учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Механизация сельскохозяйственных процессов
Направленность (профиль) Цифровые технические системы в агробизнесе
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Татаров Н.Т.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Освоение теории физических явлений, положенных в основу создания и функционирования различных
ЛА, а также в привитии практических навыков использования методов
анализа и расчета аэродинамики, электрических и магнитных цепей для решения широкого круга задач в АПК.
Изучаются вопросы обеспечения безопасности в сфере БВС.
Задачи: Освоение теории физических явлений, положенных в основу создания и функционирования различных
ЛА, а также в привитии практических навыков использования методов
анализа и расчета аэродинамики, электрических и магнитных цепей для решения широкого круга задач в АПК.
Изучаются вопросы обеспечения безопасности в сфере БВС.
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий;
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности.
ОПК-7: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
затрудняется основы аэродинамики и физических принципов полета дрона.
затрудняется основы аэродинамики и физических принципов полета дрона.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности.
ОПК-7: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
ОПК-7: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности;
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических и естественных наук с применением информационно-коммуникационных технологий.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности.
ОПК-7: Способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
2. Виленц В.С., Андреев С.В, Дементьева Л.А. // Сборник «авиационные материалы и технологии». Вып. «Ремонтные технологии в авиастроении» / под. ред. Е.Н. Каблова, М.: Изд-во ВИАМ, 2002. с. 65-70.
3. Егер С.М., Мишин В.Ф., Лисейцев Н.К., Бадягин А.А., Ротин В.Е., Склянский Ф.И., Кондрашов Н.А., Киселев В.А., Фомин Н.А. Проектирование самолетов: учебник для вузов. М.: Машиностроение, 1983. – 616 с.
4. Федоров Л.П., Михайлов Ю.С. Определение оптимальных режимов крейсерского полета высотного беспилотного летательного аппарата // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 2 (188). С. 72–76.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Проектирование и эксплуатация беспилотных мобильных систем
2) охватывает все разделы дисциплины
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Кейсы 1: Принципы работы и сборки БВС
Участникам предоставляется комплект теоретических материалов и схем для изучения принципов работы и сборки БВС. Необходимо изучить материалы, ответить на вопросы по тесту и выполнить задания по анализу и интерпретации схем.
Задачи:
1. Изучить основные компоненты БВС и их функции.
2. Понять принципы аэродинамики и управления полетом.
3. Изучить технологии и методы сборки аппаратной части БВС.
4. Ознакомиться с методами соединения и монтажа компонентов.
5. Научиться работать с технической документацией.
Кейс 2: Анализ и интерпретация схем БВС
Участникам предоставляются схемы различных типов БВС. Необходимо проанализировать схемы, определить основные компоненты и их взаимосвязи, а также ответить на вопросы по тесту.
Задачи:
1. Изучить предоставленные схемы БВС.
2. Определить основные компоненты на схемах и их функции.
3. Проанализировать взаимосвязи между компонентами.
4. Ответить на вопросы по схемам.
5. Подготовить краткий отчет по результатам анализа.
Кейс 3: Изучение и применение методов соединения и монтажа компонентов
Участникам предоставляются теоретические материалы по методам соединения и монтажа компонентов БВС. Необходимо изучить методы, ответить на вопросы по тесту и подготовить краткий отчет по результатам изучения.
Задачи:
1. Изучить теоретические материалы по методам соединения и монтажа.
2. Ответить на вопросы по методам соединения и монтажа.
3. Подготовить краткий отчет по результатам изучения.
Ответ на кейс 1
Задачи:
1. Изучить основные компоненты БВС и их функции.
2. Понять принципы аэродинамики и управления полетом.
Примеры ответов к задачам № 1:
Квадрокоптер – это беспилотный летательный аппарат мультироторного типа с четырьмя двигателями, который состоит из следующих компоненты:
- рама
- пропеллеры
- регуляторы оборотов
- плата распределения питания
- полетный контроллер
- приемник радиосигнала
- аккумуляторная батарея
- двигатели или моторы
Рама
Рама несущая часть дрона обеспечивает жесткость и прочность конструкции для установки остальных компонентов дрона. Изготовляется обычно из металла алюминия, но может быть изготовлена из карбона, пластика.
Пропеллеры при вращении создают подъёмную силу, при разнице давлений воздуха под лопастью и над лопастями, под лопастями давление воздуха больше и направление подъёмной силы, и давление направленно вверх. Пропеллеры по конструкции могут быть двухлопастными как в нашем случае (квадрокоптер Geoscan Pioneer), так и тремя и более лопастями, эти требования зависят от требований, которые предъявляются к летательному аппарату. Основные характеристики — это выбор пропеллеров, диаметр количество лопастей, шаг винта и материалы.
Регуляторы оборотов
Регуляторы оборотов регулируют скорость вращения двигателей в соответствии с командами полетного контроллера. При быстром вращении двигателя, тем большую тягу он способен создавать, тем квадрокоптер летит быстрее и манёвренный. Для изменения скорости попеременно подаются питание на определенные участки обмотки. Полётный контроллер посылает регулятору оборотов сигнал о том, что нужно прибавить или убавить газ на двигателе.
Плата распределения питания
Распределяет питания к различным компонентам дрона, таким как регулятор оборотов и моторы, полетный контроллер, радиоприёмник, камеры, дополнительное оборудование. Имеет несколько контактных площадок и разъемов для подключения к различным компонентам, а также встроенные защитные функции, чтобы предотвратить повреждение дрона в случае короткого замыкания или перегрузки. Часто для уменьшения веса плату объединяют вместе с полетным котроллером или регулятором скорости.
Полетный контроллер
Полетный контроллер – это мозг дрона, обрабатывает данные с датчиков (гироскоп, магнитометр, барометр и др. и рассчитывает углы наклона, скорость, высоту и направление полета дрона.) Тем больше каналов тем лучше
Приемник радиосигнала
Приемник – это устройство, принимающий сигналы от пульта управление и передаёт их на полетный контроллер по определенному протоколу.
Аккумуляторная батарея
Батарея является источником электрической энергии и питает все компоненты квадрокоптера. Батареи отличаются характеристиками это емкость, напряжение и токоотдача. Чаще применяют литий полимерные LiPo аккумулятры из-за невысокой энергоёмкости и небольшой массы.
Двигатели или моторы
Двигатели приводят во вращение пропеллеры и обеспечивают необходимую тягу для подъёма квадрокоптера в воздух. Бывают безколлекторные и коллекторные двигатели, которые работают по принципу: магниты в роторе и обмотке в статоре создают движущую силу благодаря возникновению магнитного поля между ними. Постоянный ток поочередно подается на определенные обмотки на короткие промежутки времени (тысячные доли секунд), заставляя ротор вращаться.
Примеры ответов к задачам №2:
2. Понять принципы аэродинамики и управления полетом.
Сопротивление воздуха
Сила сопротивление воздуха оказывает сильное воздействие на квадрокоптера и с ростом скорости растет и вызывает изгиб конструкции пропеллеров крыла и других несущих частей летательного аппарата.
F = Cd ∙ S ∙ ρ ∙v2/2
где ρ – плотностью среды (воздуха), v – скорость среды относительно тела, s –площадь наибольшего поперечного сечения, движущегося среда тела.
Также оказывает влияние сила тяжести вызванного силой всемирного тяготения Земли
F = m∙g
где m – масса дрона, g – ускорение свободного падения (9,8 м/с2 равная для Земли).
Сила тяги зависит от мощности двигателя дрона и эффективности пропеллера поэтому для ее вычисления требуются коэффициенты, полученные экспериментальным путем.
Основной закон аэродинамики закон Бернулли, который говорит, что при увеличении скорости жидкости (или воздуха ее давление уменьшается). Как уже писали выше воздух над пропеллером обладает большой скоростью, чем под ним, поэтому между лопастями создается разность давления набегающего потока воздуха вследствие чего создается подъёмная сила.
Методические разработки:
Университет Иннополис обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Электронная информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа, слушателя из любой точки.
Материалы:
Материалы модуля расположены на странице курса LMS https://learn.innopolis.university/ Учебная литература / Ресурсы сети Интернет 1. Баженов, С. Г. Основы динамики полёта: учебник / С. Г. Баженов. — Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2021. — 432 с. — ISBN 978-5-9221-1906-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/305264.
2. Лонин, А. В. История авиационной техники: учебное пособие / А. В. Лонин, С. Л. Лонина. — Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. — 98 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269999.
4. Аэронавигационное обеспечение полетов: методические указания / составитель И. И. Алешков. — Санкт-Петербург: СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023. — 22 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/343004 (дата обращения: 19.09.2023).
5. Аэронавигация: методические указания / составитель И. И. Алешков. — Санкт-Петербург: СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023. — 42 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/343007 (дата обращения: 19.09.2023). 6. Белов, Н. В. Бортовые информационно-управляющие системы. Практикум: учебное пособие / Н. В. Белов, Д. Н. Безумнов. — Москва: МТУСИ, 2022. — 16 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333695 (дата обращения: 19.09.2023).
7. Бортовые информационно-управляющие системы: методические указания / составители Н. Н. Сухих [и др.]. — Санкт-Петербург: СПбГУ ГА, 2022. — 31 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258401 (дата обращения: 19.09.2023).
8. Горбунов А.А. Методы практической аэродинамики при автоматизированном проектировании системы несущих поверхностей летательного аппарата [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горбунов А.А., Припадчев А.Д.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 146 c.— Режим доступа: https://ozlib.com/947249/tehnika/vvedenie#26
Модуль 2. Электроника и датчики БВС
Кейс 1: Принципы работы и настройка электроники БВС
Участникам предоставляется комплект теоретических материалов по основам электроники, используемой в БВС. Необходимо изучить материалы, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по анализу и интерпретации схем.
Задачи:
1. Изучить основные компоненты электроники БВС и их функции.
2. Понять принципы работы полетного контроллера и ESC.
3. Изучить методы подключения и настройки электроники.
4. Ознакомиться с методами диагностики и устранения неисправностей.
5. Ответить на вопросы по тестам.
Кейс 2: Принципы работы и настройка датчиков БВС
Участникам предоставляется комплект теоретических материалов по основам работы и настройки датчиков, используемых в БВС. Необходимо изучить материалы, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по анализу и интерпретации данных.
Задачи:
1. Изучить основные типы датчиков, используемых в БВС, и их функции.
2. Понять принципы работы гироскопов, акселерометров, барометров и компасов.
3. Изучить методы подключения и настройки датчиков.
4. Ознакомиться с методами диагностики и калибровки датчиков.
5. Ответить на вопросы по тестам.
Кейс 3: Принципы работы и настройка системы GPS в БВС
Участникам предоставляется комплект теоретических материалов по основам работы и настройки системы GPS, используемой в БВС. Необходимо изучить материалы, ответить на контрольные вопросы и выполнить задания по анализу и интерпретации данных.
Задачи:
1. Изучить принципы работы системы GPS и ее компоненты.
2. Понять методы подключения и настройки GPS-модуля.
3. Ознакомиться с методами диагностики и устранения неисправностей GPS.
4. Изучить методы калибровки GPS для точной навигации.
5. Ответить на контрольные вопросы по материалам.
Методические разработки:
Университет Иннополис обеспечен необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. Электронная информационно-образовательная среда обеспечивают возможность доступа, слушателя из любой точки.
Материалы:
Материалы модуля расположены на странице курса LMS https://learn.innopolis.university/ Учебная литература / Ресурсы сети Интернет 1. Баженов, С. Г. Основы динамики полёта: учебник / С. Г. Баженов. — Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2021. —
2. Лонин, А. В. История авиационной техники: учебное пособие / А. В. Лонин, С. Л. Лонина. — Красноярск: СибГУ им. академика М. Ф. Решетнёва, 2021. — 98 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269999 (дата обращения: 19.06.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Рэндал У. Биард Малые беспилотные летательные аппараты [Электронный ресурс]: теория и практика/ Рэндал У. Биард, Тимоти У. МакЛэйн — Электрон. текстовые данные.— М.: Техносфера, 2015.— 312 c. — Режим доступа: https://ipr-smart.ru/36871.— IPR SMART.
4. Аэронавигационное обеспечение полетов: методические указания / составитель И. И. Алешков. — Санкт-Петербург: СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023. — 22 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/343004 (дата обращения: 19.09.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Аэронавигация: методические указания / составитель И. И. Алешков. — Санкт-Петербург: СПБГУ ГА им. А.А. Новикова, 2023. — 42 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/343007 (дата обращения: 19.09.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
6. Белов, Н. В. Бортовые информационно-управляющие системы. Практикум: учебное пособие / Н. В. Белов, Д. Н. Безумнов. — Москва: МТУСИ, 2022. — 16 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/333695 (дата обращения: 19.09.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Бортовые информационно-управляющие системы: методические указания / составители Н. Н. Сухих [и др.]. — Санкт-Петербург: СПбГУ ГА, 2022. — 31 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/258401 (дата обращения: 19.09.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
8. Горбунов А.А. Методы практической аэродинамики при автоматизированном проектировании системы несущих поверхностей летательного аппарата [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Горбунов А.А., Припадчев А.Д.— Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 146 c.— Режим доступа: https://ipr-smart.ru/69911.— IPR SMART.
Модуль 3 Обеспечение безопасности и надежности БВС
Примеры вопросов по тесту:
1. Какой компонент БВС отвечает за аварийное отключение двигателей в случае критической неисправности?
a) Контроллер полета
b) GPS-модуль
c) Радиопередатчик
d) Барометр
2. Что такое функция "возврат домой" (Return to Home, RTH) в БВС?
a) Автоматическое возвращение БВС на стартовую точку при низком уровне заряда аккумулятора b) Автоматическое отключение двигателей при потере связи с оператором
c) Автоматическое снижение высоты при сильном ветре
d) Автоматическое включение аварийных огней
3. Какие меры безопасности необходимо соблюдать при работе с аккумуляторами БВС?
a) Использовать только оригинальные зарядные устройства
b) Проверять состояние аккумуляторов перед каждым полетом
c) Хранить аккумуляторы в огнеупорных контейнерах
d) Все вышеперечисленное
4. Какой датчик используется для определения высоты полета БВС?
a) Гироскоп
b) Акселерометр
c) Барометр
d) Магнитометр
5. Что необходимо сделать перед каждым полетом БВС для обеспечения безопасности?
a) Проверить состояние всех компонентов и соединений
b) Калибровать датчики
c) Проверить уровень заряда аккумуляторов
d) Все вышеперечисленное
6. Какие действия следует предпринять при потере связи с БВС?
a) Немедленно выключить передатчик
b) Активировать функцию возврата домой (RTH)
c) Попытаться восстановить связь, переместив передатчик
d) Ожидать автоматического возвращения БВС
7. Какой компонент БВС отвечает за стабилизацию полета и удержание заданной высоты?
a) Контроллер полета
b) GPS-модуль
c) Радиопередатчик
d) Пропеллеры
8. Какие меры предосторожности необходимо соблюдать при работе с пропеллерами БВС?
a) Проверять крепление пропеллеров перед каждым полетом
b) Использовать защитные кожухи или ограждения
c) Никогда не касаться пропеллеров при включенном двигателе
d) Все вышеперечисленное
9. Что такое функция "геозона" (Geofencing) в БВС?
a) Ограничение высоты полета
b) Ограничение скорости полета
c) Ограничение зоны полета для предотвращения вылета за установленные границы
d) Ограничение времени полета
10. Какие действия необходимо предпринять при обнаружении неисправности в БВС во время полета?
a) Немедленно посадить БВС в безопасное место
b) Продолжить полет, если неисправность незначительная
c) Попытаться устранить неисправность в воздухе
d) Отключить все системы и ожидать падения БВС
Ответы на тест 1.
a) Контроллер полета
2. a) Автоматическое возвращение БВС на стартовую точку при низком уровне заряда аккумулятора
3. d) Все вышеперечисленное
4. c) Барометр
5. d) Все вышеперечисленное
6. b) Активировать функцию возврата домой (RTH)
7. a) Контроллер полета
8. d) Все вышеперечисленное
9. c) Ограничение зоны полета для предотвращения вылета за установленные границы
10. a) Немедленно посадить БВС в безопасное место
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п