учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Бахрунов К.К.
(представитель работодателя)
практических навыков по применению знаний, полученных при изучении дисциплины, формирование и
развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся.
Задачи: дать основные понятия теории вероятностей и математической статистики, используемые для
- описания и моделирования различных по своей природе задач в экономике и других отраслях
производственной деятельности;
- привить навыки использования вероятностного подхода и статистических методов
в практической деятельности;
- показать универсальный характер вероятностных и статистических методов для получения
комплексного представления при создании математических моделей экономических систем и
объектов
практических навыков по применению знаний, полученных при изучении дисциплины, формирование и
развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся.
Задачи: дать основные понятия теории вероятностей и математической статистики, используемые для
- описания и моделирования различных по своей природе задач в экономике и других отраслях
производственной деятельности;
- привить навыки использования вероятностного подхода и статистических методов
в практической деятельности;
- показать универсальный характер вероятностных и статистических методов для получения
комплексного представления при создании математических моделей экономических систем и
объектов
практических навыков по применению знаний, полученных при изучении дисциплины, формирование и
развитие компетенций в сфере профессиональной деятельности обучающихся.
Задачи: дать основные понятия теории вероятностей и математической статистики, используемые для
- описания и моделирования различных по своей природе задач в экономике и других отраслях
производственной деятельности;
- привить навыки использования вероятностного подхода и статистических методов
в практической деятельности;
- показать универсальный характер вероятностных и статистических методов для получения
комплексного представления при создании математических моделей экономических систем и
объектов
ОПК-1: Способен применять естественнонаучные и общеинженерные знания, методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования в профессиональной деятельности;;
ОПК-1.1. ИД-1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Демонстрирует знание основных законов математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-3.1. ИД-1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-6.1. ИД-1 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОПК-6.2. ИД-2 Демонстрирует базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-1.2. ИД-2 Не знает основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Не знает информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Плохо знает основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Плохо знает информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Знает в целом основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Знает в целом информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Знает в совершенстве основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Знает в совершенстве информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Не умеет применять основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Не умеет применять информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Плохо умеет применять основные законы математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Плохо умеет применять информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Умеет в целом применять основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Умеет в целом применять информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Умеет в совершенстве применять основные законы математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Умеет в совершенстве применять информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения
ОПК-1.2. ИД-2 Не владеет навыками применения основных законов математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Не владеет навыками применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Плохо владеет навыками применения основных законов математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Плохо владеет навыками применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Владеет в целом навыками применения основных законов математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Владеет в целом навыками применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Владеет в совершенстве навыками применения основных законов математических, естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Владеет в совершенстве навыками применения информационно-коммуникационных технологий в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-3: Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;;
ОПК-1.1. ИД-1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Демонстрирует знание основных законов математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-3.1. ИД-1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-6.1. ИД-1 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОПК-6.2. ИД-2 Демонстрирует базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-3.2. ИД-2 Не знает методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Не знает как выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Не знает как проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Плохо знает методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Плохо знает как выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Плохо знает как проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В целом знает методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В целом знает как выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В целом знает как проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В совершенстве знает методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В совершенстве знает как выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В совершенстве знает как проводить профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Не умеет применять методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Не умеет выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Не умеет проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Плохо умеет применять методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Плохо умеет выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Плохо умеет проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В целом умеет применять методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В целом умеет выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В целом умеет проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В совершенстве умеет применять методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В совершенстве умеет выявлять и устранять проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В совершенстве умеет проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Не владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Не владеет выявлением и устранением проблем, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Не владеет проведением профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Плохо владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Плохо владеет выявлением и устранением проблем, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Плохо владеет проведением профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В целом владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В целом владеет выявлением и устранением проблем, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В целом владеет проведением профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 В совершенстве владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 В совершенстве владеет выявлением и устранением проблем, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 В совершенстве владеет проведением профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;;
ОПК-1.1. ИД-1 Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.2. ИД-2 Демонстрирует знание основных законов математических, естествено-научных и общепрофессиональных дисциплин, необходимых для решения типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-1.3. ИД-3 Применяет информационно-коммуникационные технологии в решении типовых задач в области производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции
ОПК-3.1. ИД-1 Создает безопасные условия труда, обеспечивает проведение профилактических мероприятий по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-3.2. ИД-2 Владеет методами поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих вопросы охраны труда в сельском хозяйстве
ОПК-3.3. ИД-3 Выявляет и устраняет проблемы, нарушающие безопасность выполнения производственных процессов
ОПК-3.4. ИД-4 Проводит профилактические мероприятия по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний
ОПК-6.1. ИД-1 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОПК-6.2. ИД-2 Демонстрирует базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 Не знает как демонстрировать базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Не знает как определять экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 Плохо знает как демонстрировать базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Плохо знает как определять экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 В целом знает как демонстрировать базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 В целом знает как определять экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 В совершенстве знает как демонстрировать базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 В совершенстве знает как определять экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 Демонстрирует базовые знания экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Определяет экономическую эффективность применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 Не владеет демонстрацией базовых знаний экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Не владеет определением экономической эффективности применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 Плохо владеет демонстрацией базовых знаний экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 Плохо владеет определением экономической эффективности применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 В целом владеет демонстрацией базовых знаний экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 В целом владеет определением экономической эффективности применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ОПК-6.2. ИД-2 В совершенстве владеет демонстрацией базовых знаний экономики в сфере сельскохозяйственного производства
ОПК-6.3. ИД-3 В совершенстве владеет определением экономической эффективности применения технологических приемов в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Формулы комбинаторики. Статистическое и
геометрическое определения вероятности. Алгебра событий. Условные вероятности,
независимые события. Формулы полной вероятности и Бейеса
Формулы комбинаторики. Статистическое и
геометрическое определения вероятности. Алгебра событий. Условные вероятности,
независимые события. Формулы полной вероятности и Бейеса
Формулы комбинаторики. Статистическое и
геометрическое определения вероятности. Алгебра событий. Условные вероятности,
независимые события. Формулы полной вероятности и Бейеса
Бернулли. Наивероятнейшее число
появлений события.
Бернулли. Наивероятнейшее число
появлений события.
Бернулли. Наивероятнейшее число
появлений события.
случайной величины; функция
распределения, ее свойства. Плотность
распределения, ее свойства. Математическое ожидание, дисперсия
случайной величины. Коэффициент вариации.
Моменты случайной величины.
случайной величины; функция
распределения, ее свойства. Плотность
распределения, ее свойства. Математическое ожидание, дисперсия
случайной величины. Коэффициент вариации.
Моменты случайной величины.
распределения. Геометрическое,
биномиальное распределения,
распределения Пуассона и равномерное.
распределения. Геометрическое,
биномиальное распределения,
распределения Пуассона и равномерное.
случайной величины; функция
распределения, ее свойства. Плотность
распределения, ее свойства. Математическое ожидание, дисперсия
случайной величины. Коэффициент вариации.
Моменты случайной величины.
распределения. Геометрическое,
биномиальное распределения,
распределения Пуассона и равномерное.
Выборочная совокупность. Способы
организации выборки. Статистический ряд.
Эмпирическая функция распределения.
Полигон, гистограмма.
Выборочная совокупность. Способы
организации выборки. Статистический ряд.
Эмпирическая функция распределения.
Полигон, гистограмма.
их свойства. Статистическое оценивание
параметров. Точечные оценки параметров и
их свойства. Несмещенность,
состоятельность и эффективность.
их свойства. Статистическое оценивание
параметров. Точечные оценки параметров и
их свойства. Несмещенность,
состоятельность и эффективность.
распределения, точность и надежность
оценки. Распределение Стьюдента, хи
квадрат, Фишера. Доверительные интервалы
для нормальной случайной величины Х
распределения, точность и надежность
оценки. Распределение Стьюдента, хи
квадрат, Фишера. Доверительные интервалы
для нормальной случайной величины Х
Выборочная совокупность. Способы
организации выборки. Статистический ряд.
Эмпирическая функция распределения.
Полигон, гистограмма.
их свойства. Статистическое оценивание
параметров. Точечные оценки параметров и
их свойства. Несмещенность,
состоятельность и эффективность.
распределения, точность и надежность
оценки. Распределение Стьюдента, хи
квадрат, Фишера. Доверительные интервалы
для нормальной случайной величины Х
зависимостей. Статистическая проверка
гипотез: основные типы гипотез и общая
логическая схема статистического критерия.
Характеристики качества критерия.
зависимостей. Статистическая проверка
гипотез: основные типы гипотез и общая
логическая схема статистического критерия.
Характеристики качества критерия.
зависимостей. Статистическая проверка
гипотез: основные типы гипотез и общая
логическая схема статистического критерия.
Характеристики качества критерия.
параметров: проверка гипотез о нормально
распределенных с.в. Критерии согласия
Пирсона .
параметров: проверка гипотез о нормально
распределенных с.в. Критерии согласия
Пирсона .
параметров: проверка гипотез о нормально
распределенных с.в. Критерии согласия
Пирсона .
Корреляционная таблица. Выборочный
коэффициент корреляции. Проверка гипотезы
о значимости коэффициента корреляции;
доверительный интервал для него
Корреляционная таблица. Выборочный
коэффициент корреляции. Проверка гипотезы
о значимости коэффициента корреляции;
доверительный интервал для него
Корреляционная таблица. Выборочный
коэффициент корреляции. Проверка гипотезы
о значимости коэффициента корреляции;
доверительный интервал для него
2. RU-LAN-BOOK-145557 Высшая математика. Методические указания для самостоятельного изучения темы "Плоские кривые второго порядка" для студентов всех факультетов. Санкт-Петербург: СПбГУ ГА 2015. https://reader:tanbook.com/book/145557/#14
3. RU-LAN-BOOK-438716 Высшая математика. Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий для студентов всех специальностей и профессий. Очной и заочной формы обучения. Черняк Т.А. Санкт-Петербург: СПбГУ ГА им. А.А. Новикова. 2024. https://reader.lanbook.com/book/438716#1
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Тестовые задания.
Теория вероятностей и математическая статистика
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Случайные события. Классическое, статистическое, геометрическое определения
вероятности.
2. Произведение событий. Зависимые и независимые события. Теоремы умножения
вероятностей.
3. Сумма событий. Теоремы сложения.
4. Следствия из теорем сложения и умножения. Формула полной вероятности.
Формулы Бейеса.
5. Основные формулы комбинаторики. Повторение испытаний. Формула Бернулли.
6. Локальная и интегральная теоремы Лапласа.
7. Вероятность отклонения относительной частоты от вероятности события в одном
испытании. Закон больших чисел в форме Бернулли.
8. Дискретные случайные величины. Закон распределения. Числовые характеристики
и их свойства.
9. Биномиальный, геометрический, гипергеометрический законы распределения
Распределение Пуассона. Простейший поток событий.
10. Интегральная функция распределения и ее свойства.
11. Непрерывные случайные величины. Дифференциальная функция распределения
(плотность вероятности) и ее свойства.
12. Числовые характеристики непрерывных случайных величин.
13. Равномерный закон распределения.
14. Показательный закон распределения. Функция надежности.
15. Нормальный закон распределения. Вероятность попадания значений случайной
величины и заданный интервал для нормального закона.
16. Вероятность отклонения значений случайной величины от ее математического
ожидания для нормального закона. Правило трех сигм.
17. Понятие о начальных и центральных моментах распределения.
18. Асимметрия и эксцесс эмпирического распределения.
19. Понятие о законе больших чисел. Центральная предельная теорема Ляпунова.
20. Генеральная и выборочная совокупности. Статистическое распределение выборки.
Эмпирическая функция распределения и ее свойства.
21. Графическое изображение статистического распределения. Полигон и гистограмма.
Числовые характеристики статистического распределения: выборочная средняя,
выборочная дисперсия, среднее квадратическое отклонение, размах, мода, медиана. Методы их
вычисления.
22. Оценка неизвестных параметров распределения. Точечные оценки. Свойства
оценок: несмещенность, состоятельность, эффективность. Точечные оценки математического
ожидания и дисперсии. «Исправленная дисперсия».
23. Интервальные оценки. Доверительный интервал, доверительная вероятность.
генеральной дисперсии нормального распределения.
25. Доверительный интервал для математического ожидания при неизвестной
генеральной дисперсии нормального распределения.
26. Доверительный интервал для дисперсии нормального распределения
27. Статистические гипотезы. Проверка статистических гипотез. Статистический
критерий. Уровень значимости критерия. Критическая область.
28. Проверка гипотезы о нормальном распределении изучаемой случайной величины.
Критерий Пирсона.
29. Функциональная, статистическая, корреляционная зависимости Линейная
корреляция. Уравнение регрессии. Коэффициент регрессии
30. Зависимые и независимые случайные величины. Корреляционный момент
(ковариация). Коэффициент корреляции и его свойства.
1. Случайные события
2. Случайные величины
3. Математическая статистика
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п