учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6, 7
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Мантатова Н.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучить правила техники безопасности при проведении рентгенодиагностики; получить навыки проведения рентгенологического исследования; научиться распознавать заболевания по рентгенологическому снимку. Изучение основополагающих законов явления радиоактивности и свойств радиоактивных излучений; изучение правил и основных принципов работы на радиометрическом и дозиметрическом оборудовании; изучение основных закономерностей миграции наиболее опасных радионуклидов по пищевой цепочке, их токсикологической характеристики и особенностей накопления и выведения у разных видов сельскохозяйственных животных; изучение современных подходов к прогнозированию последствий масштабных радиоактивных загрязнений окружающей среды, организации ведения животноводства в этих условиях и проведения радиометрической и радиохимической экспертизы объектов ветеринарного надзора; изучение механизма биологического действия ионизирующих излучений на организм животных при внешнем и внутреннем облучении; изучение течения лучевой болезни, формирования лучевых ожогов, нарушения нейроэндокринной регуляции и иммунологического контроля и других последствий облучения; изучение основных достижений и перспектив использования радиоактивных изотопов и радиационной технологии в хозяйстве.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Рентгенодиагностика органов брюшной и тазовой полости.
Строение атома и элементарных частиц. Процессы возбуждения, ионизации, излучения.
Активность радиоактивного элемента. Единицы активности. Закон радиоактивного распада.
Ведение сельского хозяйства при радиоактивном загрязнении.
2. Убашеев О.И. Ветеринарная радиобиология: Радиометрия и дозиметрия при оценке радиационной ситуации на загрязненных радионуклидами сельскохозяйственных территориях: учебно-методические рекомендации для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
1. Перечень вопросов к экзамену
2. Перечень вопросов к зачету
Средства для индивидуализации выполнения, контроля самостоятельной работы
1. Перечень тем рефератов
2.Задания для контрольной работы
Средства для текущего контроля
1. Вопросы для устного опроса
Средства для текущего контроля
1. Вопросы для устного опроса
Ветеринарная радиобиология с рентгнологией
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Период полураспада Йода-131 составляет 8,1 суток. Радиоактивность Йода-131 на сегодняшний день составляет 400 мБк/мл.
Определите активность этого радионуклида (Nz), чepeз 8,16 и 80 суток?
2. Ягель загрязнен Полонием-210 в количестве 480000 Бк/кг. Период полураспада Ро-210 равен 138,3 суток.
Определите удельную активность ягеля через 75, 150 и 1200 суток?
3. При работе с открытыми источниками ионизирующих излучений радионуклиды могут попадать в организм. При этом создается опасность лучевого поражения. В подобных случаях необходимо знать дозу и мощность дозы облучения, создаваемую источником излучения.
1. На рабочем месте имеем радионуклид 131S (Ky = 2.3 Р/r) активностью (А) =37 м Км. Какую дозу получит экспериментатор за 2 ч работы, если
он находится на расстоянии 0,5 от объекта?
Предельно допустимая доза (ПД) составляет 17 мР/сут Д = Ку * А * t/R2, где:
Д – доза;
Кγ - гамма-постоянная; А – активность;
t- время;
R – расстояние.
4. Рассчитать прогнозируемую радиоактивность молока и мяса, получаемых от крупного рогатого скота, с угодий, расположенных вблизи санитарной зоны атомной электростанции. Интенсивность
постоянных (контролируемых) воздушных выпадений составляет по радиоактивному Йоду - 8* 106 Бк/(км2-мес) и по радиоактивному Стронцию - 6*106 Бк/(км2-мес).
Пример. Расчет по формуле:
С (137Cs) молоко = 5*107 [Бк/(км2-мес)] * 5.9* 107 [Бк/(км2-мес)] = 29.5 Бк/кг. Рассчитать содержание Стронция и
Йода в молоке и мясе.
5. Определить пригодность использования пастбища, если загрязненность травы радиоактивным Цезием
Суточное потребление травы составляет 50 кг, количество радиоактивного Цезия = 250 Бк/кг*56 кг = 12500 Бк в сутки.
ПДС рац = А прод (Бк/кг) * 100 /Кп, где:
АПрод =Арац(Бк)*Кп/100;
К перехода для молока = 0,74; К переходя в мясо = 4.
6. При какой загрязненности кормов радиоактивным Цезием и Стронцием возможно получение нормативно чистой баранины? В соответствии ч. СанПиН 97/2002 концентрация 137Cs в мясе не должны превышать 160 Бк/кг, 90 Sr = 50 Бк/кг, Кп у овец Cs = 15, а для Sr = 0,1. Для 137Cs расчет:
ПДС - А мяса (Бк/кг) * 100 / Кп.
7. Период полураспада Йода-131 составляет 8,1 суток. Радиоактивность Иода-131 на сегодняшний день составляет 400 мБк/мл.
Определите активность этого радионуклида (1\Г2)через 8,16 и 80 суток?
8. Ягель загрязнен Полонием-210 в количестве 480000 Бк/кг. Период полураспада Ро-210 равен 138,3 суток.
Определите удельную активность ягеля через 75, 150 и 1200 суток.
9. При работе с открытыми источниками ионизирующих излучений радионуклиды могут попадать в организм. При этом создается опасность лучевого поражения. В подобных случаях необходимо знать дозу и мощность дозы облучения, создаваемую источником излучения.
1. На рабочем месте имеем радионуклид 131S (Ky = 2.3 Р/r) активностью (А) -31 м Км. Какую дозу получит экспериментатор за 2 ч работы, если он находится на расстоянии 0,5 от объекта? Предельно допустимая доза (ПД) составляет 17 мР/сут
Д = Ку * А * t/R2, где:
Д – доза;
Ку — гамма-постоянная; А – активность;
t- время;
R – расстояние.
10. Рассчитать прогнозируемую радиоактивность молока и мяса, получаемых от крупного рогатого скота, с угодий, расположенных вблизи санитарной зоны атомной электростанции. Интенсивность постоянных (контролируемых) воздушных выпадений составляет по радиоактивному Иоду -8*10 Бк/(км2-мес) и по радиоактивному Стронцию - 6*106 Бк/(км2-мес).
Пример. Расчет по формуле:
С (137Cs) молоко = 5* 107 [Бк/(км2-мес)] * 5.9* 107 [Бк/(км2-мес)] = 29.5 Бк/кг Рассчитать содержание Стронция и
Йода в молоке и мясе.
11. Определить пригодность использования пастбища, если загрязненность травы радиоактивным Цезием составляет 250 Бк/кг. Такое пастбище У используется только для выпаса высокопродуктивных лактирующих коров либо на первой стадии откорма взрослого крупного рогатого скота.
Суточное потребление травы составляет 50 кг, количество радиоактивного Цезия = 250 Бк/кг*56 кг = 12500 Бк в сутки.
ПДС рац = А прод (Бк/кг) * 100 /Кп, где: Апрод =Арац(Бк)*Кп/100;
К перехода для молока = 0,74; К переходя в мясо = 4.
12. При какой загрязненности кормов радиоактивным Цезием и Стронцием возможно получение нормативно чистой баранины? В соответствии ч СанПиН 97/2002 концентрация 137Cs в мясе не должны превышать 160 Бк/кг, 90 Sr = 50 Бк/кг, Кп у овец Cs = 15, а для Sr = 0,1. Для Cs расчет:
ПДС = А мяса (Бк/кг) * 100 / Кп.
1. Основные методы рентгенологического исследования (Рентгеноскопия, рентгенография) (ОПК-4, ПКС-1).
2. Стандартные (прямые, боковые, косые) и нестандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии. Многоосевое исследование (ПКС-1).
3. Естественное и искусственное контрастирование. Методики искусственного контрастирования (ПКС-1).
4. Формирование рентгеновского изображения и его особенности. Основы рентгеновской скиалогии (ПКС-1).
5. Закономерности формирования рентгеновского изображения (ПКС-1).
6. Требования к устройству и техническому оснащению рентгеновских кабинетов (ПКС-1).
7. Рентгеноскопия. Преимущества и недостатки (ПКС-1).
8. Рентгенография. Факторы, влияющие на качество рентгенограмм ( напряжение, генерирование излучения, экспозиция, выдержка фокусное расстояние и др. (ПКС-1).
9. Методы лучевой диагностики, не связанные с рентгеновским излучением (ПКС-1).
10. Радиационный контроль за безопасностью при рентгенологических исследованиях (ПКС-1).
11. Рентгеноанатомия легких. Долевое и зональное строение легких. Сегментарное строение. Строение трахеобронхиального дерева. Анатомия сосудов малого круга кровообращения и бронхиальных артерий на
12. Аномалии и пороки развития легких и бронхов (ПКС-1).
13. Смещение и сдавление трахеи. Инородные тела трахеи (ПКС-1).
14. Острый бронхит и бронхиолит (ПКС-1).
15. Первичные пневмонии. Вторичные пневмонии. Пневмонии при нарушениях бронхиальной
проходимости. Паренхиматозные пневмонии (крупозные, очаговые). Интерстициальные пневмонии (ПКС-1).
16. Рентгенологическая дифференциальная диагностика пневмоний (ПКС-1).
17. Рентгенодиагностика эмфиземы легких (ПКС-1).
18. Рентгенодиагностика рака легкого (ПКС-1).
19. Доброкачественные опухоли бронхов и легких (ПКС-1).
20. Паразитные и грибковые заболевания легких (ПКС-1).
21. Ретгенанатомия и рентгенфизиология сердца и сосудов (ПКС-1).
22. Митральные пороки. Аортальные пороки сердца. Многоклапанные пороки сердца (ПКС-1).
23. Врожденные пороки сердца и аномалии развития сосудов (ПКС-1).
24. Миокардиты. Дистрофия миокарда. Миокардиопатия. Перикардиты (ПКС-1).
25. Заболевания аорты. Заболевания ветвей аорты и периферических артерий (ПКС-1).
26. Методика исследования органов пищеварения (ПКС-1).
27. Аномалии и пороки развития пищевода (ПКС-1).
28. Эзофагиты. Терминальный рефлюкс-эзофагит. Язва пищевода. Дивертикулы пищевода (ПКС-1).
29. Аномалии и пороки развития желудка (ПКС-1).
30. Воспалительные заболевания желудка (ПКС-1).
31. Язвенная болезнь. (Осложнения язвенной болезни) (ПКС-1).
32. Доброкачественные и злокачественные опухоли и опухолеподобные образования желудка (ПКС- 1).
33. Рентгенодиагностика заболеваний двенадцатиперстной кишки (ПКС-1).
34. Воспалительные заболевания тонкой кишки (ПКС-1).
35. Аномалии и пороки развития толстой кишки. Воспалительные заболевания толстой кишки (ПКС- 1).
36. Дивертикулы, дивертикулез толстой кишки. Доброкачественные и злокачественные опухоли толстой кишки (ПКС-1).
37. Острые воспалительные заболевания брюшной полости (ПКС-1).
38. Рентгенологическая диагностика заболеваний печени (ПКС-1).
39. Рентгенологическая диагностика заболеваний поджелудочной железы (ПКС-1).
40. Рентгенологическая диагностика аномалий развития и заболеваний селезенки (ПКС-1).
41. Рентгенанатомия почек, надпочечников, мочевых путей (ПКС-1).
42. Бесконтрастные методы рентгеновского исследования почек и мочевыводящих путей (ПКС-1).
43. Контрастные методы исследования почек и мочевыводящих путей (ПКС-1).
44. Рентгенодиагностика аномалий и пороков развития почек и мочевыводящих путей (ПКС-1).
45. Рентгенологическая диагностика заболеваний почек (ПКС-1).
46. Рентгенодиагностика заболеваний надпочечников (ПКС-1).
47. Рентгенодиагностика аномалий, пороков развития и болезней мочевого пузыря (ПКС-1).
48. Методики исследования опорно-двигательного аппарата (ПКС-1).
49. Рентгенодиагностика заболеваний костей (ПКС-1).
50. Рентгенодиагностика заболеваний суставов (ПКС-1).
51. Рентгенодиагностика изменений мягких тканей при заболеваниях опорнодвигательной системы (ПКС-1).
52. Рентгенодиагностика осложнений при повреждениях костей и суставов (ОПК-4, ПКС-1).
53. Повреждения костно-суставного аппарата при воздействии физических факторов (ОПК-4, ПКС- 1).
54. Нарушения развития опорно-двигательной системы при эндокринных и других заболеваниях (ПКС-1).
55. Доброкачественные опухоли, опухолевидные и злокачественые образования костей (ПКС-1).
56. Травматические и дегенеративные повреждения позвоночника и спинного мозга (ПКС-1).
57. Воспалительные заболевания позвоночника и спинного мозга (ПКС-1).
58. Опухоли позвоночника и спинного мозга (ПКС-1).
59. Рентгенодиагностика болезней предстательной железы (ПКС-1).
60. Рентгенодиагностика болезней репродуктивной системы самок (ПКС-1).
1. Предмет и задачи радиобиологии (ПКС-2).
2. Основные открытия в радиобиологии (ПКС-2).
3. Этапы развития радиобиологии (ПКС-2).
4. Строение атома и элементарных частиц (ПКС-2).
5. Сущность явления возбуждения (ПКС-2). 6.Сущность явления ионизации (ПКС-2).
7. Сущность процесса излучения (ПКС-2).
8. Виды ионизирующих излучений. Строение, свойства (ПКС-2).
9. Явление радиоактивности, радиоактивные семейства (ПКС-2).
10. - распад как тип ядерных превращений (ПКС-2).
11. Электронный - распад как тип ядерных превращений (ПКС-2).
12. Позитронный - распад как тип ядерных превращений (ПКС-2).
13. Электронный захват как тип ядерных превращений (ПКС-2).
14. Ионизационные детекторы, классификация, принцип действия (ПКС-2).
15. Детекторы, работающие на вторичных эффектах ионизации (ПКС-2).
16. Основные виды доз в радиобиологии, единицы их измерения (ПКС-2).
18. Дозиметры и радиометры (ПКС-2).
19. Взаимодействие излучения с веществом (ПКС-2).
20. Взаимодействие нейтронов с веществом (ПКС-2).
21. Закон радиоактивного распада. Период полураспада (ПКС-2).
22. Единицы активности радиоактивного элемента (ПКС-2).
23. Упругое и неупругое взаимодействие α- частиц с веществом (ПКС-2).
24. Упругое и неупругое взаимодействие β- частиц с веществом (ПКС-2).
25. Устройство радиоизотопной лаборатории. Порядок работы в ней (ПКС-2).
26. Меры безопасности при работе с радиоактивными веществами (ПКС-2).
27. Организация работы с источниками ионизирующих излучений (ПКС-2).
28. Сельскохозяйственная радиоэкология её цели и задачи (ПКС-2).
29. Источники загрязнения окружающей среды (ПКС-2).
30. Прогнозирование поступления радионуклидов в органы животных и продукцию животноводства (ПКС-2).
31. Нормирование поступления радионуклидов в продукцию животноводства (ПКС-2).
32. Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами мясной продукции (ПКС- 2).
33. Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами молочной продукции (ПКС-2).
34. Дезактивация фуража, воды, почвы при радиоактивном заражении (ПКС-2).
35. Отбор проб для радиохимического анализа (ПКС-2).
36. Подготовка проб для радиохимического анализа (ПКС-2).
37. Радиотоксикологическая характеристика 90 Sr (ПКС-2).
38. Радиотоксикологическая характеристика 137Cs (ПКС-2).
39. Радиотоксикологическая характеристика 131I (ПКС-2).
40. Основные факторы, обусловливающие токсичность радионуклидов (ПКС-2).
41. Радиотоксикология ее цели и задачи (ПКС-2).
42. Пути поступления радионуклидов в организм (ПКС-2).
43. Всасывание радионуклидов у животных (ПКС-2).
44. Распределение радионуклидов в организме (ПКС-2).
45. Понятие критического органа (ПКС-2).
46. Накопление радионуклидов в организме (ПКС-2).
47. Острая лучевая болезнь (ПКС-2).
48. Хроническая лучевая болезнь (ПКС-2).
49. Профилактика лучевой болезни (ПКС-2).
50. Выделение радионуклидов из организма (ПКС-2).
51. Лечение лучевой болезни при внешнем облучении (ПКС-2).
52. Лечение лучевой болезни при внутреннем облучении (ПКС-2).
53. Прямое действие излучений на клеточные структуры (ПКС-2).
54. Непрямое действие излучений на клеточные структуры (ПКС-2).
55. Профилактика лучевых поражений (ПКС-2).
56. Лучевые ожоги сельскохозяйственных животных (ПКС-2).
57. Радиочувствительность, критерии (ПКС-2).
58. Диспансеризация животных при радиоактивном заражении (ПКС-2).
59. Задачи радиометрической и радиохимической экспертизы (ПКС-2).
60. Использование радиоактивных излучений в животноводстве и ветеринарии (ПКС-2).
Вопросы модуля по рентгенологии1
1. Основные методы рентгенологического исследования (Рентгеноскопия, рентгенография).
2. Стандартные (прямые, боковые, косые) и нестандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии. Многоосевое исследование.
3. Естественное и искусственное контрастирование. Методики искусственного контрастирования.
4. Формирование рентгеновского изображения и его особенности. Основы рентгеновской скиалогии.
5. Закономерности формирования рентгеновского изображения.
6. Требования к устройству и техническому оснащению рентгеновских кабинетов.
7. Рентгеноскопия. Преимущества и недостатки.
8. Рентгенография. Факторы, влияющие на качество рентгенограмм ( напряжение, генерирование излучения, экспозиция, выдержка фокусное расстояние и др.)
9. Методы лучевой диагностики, не связанные с рентгеновским излучением.
10. Радиационный контроль за безопасностью при рентгенологических исследованиях.
11. Рентгеноанатомия легких. Долевое и зональное строение легких. Сегментарное строение. Строение трахеобронхиального дерева. Анатомия сосудов малого круга кровообращения и бронхиальных артерий на ангиограммах.
12. Аномалии и пороки развития легких и бронхов.
13. Смещение и сдавление трахеи. Инородные тела трахеи.
14. Острый бронхит и бронхиолит.
15. Первичные пневмонии. Вторичные пневмонии. Пневмонии при нарушениях бронхиальной проходимости. Паренхиматозные пневмонии (крупозные, очаговые). Интерстициальные
пневмонии.
17. Рентгенодиагностика эмфиземы легких.
18. Рентгенодиагностика рака легкого.
19. Доброкачественные опухоли бронхов и легких.
20. Паразитные и грибковые заболевания легких.
21. Ретгенанатомия и рентгенфизиология сердца и сосудов.
22. Митральные пороки. Аортальные пороки сердца. Многоклапанные пороки сердца.
23. Врожденные пороки сердца и аномалии развития сосудов.
24. Миокардиты. Дистрофия миокарда. Миокардиопатия. Перикардиты. Заболевания аорты. Заболевания ветвей аорты и периферических.
25. Заболевания аорты. Заболевания ветвей аорты и периферических артерий.
Вопросы модуля по рентгенологии 2
1. Методика исследования органов пищеварения.
2. Аномалии и пороки развития пищевода.
3. Эзофагиты. Терминальный рефлюкс-эзофагит. Язва пищевода. Дивертикулы пищевода.
4. Аномалии и пороки развития желудка.
5. Воспалительные заболевания желудка.
6. Язвенная болезнь. Осложнения язвенной болезни.
7. Доброкачественные и злокачественные опухоли и опухолеподобные образования желудка.
8. Рентгенодиагностика заболеваний двенадцатиперстной кишки.
9. Воспалительные заболевания тонкой кишки.
10. Аномалии и пороки развития толстой кишки. Воспалительные заболевания толстой кишки.
11. Дивертикулы, дивертикулез толстой кишки. Доброкачественные и злокачественные опухоли толстой кишки.
12. Острые воспалительные заболевания брюшной полости.
13. Рентгенологическая диагностика заболеваний печени.
14. Рентгенологическая диагностика заболеваний поджелудочной железы.
15. Рентгенологическая диагностика аномалий развития и заболеваний селезенки.
16. Рентгенанатомия почек, надпочечников, мочевых путей.
17. Бесконтрастные методы рентгеновского исследования почек и мочевыводящих путей.
18. Контрастные методы исследования почек и мочевыводящих путей.
19. Рентгенодиагностика аномалий и пороков развития почек и мочевыводящих путей.
20. Рентгенологическая диагностика заболеваний почек.
21. Рентгенодиагностика заболеваний надпочечников.
22. Рентгенодиагностика аномалий, пороков развития и болезней мочевого пузыря.
23. Методики исследования опорно-двигательного аппарата.
24. Рентгенодиагностика заболеваний костей.
25. Рентгенодиагностика заболеваний суставов.
26. Рентгенодиагностика изменений мягких тканей при заболеваниях опорнодвигательной системы.
27. Рентгенодиагностика осложнений при повреждениях костей и суставов.
28. Повреждения костно-суставного аппарата при воздействии физических факторов.
29. Нарушения развития опорно-двигательной системы при эндокринных и других заболеваниях.
30. Доброкачественные опухоли, опухолевидные и злокачественые образования костей.
31. Травматические и дегенеративные повреждения позвоночника и спинного мозга.
32. Воспалительные заболевания позвоночника и спинного мозга
33. Опухоли позвоночника и спинного мозга.
34. Рентгенодиагностика болезней предстательной железы.
35. Рентгенодиагностика болезней репродуктивной системы самок.
Вопросы модуля по радиобиологии1
1. Предмет и задачи радиобиологии, основные открытия в радиобиологии.
2. Этапы развития радиобиологии.
3. Строение атома и элементарных частиц.
4. Сущность явления возбуждения.
5. Сущность явления ионизации.
6. Сущность процесса излучения.
7. Виды ионизирующих излучений. Строение, свойства.
8. Явление радиоактивности, радиоактивные семейства.
9. ά- распад как тип ядерных превращений.
10. Электронный - распад как тип ядерных превращений.
11. Позитронный - распад как тип ядерных превращений.
12. Электронный захват как тип ядерных превращений.
13. Ионизационные детекторы, классификация, принцип действия.
14. Детекторы, работающие на вторичных эффектах ионизации.
15. Основные виды доз в радиобиологии, единицы их измерения.
16. Цель радиационной безопасности, принципы радиационной безопасности.
18. Взаимодействие излучения с веществом.
19. Взаимодействие нейтронов с веществом.
20. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
21. Единицы активности радиоактивного элемента.
22. Упругое и неупругое взаимодействие α- частиц с веществом.
23. Упругое и неупругое взаимодействие β- частиц с веществом.
24. Устройство радиоизотопной лаборатории. Порядок работы в ней.
25. Меры безопасности при работе с радиоактивными веществами.
26. Организация работы с источниками ионизирующих излучений.
Вопросы модуля по радиобиологии 2
1. Сельскохозяйственная радиоэкология её цели и задачи.
2. Источники загрязнения окружающей среды.
3. Прогнозирование поступления радионуклидов в органы животных и продукцию животноводства.
4. Нормирование поступления радионуклидов в продукцию животноводства.
5. Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами мясной продукции.
6. Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами молочной продукции.
7. Дезактивация фуража, воды, почвы при радиоактивном заражении.
8. Отбор проб для радиохимического анализа.
9. Подготовка проб для радиохимического анализа.
10. Радиотоксикологическая характеристика 90 Sr.
11. Радиотоксикологическая характеристика 137Cs.
12. Радиотоксикологическая характеристика 131I.
13. Основные факторы, обусловливающие токсичность радионуклидов.
14. Радиотоксикология ее цели и задачи.
15. Пути поступления радионуклидов в организм.
16. Всасывание радионуклидов у животных.
17. Распределение радионуклидов в организме.
18. Понятие критического органа.
19. Накопление радионуклидов в организме.
20. Острая лучевая болезнь.
21. Хроническая лучевая болезнь.
22. Профилактика лучевой болезни.
23. Выделение радионуклидов из организма.
24. Лечение лучевой болезни при внешнем облучении.
25. Лечение лучевой болезни при внутреннем облучении.
26. Прямое действие излучений на клеточные структуры.
27. Непрямое действие излучений на клеточные структуры.
28. Профилактика лучевых поражений.
29. Лучевые ожоги сельскохозяйственных животных.
30. Радиочувствительность, критерии.
31. Диспансеризация животных при радиоактивном заражении.
32. Задачи радиометрической и радиохимической экспертизы.
33. Использование радиоактивных излучений в животноводстве и ветеринарии.
1 Основные методы рентгенологического исследования (Рентгеноскопия, рентгенография).
2 Стандартные (прямые, боковые, косые) и нестандартные проекции. Значение проекции в рентгенологии. Многоосевое исследование.
3 Естественное и искусственное контрастирование. Методики искусственного контрастирования.
4 Закономерности формирования рентгеновского изображения.
5 Требования к устройству и техническому оснащению рентгеновских кабинетов.
6 Рентгенография. Факторы, влияющие на качество рентгенограмм ( напряжение, генерирование излучения, экспозиция, выдержка фокусное расстояние и др.)
7 Методы лучевой диагностики, не связанные с рентгеновским излучением.
8 Радиационный контроль за безопасностью при рентгенологических исследованиях.
9 Рентгеноанатомия легких. Долевое и зональное строение легких. Сегментарное строение. Строение трахеобронхиального дерева. Анатомия сосудов малого круга кровообращения и бронхиальных артерий на ангиограммах.
10 Рентгенологическая дифференциальная диагностика пневмоний.
11 Рентгенодиагностика эмфиземы легких.
12 Рентгенодиагностика рака легкого.
13 Ретгенанатомия и рентгенфизиология сердца и сосудов.
14 Методика исследования органов пищеварения.
15 Эзофагиты. Терминальный рефлюкс-эзофагит. Язва пищевода. Дивертикулы пищевода.
17 Язвенная болезнь. Осложнения язвенной болезни.
18 Доброкачественные и злокачественные опухоли и опухолеподобные образования желудка.
19 Рентгенодиагностика заболеваний двенадцатиперстной кишки.
20 Аномалии и пороки развития толстой кишки. Воспалительные заболевания толстой кишки.
21 Дивертикулы, дивертикулез толстой кишки. Доброкачественные и злокачественные опухоли толстой кишки.
22 Острые воспалительные заболевания брюшной полости.
23 Рентгенологическая диагностика заболеваний поджелудочной железы.
24 Рентгенологическая диагностика аномалий развития и заболеваний селезенки.
25 Рентгенанатомия почек, надпочечников, мочевых путей.
26 Бесконтрастные методы рентгеновского исследования почек и мочевыводящих путей.
27 Контрастные методы исследования почек и мочевыводящих путей.
28 Рентгенодиагностика аномалий и пороков развития почек и мочевыводящих путей.
29 Рентгенологическая диагностика заболеваний почек.
30 Рентгенодиагностика аномалий, пороков развития и болезней мочевого пузыря.
31 Методики исследования опорно-двигательного аппарата.
32 Рентгенодиагностика заболеваний суставов.
33 Рентгенодиагностика изменений мягких тканей при заболеваниях опорно-двигательной системы.
34 Рентгенодиагностика осложнений при повреждениях костей и суставов.
35 Повреждения костно-суставного аппарата при воздействии физических факторов.
36 Нарушения развития опорно-двигательной системы при эндокринных и других заболеваниях.
37 Доброкачественные опухоли, опухолевидные и злокачественые образования костей.
38 Травматические и дегенеративные повреждения позвоночника и спинного мозга.
39 Опухоли позвоночника и спинного мозга.
40 Рентгенодиагностика болезней репродуктивной системы самок.
Перечень тем для рефератов по радиобиологии
1 Предмет и задачи радиобиологии, основные открытия в радиобиологии.
2 Этапы развития радиобиологии.
3 Строение атома и элементарных частиц.
4 Сущность явления возбуждения.
5 Сущность явления ионизации.
6 Сущность процесса излучения.
7 Виды ионизирующих излучений. Строение, свойства.
8 Явление радиоактивности, радиоактивные семейства.
9 ά- распад как тип ядерных превращений.
10 Электронный - распад как тип ядерных превращений.
11 Позитронный - распад как тип ядерных превращений.
12 Электронный захват как тип ядерных превращений.
13 Ионизационные детекторы, классификация, принцип действия.
14 Детекторы, работающие на вторичных эффектах ионизации.
15 Основные виды доз в радиобиологии, единицы их измерения.
16 Цель радиационной безопасности, принципы радиационной безопасности.
17 Дозиметры и радиометры.
18 Взаимодействие излучения с веществом.
19 Взаимодействие нейтронов с веществом.
20 Закон радиоактивного распада. Период полураспада.
21 Единицы активности радиоактивного элемента.
22 Упругое и неупругое взаимодействие α- частиц с веществом.
23 Упругое и неупругое взаимодействие β- частиц с веществом.
24 Устройство радиоизотопной лаборатории. Порядок работы в ней.
25 Меры безопасности при работе с радиоактивными веществами.
26 Организация работы с источниками ионизирующих излучений.
27 Сельскохозяйственная радиоэкология её цели и задачи.
28 Источники загрязнения окружающей среды.
29 Прогнозирование поступления радионуклидов в органы животных и продукцию животноводства.
30 Нормирование поступления радионуклидов в продукцию животноводства.
31 Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами мясной продукции.
32 Технологические способы переработки загрязнённой радионуклидами молочной продукции.
33 Дезактивация фуража, воды, почвы при радиоактивном заражении.
34 Отбор проб для радиохимического анализа.
35 Подготовка проб для радиохимического анализа.
36 Радиотоксикологическая характеристика 90 Sr.
37 Радиотоксикологическая характеристика 137Cs.
38 Радиотоксикологическая характеристика 131I.
39 Основные факторы, обусловливающие токсичность радионуклидов.
40 Радиотоксикология ее цели и задачи.
41 Пути поступления радионуклидов в организм.
43 Распределение радионуклидов в организме.
44 Понятие критического органа.
45 Накопление радионуклидов в организме.
45 Острая лучевая болезнь.
47 Хроническая лучевая болезнь.
48 Профилактика лучевой болезни.
49 Выделение радионуклидов из организма.
50 Лечение лучевой болезни при внешнем облучении.
51 Лечение лучевой болезни при внутреннем облучении.
52 Прямое действие излучений на клеточные структуры.
53 Непрямое действие излучений на клеточные структуры.
54 Профилактика лучевых поражений.
55 Лучевые ожоги сельскохозяйственных животных.
56 Радиочувствительность, критерии.
57 Диспансеризация животных при радиоактивном заражении.
58 Задачи радиометрической и радиохимической экспертизы.
59 Использование радиоактивных излучений в животноводстве и ветеринарии.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п