учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесоведение, лесоводство и лесная пирология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - дать углубленные знания по проблематике современной лесной науки;
- изучить основы теоретической и экспериментальной работы, современные методы получения и обработки научной информации;
- выявить перспективные направления развития исследовательской работы;
- определять пути внедрения научных разработок в практику лесного хозяйства и лесного комплекса в целом.
УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий;
ИД-1 УК-1 - Анализирует проблемную ситуацию и осуществляет её декомпозицию на отдельные задачи;
ИД-2 УК-1 - Вырабатывает стратегию решения поставленной задачи;
ИД1 ПКС-2 - Производит анализ современных проблем научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
- основные методы и приемы ведения лесного хозяйства;
- основы теории и практики лесоводственных исследований; методы научного поиска, получения информации, ее анализа, обобщения результатов;
- методы исследований и специальную литературу в области лесоводства.:
ИД-2 - не знает методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - не в полной мере знает методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - хорошо знает методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - в полной мере знает методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- решать задачи профессиональной деятельности.:
ИД-2 - не умеет применять методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - не в полной мере умеет применять методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - хорошо умеет применять методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - в полной мере умеет применять методику вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
- владеть навыками вырабатки стратегии действий;
- владеть методикой анализа современных проблем науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;
- владеть навыками выявления перспективных направлений повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере;
- владеть методикой анализа и решения современных проблем научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
- владеть принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
- владеть методикой осуществления критических анализов проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.:
ИД-2 - не владеет принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - не в полной мере владеет принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - хорошо владеет принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ИД-2 - в полной мере владеет принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
ПКС-2: способностью понимать современные проблемы научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
ИД-1 УК-1 - Анализирует проблемную ситуацию и осуществляет её декомпозицию на отдельные задачи;
ИД-2 УК-1 - Вырабатывает стратегию решения поставленной задачи;
ИД1 ПКС-2 - Производит анализ современных проблем научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
- основные методы и приемы ведения лесного хозяйства;
- основы теории и практики лесоводственных исследований; методы научного поиска, получения информации, ее анализа, обобщения результатов;
- методы исследований и специальную литературу в области лесоводства.:
- выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;
- обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;
- вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;
- представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;
- решать задачи профессиональной деятельности.:
- владеть навыками вырабатки стратегии действий;
- владеть методикой анализа современных проблем науки и производства, решать сложные (нестандартные) задачи в профессиональной деятельности;
- владеть навыками выявления перспективных направлений повышения эффективности технологических приемов в профессиональной сфере;
- владеть методикой анализа и решения современных проблем научно-технического развития лесного и лесопаркового хозяйства;
- владеть принципами вырабатывания стратегии решения поставленной задачи;
- владеть методикой осуществления критических анализов проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий.:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft Office Professional Plus 2007; LibreOffice.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
- входного контроля;
- текущего контроля успеваемости;
- промежуточной аттестации.
Форма входного контроля: тестирование.
Формы текущего контроля:
- опрос (устный или письменный),
- собеседование,
- дискуссия;
- семинар,
- тестирование,
- реферат;
- презентация и доклад,
- решение ситуационных задач (кейсов);
Форма промежуточной аттестации: зачёт с оценкой.
Основы динамики лесных экосистем
2) охватывает все разделы дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТИРОВАНИЕ):
1. Лесная экосистема - это _______________________________________
2. Какой процент от массы земной коры составляют все растения и животные:
а) 0,1% б) 1% в) 10%
3. Разложение белков с образованием аммиака (аммонификация) осуществляется –
а) клубеньковыми бактериями
б) почвенными бактериями
в) редуцентами
4. Разложение солей азотной кислоты до образования газообразного азота (денитрификация) осуществляется ….
а) клубеньковыми бактериями
б) почвенными бактериями-денитрификаторами
в) продуцентами
5. Впервые ввел понятие «биоценоз» в 1877 году?
а) К. Мебиус
б) Д. Аллен
в) В.В. Докучаев
6. Первую эволюционную теорию создал…
а) Ч. Дарвин
б) К. Линней
в) Ж-Б. Ламарк
6. В 1840 г. кем был установлен «закон минимума»?
а) К. Рулье
б) Ю. Либих
в) К. Бэр
7. Раздел экологии, изучающий взаимоотношения организма (вида, особи) с окружающей средой называется…
а) аутэкологией
б) дэмэкологией
в) синэкологией
8. Раздел экологии, изучающий жизнь сообществ организмов (экосистем, биогеоценозов) с окружающей средой называется…
а) аутэкологией
б) палеоэкологией
в) синэкологией
9. Понятие экосистемы ввел…
а) А. Тенсли
б) Ч. Элтон
в) В.Н. Сукачев
10. Продуктивность экосистемы определяется:
а) приростом биомассы
б) количеством консументов
в) отсутствием редуцентов
11. В чем сходство и отличие экосистемы и биогеоценоза? Ответ обоснуйте. __________________
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (УСТНЫЙ ОПРОС):
1 Понятие об экосистеме?
2 Что такое лесная экосистема и лесной биогеоценоз?
3 Лесные экосистемы и их компоненты?
4 Какие существуют изменения в лесной экосистеме?
5 Что такое устойчивость лесных фитоценозов?
6 Перечислить факторы, обуславливающие устойчивость лесных экосистем?
7 Что такое продуктивность, устойчивость, биоразнообразие лесных экосистем?
8 Каковы принципы динамики лесов?
9 Перечислить факторы, обуславливающие динамичность лесных экосистем?
10 Какова динамика леса: исторические (временные) и географические (пространственные) аспекты?
11 Какова динамика леса: сукцессии лесных экосистем?
12 Какова динамика леса: смена пород?
13 Перечислить типы леса: постоянство или изменчивость?
14 Какова структура и функции лесных экосистем?
15 Какие существуют структурно-функциональные связи в лесных экосистемах, их устойчивость и подвижность?
16 Какова динамика лесных фитоценозов?
17 Каковы структурные изменения в древостое (внешне- и внутриструктурные изменения)?
19 Каковы особенности динамики естественного лесовозобновления под пологом леса и на вырубках?
20 Каковы особенности развития подлеска в насаждениях и на вырубках?
21 Конкурентные отношения между подростком и подлеском?
22 Динамика растительности живого напочвенного покрова в лесном фитоценозе.
23 Как осуществляют прогнозирование динамики лесных фитоценозов?
24 Как проводят планирование лесохозяйственных мероприятий с учетом особенностей динамики леса?
25 Как проводят оценку последствий хозяйственной деятельности в лесном фонде?
ПЕРЕЧЕНЬ ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ И ВОПРОСОВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (КРУГЛЫЙ СТОЛ):
1. Особенности лесной политики при переходе к инновационному сценарию.
2. Особенности иннерционного, умеренного, инновационного сценариев при воспроизводстве, охране и защите лесов.
3. Перспективы развития лесоразведения в Российской Федерации.
4. Перспективы развития лесовосстановления в Республике Бурятия.
5. Перспективы увеличения лесных ресурсов.
6. Динамика лесов в Республике Бурятия
7. Планирование лесохозяйственных мероприятий с учетом особенностей динамики леса.
8. Оценка последствий хозяйственной деятельности в лесном фонде .
9. Оценка последствий хозяйственной деятельности в лесном фонде (на примере Республики Бурятия).
10. Лесная политика и лесное законодательство.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ (ТЕСТИРОВАНИЕ):
1. Подрост имеет возраст
1) до 1 года включительно
2) 2-5 лет
3) старше 5 лет
2. Всходы имеют возраст
1) до 1 года
2) 2-5 лет
3) старше 5 лет
3. Самосев имеет возраст
1) до 1 года включительно
2) 2-5 лет
3) старше 5 лет
4. Величина отраженной радиации лесом составляет
1) 18% 2) 25% 3) 30% 4) 35% 5) 90%
5. Величина отраженной радиации еловым древостоем составляет
1) 18% 2) 25% 3) 30% 4) 35% 5) 90%
6. Величина отраженной радиации березовым древостоем составляет
1) 18% 2) 25% 3) 30% 4) 35% 5) 90%
7. Величина отраженной радиации лугом составляет
1) 18% 2) 25% 3) 30% 4) 35% 5) 90%
8. Величина отраженной радиации снегом составляет
1) 18% 2) 25% 3) 30% 4) 35% 5) 90%
9. Величина поглощенной радиации лесом составляет
1) 10% 2) 65% 3) 70% 4) 75% 5) 82%
10. Величина поглощенной радиации еловым древостоем составляет
1) 10% 2) 65% 3) 70% 4) 75% 5) 82%
11. Величина поглощенной радиации березовым древостоем составляет
1) 10% 2) 65% 3) 70% 4) 75% 5) 82%
12. Величина поглощенной радиации лугом составляет
1) 10% 2) 65% 3) 70% 4) 75% 5) 82%
13. Величина поглощенной радиации снегом составляет
1) 10% 2) 65% 3) 70% 4) 75% 5) 82%
14. Листья светолюбивых пород
1) темно-зеленые, меньше рассечены на доли, имеют более слабое жилкование
2) светло-зеленые, больше рассечены на доли, имеют выраженное жилкование
15. Листья теневыносливых пород
1) темно-зеленые, меньше рассечены на доли, имеют более слабое жилкование
2) светло-зеленые, больше рассечены на доли, имеют выраженное жилкование
16. Крона светолюбивых пород
1) густая и низкоопущенная крона, протяженность превышает половину высоты дерева
2) ажурная и приподнятая крона, весной распускается только часть почек
17. Крона теневыносливых пород
1) густая и низкоопущенная крона, протяженность превышает половину высоты дерева
18. Лесной полог светолюбивых пород
1) плотный, тенистый
2) рыхлый, пропускающий много света даже при предельно высокой для данной породы сомкнутости
19. Лесной полог теневыносливых пород
1) плотный, тенистый
2) рыхлый, пропускающий много света даже при предельно высокой для данной породы сомкнутости
20. Очищаемость от сучьев у светолюбивых пород
1) медленная, при которой длительное время живые ветви сохраняются в тени
2) быстрая
21. Очищаемость от сучьев у теневыносливых пород
1) медленная, при которой длительное время живые ветви сохраняются в тени
2) быстрая
22. Толщина коры у светолюбивых пород
1) тоньше 2) толще
23. Толщина коры у теневыносливых пород
1) тоньше 2) толще
24. Сбежистость ствола у светолюбивых пород
1) больше 2) меньше
25. Сбежистость ствола у теневыносливых пород
1) больше 2) меньше
26. Количество и состояние подроста под пологом светолюбивых пород
1) меньше количество, хуже состояние
2) больше количество, лучше состояние
27. Количество и состояние подроста под пологом теневыносливых пород
1) меньше количество, хуже состояние
2) больше количество, лучше состояние
28. Густота древостоя из светолюбивых пород
1) больше 2) меньше
29. Густота древостоя из теневыносливых пород
1) больше 2) меньше
30. Сомкнутость крон в древостое из светолюбивых пород
1) больше 2) меньше
31. Сомкнутость крон в древостое из теневыносливых пород
1) больше 2) меньше
32. Освещенность в древостое из светолюбивых пород
1) больше 2) меньше
33. Освещенность в древостое из теневыносливых пород
1) больше 2) меньше
34. Энергия роста светолюбивых пород
1) медленный рост в молодости
2) быстрый рост в молодости
35. Энергия роста теневыносливых пород
1) медленный рост в молодости
2) быстрый рост в молодости
36. Интенсивность естественного изреживания в древостое из светолюбивых пород
1) медленное естественное изреживание древостоя
2) более интенсивное естественное изреживание древостоя
37. Интенсивность естественного изреживания в древостое из теневыносливых пород
1) медленное естественное изреживание древостоя
2) более интенсивное естественное изреживание древостоя
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) (ЗАЧЕТ С ОЦЕНКОЙ):
1. Понятие об экосистеме (УК-1, ПКС-2)
2. Лесные экосистемы и их компоненты (ПКС-2).
3. Принципы динамики лесов. Факторы, обуславливающие динамичность лесных экосистем (УК-1, ПКС-2).
4. Динамика леса: исторические (временные) и географические (пространственные) аспекты (УК-1, ПКС-2).
5. Динамика леса: сукцессии лесных экосистем (УК-1, ПКС-2).
6. Динамика леса: смена пород ((УК-1, ПКС-2).
7. Типы леса: постоянство или изменчивость (УК-1, ПКС-2).
8. Структура и функции лесных экосистем (УК-1, ПКС-2).
9. Структурно-функциональные связи в лесных экосистемах, их устойчивость и подвижность (УК-1, ПКС-2).
10. Динамика лесных фитоценозов (УК-1, ПКС-2).
11. Структурные изменения в древостое (внешне- и внутриструктурные изменения) (УК-1, ПКС-2).
12. Динамика нижних ярусов растительности в лесных экосистемах (УК-1, ПКС-2).
13. Динамика естественного лесовозобновления под пологом леса и на вырубках (ПКС-2).
15. Динамика растительности живого напочвенного покрова в лесном фитоценозе (ПКС-2).
16. Лесная экосистема и лесной биогеоценоз (УК-1, ПКС-2).
17. Изменения в лесной экосистеме ((УК-1, ПКС-2).
18. Устойчивость лесных фитоценозов. Факторы, обуславливающие устойчивость лесных экосистем (ПКС-2).
19. Продуктивность, устойчивость, биоразнообразие лесных экосистем (ПКС-2).
20. Прогнозирование динамики лесных фитоценозов (ПКС-2).
21. Планирование лесохозяйственных мероприятий с учетом особенностей динамики леса (ПКС-2).
22. Оценка последствий хозяйственной деятельности в лесном фонде (ПКС-2).
23. Динамика лесных ресурсов (ПКС-2).
24. Повреждения лесов (ПКС-2).
25. Воспроизводство лесов (ПКС-2).
26. Лесные ресурсы и климат (ПКС-2).
27. Лесная политика, законодательство и институты в переходный период (ПКС-2).
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (РЕФЕРАТЫ):
1. Трудности и противоречия экологического подхода к планированию и ведению хозяйства в лесу.
2. Интегрирование лесоводства с отраслями переработки лесной продукции: перспективы, трудности и противоречия.
3. Направляющие, управляющие и регулирующие механизмы в лесных экосистемах.
4. Проблемы «управления миром растений» в лесу.
5. Лесные экосистемы и урбоэкосистемы: черты сходства и различия, проблемы исследования.
6. Возможности применения методологии лесоводственных исследований и практики ведения лесного хозяйства в урбоэкосистемах.
7. Особенности ведения хозяйства в лесу на разных этапах формирования лесных фитоценозов.
8. Особенности планирования лесохозяйственных мероприятий в условиях прогрессирующей смены пород.
9. Лесохозяйственные меры повышения устойчивости лесных экосистем.
10. Лесохозяйственные меры сохранения и повышения биоразнообразия лесов.
11. Прогнозирование состояния и развития лесных экосистем.
12. Лесоводственная эффективность применения гербицидов и арборицидов в лесу.
13. Экологические последствия использования химических препаратов в лесном хозяйстве.
14. Правовые вопросы при использовании химического метода в лесном хозяйстве.
15. Особенности последействия минеральных удобрений.
16. Динамика восстановительных процессов на объектах комплексного ухода за лесом.
17. Перспективы применения комплексного ухода за лесом и внесения удобрений в лесном хозяйстве.
18. Принцип географичности в лесоводстве: его сущность и значение.
19. Особенности ведения лесного хозяйства в разных лесоклиматических зонах.
20. Интразональная растительность: условия и особенности ее распространения, значение.
21. Основные положения учения о ландшафте. Значение ландшафтного подхода к организации лесного хозяйства.
ТЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ (ПРЕЗЕНТАЦИИ):
1. Современные проблемы классифицирования лесов.
2. Сравнительная оценка методов классифицирования местообитаний.
3. Классификации, научно-исследовательские и хозяйственные принципы, подходы, условия применения, их «масштаб», возможность использования, перспективы.
4. Прогнозирование динамики лесов.
5. Пространственная изменчивость в лесу.
6. Изменение рангового положения деревьев в процессе роста и дифференциации.
7. Значение конкурентных отношений между растения в лесу.
8. Программные леса и эталоны древостоев.
9. Биоразнообразие в лесу и методы его изучения.
10. Лес и углеродный баланс в атмосфере.
11. Возобновительный потенциал таежных лесов.
12. Антропогенные сукцессии в лесу.
13. Оптимизация главного лесопользования, согласованность с другими видами лесохозяйственных и лесозаготовительных мероприятий.
14. Комплекс мер содействия естественному лесовозобновлению, как системное действие, направленное на улучшение возобновительной функции экосистемы.
15. Комбинированные способы очистки лесосек, использование ее в единой системе организации рубок главного пользования.
16. Проведение рубок ухода в лесах разного назначения, лесоклиматических зон, типов леса и типов условий местопроизрастания, разной хозяйственной значимости и освоенности.
17. Целенаправленность мероприятий по оздоровлению лесов и повышению их биологической устойчивости.
18. Проблемы и трудности проведения ландшафтных рубок: организационного, технологического, экологического и
19. Лесопользование и воспроизводство лесных ресурсов в лесах экологического и эксплуатационного назначения.
20. Совершенствование методов и технологии рубок главного пользования, рубок ухода за лесом, мер содействия лесовозобновлению.
21. Необходимость, перспективность и трудности изучения лесных экосистем.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п