учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Менеджмент
Направленность (профиль) Управление проектами государственно-частного партнерства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Суворова А.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование теоретических и практических навыков в области экологического проектирования и проведения экспертизы разных объектов экологического проектирования на федеральном уровне и уровне субъектов федерации; освоение методов экологического проектирования с соблюдением нормативно-законодательной базы в данной области.
Задачи: формирование теоретических и практических навыков в области экологического проектирования и проведения экспертизы разных объектов экологического проектирования на федеральном уровне и уровне субъектов федерации; освоение методов экологического проектирования с соблюдением нормативно-законодательной базы в данной области.
ПКС-3: Способен участвовать в разработке, реализации и управлении проектом государственно-частного партнерства, программой внедрения технологических и продуктовых инноваций или программой организационных изменений;
ИД-1пкс3 Разрабатывает и реализует программы внедрения технологических и продуктовых инноваций или программы организационных изменений
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект заданий для практических работ
Комплект тестовых заданий
Перечень дискуссионных тем
Перечень вопросов для экзамена
Экология проекта
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Вид экспертной деятельности, заключающийся в проверке соответствия природоохранным требованиям и нормам проектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
а) экологическая экспертиза;
б) ОВОС;
в) экологический менеджмент;
г) экологический аудит;
д) экологическое лицензирование;
ж) инженерно-экологические изыскания.
2. Вид экспертной деятельности, заключающийся в оценке соответствия природоохранным требованиям и нормам действующего (эксплуатируемого) промышленного объекта:
а) экологическая экспертиза;
б) ОВОС;
в) экологический менеджмент;
г) экологический аудит;
д) экологическое лицензирование;
3. Вид инженерной деятельности, заключающийся в подготовке раздела проектной документации, которые содержат материалы экологического обоснования по проектируемому объекту намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
а) экологическая экспертиза;
б) ОВОС;
в) экологический менеджмент;
г) экологический аудит;
д) экологическое лицензирование;
ж) инженерно-экологические изыскания.
4. Вид инженерной деятельности, заключающийся в подготовке отчета о полевых и камеральных работах, который содержат разнообразную экологическую информацию в соответствии с нормативными требованиями, необходимую для разработки проекта по объекту намечаемой хозяйственной и иной деятельности:
а) экологическая экспертиза;
б) ОВОС;
в) экологический менеджмент;
г) экологический аудит;
д) инженерно-экологические изыскания.
5. Укажите раздел, который является неотъемлемой и обязательной частью проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию хозяйственного или промышленного объекта:
а) инженерно-экологические изыскания
б) охрана окружающей среды (ООС) / оценка воздействия на окружающую среду» (ОВОС)
в) экологический аудит;
г) экологический менеджмент;
д) экологический мониторинг
6. Укажите правильную последовательность осуществления экспертной деятельности при экологическом сопровождении проекта хозяйственной деятельности от начала подготовки проекта до его реализации:
а) ГЭЭ - ОЭЭ - экологический аудит - ОВОС;
б) ОЭЭ - ОВОС - экологический менеджмент;
в) экологическая сертификация - экологический аудит - ГЭЭ;
г) ОВОС - ОЭЭ - ГЭЭ - экологический аудит;
10
д) ОВОС - экологический аудит - ОЭЭ - экологический маркетинг;
е) ОВОС - экологический аудит - экологический менеджмент - ГЭЭ.
7. Укажите основной принцип геоэкологического проектирования:
а) принцип территориальной дифференцированности;
б) принцип комплексного проектирования пространственно-временной природно-технической геосистемы (ПТГС);
в) принцип повсеместности природоохранных мероприятий;
г) принцип профилактичности;
д) принцип учета режима функционирования ПТГС.
8. Укажите основной принцип, общий для ОВОС и для экологической экспертизы:
а) принцип презумпции потенциальной экологической опасности любого вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
б) принцип территориальной дифференцированности;
в) принцип повсеместности природоохранных мероприятий;
г) принцип профилактичности.
9. Укажите последовательность проведения инженерно-экологических изысканий при экологическом проектировании:
а) отчет по инженерно-экологическим изысканиям.
б) проведение полевых и камеральных работ
в) программа инженерно-экологических изысканий.
г) смета инженерно-экологических изысканий.
д) техническое задание на выполнение инженерно-экологических изысканий.
10. Укажите экологически целесообразные способы организации оптимальной транспортной инфраструктуры крупных промышленно-развитых городов:
а) прокладка грузовых автомагистралей через селитебные зоны;
б) организация транспортных потоков в общественном центре:
в) уменьшение числа перекрестков и строительство эстакад;
г) создание объездных трасс для транзитного транспорта, дифференциация улиц по видам;
д) уменьшение количества перекрестков и создание многоуровневых транспортных путей.
1. Что служит основанием для экологического проектирования намечаемой деятельности? (ПКС-3)
2. Дайте определение предельно допустимой концентрации загрязняющего
вещества. (ПКС-3)
3. Чем отличается концентрация загрязняющего вещества от выбросов этого вещества? (ПКС-3)
5. Раскройте понятие «загрязнение» (ПКС-3)
6. Какие виды загрязнений Вы знаете? (ПКС-3)
7. Какие этапы проектной подготовки строительства объекта вы знаете? (ПКС-3)
8. На чем базируется прогноз экологической опасности намечаемой
деятельности? (ПКС-3)
9. Что должно учитываться в экологическом обосновании реализации
намечаемой деятельности? (ПКС-3)
10. Что входит в состав проектной документации намечаемой деятельности
объекта? (ПКС-3)
11. Что является нормативами выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух? (ПКС-3)
12. Какие факторы определяют тяжесть воздействия загрязняющих веществ? (ПКС-3)
13. Приведите классификацию источников загрязнения? (ПКС-3)
14. Что является нормативами допустимого воздействия на водные объекты? (ПКС-3)
15. Как определяются нормативы образования отходов? (ПКС-3)
16. Что относится к видам негативного воздействия на окружающую среду? (ПКС- 3)
17. Из чего складывается плата за негативное воздействие на окружающую среду? (ПКС-3)
18. Какие существуют льготы по плате за негативное воздействие на окружающую среду? (ПКС-3)
19. Назовите критерии базовых ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду? (ПКС-3)
20. Перечислите виды природоохранных мероприятий? (ПКС-3)
21. Назовите принципы экологической экспертизы (ПКС-3)
22. Особенности ГЭЭ различных объектов? (ПКС-3)
23. Санкции за нарушение требований заключения ГЭЭ (ПКС-3)
24. Виды и формы экологического нормирования (ПКС-3)
25. Экологический паспорт природопользователя (ПКС-3)
26. Перечень и состав документации, представляемой на ГЭЭ (ПКС-3)
27. Права и обязанности государственных инспекторов в области охраны
окружающей среды (ПКС-3)
28. На что рассчитаны система стандартов ИСО 14000? (ПКС-3)
29. Какие принципы системы управления окружающей средой вы знаете? (ПКС-3)
30. Что учитывают при планировании экологической эффективности (ПКС-3)
31. Мониторинг и оценка воздействия на окружающую среду планируемой
деятельности в сельском хозяйстве (ПКС-3)
32. Принципы проведения ОВОС (ПКС-3)
33. Методология и структура ОВОС (ПКС-3)
34. Место и роль экологической оценки проектов в общей системе решения экологических проблем и управления природопользованием в сельском хозяйстве (ПКС-3)
35. Нормативно-правовая основа проведения ОВОС (ПКС-3)
36. Природно-ресурсный потенциал территории как основа ограничений реализации проекта (ПКС-3)
37. Объекты экологической экспертизы и ОВОС (ПКС-3)
38. Матричный метод оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности (ПКС-3)
39. Инженерно-экологические изыскания(ПКС-3)
40. Методологические положения и принципы экологического проектирования (ПКС-3)
1. Этапы экологического проектирования хозяйственной деятельности
2. Место экологического проектирования в проекте государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации.
3. Сравнительный анализ ландшафтно-экологического районирования и других географических районирований.
4. Экологическое проектирование различных видов водоемов.
5. Экологическое проектирование осушительных и оросительных систем.
6. Основные элементы устройства агроландшафтов в разных зонах Европейской части России. Особенности проектирования севооборотов в загрязненной местности. .
7. Экологическое проектирование леса с основами лесопользования.
8. Экологическое проектирование искусственных приречных ландшафтов и болот.
9. Значение болот в экологической системе.
10. Изученность биоразнообразия и проблемы создания биоразнообразия при проектировании природно-антропогенных объектов.
11. Проектирования лесных полос, создание, эксплуатация пригородных лесов и парков.
12. Ландшафтный проектирование.
13. Проектирование газонов.
14. Проектирование полигонов ТБО.
15. Критерии выделения природных объектов, подлежащих охране.
16. Основные функции, категории, принципы проектирования природоохранных объектов: природные парки, заказники, памятники природы
Темы эссе
2. Экологическое обоснование размещения объекта хозяйственной и иной деятельности.
3. Экологическое проектирование и экспертиза как сфера научно-производственной деятельности
4. Экологическая экспертиза различных типов проектов.
5. ОВОС объектов атомной энергетики.
6. ОВОС промышленных предприятий.
7. ОВОС объектов коммунально-бытового хозяйства.
8. Экологические аспекты формирования жилой среды.
9. Экологическая экспертиза и предупреждение негативного воздействия на окружающую среду.
10. Экологическое нормирование и зонирование территорий.
Перечень дискуссионных тем
1. Общие требования к экологической оценке проекта.
2. Объекты экологической экспертизы: типология, понятия, специфика3. Опыт и возможности использования альтернативных источников энергии в сельском хозяйстве.
4. Основное назначение инженерно-экологических изысканий в проектировании
5. Взаимосвязь стадий жизни проекта и экологической безопасности. Время проведения экспертизы.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Основы экологического проектирования
1. Экологическое проектирование как самостоятельная дисциплина и ее связь с другими науками.
2. Объекты экологического проектирования.
3. Цели, задачи, масштабы экологического проектирования, этапы и виды работ.
4. Методологические положения экологического проекта.
5. Принципы экологического проектирования.
6. Этапы разработки экологического проекта.
7. Цели, задачи и принципы экологического проектирования.
8. Общие представления об экологическом нормировании.
9. Общие представления об экологическом зонировании.
10. Этапы разработки экологического проекта.
Раздел 2. Основы экологического проектирования
1. Основные понятия, предмет и история становления и развития экологического проектирования и экспертизы.
2. Законодательная и нормативная основы экологической экспертизы.
3. Виды экологической экспертизы.
4. Принципы экологической экспертизы.
5. Процедура проведения экологической экспертизы.
6. Общественная экологическая экспертиза.
7. Инженерно-экологические изыскания.
8. Составление проекта экспертного заключения по проекту.
9. Структура оценки воздействия окружающей среды на объекты атомной энергетики
10. Принципы проведения ОВОС на промышленные предприятия
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п