учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 1
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Оказание помощи первокурснику ближе узнать свою специальность и перспективы развития сельскохозяйственного производства в рыночных отношениях; - уяснение своих прав и обязанностей в учебном процессе БГСХА имени В.Р.Филиппова
УК-9: Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности;
ИД-1УК-9.1. Анализирует и принимает обоснованные экономические решения
ИД-2УК-9.2. Демонстрирует финансовую грамотность при решении задач в профессиональной деятельности
ИД-1 ПКC-3 Демонстрирует знание нормативов по обеспечению экологической безопасности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Устный опрос
реферат
Теплофикация, роль ТЭЦ и котельных в еѐ системе.
Централизованные и децентрализованные системы теплоснабжения. Передача электрической энергии. Магистральные и распределительные электрические сети.
Тестирование
Кейс-задачи
http://bgsha.ru/art.php?i=1980
Введение в энергетику [Электронный ресурс]: указания для обучающихся по направле-ниям подготовки 35.03.06 «Агроинженерия», 13.03.01«Теплоэнергетика и теплотехника» / Сост.: Бадмаев Ю.Ц. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 49 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект заданий для контрольной работы
3. Комплект заданий для практических работ
4. Кейс - задачи
5. Перечень тестовых заданий
6. Темы рефератов
Введение в энергетику
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Типы профессий и их классификация (УК-9,ПКС-3).
2. Этапы развития высшего технического образования ( ПКС-3).
3. История развития высшего технического образования (УК-9,ПКС-3).
4. Понятие термина «инженер». Виды инженерной деятельности. Специфика инженерных профессий (УК-9,ПКС-3).
5. Роль инженера в развитии цивилизации. Наиболее важные изобретениясвязанные с использованием и получением энергии (УК-9,ПКС-3).
6. Значение энергетики в техническом прогрессе. История электроэнергетики (УК-9,ПКС-3).
7. Область профессиональной деятельности бакалавра по направлениюподготовки теплоэнергетика и теплотехника (УК-9,ПКС-3).
8. Объекты профессиональной деятельности бакалавра по направлениюподготовки теплоэнергетика и теплотехника. (ПКС-3,).
9. Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра понаправлению подготовки теплоэнергетика и теплотехника (УК-9,ПКС-3).
10. Содержание расчетно-проектной и проектно-конструкторскойдеятельности бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий (УК-9,ПКС-3).
12. Содержание научно-исследовательской деятельности бакалавра попрофилю Энергообеспечение предприятий (УК-9,ПКС-3).
13. Содержание организационно-управленческой деятельности бакалавра попрофилю Энергообеспечение предприятий (УК-9,ПКС-3).
14. Содержание монтажно-наладочной деятельности бакалавра по профилю. Энергообеспечение предприятий (УК-9,ПКС-3).
15. Содержание сервисно-эксплуатационной деятельности бакалавра попрофилю Энергообеспечение предприятий (УК-9,ПКС-3).
16. Системы единиц измерения. Метрические системы единиц
Международная система единиц. Основные величины международной системы величин (УК-9,ПКС-3).
17. Величины используемые в теплоэнергетике в соответствии с системойСИ. Мощность и тепловая энергия по системе СИ (УК-9,ПКС-3).
18. Виды первичных энергоресурсов. Полезные ископаемые как источники энергии (УК-9,ПКС-3).
19. Динамика добычи первичных энергоресурсов и потребления топливно-энергетических ресурсов. Влияние на состояние окружающей среды (УК-9,ПКС-3).
20. Виды топлив и их характеристики (ПКС-3)
21. Теплота сгорания топлива. Высшая и низшая теплота сгорания топлива (УК-9,ПКС-3).
22. Условное топливо. Первичное условное топливо. Нефтяной эквивалент (УК-9,ПКС-3).
23. Перерасчет видов топлива в условное топливо. Перерасчет тепловойэнергии и электроэнергии в условное топливо (ПКС-3,).
24. Тепловая энергия. Способы получения и передачи с теплоносителем (УК-9,ПКС-3).
25. Теплоносители. Свойства водяного пара и воды (ПКС-3)
26. Электроэнергия. Способы получения. Промышленное производствоэлектроэнергии, виды и типы электростанций (УК-9,ПКС-3).
27. Тепловые электростанции. ТЭС, ТЭЦ. (УК-9,ПКС-3).
28. Атомные электростанции (УК-9,ПКС-3).
29. Превращения ядерного горючего в топливном цикле (УК-9,ПКС-3).
30. Понятие энергетики. Энергетическая система (ПКС-3,).
31. Теплофикация, роль ТЭЦ и котельных в еѐ системе (УК-9,ПКС-3).
32. Централизованные и децентрализованные системы теплоснабжения (УК-9,ПКС-3).
33. Передача электрической энергии. Магистральные и распределительные электрические сети (УК-9,ПКС-3).
34. Нетрадиционные источники энергии (ПКС-3,).
35. Возобновляемые источники энергии (УК-9,ПКС-3).
36. Динамика добычи и потребления топливно-энергетических ресурсов (УК-9,ПКС-3).
37. Актуальность и потенциал энергосбережения в РФ (УК-9,ПКС-3).
38. Стимулы энергосбережения. Меры поощрения, принуждения,стимулирования для внедрения энергосберегающих мероприятий (ПКС-3,).
39. Энергетическая стратегия России (УК-9,ПКС-3).
40. Государственное регулирование в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности (УК-9,ПКС-3).
4.1.3.1. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Типы профессий и их классификация.
2. Этапы развития высшего технического образования.
3. История развития высшего технического образования.
4. Понятие термина «инженер». Виды инженерной деятельности.
Специфика инженерных профессий
5. Роль инженера в развитии цивилизации. Наиболее важные изобретения
связанные с использованием и получением энергии.
6. Значение энергетики в техническом прогрессе. История
электроэнергетики.
7. Область профессиональной деятельности бакалавра по направлению
подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
8. Объекты профессиональной деятельности бакалавра по направлению
подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
9. Виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра по
направлению подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
10. Содержание расчетно-проектной и проектно-конструкторской
деятельности бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий.
11. Содержание производственно-технологической деятельности бакалавра
по профилю Энергообеспечение предприятий.
12. Содержание научно-исследовательской деятельности бакалавра по
профилю Энергообеспечение предприятий.
13. Содержание организационно-управленческой деятельности бакалавра по
профилю Энергообеспечение предприятий.
Энергообеспечение предприятий.
15. Содержание сервисно-эксплуатационной деятельности бакалавра по
профилю Энергообеспечение предприятий.
16. Системы единиц измерения. Метрические системы единиц.
Международная система единиц. Основные величины международной системы
величин.
17. Величины используемые в теплоэнергетике в соответствии с системой
СИ. Мощность и тепловая энергия по системе СИ.
18. Виды первичных энергоресурсов. Полезные ископаемые как источники
энергии.
19. Динамика добычи первичных энергоресурсов и потребления топливно-
энергетических ресурсов. Влияние на состояние окружающей среды.
20. Виды топлив и их характеристики.
21. Теплота сгорания топлива. Высшая и низшая теплота сгорания топлива.
22. Условное топливо. Первичное условное топливо. Нефтяной эквивалент.
23. Перерасчет видов топлива в условное топливо. Перерасчет тепловой
энергии и электроэнергии в условное топливо.
24. Тепловая энергия. Способы получения и передачи с теплоносителем.
25. Теплоносители. Свойства водяного пара и воды.
4.1.3.2. Комплект заданий для контрольной работы
Задание 1.
1. Системы единиц измерения. Метрические системы единиц. Эталоны
единиц измерения.
2. Международная система единиц. Основные величины международной
системы величин.
3. Величины используемые в теплоэнергетике в соответствии с системой СИ.
4. Мощность и тепловая энергия по системе СИ.
5. Теплоносители. Свойства водяного пара и воды.
6. Виды первичных энергоресурсов.
7. Полезные ископаемые как источники энергии.
Задание 2.
1. Содержание расчетно-проектной и проектно-конструкторской деятельности бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий.
2. Содержание производственно-технологической деятельности бакалавра.
3. Содержание научно-исследовательской деятельности бакалавра.
4. Содержание организационно-управленческой деятельности бакалавра.
5. Содержание монтажно-наладочной деятельности бакалавра.
6. Содержание сервисно-эксплуатационной деятельности бакалавра.
Задание 3.
1. Какой нормативный документ определяет содержание и требования к уровню подготовки выпускника высшего профессионального образовательного
учреждения?
2. Назовите область профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
3. Назовите объекты профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
4. Назовите виды и задачи профессиональной деятельности бакалавра по направлению подготовки теплоэнергетика и теплотехника.
5. Этапы развития высшего технического образования.
6. Формирование сети специализированных технических вузов в стране.
7. Двухуровневая система высшего образования.
4.1.3.5. Перечень тестовых заданий
1. Каким прибором измеряют сопротивление?
1. Вольтметром 2. Ваттметром 3. Амперметром 4. Омметром
2. Для чего служит трансформатор
1. для повышения напряжения 2. для понижения температуры
3. для производства электрической энергии
4. для повышения и понижения температуры
3. В каких измерениях измеряется мощность трансформатора
1. Вт 2. Н 3. Ом 4. кВа
4. Из чего состоит электродвигатель
1. статор + стабилизатор 2. статор + ротор
3. ротор+стабилизатор 4. ротор+статор+стабилизатор
5. Для чего служит статор электродвигателя
2. для передачи сопротивления ротору
3. для создания магнитного вращающегося поля
4. для передачи напряжения ротору; для передачи сопротивления ротору
6. К какому типу станций относится АЭС
1. гидростанция 2. теплостанция 3. солнечная станция 4. ветровая станция
7. Как выполняется скрытая проводка
1. по поверхности 2. по поверхности стен с запущенной изоляцией
3. под штукатуркой 4. по воздуху
8. На сколько категорий делятся с/х потребители по условиям надежности электроснабжения
1. на две 2. на три 3. на четыре 4. на пять
9. Как передается электрич. энергия от подстанции к животноводческому объекту
1. по тролеям
2. под землей электрическим проводом
3. по земле электрическим кабелем
4. по воздушным линиям электропередач
10. Для чего служат индуктивные преобразователи
1. для измерения температуры
2. для измерения трения перемещения
3. для измерения механической силы
4. для измерения механической силы
11. Что называется стабилизатором
1. устройство, преобразующее контролируемую величину в выходной сигнал
2. устройство, которое автоматически поддерживает постоянно значения выходной величины независимо от изменения входной величины
3. устройство, которое, не изменяя величины входного сигнала, производит лишь усиление выходного сигнала
4. исполнительный элемент
12. Что отражает функциональная схема автоматических устройств
1. показывает взаимосвязь составных частей автоматики
2. отражает взаимодействие устройств и элементов автоматики
3. показывает порядок электрического соединения отдельных элементов установок между собой
4. отражает взаимодействие устройств и элементов автоматики, показывает порядок электрического соединения отдельных элементов установок между собой
13. Какое воздействие оказывают лампы ультрафиолетового излучения на животных
1. эритемное 2. антибактерицидное 3. возбуждающее
4. бактерицидное
14. Для чего используются лампы инфракрасного излучения
1. для обогрева 2. для освещения 3. для ионизации воздуха
4. для освещения и ионизации
15. Укажите температуру нагрева вольфрамовой нити лампы накаливания
1. 8000К 2. 16000 К 3. 28000 К 4. 34000К
16. Что является источником электрической энергии, преобразующей механическую энергию в электрическую энергию
1. генератор 2. термопара 3. аккумуляторы 4. фотоэлементы
17. В чем измеряется сопротивление
1. Вт 2. Дж 3. Ом 4. А
18. Каким прибором измеряют напряжение
1. Вольтметром 2. Амперметром 3.ариометром 4.омметром
19. Чем отличается синхронный двигатель от асинхронного
1. разностью частоты вращения магнитного поля статора и частоты вращения ротора
2. массой ротора 3. массой статора 4. массой ротора и массой статора
20. В чем измеряется частота вращения ротора электродвигателя
1. об/мин 2. Вт/с 3. С-1 4. об/мин 2
21. К какому типу станции относится ТЭЦ
1. тепловые 2. гидравлические 3. ветровые 4. атомные
22. Как выполняется открытая проводка
1. изолированными проводами по поверхности стен
2. ионными проводами в стальных трубах
3. под штукатуркой
4. изолированными проводами в трубах
23. Как передается электрическая энергия от электростанции к сельскохозяйственным потребителям
1. электростанция → животноводческая ферма
2. электростанция → понижающая подстанция → животноводческая ферма
3. электростанция → понижающая подстанция → трансформатор → животноводческая ферма
4. электростанция → ЛЭП → понижающая подстанция → трансформатор → животноводческая ферма
24. Какую структуру, как правило, имеют полупроводники
1. жидкую 2. кристаллическую 3. газообразную 4. плазменную
25. Сколько р-n переходов имеет триод?
1. один 2. два 3. три 4. четыре
26. В чем измеряется напряжение
1. Вт 2. В 3. Ом 4. Дж
27. Для чего предназначены электрические машины
1. для преобразования механической энергии в электрическую
2. для преобразования электрической энергии в механическую
3. для преобразования механической энергии в электрическую и электрической энергии в механическую
4. для передачи электрической энергии на расстоянии
28. В чем измеряется мощность двигателя
1. В 2. кВа 3. Квт 4. Ом · С
29. Сколько фаз бывает в электродвигателях
1. одна 2. три 3. пять 4. одна и три
30. К какому типу станции относится ГРЭС
1. тепловые 2. гидравлические
3. гидроаккумулирующие 4. ветровые
1. Расчетно-проектная и проектно-конструкторская деятельности бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий.
2. Производственно-технологическая деятельности бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий.
3. Научно-исследовательская деятельность бакалавра по профилю Энергообеспечение предприятий.
4. Этапы развития высшего технического образования.
5. Формирование сети специализированных технических вузов в стране.
6. Двухуровневая система высшего образования.
7. Системы единиц измерения. Метрические системы единиц. Эталоны единиц измерения.
8. Международная система единиц. Основные величины международной системы величин.
9. Величины используемые в теплоэнергетике в соответствии с системой СИ.
10. Мощность и тепловая энергия по системе СИ.
11. Теплоносители. Свойства водяного пара и воды.
12. Виды первичных энергоресурсов.
13. Полезные ископаемые как источники энергии.
14. Виды топлив и их характеристики.
15. Тепловая энергия. Способы получения и передачи с теплоносителем.
16. Электроэнергия. Способы получения. Передача электрической энергии.
17. Промышленное производство электроэнергии, виды и типы
электростанций.
18. Тепловые электростанции. ТЭС, ТЭЦ.
19. Атомные электростанции.
20. Превращения ядерного горючего в топливном цикле.
21. Теплофикация, роль ТЭЦ и котельных в еѐ системе.
22. Классификация централизованных систем теплоснабжения.
23. Децентрализованные системы теплоснабжения.
24. Магистральные и распределительные электрические сети.
25. Нетрадиционные источники энергии. Возобновляемые источники
энергии.
26. Понятие энергетики. Энергетическая система.
27. Системы энергообеспечения предприятий.
28. Актуальность и потенциал энергосбережения в РФ.
29. Энергетическая стратегия России.
30. Государственное регулирование в области энергосбережения и
повышения энергетической эффективности
4.1.3.4. Кейс - задачи
Задача 1. Определить общее сопротивление электрической цепи, напряжение и мощность каждого проводника на рис.1 при R1 = 10Ом, R2 = 25Ом, R3 = 15Ом и R4 = 14Ом. Напряжение источника напряжения U = 16В. Внутренним сопротивлением источника пренебречь.
Задача 2. В домашнюю розетку через удлинитель включены холодильник мощностью 300Вт, стиральная машина мощностью 2,5кВт и СВЧ-печь мощностью 1,5кВт. Определить общий ток в цепи и ток каждого из потребителей.
Задача 3. Требуется рассчитать напряжение на каждой из ламп подобно рис.3, но с учетом того, что одна лампа перегорела и ее заменили на лампу с параметрами U = 3,5В и током I = 0,26А. Остальные лампы на то же напряжение, но рабочий ток I = 0,16А. Рассчитать мощности этих двух типов лампочек.
Задача 4. Имеется гараж, освещение которого состоит из последовательно соединенных ламп в количестве 20штук рабочим напряжением 12В и мощностью 40Вт каждая. Через какое-то время хозяин заменил половину, т.е. 10шт, из них на более мощные с тем же рабочим напряжением , но по 60Вт. Однако, после такой замены оставшиеся лампы мощностью 40Вт стали перегорать чаще. Могло ли так стать и почему, ведь общее их количество не изменилось, а половина из них даже мощнее, чем по 40Вт?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п