учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: применение знаний по проектированию установок электрического освещения производственных, общественных и жилых объектов.
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Классификация видов электрического нагрева. Особенности применения. Принцип действия, материалы и оборудование
Преобразование переменного тока в постоянный, сварочные выпрямители и машинные преобразователи. Инверторное оборудование для сварки. Основные расчеты.
Классификация видов электрического нагрева. Особенности применения. Принцип действия, материалы и оборудование.
Преобразование переменного тока в постоянный, сварочные выпрямители и машинные преобразователи. Инверторное оборудование для сварки. Основные расчеты.
Классификация видов электрического нагрева. Особенности применения. Принцип действия, материалы и оборудование.
Преобразование переменного тока в постоянный, сварочные выпрямители и машинные преобразователи. Инверторное оборудование для сварки. Основные расчеты.
Кушнарев, Сергей Николаевич. Монтаж, эксплуатация электрооборудования: методическое указание по выполнению расчетно-графической работы для обучающихся направления подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника", профиль "Энергообеспечение предприятий" / С. Н. Кушнарев, М. Б. Балданов; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Электрификация и автоматизация селського хозяйства". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. -68с. http://bgsha.ru/art.php?i=2368
Светотехника и электротехнология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»; 35.03.06 «Агроинженерия» / Балданов М.Б., Шкедова Л.П. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 192 с.http://bgsha.ru/art.php?i=4785.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
3. Комплект заданий для контрольной работы
4. Темы для рефератов
5. Задания для выполнения лабораторных работ
6. Представление конспекта по темам
7. Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
8. Комплект тестовых заданий
Светотехника и электротехнология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основные светотехнические единицы и взаимосвязь между ними. (ПКС-7)
2. Области спектра электромагнитных колебаний, их особенности. (ПКС-7)
3. Классификация фотометрических приборов. (ПКС-7)
4. Классификация приборов для светотехнических измерений. Принцип действия различных светоизмерительных приборов (ПКС-7)
5. Способы световых измерений, их достоинства и недостатки (ПКС-7)
6. Приборы измерения световых параметров (ПКС-7)
7. Принцип действия теплоизмеряющих приборов и их применение (ПКС-7)
8. Особенности измерения цветовых параметров. Практическое применение цветности в про-изводственных и бытовой условиях (ПКС-7)
9. Конструкция ЛН и ее характеристики. Особенности галогенных ЛН (ПКС-7)
10. Физическая сущность электрического разряда. Разрядные лампы, их классификация (ПКС-7)
11. Люминесцентные лампы. Характеристики и применение. Современные ЛЛ
12. Разрядные лампы высокого давления, области их применения. Преимущества и недостат-ки, использование современных разработок (ПКС-7)
13. Особенности натриевых и ксеноновых РЛ (ПКС-7)
14. Сравнительные параметры всех видов источников света (ПКС-7)
15. Перспективные направления по улучшению параметров различных видов ламп (ПКС-7)
16. Цели и задачи нормирования освещения (ПК-1, ПК-2)
17. Нормирование количественных и качественных параметров освещения (ПКС-7)
18. Европейские нормы параметров светового излучения (ПКС-7)
19. Учет естественного освещения при нормировании световых параметров (ПКС-7)
20. Особенности нормирования промышленного освещения, освещения общественных зданий, наружного освещения (ПКС-7)
21. Комплексное нормирование освещения (естественное и искусственное) (ПКС-7)
22. Системы и виды освещения (ПКС-7)
23. Общие положения проектирования осветительных установок (ПКС-7)
24. Светотехническая часть проектов ОУ (ПКС-7)
25. Экономия электроэнергии в ОУ при проектировании и в процессе эксплуатации (ПКС-7)
26. Принципы рационального и экономного использования электроэнергии (ПКС-7)
27. Резервы экономии электроэнергии в ОУ (ПКС-7)
28. Воздействие оптического излучения на человека, пути повышения (снижения) положитель-ных (отрицательных) свойств (ПКС-7)
29. Вредные факторы при работе и утилизации ОУ, ИС (ПКС-7)
30. Утилизация отработанных РЛ. Способы предотвращения воздействия вредных веществ (ПКС-7)
31. Общие задачи эксплуатации ОУ и ее технико-экономическое значение (ПКС-7)
32. Организация обслуживания ОУ. Виды работ и действия персонала (ПКС-7)
33. Пути эффективного использования электроэнергии при эксплуатации ОУ (ПКС-7)
34. Влияние ОУ, ИС на экологию, здоровье человека (растения, животных) и пути снижения вредных факторов в различных условиях (ПКС-7)
35. Основные понятия электротехнологий (ПКС-7)
36. Объясните сущность и практическое применение электоимпульсной (электровзрывной) об-работки (ПКС-7)
37. Принцип действия и устройство установок по разделению различных частиц с применением электронно-ионной технологии (ПКС-7)
38. Устройства искусственной ионизации воздуха, их применение в сельскохозяйственном производстве и быту (ПКС-7)
39. Ультразвуковые излучатели, основные преобразователи и схема действия (ПКС-7)
40. Применение установок для магнитной обработки материалов (ПКС-7)
41. Воздействие на растения оптического излучения. Источники излучения, предназначенные для облучения растений (ПКС-7)
42. Методы расчета УФ облучающих установок в с/х (ПКС-7)
43. Методы расчета ИК облучающих установок в с/х (ПКС-7)
44. Действие УФ и ИК излучения на живые объекты, их применение (ПКС-7)
45. Устройство и действие установок УФ облучения (ПКС-7)
46. Классификация электрических И К излучателей (ПКС-7)
48. Электрофизические факторы, используемые в электротехнологии (ПКС-7)
49. Устройства автоматического поддержания необходимой температуры и освещения (ПКС-7)
50. Принцип действия устройств индукционного нагрева (ПКС-7)
51. Устройства для обработки почвы, продукции электрическим током (ПКС-7)
Перечень заданий для контрольных работ
1. Устройство и принцип действия КСМ-4
2. Устройство и принцип действия КСП
3. Методика подбора вторичных приборов
4. Принципы построения микропроцессорных систем
5. Внешняя и оперативная память
6. Ввод и вывод информации
7. Расчет устойчивости методом Вышнеградского
8. Расчет устойчивости методом Гурвича.
9. Запас устойчивости
10. Автоматизация процессов микроклимата
11. Автоматизация водоснабжения
Перечень вопросов к входному контролю
1. Источники электрической энергии.
2. Способы передачи электрической энергии.
3. Трансформаторные подстанции.
4. Потребители электрической энергии.
5. Аппараты управления.
6. Аппараты защиты.
7. Электротехнические материалы.
8. Основные законы электротехники.
9. Измерение электрических величин.
10. Электрические машины.
Использование и преобразование оптического излучения
1. Лампы накаливания.
2. Газоразрядные источники света.
3. Характеристики преобразования излучения.
4. Классификация.
5. Типы источников излучения
Тема: Электрические источники оптического излучения
1. Тепловое излучение.
2. Требования предъявляемые при монтаже светотехнического оборудования и электротех-нических установок.
3. Типы электрических источников оптического излучения.
4. Их свойства и основные характеристики.
5. Энергетическая эффективность различных этапов источников света
Тема: Осветительные установки (ОУ)
1. Как устроена линейная галогенная лампа накаливания, в чем заключается вольфрамово-иодный цикл?
2. Как классифицируют разрядные лампы?
3. Опишите устройство ртутных и ксеноновых ламп высокого и сверхвысокого давления.
4. Опишите устройство люминесцентных ламп.
5. Как происходит преобразование электрической энергии в световой поток в газоразрядных лампах?
Тема: Облучательные установки (ОБУ)
1. Облучательная светотехническая установка, представляет собой...
2. Облучательные установки (ОУ) классифицируются по признакам...
3. Источники лазерного излучения.
4. Бактерицидные установки предназначены для...
5. Что позволит правильно выбрать источник излучения и получить хороший эффект?
Тема: Электротехническая часть ОУ и ОБУ
1. Изучение строения и правил эксплуатации электрических источников света, облучательных установок.
2. Ультрафиолетовое и инфракрасное облучение сельскохозяйственных животных.
3. Световой поток.
4. Электрический разряд происходит...
5. Эритемная люминесцентная лампа типа ЛЭ.
Тема: Основные понятия и определения Классификация видов электрического нагрева. Осо-бенности применения. Принцип действия, материалы и оборудование
1. Виды электрического нагрева.
2. Классификация, ассортимент и применение электронагревательных приборов.
3. Экспертиза качества электронагревательных приборов.
5. Электронно-лучевой (электронный) нагрев.
Тема: Принцип действия, материалы и оборудование, особенности расчетов. Преобразова¬ние переменного тока в постоянный, сварочные выпрямители и машинные преобразовате¬ли. Ин-верторное оборудование для сварки. Основные расчеты
1. Принцип действия, материалы и оборудование.
2. Особенности расчетов.
3. Сварочные выпрямители и машинные преобразователи.
4. Инверторное оборудование для сварки.
5. Основные расчеты.
Тема: Электротермическое оборудование сельскохозяйственного назначения
1. Классификация электротермического оборудования.
2. Применение электрической энергии для нагрева имеет ряд достоинств.
3. Область применения.
4. Электрические печи.
5. Тепловые насосы и утилизаторы тепла.
Тема: Электротермическое оборудование для создания микроклимата
1. Зоотехнические требования к параметрам микроклимата.
2. Методику их расчета.
3. Приборы для контроля микроклимата.
4. Схемы ПВУ, СФОА и ТГ-1А.
5. Осевые и центробежные вентиляторы.
Тема: Электротермическое оборудование для тепловой обработки с.-х. материалов
1. Удлинение сроков сохранности и повышение качества продуктов.
2. Тепловая обработка.
3. Промежуточные теплоносители.
4. Области использования электротермии в сельском хозяйстве.
5. Концепция решение проблемы разработки электротермического оборудования для сель-скохозяйственных и пищевых производств
Комплект заданий для контрольной работы
Использование и преобразование оптического излучения
1. Энергия фотона определяется:
1. Wφ=hv 2. Wφ=mC2 3. Wφ=hC 4. Wφ=h2 С
2. Основной закон светотехники:
1 .Ев=1а * R2 2. Ев=lа cos р 3. Ев=lа cos B/R2 4. Ев=lа cos PR2
3. Поток излучения измеряется:
1.Дж 2. Дж* ч 3. Калория 4. Вт
4. Работа лампы накаливания:
1. работа наполнителя колбы;
2. работа наполнителя колбы и нити лампы;
3. работа тела накала (нити)
4. работа колбы
5. Разрядные лампы низкого давления имеют в колбе давление.
1. до 0,1 МПА 2. до 0,005 МПА 3. до 1 МПА 4. до 0,01 МПА
6. Лампа типа ИКЗ это источник:
1. УФ излучение 2. ИК излучение
3. Видимое излучение 4. Рентгеновское излучение
7. Защитный угол светильника это:
1. Угол между вертикалью и линией, соединяющей крайнюю точку тела накала и отражател
2. Угол между горизонталью и линией, соединяющей крайнюю точку тела накала с противо-положным краем отражателя.
3. Угол между горизонталью и линией, соединяющей среднюю точку накала с краем отража-те¬ля.
4. Угол между вертикалью и линией соединяющей среднюю точку накала с краем отражате-ля
8. Нормированная освещенность помещений для СТ установки с лампами Н:
1.50 лк; 2. 100 лк; 3.150 лк; 4. 200 лк
9. Мощность лампы определяется
1. Рл=Руд- А 2. Pn=Pyfl/N 3. Рл=РуД- N 4. Рл=РУд' A/N
10. Облучатель типа «Луч» является источником:
1. ИК излучение; 2. УФ излучение; 3. ИК и УФ излучение; 4. ВИ+УФИ
11. Устройство УПУС - это устройство для:
1. Контроля освещения; 2. Автоматического управления;
Заключения освещения; 4. Выключения освещения
12. Допустимое отклонение напряжения для СТУ
1.±2,5%ин 2. + 10% ин 3 + 5% ин 4. ± 7,5% ин
13. Сколько люминесцентных ламп можно присоединить на одну фазу:
1. до 40 ламп; 2. до 50 ламп; 3. до 60 ламп; 4. до 90 ламп
14. Сечение осветительных проводов
15. Чем защищают осветительные линии от кз?
1. магнитным пускателем; 2. реле;
3. диодом; 4. автоматическим выключателем
16. Полупроводники это материалы:
1. Не пропускающие ток при подаче напряжения;
2. Пропускающие ток при подаче напряжения;
3. Занимающие среднее положение между проводниками и диэлектриками;
4. Частично пропускающие ток
17. Мощность, поглощаемая в объеме:
1. P=I2R 2. P=IR2 3. P=I2R2 4. P=IR
18. Установившаяся температура:
1.uyCT=P/F 2. uyCT=P/KTF 3. uyCT=P/KT 4. uyCT=P KT
19. Установленная мощность ЭТУ периодического действия:
1. Руст=Кз ПРпотр 2. Руст=Рпотр/г]э
3. Руст=Кз ПРпотр/ г)Э 4. Руст=Рпотр- г|э
20. Общий кпд ЭТУ:
Т П общ-1" Пт 2. Побщ-1/ Пэ 3. Побщ-1- Пэ 4. Побщ- Пэ Пт
Комплект тестовых заданий
Рабочий ток сварки:
1.1св=кdэл 2. 1св=к/dэл 3. 1св= dэл/к 4. 1св= dэл/кз
2. По числу фаз питающей сети водонагреватели бывают:
1. 2-х фазные 2. 1-о и 3-х фазные 3. 1-о фазные 4. 1-о и 2-х фазные
3. Тепловой поток потерь:
1. Фтп=Фог + Фв 2. Фтп=Фог + Фи
3. Фтп= Фи+ Фв 4. Фтп=Фог+Фв+Фи
4. Мощность системы обогрева культивационных сооружений:
1. P=F(tB-tH) 2. Р= FKo 3.P=KoF(tB-tH) 4. F tB
5. Необходимый разрядный ток короны для аэронизации:
1. 1к=еп V/т 2. 1к=п\//т 3. 1к=е n V 4. lk=V c
6. Электрическая сила, действующая на частицу
1. F=Q/E 2. F=Q1 2 3 4 5 6 7 8 9/E 3. F=QE 4. F=Q/E2
7. Коэффициент сферичности
1. к = в/a 2. к = в а 3. к = в2а 4. к = в2/а
8. Количество растворенного анода
1. M=ql/T 2. M=qlT 3. M=ql2 т 4. M=ql2 /т
9. Назначение электрокалорифера
1. нагрев воздуха; 2. нагрев воды
3. нагрев воздуха и воды 4. Смешивание воды и воздуха
10. Активная длина ТЭНа
1 • I а=0,8 € разв 2. t а=0,9 I разв 3. (. а=0,7 I разв 4. I а=0,95 £ разв
Схемы соединений и подключений
1. Классификация электротермического оборудования.
2. Применение электрической энергии для нагрева имеет ряд достоинств.
3. Область применения.
4. Электрические печи.
5. Тепловые насосы и утилизаторы тепла.
Задания для выполнения лабораторных работ
№ Темы лабораторных ра-бот Трудоемкость по разделу, час. Методические указания Форма контроля
1 Использование и преобразование оптического излучения 3 Библиотека БГСХА Защита отчёта
2 Электрические источники оптического излучения 1 Библиотека БГСХА Защита отчёта
3 Осветительные установ¬ки (ОУ) 1 Библиотека БГСХА Защита отчёта
4 Облучательные установ-ки (ОБУ) 3 Библиотека БГСХА Защита отчёта
5 Электротехническая часть ОУ и ОБУ 4 Библиотека БГСХА Защита отчёта
6 Основные понятия и определения Классификация видов электрического нагрева. Особенно-сти применения. Прин-цип действия, материалы и оборудование, 2 Библиотека БГСХА Защита отчёта
7 Принцип действия, мате-риалы и оборудование, особенности расчетов. Преобразование пере-менного тока в по-стоянный, сварочные выпрямители и машин-ные преобразователи Инверторное оборудование для сварки. Основ-ные расчеты. 4 Библиотека БГСХА Защита отчёта
9 Электротермическое оборудование для создания микроклимата 4 Библиотека БГСХА Защита отчёта
10 Электротермическое оборудование для теп-ловой обработки с.-х. материалов 2 Библиотека БГСХА Защита отчёта
11 Проектирование электро-технологических установок. 2 Библиотека БГСХА Защита отчёта
Представление конспекта по темам
Перечень тем:
1. Электрические источники оптического излучения
2. Осветительные установки (ОУ).
3. Облучательные установки (ОБУ).
4. Электротехническая часть ОУ и ОБУ.
5. Основные понятия и определения Классификация видов электрического нагрева. Особенности применения. Принцип действия, материалы и оборудование.
6. Электротермическое оборудование для создания микроклимата.
7. Электротермическое оборудование для тепловой обработки с.-х. материалов.
8. Проектирование электротехнологических установок.
6.7 Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Тема: Принцип действия, материалы и оборудование, особенности расчетов. Преобразо-ва¬ние переменного тока в постоянный, сварочные выпрямители и машинные преобразовате-ли. Инверторное оборудование для сварки. Основные расчеты
1. Принцип действия, материалы и оборудование.
2. Особенности расчетов.
3. Сварочные выпрямители и машинные преобразователи.
4. Инверторное оборудование для сварки.
5. Основные расчеты.
Тема: Электротермическое оборудование сельскохозяйственного назначения
1. Классификация электротермического оборудования.
2. Применение электрической энергии для нагрева имеет ряд достоинств.
3. Область применения.
4. Электрические печи.
5. Тепловые насосы и утилизаторы тепла.
Перечень примерных тем РГР
- Электрификация жилого дома (индивидуальное задание)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п