учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
целях, задачах, а также показать определяющую роль поведения в жизни отдельных животных и
сообществ в целом.
Задачи: определить предмет изучения этологии, историю ее изучения и развития, а также место в
системе биологических наук; раскрыть сущность поведения, его развития и принципов формирования;
важнейшие закономерности адаптивного поведения животных; механизмы формирования поведенческих
реакций у животных
целях, задачах, а также показать определяющую роль поведения в жизни отдельных животных и
сообществ в целом.
Задачи: определить предмет изучения этологии, историю ее изучения и развития, а также место в
системе биологических наук; раскрыть сущность поведения, его развития и принципов формирования;
важнейшие закономерности адаптивного поведения животных; механизмы формирования поведенческих
реакций у животных
целях, задачах, а также показать определяющую роль поведения в жизни отдельных животных и
сообществ в целом.
Задачи: определить предмет изучения этологии, историю ее изучения и развития, а также место в
системе биологических наук; раскрыть сущность поведения, его развития и принципов формирования;
важнейшие закономерности адаптивного поведения животных; механизмы формирования поведенческих
реакций у животных
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1.1. ИД-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.
ОПК-1.2. ИД-2. Умеет: - применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания
ОПК-1: Способен применять знание биологического разнообразия и использовать методы наблюдения, идентификации, классификации, воспроизводства и культивирования живых объектов для решения профессиональных задач;;
УК-1.1. ИД-1. Анализирует задачу, выделяя ее базовые составляющие.
ОПК-1.2. ИД-2. Умеет: - применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания
Отлично знает как применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания
Отлично знает как применять методы наблюдения, классификации, воспроизводства биологических объектов в природных и лабораторных условиях; - использовать полученные знания для анализа взаимодействий организмов различных видов друг с другом и со средой обитания
форма текущего контроля успеваемости)
работ
направлению подготовки 06.03.01 Биология. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 83 – Режим доступа:
https://elib.bgsha.ru/sotru/00242
Тарнуев Д. В., Ешижамсоева С. Б. Этология животных [Электронный ресурс]:Методические рекомендации по
изучению дисциплины и выполнению самостоятельной работы для обучающихся по направлению подготовки
36.03.02«Зоотехния», для очной и заочной форм обучения. - , 2021. - 71 – Режим доступа:
https://elib.bgsha.ru/sotru/02132
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект контрольных вопросов для самостоятельной работы (для устных опросов обучающихся)
3. Комплект тестовых заданий
4. Комплект практических задач
5. Темы докладов
Этология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Предмет и задачи дисциплины «Этология животных»
2. Сенсорные системы, обеспечивающие этологическую реактивность животного организма
3. Локомоция как внешнее проявление поведенческого акта
4. Внутренние побудительные мотивы поведения животных. Потребности, мотивации
5. Внутренние причины наиболее стойких мотивации поведения. Жажда. Голод. Боль. Страх
6. Агрессия
7. Неактивные формы поведения
8. Размеры тела животных и их локомоции
9. Цикличность поведения животных. Ритмы поведения
10. Врожденное поведение животных. Рефлексы и инстинкты
11. Опыт и научения
12. Групповое поведение. Виды сообществ
13. Проявление иерархии у животных. Вожаки
14. Язык общения животных в ассоциациях
15. Половое поведение животных
16. Половое поведение самок
17. Половое поведение самцов
18. Особенности поведения животных в ассоциациях неонатального периода
19. Поведение самки в предродовой и послеродовой период
20. Поведение животных в экстремальных условиях. Стресс
21. Адаптация животных к условиям жизни при низких и высоких температурах среды
22. Поведенческие адаптации к недостатку кислорода
23. Неволя и приручение как экстремальные факторы, изменяющие поведение животных
24. Хищники как фактор влияющий на поведение животных
25. Одомашнивание животных
26. Влияние искусственной среды на поведение животных
27. Изменение в поведении животных в результате приручения
28. Репродукция и одичание домашних животных
29. Благополучие животных и этика животноводства
30. Предмет и методы изучения благополучия животных
Комплект контрольных вопросов для самостоятельной работы
(для устных опросов обучающихся)
Сенсорные системы, обеспечивающие этологическую реактивность животного организма
1. Локомоции как внешнее проявление поведенческого акта
2. Внутренние причины наиболее стойких мотиваций поведения
3. Внутренние побудительные мотивы поведения животных Н
4. Неактивные формы поведения животных
5. Врожденное поведение животных
6. Опыт и научения
7. Групповое поведение
8. Типология сообществ животных, преимущество и недостатки группового образа жизни
9. Половое поведение животных.
10. Особенности поведения животных в ассоциациях неотального периода
11. Стресс. Негативные последствия стресса
12. Адаптация животных к экстремальным факторам среды
13. Одомашнивание животных
14. Влияние искусственной среды на поведение животных
15. Изменения в поведении животных в результате приручения
16. Благополучие животных и этика животноводства
Комплект тестовых заданий
Модуль 1
Вариант 1
1. Этология – наука о:
А) взаимоотношениях организма со средой;
Б) поведение – совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, необходимых для связи организма со средой;
В) взаимоотношениях организма со средой, образе жизни животных и растений, их продуктивности, изменении численности и т.д.;
Г) особенности проявления возрастного развития психики и поведения животных.
2. Макросоматики - животные с хорошо развитым
а) обонянием; б) зрением в) слухом г) вкусом
3. Витальные потребностиэто потребность в -
А) питательных веществах и воде б) в поддержании и сохранений целостности индивидуума. в) находится в окружении представителей своего вида
г) в постоянной и разнообразной сенсорной афферентации
4 У каких групп животных лучше всего развито обоняние:
а) птицы б) млекопитающих в) рыбы г) амфибии
5. Укажите, какое назначение имеет мечение территории:
А) демонстрация права на данную территорию
Б) отпугивание соперников
В) извещение других членов семьи о наличии пищи
Г) передача сородичам сигнала об опасности
6. Укажите, какие сигналы животные не могут использовать в полной темноте:
А) звуковые б) тактильные в) обонятельные г) зрительные
7. К индивидуальным поведенческим актам относится
А) локомоция б) поведение связанное с размножением в) потребность принадлежать к определенной социальной группе
8. Рецепторы реагирующие на снижение содержания глюкозы в крови называются
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) фоторецепторы г) магниторецепторы
9 Потребность – это
А) состояния дискомфорта
Б) состояние комфорта
В) физическая нужда, которую испытывает животный организм в чем то
Г) нет правильного ответа
10. Назовите анализатор, который является ведущим в повседневной жизни сокола:
А) зрительный
Б) слуховой
В) обонятельный
Г) осязательный
11. Укажите, в какой среде чаще всего обитают животные, обладающие способностью к эхолокации:
А) в темных пещерах
Б) в густом лесу
В) в раскаленной пустыне
Г) в ледовых просторах Антарктиды
12. Главным ориентиром для возвращения лососей на нерест в родную реку является:
Б) мутность воды
В) запах воды
Г) рельеф дна
13. Рецепторами жажды называют
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) фоторецепторы г) магниторецепторы
14. Чувство голода возникает при-
А) сокращении пустого желудка б) снижении температуры тела в) повышении внутриклеточной концентрации солей г) снижается концентрация глюкозы в крови
15. импринтинг - это
А) запечатление
Б) выбор полового партнера
В) контакт с матерью
Г) Подражание
16. Болевые рецепторы внутри органов и глубоких тканях называются:
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) механоцицепторы г) хемоцицепторы
17. Отметьте слово или словосочетание, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:
А) сексуальные игры
Б) облигатное обучение
В) половое запечатление
Г) зрелорождение
18. Купание воробьев в луже после дождя можно отнести к следующей категории поведения:
а. половое б. пищедобывательное в. Охотничье г. комфортное
19. Социальное поведение
А) локомоция б) поведение связанное с размножением в) потребность принадлежать к определенной социальной группе г) постоянной и разнообразной сенсорной афферентации
20. Основа агрессивного поведения у животных: (2 правильных ответа)
А. потребность самосохранения; Б. игровое поведение;
В. борьба за территорию; Г. ритуальная борьба.
Вариант 2
1. Зоосоциальные потребности это –
А) питательных веществах и воде б) в поддержании и сохранений целостности индивидуума. в) находится в окружении представителей своего вида
г) в постоянной и разнообразной сенсорной афферентации
2. Репродуктивные поведенческие акты
А) локомоция б) поведение связанное с размножением в) потребность принадлежать к определенной социальной группе
3. Укажите, к какому типу агрессии можно отнести охрану кавказской овчарки отары овец при нападении волков:
А) территориальная б) межвидовая в) Внутривидовая г) материнская
4. К какому типу можно отнести агрессию кошки-матери по отношению к другой кошке?
А) межсамцовая б) материнская в) Внутривидовая г) межвидовая
5. Как можно классифицировать валяние собаки в свежем снегу?
А) игровое поведение б) половое поведение
В) пищедобывательное поведение г) комфортное поведение
6. Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:
А) крот б) зрение в) Обоняние г) осязание
7. Наиболее высокий уровень агрессии территориальные животные демонстрируют:
А) ближе к центру своей территории б) на границах своей территории
В) на чужой территории г) в условиях недостатка пищи, независимо от участка территории
8. Болевые рецепторы располагающиеся на поверхностных оболочках (кожа, поверхность мышц) называются:
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) механоцицепторы г) хемоцицепторы
9. Комфортное поведение - это
А) пищедобывание б) выбор места для отдыха в) поиск полового партнера г) сон
10. Чувство жажды возникает при-
А) сокращении пустого желудка б) снижении температуры тела в) повышении внутриклеточной концентрации солей г) снижается концентрация глюкозы в крови
11. Потребность быть членом группы относится к
А) витальным потребностям
Б) зоосоциальным потребностям
В) сенсорной афферентации
12. Голод у животных ощущается при снижении концентрации глюкозы в крови
а) ниже 100 мг%.
Б) ниже 80 мг%
В) выше 85 мг%
Г) выше 100 мг%
13. Зачем кошка закапывает свои испражнения?
А) метит территорию
Б) маскирует свой запах
Г) оповещает об опасности других кошек
14. Рецепторы реагирующие на снижение содержания глюкозы в крови называются
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) фоторецепторы г) магниторецепторы
15. Отметьте слово, которое, на Ваш взгляд, не связано с остальными:
А) летучая мышь б) эхолокация в) обоняние г) зрение
16. Рецепторы реагирующие на боль называются
А) осморецепторы б) глюкорецепторы в) механоцицепторы г) магниторецепторы
17. Наибольшую скорость линейного передвижения лошадь демонстрирует на
А) рысь б) галопе в) иноходи г) пассаже
18. Потребность в отдыхе или мышечное переутомление возникает при
А) при повышении глюкозы в крови б) при повышении концентрации солей в клетках
в) при повышении молочной кислоты в мышцах
г) при повышении РН у крови до 8,0
19. Анальгезия – это
А) острая чувствительность к боли б) отсутствие болевой чувствительности
В) чувствительность к сердечным болям В) чувствительность к печеночным болям
20. Следствиям страха не относится:
А) реакция затаивания (иммобилизация)
Б) бегство (мобилизация)
В) нападение (при отсутствии выбора)
Г) сексуальные игры
Комплект практических задач
Практическая задача №1
Составление этограмм основных жизненных проявлений разных видов сельскохозяйственных животных
Для работы необходимо: сельскохозяйственные животные разных видов.
Ход работы:
1. Зафиксируйте в протоколе дату, время и место проведения наблюдений.
2. Отразите в протоколе видовую принадлежность, возраст, пол и особые характеристики (состояние здоровья, физиологическое состояние и.д.) наблюдаемого животного, а также условия его содержания.
3. Составьте этограммы основных жизненных проявлений (отдых, дремота, сон, прием пищи, прием воды, уринация, дефекация, разные виды груминга и др.) животного, отразив в протоколе наблюдений действия животного, характерные для определенной жизненной ситуации:
- фиксируемое положение тела (позу);
- двигательные акты, сопровождающие тот или иной поведенческий паттерн;
- наличие вокализации, секреции, сосудо-двигательной реакции и т. д. (в колонке «дополнительные наблюдения»).
4. Аналогичные наблюдения проведите за другими видами сельскохозяйственных животных.
Протокол наблюдений №
Дата: _____________ Время:_____________________
Место проведения наблюдений_______________________________________
Видовая принадлежность: _____________ Возраст:_________________
Пол:________ Особые характеристики:__________________________
Условия содержания: ______________________________________________
Поведенческий
паттерн
(элемент) Вид двигательного акта Дополнительные наблюдения Видовая особенность поведения
Исходное
положение
(поза) Собственно движения
Простые Сложные (локомоции)
Неактивные формы поведения Отдых
Дремота
Сон
Активные формы поведения Прием корма
Прием воды
Уринация
Дефекация
Автогрумиг
Алогруминг
На основании анализа этограмм основных жизненных проявлений разных видов сельскохозяйственных животных, сделайте заключение об особенностях проявления разных форм поведения у животных наблюдаемых видов.
Практическая задача №2
Определение величины жизненного пространства особей в группе крупного рогатого скота. Изучение коммуникации между животными в группе крупного рогатого скота
Контрольные вопросы
1. Суточная и сезонная цикличность в поведении животных.
2. Этологическая терморегуляция.
3. Язык общения животных в ассоциациях: зрительная, химическая, акустическая и тактильная коммуникация.
4. Уход за телом (груминг): взаимный груминг и аутогруминг.
5. Специфика полового поведения у крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей, птиц.
6. Характеристика материнского поведения сельскохозяйственных животных.
Для работы необходимо: группа коров со сложившимися иерархическими отношениями, выгульная площадка, выгульная площадка, лазерный дальномер.
Ход работы:
1. Промаркируйте коров (животным с преобладанием черного окраса нарисуйте мелом индивидуальные номера на разных участках тела, а животным с преобладанием светлого окраса приклейте скотчем номера, нарисованные на бумаге, к рогам).
2. С помощью лазерного дальномера определяйте расстояние между коровами, находящимися на выгульной площадке.
3. Результаты заносите в протокол наблюдений №1.
Протокол наблюдений №1
№ животного № животного
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4. Используя метод регистрации отдельных поведенческих проявлений, проведите мониторинг, зафиксировав в протоколе наблюдений № 2 различные способы коммуникации между отдельными особями в группе (обонятельные, звуковые, зрительные и тактильные сигналы).
Протокол наблюдений №2
№ животного № животного
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Проанализируйте полученные результаты и укажите, какое значение имеет сохранение жизненного пространства между животными в условиях промышленной технологии содержания, а также какой способ коммуникации имеет первостепенное значение при взаимоотношениях между животными в группе крупного рогатого скота
Практическая задача №3
Изучение популяции безнадзорных собак в условиях мегаполиса
Контрольные вопросы
1. Раннее развитие поведения у собак.
2. Игра и ее роль в развитии социальных взаимодействий у животных.
3. Особенности социального поведения собак.
4. Основные виды поведения собак: половое, родительское, пищевое, исследовательское, территориальное и др.
5. Коммуникативные формы поведения у собак.
Для работы необходимо: стаи безнадзорных собак.
Ход работы:
Предварительно установите месторасположение стай безнадзорных собак на выбранной территории.
1. Проведите мониторинг за стаями безнадзорных собак, для получения информации об общей численности особей в стаях, их половозрастном составе, состоянии здоровья и особенностях поведения животных по отношению к человеку (дружелюбие, трусость, нейтральность, агрессивность).
2. Установите рядом с местом лежки стай наличие мусорных контейнеров, прикормочных площадок, оживленных автострад, а также естественных и искусственных укрытий.
3. Результаты наблюдений занесите в таблицу.
Таблица
Характеристика стай безнадзорных собак
Изучаемые показатели Место расположения стаи
Общая численность стаи
Количество Самцов
Самок
Особенности поведения животных по отношению к человеку Дружелюбие
Трусость
Нейтральность
Агрессивность
Состояние здоровья собак
Количество Подсосных щенков
Щенков игрового периода
Половозрелых особей
Наличие мусорных контейнеров
Наличие укрытий Естественных
Искусственных
Наличие прикормочных площадок (опекунов)
Наличие оживленных автострад
1. Охарактеризуйте проблемы, обусловленные увеличением численности собак в городах.
2. Перечислите причины роста численности безнадзорных собак в населенных пунктах, особенно в крупных мегаполисах.
3. Назовите способы регулирования численности безнадзорных собак, дайте им оценку и определите их эффективность.
4. Проанализируйте результаты, полученные в ходе наблюдений, и сделайте заключение по сложившейся ситуации с безнадзорными собаками на изучаемой территории. Предложите пути решения имеющихся проблем.
Практическая задача №4
Изучение иерархических отношений в группе животных (на примере крупного рогатого скота)
Контрольные вопросы
1. Основные признаки общественной организации у животных по Д. Эйзенбергу (1965 г.).
2. Классификация видов сообществ по К. Лоренцу.
3. Социальная организация группы и иерархия в группе животных.
4. Характеристика лидера и вожака, их роль в группе животных.
5. Этологические требования к формированию ассоциаций продуктивных животных.
6. Особенности искусственных ассоциаций животных в продуктивном животноводстве (скотоводство, свиноводство, птицеводство, коневодство, овцеводство).
Для работы необходимо: экспериментальная площадка (выгульная площадка, загон) с кормушкой, комбикорм, мел, скотч, бумага, маркер, группа коров (нетелей) с сформированной иерархией и пищевой мотивацией путем депривации пищи в течение 6-8 часов.
Ход работы:
1. Вычистите экспериментальную площадку и кормушку от остатков корма.
2. Промаркируйте животных участвующих в эксперименте (животным с преобладанием черного окраса нарисуйте мелом индивидуальные номера на разных участках тела, а животным с преобладанием светлого окраса приклейте скотчем номера, нарисованные на бумаге, к рогам).
3. Впустите животных в загон, и на глазах у них высыпите комбикорм на небольшой участок кормушки (не более 0,5 метров), создав тем самым ограниченный фронт кормления животных.
4. Фиксируйте агрессивные действия и намерения животных по отношению друг к другу при конкуренции за ограниченные пищевые ресурсы в форме социограммы, в которой количество стрелок пропорционально числу взаимодействий между животными, а направление стрелок показывает, кому это действие адресовано.
5. Рассчитайте коэффициент иерархии для нетелей (коров) по приведенной формуле:
x х n +1
y х m +1
где:
Кi – коэффициент иерархии данной особи в исследуемой группе животных;
х - количество агрессивных намерений и действий индивидуума по отношению к другим членам группы;
n - количество животных, которым были адресованы агрессивные намерения и действия данного индивидуума;
y - количество агрессивных намерений и действий, полученных индивидуумом от других членов группы;
m - количество животных в группе, которые совершили агрессивные намерения и действия по отношению к индивидууму;
1 – постоянный коэффициент.
6. По величине коэффициента иерархии, определите ранговое положение каждого животного в группе (доминант, субдоминант, субординант, изгой).
7. Результаты занесите в таблицу.
Таблица
Индивидуальный коэффициент иерархии и ранговое положение животных в группе при моделировании ограниченного доступа к пищевым ресурсам
Показатели № животного
x
n
y
m
Ki
Ранг животного
8. Изобразите в виде схемы иерархическую структуру в группе и установите тип иерархии в группе крупного рогатого скота.
Опишите агрессивные действия и намерения животных по отношению друг к другу при конкуренции за пищевые ресурсы на ограниченном фронте кормления. Сделайте заключение о биологическом преимуществе групп со стабильной социальной структурой. Аргументируйте необходимость принимать во внимание социальные отношения в группе при управлении разными видами сельскохозяйственных животных в условиях современного производства.
Практическая задача №3
Изучение социальных взаимоотношений в малочисленной и многочисленной группах кур гаремного типа
Контрольные вопросы
1. Благополучие животных и этика животноводства.
2. История принятия законодательных актов в области благополучия животных.
3. Современные документы, регламентирующие отношения человека и животных. «Правила пяти свобод».
4. Показатели, отражающие уровень благополучия животных: этологические, физиолого-биохимические и качества продукции.
5. Стресс и его влияние на домашних животных. Влияние стресса на качество продукции.
6. Нарушения в поведении животных как отражение их неблагополучия.
Для работы необходимо: 2 вольера для напольного содержания кур с одинаковой площадью, 2 группы кур (малочисленная 5 – 6 особей и многочисленная – 12 и более особей) с сформированной иерархией и пищевой мотивацией путем депривации пищи в течение 6-8 часов, комбикорм, пластиковые объемные метки разных цветов фиксирующиеся на крыльях с помощью резинок.
Ход работы:
Для адаптации птицы к меткам маркировку необходимо осуществить за 24 ч. до проведения эксперимента. Вольеры и кормушки должны быть вычищены от остатков корма за 6 – 8 часов до начала наблюдений.
1. Чтобы создать конкурентные отношения между птицами за пищевые ресурсы насыпьте комбикорм на ограниченный фронт кормушки в вольере с малочисленной группой кур.
2. Фиксируйте в социограмме все агрессивные намерения кур по отношению друг к другу при конкуренции за корм сплошными стрелками, а агрессивные действия – пунктирными стрелками. Количество стрелок в социограмме пропорционально числу взаимодействий между курами, а направление стрелок показывает, кому это действие адресовано.
3. Аналогичные наблюдения проведите за многочисленной группой кур.
4. Результаты занесите в таблицу.
Таблица
Сравнительный анализ агрессивных взаимодействий в малочисленной и многочисленной группах кур
Изучаемые показатели Группа кур
Малочисленная Многочисленная
Количество агрессивных намерений
Количество агрессивных действий
Доля агрессивных действий, %
Опишите агрессивные действия и намерения кур по отношению друг к другу при конкуренции за пищевые ресурсы на ограниченном фронте кормления. Проанализируйте соотношение агрессивных намерений и действий между курами в зависимости от плотности посадки и объясните, чем обусловлены выявленные различия.
Практическая задача 4
Этологическая оценка уровня благополучия кур при разных технологиях содержания
Контрольные вопросы
1. Проблемы благополучия в разных отраслях животноводства: птицеводстве, свиноводстве, коневодстве, мясном и молочном скотоводстве.
2. Искусственное осеменение и благополучие животных.
3. Трансплантация эмбрионов и благополучие животных.
4. Клонирование: благополучие животных и этика.
5. Эксперименты на животных и их благополучие.
6. Альтернативные технологии содержания и разведения сельскохозяйственных животных.
Для работы необходимо: две группы кур – несушек: группа № 1 - напольного содержания, группа №2 - клеточного содержания; объемные пластиковые метки разных цветов, фиксирующиеся на крыльях с помощью резинок.
Ход работы:
Для адаптации птицы к меткам маркировку необходимо осуществить за 24 ч. до проведения эксперимента.
1. Используя метод сплошного протоколирования непрерывно и максимально точно фиксируйте все действия каждой курицы из группы №1 за период наблюдения.
2. Рассчитайте процентное соотношение разных форм поведения кур, приняв за 100% общее время наблюдения.
3. Полученные результаты занесите в таблицу и рассчитайте средние показатели по группе.
4. Аналогичные наблюдения проведите за курами группы № 2 и сделайте соответствующие расчеты, которые также занесите в таблицу 1.
Таблица 1 - Соотношение разных форм поведения, %
Технология содержания № птицы Формы поведения
Неактивные Активные
Сон Дремота Отдых Прием
корма Прием воды Перемещение
по клетке Груминг Агрессия Копание в подстилке В гнезде Другие формы
поведения
Напольное 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Среднее по группе
Клеточное 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Среднее по группе
5. Рассчитайте процентное соотношение активных и неактивных форм поведения для кур обеих групп.
6. Результаты занесите в таблицу 2
Таблица 2- Соотношение активных и неактивных форм поведения, %
Технология содержания кур Неактивные формы поведения Активные формы поведения
Клеточное
Проанализируйте полученные результаты и укажите, при какой технологии содержания кур их поведенческий репертуар более разнообразен и почему, а также объясните, как технология содержания влияет на соотношение разных форм поведения кур. По соотношению активных и неактивных форм поведения оцените степень удовлетворения потребностей кур при разных способах содержания.
Практическая задача 5
Особенности восприятия конспецифика у лошадей
Контрольные вопросы
1. Структура ассоциаций лошадей.
2. Агрессия. Роль внутривидовой агрессии в поддержании структуры сообщества.
3. Особенности проявления межличностных контактов у лошадей.
4. Демонстрации (позы, ритуалы) доминирования и подчинения у лошадей.
5. Реакция Флэшмана и значение органа Якобсона при восприятии особей противоположного пола.
6. Ритуал знакомства у лошадей.
Для работы необходимо: экспериментальная площадка (манеж, левада и т. д.), плакат с реалистическим изображением лошади в натуральную величину, лошади разного пола.
Ход работы:
1. Поместите плакат с изображением лошади в натуральную величину на стене экспериментальной площадки.
2. Заводите поочередно лошадей разного пола на экспериментальную площадку и наблюдайте за их поведением.
3. Укажите в таблице наличие визуального контакта лошадей с изображением, а затем изучите алгоритм обнюхивания лошадей при первом контакте с ним, отметив при этом индивидуальные реакции лошадей (боязнь изображения, вокализация, реакция Флешмана, покусывание изображения, элементы полового поведения и т. д.).
Таблица
Реакция лошадей на реалистичное изображение конспецифика
Пол животного № животного Зрительное восприятие изображения Подход к изображению Обнюхивание изображения Индивидуальная реакция лошади
Жеребцы
Кобылы
Примечания: «+» - положительная реакция лошади; «-» - отсутствие реакции.
4. Отобразите на рисунке последовательность обнюхивания лошадьми разных частей тела реалистического изображения лошади цифрами разных цветов.
Рис 1 . Контур лошади
Опишите поведенческие проявления, свидетельствующие о признании лошадьми сородича на графическом изображении (позы, движения, вокализация, эмоции), указав алгоритм обнюхивания, сопровождающий «ритуал встречи» животных. Сопоставьте результаты своих наблюдений с данными об особенностях социального поведения лошадей участвующих в эксперименте, полученными у владельцев. Сделайте заключение о роли разных сенсорных систем в процессе индивидуального узнавания конспецифика у домашней лошади.
1. Физиологические механизмы инстинктивного поведения.
2. Понятия о рефлексах (безусловные и условные рефлексы) и адаптационные реакции (генетические и приобретѐнные).
4. Инстинкты – генетические программы поведения. Свойства инстинктов. Фиксированные комплексы действий (ФКД). Классификации инстинктов.
5. Структура инстинктивного поведения.
6. Пластичность инстинктивного поведения.
7. Инстинктивное поведение – основа поведения вида и особи.
8. Различные классификации форм поведения животных.
9. Индивидуальное поведение: локомоция, манипуляционная активность.
10. Индивидуальное поведение: исследовательская активность, кормовое поведение.
11. Индивидуальное поведение: комфортное поведение, оборонительное поведение.
12. Индивидуальное поведение: гигиеническое поведение, игра, орудийная деятельность. 13. Структура сообществ животных разных таксономических групп.
13. Механизмы поддержания структуры сообщества: агрессия, ритуализация поведения и демонстрации, иерархическая структура (системы иерархии, явление доминирования и подчинения), индивидуальная дистанция.
14. Одиночный и групповой образ жизни.
15. Основные типы сообществ (анонимные и индивидуализированные сообщества).
16. Пространственно-этологическая структура популяции: стаи и стада, колонии и колониальные поселения.
17. Роль этологической структуры в популяции.
18. Оседлость и интенсивное использование пространства.
19. Кочевой образ жизни и экстенсивное использование пространства.
20. Группы, построенные по принципу лидерства и группы с вожаком во главе.
21. Типы брачных отношений (моногамия, полигамия, полиандрия). Половое поведение.
22. Коммуникации в половом поведении. Ритуализация и брачные церемонии животных разных таксономических групп.
23. Родительское поведение. Способы рождения. Забота о потомстве у животных разных таксономических групп.
24. Материнский инстинкт.
25. Распад семей и расселение молодняка.
26. Органы чувств. Анализаторы.
27. Способы коммуникации животных: тактильная чувствительность.
28. Способы коммуникации животных: осязание, хемокоммуникация.
29. Способы коммуникации животных: зрительная коммуникация, акустическая коммуникации
30. Значение коммуникации в жизни животных.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п