учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Пищевая безопасность, производство и переработка животноводческой продукции
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение классификации основных методов исследования сырья из животного сырья, а также характеристику сырья животного происхождения; изучение общих сведений о современных методиках исследования продуктов животноводства
ПКС-1: Способен проводить научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы, анализировать результаты, формулировать выводы);
ИД-1ПКС-1 Знать структуру научной работы и правила ее оформления
ИД-2ПКС-1 Уметь: провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 Владеть: навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-1ПКС-1 Знать: современные технологии животноводства
ИД-2ПКС-1 Уметь: оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-1 Владеть: навыками технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-1 не знает как провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 не знает навыки планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области
ИД-2ПКС-1 плохо знает как провести статистическую обработку и анализ результатов исследований,
извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 плохо знает навыки планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области
ИД-2ПКС-1 не в полной мере знает как провести статистическую обработку и анализ результатов
исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 не в полной мере знает навыки планирования и реализации научных исследований в
профессиональной области
ИД-2ПКС-1 знает как провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 знает навыки планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области
использовать технологии животноводства на основе углубленных профессиональных знаний применять методы исследований продукции животноводства
:
ИД-2ПКС-1 не умеет проводить статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 не умеет планировать и реализовать научные исследования в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 плохо умеет проводить статистическую обработку и анализ результатов исследований,
извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 плохо умеет планировать и реализовать научные исследования в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 умеет проводить статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы, но допускает ошибки
ИД-3ПКС-1 умеет планировать и реализовать научные исследования в профессиональной области, но
допускает ошибки
ИД-2ПКС-1 умеет проводить статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 умеет планировать и реализовать научные исследования в профессиональной области
ИД-2ПКС-1 не способен провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 не владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области
ИД-2ПКС-1 плохо способен провести статистическую обработку и анализ результатов исследований,
извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 плохо владеет навыками планирования и реализации научных исследований в
профессиональной области
неточности
ИД-2ПКС-1 способен провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы, но допускает неточности
ИД-3ПКС-1 владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области, но допускает неточности
ИД-2ПКС-1 способен провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь
выводы
ИД-3ПКС-1 владеет навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной
области
ПКС-3: Способен реализовывать технологии животноводства на основе углубленных профессиональных знаний;
ИД-1ПКС-1 Знать структуру научной работы и правила ее оформления
ИД-2ПКС-1 Уметь: провести статистическую обработку и анализ результатов исследований, извлечь выводы
ИД-3ПКС-1 Владеть: навыками планирования и реализации научных исследований в профессиональной области
ИД-1ПКС-1 Знать: современные технологии животноводства
ИД-2ПКС-1 Уметь: оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-1 Владеть: навыками технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 не знает влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 не знает технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 плохо знает влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 плохо знает технологический аудит в животноводстве
ИД-2ПКС-2 знает влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных, но допускает
ошибки
ИД-3ПКС-2 знает технологический аудит в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-2 знает влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 знает технологического аудита в животноводстве
использовать технологии животноводства на основе углубленных профессиональных знаний применять методы исследований продукции животноводства
:
ИД-2ПКС-2 не умеет оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 не умеет применять навыки технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 плохо умеет оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 плохо умеет применять навыки технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 умеет оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных, но
допускает ошибки
ИД-3ПКС-2 умеет применять навыки технологического аудита в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-2 умеет оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 умеет применять навыки технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 не способен оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 не владеет навыками технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 плохо способен оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность
животных
ИД-3ПКС-2 плохо владеет навыками технологического аудита в животноводстве
ИД-2ПКС-2 способен оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных, но
допускает ошибки
ИД-3ПКС-2 владеет навыками технологического аудита в животноводстве, но допускает ошибки
ИД-2ПКС-2 способен оценить влияние различных факторов на здоровье и продуктивность животных
ИД-3ПКС-2 владеет навыками технологического аудита в животноводстве
форма текущего контроля успеваемости)
работ
визуализация
визуализация
визуализация
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы реферата /доклада
Комплект тестовых заданий
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Темы заданий для работы в малых группах
Современные методы исследований продукции животноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие качества продукции и управление качеством (ПКС-1, ПКС-3)
2. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей и методы их оценки (ПКС-1, ПКС-3)
3. Методы измерения показателей качества. (ПКС-1, ПКС-3)
4. Классификация методов исследования сырья и продуктов животноводства (ПКС-1, ПКС-3)
5. Физико-химические методы (ПКС-1, ПКС-3)
6. Физические методы анализа (ПКС-1, ПКС-3)
7. Биохимические методы анализа (ПКС-1, ПКС-3)
8. Микробиологические методы анализа (ПКС-1, ПКС-3)
9. Физиологические методы (ПКС-1, ПКС-3)
10. Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов 15. Понятие аналитический цикл (ПКС-1, ПКС-3)
11. Отбор проб разных продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
12. Органолептическая оценка. Общие правила 1
13. Определение массовой доли влаги, золы, белка, жира, титруемой кислотности в пищевом сырье и продуктах (ПКС-1, ПКС-3)
14. Оптические характеристики пищевых объектов (ПКС-1, ПКС-3)
15. Классификация электрохимических методов анализа (ПКС-1, ПКС-3)
16. Спектроскопия. Теоретические основы (ПКС-1, ПКС-3)
17. Использование спектров для оценки качества сырья и готовой продукции. (ПКС-1, ПКС-3)
18. Спектральные методы анализа как экспресс-методы определения химического состава. (ПКС-1, ПКС-3)
19. Комплексная оценка качества и безопасности пищевого сырья и продуктов. Основные понятия и термины(ПКС-1, ПКС-3)
20. Общие принципы анализа и подготовки проб Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов(ПКС-1, ПКС-3)
21. .Инструментальные методы исследования реологических свойств пищевых продуктов(ПКС-1, ПКС-3)
22. . Физико-химические методы исследования состава и свойств пищевого сырья и продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
23. Использование спектров для определения химического состава и безопасности сырья и готовой продукции (ПКС-1, ПКС-3)
24. Белки, пептиды мяса (ПКС-1, ПКС-3)
25. Аминокислоты мяса (ПКС-1, ПКС-3)
26. Липиды мяса (ПКС-1, ПКС-3)
27. Физические свойства мяса (ПКС-1, ПКС-3)
28. Теплофизические свойства мяса (ПКС-1, ПКС-3)
30. Структурно-механические свойства (ПКС-1, ПКС-3)
31. Органолептический анализ мяса (ПКС-1, ПКС-3)
32. Физико-химический анализ мяса (ПКС-1, ПКС-3)
33. Определение свежести мяса по микроструктурным показателям (ПКС-1, ПКС-3)
34. Классификация основных потенциально опасных токсикантов (ПКС-1, ПКС-3)
35. Методы контроля безопасности мяса и мясных продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
36. Экспресс-определение радионуклидов методами радиометрии (ПКС-1, ПКС-3)
37. Определение радионуклидов радиохимическими методами (ПКС-1, ПКС-3)
38. Анализ аминокислот мяса на автоматическом аминокислотном анализаторе (ПКС-1, ПКС-3)
39. Определение цветности мяса и мясных продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
40. Определение влагосвязывающей способности мяса (ПКС-1, ПКС-3)
41. Органолептическая оценка мяса и мясных продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
42. Определение свежести мяса и мясных продуктов (ПКС-1, ПКС-3)
43. Безопасность и качество мяса (ПКС-1, ПКС-3)
44. Способы определения радионуклидов в мясе и мясных продуктах (ПКС-1, ПКС-3)
45. Методы определения микрофлоры в молоке (ПКС-1, ПКС-3)
46. Проба на редуктазу с метиленовой синью (ПКС-1, ПКС-3)
47. Проба на редуктазу с резазурином (ПКС-1, ПКС-3)
48. Качественный анализ молока (ПКС-1, ПКС-3)
49. Способы консервирования проб молока (ПКС-1, ПКС-3)
50. Определение белков молока (ПКС-1, ПКС-3)
51. Молочный сахар молока (ПКС-1, ПКС-3)
52. Определение пастерилизации молока (ПКС-1, ПКС-3)
53. Определение кислотности молока (ПКС-1, ПКС-3)
54. Определения кальция в молоке (ПКС-1, ПКС-3)
55. Определение витамина С в молоке (ПКС-1, ПКС-3)
56. Установление фальсификации молока (ПКС-1, ПКС-3)
57. Количественный анализ молока (ПКС-1, ПКС-3)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1
1. Физико-химические методы
2. Физические методы анализа
3. Биохимические методы анализа
4. Микробиологические методы анализа
5. Физиологические методы
6. Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов
7. Понятие аналитический цикл
8. Отбор проб разных продуктов
9. Органолептическая оценка. Общие правила
10. Определение массовой доли влаги, золы, белка, жира, титруемой кислотности в пищевом сырье и продуктах
11. Оптические характеристики пищевых объектов
12. Классификация электрохимических методов анализа
13. Спектроскопия. Теоретические основы
14. Использование спектров для оценки качества сырья и готовой продукции.
15. Спектральные методы анализа как экспресс-методы определения химического состава.
16. Комплексная оценка качества и безопасности пищевого сырья и продуктов. Основные понятия и термины
17. Общие принципы анализа и подготовки проб Органолептические методы оценки качества пищевых продуктов
18. Инструментальные методы исследования реологических свойств пищевых продуктов
19. Физико-химические методы исследования состава и свойств пищевого сырья и продуктов
20. Использование спектров для определения химического состава и безопасности сырья и готовой продукции
Раздел 2
1. Аминокислоты мяса
2. Липиды мяса
3. Физические свойства мяса
4. Теплофизические свойства мяса
5. Функционально-технологические свойства
6. Структурно-механические свойства
7. Органолептический анализ мяса
8. Физико-химический анализ мяса
9. Определение свежести мяса по микроструктурным показателям
10. Классификация основных потенциально опасных токсикантов
11. Методы контроля безопасности мяса и мясных продуктов
12. Реакция качественного обнаружения токсичных элементов
13. Экспресс-определение радионуклидов методами радиометрии
14. Определение удельной суммарной радиоактивности по удельной активности зольных остатков
15. Определение радионуклидов радиохимическими методами
16. Анализ аминокислот мяса на автоматическом аминокислотном анализаторе
18. Определение влагосвязывающей способности мяса
19. Органолептическая оценка мяса и мясных продуктов
20. Определение свежести мяса и мясных продуктов
21. Экологическая безопасность и качество мяса
22. Определение массовой доли свинца, кадмия, меди, цинка методом атомноабсорбционного анализа
23. Способы определения радионуклиидов в мясе и мясных продуктах
Комплект тестовых заданий
Раздел 1«Предмет и задачи курса, основные понятия и проблемы»
1. Использование пищевого продукта организмом человека характеризуется коэффициентом:
1) весомости
2) усвояемости
3) полезного действия
4) перевариваемости
2. Способность товаров создавать ощущение удобства, комфортности характеризуют свой¬ства:
1) эстетические
2) функциональные
3) надежности
4) безопасности
5) эргономические
3. К физико-химическим методам анализа относятся:
1) нейтрализация
2) комплексонометрия
3) рефрактометрия
4) эмиссионный спектральный анализ
5) потенциометрический анализ
6) поляриметрический анализ
4. Рефрактометрический анализ относится к методам:
1) оптическим
2) электрохимическим
3) хроматографическим
2. В основе рефрактометрического метода лежит:
1) способность растворов проводить электрический ток;
2) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение;
3) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет.
5. На рефрактометре определяют:
1) оптическую плотность;
2) показатель преломления;
3) рН раствора
6. В основе абсорбционного спектрального анализа лежит:
1) закон светопоглощения;
2) закон Бугера - Ламберта - Бера;
3) закон эквивалентов.
7. В абсорбционном спектральном анализе применяют приборы:
1) фотоэлектроколориметр
2) пламенный фотометр 3) спектрофотометр
8. На ФЭКе определяют:
1) оптическую плотность;
2) показатель преломления;
3) рН раствора
9. На ФЭКе можно провести анализ веществ:
1) окрашенных;
2) неокрашенных;
3) органических:
4) неокрашенных веществ, если их можно окрасить с помощью химической реакции.
10. Стандартные растворы - это:
1) растворы, с точно известной концентрацией;
2) рабочие растворы;
3) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества.
11. Растворы сравнения это:
1) растворы, с точно известной концентрацией;
2) рабочие растворы;
3) растворы, содержащие все компоненты, кроме определяемого вещества.
12. В основе поляриметрического метода анализа лежит:
1) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное изучение;
2) изучение поляризованного света;
3) способность различных веществ по-разному преломлять проходящий свет
13. Поляризованным лучом называют:
2) луч, колебания которого совершаются в перпендикулярной плоскости;
3) луч, колебания которого совершаются в параллельной плоскости
14. Оптически-активными веществами называются:
1) неорганические;
2) способные вращать плоскость поляризации;
3) неспособные вращать плоскость поляризации
15. На поляриметре определяют:
1) рН раствора;
2) оптическую плотность;
3) показатель преломления;
4) угол вращения
16. К оптически-активным веществам относятся:
1) сахар
2) глюкоза
3) хлорид натрия
4) пенициллин
17. В основе эмиссионного спектрального анализа лежит:
1) способность атомов в возбуждённом состоянии излучать энергию;
2) способность атомов и молекул поглощать электромагнитное излучение;
3) способность многих веществ реагировать с бромом.
18. На пламенном фотометре можно определить:
1) металлы;
2) неметаллы;
3) кислоты;
4) щёлочи
19. Горючей смесью для пламенного фотометра является:
1) водород - кислород;
2) углерод - азот;
3) пропан - бутан.
20. Сколько элементов можно определить на пламенном фотометре:
1) меньше 10;
2) 18 элементов;
3) свыше 30.
21. Светофильтры в приборах предназначены для:
1) выбора узкой полосы волн из широкого спектра излучения;
2) выбора широкой полосы волн из широкого спектра излучения.
22. Фотоэлементы необходимы:
1) для преобразования света в электромагнитное излучение;
2) для преобразования световой энергии в электрическую.
23. В основе потенциометрического метода анализа лежит:
1) измерение потенциала электродов погружённых в раствор;
2) зависимость между составом вещества и его свойствами;
3) измерение длины волны.
24. Для измерения потенциала электродов необходима система:
1) из 3 электродов;
2) из 2 электродов;
3) из 4 электродов.
25. Система для измерения электродного потенциала состоит из:
1) индикаторный электрод;
2) температурный электрод;
3) электрод сравнения;
4) ртутный электрод.
26. Индикаторный электрод должен быть:
1) не чувствителен к ионам, находящимся в растворе;
2) чувствителен к ионам, находящимся в растворе.
27. В качестве электрода сравнения используют:
1) стеклянный;
2) ртутный;
2) водородный;
3) каломельный.
28. В электрод сравнения для контакта с ионами, добавляют:
1) NaOH;
2) HgCl;
3) KCl
29. Потенциометрический метод относится:
1) оптическим методам;
2) хроматографическим методам;
Раздел 2
Хроматографические, оптические и электрохимические методы анализа
1. Кондуктометрия основана на...
1) измерении потенциала индикаторного электрода;
2) измерении электропроводности раствора;
3) измерении количества электричества;
4) измерении сопротивления раствора.
2. Кондуктометрическое титрование применяют
1) при анализе смесей веществ-электролитов;
2) при анализе неэлектролитов;
3) при титровании мутных и тёмноокрашенных растворов;
4) для фиксирования точки эквивалентности.
3. Потенциометрия основана на...
1) измерении удельной электропроводности раствора;
2) измерении ЭДС гальванического элемента, состоящего из индикаторного и стан¬дартного электродов;
3) использовании формулы Нернста;
4) измерении потенциала индикаторного электрода.
4. Потенциометрическое титрование применяют.
1) для анализа смесей веществ;
2) для определения точки эквивалентности;
3) для анализа неэлектролитов;
4) при анализе мутных и тёмноокрашенных растворов.
5. Ионселективные электроды...
1) бывают твёрдые;
2) бывают мембранные;
3) используют в кондуктометрии;
4) используют в кулонометрии.
6. Вольтамперометрия основана на.
1) изучении поляризационных кривых;
2) исследовании силы тока в зависимости от внешнего напряжения;
3) определении качественного и количественного состава веществ, не способных окисляться и восстанавливаться;
4) определении точки эквивалентности при исследовании мутных и тёмноокрашенных растворов.
7. Хроматография.
1) метод анализа веществ по показателю преломления;
2) метод разделения и анализа смесей веществ по их сорбционной способности;
3) метод анализа веществ по их способности отклонять поляризованный луч;
4) метод анализа, основанный на поглощении веществами электромагнитного излуче¬ния.
8. С помощью ионно-обменной хроматографии можно.
1) разделять неэлектролиты;
2) умягчать жёсткую воду;
3) определять концентрацию этилового спирта;
4) разделять электролиты.
9. Спектральные методы анализа.
1) основаны на измерении интенсивности электромагнитного излучения, которое поглощается или испускается анализируемым веществом;
2) основаны на измерении поглощения веществом электромагнитного излучения в видимой и ближней ультрафиолетовой области спектра;
3) основаны на исследовании спектров отражения веществ;
4) основаны на изучении взаимодействия веществ с электромагнитным излучением.
10. Атомно-абсорбционный анализ.
1) основан на исследовании спектров поглощения;
2) основан на исследовании спектров испускания;
3) требует применения специальных ламп, катод которых сделан из металла, концентрацию которого определяют;
4) не требует перевода вещества в атомарное состояние с помощью пламени.
11. Атомно-абсорбционный анализ используют для анализа.
1) лёгких металлов;
2) тяжёлых металлов;
3) активных неметаллов;
4) неактивных неметаллов.
12. Атомно-эмиссионный анализ.
1) основан на исследовании спектров поглощения;
2) основан на исследовании спектров испускания;
3) применяется для анализа органических веществ;
4) применяется для разделения и анализа смесей веществ.
13. Фотометрия пламени.
2) разновидность атомно-абсорбционного анализа;
3) применяется для анализа активных металлов;
4) применяется для анализа неметаллов.
14. Молекулярная спектроскопия основана.
1) на получении и анализе спектров поглощения молекул;
2) на получении и анализе спектров испускания молекул;
3) на анализе спектров поглощения молекулами радио - и микроволнового излучения;
4) на анализе спектров эмиссии молекул.
15. Фотометрический анализ основан.
1) на анализе сорбционной способности различных веществ при прохождении через поглотитель;
2) на измерении поглощения излучения оптического диапазона;
3) на исследовании способности молекул деформироваться под действием ультрафиолетового излучения.
16. Фотоэлектроколориметрический анализ.
1) требует применения монохроматического излучения;
2) основан на способности веществ окисляться или восстанавливаться под воздействием видимого излучения;
3) требует получения окрашенных форм анализируемых соединений;
4) позволяет определять концентрации мутных и тёмноокрашенных растворов.
17. Нефелометрия позволяет.
1) анализировать мутные растворы;
2) анализировать прозрачные окрашенные растворы;
3) определять размер частиц в коллоидных растворах;
4) определять концентрацию растворённых веществ по показателю преломления.
18. Турбидиметрия.
1) основана на измерении интенсивности отражённого света анализируемым раствором;
2) позволяет анализировать растворы, содержащие мелкие частицы;
3) позволяет анализировать оптически активные вещества;
4) является разновидностью атомной спектроскопии.
19. Спектрофотометрия.
1) использует монохроматическое излучение;
2) основана на исследовании поглощения анализируемым раствором излучения оптического диапазона;
3) основана на измерении интенсивности рассеивания света анализируемым раствором;
4) применяется для анализа прозрачных неокрашенных растворов.
20. УФ - спектроскопия.
1) исследует переходы валентных электронов;
2) основана на поглощении молекулами УФ - излучения;
3) основана на испускании молекулами УФ - излучения;
4) основана на взаимодействии атомов с УФ - излучением.
21. ИК - спектроскопия .
1) основана на поглощении молекулами ИК - излучения;
2) предполагает исследования молекулярных колебаний;
3) позволяет исследовать O2, N2, H2;
4) использует электромагнитные излучения видимого диапазона.
22. Рефрактометрия основана.
1) на измерении угла вращения поляризованного света;
2) на определении показателя преломления;
3) на измерении отклонения частиц в магнитном поле;
4) на взаимодействии ядер атомов с магнитным полем.
23. Метод ЯМР.
1) используют для анализа веществ, атомы которых имеют ядра с нечётным количеством протонов;
2) основан на взаимодействии ядер атомов с постоянным магнитным полем;
3) позволяет измерять оптическую активность веществ;
4) основан на анализе спектров люминесценции веществ в процессе ЯМР.
24. ЭПР - спектроскопия.
1) позволяет определять структуры молекул и концентрации веществ, имеющих неспаренные электроны;
2) основана на взаимодействии внешних электронов с переменным магнитным полем;
3) использует магнитный резонанс атомов, помещённых в поток рентгеновских лучей;
4) основана на явлении резонанса ядер атомов.
25. Люминесценция.
1) разновидность фосфоресценции;
2) используется для анализа веществ, способных светиться под действием УФ - лучей;
3) используется для определения интенсивности поглощения излучения анализируе¬мым веществом;
4) явление, позволяющее определять концентрацию веществ, помещённых в высокоча¬стотное магнитное поле.
Раздел 3
Физико-химические методы исследования
1. Недостатки органолептического метода определения показателей качества:
1) субъективность
2) точность оценки
4) длительность по времени
2. Наибольшую пищевую ценность имеет мясо
1) замороженное
2) охлажденное
3) парное
4) дважды замороженное
3. В соответствии с ГОСТ цвет пива определяют методом:
1) хроматографии
2) гравиметрии
3) пикнометрическим
4) фотоколориметрическим
4. В соответствии с ГОСТ определение влажности меда осуществляют методом:
1) ИК-спектроскопии
2) рефрактометрии
3) хроматографии
4) ареометрическим
5. Какой из дефектов шоколада является недопустимым
1) Отсутствует товарный знак на упаковке
2) Жировое поседение
3) Проникновение жидкой фазы начинки на поверхность
4) Царапины
6. Плотность молока характеризует его:
1) пищевую ценность
2) натуральность
3) нормализацию
4) механическую загрязненность
7. Основными физико-химическими показателями кисломолочных напитков являются:
1) массовая доля жира и белка
2) кислотность
3) плотность
4) температура замерзания
5) массовая доля СОМО
8. Товарный сорт жира определяется числом:
1) кислотным;
2) перекисным;
3) йодным
4) омыления.
9. Лучшие сенсорные характеристики имеет мясо в стадии:
1) окоченения
2) созревания
3) автолиза
4) глубокого автолиза
10. Штамп видовой принадлежности ставится на:
1) конину, верблюжатину, крольчатину
2) конину, козлятину, крольчатину
3) верблюжатину, козлятину, оленину
4) конину, верблюжатину, оленину
11. Массовая доля нитрита натрия в вареных колбасах должна быть не более %
1) 0,003
1 0,002
3) 0,005
4) 0,004
12. Категория субпродуктов зависит от:
1) видовой принадлежности
2) пищевой ценности
3) сроков хранения
4) качества обработки
13. Наиболее подвержены загару:
1) свинина, мясо уток и гусей
2) говядина и баранина
3) баранина, конина, мясо кур и индеек
4) свинина, мясо кур и индеек
14. Наименьшее количество влаги содержится в:
1) полукопченых колбасах
2) мясных хлебах
3) кровяных колбасах
4) зельцах и студнях
1) направляют на промпереработку
2) утилизируют
3) выпускают без ограничений
4) выпускают с понижением сортности
16. Согласно ГОСТ 1935-55, баранину выпускают:
1) в полутушах и четвертинах
2) в тушах и полутушах
3) в тушах, полутушах и четвертинах
4) в тушах
17. Стойкость мяса к микробной порче зависит от
1) степени обескровливания
2) категории упитанности
3) термического состояния
4) возраста животного
5) пола животного
18. Категория тушки цыпленка-бройлера зависит от:
1) упитанности
2) термического состояния
3) качества технологической обработки
4) степени свежести
5) массы
19. Быстрая порча субпродуктов при хранении обусловлена
1) повышенным содержанием влаги
2) особенностями технологической обработки
3) высоким содержанием белков
4) высокой активностью собственных тканевых ферментов
20. К субпродуктам 1 категории относятся:
1) говяжьи головы, мозги, вымя
2) мясная обрезь, легкие, язык
3) язык, печень, почки
4) диафрагма, калтыки, язык, сердце
5) сердце, почки, мозги
21. Идентификационными признаками мясных баночных консервов являются показатели...
1) соответствия требованиям промышленной стерильности
2) присутствия в рецептуре исключительно мясного сырья
3) массовой доли влаги
4) остаточной активности тканевых ферментов мяса
5) массовой доли поваренной соли
22 По характеру скелета все промысловые рыбы подразделяются на:
1) хрящевые и костистые
2) хрящевые и хрящекостные
3) хрящекостные и круглоротые
4) круглоротые и хрящевые
23. Рыбу маринованную делят на сорта:
1) первый и второй
2) высший и первый
3) высшей, первый, второй
4) на сорта не делят
24. Сырьем для изготовления пресервов специального баночного посола является рыба...
1) специального пряного посола
2) маринованная
3) сырец
4) соленая
25. Качество мороженой рыбы оценивают по следующим показателям: внешнему виду,...
1) запаху, вкусу
2) качеству разделки, запаху, вкусу
3) качеству разделки, консистенции, запаху
4) консистенции, вкусу, запаху
26. При хранении пресервов в них происходят следующие изменения:
1) старение
2) вздутие
3) гниение
4) созревание
5) окисление
6) перезревание
7) выравнивание
температуры от...до ... С
1) -6 до -8
2) от -10 до -18
3) от -25 до -35
4) от -19 до -25
28. В эндосперме пшеницы количественно преобладает содержание:
1. крахмала
2. азотистых соединений
3. клетчатки
4. воды
29. Вид крупы определяется:
1. содержанием доброкачественного ядра 2.зерновой культурой
3. размерами крупинок
4. обработкой ядра зерна
30. Какой сорт ржаной муки содержит больше белков, жиров, сахаров и минеральных веществ
1. сеяная
2. обдирная
3. обойная
4. высший сорт
31. Содержание сахарозы в сахаре-рафинаде составляет...%
1) 99,90
2) 99,75
3) 99,50
4) 100,00
32. Индекс формы - это отношение....
1) длины к диаметру
2) высоты к диаметру
3) диаметра к длине
4) диаметра к высоте
33. Механическая прочность плодов и овощей определяется:
1) биохимическими
2) объемом свободного пространства между отдельными экземплярами
3) химическими
4) прочностью кожуры и мякоти на раздавливание и прокол и допустимой высотой падения
34. Горьковатый привкус незрелых томатов обусловлен наличием
1) солонина и томатина
2) ликопина и солонина
3) ксантофилла и томатина
4) каротина и ликопина
35. Лучшей желирующей способностью обладают плоды
1) моркови
2) свеклы
3) дыни
4) яблок
36. Наиболее высоким содержанием витамина С характеризуются:
1) цитрусовые
2) хурма
3) черная смородина
4) ананасы
5) яблоки
37. Окраску плодов и овощей обуславливают красящие вещества:
1) белки
2) каротиноиды
3) хлорофиллы
4) соланин
5) пектины
Раздел 4
Комплексная оценка качества и безопасности пищевого сырья и продуктов
1. Преимущество охлажденного мяса по сравнению с мороженым
1) замедлены микробиологические процессы
2) продолжающиеся ферментативные процессы
3) упругая консистенция (при легком надавливании не выделяется мясной сок)
4) лучшие потребительские свойства
5) более длительные сроки хранения 6) лучше сохраняет белки, витамины, жиры
2. Сложные свойства товаров выражают показатели:
1) базовые
2) определяющие
4) комплексные
3. Какой показатель качества можно определить по индексу желтка?
1) Химический состав желтка
2) Свежесть яйца
3) Категорию яйца
4. ГОСТом на молоко коровье пастеризованное нормируются показатели качества характеризующие свежесть:
1) кислотность
2) массовая доля жира
3) температура
4) наличие фосфатазы
5) плотность
5. О чем свидетельствует отсутствие бугорка на замороженной поверхности яичного белка?
1) Продукт неверно заморожен
2) Продукт подвергался оттаиванию
3) Белок смешан с желтком
6. Какую температуру в толще мышц имеет охлажденное мясо?
1) Не выше 12°С
2) От -1 ОС до +4°С
3) От 0 до 10°С
4) От -5 до 0°С
7. Убойным выходом мяса считается:
1) отношение приемной массы к убойной массе;
2) отношение убойной массы к приемной массе
3) фактическая масса парной туши животного после её полной обработки;
4) фактическая масса туши при приёмке
8. Какое вещество обусловливает физиологические свойства кофе? Содержание его в кофе?
1) Кафеоль: 0,2—0,7%
2) Экстрактивные вещества: 0,3—0,4%
3) Алкалоид кофеин: 0,7—2,5%
4) Бромелин: 0,3—0,6%
9. Отличительные признаки полукопченых колбас от вареных
1) пониженное содержание воды
2) добавка повышенного количества шпика
3) меньшие сроки хранения
4) отсутствие термической обработки
10. Причина появления дефекта «ржавление банки».
1) Хранение банок, плохо покрытых лаком, при высокой относительной влажности воздуха
2) Хранение банок, плохо покрытых лаком, при низкой относительной влажности воздуха
3) Некачественная стерилизация консервов
11. Что берут для исследования качества?
1) сертификат
2) среднюю пробу
3) штрих-код
12. Какими двумя методами определяется качество пищевых продуктов?
1) органолептическим и измерительным
2) химическим и гидролитическим
3) микробиологическим и минеральным
13. Какими методами устанавливают внешний вид, цвет, запах, консистенцию и вкус?
1) измерительным
2) органолептическим
14. Какой метод позволяет с помощью приборов определить физические, химические, мик-робиологические, физиологические свойства, э. ц., усвояемость, пищевую безвредность про¬дукта?
1) лабораторный
2) органолептический
15. Какая оценка введена для более объективного заключения о качестве некоторых продук¬тов?
1) балльная
2) процентная
3) массовая
16. Что такое безопасность пищевой продукции?
1) показатель качества, гарантирующий отсутствие негативного влияния на живой организм;
2) показатель, оценивающий уровень ее соответствия строго установленным санитарно-гигиеническим нормативам, стандартам, ГОСТам;
3) соответствие пищевой продукции строго установленным санитарно-гигиеническим нор¬мативам, стандартам, ГОСТам, гарантирующее отсутствие вредного влияния на здоровье людей нынешнего и будущего поколения.
17. Какие вещества относятся к контаминантам?
1) экологически вредные вещества;
2) вещества, не способные оказывать вредное воздействие;
18. Какие вещества относятся к антиалиментарным факторам питания?
1) вещества, не обладающие общей токсичностью, но способные избирательно ухудшать или блокировать усвоение нутриентов;
2) вещества, не обладающие токсичностью;
3) вещества, не способные блокировать усвоение нутриентов.
19. Что такое пищевая ценность продукта?
1) совокупность свойств пищевого продукта;
2) интегральный показатель, оценивающий в пищевых продуктах содержание углеводов, белков, витаминов, макро- и микронутриентов;
3) совокупность свойств пищевого продукта, при наличии которых удовлетворяются физио-логические потребности человека в необходимых веществах и энергии.
20. Дайте определение биологической ценности пищевого продукта.
1) показатель качества пищевого белка;
2) показатель, оценивающий аминокислотный состав пищевого продукта;
3) показатель качества пищевого белка, отражающий степень соответствия его аминокислот¬ного состава потребностям организма в аминокислотах для синтеза белка.
21. Дайте определение энергетической ценности пищевого продукта.
1) свойство пищевого продукта, определяющее его пищевую ценность;
2) показатель, оценивающий калорийность пищевого продукта, т.е. долю энергии, которая может высвобождаться из макронутриентов в ходе биологического окисления;
3) показатель, оценивающий энергетическую потребность человека.
22. Что такое идентификация пищевой продукции?
1) процедура, позволяющая оценить уровень безопасности пищевой продукции;
2) установление соответствия характеристик пищевой продукции, указанных на маркировке, в сопроводительных документах или иных средствах информации, представленным к ней требованиям;
3) процедура, позволяющая дифференцировать пищевую продукцию на стандартную, услов¬но пригодную и непригодную для потребления.
23. Что такое допустимое суточное потребление?
1) доза пищевой добавки, которая не оказывает отрицательного влияния на организм;
2) количество употребляемой ежедневно человеком с пищей пищевой добавки, не оказывающей отрицательного влияния на организм человека в течение жизни с учетом усредненной массы тела;
3) количество пищевых ингредиентов, употребляемых человеком в течение жизни, не оказывающих отрицательного влияния на его организм.
24. Что такое генетически модифицированные продукты?
1) продукты, полученные из трансгенных растений;
2) продукты, полученные из трансгенных животных;
3) продукты, полученные из трансгенных растений и животных, в молекулы ДНК которых вносятся чужеродные последовательности, которые выстраивают, интегрируют генетиче¬скую информацию вида.
Раздел 5
Классификация методов исследования пищевого сырья
1. Выборочный контроль качества предусматривает проверку:
1) части продукции, определяемой нормативными документами
2) каждой единицы продукции
3) части продукции, определяемой исполнителем
4) части продукции, определяемой производителем
2. Что лежит в основе полярографического метода определения веществ?
1) В основе полярографического метода лежат процессы поляризации на непрерывно обнов-ляющемся капельном углеродном электроде (катодб).
2) .В основе полярографического метода лежат процессы поляризации на непрерывно обнов¬ляющемся капельном ртутном электроде (катодб).
3) . В основе полярографического метода лежат процессы поляризации на непрерывно обнов-ляющемся капельном ртутном детекторе.
4) . В основе полярографического метода лежат процессы поляризации на непрерывно обнов-ляющейся капельной электрохимической ячейке.
3. Что такое полярография?
1) Электрохимический метод, основанный на измерении поляризации.
2) Электрохимический метод, основанный на измерении силы тока.
3) . Электрохимический метод, основанный на измерении окислительно-восстановительных реакций.
4) . Электрохимический метод, основанный на измерении скорости истечения ртути из электрода.
4. Какие вещества могут определять с помощью полярографии?
1) Способные к окислению и восстановлению.
2) . Способные к комплексообразованию.
3) . Способные к замещению.
4) . Способные к ионному обмену.
5. Что обозначает полярографическая волна?
1) . График зависимости оптической плотности от количества светового потока.
3) . График зависимости тока от напряжения.
4) . График зависимости концентрации вещества от приложенного напряжения.
6. Для чего в полрографическую ячейку вносят индифферентный электролит (полярографичекий фон)?
1) Для регистрации полярограммы.
2) Для увеличения силы тока.
3) Для переноса электрических зарядов.
4) Для увеличения пика на графике.
7. На чем основан количественный полярографический анализ?
1) . На измерении предельного диффузионного тока определяемого вещества.
2) . На измерении приложенного напряжения на электроды.
3) . На измерении падения напряжения.
4) . На определении количества отданных или присоединенных электронов.
8. Какие способы применяют для определения количественного содержания веществ в полярографических методах исследования?
1) . Метод добавок. Метод стандартных растворов. Метод калибровочных кривых.
2) . Метод добавок. Метод нестандартных растворов. Метод калибровочных кривых.
3) . Метод добавок. Метод стандартных растворов. Метод параллельных кривых.
4) . Метод стандартных кривых. Метод стандартных растворов. Метод калибровочных кривых.
9. Что означает понятие вольамперометрия?
1) . Вольтомперометрия - разновидность полярографии, в которой изучается зависимость «ток-потенциал», полученных в электролитической ячейке с любым электродом, кроме ртутного капающего.
2) . Вольтомперометрия - разновидность хроматографии, в которой изучается зависимость «ток-потенциал», полученных в электролитической ячейке с любым электродом, кроме ртутного капающего.
3) . Вольтомперометрия - разновидность радиометрии, в которой изучается зависимость «ток-потенциал», полученных в электролитической ячейке с любым электродом, кроме ртутного капающего.
4) Вольтомперометрия- разновидность полярографии, в которой изучается зависимость «ток-потенциал», полученных в электролитической ячейке с любым электродом, кроме ртутного стационарного.
10. Что включает в себя электрохимическая ячейка?
1) . Сосуд с электролитом.
2) . Электролизер с электролитом и комплектом электродов.
3) . Набор электродов.
4) . Электроды соединенные с измерителем.
11. В чем состоят отличия различных видов вольтамперометрии?
1) . В способе поляризации электродов и получении соответствующего сигнала.
2) . В способе определения концентрации ионов соответствующего электролита.
3) . В конструкции ионоселективных электродов и способе поляризации.
4) . В конструкции ионоселективных электродов, способе поляризации и регистрации анали-тического сигнала.
12. От чего зависит способ концентрирования вещества в инверсионной вольтамперометрии?
1) . От концентрации определяемого вещества.
2) . От применяемых электродов.
3) . От типаэлемента, элетрода и фонового электролита.
4) . От адсорбционной способности определяемых веществ.
13. Что лежит в основе косвенной вольамперометрии (амперометрического титрования)?
1) . В основе амперометрического титрования изменение концентрации электроактивного вещества, от которого зависит величина диффузионного тока.
2) . В основе амперометрического титрования изменение концентрации инертного вещества, от которого зависит величина диффузионного тока.
3) . В основе амперометрического титрования изменение концентрации электроактивного вещества, от которого зависит величина диффузионного потока.
4) . В основе амперометрического титрования постоянная концентрация электроактивного вещества, от которого зависит величина диффузионного тока.
14. Дать определение ионометрическому методу анализа.
1) . Потенциометрический метод определения окислительно-восстановительных процессов ионов, основанный на измерении электрохимического потенциала индикаторного электрода, погружённого в исследуемый раствор.
2) . Потенциометрический метод определения концентрации (активности) ионов, основанный на измерении электрохимического потенциала индикаторного электрода, погружённого в исследуемый раствор, относительно электродов сравнения.
3) Потенциометрический метод определения комплексообразующей способности ионов определяемых веществ.
4) . Метод определения концентрации ионов, относительно электродов сравнения.
15. Дать определение ионоселективного электрода.
1) . Ионоселективным электродом (ИСЭ) называют электрод, химический элемент, которого определяется преимущественно активностью одного единственного иона и слабо зависит от активности других мешающих ионов.
2) . Ионоселективным электродом (ИСЭ) называют электрод, т.е. обратимый электрохимиче¬ский полуэлемент, потенциал которого определяется преимущественно активностью одного единственного иона и слабо
3) . Ионоселективным электродом (ИСЭ) называют электрод, т.е. обратимый электрохимиче¬ский полуэлемент, потенциал которого определяется преимущественно активностью одного единственного иона и зависит от активности всех мешающих ионов.
4) . Ионоселективным электродом (ИСЭ) называют электрод, т.е. обратимый электрохимиче¬ский полуэлемент, потенциал которого определяется активностью всех определяемых ионов.
16. Что несет информацию о качественном и количественном составе измеряемого раствора в ионометрии?
1) . Конструкция электрода.
2) . Конструкция прибора.
3) . Мембранный потенциал.
4) . Вид мембраны.
17. Как классифицируют электроды в зависимости от материала, использованного для изго¬товления мембран?
1) В зависимости от материала, использованного для изготовления мембран, различают
электроды с твердыми, стеклянными или жидкими мембранами.
2) В зависимости от материала, использованного для изготовления мембран, различают
электроды с металлическими, стеклянными или жидкими мембранами.
3) В зависимости от материала, использованного для изготовления мембран, различают
электроды с твердыми, пластмассовыми или жидкими мембранами.
4) В зависимости от материала, использованного для изготовления мембран, различают
электроды с твердыми, стеклянными или пластиковыми мембранами.
18. Как подразделяются электроды по типу применяемых селективных мембран?
1) Основные электроды по типу применяемых селективных мембран делятся на электроды с кристаллическими и мягкими мембранами.
2) Основные электроды по типу применяемых селективных мембран делятся на электроды с металлическими и некристаллическими мембранами.
3) Основные электроды по типу применяемых селективных мембран делятся на электроды с кристаллическими и некристаллическими мембранами.
4) Основные электроды по типу применяемых селективных мембран делятся на электроды с пластмассовыми и некристаллическими мембранами.
19. Что включают в себя методы с применением ионоселективных электродов?
1) Методы анализа с применением ИСЭ многообразны и включают в себя прямую потенциометрию, потенциометрическое титрование, метод стандартных добавок и его модификации.
2) Методы анализа с применением ИСЭ многообразны и включают в себя прямую поля-рографию, потенциометрическое титрование, метод стандартных добавок и его модифика¬ции.
3) Методы анализа с применением ИСЭ многообразны и включают в себя прямую хро-матографию, потенциометрическое титрование, метод стандартных добавок и его модификации.
4) Методы анализа с применением ИСЭ многообразны и включают в себя прямую потенциометрию, потенциометрическое титрование, метод нестандартных добавок и его модификации.
20. Чем отделен раствор сравнения в электродах с жидкой мембраной?
1) Тонким слоем дистиллированной воды.
2) Тонким слоем органической жидкости.
3) Тонким слоем ваты.
4) Не чем не отделен.
21. Что лежит в основе действия газовых электродов?
1) Реакция с участием анализируемых газов.
2) Реакция с участием воды.
3) Реакция с участием кислот.
4) Реакция с участием щелочей.
22. Что понимают под удельной (объемной) активностью радионуклида?
1) Удельная (объемная) активность радионуклида-отношение активности радионуклида в радиоактивном образце к массе (объему) образца.
2) Удельная (объемная) активность радионуклида -разница активностей радионуклида
в радиоактивном образце и массы (объем1) образца.
3) Удельная (объемная) активность радионуклида -сумма активностей радионуклида в
радиоактивном образце и массы (объем1) образца.
4) Удельная (объемная) активность радионуклида - отношение активности радионукли¬да в радиоактивном образце к фоновому значению образца..
23. Какие этапы производятся при выполнении радиационного контроля?
1) 1.Приготовление счетных образцов, измерение активности стронция-90 и цезия-137 в
счетных образцах, расчет результатов измерений и погрешностей исследований, гигиениче¬ская оценка пищевых продуктов по критериям радиационной безопасности.
2) 2.Отбор проб из партии пищевых продуктов, измерение активности стронция-90 и цезия-137 в счетных образцах, расчет результатов измерений и погрешностей исследований, гигиеническая оценка пищевых продуктов по критериям радиационной безопасности.
4) Отбор проб из партии пищевых продуктов, приготовление счетных образцов, изме¬рение активности стронция-90 и цезия-137 в счетных образцах, расчет результатов измере¬ний и погрешностей исследований.
24. Что является существенным недостатком ионизационных камер?
1) Высокая чувствительность.
2) Низкая чувствительность.
3) Хрупкость камеры.
4) Прозрачность камеры.
25. На чем основан ионизационный радиометрический метод исследования веществ?
1) Ионизационный метод основан на разложении газа, заполняющем регистрационный прибор.
2) 2.Ионизационный метод основан на измерении ионизации в газе, заполняющем реги-страционный прибор.
3) Ионизационный метод основан на измерении ионизации в газе, выходящем из иони¬зационной камеры.
4) Ионизационный метод основан на измерении ионизации в воде, заполняющей реги¬страционный прибор.
26. На чем основан сцинтилляционный радиометрический метод исследования веществ?
1) на регистрации фотоэлектронным умножителем вспышек света, возникающих в сцинтилляторе под действием излучения.
2) на регистрации фотоэлектронным умножителем излучений лампы, возникающих в сцинтилляторе под действием излучения.
3) на регистрации фотоэлектронным умножителем вспышек света, возникающих в сцинтилляторе под действием тока.
4) на регистрации фотоэлектронным умножителем вспышек света, возникающих в сцинтилляторе под действием изменения напряжения.
27. На чем основан химический метод дозиметрии?
1) на измерении концентрации жидких веществ.
2) на измерении числа молекул или ионов, образующихся или претерпевших изменения при поглощении веществом излучения.
3. на измерении разницы числа молекул или ионов, образующихся или претерпевших изменения при поглощении веществом излучения.
3) на измерении числа молекул или ионов, не претерпевших изменение при поглощении веществом излучения
28. На чем основан люминесцентный метод анализа дозиметрии?
1) В накоплении энергии поглощенного ионизирующего излучения и отдаче в виде све¬тового излучения.
2) В накоплении энергии поглощенного ионизирующего излучения и отдаче в виде оп¬тической плотности.
3) В разрушении энергии поглощенного ионизирующего излучения и отдаче в виде све¬тового излучения.
4) В проникновении энергии поглощенного ионизирующего излучения в продукт и от¬даче в виде светового излучения.
29. Что из себя представляет фотографический метод определения радионуклидов?
1) Совокупность мелких кристаллов бромистого серебра, запрессованных в виде таблет¬ки.
2) Совокупность мелких кристаллов бромистого серебра, взвешенных в слое желатина.
3) Характерная последовательность электрических сигналов.
4) вспышек.
5) Характерный вид вспышек.
30. Чему пропорционален радиохимический выход (количество образующихся молекул) при анализе радионуклидов?
1) Количеству поглощенных ионов.
2) Поглощенной дозе излучения.
3) Излученной дозе поглощения.
4) Количеству пар образовавшихся ионов.
31. Откуда попадает в организм человека больше всего радионуклидов?
1) Из воздуха.
2) из воды.
3) Из почвы.
4) Из продуктов.
1. Сорта пшеничной хлебопекарной муки:
1) Сеяная, обдирная, обойная
2) Высший, первый, обдирная
3) Крупка, высший, первый
4) Экстра, крупчатка, высший, первый, второй, обойная
2. Признаки бомбажа консервов.
1) Негерметичность консервов
2) Вздутие крышки и дна банки
3) Вмятина крышки
4) Вмятины по поверхности банки
3. Группой чистоты молока определяют:
1) механические примеси
2) отстой белковых частиц
3) минеральные примеси
4. При повышенной влажности меда возникает один из его дефектов:
1) появление темного слоя на поверхности
2) потемнение меда
3) брожение
4) невыраженный аромат
5. К органолептическим показателям пряностей относят:
1) внешний вид
2) цвет
3) консистенцию
4) запах
5) целостность
Темы заданий для работы в малых группах
1. Нормативные требования при контроле качества и безопасности молока и молочных продуктов
2. Отбор проб молока и молочных продуктов
3. Ультразвуковые методы контроля качества молока и молочной продукции
4. Методы контроля антибиотиков в молоке
5. Инфракрасные анализаторы качества и молочной продукции
6. Анализаторы соматических клеток в молоке
7. Требования к качеству и безопасности жиров
8. Определение показателей качества пищевых жиров
9. Методы определения окислительной порчи жиров
10. Требования к качеству и безопасности рыбы
11. Требования к качеству и безопасности мяса и мясопродуктов
12. Отбор проб мяса и мясных продуктов
13. Методы определения физико-химических показателей мяса
14. Методы исследования полуфабрикатов из рубленного мяса
15. Методы исследования мясных консервов
16. Методы контроля показателей качества мяса и мясных продуктов
1. Роль воды в технологии мяса. Содержание воды в мясе и мясных продуктах.
2. Формы связи влаги в мясных продуктах.
3. Методы определения массовой доли влаги в мясе и мясных продуктах.
4. Показатель активности воды, методы его определения.
5. Методы определения влагосвязывающей способности.
6. Структурно-механические свойства мяса и их определение.
7. Физические свойства мяса и методы их определения
8. Определение основных функционально-технологических свойств мяса.
9. Использование показателя активности воды для прогнозирования стабильности свойств мяса и мясных продуктов при хранении
10. Определение «энергетическая ценность продуктов питания». Понятие «биологическая ценность белка», «аминокислотный скор».
11. Способы и методы определения биологической ценности.
12. Система показателей качества продуктов, их классификация.
13. Органолептические показатели качества, подходы к их оценке. 15. Особенности органолептического анализа мясных
продуктов.
14. Применение потенциометрических методов в мясной промышленности. 17. Роль показателя рН в технологии мяса и его определение.
15. Современная интерпретация определения «качество продуктов питания»?
16. Сущность микроструктурного метода анализа свежести мяса и мясных продуктов?
17. Факторы, влияющие на качество мяса и мясных продуктов?
18. Методы оценки свежести мяса и мясных продуктов, преимущества и недостатки этих методов?
19. Источники загрязнений токсикантами мяса и мясных продуктов.
20. Основные контаминанты мяса и мясных продуктов, их классификация.
21. Контроль безопасности пищевых продуктов.
22. Методы определения цветности мяса.
23. Определение степени кулинарной готовности мяса и мясных продуктов.
24. Методы определения антибиотиков.
25. Методы определения пестицидов.
26. Методы определения нитратов и нитритов.
27. Методы определения токсичных элементов (свинца, меди, кадмия)
Комплект индивидуальных заданий к решению ситуационных задач
Задача 1. Рассмотреть ситуацию. Какое клеймение соответствует трем партиям свинины, если: первая партия состоит из туш массой 85-86 кг со слоем шпика до 4,0 см; вторая - из туш массой от 4 до 6 кг; третья из туш массой от 60 до 70 кг в шкуре, имеющих слой шпика 2,5 см и прослойки мышечной ткани в грудной части?
Задача 2. Рассмотреть ситуацию. При органолептической оценке мяса получили следующие результаты: Мясо имеет корочку подсыхания бледно-розового цвета; мышцы на разрезе слегка влажные, оставляют влажное пятно на фильтровальной бумаге, слегка липкие, темно- красного цвета. Образующаяся при надавливании пальцем ямка выравнивается медленно (в течение 1 мин), жир мягкий. Суставные поверхности слегка покрыты слизью. Бульон прозрачный. Определить степень свежести мяса.
Задача 3. Сделайте заключение о качестве пастеризованного молока жирностью 1,5%, если при температуре +17°С его плотность составляет 1028 кг/м3 , а на титрование кислот, содержащихся в 10 мл молока, пошло 1,8 мл 0,1Н раствора NaOH. Соответствует ли молоко требованиям ГОСТ? Может ли товаровед отказаться от приемки молока и на каком основании?
Задача 4. На складе имеется партия кефира 3,5%-й жирности в количестве 50 упаковок по 12 пакетов в каждой. Емкость пакета - 500 мл. При оценке качества выявлено, что он имеет: кисломолочный, слегка островатый вкус; газообразование в виде отдельных глазков; слой отделившейся сыворотки - 10 мл (в бутылке 0,5 л); на нейтрализацию кислот в 10 мл кефира пошло 9 мл 0,1Н раствора NaOH. Укажите размер выборки и массу объединенной пробы, которые нужно отобрать. Дайте заключение о качестве. Возможна ли реализация данного кефира?
Задача 5. В магазин поступила партия масла Вологодское в количестве 400 кг в ящиках по 20 кг в каждом. Масло расфасовано в пачки по 250 г. При оценке качества обнаружено, что оно имеет невыраженные вкус и запах, крошливую консистенцию, оплавленную поверхность, неоднородный цвет. Укажите размер выборки и массу объединенной пробы, которые нужно отобрать. Дайте заключение о качестве. Возможна ли реализация данного масла?
Задача 6 5 г сыра озолили, полученную золу растворили в мерной колбе вместимостью 50 см3. Затем 5 см3 полученного раствора перенесли в мерную колбу вместимостью 25 см3, добавили молибдат аммония и воды до метки и измерили оптическую плотность при ʎ=360 нм, в кювете толщиной 10 мм. Рассчитать содержание фосфора в 100 г сыра, если молярный коэффициент поглощения равен 4800, а оптическая плотность полученного раствора -1,15.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п