетный период.
5. Шаг финансового планирования и схемы скользящего финансового планирования.
6. Бюджетный контроль.
7. Бюджетный регламент и его элементы.
8. График разработки бюджетов.
9. Последовательность процедур представления, согласования и утверждения.
10. Организация управления бюджетами.
Критерии оценивания
– правильность ответа по содержанию вопроса (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость устного ответа во времени с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений заданного вопроса, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующий вопрос, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом
Комплект заданий для практических работ
Тема. Формирование операционных бюджетов в организациях АПК.
Задание 1. Бюджет продаж.
1.1. Компания по производству зерновой продукции планирует свои продажи в следующих объемах:
Наименование Объем продаж в планируемом году, т.
1-ый квартал 2-ой квартал 3-ий квартал 4-ый квартал
Рожь 8000 5000 6000 9000
Кукуруза 7000 4000 4000 8000
Прогнозные цены, руб./т.:
- пшеница – 6500;
- рожь – 4800;
- кукуруза – 5500.
Составить бюджет продаж на год.
1.2. Компания по производству зернобобовых планирует продажи на следующий год. По прогнозным оценкам маркетинговой службы объемы продаж будут следующие:
Название продукции Объем продаж в планируемом году, т.
1-ый квартал 2-ой квартал 3-ий квартал 4-ый квартал
Горох 900 1500 1600 800
Фасоль 1000 1400 1500 700
Однако, по пессимистическим оценкам в середине года может быть снижение спроса на 15%, т.е. объемы продаж во 2-м и 3-м кварталах снизятся. Прогнозные цены на продукцию установлены следующие:
• Горох – 20 руб./кг.
• Фасоль – 40 руб./кг.
По пессимистическим оценкам падение спроса может привести к изменению цен. Маркетинговая служба предполагает, что цены могут снизиться во 2-м и 3-м кварталах на 5%. Цены в 1-м и 4-м кварталах в пессимистическом прогнозе такие же, как и при реалистичных оценках.
Составить бюджет продаж на год.
1.3. Теплоснабжающая компания предполагает осуществлять продажи тепловой энергии в планируемом году в следующих объемах:
Группы потребителей Объем продаж, Гкал.
1-ый квартал 2-ой квартал 3-ий квартал 4-ый квартал
Физические лица 33000 21000 14000 32000
Юридические лица 13500 9800 4800 12200
В текущем году цены на тепловую энергию составляли: для потребителей - физических лиц - 450 руб. за 1 Гкал; для потребителей – юридических лиц - 520 руб. за 1 Гкал.
В плановом году ожидается повышение цен для физических лиц с 1 июля на 10%, для юридических лиц с 1 января на 5%. Составить бюджет продаж на планируемый год.
1.4. Компания, занимающаяся производством и продажей соков, заключила договоры на продажу своей продукции в планируемом году:
Наименование Объем продаж в планируемом году, л., всего
1-ый квартал 2-ой квартал 3-ий квартал 4-ый квартал
Яблочный сок 3000 3500 4000 4000
Томатный сок 2000 2400 3000 2800
Виноградный сок 2800 3200 3400 3800
Из указанных договоров 30% составляют розничные продажи, остальное – оптовые продажи по торговым сетям. В текущем году розничные цены за 1 л. составили: яблочный сок - 28 руб., томатный сок – 32 руб., виноградный сок – 30 руб. Изменение цен планируется с 1 июля: цены повысятся на все производимые соки на 10%. В текущем году оптовые цены составили: яблочный сок - 20 руб., томатный сок – 25 руб., виноградный сок – 22 руб. Изменение цен не планируется. Составить бюджет продаж на планируемый год, выделить объемы продаж по видам продукции и по направлениям продаж (опт и розница).
Задание 2. Бюджет производства.
Задача 1. Производственный отдел мебельной компании разрабатывает бюджет производства. От маркетинговой службы поступили данные об объеме продаж:
Наименование продукции Объем продаж, шт.
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Кресло-кровать 2900 3200 3400 3600
Тахта 1000 1100 900 1300
Диван прямой 800 1000 1000 1100
Диван угловой 600 650 650 800
По данным производственного отдела на начало планируемого года имеются остатки продукции:
Наименование продукции Остатки готовой продукции на начало планируемого года, шт.
Кресло-кровать 250
Тахта 200
Диван прямой 150
Диван угловой 100
Остатки готовой продукции на конец каждого из кварталов планируемого года предполагается увеличить на 10% по сравнению с предыдущим кварталом.
Составить бюджет производства на планируемый год в натуральных единицах.
Задача 2. Компания осуществляет планирование производства овощной продукции на квартал. Известны объемы продаж:
Наименование продукции Объем продаж в планируемом периоде, т.
Октябрь Ноябрь Декабрь
Морковь 12 14 17
Капуста 10 13 13
По данным бухгалтерского учета остатки на начало предшествующего планируемому периоду квартала составляют: свеклы – 2 т., моркови – 2 т., капусты – 3 т.
Прогноз объема производства и объема продаж в предшествующем квартале:
Наименование продукции Объем, т.
продаж производства
Свекла 29 30
Морковь 35 37
Капуста 38 40
Принято решение, что остатки продукции на конец планируемого квартала должны составлять 10% от объема продаж каждого месяца. Составить бюджет производства на планируемый квартал в натуральных единицах.
Задача 3. Компания по производству подсолнечного масла планирует производство своей продукции на 1 квартал предстоящего года. Известны объемы продаж, тыс. л.:
Наименование продукции Январь Февраль Март
Масло подсолнечное рафинированное 490 360 320
Масло подсолнечное нерафинированное 215 165 270
По прогнозным данным остатки готовой продукции на складе на начало планируемого периода составят:
Наименование продукции Объем продукции,
тыс. л. Производственная себестоимость, тыс. руб.
Масло подсолнечное рафинированное 95 5400
Масло подсолнечное нерафинированное 87 4500
Остатки масла на конец каждого месяца квартала планируемого года должны составлять 12% от объема продаж за каждый месяц квартала.
Производственная себестоимость продукции за 1 квартал по плану составляет (тыс. руб.):
Наименование продукции Январь Февраль Март
Масло подсолнечное рафинированное 28800 30000 27500
Масло подсолнечное нерафинированное 25000 23200 21000
Формирование производственной себестоимости реализованной продукции осуществляется по методу средневзвешенной стоимости. Составить бюджет производства на 1 квартал планируемого года в натуральном и стоимостном выражении.
Задание 3. Бюджет запасов готовой продукции.
Задача 1. Мебельная фабрика планирует производство продукции в следующих объемах, шт.:
Наименование 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Столы 800 740 990 1100
Стулья 3200 3300 3500 3800
Исходя из хозяйственной практики сложились затраты времени на формирование запасов готовой продукции (дни):
Наименование Комплектование транспортной партии Упаковка транспортной партии Оформление сопроводительных документов
Столы 4 2 1
Стулья 3 1 1
Прогнозные цены реализации для целей планирования, руб.:
Наименование 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Столы 3200 3300 3500 3500
Стулья 800 850 850 900
Составить бюджет запасов готовой продукции.
Задача 2. Компания планирует производство зерновой продукции в следующих объемах, тонн:
Наименование 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Рис 12 15 15 16
Гречиха 20 20 25 28
Исходя из хозяйственной практики сложились затраты времени на формирование запасов готовой продукции (дни):
Наименование Комплектование транспортной партии Упаковка транспортной партии Оформление сопроводительных документов
Рис 3 1 1
Гречиха 3 1 1
Прогнозные цены на производимую продукцию, руб./кг.:
Наименование 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Гречиха 34 35 38 38
Составить бюджет запасов готовой продукции.
Задача 3. Хлебозавод осуществляет планирование производства пирожных на предстоящий год, тыс. шт.:
Наименование 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.
Песочные пирожные со сливочным кремом и глазурью 940 780 1150 1300
Нормы затрат на производство 1 тыс. шт. пирожных составляют, кг.:
- тесто песочное – 200;
- крем сливочный – 100;
- глазурь – 50.
Цены на компоненты в текущем году за 1 кг. Составляли, руб.:
- тесто песочное – 170;
- крем сливочный – 608;
- глазурь – 291.
В планируемом году предполагается повышение цен на 15% для всех компонентов, причем изменение цен на тесто и крем произойдет с 1 апреля, а на глазурь – с 1 июля планируемого года.
Составить бюджет прямых затрат на сырье и материалы.
Задание 4. Бюджет прямых затрат на оплату труда.
Задача 1. Образовательный центр, занимающийся обучением иностранным языкам, использует повременную систему оплаты труда преподавателей. Установлены следующие ставки для преподавателей на планируемый год:
- преподаватели английского языка – 1300 руб./ч.
- преподаватели китайского языка – 1600 руб./ч.
Расписание занятий на планируемый месяц:
Группа Количество, шт. Частота занятий в неделю, раз Количество часов за одно занятие
Английский язык (базовый уровень) 4 2 3
Английский язык (продвинутый уровень) 2 2 3
Китайский язык 3 2 3
Составить бюджет прямых затрат на оплату труда на месяц.
Задача 2. На заводе для изготовления машиностроительных деталей установлены следующие ставки оплаты труда рабочих, руб./ч.:
- токарь – 150;
- столяр – 135;
- электрик – 160.
Установленные нормы расходования трудовых ресурсов:
Наименование Столярные работы, ч./шт. Токарные работы, ч./шт. Электрические работы, ч./шт.
Деталь 1 0,5 0,25 0,25
Деталь 2 0,25 - 0,5
Деталь 3 1 0,5 0,5
Объемы производства деталей в планируемом квартале, шт.:
Наименование 1 месяц 2 месяц 3 месяц
Деталь 1 300 250 280
Деталь 2 160 140 170
Деталь 3 100 80 85
Составить бюджет прямых затрат на оплату труда на планируемый квартал.
Задание 5. Бюджет себестоимости продукции.
Задача 1. Фабрика по производству детской одежды осуществляет планирование затрат на изготовление курток и комбинезонов. По данным производственного отдела планируемые объемы производства составляют: куртки – 7500 шт., комбинезоны – 5800 шт.
Полные планируемые прямые затраты труда (в т.ч. отчисления) составляют: куртки – 8 100 000 руб., комбинезоны – 6 300 000 руб.
Полные прямые затраты сырья и материалов планируются в объеме: куртки – 4 550 000 руб., комбинезоны – 6 985 000 руб.
Прочие производственные расходы компании являются накладными, составляют 8 150 000 руб. и на себестоимость распределяются пропорционально сумме прямых затратам на оплату труда.
Составить бюджет производственной себестоимости продукции и рассчитать производственную себестоимость единицы продукции.
Задача 2. Хлебозавод планирует затраты на производство и реализацию своей продукции. Объемы производства: батон «Столовый» - 30000 шт., батон «Любительский» - 28000 шт., батон «Нарезной» - 32000 шт. Нормы расходования сырья:
Мука пшеничная:
- батон «Столовый» - 0,3 кг. на батон;
- батон «Любительский» - 0,3 кг. на батон;
Мука ржаная:
- батон «Столовый» - 0,3 кг. на батон.
Закупочная цена муки пшеничной – 14 руб. за кг., муки ржаной – 11 руб. за кг.
Прямые затраты сырья составляют в месяц (без отчислений), руб.:
- батон «Столовый» - 110 000;
- батон «Любительский» - 140 000;
- батон «Нарезной» - 60 000.
Общепроизводственные расходы составляют:
Расходы Сумма, руб.
Вспомогательные материалы 22 000
Заработная плата общепроизводственного персонала (без отчислений) 66 700
Амортизация основных средств производственного назначения 52 000
Ремонт основных средств производственного назначения 23 000
Прочие общепроизводственные расходы 48 290
Общехозяйственные расходы составляют:
Расходы Сумма, руб.
Заработная плата управленческого персонала (без отчислений) 92 000
Амортизация основных средств общехозяйственного назначения 21 900
Коммунальные услуги 21 900
Юридические, консалтинговые и прочие услуги 8 000
Прочие общехозяйственные расходы 30 500
Накладные коммерческие расходы составляют 30 000 руб. Распределение прочих общепроизводственных расходов осуществляется пропорционально прямым затратам сырья и материалов. Распределение общехозяйственных и коммерческих расходов осуществляется пропорционально производственным расходам. Составить бюджет полной себестоимости продукции.
Задание 6. Бюджет коммерческих расходов.
Задача 1. Ставки переменных коммерческих расходов на 1 руб. продаж (%) для всех месяцев: комиссионные – 1, доставка собственным транспортом – 0,5, прочие переменные расходы – 0,1. Постоянные коммерческие расходы (руб.) для всех месяцев составляют: заработная плата с начислениями – 15000, командировочные расходы – 12000, прочие постоянные расходы – 5000. Составьте бюджет коммерческих расходов.
Задание 7. Бюджет управленческих расходов.
Задача 1. Планируемые управленческие расходы ежемесячно по следующим статьям составляют (руб.): амортизация – 1000, аренда – 1000, содержание зданий и помещений – 500, заработная плата АУП – 25000, канцелярские расходы – 200, командировочные расходы – 5000, услуги связи – 2000, проценты за кредиты – 500, налоги, включаемые в себестоимость – 7000, прочие расходы – 1000. Составьте бюджет управленческих расходов.
Тема. Формирование финансовых бюджетов в организациях АПК.
Задание 1. Бюджет движения денежных средств.
Задача. 1. Компания занимается производством пищевой продукции. В целях обеспечения хозяйственной деятельности в течение года компании необходимо:
1) Оплачивать сырье раз в 10 дней в сумме 350 тыс. руб. перечислением. Первый платеж планируется 5 января планового года.
2) Сумма ежемесячно начисляемой и выплачиваемой заработной платы – 480 тыс. руб.
3) Сумма ежемесячных прочих расходов – 95 тыс. руб. (без НДС).
4) Выручка за реализуемую продукцию поступает 10 и 25 числа каждого месяца в сумме 1000 тыс. руб. (без НДС).
5) На 1 января планового года остаток средств на расчетном счете ожидается в размере 104 тыс. руб.
6) В случае нехватки собственных средств ООО планирует заключить договор с коммерческим банком на получение краткосрочного кредита под обеспечение выручкой (сумма кредита не должна превышать выручку). Стоимость кредита – 20% годовых, максимальный срок погашения кредита – 3 месяца.
Составить бюджет движения денежных средств на первое полугодие при условии, что остаток денежных средств должен составлять не менее 10% от общей величины ежемесячных расходов. Перечисление НДФЛ в бюджет отдельно не учитывать.
Критерии оценивания:
– правильность выполнения заданий практической работы;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Выполнены все задания практической работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы
«хорошо» Выполнены все задания практической работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями
56-70 баллов
«удовлетворительно» Выполнены все задания практической работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания практической работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы
Кейс-задачи
Тема. Финансовое планирование и его роль в управлении финансами организации
Задание. Используя табличный процессор Microsoft Excel, создайте систему бюджетирования, которая включает операционные, вспомогательные, дополнительные и основные бюджеты для производственного предприятия, выпускающего три вида изделий.
Бюджетный период для всех бюджетов будет составлять один год, который разбит на минимальные бюджетные периоды – месяцы.
Бюджет продаж
1. Запустите табличный процессор Microsoft Excel
2. Создайте новую книгу (имя книги – Ф.И.О. студента)
3. Переименуйте лист 1 в «Бюджет продаж»
4. Введите формат бюджета продаж
5. Введите ежемесячные объемы продаж (ед.): изделие №1 – 200, изделие №2 – 300, изделие №3 – 400.
6. Введите ежемесячные цены по изделиям в первый месяц (руб.): изделие №1,– 300, изделие №2 – 250, изделие №3 – 150. В последующие месяцы цены по всем изделиям растут по 1% в месяц.
7. Рассчитайте объемы продаж в разрезе изделий в руб. и общий объем продаж в руб. Для этого перемножьте ячейки, содержащие объемы продаж в ед. на соответствующие ячейки, содержащие ежемесячные цены и просуммируйте полученные значения.
8. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Тема Виды и методы финансового планирования
Задание. Бюджет запасов готовой продукции
1. Создайте лист «Бюджет запасов гот. прод.»
2. Введите формат бюджета запасов готовой продукции
3. Введите целевой норматив запаса готовой продукции на конец периода (ед.), который в первом квартале равен 20%, во втором квартале – 30%, в третьем квартале – 10%, в четвертом квартале – 20% от объема продаваемой продукции согласно бюджету продаж
4. Введите ежемесячные цены по изделиям согласно бюджету продаж.
5. Рассчитайте балансовую стоимость запасов в разрезе изделий в руб. и итого запасов в руб. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Тема. Сущность бюджетирования как элемента финансового планирования организации
Задание. Бюджет производства
1. Создайте лист «Бюджет производства»
2. Введите формат бюджета производства
3. Введите объем продаж согласно бюджету продаж
4. Введите целевой норматив запаса готовой продукции на конец периода (ед.) согласно бюджету запасов готовой продукции
5. Введите целевой норматив запаса готовой продукции на начало периода (ед.) согласно бюджету запасов готовой продукции, который равен целевому запасу готовой продукции на конец месяца предыдущего месяца
6. Рассчитайте объемы производства по изделиям в каждом месяце
7. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Тема . Процесс финансового планирования и бюджетирования: основные этапы
Задание. Бюджет прямых затрат на материалы
1. Создайте лист «Бюджет пр. мат. затр.»
2. Введите формат бюджета прямых затрат на материалы
3. Введите количество единиц продукции подлежащих изготовлению согласно бюджету производства
4. Введите прямые затраты на материалы на единицу изделия (руб./ед) в первом месяце для изделия №1 – 100, изделия №2 – 80, изделия №3 – 50. В последующие месяцы прямые затраты по изделиям будут расти по 1% в месяц
5. Рассчитайте прямые затраты на материалы (руб.) в разрезе изделий и общие прямые затраты на материалы
6. Введите запасы материалов на конец и на начало периода. Запас материалов на конец периода равен 40% затрат на материалы за данный период, запас материалов на начало периода равен запасу материалов на конец предыдущего периода
7. Рассчитайте сумму затрат на покупку материалов по месяцам
8. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Задание. Бюджет прямых производственных затрат
1. Создайте лист «Бюджет пр. произ. затр.»
2. Введите формат бюджета прямых производственных затрат
3. Введите количество единиц продукции подлежащих изготовлению согласно бюджету производства
4. Введите прямые производственные затраты на единицу изделия (руб./ед) в первом месяце для изделия №1 – 50, изделия №2 – 40, изделия №3 – 25. В последующие месяцы прямые затраты по изделиям будут расти по 1% в месяц
5. Рассчитайте прямые производственные затраты (руб.) в разрезе изделий и общие прямые производственные затраты
6. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Тема. Финансовые бюджеты и планы организации: состав и структура, порядок консолидации
Задание. Бюджет коммерческих расходов
1. Создайте лист «Бюджет комм. расходов»
2. Введите формат бюджета коммерческих расходов
3. Введите планируемые продажи (руб.) согласно бюджету продаж
4. Введите ставки переменных коммерческих расходов на 1 руб. продаж (%) для всех месяцев: комиссионные – 1, доставка собственным транспортом – 0,5, прочие переменные расходы – 0,1
5. Рассчитайте планируемые переменные расходы - итого, руб.
6. Введите постоянные коммерческие расходы (руб.) для всех месяцев: заработная плата с начислениями – 15000, командировочные расходы – 12000, прочие постоянные расходы – 5000.
7. Рассчитайте планируемые постоянные расходы - итого, руб.
8. Рассчитайте общие коммерческие расходы, руб.
9. Просуммируйте значения по месяцам по всем показателям и найдите значение за год.
Тема Финансовая структура организации и принципы ее формирования
Задание. Бюджет управленческих расходов
1. Создайте лист «Бюджет упр. расходов»
2. Введите формат бюджета управленческих расходов
3. Введите планируемые управленческие расходы ежемесячно по следующим статьям (руб.): амортизация – 1000, аренда – 1000, содержание зданий и помещений – 500, заработная плата АУП – 25000, канцелярские расходы – 200, командировочные расходы – 5000, услуги связи – 2000, проценты за кредиты – 500, налоги, включаемые в себестоимость – 7000, прочие расходы – 1000.
4. Рассчитайте общие управленческие расходы, руб.
Критерии оценивания:
– правильность выполнения заданий лабораторной работы;
– степень усвоения теоретического материала по теме лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Выполнены все задания лабораторной работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все контрольные вопросы
71-85 баллов
«хорошо» Выполнены все задания лабораторной работы; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями
56-70 баллов
«удовлетворительно» Выполнены все задания лабораторной работы с замечаниями; обучающийся ответил на все контрольные вопросы с замечаниями
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания лабораторной работы; обучающийся ответил на контрольные вопросы с ошибками или не ответил на контрольные вопросы
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Задание 1. Самостоятельно изучить вопросы и подготовить конспект литературных источников
1. Роль финансового планирования в управлении организацией.
2. Основные направления и этапы финансового планирования.
3. Принципы финансового планирования.
4. Уровни финансового планирования.
5. Инфраструктура системы финансового планирования.
6. Виды и подходы к финансовому планированию.
7. Методы долгосрочного финансового планирования
8. Методы краткосрочного финансового планирования.
9. Понятие и становление стратегического финансового менеджмента.
11. Сущность и содержание финансовой стратегии государства.
12. Задачи и принципы финансовой стратегии.
13. Факторы и этапы формирования финансовой стратегии.
14. Оценка финансовой стратегии
15. Понятие бюджета организации.
16. Бюджетирование как процесс управления бюджетом.
17. Бюджетирование в системе управления организацией.
18. Этапы подготовки и документальное оформление основного бюджета.
19. Операционный бюджет, функциональный бюджет и бюджет структурных подразделений (состав и особенности).
20. Цели и ограничения, учитываемые при формировании бюджета организации.
21. Этапы составления финансовой модели организации.
22. Особенности составления бюджета продаж и факторы, влияющие на него.
Критерии оценивания:
- полнота раскрытия самостоятельно изучаемых вопросов;
- правильность формулировки и использования понятий и категорий.
Шкала оценивания
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Выполнены все задания самостоятельной работы, обучающийся четко и без ошибок ответил на все вопросы, изученные самостоятельно
71-85 баллов
«хорошо» Выполнены все задания самостоятельной работы; обучающийся ответил на все вопросы, изученные самостоятельно, с замечаниями
56-70 баллов
«удовлетворительно» Выполнены все задания самостоятельной работы с замечаниями; обучающийся ответил на все вопросы, изученные самостоятельно, с замечаниями
менее 56 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся не выполнил или выполнил неправильно задания самостоятельной работы; обучающийся ответил на вопросы, изученные самостоятельно, с ошибками или не ответил на вопросы
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п