учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Пищевая безопасность, производство и переработка животноводческой продукции
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение принципов, форм, методов создания и развития предпринимательских структур, выявление роли государственных и муниципальных органов управления в регулировании предпринимательской деятельности, а также выделение региональных особенностей в становлении и развитии предпринимательства
ПКС-4: Способен к организации и управлению технологическими процессами в животноводстве;
ИД-1ПКС-4 Знать: особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных ИД-2ПКС-4 Уметь: использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Владеть: навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-1ПКС-5 Знать: показатели эффективности работы отрасли и их взаимосвязь
ИД-2ПКС-5 Уметь: анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Владеть: навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-4 Не знает прикладных компьютерных программ по животноводству
ИД-3ПКС-4 Не знает навыков управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Плохо знает прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Плохо знает навыки управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Знает в целом прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Знает в целом навыки управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Знает в совершенстве прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Знает в совершенстве навыки управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Не умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Не умеет управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Плохо умеет использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Плохо умеет управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Умеет в целом использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Умеет в целом управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Умеет в совершенстве использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Умеет в совершенстве управлять технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Не владеет прикладными компьютерными программами по животноводству
ИД-3ПКС-4 Не владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Плохо владеет прикладными компьютерными программами по животноводству
ИД-3ПКС-4 Плохо владеет навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 В целом владеет прикладными компьютерными программами по животноводству
ИД-3ПКС-4 В целом управляет технологическими процессами в животноводстве
ИД-2ПКС-4 Владеет в совершенстве прикладными компьютерными программами по животноводству
ИД-3ПКС-4 Владеет в совершенстве навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ПКС-5: Способен анализировать производственную деятельность и подготавливать отчеты;
ИД-1ПКС-4 Знать: особенности управления стадом разных видов сельскохозяйственных животных ИД-2ПКС-4 Уметь: использовать прикладные компьютерные программы по животноводству
ИД-3ПКС-4 Владеть: навыками управления технологическими процессами в животноводстве
ИД-1ПКС-5 Знать: показатели эффективности работы отрасли и их взаимосвязь
ИД-2ПКС-5 Уметь: анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Владеть: навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Не знает анализа производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Не знает навыков подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Плохо знает анализ производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Плохо знает навыки подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Знает в целом анализ производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Знает в целом навыкии подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Знает в совершенстве анализ производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Знает в совершенстве навыки подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Не умеет анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Не умеет подготовить отчет по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Плохо умеет анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Плохо готовит отчеты по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Уметь в целом анализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Умеет в целом применить навыки подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Умеет в совершенстве проанализировать производственную деятельность по животноводству
ИД-3ПКС-5 Умеет в совершенстве применять навыки подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Не владеет анализом производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Не владетет навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Владеет плохо анализом производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Владеетплохо навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Владеет в целом анализом производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Владеет в целом навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
ИД-2ПКС-5 Владеет в совершенстве анализом производственной деятельности по животноводству
ИД-3ПКС-5 Владеет в совершенстве навыками подготовки отчетов по производственной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Контрольные вопросы для проведения устного опроса
Контрольные вопросы для проведения устного опроса
Решение ситуационных задач
http://bgsha.ru/art.php?i=2615
Лумбунов, С.Г. Зоогигиена с основами проектирования животноводческих объектов : метод. указания для студ. заоч. обучения спец. 310700 "Зоотехния" / К. В. Лумбунов, К. В. Лузбаев, Д. В. Тарнуев. - Улан-Удэ : ФГОУ ВПО БГСХА, 2004. - 30 с. (52экз)
Организация убойных пунктов : учебное пособие / М-во сел. хоз-ва Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "БГСХА им. В.Р. Филиппова" ; сост. Т. В. Полозова. - Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2018. - 137 с.(13 экз)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Темы рефератов
Ситуационные задачи
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве
2) охватывает все разделы дисциплины
Ситуационные задачи
Задача 1. Два хозяйства до кооперации имели две основные товарные отрасли – птицеводство (производство яиц) и свиноводство, которые занимали в структуре товарной продукции, соответственно, в первом хозяйстве 30 и 60%, а во втором 50 и 25%. В первом хозяйстве производили и реализовывали ежегодно 2,25 млн яиц и 180 т живой массы свиней, во втором хозяйстве — 5 млн яиц и 100 т живой массы свиней. Рентабельность их производства в хозяйствах составляла: соответственно в первом 15 и 25%, а во втором – 30 и 20%. Рыночная цепа рассматриваемых продуктов составляет: 4000 руб. за 1 тыс. яиц и 10 000 руб. за 1 ц живой массы свиней. Межхозяйственная кооперация позволила сосредоточить производство свинины в первом хозяйстве, а яиц во втором хозяйстве. Статистический анализ массовых данных показывает, что по мере углубления специализации роста удельного веса продукции главной отрасли в общей стоимости товарной продукции – существенно снижаются затраты на производство единицы продукции (группа с наибольшей себестоимостью принята за 100%) (табл. 1). Определить возможную эффективность углубления специализации хозяйств на основе межхозяйственной кооперации. Таблица 1 – Влияние уровня специализации на себестоимость продукции
Группы хозяйств по уровню специализации, % Птицеводство (производство яиц) Свиноводство
До 10 100 100
10-30 86 100
30-40 79 99
40-60 74 82
Свыше 60 61 75
Задача 2. Уровень концентрации сахарной свеклы (удельный вес сахарной свеклы в общей площади посевов) влияет на
Таблица 1 - Влияние уровня концентрации производства на результаты производ¬ства
Показатели Группы хозяйств по удельному весу сахар¬ной свеклы в общей площади посевов, %
до 10 10,1-12,5 12,6-14,5 14,6 и выше
Урожайность с 1 га, ц 200 210 250 205
Производственные затраты на 1 га, руб. 22 345 22 914 25 034 23 028
Затраты труда на 1 га, чел.-ч 238 239 246 237
Оплата 1 чел.-ч в свекловодстве, руб. 1,23 1,25 1,26 1,29
Известно, что выход ботвы составляет 50% веса корней свеклы. В 1 ц ботвы сахарной свеклы содержится 0,09 ц к. ед. Закупочная цепа 1 ц корней сахарной свеклы составляет 140 руб., а стоимость 1 цк. Ед. — 450 руб.
Определить рациональный уровень концентрации сахарной свеклы. Резуль¬таты расчетов оформить в виде таблицы и сделать краткие выводы.
Задача 3. Определить оптимальный вариант размещения производства технических культур растениеводства по отделениям предприятия, который обеспечил бы при минимальных затратах производство продукции в сле¬дующих объемах: картофеля - не менее 8500 т, сахарной свеклы - не менее 1900 т и овощей не менее 3500 т. Исходные данные представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Размеры пашни и показатели производства продукции
Отде
ление Пло¬
щадь
пашни,
га Картофель Овощи Сахарная спекла
Урожай¬
ность
т/га Себестои¬мость руб./ Урожай¬ность т/га Себестои¬
мость
руб./т Урожай¬
ность
т/га Себестои¬
мость
руб./т
1 210 24 4962 11 4057 17 1078
2 340 28 5114 10 4433 14 1212
3 260 18 6012 9 4245 16 959
Задача 4. С целью выявления резервов повышения эффек¬тивности использования земельных ресурсов необходимо определить, в каком из этих хозяйств выше продуктивность сельскохозяйственных угодий, если средняя экономическая оценка земли по области — 75 баллов.
Расчеты оформить в виде таблицы и сделать по ним краткие выводы об эко¬номической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в хозяй¬ствах.
Природный потенциал и продуктивность сельскохозяйственных угодий двух хозяйств области представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели природного потенциала и продуктивности земледелия
Показатели Хозяйства
первое второе
Площадь сельскохозяйственных угодий, га в том числе: 2400 1605
пашни 1940 1345
сенокосов 171 37
пастбищ 281 218
Урожайность культур на пашне, ц к.ед/га 35 40
Урожайность сенокосов, ц к.ед/га 5 6
Урожайность пастбищ, ц к.ед/га 1,2 1,8
Экономическая оценка земли, балл 60 82
Задача 5. Исходные данные по хозяйствам в среднем за по¬следние три года приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Объемы производства и затраты труда
Показатели Хозяйство
первое второе
В отрасли зернопроизводства: произведено зерна, т 2714 2062
соломы, т 2616 1915
затраты труда, тыс. чел.-ч. 22 28
В отрасли картофелеводства: произведено картофеля, т 1672 1205
затраты груда, тыс. чел.-ч. 35 45
При возделывании многолетних трав: произведено сена, т 1200 1483
зеленой массы, т 9388 17890
семян, т 39 22
соломы, т 21 15
затраты труда, тыс. чел.-ч. 18 21
Задача 6. Природный потенциал и продуктивность сельско¬хозяйственных угодий двух хозяйств области представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Показатели природного потенциала и продуктивности земледелия
Показатели Хозяйства
первое второе
Площадь сельскохозяйственных угодий, га в том числе: 2400 1605
пашни 1940 1345
сенокосов 171 37
пастбищ 281 218
Урожайность культур па пашне, н к. ед/га 35 40
Урожайность сенокосов, ц к. ед/га 5 6
Урожайность пастбищ, ц к. од/га 1,2 1,8
Экономическая оценка земли, балл 60 82
С целью выявления резервов повышения эффективности использования зе¬мельных ресурсов необходимо определить, в каком из этих хозяйств выше продук¬тивность сельскохозяйственных угодий, если средняя экономическая оценка земли по области — 75 баллов.
Расчеты оформить в виде таблицы и сделать но ним краткие выводы об эко¬номической эффективности использования сельскохозяйственных угодий в хозяй¬ствах.
Задача 7. Сельхозтоваропроизводитель за последние три года в среднем получил с 1 пашни 10 тыс. руб. чистой прибыли от производства и реа¬лизации растениеводческой продукции.
Определить, при какой арендной плате ему будет выгодно сдавать 1 га паш¬ни в аренду, а по какой цене продавать, если ставка банковского процента составляет 8%.
Задача 8. Данные о действующем и новом оборудовании представлены в табл. 1.
Таблица 1 - Технико-экономические показатели оборудования
Показатель
Оборудование
действующее новое
Первоначальная стоимость, тыс. руб. 40 240
Годовой объем продукции, шт. 2000 8000
Время службы, лет 10 10
Необходимо обосновать цену, по которой целесообразно приобретать новое оборудование.
Задача 9. Первоначальная стоимость оборудования — 20 млн руб., норма амортизации 10%. Через шесть лет предприятие получило возмож¬ность купить аналогичное оборудование за 15 млн руб.
Определить целесообразность приобретения нового оборудования, если у предприятия есть возможность продать старое за 7 млн руб.
Задача 10. Данные по двум хозяйствам с близкой специали¬зацией представлены в табл.1, в тыс. руб.
Таблица 1 - Экономические показатели производства
Показатели Хозяйство
первое второе
Валовая продукция 649 357
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов 1007 601
Среднегодовая стоимость оборотных средств 379 207
Сумма оборота продукции за год 406 214
Стоимость товарной продукции 356 197
Себестоимость товарной продукции 285 151
С целью выявления резервов повышения эффективности использования произ¬водственных фондов необходимо определить, в каком из хозяйств лучше исполь¬зуются основные производственные фонды и оборотные средства.
Задача 11. Оценить эффективность производства озимой пшеницы в хозяйстве традиционным методом (без учета фактора времени) и с уче¬том фактора времени по состоянию на сентябрь текущего года. Исходная инфор¬мация представлена в табл. 1.
Таблица 1 - Затраты, выручка и индексы изменения цен
Затраты на производство и реализацию, тыс. руб. Выручка от реали¬зации, тыс.
руб. Индекс изменения цен на продукцию промышленно¬сти, используемую в сель¬скохозяйственном произ¬водстве Индекс измене¬ния цен на сель¬скохозяйствен-ную продукцию
Предыдущий год
Сентябрь 7500
Октябрь — 1,04 1,02
Ноябрь — 1,05 1,03
Декабрь 35 1,06 1,03
Текущий год
Январь — 1,05 1,04
Февраль 34 1,07 1,03
Апрель 51 1,04 1,02
Май 65 1,02 0,98
Июнь — 1,01 1,01
Июль 1500 1,01 1,02
Август 2150 919 0,0 1,01
Сентябрь 10416 1,02 0.98
Задача 12. На молочный завод сырье поступает из трех мо¬локопроизводящих хозяйств. Потребности молочного завода в сырье 1-е хозяйство удовлетворяет на 25%, 2-е - на 25% и 3-е хозяйство на 50%. Необходимо обосно¬вать «справедливые» цены на 1 т молока, поставляемого на молочный завод хозяй¬ствами, и на 1 т цельномолочных продуктов, поставляемых молочным заводом в магазины, если розничные цены 1 кг цельномолочных продуктов составляют в среднем 40 руб.Исходные данные приведены в табл. 1.
Таблица 1 - Нормированные затраты на отдельных стадиях производства и реали-зациицельномолочной продукции
Стадия получения конечного продукта Затраты, руб.
Производство и первичная обработка 1 т молока: 1 -с хозяйство 11 000
2-е хозяйство 11 950
3-е хозяйство 11040
Производство молочным заводом 1 т цельномолочных продук¬тов 7480
Реализация торговыми организациями 1 т цельномолочных про¬дуктов 2700
Затраты, приведенные в таблице, разработаны на основе следующих данных: расход молока с базисном жирностью 3,4% на производство 1 т сметаны - 8,5 т, творога 8 т, молока, кефира и ряженки 1 т. Суточные нормы потребления молоч¬ных продуктов на душу населения составляют: свежее молоко, кефир и ряженка — 400 г, творог — 20, сметана — 15 г.
1. Малое предпринимательство и его особенности в сельском хозяйстве (ПКС-4,ПКС-5)
2. Малые формы хозяйствования в АПКС (ПКС-4,ПКС-5)
3. Правовые основы деятельности малого бизнеса в АПКС (ПКС-4,ПКС-5)
4. Роль малого бизнеса в экономике (ПКС-4,ПКС-5)
5. Этапы создания нового предприятия (ПКС-4,ПКС-5)
6. Государственная регистрация (ПКС-4,ПКС-5)
7. Постановка малого предприятия на учет в налоговом органе (ПКС-4,ПКС-5)
8. Развитие и размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (ПКС-4,ПКС-5)
9. Формы и способы переработки сельскохозяйственной продукции (ПКС-4,ПКС-5)
10. Прогнозирование сырьевых зон предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции(ПКС-4,ПКС-5)
11. Санитарные гигиенические требования, предъявляемые к организации и содержанию предприятий пищевой промышленности (ПКС-4,ПКС-5)
12. Ветеринарные требования при производстве продукции животноводства(ПКС-4,ПКС-5)
13. Этапы проектирования перерабатывающих предприятий (ПКС-4,ПКС-5)
14. Проблемы развития малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
15. Цели, задачи и методы государственного регулирования малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
16. Основные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
17. Виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
18. Региональные особенности и значение развития малого бизнеса в Республике Бурятия (ПКС-4,ПКС-5)
19. Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства (ПКС-4,ПКС-5)
20. Этапы создания сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий(ПКС-4,ПКС-5)
21. Развитие и размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Прогнозирование их сырьевых зон(ПКС-4,ПКС-5)
22. Система нормативных и инструктивных документов по регулированию деятельности малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (ПКС-4,ПКС-5)
23. Основы организации малых предприятий по переработке продукции растениеводства (ПКС-4,ПКС-5)
24. Основы организации малых предприятий по переработке продукции животноводства (ПКС-4,ПКС-5)
25. Региональная поддержка малого бизнеса, меры государственной поддержки и финансовые инструменты(ПКС-4,ПКС-5)
26. Формы и способы переработки сельскохозяйственной продукции(ПКС-4,ПКС-5)
27. Особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства (ПКС-4,ПКС-5)
28. Этапы создания сельскохозяйственных перерабатывающих предприятий (ПКС-4,ПКС-5)
29. Развитие и размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Прогнозирование их сырьевых зон(ПКС-4,ПКС-5)
30. Система нормативных и инструктивных документов по регулированию деятельности малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (ПКС-4,ПКС-5)
31. Основы организации малых предприятий по переработке продукции растениеводства (ПКС-4,ПКС-5)
32. Основы организации малых предприятий по переработке продукции животноводства(ПКС-4,ПКС-5)
34. Малое предпринимательство и его особенности в сельском хозяйстве (ПКС-4,ПКС-5)
35. Малые формы хозяйствования в АПКС(ПКС-4,ПКС-5)
36. Правовые основы деятельности малого бизнеса в АПКС(ПКС-4,ПКС-5)
37. Роль малого бизнеса в экономике (ПКС-4,ПКС-5)
38. Этапы создания нового предприятия (ПКС-4,ПКС-5)
39. Государственная регистрация (ПКС-4,ПКС-5)
40. Постановка малого предприятия на учет в налоговом органе (ПКС-4,ПКС-5)
41. Развитие и размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции (ПКС-4,ПКС-5)
42. Прогнозирование сырьевых зон предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции(ПКС-4,ПКС-5)
43. Основные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
44. Виды государственной поддержки субъектов малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
45. Региональные особенности и значение развития малого бизнеса в Республике Бурятия (ПКС-4,ПКС-5)
46. Санитарные гигиенические требования, предъявляемые к организации и содержанию предприятий пищевой промышленности (ПКС-4,ПКС-5)
47. Ветеринарные требования при производстве продукции животноводства (ПКС-4,ПКС-5)
48. Этапы проектирования перерабатывающих предприятий (ПКС-4,ПКС-5)
49. Проблемы развития малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
50. Цели, задачи и методы государственного регулирования малого предпринимательства(ПКС-4,ПКС-5)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Понятие и сущность предпринимательства.
2. Особенности малого предпринимательства в сельском хозяйстве.
3. Проблемы развития малого бизнеса по переработке сельскохозяйственного сырья.
4. Малые формы хозяйствования в агропромышленном комплексе.
5. Правовые основы создания малого предприятия в АПК.
6. Механизм создания малых предприятий.
7. Возникновение и обоснование идеи о занятии определенным видом деятельности.
8. Что входит в комплекс организационных мероприятий по созданию малого предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции.
9. Обоснуйте необходимость создания маркетинговой службы в предприятии малого бизнеса.
10. Государственная регистрация малого предприятия.
11. Постановка малого предприятия на учет в налоговом органе.
12. Особенности налогообложения малых предприятий в агропромышленном комплексе.
13. Дайте характеристику развития животноводства в Республике Бурятия и обоснуйте развитие предприятий по переработке продукции животноводства.
14. Назовите виды предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
15. Характеристика особенностей развития молочного скотоводства в Республике Бурятия и организации предприятий по закупу и переработке молока.
16. Характеристика особенностей развития мясного скотоводства в Республике Бурятия и организации предприятий по переработке мяса.
17. Характеристика развития растениеводства в Республике Бурятия и организации малых предприятий по переработке продукции растениеводства
18. Прогнозирование сырьевых зон предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
19. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к организации и содержанию предприятиям по переработке молока.
20. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к предприятиям по
21. переработке скота.
22. Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к организации и содержанию предприятиям по переработке мяса.
23. Ветеринарные требования при производстве продукции животноводства.
24. Электронная ветеринарная сертификация.
25. Этапы проектирования перерабатывающих предприятий.
26. Определение мощности перерабатывающего предприятия.
27. Выбор технологии переработки сельскохозяйственного сырья.
28. Факторы, регламентирующие размещение малых перерабатывающих
предприятий.
29. Задние на проектирование и исходные данные.
30. Государственное регулирование малого бизнеса в АПК, цели и задачи.
31. Финансовые механизмы поддержки малого предпринимательства в АПК.
32. Инфраструктурные организации для поддержки малого бизнеса в АПК.
33. Основные приоритеты государственной поддержки малого предпринимательства.
Комплект тестовых заданий
1. Организационно-правовые формы предприятий – это:
а) государственное предприятие;
в) совместное предприятие;
г) акционерное общество открытого типа.
2. К обычной деятельности производственного предприятия относятся:
(3 правильных ответа.)
а) производственная деятельность и деятельность по сбыту
б) инвестиционная деятельность
в) страховая деятельность
г) финансовая деятельность
3. Финансовые ресурсы предприятия - это:
а) средства на текущих счетах предприятия
б) банковский кредит
в) все виды средств и денежных фондов
4. Прибыль от реализации определенной продукции будет максимальной, если:
а) доходы от реализации превышают затраты при реализации
б) доходы от реализации продукции равняются затратам при реализации
5. Предприятие как субъект рыночной экономики:
а) самостоятельно решает все вопросы обеспечения ресурсами
б) не имеет право само распоряжаться
6. К малым предприятиям относятся:
а) промышленные предприятия с численностью работающих больше 200 человек
б) предприятия с обслуживанием компьютерной техники с численностью свыше 100 человек
в) конструкторские бюро с численностью до 200 человек
г) предприятия с численностью до 100 человек
7. По виду хозяйственной деятельности предприятия разделяют на :
а) промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые, транспортные и др.
б) узкоспециализированные, многопрофильные и комбинированные
в) частные, государственные, коллективные
г) маленькие, средние, большие
8. Предприятие приобретает права юридического лица со дня:
а) государственной регистрации
б) изготовления печати предприятия
в) открытия расчетного счета
г) заключения договора
д) подписания учредительных документов
9. Участники ООО отвечают за долги общества:
а) в пределах принадлежащих им акций
б) в пределах принадлежащих им взносов
10. В состав основных производственных фондов (ОС) предприятия включаются элементы:
а) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства;
б) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, запасы сырья и материалов, производственный и хозяйственный инвентарь;
в) здания, сооружения, передаточные устройства, транспортные средства, инструменты и приспособления, производственный и хозяйственный инвентарь, готовая продукция на складе.
11. Какой из указанных признаков наиболее точно отвечает положению предприятия в рыночной экономике:
а) главный мотив деятельности - получение прибыли
б) распределение ответственности за результаты деятельности между предприятием и государством
12. Не следует относить к результатам деятельности предприятия:
а) прибыль
б) изготовленную продукцию
в) информацию о ценах на продукцию
13. Главное отличие акционерного общества открытого типа от акционерного общества закрытого типа состоит в:
а) специфичности хозяйственной деятельности
б) способе размещения ценных бумаг
в) размере уставного фонда
14. Экономика предприятия изучает:
а) пути наилучшего использования экономических ресурсов
б) ресурсы, которые преобразованы в процессе производства
15. Предприятие, как самостоятельный хозяйствующий субъект, представляет собой:
а)самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателей для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
б) производственную систему, которая отделилась в результате общественного разделения труда и способна самостоятельно или во взаимосвязи с другими аналогичными системами удовлетворять те или иные потребности потенциальных потребителей
в) сложную систему, которая состоит из отдельных элементов
16. Поставщики относятся к факторам:
а) внешней среды
17. Бартер - одна из форм сотрудничества партнеров в сфере…
а) производства
б) товарообмена
в) торговли
18. Основные средства предприятия в результате приобретения оцениваются по:
а) восстановительной стоимости;
б) первоначальной стоимости;
в) остаточной стоимости;
19. Понятие "коммерческая организация" характеризует:
а).главной целью – получение прибыли;
б).главной целью не является получение прибыли.
20. Многие предприятия в России имеют организационно-правовую форму хозяйствования в виде обществ с ограниченной ответственностью. Укажите преимущества этой формы хозяйствования:
а) получаемый доход выше, чем у других форм хозяйствования;
б) позволяет заниматься рискованным бизнесом, который дает сверхприбыль;
в) невысокий минимально допустимый размер уставного капитала.
21. Выберите правильный ответ. Акционерное общество – это:
а) государственное предприятие, переданное в распоряжение трудового коллектива;
б) предприятие, созданное путем объединения вкладов его учредителей;
в) предприятие, созданное с помощью выпуска акций и взносов его учредителей.
22. Амортизация основных фондов – это:
а) износ основных фондов;
б) процесс перенесения стоимости основных фондов на изготавливаемую продукцию;
в) восстановление основных фондов.
23. Отнесите следующие виды основных фондов к активной или пассивной части:
Элементы основных фондов Группы элементов основных фондов
Активная часть Пассивная часть
1. Здания
2. Сооружения
3. Силовые машины
4. Рабочие машины и оборудование
5. Измерительные приборы
6. Вычислительная техника
7. Регулирующие приборы
24.Фермерское дело – это
а) особый вид предпринимательства
б) бизнес
в) домашнее хозяйство
г) правительство
25.Право на создание крестьянского фермерского хозяйства имеют граждане РФ, достигшие возраста:
а) 16 летнего
б) 18 летнего
в) 25 летнего
г) иностранные граждане
26.Основные элементы, характеризующие землю как основное средство производства:
а) не может быть заменена другими средствами производства
б) продукт природы и пространственноограничена
в) является ресурсом предприятия
г) при правильном использовании её плодородие возрастает
27.Земля, здания, животные – это...:
а) предметы труда
б) средства труда
в) оборотные фонды
г) основные средства
28.Что относится к натуральным показателям?
а) урожайность сельскохозяйственных культур
б) продуктивность животных
в) производство продукции на 100 га угодий
г) все вышеперечисленное
29.Продукты длительного хранения:
а) молоко
б) мясо
в) яйца
г) зерно
30.Источники формирования имущества крестьянского хозяйства:
б) покупки, аренды земли, имущества, собственных денежных сбережений на этапе становления;
в) банковских кредитов и др.
г) все вышеперечисленное
31.Факторами, определяющими размеры К (Ф) Х являются:
а) трудовой потенциал
б) этап формирования хозяйства
в) выбор специализации
г) все вышеперечисленные
32.К землям, используемым не по целевому назначению относятся участки:
а) на которых самовольно изменен вид хозяйственной деятельности;
б) на которых в течение последних пяти лет урожайность меньше нормативной на 20 %;
в) на которых плодородие постоянно снижается в результате неправильной хозяйственной деятельности;
г) угодья, заросшие лесом и кустарником, которые раньше использовались в севообороте.
33.Биржа – это
а) оптовая торговля
б) розничная торговля
в) особый вид постоянно действующего рынка
г) ярмарка
34.Ежегодное чередование культур – это
а) земледелие
б) севооборот
в) дезактивация
д) деградация
35. Спрос – это
а) потребность, определяемая количеством тех или иных товаров;
б) цена единицы фермерской продукции;
в) количество товаров, которое имеется на рынке в продаже по данной цене;
г) выбор путей и методов сбыта продукции.
36.Вид угодий, который можно использовать для получения сена:
а) пашня
б) сенокосы
в) пастбища
г) многолетние насаждения
37.Виды севооборотов
а) Полевые
б) Кормовые
в) Специальные
г) все вышеперечисленное
38.Пастбищное содержание животных бывает:
а) стационарным;
б) лагерно - пастбищным;
в) стойлово-лагерным;
г) все вышеперечисленное.
39.Повышенным ежедневным спросом у потребителя пользуются:
а) продукты питания;
б) мебель;
в) техника;
г) одежда.
40.Конкуренция – это
а) соперничество производителей товаров и услуг за более выгодные условия производства и реализации своей продукции с целью получения наибольшей прибыли;
б) увеличение производства и продажи государству продукции, улучшения ее качества;
в)сочетание в едином предприятии сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности;
г) углубленная и устойчивая специализация сельскохозяйственного производства;
41.Виды планирования:
а) долгосрочное;
б) краткосрочное;
в) среднесрочное;
г) все вышеперечисленное.
42.Налоговым периодом при исчислении единого социального налога является:
1. календарный год;
2. квартал;
3. месяц;
4. все вышеперечисленные.
а) Трансформация земельных угодий
б) Экспликация земель
в) Коренное улучшение земель
г) Организация перевода земельных угодий
44.Затраты на увеличение оборотного капитала относятся к:
а) оттокам от операционной деятельности
б) оттокам от инвестиционной деятельности
в) оттокам от финансовой деятельности
г) оттокам от коммерческой деятельности
45.С какого вида угодий получают многолетние травы на зелёную массу:
а) пашня
б) сенокосы
в) пастбища
г) многолетние насаждения
46.Налоги относятся к:
а) оттокам от операционной деятельности
б) оттокам от инвестиционной деятельности
в) оттокам от финансовой деятельности
г) оттокам от коммерческой деятельности
47.Налоговым периодом при исчислении единого социального налога является:
а) календарный год;
б) квартал;
в) месяц;
г) все вышеперечисленные.
48.Где в сельскохозяйственных предприятиях отражается учёт земли?
а) земельная шнуровая книга
б) годовой отчёт предприятия
в) технологическая карта
г) земельная карта
49.Основные средства:
а) здания
б) сооружения
в) транспортные средства
г) семена
50.Не относятся к недвижимости в соответствии с ГК РФ
а) морские суда
б) земельные участки
в) здания и сооружения
г) грузовые и легковые автомобили.
51.Платежи за землю поступают в бюджет
а) районный
б) городской
в) поселковый
г) все перечисленное.
52. Систематическая обработка и посев сельскохозяйственных культур – это характерный признак:
а) пашни
б) сельскохозяйственных угодий
в) пастбищ
г) сенокосов
53.Что из нижеперечисленного не относится к экономическим методам государственного регулирования деятельности предприятия?
а) налоговая политика
б) финансово-кредитная политика
в) регулирование ценообразования
г) инвестиционная политика
д) лицензирование
54.Сельскохозяйственные угодья включают…
а) пашню, пастбища, пруды и водоемы, сенокосы
б) пашню, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища
в) пашню, сенокосы, пастбища, леса
г) только пашню и сенокосы
д) пашню и леса
55.Сады, ягодники, виноградники относятся к…
а) многолетним травам
б) несельскохозяйственным угодьям
в) пашне
г) многолетним насаждениям
а) целевому назначению
б) качественному состоянию
в) хозяйственному использованию
г) применению в с.х. организациях
57.Удельный вес сельскохозяйственных угодий в общей земельной площади предприятия характеризует…
а) показатель освоенности земель
б) показатель распаханности земель
в) показатель трансформации земель
г) показатель окультуренности земель
59.На земли сельскохозяйственных организаций приходится
а) 85 % всех сельскохозяйственных земель
б) 50 % всех сельскохозяйственных земель
в) 95 % всех сельскохозяйственных земель
г) 25 % всех сельскохозяйственных земель
56. На долю сельскохозяйственных земель крестьянских (фермерских) хозяйств в структуре всех сельскохозяйственных земель приходится:
а) 1-2 %
б) 6- 9 %
в) 10- 13%
г) 20-22 %
57. Укажите основную цель функционирования предприятия в рыночных условиях:
а) получение прибыли и ее максимизация
б) повышение заработной платы работников
в) выход на мировой рынок
г) максимальное удовлетворение общественных потребностей
д) совершенствование производственной структуры предприятия
е) внедрение новой техники и технологии
58.. Предприятия по формам собственности классифицируются на:
а) индивидуальные
б) частные
в) малые
г) государственные
д) коллективные
е) муниципальные
59. Выделите организационно-правовые формы предприятий:
а) государственное или имущественное унитарные предприятия
б) совместные предприятия
в) производственные кооперативы
г) малые предприятия
д) хозяйственные общества
е) хозяйственные товарищества
60. В чем состоит различие между производственным предприятием и фирмой:
а) предприятие осуществляет производственную деятельность, а фирма – коммерческую
(торговую) деятельность
б) фирма – более широкое понятие, чем предприятие, и может включать несколько производственных или торговых предприятий
в) различия между предприятием и фирмой нет
61. Укажите среди перечисленных организационно-правовых форм хозяйственные товарищества:
а) общество с дополнительной ответственностью
б) общество с ограниченной ответственностью
в) полное товарищество
г) товарищество на вере (коммандитное)
62. Какая из перечисленных организационно-правовых форм не является коммерческой организацией:
а) полное товарищество
б) товарищество на вере
в) потребительский кооператив
г) коммандитное товарищество
д) казенное предприятие
63. Важнейшей задачей предприятия во всех случаях является:
а) создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия
б) получение дохода от реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг)
в) недопущение __________сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объема производства и снижения его рентабельности)
64. Что относится к внутренней среде фирмы:
а) потребители продукции
б) средства производства, трудовые ресурсы и информация
в) поставщики ресурсов производства
65. Задачи предприятия определяются:
а) интересами владельца
б) размером капитала
в) ситуацией внутри предприятия
г) высшим руководством
д) коллективом предприятия
е) внешней средой
66. Выделите основные черты, которые характеризуют товарное производство. Товарное
производство – это:
а) специфический вид деятельности по созданию новых товаров и услуг
б) изготовление товаров и услуг не для собственного потребления, а для продажи на рынке
в) обеспечение потребителей необходимой продукцией, работой, услугами
г) переработка исходных материалов с целью получения прибыли
67. Какие основные экономические категории включает товарное производство:
а) спрос, цена, качество продукции и прибыль
б) цена, спрос, предложение и купля-продажа
в) спрос и предложение, цена и закон спроса
г) цена, спрос и предложение, конкуренция
д) конкуренция, цена, спрос и предложение, закон спроса
68. Выберите более полное определение понятия «рынок»:
а) рынок – это место розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах
б) под рынком понимаются способ, место и средства товарообмена
в) рынок – это система экономических отношений между продавцом и покупателем по поводу обмена товаров (услуг)
г) другой вариант ответа
69. Укажите, по каким признакам классифицируются рынки:
а) по объектам и субъектам, по географическому признаку, по степени конкуренции, по характеру продаж, по отраслевому признаку
б) согласно существующей отраслевой и территориальной схеме национальной экономики
в) по функциональному признаку.
70. Выделите четыре признака классификации рынков по характеру товарообмена:
а) рынок товаров и услуг, рынок денег (капитала), рынок технологий, рынок информации
б) рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок интеллектуальной продукции, рынок труда
в) рынок труда, рынок ценных бумаг, финансовый рынок и рынок интеллектуальной собственности
г) рынок труда, рынок интеллектуальной продукции, финансовый рынок, рынок товаров и услуг
71. Выделите два признака классификации рынков по характеру продаж:
а) внутренний и внешний рынки
б) оптовый и розничный рынки
в) региональный и мировой рынки
72. Роль малого бизнеса в национальной экономике заключается в:
а) оперативном реагировании на изменения рынка
б) развитии творческой инициативы работников
в) создании новых рабочих мест
г) массовом производстве новой продукции
е) развитии специализации и кооперации производства
73. Критерии, установленные для отнесения предприятий к разряду малых:
а) численность персонала
б) объем выпуска продукции и численность персонала
в) численность персонала, объем выпуска продукции и условия формирования уставного капитала
г) численность персонала и формирование уставного капитала
74. Система управления включает следующие компоненты:
а) принципы, задачи и методы управления
б) структуру органов управления
в) информацию и средства ее обработки
г) текущее управление
75. Управление предприятием включает следующие подсистемы:
а) управление персоналом
б) управление маркетингом
в) управление финансами
г) управление запасами
76. Линейная структура управления включает:
а) линейную схему управления
б) дивизиональную схему управления
в) проектную структуру управления
Темы заданий для работы в малых группах
1. Развитие малого предпринимательства в Республике Бурятия
2. Проблемы развития малых форм хозяйствования
4. Основные нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность субъектов малого предпринимательства
5. Система нормативных и инструктивных документов по регулированию деятельности малых предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции.
6. 6 Основные перспективные направления развития малых предприятий в Республике Бурятия
7. Дальневосточный гектар, как инструмент развития малого предпринимательства
8. Региональная поддержка малого бизнеса, меры государственной поддержки и финансовые инструменты
9. Развитие малых предприятий по переработке продукции растениеводства.
10. Развитие малых предприятий по переработке продукции животноводства.
11. Личные подсобные хозяйства населения и их интеграция с предприятиями АПК
Критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической/ лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
1. Характеристика особенностей развития молочного скотоводства в Республике Бурятия и организация предприятия по заготовке молока-сырья.
2. Характеристика особенностей развития молочного скотоводства в Республике Бурятия и организация предприятия по переработке молока.
3. Характеристика особенностей развития животноводства в Республике Бурятия и организация предприятия по первичной переработке скота.
4. Характеристика особенностей развития животноводства в Республике Бурятия и организация предприятия по переработке мяса.
5. Производство зерна в Республике Бурятия и организация его переработки
6. Производство зерна в Республике Бурятия и организация технологии его хранения, размещения.
7. Производство овощей и картофеля в Республике Бурятия и организация их хранения.
8. Производство овощей и организация цехов по их переработке.
9. Организация закупа и переработки дикорастущей продукции в Республике
Бурятия
10. Организация современных цехов производства сушеной продукции
11. Организация производства быстрозамороженной продукции
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п