учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Экономика предприятия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
процессе обучения теоретических знаний и практических навыков в области мировой экономики и
международных экономических отношений
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области мировой экономики
и международных экономических отношений; развитие знаний, умений, навыков применять основы
экономических знаний в сфере профессиональной деятельности, используя отечественные и
зарубежные источники информации, для сбора, анализа данных и подготовки информационного
обзора и/или аналитического отчета; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в
области мировой экономики и международных экономических отношений
процессе обучения теоретических знаний и практических навыков в области мировой экономики и
международных экономических отношений
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области мировой экономики
и международных экономических отношений; развитие знаний, умений, навыков применять основы
экономических знаний в сфере профессиональной деятельности, используя отечественные и
зарубежные источники информации, для сбора, анализа данных и подготовки информационного
обзора и/или аналитического отчета; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в
области мировой экономики и международных экономических отношений
процессе обучения теоретических знаний и практических навыков в области мировой экономики и
международных экономических отношений
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области мировой экономики
и международных экономических отношений; развитие знаний, умений, навыков применять основы
экономических знаний в сфере профессиональной деятельности, используя отечественные и
зарубежные источники информации, для сбора, анализа данных и подготовки информационного
обзора и/или аналитического отчета; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в
области мировой экономики и международных экономических отношений
ПКС-2: Способен на основе анализа финансово экономических показателей разработать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности деятельности организации;
ИД-3ПКС-2
Разрабатывает организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности деятельности организации
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Система международных
экономических отношений
Система международных
экономических отношений
Система международных
экономических отношений
Развивающиеся страны в
мировой экономике. Страны БРИК в мировой
экономике
Развивающиеся страны в
мировой экономике. Страны БРИК в мировой
экономике
Развивающиеся страны в
мировой экономике. Страны БРИК в мировой
экономике
внешнеторговая политика. Внешняя
торговля России.
внешнеторговая политика. Внешняя
торговля России.
внешнеторговая политика. Внешняя
торговля России.
конъюнктура. Ценообразование в
международной торговле.
конъюнктура. Ценообразование в
международной торговле.
конъюнктура. Ценообразование в
международной торговле.
Международный рынок рабочей
силы
Международный рынок рабочей
силы
Международный рынок рабочей
силы
Иностранный капитал в
экономике России.
Иностранный капитал в
экономике России.
Иностранный капитал в
экономике России.
интеграция
интеграция
интеграция
пособие для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика / М-во сел. хоз-ва
РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; сост.: Д. А. Батуева, О. Л. Брянская. - Улан-Удэ :
ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 26 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для проведения деловой игры
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Мировая экономика и международные экономические отношения
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема. Мировое хозяйство в начале XXI века. Система международных экономических отношений.
1. Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития.
2. Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике. Региональные (зональные) объединения стран в мировой экономике. Международные корпорации мировой экономике.
3. Международная конкуренция и формы ее проявления в современных условиях. Соотношение международного сотрудничества и конкуренции.
4. Международное разделение труда. Формы и тенденции его развития.
5. Понятие и сущность глобализации. Транснационализация хозяйственной деятельности. Роль транснациональных (ТНК) и многонациональных (МНК) корпораций в транснационализации национальных экономик.
6. Современные глобальные проблемы в мировой экономике: проблема безопасности и мира как центральная глобальная проблема; экологическая проблема;
демографическая проблема;
проблема обеспеченности топливно-сырьевыми и энергетическими ресурсами; продовольственная проблема и международные экономические аспекты ее решения.
7. Глобальное экономическое сотрудничество на рубеже столетий и роль международных организаций.
8. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Запасы минерального сырья и энергетических ресурсов в различных странах и регионах.
9. Абсолютная и относительная ограниченность минерально-сырьевых ресурсов. Экономический рост и проблемы потребления минеральных ресурсов.
10. Ле
сные ресурсы и природные ресурсы для сельского хозяйства в мировой экономике.
11. Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира. Типы и особенности воспроизводства населения в различных группах стран и регионах.
12. Городское и сельское население. Проблемы урбанизации в мировой экономике.
13. Экономически активное население и его распределение по сферам занятости. Безработица и тенденции ее изменений в мировой экономике.
14. Международные миграции населения. Основные тенденции развития современного мирового рынка рабочей силы.
15. Научно-технический потенциал и его роль в развитии современного мирового хозяйства.
16. Современные тенденции развития НТП и их воздействие на развитие мирового хозяйства на рубеже ХХ-ХХI вв.
17. Особая роль информационного потенциала в будущем мировой экономики.
18. Современная НТР и ее воздействие на структурные изменения в мировом хозяйстве. Большие циклы или «длинные волны конъюнктуры» Н.Д. Кондратьева в мировой экономике.
19. Основные тенденции структурных изменений в развитии промышленности на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
20. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
21. Агропромышленный комплекс и тенденции его развития.
22. Транспорт в мировой экономике конца XX столетия, перспективы и тенденции его развития.
Страны БРИК в мировой экономике
1. Принципы классификации стран по экономическому потенциалу и по уровню социально-экономического развития.
2. Центр и периферия мирового хозяйства.G-8.Европейский союз.
3. Выделение групп новых индустриальных стран, развивающихся стран со средним уровнем развития и наименее развитых стран.
4. Современное геополитическое положение России.
5. Ресурсный потенциал России на рубеже ХХ-ХХ1 веков.
6. Тенденции и проблемы реформирования российской экономики на фоне общемирового экономического развития.
7. Национальная экономическая безопасность и внешнеэкономическая стратегия России в современных условиях. Перспективы места и роли России в мировой экономике.
8. Международные экономические отношения и их формы.
9. Субъекты международных экономических отношений.
10. Система современных международных экономических отношений. Особенности механизма осуществления международных экономических отношений.
11. Российская Федерация в системе современных МЭО.
Тема. Международная торговля и внешнеторговая политика. Внешняя торговля России
1. Место международной торговли в системе международных экономических отношений. Теории международной торговли.
2. Динамика, товарная и географическая структура мировой торговли.
3. Государственное регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения
4. Международное регулирование торговли между государствами. ГАТТ и Всемирная торговая организация.
5. Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации.
6. Формирование внешнеторговой политики З.Таможенное регулирование и таможенный контроль.
7. Нетарифные методы регулирования внешней торговли.
8. Проблемы вступления России во Всемирную торговую организацию. Тема. Международный рынок услуг. Международный рынок рабочей силы.
1. Понятие и структура международного рынка услуг. Специфические особенности международной торговли услугами.
2. Государственное и международное регулирование торговли услугами. Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).
3. Основные сегменты международного рынка услуг (международный туризм, рынок транспортных услуг, рынок технологий).
4. Россия на международном рынке услуг.
5. Формирование мирового рынка рабочей силы и современные тенденции его развития.
6. Международная миграция рабочей силы: основные потоки, влияние на экономику стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы.
7. Регулирование международной трудовой миграции.
8. Россия и международный рынок труда.
Тема. Международные валютные отношения. Иностранный капитал в экономике России.
1. Эволюция мировой валютной системы. Золотой стандарт. Бреттон-Вудская, Ямайская валютная система. Европейская валютная система.
2. Валютный рынок. Валютный курс. Конвертируемость валют. Факторы, определяющие валютные курсы.
3. Конъюнктура мирового валютного рынка в 1990-2000-е гг. Роль доллара и евро в современной мировой валютной системе.
4. Проблемы стабилизации и конвертируемости рубля.
5. Международные валютно-финансовые и банковские организации. Отношения России с МВФ, Всемирным банком, Парижским и Лондонским клубами.
6. Международное движение капитала как одна из ведущих форм международных экономических отношений. Экспорт и импорт капитала.
7. Вывоз предпринимательского и ссудного капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
8. Государственное и международное регулирование вывоза капитала и иностранных капиталовложений.
9. Свободные экономические зоны в мировой экономике
10. Значение иностранных инвестиций для развития экономики России.
11. Государственное регулирование иностранных инвестиций . Закон РФ "Об иностранных инвестициях". Закон РФ "О соглашениях о разделе продукции".
12. Формы участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации.
13. Свободные экономические зоны в России. Их функции, правовое и экономическое регулирование, проблемы развития.
Тема Международная экономическая интеграция
1. Сущность и формы международной экономической интеграции.
2. Основные этапы развития западноевропейской интеграции
3. Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.
2. Субъекты современного мирового хозяйства.
3. Основные типы государств в мировой экономике.
4. Критерии классификации стран в мировой системе хозяйства.
5. Национальные экономики как участники мирового хозяйства.
6. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве.
7. Понятие международных экономических отношений, их основные формы.
8. Глобализация мирового хозяйства и ее воздействие на международные экономические
отношения.
9. Природные ресурсы и их роль в мировой экономике. Ресурсы минерального сырья и топлива (уголь, нефть, природный газ, гидроэнергетика, металлические руды).
10. Земельные, лесные и водные ресурсы.
11. Человеческие ресурсы мирового хозяйства.
12. Природно-ресурсный потенциал России.
13. Экономический рост и потребление минеральных ресурсов. Глобальные проблемы человечества.
14. Современная НТР и ее воздействие на фундаментальные структурные изменения в мировом хозяйстве.
15. Большие циклы и «длинные волны конъюнктуры» в развитии мировой экономики.
16. Место и роль современной промышленности в мировой экономике.
17. Топливно-энергетический комплекс, его структура и тенденции развития.
18. Агропромышленный комплекс и особенности его развития в различных группах стран.
19. Транспорт в мировой экономике начала XXI столетия.
20. Современные тенденции развития НТП на основе инноваций и их влияние на развитие
мирового хозяйства.
21. Место США в современной мировой экономике и политике.
22. Место и роль Евросоюза в мировой экономике. Основные этапы осуществления, современное состояние и перспективы интеграционного процесса в рамках ЕС.
23. Новые индустриальные страны (обзор в целом). Южно-корейское «экономическое чудо».
24. Наименее развитые страны и понятие периферии современного мирового хозяйства.
25. Возрастание роли стран ОПЕК в мировой экономике XXI века.
26. Причины появления термина БРИКС. Роль стран БРИКС в современной мировой экономике.
27. Экономика КНР. Китайское «экономическое чудо».
28. Место и роль России в мировой экономике второй половины XX века.
29. Место и роль России в мировой экономике XXI века.
30. Модуль 2.Мировая торговля. Мировой рынок.
31. Внешняя торговля России в 90-е годы XX века.
32. Внешняя торговля России в 2000-е годы.
33. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле.
34. Теория факторов Хекшера-Олина. Влияние НТП на «цикл жизни продукта». Современные тенденции изменения конкурентоспособности стран мира.
35. Россия и ВТО.
36. Конъюнктура мирового рынка.
37. Мировой рынок нефти и его конъюнктура.
38. Мировая цена. Факторы мировой цены.
39. Международный рынок услуг.
40. Международный рынок рабочей силы.
41. Эволюция мировой валютной системы.
41. Внешняя торговля России в 90-е годы XX века.
42. Внешняя торговля России в 2000-е годы.
43. Теории абсолютных и сравнительных преимуществ в мировой торговле.
44. Теория факторов Хекшера-Олина. Влияние НТП на «цикл жизни продукта». Современные тенденции изменения конкурентоспособности стран мира.
45. Россия и ВТО.
46. Конъюнктура мирового рынка.
47. Мировой рынок нефти и его конъюнктура.
48. Мировая цена. Факторы мировой цены.
49. Международный рынок услуг.
50. Международный рынок рабочей силы.
52. Валютный рынок. Валютный курс. Факторы, определяющие валютные курсы.
53. Роль доллара в современной мировой валютной системе.
54. Европейский валютный союз. Евро.
55. Проблемы стабилизации и конвертируемости рубля.
56. Сущность и формы экономической интеграции.
57. Интеграционные объединения мира (ЕС, НАФТА, МЕРКОСУР, АТЭС, СНГ и др.).
58. Мировые валютные кризисы 1997-1998 гг. 2008-2009 гг.
60. Роль G-20 в регулировании мировой валютной системы.
стран.
62. Отношения России с МВФ, Всемирным банком, Парижским и Лондонским клубами.
63. Причины и сущность вывоза и ввоза капитала. Прямые и портфельные инвестиции.
64. Понятие инвестиционного климата, его состояние в отдельных странах и группах
65. Свободные экономические зоны в мировой экономике. Их функции и классификация.
66. Иностранные инвестиции в России.
67. Внешний долг России.
68. Международные организации и их роль в функционировании мировой экономики.
69. Платежный баланс.
Тема. Развитые страны в мировой экономике
Задание. По статистическим сборникам составить таблицы:
а) «Регионы и страны-лидеры в мировой торговле (в целом: по экспорту и импорту) и в торговле промышленными товарами (с 2000 и до последней даты в статистическом сборнике)»;
б) «Крупнейшие торговые партнеры стран-лидеров в торговле промышленной продукцией».
Проанализировать данные представленных таблиц, и сформулировать выводы для ответа на занятии семинарского типа. Представить аналитическую записку.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п