учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: сформировать представления о философско-научных, мировоззренческих и конкретно-научных основаниях биоэтики, истории ее становления и трактовке в различных социокультурных условиях; приобрести навыки этически корректного поведения в проблемных ситуациях профессиональной деятельности; изучить этические проблемы, связанные с существованием всех форм жизни на земле; ознакомить с законодательной базой охраны животных от жестокого обращения, работ с экспериментальными животными
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Устный опрос, предоставление конспекта
Устный опрос, предоставление конспекта
Обсуждение эссе
круглый стол
Устный опрос, предоставление конспекта
Устный опрос, предоставление конспекта
Устный опрос, предоставление конспекта
лекция -дискуссия
(предоставление доклада)
Устный опрос, предоставление конспекта
защиту животных
Устный опрос, предоставление конспекта
круглый стол
Устный опрос
(предоставление доклада)
защиту животных
круглый стол
Устный опрос
(предоставление доклада)
(предоставление доклада)
Устный опрос, предоставление конспекта
Устный опрос, предоставление конспекта
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний. Студент исчерпывающим образом ответил на вопросы экзаменационного билета. Задача решена правильно, студент способен обосновать выбранный способ и пояснить ход решения задачи.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине
Критерии оценивания правильности ответов
- теоретический уровень знаний;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
Разведение животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Термин «биоэтика» ввел
a. В. Р. Поттер
b. В. И. Вернадский
c. А. Л. Чижевский
d. Н. Н. Моисеев
2. Биософия
a. Учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине и биологии.
b. Учение о мудрости жизни
c. Раздел философии, занимающийся анализом и осмыслением новейших достижений различных наук в выявлении закономерностей саморазвития всего живого на Земле.
d. Учение о сбережении здоровья
3. Принцип биологического равноправия
a. Каждый должен получать то, что ему причитается
b. Каждый биологический вид имеет равные права на существование и развитие
c. Добровольное согласие субъекта испытания имеет первостепенное значение
d. Все связано со всем
4. Идея «глубинной экологии»:
a. Мир существует не как ресурс и не может свободно эксплуатироваться людьми.
b. Все связано со всем
c. Думай глобально - действуй локально
d. За все надо платить
5. Биотестирование – это:
a. Определение степени опасности среды с помощью биологических объектов: водорослей, простейших дафний и пр.
b. Обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакций на них живых организмов
c. Активизация физико-химического и биологического этапов восстановления земель.
d. Технология или одна из ступеней очистки воды
6. Всемирное общество защиты животных
a. WFPA
b. WSPA
c. WHO
d. IUCN
7. В 1947 году был принят документ:
a. Нюрнбергский кодекс
c. Конвенция Совета Европы о защите прав человека в биомедицине
d. Декларация о клонировании человека.
8.В 2005 году был принят документ:
a. Нюрнбергский кодекс
b. Хельсинская декларация Всемирной медицинской организации
c. Конвенция Совета Европы о защите прав человека в биомедицине
d. Декларация о клонировании человека.
9. Конвенция о биологическом разнообразии была принята 12 мая 1992 в г. Найроби:
a. ООН
b. ЮНЕСКО
c. ЮНЕП
d. ВОЗ
10. Красная книга это:
a. Аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов
b. Первый в истории международный свод правил о проведении экспериментов на людях
c. Документ, налагающий строгие ограничения на возможные злоупотребления достижениями медицинской и биологической науки
d. Документ, запрещающий клонирование человека с использованием клеток эмбриона
11. Эмпатия
a. Способность вхождения в другую личность или проникновение в сознание другого существа
b. Интуитивное проникновение в чувства другого существа и отклик на его эмоции
c. Исключение грубого обращения с животными, причинения им боли, внушения страха
d. Ответственность перед всеми формами жизни развиваются при изучении различных предметов
12.Принципом обучения биоэтичному отношению к миру является:
a. Безграничное сострадание, милосердие ко всем живущим существам
b. Развитие положительного эмоционального отношения к другим формам жизни, к животным, а также к другим людям
c. Гуманистическая направленность содержания образования, которое позволяет удовлетворять социальные и личностные потребности
d. Единство обучения и воспитания в целостном педагогическом процессе
1.Этика–это:
А) форма общественного сознания;
Б)наукао морали и нравственности;
В) область знания, изучающая все добродетели.
2.Предметом изучения этики является:
А)этикет;
Б) мораль и нравственность;
В) общественные отношения.
3.Впервые термин «мораль» ввёл:
А) Цицерон;
Б). Аристотель;
В) И. Кант.
4.Мораль–это:
А) совокупность норм, принципов,идеалов, регулирующих отношения и поведение людей в обществе;
Б) форма общественного сознания;
В) всё вышеперечисленное.
5.Нравственность–это:
А) совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений;
Б) характеристика поведения конкретного человека, его внутренних качеств;
В) отклассифицированные культурой по критерию «добро и зло» отношения и нравы людей.
6. Девиантное поведение–это: А) поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в обществе образцам и нормам; Б) различные формы негативного поведения лиц, отступление от норм морали и права; В) всёвышеперечисленное.
7.Этические школы натуралистического направления исходят из того, что:
А) нравственность выводится из «природы человека», его «неизменной»биопсихологическойсущности;
Б) мораль формируется на основе объективного нравственного закона;
В) основой нравственности является бог.
8. К социологическому направлению относятся:
А) диалектико-материалистическое учение о морали и нравственности;
Б) эволюционная этика;
В)теории общественного договора и разумного эгоизма.
9. Субъективно-идеалистическая этика выводит мораль из:
А) духовности самого человека, его воли, разума;
Б)биологической природы человека;
В) надприродного духа.
А) обязанности человека перед обществом;
Б) осознанное и добровольное выполнение человеком предъявляемых ему требований общества;
В) намеренные нравственные действия.
11. Под совестью принято считать:
А) невроз;
Б) действия, соответствующие желанию;
В) психоэмоциональная реакция человека, вызванная самооценкой своего поведения, действий через призму добра и зла.
12. Моральная норма–это:
А) основные человеческие ценности;
Б) требование, выработанноеисторическиобществом и обязательное для исполнения индивидами;
В) обычай.
13. Понятие «биоэтика» сформулировал:
А) Гиппократ;
Б) Поттер;
В) Парацельс.
14. Наиболее полно суть и содержание биоэтики отражает определение: А)Биоэтика–медицина в контексте моральных норм и прав человека;
Б) Биоэтика-морально-нравственное отношение ко всему живому на земле;
В) Биоэтика-совокупность принципов и способов человеческих взаимоотношений.
15. Мораль это:
А) Система внутренних установок человека, основанных на жизненных основополагающих ценностях
Б) Наука о всеобщих законах развития общества
В)Совокупность способностей и склонностей человека
Примеры биоэтических задач (по Борейко, 2004), для семинарских занятий
Задача 1. Согласно теории прав природы, синиц, чижей нельзя отлавливать для содержания в клетках, так как это нарушает их право на естественную свободу в естественной среде обитания. Но ведь держа зимой птиц в клетке, мы, таким образом, спасаем их от бескормицы. Как быть?
Задача 2. В жизни часто возникает ситуация, когда человеку, чтобы спасти свою жизнь или здоровье, приходится лишать жизни комаров, гельминтов, болезнетворных микробов. Но ведь, убивая их, человек тем самым нарушает их право на жизнь.
Задача 3. Человек разводит коров, свиней, а затем в целях своего пропитания лишает их жизни, чем посягает на их право на жизнь. Правильно ли это?
Задача 4. Охотник любитель убивает на охоте зайца. На ферме разводят телят, которых тоже лишают жизни. Как в первом, так и во втором случае, человек забирает у животного жизнь. Однако, почему любительская охота с позиции экологической этики является безнравственной, а выращивание телят на мясо так не осуждается.
Задача 5. Во многих заповедниках и национальных парках проводятся санитарные рубки и другие мероприятия, направленные против короедов. Может ли это с позиции экологической этики считаться правильным?
Задача 6. В одном заповеднике развелось много кабанов и оленей. Они стали наносить экосистеме заповедника ущерб, уничтожив практически весь подрост. Было предложено организовать в заповеднике охоту, что бы не только снизить количество кабанов и оленей, но еще и заработать деньги для заповедника. Правильно ли это?
Задача 7. Активисты одной организации в защиту животных закупили в зоомагазине всех канареек и выпустили их на волю. Правильно ли это с точки зрения экоэтики и права животных на свободу?
Задача 8. В одном заповеднике при помощи давилок в целях научных исследований добывается огромное количество мышевидных грызунов. Этично ли это?
Задача 9. В одном из заповедников, где обитает редкий, занесенный в Красную книгу вид кулика, расплодились серые вороны, которые, расклевывая его яйца, поставили на грань исчезновения всю популяцию редкого кулика. Администрация заповедника приняла решение об отстреле серой вороны, что, в свою очередь, грубо нарушает права особей этого вида на жизнь. Как быть?
Задача 10. Обитающие в заповеднике волки стали делать вылазки на соседние с заповедником фермы, режа скот. Крестьяне обратились к руководству заповедника с требованием уничтожить волков. Как быть?
Задача 11. В элеваторе завелось много мышей и крыс, наносящих серьезный материальный ущерб. Директор элеватора предполагает для борьбы с ними закупить яд. Как расценивать этот поступок с точки зрения экоэтики.
Задача 12. В результате строительства многоэтажного жилого дома планируется засыпать песком и гравием небольшое болото, где обитают лягушки и другая живность (видов, занесенных в Красную книгу нет). Как следует поступать с точки зрения экоэтики?
Задача 13. Научный сотрудник зоологического института подал заявку в природоохранный орган с просьбой дать ему разрешение на отстрел 20-30 особей нескольких обычных видов птиц с целью сбора материала для диссертации. Этично ли проводить такую «научно-исследовательскую» охоту?
Задача 14. На улице росло несколько ив. Было решено их подстричь, дабы сделать «пушистее» и красивее. Как расценить это решение с точки зрения экоэтики?
Задача 15. В целях ограничения численности серой вороны работники охотничьего хозяйства часто применяют такой прием: окольцовывают одну ворону, выпускают ее, а затем в газете помещают объявление о вознаграждении тому, кто ее подстрелит и покажет кольцо. В погоне за наградой бывают уничтожены сотни птиц. Как вы оцениваете подобное мероприятие?
Задача 16. В некоторых охотничьих хозяйствах в вольерном полусвободном режиме разводят оленей, кабанов, уток с
Задача 17. Активисты радикальной организации за права животных провели акцию по разгрому университетского вивария, где содержались крысы, белые мыши, лягушки и кролики, над которыми ставились научные опыты. Исследовательское оборудование было уничтожено, а животные выпущены на волю. Как оценить это событие с позиции экологической этики?
Задача 18. В Йеллоустонском национальном парке (США) произошел такой случай. Дикий бизон провалился под лед на реке. Когда работников парка спросили о помощи животному, они ответили, что это – естественный природный случай и потому пусть бизон выплывает или тонет сам. Но несколько посетителей парка начали спасать бизона, не зная, что работники парка решили предоставить самой природе решать его судьбу. Животное извлекли из воды, но оно обессилело и к утру погибло. Журналист, писавший об этом, осудил службу национального парка. «Это вовсе не научный вопрос, – сказал он, – это вопрос нравственный». А что вы думаете об этом?
Задача 19. Между защитниками природы и охотниками, рыбаками-любителями произошел конфликт. Первые вступались за уток и карасей, доказывая, что эти дикие животные имеют право на жизнь и свободу. Вторые утверждали, что они имеют право на любительскую охоту и рыбалку, и поэтому никто не должен им запрещать охотится и рыбачить. Чьи права должны быть защищены?
Задача 20. В небольшом итальянском городе Монда власти запретили держать в аквариумах рыбок. Мэрия выпустила постановление, в котором отмечается, что «у рыбки, живущей в аквариуме, вырабатывается искаженное представление о реальности», от чего она ужасно страдает». Кроме того, не все хозяева устанавливают хорошие фильтры, от чего жизнь аквариумных рыбок становится просто невыносимой. Как вы относитесь к данному постановлению?
1. Цели и задачи курса «Основы биоэтики». Зачем этика студенту-биологу. (УК-6)
2. Факторы и причины возникновения биоэтики и ее соотношение с биомедицинской этикой. (УК-6)
3. Междисциплинарный характер биоэтики. (УК-6)
4. Биоэтика как мировоззрение, общественное движение и социальный институт. (УК-6)
5. Характеристика этики биологической, экологической и медицинской. (УК-6)
6. Философские и правовые основы биоэтики. (УК-6)
7. Взаимосвязь биоэтики и биомедицинской этикой. (УК-6)
8. Основные принципы биоэтики: принцип уважения автономии личности, «не навреди», принцип справедливости и др. (УК-6)
9. Биоэтика и биотехнология в экономике 21 века. (УК-6)
10. Принципы этической биологии. Принцип биологического равноправия. (УК-6)
11. Принципы антропоцентризм и теоцентризма. (УК-6)
12. Биоэтика в философских учениях pазличных эпох. (УК-6)
13. Натуралистическая этика (В.Р. Поттер, Т. де Шарден, А. Швейцер). (УК-6)
14. Биоэтика, как наука выживания. Принцип «Watch no touch». (УК-6)
14. Механицизм и витализм. Современная натуралистика – новые технологии и старые идеи. (УК-6)
16. Проблемы животноводства. Альтернатива животноводству(УК-6)
17 Экспериментирование на животных (УК-6)
18. Животные и развлечения (УК-6)
19. Дикие животные. Проблемы экологии и биоэтика. (УК-6)
20. Биология как лидер науки 21 века и самая опасная наука современности. (УК-6)
21. Концепции прогресса: религиозная, материалистическая и научно-философская. (УК-6)
22. Проблема «био-власти» или как выжить в условиях победы биотехнологии (Б.Тищенко). (УК-6)
23. Биотехнология как вид техники: особенности развития, прогноз на завтра. (УК-6)
24. Биотехнология и экономика: роль СМИ и рекламы. (УК-6)
25. Отношение «человек и животное». Механистическая и натуралистическая парадигма. (УК-6)
26. Проблема права и долга в отношении к животным(УК-6)
27. Проблема физических и нравственных страданий у животного(УК-6)
28. Проблема владения животными(УК-6)
19. Истоpия отношения человека к животным(УК-6)
30. Законодательство по защите животных (УК-6)
31. Отношение «человек и животное». Современное состояние проблемы. (УК-6)
32. Подходы Павлова и Лоренца к проблеме поведения животных. (УК-6)
33. Манипуляции с животными – прямые угрозы психологическому состоянию исследователя. (УК-6)
34. Биоэтика времени компьютерной биологии. Компьютерная биология как провизорная наука. (УК-6)
35. Качество биологического измерения и становление количественной биологии. (УК-6)
36 Теоретическая и практическая биоэтика (В.Петров-Н.Седова). (УК-6)
37. Прикладная биоэтика, конкретные ситуации отношений человека и живого. (УК-6)
38. Этические комитеты в России, система организации, задачи и проблемы. (УК-6)
39. Альтернативное биотестирование. (УК-6)
40. Принцип «Трех R»: reduce, refine, replace. (УК-6)
41. Роль и место беспозвоночных моделей в биологии: история вопроса и современное состояние (российская специфика). (УК-6)
42. Узловые вопросы клонирования органов и тканей человека: что - можно, а что - нужно. (УК-6)
44. Прогресс - как нравственный и духовный рост человека. (УК-6)
45. Этика сочувствия С.В. Мейена и проблема толерантности в науке. (УК-6)
46. Этика медика и этики биолога - сходство и отличия. (УК-6)
47. История этических учений.
48. Структура и функции морали.
49. Биоэтика и религия.
50. Этические проблемы обращения с животными (цирки, зоопарки).
51. Этические проблемы экспериментов над животными.
52. Каковы пути решения проблемы безнадзорных животных?
53. Соотношение биоэтики и права.
54. Европейские конвенции о защите животных.
55. Основы правового регулирования обращения с непродуктивными животными в РФ.
56. Законодательное регулирование сферы охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
57. Этика врача. Деонтология.
58. Назовите проблемы биомедицинской этики.
59. Евгеника как извращенное антигуманное и внеправовое понятие.
60. Этико-правовые документы: «Нюрнбергский кодекс», «Хельсинская декларация», Конвенция Совета Европы «О правах человека и биомедицине».
61. Какие существуют проблемы адаптации инвалидов в социокультурной среде и пути их решения?
62. Этика ветеринарного врача. Этика владельца животного.
Вопросы для самоподготовки по темам семинарских занятий
1. Биоэтика III тысячелетия - как переход от антропоцентризма к биоцентризму.
2. Нравственно-биологический аспект социального прогресса.
3. Биоэтические идеи в философии Древнего мира.
4. Биоэтическая мысль в эпоху Средневековья.
5. Проблема отношения к живой природе в философских ученьях эпохи Возрождения.
6. Биоэтическая проблематика в философских учениях эпохи Просвещения и XIXвека.
7. Основные принципы этической концепции А. Швейцера.
8. «Благоговение перед жизнью»-как основной принцип биоэтики.
9. Экологическая этика О. Леопольда.
10. Идеи ученых-космистов о разрушительном воздействии на природу техногенной деятельности человека.
11. Учение В.И. Вернадского-о биосфере и ноосфере.
12. Натурфилософия К.Э. Циолковский, А.Л.Чижевского, Н.А. Умова - ее влияние на биоцентрическое мировоззрение личности.
13. Животные и развлечения.
14.Роль биоэтики в нравственном воспитании личности.
15. Пища будущего.
16. Все о вегетарианстве
17. П. Сингер. Его теоретическая и практическая деятельность в борьбе за права животных.
18. Гуманное отношение к животным в поэзии С. Есенина, А. Блока, М. Цветаевой, Е. Евтушенко, Э.А. Осадова.
19. Проблемы современной ксенотрансплантологии
20. Этические проблемы клонирования
21.Иммуннокоррекция сельскохозяйственных животных в условиях антропогенного загрязнения окружающей среды.
22. Сопереживание, эмпатия, бережливость, ответственность - важные принципы отношения человека к живой природе.
23. Проблема бездомных животных в больших городах и населенных пунктах
24. Компьютерное моделирование процессов, как альтернативный метод жестокому эксперименту над животными.
25. Христианство: отношение к растениям и животным.
26. Иудеи и живая природа: взаимодействие и отношения.
27. Мусульмане и живая природа: проблемы взаимодействия
28. Отношение к растениям и животным у людей, исповедующих синтоизм.
29. Буддизм: современное отношение к растениям и животным.
30. Индуизм и живой мир природы: положительные и отрицательные стороны взаимодействия.
31. Даосизм: отношение к растениям и животным.
32. Почитание растений и животных в Древнем мире (Египет, Римская империя, Греция).
33. Развитие тотемизма в различных странах.
34.Современные общественные движения в защиту биоразнообразия
35. Мировые экологически движения.
36.Зоопарки: понятие, за и против.
40.Современные проблемы клонирования.
1. Философские и общественно-исторические основы биоэтики
Контрольные вопросы
1. Что такое этика?
2. В чем отличие гуманистической и авторитарной этики?
3. Что такое мораль?
4. В чем заключается антропоцентрический и биоцентрический подходы в отношении к Живому? 5. Какие функции выполняет мораль?
7. Как взаимодействуют элементы морали между собой?
8. Как появилось новое научное направление – биоэтика?
9. Какова структура биоэтики?
10. Что является предметом и объектом изучения биоэтики?
2. Правовые основы биоэтики
Контрольные вопросы
1. Какова роль права в нормативной биоэтике?
2. В чем заключается основная суть понятия «справедливость
3. Что общего между нормами права и нормами морали?
4. В чем заключается различие норм права и норм морали?
5. Как в современном Российском законодательстве трактуется понятие «жестокое обращение с животными»?
6. Что является объектом и предметом жестокого обращения с животными?
7. Каким нормативно-правовым актом регулируются вопросы биоэтики в отношении диких животных?
8. В чем заключается объективная сторона жестокого обращения с животными?
9. Какой нормативно-правовой акт регулирует вопросы биоэтики в отношении домашних непродуктивных животных?
10. Чем регламентированы этические вопросы отношения к лабораторным животным?
3. Прикладные направления биоэтики
Контрольные вопросы
1. В чем отличие прикладной и профессиональной биоэтики?
2. Каким образом в России регламентируется профессиональная этика?
3. Для чего создана международная база данных GEObs?
4. В чем заключается суть медицинской биоэтики и деонтологии
5. Какие принципы боэтики сформулированы Beauchamp T.L. и Childress J.F.?
6. В чем заключается основная суть инклюзивной этики?
7. Как формулируются тезисы принципа пяти свобод по отношению к домашним животным?
8. Принята ли в настоящее время декларация ООН о благополучии животных?
9. Какие регуляции применяются в охотничьей этике с позиций норм права и норм морали?
10. В чем заключаются основные положения международных рекомендаций (этического кодекса) по проведению медико-биологических исследований с использованием животных?
1. Опишите один день животного в зоопарке. Сравните его с днем из жизни животного на природе.
2. Выполняют ли зоопарки какую-либо полезную функцию?
3. Если бы вы были домашней собакой, с какой семьей вы бы хотели жить и где? Опишите идеальную жизнь собаки?
4. Почему вымирают дикие животные? Что можно сделать для их сохранения? Обсудите виды угроз и мероприятия по их устранению и защите животных?
5. Сравните жизнь кроликов в различных ситуациях: в исследовательской лаборатории, в доме, на природе.
6. Опишите жизнь тигра в цирке. Сравните это описание с жизнью на свободе.
7. Напишите рассказ о жизни лабораторной крысы.
8. «Идет охота на волков…». Опишите чувство загнанного волка и ощущение охотника.
9. Опишите шесть преимуществ и шесть недостатков содержание домашних животных в квартире. (приведите примеры самых необычных животных, которых содержат люди у себя дома).
10. Опишите Вашу позицию по поводу содержания в доме медведя, попугая, черепахи.
11. Какая жалость, что собака не говорит, ведь она понимает каждое слово.
12. Охота на диких животных- это спорт?
13. Ваш друг решил завести собаку что вы ему посоветуете?
14. Как полюбить лягушку?
15. Неблагоприятные факторы вивария.
16. Причины бережного отношения к животным.
17. Как вы понимаете клятву Гиппократа в современных религиях?
18. Преимущества и недостатки школьного живого уголка.
19. «Я бездомная собака, мои хозяева выбросили меня на улицу, где холодно и идет снег ….». Продолжите рассказ.
20. «Мой хозяин не приходит за мной, но я знаю, что это не просто так, что то случилось…» продолжите рассказ.
21. Какое животное Вы хотели бы иметь дома? Обоснуйте свое решение.
22. Какие памятники животным вы знаете? Какому животному еще необходимо поставить памятник?
23. Хосписы. Паллиативная помощь животным нужны ли они?
25. Морально-этические проблемы трансплантологии.
26. Этико-правовое регулирование
27. Религиозно-философские и морально-этические аспекты отношения к жизни и смерти.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п