учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Землеустройство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: приобрести необходимые знания, умения, навыки, необходимые для:
-идентификации и оценки негативных воздействий промышленных объектов техносферы на окружающую человека среду;
-использования существующих средств и методов защиты окружающей среды от загрязнения и истощения природных ресурсов, связанных с промышленной деятельностью.
ПКС-7: Способен использовать знания по организации рационального использования и снижению антропогенного воздействия на территорию;
ИД-2 не знает и не понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 не знает и не понимает требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 не знает и не понимает материалы инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 плохо знает и не понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 плохо знает и не понимает требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 плохо знает и не понимает материалы инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 знает и не понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию, но допускает ошибки
ИД-3 знает и не понимает требования в области охраны окружающей среды, но допускает ошибки
ИД-4 знает и не понимает материалы инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов, но допускает ошибки
ИД-2 в полной мере знает и не понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 в полной мере знает и не понимает требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 в полной мере знает и не понимает материалы инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 не умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 не умеет соблюдать требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 не умеет осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 плохо умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 плохо умеет соблюдать требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 плохо умеет осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию, но допускает ошибки
ИД-3 умеет соблюдать требования в области охраны окружающей среды, но допускает ошибки
ИД-4 умеет осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов, но допускает ошибки
ИД-2 в полной мере умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 в полной мере умеет соблюдать требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 в полной мере умеет осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 не владеет навыками проведения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 не владеет навыками применения требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 не владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 плохо владеет навыками проведения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 плохо владеет навыками применения требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 плохо владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД-2 владеет навыками проведения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию, но допускает некоторые неточности
ИД-3 владеет навыками применения требования в области охраны окружающей среды, но допускает некоторые неточности
ИД-4 владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов, но допускает некоторые неточности
ИД-2 в полной мере владеет навыками проведения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД-3 в полной мере владеет навыками применения требования в области охраны окружающей среды
ИД-4 в полной мере владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Картографирование средствами ГИС Maplnfo : учебно-методическое пособие для обучающихся по направлениям подготовки 21.03.02 Землеустройство и кадастры, 21.03.03 Геодезия и дистанционное зондирование, 20.03.02 Природообустройство и водопользование / сост.: Г. Г. Хамнаева, Ц. Ц. Цынгеева. - Улан-Удэ : ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 80 с. - URL: http://bgsha.ru/art.php?i=4240. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Темы докладов (презентаций)
Темы докладов на мини конференции
Задания к практическим работам (компьютерная симуляция)
Тестовые задания
Комплект заданий для выполнения практических работ
Инженерная экология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основные понятия экологии, инженерной экологии (УК-2, ПКС-2).
2. Раскрыть понятие «надежность экосистемы» (УК-2, ПКС-6).
3. Природно-техническая экосистема (УК-2, ПКС-2).
4. Понятие о структуре производства (УК-2, ПКС-2).
5. Типы производства (УК-2, ПКС-2).
6. Классификация техногенных загрязнений (УК-2, ПКС-2).
7. Физико-химические характеристики газообразных и парообразных загрязнений (УК-2, ПКС-2).
8. Характеристика производственных сточных вод (УК-2, ПКС-2).
9. Твердые производственные отходы. Твердые бытовые отходы (УК-2, ПКС-2).
10. Классификация загрязнителей атмосферного воздуха (УК-2, ПКС-2).
11. Водопользование и водопотребление. Виды промышленного водопользования (УК-2, ПКС-2).
12. Понятие ТБО, ТПО. Нормы накопления ТБО (УК-2, ПКС-2).
13. Методы обезвреживания и утилизации отходов (УК-2, ПКС-2).
14. Полигон ТБО. Этапы расчета полигона ТБО (УК-2, ПКС-2).
15. Загрязнение поверхностных вод. Виды загрязнения (УК-2, ПКС-2).
16. Требования к качеству и свойствам сточных вод (УК-2, ПКС-2).
17. Методы очистки сточных вод (УК-2, ПКС-2).
18. Экологическое нормирование. Понятие токсичности, величины токсической дозы (УК-2, ПКС-2).
19. Санитарно-гигиеническое нормирование (УК-2, ПКС-2).
20. Понятие ЛПВ. Виды ЛПВ (УК-2, ПКС-2).
21. Цели разработки проектов нормативов ПДС (УК-2, ПКС-2).
22. Класс опасности промышленного предприятия. Класс опасности вещества. Санитарно-защитные зоны (УК-2, ПКС-2).
23. Нормирование загрязнения поверхностных вод (УК-2, ПКС-2).
24. Осуществление производственного экологического контроля (УК-2, ПКС-2).
25. Предприятия Бурятии, наиболее негативно влияющие на качество окружающей природной среды (УК-2, ПКС-2).
Вопросы для проведения устных и письменных опросов
Основные понятия инженерной экологии
1. Основные понятия экологии, инженерной экологии.
2. Раскрыть понятие «надежность экосистемы».
3. Природно-техническая экосистема.
4. Понятие о структуре производства
5. Типы производства
Воздействие технологических процессов на окружающую среду и методы ее защиты
1. Классификация техногенных загрязнений.
2. Физико-химические характеристики газообразных и парообразных загрязнений.
3. Характеристика производственных сточных вод.
4. Твердые производственные отходы. Твердые бытовые отходы.
5. Классификация загрязнителей атмосферного воздуха.
6. Водопользование и водопотребление. Виды промышленного водопользования.
7. Понятие ТБО, ТПО. Нормы накопления ТБО.
8. Методы обезвреживания и утилизации отходов.
9. Полигон ТБО. Этапы расчета полигона ТБО.
10. Загрязнение поверхностных вод. Виды загрязнения.
11. Требования к качеству и свойствам сточных вод.
12. Методы очистки сточных вод.
Нормирование и контроль качества ОС
13. Экологическое нормирование. Понятие токсичности, величины токсической дозы.
1. Санитарно-гигиеническое нормирование.
2. Понятие ЛПВ. Виды ЛПВ.
3. Цели разработки проектов нормативов ПДС.
4. Класс опасности промышленного предприятия. Класс опасности вещества. Санитарно-защитные зоны.
5. Нормирование загрязнения поверхностных вод.
6. Осуществление производственного экологического контроля.
7. Предприятия Бурятии, наиболее негативно влияющие на качество окружающей природной среды
Темы докладов (презентаций)
1. Методы очистки сточных вод;
2. Методы обезвреживания и переработки твердых отходов;
3. Методы переработки и обезвреживания газообразных отходов;
4. Физико-химические методы очистки сточных вод.
5. Приборы и оборудование для очистки атмосферного воздуха.
6. Приборы и оборудование для очистки сточных вод.
7. Приборы и оборудование для обезвреживания и переработки твердых отходов.
9. Восстановительные мероприятия при радиоактивном загрязнении.
10. Влияние электроэнергетики на окружающую среду.
11. Влияние лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности на состояние окружающей природной среды.
12. Влияние пищевой промышленности на окружающую среду.
13. Влияние транспорта на окружающую среду.
14. Влияние легкой промышленности на окружающую среду.
15. Влияние жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
16. Влияние черной и цветной металлургии на ОС.
17. Влияние нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности на ОС.
18. Экологический паспорт промышленного предприятия.
19. Государственный кадастр отходов.
20. Экологические стандарты Российской федерации
21. Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека
22. Экологическая реконструкция нарушенных земель.
23. Состояние промышленного комплекса г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
Задания к практическим работам (компьютерная симуляция)
Тема: Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий
Во время занятий обучающиеся в ГИС Mapinfo наносят границы санитарно-защитных зон для предприятий г. Улан-Удэ, используя определенный фрагмент карты масштаба 1:2000.
Цель: исследовать соответствие использования санитарно-защитных зон требованиям законодательства РФ.
Задачи:
1. В ГИС Mapinfo нанести на реки границы санитарно-защитных зон;
2. Исследовать соответствие использования зон требованиям законодательства РФ.
Применяемое СПО: ГИС Mapinfo. Работа выполняется по материалам учебно-методического пособия «Картографирование средствами ГИС Map Info»
Результат: Каждый обучающийся готовит отчет, включающий титульный лист; задание; описание работы; подготовленный фрагмент карты с нанесенными границами санитарно-защитных зоны. выводы;
Темы докладов на мини конференции
1. Приборы и оборудование для защиты атмосферного воздуха от загрязнения
2. Мероприятия по защите атмосферного воздуха от промышленных загрязнений
3. Загрязнение природной среды вследствие деятельности промышленных предприятий
4. Приборы и оборудование для защиты водных объектов от загрязнения
5. Мероприятия по защите водных объектов от промышленных загрязнений
6. Требования законодательства к утилизации отходов производства и потребления
7. Инновационные методы переработки и утилизации отходов производства и потребления
8. Загрязнение почвенного покрова г. Улан-Удэ.
9. Влияние электроэнергетики на окружающую среду.
10. Влияние транспорта на окружающую среду.
11. Влияние жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду.
12. Виды физического загрязнения окружающей среды и их влияние на организм человека
13. Экологическая реконструкция нарушенных земель.
14. Состояние промышленного комплекса г. Улан-Удэ Республики Бурятия.
15. Влияние промышленного комплекса предприятий Республики Бурятия на состояние окружающей среды.
Тестовые задания
1. К основной проблеме инженерной экологии относится:
(выберете один вариант ответа)
А) анализ процессов совместимости человека, технических средств и экологических систем биосферы
Б) рациональная организация жизнедеятельности человека и разработка проблемы продления жизни
В) изучение непосредственного влияния и последствий действия на организм условий космического пространства,
Г) разрушение озонового слоя Земли и загрязнение Мирового океана
2.Биосфера включает:
(выберете один вариант ответа)
А) живое вещество
Б) биогенное вещество, т.е. органоминеральные или органические продукты, созданные живым веществом
В) биокосное вещество, созданное живыми организмами вместе с неживой природой (вода, атмосфера, осадочные породы)
Г) все вышеперечисленное
3. Теория ноосферы впервые была выдвинута в 20-х годах 20 века:
(выберете один вариант ответа)
А) Э. Леруа
В) В.И. Вернадский
Г) Р.К. Баландин
4. Экологическая стратегия предприятия предусматривает разработку систем мероприятий по решению природоохранных проблем, направленных на:
(выберете один вариант ответа)
А) рациональное использование всех видов ресурсов, сокращение количества отходов
Б) увеличение объемов выбросов, увеличение экологических потенциалов риска,
В) контроль за генномодифицированной продукцией, вывоз опасных и особо опасных отходов за границу
5. Выбросы загрязняющих веществ делятся на приводящие к загрязнению:
(выберете один вариант ответа)
А) в федеративном, региональном, местном масштабе
Б) в глобальном, региональном, локальном масштабе
В) в глобальном, районном, локальном масштабе
Г) в общевидовом, частновидовом, локальном масштабе
6. Физическое загрязнение окружающей среды включает в себя:
(выберете один вариант ответа)
А) тепловое, радиоактивное, шумовое, электромагнитное загрязнение
Б) тяжелые металлы, пестициды, аэрозоли, детергенты
В) патогенные микроорганизмы, продукты генной инженерии
7. К оборудованию для улавливания пыли сухим способом относятся:
(выберете один вариант ответа)
А) жалюзийные и ротационные пылеуловители
Б) фильтры
В) абсорберы
Г) скрубберы
Д) пенные аппараты
8. К физико-химическим методам очистки сточных вод не относятся:
(выберете один вариант ответа)
А) термокаталитическое окисление
Б) магнитная обработка
В) окисление, восстановление
Г) фильтрование
9. К агротехническим методам защиты почв от водной и ветровой эрозии не относятся:
(выберете один вариант ответа)
А) рациональное распределение земельных угодий
Б) снегозадержание и регулирование снеготаяния
В) севообороты с многолетними травами
Г) создание лесных защитных насаждений
10. Побочные биологически или технически вредные вещества, которые содержат образовавшиеся в результате деятельности человека радионуклиды, называются:
(выберете один вариант ответа)
А) промышленные отходы
Б) бытовые отходы
В) радиоактивные отходы
Г) опасные отходы
11. Мерой защиты окружающей природной среды от электромагнитного загрязнения является:
(выберете один вариант ответа)
А) создание санитарно-защитных зон шириной от 15 до 55 м в зависимости от напряжения ЛЭП
Б) соблюдение норм пребывания перед компьютерами, телевизорами
В) замена воздушных ЛЭП на подземные
Г) все вышеперечисленное
12. Технико-технологические меры защиты окружающей природной среды от шумового загрязнения включают:
(выберете один вариант ответа)
А) установка звукоизоли¬рующих кожухов станков, использование звукопоглощающих материалов
Б) зонирование населенных пунк¬тов с выносом источников шумов за пределы жилой застройки
В) запрещение звуковых сигналов автотранспорта, авиаполетов над городом
13. Для защиты окружающей природной среды от биологического загрязнения применяют следующие меры:
А) введение в необходимых случаях карантина,
Б) постоянный эпиднадзор за циркуляцией вирусов,
В) регулярные эколого-эпидемиологические наблюдения,
Г) все вышеперечисленное
14. Недопустимо строительство полигонов складирования ТБО при условии:
(выберете один вариант ответа)
А) основание земельного участка располагается на водоупорных грунтах
Б) уровень грунтовых вод ближе 3 м к поверхности площадки
В) конфигурация участка близка к квадрату
Г) нет правильного ответа
15. Однородный участок земной поверхности с определенным составом живых и костных компонентов и динамический взаимодействием между ними – это ….
16. Соотнесите виды экологических факторы с их содержанием:
а) абиотические 1) симбиоз, хищничество, паразитизм
б) биотические 2) урбанизация, загрязнение
в) антропогенные 3) влажность, температура, свет
17. Найдите соответствие между классом и видом загрязнения окружающей среды.
а) ингредиентное 1) шумовое
б) параметрическое 2) ядохимикаты
в) биоценотическое 3) микробное
г) стациально-деструкционное 4) эрозия почв
18. Зона, предназначенная для уменьшения отрицательного влияния промышленных и транспортных объектов на население:
(выберете один вариант ответа)
а) промышленная;
б) селитебная;
в) санитарно-защитная;
г) зона отдыха.
19. Соотнесите методы обезвреживания и утилизации ТБО между собой:
а) складирование на полигонах 1) утилизационный биологический
б) сжигание 2) ликвидационный биолого-механический
в) компостирование 3) ликвидационный термический
20. Найдите соответствие между сокращениями и расшифровками нормативов качества природной среды:
а) ПДВ 1) предельно допустимые концентрации
б) ПДС 2) предельно допустимые выбросы в атмосферу
в) ПДН 3) предельно допустимые сбросы в водные источники
г) ПДК 4) предельно допустимые нагрузки на природную среду
21. Устройство высокой трубы в целях рассеивания вредных веществ в атмосферу позволяет снизить загрязнение вблизи предприятия, но загрязняющие вещества аккумулируются в атмосфере, переносятся на более длинные расстояния, и в итоге попадают в приземный слой
А) да
Б) нет
22. Захоронение в морях или их отдельных частях донного грунта допускается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации
А) да
Б) нет
23) Установление нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды называется ...
24) Государственный экологический контроль осуществляется на территории Республики Бурятия одновременно Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Бурятия и Республиканской
А) да
Б) нет
Комплект заданий для выполнения практических работ
Задание 1. Расчет количества загрязняющих веществ в выбросах от автотранспорта;
Цель работы. Определение количества вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух при выезде, въезде автомобилей в помещение.
1. Получить задание и исходные данные для выполнения расчетов.
2. Ознакомиться с методикой расчета количества вредных веществ, поступающих в атмосферный воздух при движении автомобилей по территории предприятия.
3. Рассчитать массу вредных веществ (мощность выброса), поступающих в атмосферный воздух при выезде (въезде) автомобилей в помещение за год (т/год).
Расчеты выполняются отдельно по каждому вредному веществу с учетом марки автомобиля. Недостающие данные принимаются самостоятельно.
4. Установить для каждого вредного вещества предельно допустимую концентрацию в атмосферном воздухе населенных мест (максимальная разовая) и класс опасности вещества.
Записать вредные вещества и соответствующие им ПДК в порядке возрастания опасности.
Отчет должен отвечать требованиям общих методических указаний по выполнению работ с дополнительным указанием в выводах перечня вредных веществ и наиболее вредного вещества, а также сравнительную оценку загрязнения атмосферы различными марками автомобилей.
Задача 2. Расчет характеристик полигона ТБО
Цель работы. Определение основных характеристик полигона твердых бытовых отходов.
1. Получить задание и исходные данные для выполнения расчетов.
2. Ознакомиться с методикой расчета.
3. Рассчитать характеристики полигона по полученному варианту. Недостающие данные принимаются самостоятельно.
Отчет должен отвечать требованиям общих методических указаний по выполнению работ и оценку полигона твердых бытовых отходов (является ли он высоконагруженным).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п