учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Шобдоева Н.В.
(представитель работодателя)
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление
финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта «Бухгалтер».
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по финансовому менеджменту; развитие знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую
и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области составления финансовых
планов, бюджетов и смет экономического субъекта.
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление
финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта «Бухгалтер».
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по финансовому менеджменту; развитие знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую
и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области составления финансовых
планов, бюджетов и смет экономического субъекта.
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление
финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта «Бухгалтер».
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по финансовому менеджменту; развитие знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую
и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области составления финансовых
планов, бюджетов и смет экономического субъекта.
профессиональной деятельности обучающихся по основной профессиональной образовательной
программе высшего образования направления подготовки 38.03.01 Экономика направленность (профиль) Учет и финансы; овладение обобщенной трудовой функцией «Составление и представление
финансовой отчетности экономического субъекта» (6 квалификационный уровень) профессионального стандарта «Бухгалтер».
Задачи: формирование системы знаний и практических навыков по финансовому менеджменту; развитие знаний, умений, навыков анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую
и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., использовать полученные сведения для принятия управленческих решений; овладение трудовыми действиями, умениями и знаниями в области составления финансовых
планов, бюджетов и смет экономического субъекта.
ПКС-2: Способен анализировать и интерпретировать основные принципы государственно-частного партнерства, государственного регулирования экономики и формирования региональной социально-экономической политики, государственного и муниципального управления с учетом роли финансовых рынков и институтов;
ИД-2УК-1Находит и критически анализирует информацию, необходимую для решения поставленной задачи
ИД-5УК-1Определяет и оценивает последствия возможных решений задачи
Профессиональные компетенции самостоятельные
ИД-1ПКС-2Анализирует и интерпретирует бухгалтерскую, финансовую и иную информацию
состав бухгалтерской (финансовой) отчетности, используя процедуры финансового менеджмента.:
определять процедуры финансового менеджмента для счетной и логической проверки правильности формирования числовых показателей отчетов, входящих в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности; способностью осуществлять счетную и логическую проверку правильности формирования числовых показателей отчетов.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
понятия финансового менеджмента.
Роль финансового менеджера в компании
понятия финансового менеджмента.
Роль финансового менеджера в компании
финансового менеджера в компании
бюджетирования
Объекты и процедуры финансового менеджмент
бюджетирования
Объекты и процедуры финансового менеджмент
операционной деятельностью организации. Операционный риск
операционной деятельностью организации. Операционный риск
операционной деятельностью организации. Операционный риск
риском
риском
риском
совокупным риском организации
совокупным риском организации
совокупным риском организации
распределения прибыли
распределения прибыли
распределения прибыли
2.Финансовый менеджмент в схемах и примерах. Учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 Экономика / В. И. Тимофеев. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 107 с. - Загл. с титул.экрана. - Б. ц.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект заданий для практических работ
Шкала оценивания
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Критерии оценивания
Кейс-задачи
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Комплект тестовых заданий
Финансовый менеджмент
2) охватывает все разделы дисциплины
1) Одной из основных задач финансового менеджмента является обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия в процессе его развития
а) верно
б) не верно
2) Основная цель финансового менеджмента это максимизация богатства собственников компании
а) верно
б) не верно
3) Кредитование относится к группе прогнозно – аналитических методов финансового менеджмента
а) верно
б) не верно
4) Концепция временной ценности означает денежная единица, имеющаяся в распоряжении инвестора сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению в будущем неравноценны
а) верно
б) не верно
5) Концепция соотношения риска и доходности означает, что риск и доходность связаны между собой прямой зависимостью
а) верно
б) не верно
6) Сила операционного рычага показывает уровень финансового риска
а) верно
7) С ростом доли постоянных затрат уровень операционного риска остается неизменным
а) верно
б) не верно
8) В основе деления затрат на переменные и постоянные лежит зависимость затрат от объемов производства
а) верно
б) не верно
9) С ростом объемов производства переменные затраты на единицу продукции остаются неизменными
а) верно
б) не верно
10) С ростом объемов производства постоянные затраты на единицу продукции снижаются
а) верно
б) не верно
11) К оборотным средствам не относятся дебиторская задолженность
а) верно
б) не верно
12) Управление остатком денег на счете входит в управление пассивами
а) верно
б) не верно
13) Денежные средства являются лимитируемыми оборотными активами
а) верно
б) не верно
14) Показатели оборачиваемости характеризуют эффективность использования ресурсов
а) верно
б) не верно
15) Стоимость капитала является абсолютным показателем
а) верно
б) не верно
16) Под капиталом понимается сумма активов предприятия
а) верно
б) не верно
17) Согласно теории Модильяни-Миллера структура и стоимость капитала фирмы связаны прямой зависимостью
а) верно
б) не верно
18) Чаще всего собственный капитал дешевле заемного
а) верно
б) не верно
19) Наиболее рисковыми считаются вложения в расширение существующего бизнеса
а) верно
б) не верно
20) Теория портфельных инвестиций разработал Марковец?
а) верно
б) не верно
Раздел 2. Объекты и процедуры финансового менеджмента
21) К субъектам управления относится
а) организационная структура управления
б) финансовые отношения
в) источники формирования финансовых ресурсов
22) Первичными финансовыми инструментами являются:
а) опционы
б) облигации
в) фьючерсы
23) Акции являются:
а) долговыми ценными бумагами
б) долевыми ценными бумагами
в) ценными бумагами смешанного характера
24) Согласно затратно-результатной трактовке, актив баланса – это:
а) список инвентаря хозяйствующего субъекта
б) средства потребляемые в ходе производственного процесса
в) расходы ради будущих доходов
25) Показателем описывающим финансовую устойчивость фирмы является:
а) коэффициент текущей ликвидности
б) коэффициент оборачиваемости активов
в) коэффициент автономии
26) Запас финансовой прочности – это:
а) отношение валовой маржи к прибыли
б) отношение постоянных издержек к прибыли
в) текущий размер выручки минус порог рентабельности
а) связанный со структурой активов
б) связанный со структурой источников
в) связанный со структурой обязательств
28) Высокий уровень операционноголевериджа характерен для:
а) предприятий торговли
б) банков
в) предприятий высокотехнологичных отраслей
29) Преимуществом относительного запаса финансовой прочности перед абсолютным является:
а) возможность сравнения предприятий разных размеров
б) большая точность
в) возможность использования для анализа в динамике
30) Порог рентабельности показывает:
а) текущее значение операционных затрат
б) объем производства, при котором предприятие не получает прибыли и не несет убытков
в) объем производства, при котором рентабельность выше стоимости источников
БЛОК 2(тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», )
Задание 1 (Введите ответ). Формирование уставного капитала акционерного общества может сопровождаться появлением дополнительного источника финансирования - эмиссионного дохода. По какой статье отражается этот доход?
Ответ: добавочный капитал
Задание 2 (Введите ответ). Дебиторская задолженность - это:
Ответ: краткосрочная задолженность покупателей и заказчиков перед компанией
Задание 3 (Введите ответ При увеличении выручки от продаж постоянные затраты:
Ответ: не изменяются
Задание 4 (Введите ответ). Если размер скидки поставщика выше банковского процента на соответствующий срок, то следует:
Ответ: воспользоваться скидкой
Задание 5 (Введите ответ). Прирост или снижение выручки от реализации в плановом периоде по сравнению с базисным непосредственно приводит к изменению в балансе:
Ответ: оборотных активов
Задание 6 (Введите ответ). Долгосрочные финансовые вложения - это:
Ответ: долгосрочные инвестиции в ценные бумаги
Задание 7 (Введите ответ). Прямые издержки - это издержки:
Ответ: непосредственно относящиеся на отдельный продукт
Задание 8 (Введите ответ). Расходы и риски, связанные с излишком оборотных средств:
Ответ: рост расходов на хранение излишков запасов
Задание 9 (Введите ответ). Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности может быть достигнуто путем увеличения ...
Ответ: выручки от реализации
Задание 10 (Введите ответ). При снижении цен на реализованную продукцию и прочих неизменных условиях доля переменных затрат в составе выручки от реализации:
Ответ: увеличивается
Задание 11 (Введите ответ) Финансовый механизм - это совокупность:
Ответ: форм организации финансовых отношений
Задание 12 (Введите ответ). Финансовые менеджеры преимущественно должны действовать в интересах:
Ответ: собственников (акционеров)
Блок 2 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь»)
Задание 1 (Выберите два варианта ответа). Повышение рентабельности предприятия непосредственно может быть достигнуто путем:
а) увеличения объема продаж
б) увеличения величины добавленной стоимости
в) оптимизации налоговой нагрузки
г) реструктуризации задолженности
Ответ: а, б
Задание 2 (Выберите два варианта ответа). Компании целесообразно реинвестировать прибыль, если:
а) ожидаемая рентабельность> рентабельности за отчетный период
б) ожидаемая рентабельность> рентабельности альтернативных способов финансирования
в) экономическая добавленная стоимость > 0
г) рентабельность инвестиций > стоимости капитала
Ответ: б, г
Задание 3 (Введите несколько вариантов ответов). Внутренними источниками финансирования капитальных вложений у экономических субъектов, функционирующих на коммерческих началах:
а) выпуск ценных бумаг и их реализация на внутреннем финансовом рынке
б) иностранные инвестиции
в) реинвестируемая прибыль
г) амортизационные отчисления
Задание 4 (Выберите два варианта ответа). Диверсификация инвестиционного портфеля – это:
а) процесс, направленный на снижение риска по основной инвестиции;
б) поиск ценных бумаг, имеющих позитивную корреляцию;
в) процесс замены инструментов с падающей доходностью на инструменты с растущей доходностью;
г) процесс рассредоточения средств по инвестициям в целях сокращения риска.
Ответ: а, г
Задание 5 (Выберите два варианта ответа). Если NPV инвестиционного проекта=0, тогда
а. PI=1
б. IRR=WACC
в. DPP<n
г. NPV=WACC
Ответ: а, б
Задание 6 (Выберите два варианта ответа). Какие разновидности дивидендной политики существую:
а. Консервативная
б. Агрессивна
в. Диссипативная
г. Номинальная
Ответ: а, б
Задание 7 (Выберите два варианта ответа). Этапами процедуры выплаты дивидендов являются
а) Начисление
б) Консолидация
в) Перепись акционеров
г) Дробление
Ответ: а, в
Задание 8 (Выберите два варианта ответа). Разновидностями аннуитета являются
а) пренумерандо;
б) линейны;
в) постнумерандо
г) альтернативный
Ответ: а,в
Задание 9 (Выберите два варианта ответа). Привилегированные акции предполагают
а) отсутствие права голоса
б) наличие права голоса
в) непостоянные дивиденды
г) фиксированные дивиденды
Ответ: а, г
Задание 10 (Выберите два варианта ответа). Бюджет продаж предприятия включает показатели:
а) планируемой величины производства продукции;
б) планируемого объема запасов готовой продукции;
в) планируемой цены продажи продукции;
г) планируемого объема продажи продукции.
Ответ: в, г
Блок 3 (тестовые задания – дескрипторы «Знать», «Уметь», «Владеть»)
Задание 1. (Кейс-задание). На основании приведённых ниже данных сформируйте оптимальный инвестиционный портфель продовольственной компании с использованием критериев NPV, PIиIRR при условии, что общие инвестиционные возможности фирмы составляют 900 млн. руб., и в пределах этого объема цена капитала не меняется (ПКС-2, ИД-1)
№ Название проекта Величина инвестиций млн. руб. NPV, млн. руб. IRR, %
1 Производство хлеба 300 28,2 13,6
2 Производство муки 200 25,6 19,4
3 Производство макаронных изделий 500 32,1 12,5
4 Производство сахара 100 26,7 21,9
5 Упаковочная линия 200 9,0 15,0
6 Производство хлопьев 400 45,0 15,6
1.1. (Сформируйте оптимальный бюджет капитальных затрат) На основе показателя NPV …
Ответ: 3,6
1.2. (Сформируйте оптимальный бюджет капитальных затрат) На основе показателя PI…
Ответ: 4,2,6
1.3. (Сформируйте оптимальный бюджет капитальных затрат) На основе показателя IRR…
Ответ: 4,2,6,5
Задание 2. (Кейс-задание). В условиях предыдущей задачи стало известно, что инвестиционные возможности компании могут быть увеличены до 1700 млн. руб., однако это потребует привлечения дополнительных более дорогих источников, что приведёт к увеличению стоимости капитала компании. Экспертами компании представлена следующая информация о возможной зависимости стоимости капитала от его размера:
Общий размер капитала, млн. руб. Средневзвешенная стоимость капитала
от 0 до 300 11
от 500 до 1000 13
от 1000 до 1400 14
от 1400 до 1700 15
2.1. (сформируйте оптимальный инвестиционный портфель компании) Используя метод оптимизации бюджета капитальных затрат основанный на IRR
Ответ: 4,2,6,5
2.2. (Постройте график) Постройте график инвестиционных возможностей компании.
Ответ: 75
Задание 3. (Кейс-задание). По итогам отчётного года нераспределённая прибыль компании составила 250 млн. руб. По оценкам финансовых аналитиков для поддержания производственных мощностей компании потребуются инвестиции в размере от 50 до 200 млн. руб. В качестве источника финансирования компания может использовать только нераспределённую прибыль. Аналитиками компании построена следующая зависимость достигаемых темпов прироста дивидендов и требуемой акционерами нормы прибыли от доли реинвестируемой прибыли ПКС-2, ИД-1):
№ Доля реинвестируемой прибыли, % Достигаемый темп прироста дивидендов, % Требуемая акционерами норма прибыли, %
1 20 5 15
2 40 10 16
3 60 15 16
4 80 20 24
3.1. (Введите ответ) Какая политика реинвестирования более выгодна для акционеров?
Ответ: 3
3.2. (Введите ответ) У предприятия в обращении находится 2,5 млн. обыкновенных акций номинальной стоимостью 100 руб. В текущем году компания планирует получить прибыль в размере 400 млн. руб. Финансовый менеджер предлагает акционерам четыре варианта дивидендной политики. Какой из предложенных вариантов приведёт к наибольшей капитализации акционерного общества?
5) Реинвестировать 200 млн. руб. с достижением темпа прироста прибыли в 12%, оставшиеся 200 млн. руб. направить на дивиденды, требуемая акционерами норма прибыли составит 19%
6) Реинвестировать 200 млн. руб. с достижением темпа прироста прибыли в 12%, 100 млн. руб. использовать для выкупа акций по номинальной стоимости и 100 млн. руб. направить на выплату дивидендов, требуемая акционерами норма прибыли составит 20%
7) Реинвестировать 100 млн. руб. с достижением темпа прироста прибыли в 10%, оставшиеся 300 млн. руб. направить на дивиденды, требуемая акционерами норма прибыли составит 18%
8) Реинвестировать 100 млн. руб. с достижением темпа прироста прибыли в 10%, 200 млн. руб. использовать для выкупа акций по номинальной стоимости и 100 млн. руб. направить на выплату дивидендов, требуемая акционерами норма прибыли составит 20%
Ответ: 3
3.3. (Введите ответ) Какой вариант приведёт к наибольшей рыночной стоимости одной акции фирмы?
2. Подходы к цели и задачам финансового менеджмента в современных условиях (УК-1;ПКС-2)
3. Сущность, определение и функции финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
4. Специфические черты, особенности и отличия финансового менеджмента от финансового анализа, бухучета, инвестиций финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
5. Характеристика субъектов и объектов финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
6. Расскажите о различных подходах к цели и задачам финансового менеджмента в современных условиях (УК-1;ПКС-2)
7. Опишите структурные элементы финансового механизма на предприятии и их взаимосвязь (УК-1;ПКС-2)
8. Концепции финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
9. Концепция денежного потока (УК-1;ПКС-2)
10. Концепция временной ценности денег (УК-1;ПКС-2)
11. Концепция стоимости капитала (УК-1;ПКС-2)
12. Концепция компромисса между риском и доходностью (УК-1;ПКС-2)
13. Концепция альтернативных затрат (УК-1;ПКС-2)
14. Концепция ассиметричной информации (УК-1;ПКС-2)
15. Концепция эффективного рынка (УК-1;ПКС-2)
16. Концепция операционного и финансового левериджа (УК-1;ПКС-2)
17. Концепция агентских отношений (УК-1;ПКС-2)
18. Концепция имущественно – правовой обособленности (УК-1;ПКС-2)
19. Концепция временной неограниченности деятельности (УК-1;ПКС-2)
20. Администрирование инвестиционной деятельности фирмы. Формирование бюджета капитальных затрат (УК-1;ПКС-2)
21. Бухгалтерская (финансовая) отчетность как информационная база финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
22. Бюджетирование в системе управления финансами (УК-1;ПКС-2)
23. Виды инвестиционных проектов (УК-1;ПКС-2)
24. Виды финансовых активов и особенности их оценки (УК-1;ПКС-2)
25. Дивидендная политика предприятия (УК-1;ПКС-2)
27. Капитал и его структура. Оценка средневзвешенной стоимости капитала (УК-1;ПКС-2)
28. Классификация затрат предприятия. Порог рентабельности. Запас финансовой прочности (УК-1;ПКС-2)
29. Концепция денежных потоков. Виды денежных потоков и задачи их оценки (УК-1;ПКС-2)
30. Критерии оценки инвестиционных проектов (УК-1;ПКС-2)
31. Международные аспекты финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
32. Оборотные средства организации и их кругооборот. Операционный и финансовый цикл (УК-1;ПКС-2)
33. Операции наращивания и дисконтирования. Процентные ставки и методы начисления процентов (УК-1;ПКС-2)
34. Основные концепции финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
35. Оценка долговых ценных бумаг (УК-1;ПКС-2)
36. Оценка долевых ценных бумаг (УК-1;ПКС-2)
37. Оценка текущего финансового положения предприятия и его активов (УК-1;ПКС-2)
38. Показатели ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, рентабельности, платежеспособности (УК-1;ПКС-2)
39. Понятие информации и информационного обеспечения финансового менеджмента. Требования, предъявляемые к информации (УК-1;ПКС-2)
40. Понятие операционного (производственного) рычага и его использование в операционном анализе (УК-1;ПКС-2)
41. Понятие реинвестирования прибыли и его влияние на порядок выплаты дивидендов (УК-1;ПКС-2)
42. Понятие финансового инструмента и их виды (УК-1;ПКС-2)
43. Понятие финансового рычага и его использование для обоснования рационального соотношения заемных и собственных средств (УК-1;ПКС-2)
44. Практические аспекты использования средневзвешенной цены капитала (УК-1;ПКС-2)
45. Риск и доходность финансовых активов (УК-1;ПКС-2)
46. Содержание и назначение формы №1 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Бухгалтерский баланс» (УК-1;ПКС-2)
47. Содержание и назначение формы №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о прибылях и убытках» (УК-1;ПКС-2)
48. Содержание и назначение формы №4 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о движении денежных средств» (УК-1;ПКС-2)
49. Сущность временной ценности денег. Логика финансовых вычислений и факторы временной ценности денег (УК-1;ПКС-2)
50. Сущность финансового менеджмента, его цели, задачи и принципы организации (УК-1;ПКС-2)
51. Теории структуры капитала (УК-1;ПКС-2)
52. Управление дебиторской задолженностью (УК-1;ПКС-2)
53. Управление денежными средствами предприятия (УК-1;ПКС-2)
54. Управление производственными запасами. Взаимосвязь и необходимость сбалансированности отдельных видов запасов. Эффективное управление запасами как фактор роста прибыли (УК-1;ПКС-2)
55. Управление финансами предприятия в условиях высокой инфляции (УК-1;ПКС-2)
56. Факторы, определяющие дивидендную политику. Существующие теории дивидендной политики (УК-1;ПКС-2)
57. Финансовые коэффициенты и финансовые пропорции, используемые в отчетности (УК-1;ПКС-2)
58. Финансовые отношения как объект финансового менеджмента (УК-1;ПКС-2)
59. Финансовый менеджмент в системе управления организации (УК-1;ПКС-2)
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п