учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Мелиорация и охрана земель
Направленность (профиль) Строительство и эксплуатация гидромелиоративных систем
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Цыбикова Э.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикова Э.В.
(представитель работодателя)
Задачи: изучить природные воды, их запасы и распределение, значение и роль в жизни общества, использование в народном хозяйстве, влияние на их режим и качество антропогенной деятельности; иметь понятие об организации государственного учета водных ресурсов, государственного водного реестра, водного кодекса и мониторинга водных объектов Российской Федерации; изучить мероприятия по охране и рациональному использованию водных ресурсов.
ПКС-3 : Способен управлять процессом мелиорации земель сельскохозяйственного назначения и организации эффективного использования гидромелиративных систем для улучшения мелиоративного состояния земель и увеличения урожайности культур.;
сложных практических задач
задач.
:
ПКС-6 : Способен обеспечить организацию комплекса работ по мониторингу окружающей среды и технического состояния объектов на мелиорируемых территориях с использованием анализа данных и технико-экономических показателей для оценки надежности и состояния технологического оборудования гидромелиоративных систем.;
взаимодействия сотрудников для проведения работ по мониторингу окружающей среды и технического состояния объектов на мелиорируемых территориях при строительстве, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте объектов гидромелиорации, но допускает некоторые неточности
окружающей среды и технического состояния объектов на мелиорируемых территориях при строительстве, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте объектов гидромелиорации
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
климатические, физико-географические, антропогенные. Биологические особенности воды.
региональными и глобальными изменениями климата
воды.
промышленности, сельского хозяйства, водного транспорта и лесосплава, энергетики
и регулирования стока, рекреация и др.
сброса вод.
антропогенные. Биологические особенности воды.
водных источников
ресурсы. Государственный водный фонд
промышленности, сельского хозяйства, водного транспорта и лесосплава, энергетики
и регулирования стока, рекреация и др.
балансы. Предельно допустимые нормы изъятия и сброса вод.
водных источников.
изменениями климата.
использованием и охраной вод.
документация.
воды, озера, водохранилища, пруды и болота.
Российской Федерации.
водных объектов.
объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.
водохозяйственной отраслью РФ, пути формирования профессионального состава
стока.
объектов.
водопользователей.
факторов.
формирования профессионального состава
стока. Современное состояние гидросферы.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы рефератов
Перечень дискуссионных тем и вопросов
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
Тестовые задания
Процессы и технология восстановления водных объектов
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Водные ресурсы и их значение для жизни и деятельности человека. Природные воды (ПКС-3, ПКС-6).
2. Мониторинг водных объектов (ПКС-3, ПКС-6).
3. Водные ресурсы и водные объекты мира и России (ПКС-3, ПКС-6).
4. Влагооборот в природе (ПКС-3, ПКС-6).
5. Периоды возобновления природных вод (ПКС-3, ПКС-6).
6. Водный баланс речного бассейна (ПКС-3, ПКС-6).
7. Водное хозяйство. Задачи ВХ (ПКС-3, ПКС-6).
8. Неравномерность распределения водных ресурсов по времени и территории (ПКС-3, ПКС-6).
9. Водообеспеченность регионов России (ПКС-3, ПКС-6).
10. Понятие о водопользователях и водопотребителях (ПКС-3, ПКС-6).
12. Водохозяйственные комплексы, их значение и типы (ПКС-3, ПКС-6).
13. Водный и водохозяйственный балансы (ПКС-3, ПКС-6).
14. Факторы, определяющие качество природных вод (ПКС-3, ПКС-6).
15. Нормативы и стандарты качества вод (ПКС-3, ПКС-6).
16. Загрязнение, засорение и истощение водных объектов (ПКС-3, ПКС-6).
17. Влияние гидрологических и метеорологических факторов на качество природных вод (ПКС-3, ПКС-6).
18. Эвтрофирование водоемов и самоочищение природных вод (ПКС-3, ПКС-6).
19. Источники загрязнения природных вод (ПКС-3, ПКС-6).
20. Статистические методы оценки антропогенного воздействия на водные ресурсы (ПКС-3, ПКС-6).
21. Воднобалансовые методы оценки антропогенного воздействия на водные ресурсы (ПКС-3, ПКС-6).
22. Группа факторов прямого воздействия на величину стока (ПКС-3, ПКС-6).
23. Группа факторов косвенного воздействия на величину стока (ПКС-3, ПКС-6).
24. Факторы, связанные с региональными и глобальными изменениями климата (ПКС-3, ПКС-6).
25. Основные принципы и задачи охраны водных ресурсов (ПКС-3, ПКС-6).
26. Водное законодательство Российской Федерации (ПКС-3, ПКС-6).
27. Водный кодекс (реестр) Российской Федерации (ПКС-3, ПКС-6).
28. Правила охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения (ПКС-3, ПКС-6).
29. Общие требования к охране водных объектов от загрязнения, засорения и истощения (ПКС-3, ПКС-6).
30. Мероприятия по предупреждению загрязнения, засорения и истощения водных объектов (ПКС-3, ПКС-6).
31. Нормативные показатели качества воды (ПКС-3, ПКС-6).
32. Структура и общий порядок ведения водного реестра (ПКС-3, ПКС-6).
33. Управление и госконтроль за использованием и охраной вод (ПКС-3, ПКС-6).
34. Классификация водных объектов по видам водопользования (ПКС-3, ПКС-6).
35. Организация первичного учета вод (ПКС-3, ПКС-6).
36. Первичная кадастровая документация (ПКС-3, ПКС-6).
37. Пункты наблюдения за истощением водных объектов (ПКС-3, ПКС-6).
38. Ежегодные данные по водным ресурсам (по использованию и качеству) (ПКС-3, ПКС-6).
39. Использование ГИС в водоканалах города (ПКС-3, ПКС-6).
40. Водные ресурсы Республики Бурятия (ПКС-3, ПКС-6).
Перечень дискуссионных тем и вопросов
1. Возобновляемые водные ресурсы.
2. Гидрографическая сеть Республики Бурятия, подземные воды, озера, водохранилища, пруды и болота.
3. Требования к водным ресурсам коммунального хозяйства, промышленности, сельского хозяйства, водного транспорта и лесосплава, энергетики и регулирования стока, рекреация и др.
4. Влагооборот в природе. Водный баланс земного шара. Статические (вековые) запасы воды.
5. Влияние гидрологических и метеорологических факторов на качество воды. Загрязнение, засорение, истощение водных источников.
6. Состав режимных наблюдений и методика их проведения.
7. Управление и государственный контроль над использованием и охраной вод.
8. Требования к размещению, проектированию и строительству водных объектов.
9. Методы оценки изменения состояния водных объектов под влиянием естественных и антропогенных факторов.
10. Водообеспечение и регулирование речного стока. Современное состояние гидросферы.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных и письменных опросов
1. Водные ресурсы и водные объекты мира и России.
2. Требования к водным ресурсам различных отраслей хозяйственной деятельности.
3. Источники загрязнения природных вод.
4. Загрязнение, засорение и истощение водных объектов.
5. Периоды возобновления природных вод.
6. Факторы, связанные с региональными и глобальными изменениями климата.
7. Правила охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.
8. Структура и общий порядок ведения водного реестра.
9. Первичная кадастровая документация
10. Использование ГИС в водоканалах города
Тестовые задания
1) Накопление в водных объектах посторонних предметов, мусора – это:
1. истощение вод;
2. загрязнение вод;
3. засорение вод;
4. самоочищение вод.
2) Повышение биологической продуктивности водных объектов в результате накопления биогенных элементов – это:
2. эвтрофирование водных объектов;
3. самоочищение водных объектов;
4. норма качества воды.
3) Характеристика состава и свойств воды, определяющая пригодность её для конкретных видов водопользования – это:
1. качество воды;
2. цветение воды;
3. охрана вод;
4. водный баланс.
4) Понятие «рациональное водопользование» включает в себя:
1. регулирование допустимых объемов изъятия водных ресурсов;
2. запрет на использование водных объектов;
3. расточительное водопользование;
4. нет правильных ответов.
5) Рекой называется водоток значительных размеров, питающийся атмосферными осадками со своего водосбора и имеющий четко выраженное русло.
А) да;
Б) нет.
6) Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере ста метров.
А) да;
Б) нет.
7) Водохранилище – воды, находящиеся ниже поверхности Земли в горных породах в газообразном, жидком и твердом состояниях.
А) да;
Б) нет.
8) Подземные воды – искусственно созданный водоем, как правило, с естественными ложем и берегами для накопления и последующего использования запасов воды в целях регулирования стока.
А) да;
Б) нет.
9) Расположите в порядке убывания океаны:
1. Индийский океан;
2. Тихий океан;
3. Северный Ледовитый океан;
4. Атлантический океан.
10) Расположите в порядке возрастания крупнейшие реки мира:
1. Амазонка;
2. Обь;
3. Нил;
4. Сырдарья.
11) Расположите в порядке возрастания крупнейшие озёра мира по площади водной поверхности:
1. Байкал;
2. Каспийское море;
3. Ладожское;
4. Аральское море.
12) Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды). Расположите в иерархическом порядке, куда стекается информация по наблюдению и контролю состояния окружающей среды:
1. региональный пункт наблюдений;
2. первичный пункт наблюдений;
3. главный центр сбора и анализа информации.
13) Водопотребление от водопользования отличается:
1. безвозвратным изъятием части воды;
2. изменением русла водного объекта;
3. улучшением качества поверхностных вод.
14) Количественное сопоставление эксплуатационных водных ресурсов с потребностями в воде населения и объектов хозяйственной деятельности – это:
1. водный баланс речного бассейна;
2. влагооборот в природе;
3. водохозяйственный баланс;
4. мировой водный баланс.
15) Технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод с последующей подачей их на очистные сооружения канализации, называется:
1. водопотреблением;
2. водоотведением;
3. водопользованием;
4. нет правильных ответов.
16) Процессами, не связанными с вредным воздействием вод, являются:
1. паводки и наводнения;
3. заболачивание и засоление земель;
4. эрозия почв и развитие оврагов.
17) Административно-правовые методы управления использованием и охраной вод реализуются через следующие механизмы:
1. налоги;
2. кредиты;
3. субсидии;
4. мониторинг.
18) Водохозяйственная система – комплекс водных объектов и предназначенных для обеспечения рационального использования и охраны водных ресурсов гидротехнических сооружений.
А) да;
Б) нет.
19) Комплексы гидротехнических сооружений, объединенные общей водохозяйственной целью, гидрологическими и прочими условиями, в т.ч. месторасположением, называются узлами гидротехнических сооружений или гидроузлами.
А) да;
Б) нет.
20) Озером называют заполненную водой котловину или впадину земной поверхности, не имеющую непосредственного соединения с морем (океаном).
А) да;
Б) нет.
21) Межгосударственный ВХК образуется в случае использования одного водоисточника несколькими государствами.
А) да;
Б) нет.
22) Расположите структуру ВХК по масштабу распространения от наибольшего к наименьшему:
1. региональные ВХК;
2. ВХК участка бассейна реки;
3. межгосударственные ВХК;
4. государственные ВХК;
5. бассейновые ВХК.
1. Реки Республики Бурятия.
2. Минеральные воды России, Бурятии.
3. Неравномерность распределения водных ресурсов по территории и во времени.
4. Методы регулирования речных русел. Струенаправляющие дамбы, защита берега
от размыва. Регулирование верховьев рек и борьба с наносными отложениями в низовьях рек.
5. Особо охраняемые водные объекты.
6. Первичная кадастровая документация. Состав режимных наблюдений и методика их проведения
7. Классификация озер (в зависимости от происхождения).
8. Озера и водохранилища Республики Бурятия.
8. Влияние водохранилищ на окружающую среду.
9. Авиационно-космические методы наблюдения за природными водами.
10. Распространения болот на земном шаре.
11. Болота Республики Бурятия.
12. Использование сточных вод в с/хозяйстве.
13. Использование ГИС в водоканалах города.
14. Основные источники загрязнения природных вод.
15. Ресурсы морей, омывающих территорию России.
16. Глобальное изменение климата. Его последствия.
17. Основные принципы и задачи охраны водных ресурсов.
18. Водообеспечение в Республики Бурятия.
19. Свободная тема «Проблемы какого-либо водного объекта Мира, России, Республики Бурятия».
20. Значение водных ресурсов для Мира и деятельности человека.
21. Государственный водный фонд.
22. Цели и виды водопользования.
23. Факторы, определяющие качество природных вод: климатические, физико-географические, антропогенные.
24. Тема на выбор студента о достопримечательностях какого-либо водного объекта.
25. Проблемы оз. Байкал.
26. Региональные изменения климата.
27. Водообеспечение в различных регионах России.
28. Структура водного хозяйства страны в сопоставлении с развитыми странами Европы и мира.
29. Способы экономии водных ресурсов.
30. Экологические проблемы водных ресурсов Республики Бурятия (водный объект на выбор).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п