учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарная биотехнология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Алексеева С.М.
(представитель работодателя)
Задачи: - совершенствование знаний и навыков применения современных
генетических технологий в биотехнологии, понимания их возможностей,
преимуществ и ограничений.
- совершенствование знаний современной аппаратуры и наборов
реагентов для генодиагностики.
- формирование навыков проведения современных молекулярногенетических методов (секвенирование, биочипы и др).
- оценить особенности применения и преимущества современных
биочипов.
- формирование навыков осуществления контроля качества по данным
методам.
Задачи: - совершенствование знаний и навыков применения современных
генетических технологий в биотехнологии, понимания их возможностей,
преимуществ и ограничений.
- совершенствование знаний современной аппаратуры и наборов
реагентов для генодиагностики.
- формирование навыков проведения современных молекулярногенетических методов (секвенирование, биочипы и др).
- оценить особенности применения и преимущества современных
биочипов.
- формирование навыков осуществления контроля качества по данным
методам.
ПКС-1: Способен применять на практике базовые знания теории и проводить исследования с использованием современных технологий при решении профессиональных задач;
ИД-1 Знает классификацию лекарственных веществ, их фармакокинетику, фармакодинамику, побочные эффекты, особенности действия ветеринарных препаратов для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД-1 Знает лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности; правовые знания в области ветеринарно-санитарной экспертизе; HACCP, GMP, ветеринарные нормы и правила в ветеринарно- санитарной экспертизе; ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, птицы, рыбы и рыбных продуктов;
растительных продуктов
ИД-2 Умеет применять на практике ветеринарные препараты для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД - 2 Умеет определять качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения; осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно- санитарный
контроль качества сырья и безопасности продуктов
ИД-3 Владеет навыками применения ветеринарных препаратов для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД-3 Владеет навыками контроля производства и сертификацию продукции животного и растительного происхождения; методикой экс п ер им ен т аль ны х исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии с использованием новой аппаратуры и оборудования; методами бактериологического анализа мяса и мясных продуктов; методами технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения
ИД-1 Знает лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности; правовые знания в области ветеринарно-санитарной экспертизе; HACCP, GMP, ветеринарные нормы и правила в ветеринарно- санитарной экспертизе; ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, птицы, рыбы и рыбных продуктов;
растительных продуктов
:
ИД - 2 Умеет определять качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения; осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно- санитарный
контроль качества сырья и безопасности продуктов
:
ИД-3 Владеет навыками контроля производства и сертификацию продукции животного и растительного происхождения; методикой экс п ер им ен т аль ны х исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии с использованием новой аппаратуры и оборудования; методами бактериологического анализа мяса и мясных продуктов; методами технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения
:
ПКС-2: Готовность проведения лабораторных исследований продуктов для определения качества и пищевой безопасности.;
ИД-1 Знает классификацию лекарственных веществ, их фармакокинетику, фармакодинамику, побочные эффекты, особенности действия ветеринарных препаратов для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД-1 Знает лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности; правовые знания в области ветеринарно-санитарной экспертизе; HACCP, GMP, ветеринарные нормы и правила в ветеринарно- санитарной экспертизе; ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, птицы, рыбы и рыбных продуктов;
растительных продуктов
ИД-2 Умеет применять на практике ветеринарные препараты для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД - 2 Умеет определять качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения; осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно- санитарный
контроль качества сырья и безопасности продуктов
ИД-3 Владеет навыками применения ветеринарных препаратов для дезинфекции, дезинсекции, дератизации
ИД-3 Владеет навыками контроля производства и сертификацию продукции животного и растительного происхождения; методикой экс п ер им ен т аль ны х исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии с использованием новой аппаратуры и оборудования; методами бактериологического анализа мяса и мясных продуктов; методами технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения
ИД-1 Знает лабораторные исследования продуктов для определения качества и пищевой безопасности; правовые знания в области ветеринарно-санитарной экспертизе; HACCP, GMP, ветеринарные нормы и правила в ветеринарно- санитарной экспертизе; ветеринарно-санитарную экспертизу мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, птицы, рыбы и рыбных продуктов;
растительных продуктов
:
ИД - 2 Умеет определять качества сырья и продуктов животного и растительного происхождения; осуществлять лабораторный и производственный ветеринарно- санитарный
контроль качества сырья и безопасности продуктов
:
ИД-3 Владеет навыками контроля производства и сертификацию продукции животного и растительного происхождения; методикой экс п ер им ен т аль ны х исследований в области ветеринарно-санитарной экспертизы и ветеринарной санитарии с использованием новой аппаратуры и оборудования; методами бактериологического анализа мяса и мясных продуктов; методами технохимического контроля консервированных продуктов животного и растительного происхождения
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
биотехнологического
производства.
биотехнология в
производстве продуктов
питания.
биотехнология в
производстве пищевых
продуктов
биотехнология в
производстве продуктов
питания.
биотехнологии в
производстве продуктов
питания
отдельных пищевых
производств.
факторы его
определяющие.
качества пищевых
продуктов.
биотехнологического
производства.
биотехнология в
производстве продуктов
питания.
биотехнология в
производстве пищевых
продуктов
биотехнология в
производстве продуктов
питания.
биотехнологии в
производстве продуктов
питания.
отдельных пищевых
производств.
факторы его
определяющие.
качества пищевых
продуктов.
биотехнологического
производства.
биотехнология в
производстве
продуктов питания.
биотехнология в
производстве пищевых
продуктов.
биотехнология в
производстве
продуктов питания.
биотехнологии в
производстве
продуктов питания.
отдельных пищевых
производств
факторы его
определяющие.
качества пищевых
продуктов.
вирусологии ; сост. Ю. Ж. Будаев [и др.]. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2015. - 34 с.
Вирусология и биотехнология: методические указания и задания для выполнения контрольной работы студентами по специальности 36.05.01 - "Ветеринария" и по направлению подготовки
36.03.01 - "Ветеринарно-санитарная экспертиза" (уровень бакалавриата). Часть II / Ю. Ж. Будаев, М. Ц. Гармаев ; Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова, Каф.ветеринарно-санитарной экспертизы, микробиологии и патоморфологии. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2016. - 32 с.
Биотехнология : методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки
36.03.01 Ветеринарно-санитарная экспертиза, специальности 36.05.01 Ветеринария / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост.: О. С. Дансарунова, С. М. Алексеева. -
Улан-Удэ : ФГОУ ВО БГСХА, 2021. - 53 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы для творческого задания
Вопросы к опросу
Тестовые задания
Темы рефератов
Контроль качества в биотехнологии
2) охватывает все разделы дисциплины
1.. Способы хранения коллекционных культур клеток.
2. Классификация и краткая характеристика растительной продукции пригодной для
биотехнологической переработки в продукты питания.
3. Типы биотехнологических процессов.
4. Основные российские центры хранения коллекционных культур микроорганизмов, клеток
растений и животных.
5. Отходы растениеводства и пищевой промышленности - ценное сырье для производства
пищевой продукции.
6. Материальный и энергетический баланс биотехнологических процессов.
7. Технология получения посевного материала.
8. Безопасность биотехнологических производств и пищевой продукции.
9. Стадии биотехнологического производства.
10.Масштабирование продуцентов и параметры культивирования в промышленном
производстве.
11. Контроль качества сырья в процессе биотехнологического производства и готовой пищевой
продукции.
12. Природные продуценты, используемые для производства пищевой продукции.
13. Стадии ферментации.
14. Надежность биотехнологических систем и экологическая безопасность предприятия.
15. Традиционные методы селекции продуцентов и создание штаммов микроорганизмов,
сортов растений и пород животных.
16. Концентрирование и отделение биомассы от культуральной жидкости.
17. Валидация биотехнологического процесса, оборудования и помещений.
19. Биотехнология твердофазного культивирования микроорганизмов для получения
ферментных препаратов и органических кислот.
20. Обеспечение безопасности пищевой продукции из генетически модифицированных
источников.
21. Источники углерода, азота, минерального питания и стимуляторов роста клеток,
применяемые в биотехнологическом производстве.
22. Выделение целевых продуктов микробиологического синтеза.
23. Медико-биологическая оценка новых видов пищевой продукции, полученной из
генетически модифицированных источников.
24. Отходы переработки пищевой промышленности, сельскохозяйственного производства и
вторичные сырьевые ресурсы, используемые в качестве сырья в биотехнологическом
производстве.
25. Применение биотехнологии в производстве пищевого белка.
26. Маркировка пищевых продуктов, произведённых из генетически модифицированных
растений.
27. Ферменты, получаемые микробным синтезом.
28. Молочнокислое брожение.
29. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) и ее применение для амплификации фрагментов ДНК
и оценки качества продуктов питания из ГМИ.
30. Использование амилаз, протеаз и липаз в пищевой промышленности.
31. Спиртовое брожение.
32. Схема создания трансгенных организмов с улучшенными питательными свойствами и
устойчивостью к неблагоприятным факторам среды.
33. Иммобилизация ферментов.
34. Уксуснокислое брожение.
35. Основные направления генной инженерии микроорганизмов, растений и животных,
используемых для производства продуктов питания с ГМИ.
36. Выделение высокомолекулярных продуктов из клеточной биомассы.
37. Пропионовокислое и маслянокислое брожение.
38. Периодическое и непрерывное культивирование клеток.
39. Биотехнологические процессы при получении молочного сахара, безлактозного молока.
40. Поверхностный и глубинный способы культивирования клеток.
42. Биотехнологические процессы при производстве мяса.
43. Первичные и вторичные метаболиты.
44.Закономерности роста и развития клеток микроорганизмов, растений, животных на твердой
и жидкой питательных средах.
45. Биотехнологические процессы при производстве соков.
46. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.
47. Основные факторы, влияющие на рост и развитие микроорганизмов в ферментере.
1. Пищевая биотехнология как научная дисциплина.
2.Виды сырья и химический состав отходов перерабатывающей промышленности.
3. Биотехнологические процессы при получении кисломолочных продуктов, сыра, сливочных
и растительных масел.
4. Цели, задачи, объекты и направления пищевой биотехнологии.
5. Отходы переработки технических и масличных культур.
6. Биотехнологические процессы при производстве и алкогольсодержащих напитков (спирт,
вино, пиво).
7. История развития пищевой биотехнологии.
8. Отходы переработки пивоваренного производства.
9. Получение спирта из углеводов и другого сырья.
10. Многообразие и перспективы развития пищевых биотехнологических производств.
11. Отходы переработки мукомольного производства
12. Биотехнологические процессы при получении пищевых кислот уксусной, лимонной,
молочной и винной.
13. Строение, функции и метаболизм клеток.
14. Сущность и методы генной инженерии.
15. Биотехнологические процессы при консервировании плодоовощной продукции
(квашение).
16. Сходство и различие в строении, функциях и метаболизме клеток микроорганизмов
(бактерии, дрожжи, микроскопические грибы и водоросли), животных и растений.
17. Ферменты генной инженерии.
18.Биотехнологические процессы при получении глюкозы, инвертных сахаров и
подсластителей.
19. Накопление энергии и вещества в процессе фотосинтеза в клетках микроорганизмов и
растений.
21. Биотехнологические процессы при производстве аминокислот, органических кислот,
витаминов и БАВ.
22. Аэробное расщепление углеводов.
23. Электрофорез нуклеиновых кислот.
24. Ферменты животного и растительного происхождения.
25. Анаэробное брожение.
26. Клонирование генов в плазмидах.
27. Ферменты, получаемые микробным синтезом.
28. Молочнокислое брожение.
29. Полимеразная цепная реакция (ПЦР) и ее применение для амплификации фрагментов ДНК
и оценки качества продуктов питания из ГМИ.
30. Использование амилаз, протеаз и липаз в пищевой промышленности.
31. Спиртовое брожение.
32. Схема создания трансгенных организмов с улучшенными питательными свойствами и
устойчивостью к неблагоприятным факторам среды.
33. Иммобилизация ферментов.
34. Уксуснокислое брожение.
35. Основные направления генной инженерии микроорганизмов, растений и животных,
используемых для производства продуктов питания с ГМИ.
36. Выделение высокомолекулярных продуктов из клеточной биомассы.
37. Пропионовокислое и маслянокислое брожение.
38. Периодическое и непрерывное культивирование клеток.
39. Биотехнологические процессы при получении молочного сахара, безлактозного молока.
40. Биотехнологические процессы при получении молочного сахара, безлактозного молока.
41. Поверхностный и глубинный способы культивирования клеток.
42. Биотехнологические процессы при производстве мяса.
43. Первичные и вторичные метаболиты.
44. Закономерности роста и развития клеток микроорганизмов, растений, животных на
твердой и жидкой питательных средах.
45. Биотехнологические процессы при производстве соков.
46. Взаимосвязь анаболизма и катаболизма.
47. Основные факторы, влияющие на рост и развитие микроорганизмов в ферментере.
48. Понятие о биоконверсии, общие принципы.
49. Биосинтез полимерных макромолекул полисахаридов, белков, жиров, нуклеиновых кислот
автотрофными и гетеротрофными организмами.
Темы для творческог
1.Аэробное расщепление углеводов.
2. Электрофорез нуклеиновых кислот.
3. Ферменты животного и растительного происхождения.
4. Анаэробное брожение.
5. Клонирование генов в плазмидах.
6. Ферменты, получаемые микробным синтезом.
7. Молочнокислое брожение.
Вопросы к опросу
1. Выделение высокомолекулярных продуктов из клеточной биомассы.
2. Пропионовокислое и маслянокислое брожение.
3. Периодическое и непрерывное культивирование клеток.
4 Биотехнологические процессы при получении молочного сахара, безлактозного молока.
Тестовые задания
Вариант 1
1. К прокариотам относятся:
1. растения;
2. животные;
3. грибы;
4. бактерии и цианобактерии;
5. простейшие.
2. В бактериальной клетке присутствуют:
1. ядерная мембрана;
2. митохондрии;
3. клеточная стенка;
4. пластиды;
5. хлоропласты.
1. Рибонуклеиновой кислоты (РНК);
2. Дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК);
3. Аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ);
4. жира
5. белка.
4. Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) – универсальный переносчик:
1. кислорода;
2. водорода;
3. энергии;
4. диоксида углерода;
5. органических кислот.
5. Клеточным метаболизмом называется:
1. совокупность всех процессов энергетического обмена в клетке;
2. реакции синтеза метаболитов;
3. реакции разложения метаболитов;
4. процесс переноса белковых веществ через мембрану;
5. процесс переноса неорганических веществ через мембрану.
6. Вырожденность генетического кода означает:
1. каждая аминокислота кодируется одним триплетом;
2. многие аминокислоты кодируются 2-мя или большим числом триплетов;
3. один триплет может кодировать несколько аминокислот;
4. кодовое значение триплета может быть разным у разных организмов;
5. некоторые аминокислоты не имеют кодирующих триплетов.
7. Использование живых систем и биологических структур для получения ценных для
человека продуктов называется:
1. физиологией;
2. термодинамикой;
3. статистикой;
4. биотехнологией;
5. синергетикой.
8. К биотехнологическим процессам относится:
1. виноделие;
2. химический синтез аминокислот;
3. сульфатное разложение целлюлозы;
4. горение торфа;
5. химическое окисление железа.
9. Субстратом для культивирования биотехнологических объектов является:
1 меласса;
2. серная кислота;
3. вода;
4. шлам;
5. песок.
10. Субстрат является источником:
1. воды и углерода
2. кислорода и азота;
3. воды и фосфора;
4. кислорода и фосфора;
5. энергии и углерода.
11. Ферментами называются:
1. вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
2. вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3. вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
4. вещества небелковой природы, замедляющие биохимические реакции;
5. вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
12. Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:
1. трансформацию;
2. лиофилизацию;
3. ультрафильтрацию;
4. седиментацию;
5. деструкцию.
13. Аппарат для культивирования микроорганизмов в присутствии кислорода называется:
1. ареометр;
2. метантенк;
3. спектрофотометр;
4. аэротенк;
5. поляриметр.
14. Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной последовательности в
1. секвенатор;
2. метантенк;
3. колориметр;
4. циклотрон;
5. биоанализатор.
15. Объектами биотехнологии являются:
1. неорганические кислоты;
2. органические кислоты;
3. почва;
4. микроорганизмы;
5. металлы.
16. Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось производство:
1. гормонов;
2. моноклональных антител;
3. пенициллина;
4. стрептомицина;
5. ферментов.
17. Биотехнологические производства выпускают:
1. антибиотики;
2. органические кислоты;
3. неорганические кислоты;
4. поверхностно-активные вещества;
5. жиры.
18. Основная ферментация микроба-продуцента происходит в:
1. биореакторе;
2. биоанализаторе;
3. отстойнике;
4. центрифуге;
5. ректификационной колонне.
19. Метаболиты - это:
1. нежизнеспособные клетки;
2. живые клетки;
3. споры с токсинами;
4. продукты жизнедеятельности клеток;
5. товарные формы препарата.
20. ОЧИСТКУ ЦЕЛЕВОГО ПРОДУКТА БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА ПРОВОДЯТ ПУТЕМ:
1. экстракции;
2. спектрофотометрии;
3. микроскопии;
4. измерения рН;
5. измерения объема.
Вариант 2
1. К эукариотам относятся:
1. растения;
2. бактерии;
3. цианобактерии;
4. ДНК – вирусы;
5. РНК – вирусы.
2. В бактериальной клетке присутствуют:
1. ядерная мембрана;
2. митохондрии;
3. пластиды;
4. цитоплазматическая мембрана;
5. хлоропласты.
3. Наследственный аппарат бактерий представлен:
1. ядром;
2. нуклеотидом;
3. нуклеоидом;
4. нуклеусом;
5. мезосомой.
4. Для редупликации ДНК, в которой количество адениновых нуклеотидов составляет 200
тысяч, а гуаниновых – 300 тысяч потребуется свободных нуклеотидов:
1. 500 тысяч;
2. 1 миллион;
3. 2 миллион;
4. менее 500 тысяч;
5. 1,5 –2 миллиона.
1. метаболизм;
2. катаболизм;
3. амфиболизм;
4. анаболизм;
5. седиментация.
6. Шарообразные бактерии называются:
1. спириллами;
2. кокками;
3. вибрионами;
4. бациллами;
5. палочками.
7. Использование живых систем и биологических структур для получения ценных для
человека продуктов называется:
1. диализом
2. аммонификацией;
3. стерилизацией;
4. биотехнологией;
5. деструкцией.
8. К биотехнологическим процессам относится:
1. сульфатное разложение целлюлозы;
2. химический синтез аминокислот;
3. хлебопечение;
4. горение торфа;
5. химическое окисление железа.
9. Субстратом для культивирования биотехнологических объектов является:
1. серная кислота;
2. гидролизат торфа;
3. вода;
4. шлам; 5. песок.
10. Субстрат является источником:
1. энергии и углерода;
2. азота и фосфора;
3. железа и энергии;
4. кислорода и азота;
5. воды и углерода.
11. Ферментами называются:
1. вещества небелковой природы, замедляющие биохимические реакции;
2. вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3. вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
4. вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
5. вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
12. Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:
1. высаливание;
2. лиофилизацию;
3. трансформацию;
4. седиментацию;
5. деструкцию.
13. Аппарат для культивирования микроорганизмов в присутствии кислорода называется:
1. аэротенк;
2. стабилизатор;
3. барботер;
4. циклотрон;
5. спектрофотометр.
14. Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной последовательности в
молекулах нуклеиновых кислот, называется:
1. колориметр;
2. аэротенк;
3. поляриметр;
4. биореактор;
5. секвенатор.
15. Объектами биотехнологии являются:
1. растения;
2. органические кислоты;
3. почва;
4. неорганические кислоты;
5. металлы.
16. Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось производство:
2. аминокислот;
3. гормонов;
4. стрептомицина;
5. пенициллина.
17. Биотехнологические производства выпускают:
1. неорганические кислоты;
2. органические кислоты;
3. гормоны;
4. поверхностно-активные вещества;
5. жиры.
18. Основная ферментация микроба-продуцента происходит в:
1. центрифуге;
2. биоанализаторе;
3. отстойнике;
4. биореакторе;
5. ректификационной колонне.
19. Метаболиты - это:
1. продукты жизнедеятельности клеток;
2. генетический материал;
3. споры с токсинами;
4. нежизнеспособные клетки;
5. мембраны.
20. Очистку целевого продукта биотехнологического производства проводят путем:
1. микроскопии;
2. спектрофотометрии;
3. хроматографии;
4. измерения рН;
5. измерения объема.
Вариант 3
1. К эукариотам относятся:
1. бактерии
2. животные
3. цианобактерии
4. ДНК - вирусы
5. РНК - вирусы
2. Отсутствие в бактериальной клетке оформленного ядра указывает на принадлежность
бактерий к организмам:
1. прокариотам;
2. эукариотам;
3. автотрофам;
4. гетеротрофам;
5. литотрофам.
3. Информация о строении белка зашифрована в:
1. нуклеотиде;
2. триплете;
3. кодоне;
4. гене;
5. опероне.
4. Рибонуклеиновая кислота отличается от дезоксирибонуклеиновой кислоты тем, что в ее
состав входит урацил вместо:
1. аденина;
2. гуанина;
3. тимина;
4. цитозина;
5. глюкозы.
5. Гликолизом называется:
1. совокупность всех реакций энергетического обмена в клетке;
2. бескислородное расщепление глюкозы;
3. кислородное расщепление глюкозы;
4. расщепление полисахаридов до моносахаров;
5. расщепление белков до аминокислот.
6. Элементарная единица наследственности - ген определяет:
1. строение одного белка;
2. строение нескольких белков;
3. строение молекул сахаров;
4. строение молекул жирных кислот;
5. строение молекул неорганических кислот.
человека продуктов называется:
1. биотехнологией;
2. термодинамикой;
3. стерилизацией;
4. синергетикой
5. деструкцией.
8. К биотехнологическим процессам относится:
1. горение торфа;
2. химический синтез аминокислот;
3. сульфатное разложение целлюлозы;
4. пивоварение;
5. химическое окисление железа.
9. Субстратом для культивирования биотехнологических объектов является:
1. песок;
2. серная кислота;
3. вода;
4. шлам;
5. глюкоза.
10. Субстрат является источником:
1. воды и энергии;
2. энергии и железа;
3. кислорода и азота;
4. энергии и углерода;
5. углерода и фосфора.
11. Ферментами называются:
1. вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
2. вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3. вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
4. вещества небелковой природы, замедляющие биохимические реакции;
5. вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
12. Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:
1. деструкцию;
2. лиофилизацию;
3. трансформацию;
4. седиментацию;
5. диализ.
13. Аппарат для культивирования микроорганизмов в отсутствии кислорода называется:
1. аэротенк;
2. метантенк;
3. спектрофотометр;
4. ареометр;
5. поляриметр.
14. Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной последовательности в
молекулах нуклеиновых кислот, называется:
1. биореактор;
2. спектрофотометр;
3. секвенатор;
4. поляриметр;
5. биоанализатор.
15. Объектами биотехнологии являются:
1. животные;
2. органические кислоты;
3. почва;
4. неорганические кислоты;
5. металлы.
16. Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось производство:
1. бактериальных пестицидов;
2. пенициллина;
3. гормонов;
4. моноклональных антител;
5. ферментов.
17. Биотехнологические производства выпускают:
1. поверхностно-активные вещества;
2. органические кислоты;
3. неорганические кислоты;
4. ферменты;
5. жиры.
1. биореакторе;
2. биоанализаторе;
3. отстойнике;
4. центрифуге;
5. ректификационной колонне.
19. Метаболиты - это:
1. споры с токсинами;
2. живые клетки;
3. продукты жизнедеятельности клеток;
4. живые клетки;
5. генетический материал.
20. Отделение целевого продукта биотехнологического производства из культуральной
жидкости проводят путем:
1. экстракции;
2. спектрофотометрии;
3. микроскопии;
4. измерения рН;
5. измерения объема.
Вариант 4
1.Форму бактериальной клетки обеспечивает:
1. клеточная стенка;
2. цитоплазматическая мембрана;
3. микротрубочка
4. эндоплазматическая сеть;
5. ламелла.
2. Не имеют клеточного строения:
1. грибы;
2. бактерии;
3. вирусы;
4. животные;
5. растения.
3. Пептидная связь замыкается между атомами:
1. углерода и углерода;
2. углерода и кислорода;
3. углерода и азота;
4. азота и азота;
5. кислорода и азота.
4. Какое из перечисленных веществ имеет состав - аденин, рибоза, три остатка фосфорной
кислоты:
1. дезоксирибонуклеиновая кислота;
2. белок;
3 рибонуклеиновая кислота;
4. аденозинтрифосфорная кислота;
5. глюкоза.
5. Какой триплет транспортной РНК соответствует триплету ЦЦГ информационной РНК:
1. УУЦ;
2. ГГТ;
3. ГГЦ;
4. ГГА;
5. ЦЦА.
6. Элементарная единица наследственности – ген представляет собой:
1. участок молекулы дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) в хромосоме;
2. молекулу ДНК в хромосоме;
3. молекулу белка в цитоплазме;
4. участок молекулы белка в цитоплазме;
5. участок клеточной мембраны.
7. Использование живых систем и биологических структур для получения ценных для
человека продуктов называется:
1. диализом;
2. биотехнологией;
3. статистикой;
4. термодинамикой;
5. аммонификацией.
8. К биотехнологическим процессам относится:
1. биологическая очистка сточных вод;
2. химический синтез аминокислот;
3. сульфатное разложение целлюлозы;
5. химическое окисление железа.
9. Субстратом для культивирования биотехнологических объектов является:
1. шлам;
2. серная кислота;
3. вода;
4. уксусная кислота;
5. песок.
10. Субстрат является источником:
1. энергии и углерода;
2. кислорода и железа;
3. азота и кислорода;
4. воды и углерода;
5. углерода и фосфора.
11. Ферментами называются:
1. вещества, не влияющие на скорость биохимических реакций.
2. вещества небелковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
3. вещества белковой природы, замедляющие биохимические реакции;
4. вещества небелковой природы, замедляющие биохимические реакции;
5. вещества белковой природы, ускоряющие биохимические реакции;
12. Для очистки ферментов в биотехнологическом процессе применяют:
1. выпаривание;
2. лиофилизацию;
3. трансформацию;
4. седиментацию;
5. деструкцию.
13. Аппарат для культивирования микроорганизмов в отсутствии кислорода называется:
1. аэротенк;
2. метантенк;
3. фотоколориметр;
4. барботер;
5. стабилизатор.
14. Прибор, с помощью которого осуществляется анализ нуклеотидной последовательности в
молекулах нуклеиновых кислот, называется:
1. секвенатор;
2 биоанализатор;
3. биореактор;
4. поляриметр;
5. спектрофотометр.
15. Объектами биотехнологии являются:
1. изолированные клетки;
2. органические кислоты;
3. почва;
4. неорганические кислоты;
5. металлы.
16. Первым достижением биотехнологии в 40-х годах 20 века явилось производство:
1. стрептомицина;
2. аминокислот;
3. гормонов;
4. пенициллина;
5. ферментов.
17. Биотехнологические производства выпускают:
1. жиры;
2. органические кислоты;
3. неорганические кислоты;
4. поверхностно-активные вещества;
5. витамины.
18. Основная ферментация микроба-продуцента происходит в:
1. отстойнике;
2. биоанализаторе;
3. биореакторе;
4. центрифуге;
5. ректификационной колонне.
19. Метаболиты - это:
1. продукты жизнедеятельности клеток;
2. неорганические кислоты;
3. генетический материал;
4. нежизнеспособные клетки;
20. Отделение целевого продукта биотехнологического производства из культуральной
жидкости проводят путем:
1. спектрофотометрии;
2. осаждения;
3. микроскопии;
4. измерения рН;
5. измерения объема.
Темы рефератов
1. Нуклеиновые кислоты – материальные носители наследственной информации.
2. Биосинтез белка – центральный процесс метаболизма клетки.
3. Генетический код, его свойства.
4. Регуляция активности генов у высших организмов.
5. Использование трансгенных животных в сельском хозяйстве.
6. Применение гормонов в животноводстве.
7. Использование трансгенных растений в сельском хозяйстве.
8. Роль фарм- и биопрепаратов в развитии животноводства.
9. Пробиотики, их роль в производстве продуктов питания.
10. Биотехнология заквасок.
11. Биотехнологический потенциал мясного и рыбного сырья.
12. Использование микроорганизмов в производстве мясопродуктов.
13. Применение ферментных препаратов протеолитического действия для обработки
мясного сырья.
14. Виды ферментов; требования, предъявляемые к ним.
15. Биотехнология отдельных пищевых продуктов из растительного сырья.
Творческое задание
1. Биокаталитические методы повышения технологической и пищевой ценности
продовольственного сырья.
2. Биотехнологические методы производства натуральных пищевых добавок с
пробиотическими свойствами.
3. Биотехнологические методы производства натуральных биоконсервантов, белковоаминокислотных обогатителей и ингредиентов пищи, обеспечивающих повышение
биологической полноценности пищевых продуктов, их безопасность и
хранимоспособность.
4. Биоконверсионные технологии переработки вторичных сырьевых ресурсов и отходов
пищевых производств в эффективные для животноводства и птицеводства кормовые
добавки.
5. Биокаталитические и биосинтетические технологии функциональных биологически
активных добавок, лечебно-профилактических средств, специализированных и
функциональных пищевых ингредиентов (источники незаменимых аминокислот,
биоактивных пептидов, ферментов, витаминов, микро- и макронутриентов), связанных
с обеспечением здоровья человека.
6. Биотехнологии высококачественных, конкурентоспособных биологически
полноценных и сбалансированных продуктов питания для здоровьясбережения народа
России, обеспечения продовольственной безопасности РФ.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности,
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п