учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: применение знаний по проектированию установок электрического освещения производственных, общественных и жилых объектов
ПКС-7: Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование);
ПКС-7 Способен организовать материально-техническое обеспечение инженерных систем (энергетическое и электротехническое оборудование)
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Кушнарев, Сергей Николаевич. Монтаж, эксплуатация электрооборудования: методическое указание по выполнению расчетно-графической работы для обучающихся направления подготовки 13.03.01 "Теплоэнергетика и теплотехника", профиль "Энергообеспечение предприятий" / С. Н. Кушнарев, М. Б. http://bgsha.ru/art.php?i=2368Балданов; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф. Электрификация и автоматизация селського хозяйства". - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 68 с.
Электрическое освещение и электрический нагрев: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по направлениям подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» и 13.03.01 «Теплоэнергетика и теплотехника»/ Балданов М.Б., Шкедова Л.П. http://bgsha.ru/art.php?i=4791
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
3. Комплект заданий для контрольной работы
4. Темы для рефератов
5. Задания для выполнения лабораторных работ
6. Представление конспекта по темам
7. Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
8. Комплект тестовых заданий
Электрическое освещение и электрический нагрев
2) охватывает все разделы дисциплины
2. Основные показатели работы источников оптического излучения. (ПКС-7)
3. Источники теплового излучения: лампы ИКЗ, устройство, принцип работы, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
4. Галогенные лампы: устройство, принцип работы, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
5. Классификация разрядных источников. (ПКС-7)
6. Люминесцентные лампы низкого давления (ЛЛНД): устройство, принцип работы, достоин-ства, недостатки. (ПКС-7)
7. Стартерная схема включения ЛЛНД. (ПКС-7)
8. Газоразрядная лампа высокого давления типа ДРЛ: устройство, принцип работы, схема подключения, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
9. Газоразрядная лампа высокого давления типа ДРТ: устройство, принцип работы, схема подключения, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
11. Натриевые газоразрядные лампы: классификация, устройство, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
12. Индукционные газоразрядные лампы: классификация, устройство, достоинства, недостат-ки. (ПКС-7)
13. Светодиоды: устройство, достоинства, недостатки. (ПКС-7)
14. Причины необоснованных расходов на освещение. Способы снижения потребления элек-троэнергии на освещение. (ПКС-7)
15. Основные законы и проекты по энергоэффективности и энергосбережению. (ПКС-7)
16. Обоснование необходимости совершенствования систем наружного освещения. (ПКС-7)
17. Задачи и преимущества внедрения автоматизированной системы управления. (ПКС-7)
Перечень вопросов к входному контролю
1. В чем заключается физическая сущность электронагрева материалов методом сопротив-ления и какие он имеет особенности и преимущества?
2. Перечислите основные принципиальные отличия прямого и косвенного методов электро-нагрева.
3. В каких областях сельскохозяйственного производства используются прямой метод нагрева различных материалов?
4. Назовите основные параметры режимов при нагреве металлов методом сопротивления.
5. Как определяются мощность установок для нагрева металлов по методу сопротивления и время нагрева?
6. В чем заключаются особенности индукционного нагрева?
7. Перечислите и охарактеризуйте виды индукционного нагрева.
8. Что называется «глубиной проникновения» тока в металл?
9. Назначение и конструктивное устройство индукторов.
10. Какие режимы различаются при высокочастотном индукционном нагреве?
11. Какие условия определяют выбор оптимальной частоты?
12. Для каких целей применяется индукционный нагрев в сельскохозяйственном производстве?
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Световой поток, сила света, освещенность, яркость- определение и единицы измерения
2. Достоинства и недостатки ламп накаливания, основные характеристики.
3. Достоинства и недостатки люминесцентных ламп, основные типы и характеристики.
4. Основные характеристики люминесцентных ламп
5. Основные типы лл
6. Начертите стартерную схему включения люминесцентной лампы и объясните её работу.
7. Условия зажигания люминесцентной лампы. Резонансная схема зажигания.
8. Металлогалоидные лампы (дри). Основные характеристики
Комплект тестовых заданий
1. В каких случаях допускается повышать нормы освещенности рабочих поверхностей:
а) если более половины работников старше 40 лет +
б) если более половины работников старше 50 лет
в) Не допускается
2. В каких случаях допускается повышать нормы освещенности рабочих поверхностей:
а) при пониженных санитарных требованиях
б) при повышенных санитарных требованиях
в) при средних санитарных требованиях
3. В каких случаях допускается повышать нормы освещенности рабочих поверхностей:
а) при наблюдении деталей вращающихся более 300 об\мин.
б) при наблюдении деталей вращающихся более 200 об\мин.
в) при наблюдении деталей вращающихся более 500 об\мин.
4. Минимальное значение эвакуационного освещения на полу основных проходов и на ступеньках лестниц:
а) 0.5 лк.
б) 1.0 лк.
в) 0.1 лк
5. Где предусматривается эвакуационное освещение:
а) по запасным проходам производственных помещений
б) по дополнительным проходам производственных помещений
в) по основным проходам производственных помещений +
6. Где предусматривается эвакуационное освещение:
а) в местах безопасных для прохода людей
б) в местах опасных для прохода людей
в) в местах для отдыха людей
7. Выберите, где предусматривается эвакуационное освещение:
а) в производственных помещениях с естественным светом
б) в жилых помещениях без естественного света
в) в производственных помещениях без естественного света
а) в помещениях с постоянно работающими людьми и опасностью травматизма
б) в помещениях с неработающими людьми и опасностью травматизма
в) в помещениях с естественным светом
9. Что называется освещением безопасности:
а) освещение охраняемых территорий
б) допустимая нормируемая освещенность рабочей поверхности
в) для продолжения работы при аварийном отключении рабочего освещения
10. Как определяется подразряд зрительной работы:
а) по наименьшему эквивалентному размеру объекта различия
б) по контрасту объекта различия с фоном
в) по наибольшему эквивалентному размеру объекта различия
11. Как определяется подразряд зрительной работы:
а) по характеристике фона
б) по наименьшему эквивалентному размеру объекта различия
в) по наибольшему эквивалентному размеру объекта различия
12. Как определяется разряд зрительной работы:
а) по контрасту объекта различия с фоном
б) по характеристике фона
в) по наибольшему эквивалентному размеру объекта различия
13. Как определяется разряд зрительной работы:
а) по наименьшему эквивалентному размеру объекта различия
б) по наибольшему эквивалентному размеру объекта различия
в) по контрасту объекта различия с фоном
14. Что характеризует показатель ослепленности:
а) неприятные ощущения из-за неравномерного распределения яркости в поле зрения
б) неприятные ощущения из-за равномерного распределения яркости в поле зрения
в) неприятные ощущения из-за слепящего действия осветительной установки
15. Что характеризует показатель ослепленности:
а) неприятные ощущения из-за повышенной пульсации светового потока
б) неприятные ощущения из-за неравномерного распределения яркости в поле зрения
в) неприятные ощущения из-за равномерного распределения яркости в поле зрения
16. Что называется совмещенным освещением:
а) сочетание местного и общего освещения
б) при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным
в) сочетание верхнего и бокового естественного освещения
17. Что называется комбинированным освещением:
а) сочетание верхнего и бокового естественного освещения
б) при котором недостаточное естественное освещение дополняется искусственным
в) сочетание общего и местного освещения
18. Эвакуационное освещение должно обеспечивать наименьшую освещенность:
а) на полу запасных проходов
б) на полу основных проходов
в) на рабочих местах
19. Эвакуационное освещение должно обеспечивать наименьшую освещенность:
а) на рабочих местах
б) на всей территории помещения
в) на ступеньках лестниц
20. Окна учебных помещений (кроме кабинетов черчения, рисования, информатики) должны быть ориентированы на следующие стороны горизонта:
а) южные
б) западные
в) северные
21. Окна учебных помещений (кроме кабинетов черчения, рисования, информатики) должны быть ориентированы на следующие стороны горизонта:
а) восточные
б) северные
в) западные
22. Окна учебных помещений (кроме кабинетов черчения, рисования, информатики) должны быть ориентированы на следующие стороны горизонта:
а) северо-западные
б) юго-восточные
в) западные
23. Очистку и мытье стекол проводить по мере загрязнения, но не реже:
а) 1 раза в год
б) 3 раз в год
в) 2 раз в год
24. Без естественного освещения допускается проектировать:
б) душевые при гимнастическом зале +
в) библиотеки
25. Направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся:
а) допускается и в том, и в другом направлении
б) допускается только сзади
в) не допускается
26. Направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся:
а) допускается только спереди
б) не допускается
в) допускается только сзади
27. Рекомендуется использовать следующий цвет красок для классных досок:
а) темно-зеленый
б) темно-синий
в) темно-красный
28. Рекомендуется использовать следующий цвет красок для классных досок:
а) темно-синий
б) черный
в) темно-коричневый
29. Главным типом освещения является:
а) общее
б) местное
в) искусственное
30. Освещение, которое подчеркивает эстетический вид помещения, называется:
а) праздничное
б) декоративное
в) естественное
Рассчитать площадь световых проемов в механическом цехе локомотивного депо, расположенно-го в г. Свердловске, имеющего ширину В = 8 м, длину L = 16 м и высоту Н = 4 м. Высота от уровня условной рабочей поверхности до верха окна h1 = 2,8 м. По условиям зрительной работы цех от-носится к IV разряду. Коэффициенты отражения поверхностей помещения: потолка r 1 = 0,6; стен r 2 = 0,4; пола r 3=0,1.
Расстояние между механическим цехом депо и противостоящим зданием Р = 20 м, а высота рас-положения карниза противостоящего здания над подоконником механического цеха Нзд = 10 м. В цехе запроектировано боковое освещение из листового двойного стекла, переплеты для окон – деревянные одинарные.
Кейс-задача 2.
Сборочный цех машиноремонтного завода, находящийся в Читинской области, имеет ширину В = 36 м (В1 – два пролета по 18 м), длину Lп = 48 м и высоту Н = 6м. Плиты покрытия опираются на железобетонные фермы высотой 2,7 м. В цехе запроектировано верхнее естественное освещение через световые проемы в плоскости покрытия; световые проемы закрыты колпаками из прозрачно-го органического стекла. Световые проемы в разрезе имеют форму усеченного конуса, высота которого h = 0,6 м, радиус верхнего основания r = 0,6 м, нижнего основания R = 0,95 м; стенки све-тового проема имеют коэффициент отражения r ф = 0,7. Коэффициент отражения поверхностей помещения: покрытия r п = 0,55; стен r с = 0,3; пола r пол = 0,1.
По условиям зрительной работы цех относится к V разряду. Требуется определить необходимую площадь зенитных фонарей
Темы для рефератов
Электротермическое оборудование сельскохозяйственного назначения
1. История развития электрического освещения
2. История развития электрического нагрева
3. Основные светотехнические величины.
4. Электрическое освещение (виды и системы освещения, искусственные источники света).
5. Осветительные приборы.
Представление конспекта по темам
Перечень тем:
1. Электрические источники света, осветительные приборы.
2. Виды электрического нагрева.
3. Классификация, ассортимент и применение электронагревательных приборов.
4. Экспертиза качества электронагревательных приборов
6.7 Комплект заданий для занятий в интерактивной форме (работа в малых группах)
Произвести расчет общего и местного искусственного освещения производственного по-мещения указанного типа. Исходные данные для расчета взять из табл. 3.3, расчет выпол-нить методом коэффициента использования светового потока.
Таблица 3.3
№ Тип производственного помещения а, м b, м Н, м h, м
Зал ожидания для посетителей 3,2 0,8
Зал заседаний 3,5 0,8
Рабочая комната 2,5 3,0 0,8
Фойе 4,5 -
Читальный зал 0,8
Книгохранилище -
Вестибюль -
Коридор -
Участок ремонта узлов двигателя 4,5 0,8
Лестничная клетка -
Участок мойки автомобилей 2,5 4,5 0,8
Участок технического обслуживания 0,8
Гардероб 3,3 -
Участок текущего ремонта автомобилей 0,8
Смотровая яма 1,5 -
Зона обработки металлов давлением 0,8
Шиномонтажное отделение 3,5 0,8
Зона хранения автомобилей -
Столярная мастерская 0,8
Зона ремонта электрических систем 3,5 0,8
Участок покраски автомобилей 4,5 0,8
Столовая 3,5 0,8
Санитарно-бытовое помещение 2,8 -
Литейный цех 0,8
Медницко-жестяницкое отделение 0,8
Участок диагностики зажигания 3,5 0,8
Электрощитовая -
Открытая площадка для хранения автомо-билей -
Помещение ремонта сигнализации 0,8
Участок диагностики и ремонта систем пи-тания 4,5 0,8
Задания для выполнения лабораторных работ
№ Темы лабораторных работ Трудоемкость по разделу, час.
Методические указания Форма контроля
1 Классификация элек-трических схем 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
2 Схемы соединений и подключений 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
3 Основные элементы автоматики 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
4 Релейные элементы 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
5 Цифровые автоматиче-ские системы 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
6 Элементарные звенья автоматики 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
7 Статистические и ди-намические характери-стики 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
8 Технологические тре-бования по разработке систем автоматическо-го управления. 2 Библиотека БГСХА
Защита отчёта
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п