учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Экономика и организация АПК
Направленность (профиль) Экономика предприятия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Шобдоева Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков в области региональной
экономики, развитие знаний, умений, навыков применять основы экономических знаний в
сфере профессиональной деятельности, используя отечественные и зарубежные
источники информации, для сбора, анализа данных и подготовки информационного
обзора и/или аналитического отчета;
овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области региональной
экономики
ПКС-2: Способен на основе анализа финансово экономических показателей разработать организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности деятельности организации;
ИД-3ПКС-2
Разрабатывает организационно-управленческие решения, которые могут привести к повышению экономической эффективности деятельности организации
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Размещение металлургии по регионам
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Кейс-задачи
Комплект заданий для проведения деловой игры
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Регионалистика
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема. Теоретические основы регионалистики
1. В тетради для выполнения самостоятельной работы выписать методы исследований в регионалистике.
2. Провести зонирование территории региона по природным условиям с определением поправочных коэффициентов к предстоящим затратам. В зависимости от постановки задачи выделяются межрегиональные, региональные и локальные виды зонирования. Факторы зонирования: по климату – климат полярной зоны, умеренный континентальный, резко континентальный, морской влажный, пустынь, полупустынь, субтропический и т.д.; по характеру рельефа – равнинный, слабо всхолмленный, низкогорный, среднегорный, высокогорный, включая все виды промежуточный характеристик; по характеру поверхности – заболоченная разной степени, с наличием вечной мерзлоты, сухие, влажные степи и т.д. на совмещенных картосхемах выделяются части территории, благоприятные для организации деятельности, относительно благоприятные, неблагоприятные и весьма неблагоприятные.
Задание 2.
Тема. Основные закономерности и формы организации региональной экономики.
Составить картосхему по материалам лекции, рассмотреть три разных варианта размещения производства, используя географические карты. Сделать выводы.
Задание 3.
Тема. Отраслевая структура народного хозяйства. Население и трудовые ресурсы.
1. В тетради для выполнения самостоятельной работы выписать методы отраслевого обоснования размещения производства и развития экономики региона.
2. В тетради для выполнения самостоятельной работы дать определение специализации и комплексного развития хозяйства регионов в условиях перехода к рыночной экономике.
3. По материалам Росстата представить отраслевую структуру экономики Республики Бурятия за ряд лет. Проанализировать: какие структурные сдвиги произошли в отраслевой структуре экономики.
4. На основе изучения материалов статистических сборников и другой литературы сформировать мнение о демографической ситуации в одном из регионов РФ (задание для группы 5-6 человек) и провести демографическую диагностику региона.
Задание 4.
Представить динамику производства газа, нефти, угля в России. Проанализировать. Выписать основные месторождения газа, нефти, угля
Задание 5.
Тема. Размещение отраслей химической промышленности. Размещение отраслей машиностроительного комплекса.
Представить динамику производства продукции химической промышленности, лесного комплекса. Выписать основные месторождения химической промышленности.
Задание 6.
Тема. Размещение отраслей АПК.
Представить динамику сельскохозяйственных угодий в России и в регионе. Проанализировать. Представить динамику поголовья скота. Проанализировать.
Задание 7.
Тема. Региональная политика и экономика в России.
Проанализировать экономику Республики Бурятия. Определить уровень развития региона.
2. Основы методологии территориальной организации хозяйства.
3. Закономерности размещения производительных сил.
4. Принципы размещения производительных сил.
5. Факторы размещения производительных сил
6. Сущность и значение методов в Регионалистике.
7. Методологические подходы и способы классификации природных ресурсов.
8. Методология стоимостной оценки природных ресурсов.
9. Земельные, водные, лесные ресурсы и проблемы их использования.
10. Экологические ресурсы и внешние экологические интересы России.
11. Рекреационные ресурсы и перспективы их использования.
12. Обеспеченность России отдельными видами минеральных ресурсов.
13. Экономические и географические теории распределения хозяйства по территории.
14. Теория И. Тюнена.
15. Локационный треугольник Лаунхардта.
16. Теория Вебера.
17. Теория центральных мест. Кристаллера.
18. Методология экономического районирования РФ.
19. Формы территориальной организации хозяйства
20. Функциональная структура экономики.
21. Энергопроизводственные циклы и районообразующие отрасли.
22. Методы отраслевого обоснования размещения произ¬водства и развития экономики региона.
23. Региональная структура экономики. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов.
24. Численность и размещение населения
25. Воспроизводство населения.
26. Естественное и механическое движение населения Половозрастная структу¬ра и трудовые ресурсы.
27. Система расселения, ее особенности в отдельных регио¬нах.
28. Безработица и ее региональные особенности.
29. Сельское население, особенности его структуры и расселения по регионам.
30. Состав и значение топливно-энергетического комплекса.
31. Отраслевые особенности электроэнергетики.
32. Нетрадиционные источники энергии и перспективы их использования в различных регионах.
33. Состав, значение и особенности металлургического комплекса
34. Отраслевые особенности черной металлургии.
35. Отраслевые особенности цветной металлургии
36. Состав, значение и отраслевые особенности химической промышленности
37. Агрономические руды. Производство в регионах минеральных удобрений.
38. Лесная промышленность.
39. Состав, значение и отраслевые особенности машиностроительного комплекса.
40. Размещение тракторостроения и сельскохозяйственного машиностроения в регионах
41. Состав и значение АПК.
42. Особенности и современное состояние сельского хозяйства.
43. Агроклиматическое районирование территории России.
44. Формы территориальной организации сельского хозяйства.
45. Сельскохозяйственное районирование России.
46. Состав и классификация отраслей, производящих товары народного потребления
47. Особенности легкой промышленности.
48. Особенности пищевой промышленности.
49. Военно-промышленный комплекс и размещение его отраслей.
50. Понятие инфраструктуры и ее значение для эффективного развития экономики.
52. Виды связи, ее значение и обеспеченность регионов средствами связи.
53. Развитие банковской сети и обеспечение движения финансовых потоков по территории.
54. Оценка эффективности размещения производства.
55. Производственно-сбытовое зонирование
56. Центральный экономический район.
57. Северный экономический район.
58. Северо-Западный экономический район.
59. Волго-Вятский экономический район.
60. Центрально-Черноземный экономический район.
61. Северо-Кавказский экономический район.
62. Поволжский экономический район.
63. Уральский экономический район.
64. Западно-Сибирский экономический район.
65. Восточно-Сибирский экономический район.
66. Дальневосточный экономический район.
67. Экономическая и экологическая безопасность.
68. Современные теории глобального экономического развития.
69. Различия в географическом положении регионов России.
70. Региональная политика государства.
71. Основные типы проблемных регионов.
72. Особенности отсталых регионов и пути выхода их из отсталости.
73. Особенности депрессивных регионов и пути выхода их из депрессии.
74. Приграничные регионы
75. Инструменты регулирования регионального развития.
76. Меры, принимаемые регионами для развития экономики
77. Свободные экономические зоны, цели их создания и проблемы развития.
78. Экономическая география и регионалистика стран СНГ.
Тема. Предмет и задачи курса, основные термины и понятия.
Задание. Ответить на вопросы
1. Дайте определение предмета «Регионалистика».
2.Что представляет собой географическая среда?
3.Сущность и значение картографического метода.
4.Использование в Регионалистике экономико-математических и общеэкономических методов.
5.Основы методологии территориальной организации хозяйства.
Тема . Природно-ресурсный потенциал и его оценка.
Задание. Ответить на вопросы
1.Как классифицируются природные ресурсы по характеру использования?
2.Для чего проводится экономическая оценка природных ресурсов?
3.Перечислите экономические показатели оценки природных ресурсов.
4.Методологические подходы и способы классификации природных ресурсов.
5.Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы. Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы.
6.Компонентные и территориальные ресурсы. Значение отдельных видов ресурсов.
7.Методология стоимостной оценки природных ресурсов.
8.Цели установления платы за природные ресурсы.
9.Классификация балансовых запасов и кадастры.
10.Как направить поток природных ресурсов Бурятии в нужное русло?
11.Экологические ресурсы и внешние экологические интересы России.
Тема. Отраслевая структура народного хозяйства. Население и трудовые ресурсы.
Задание. Ответить на вопросы
1.Охарактеризуйте особенности функциональной структуры экономики РФ.
2.В чем сущность структурной перестройки хозяйства регионов?
3.Перечислите методы отраслевого обоснования размещения производства.
Тема. Размещение отраслей топливно-энергетического комплекса, его региональные особенности. Размещение металлургии по регионам.
Задание. Ответить на вопросы
1.Перечислите основные проблемы ТЭК.
2.Назовите состав топливной промышленности России.
3.Каковы факторы размещения электростанций России?
4.Факторы, определяющие размещение ТЭК по территории.
5.Старые, новые и перспективные районы добычи.
6.Энергетический ба¬ланс региона.
7.Роль атомной энергетики в региональной экономике.
8.Нетрадиционные источники энергии и перспективы их использования в различных регионах.
10.Каковы факторы размещения электростанций в России?
11.Назовите важнейшие месторождения нефти и газа?
12.Охарактеризуйте основные угольные бассейны России.
13.Охарактеризуйте основные месторождения железной руды.
14.Какими способами выплавляется сталь в России?
15.Особенности цветной металлургии.
Тема. Размещение отраслей химической промышленности. Размещение отраслей машиностроительного комплекса.
Задание. Ответить на вопросы
1.Назовите состав химической промышленности.
2.Что относится к агрономическим рудам.
3.Назовите состав лесной промышленности.
4.Каковы проблемы лесного комплекса?
5.Обеспеченность регионов полезными ископаемыми.
6.Районообразующая роль химической промышленности, и ее значение для экономики отдельных регионов.
7.Региональные особенности химической промышленности.
8.Перечислите основные проблемы машиностроения.
9.Охарактеризуйте структуру машиностроения.
10.Какие факторы влияют на размещение машиностроения?
11.Какова роль военно-промышленного комплекса?
12.Охарактеризуйте структуру машиностроительного комплекса России.
13.Какова роль специализации машиностроительного комплекса?
14.Каковы перспективы отрасли?
15.Какова роль Военно-промышленного комплекса?
Тема. Размещение отраслей АПК.
Задание. Ответить на вопросы
1.Агроклиматическое районирование территории России.
2.Формы территори¬альной организации сельского хозяйства.
3.Экономические районы и агроклиматические провинции
4.Сельскохозяйственное районирование России.
5.Сущность диспропорций в АПК.
6.Почему сельское хозяйство нуждается в государственной поддержке?
7.Размещение отраслей растениеводства.
8.Размещение отраслей животноводства.
Тема. Региональная политика и экономика в России.
Задание. Ответить на вопросы
1.Перечислите основные типы проблемных регионов.
2.Дайте понятие региональной политики.
3.Назовите инструменты регионального регулирования.
4.Особенности региональной политики в России.
5.Различия в географическом положении регионов России.
6.Свободные экономические зоны, цели их соз¬дания и проблемы развития.
7.Меры, принимаемые ре¬гионами для развития экономики
8.Межрегиональные ассоциации.
9.Макроэкономические характеристики региона.
10.Открытость экономики региона.
11.Отраслевая структура региона.
12.Общие черты и особенности типов проблемных регионов.
13.Отсталые регионы.
14.Депрессивные регионы.
15.Приграничные регионы.
16.Зона Севера.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п