учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4, 5
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Освоение теории физических явлений, положенных в основу создания и функционирования различных электротехнических и электронных устройств, а также в привитии практических навыков использования методов анализа и расчета электрических и магнитных цепей для решения широкого круга задач.
ОПК-5: Способен учитывать свойства конструкционных материалов в теплотехнических расчетах с учетом динамических и тепловых системах;
ИД-1ОПК - 5. Выбирает средства измерения, проводит измерения электрических и неэлектрических величин, обрабатывает результаты измерений и оценивает их погрешность.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
1.2. Линейные электрические цепи
однофазного переменного тока.
1.3. Трехфазные электрические цепи.
1.4. Магнитные цепи.
1.5. Электрические измерения и приборы
2.2.Транзисторы.
2.3.Тиристоры.
2.4. Усилители2.5. Генераторы.
2.6. Импульсные устройства
защита отчета
защита отчета
2. Общая электроника
е.,изд.исправл. - М. : Академия, 2003. - 544 с. ( 24 экз.).
2. Электротехника и электроника: Учебник. В 2 томах. Том 1: Электротехника / А.Л. Марченко,
Ю.Ф. Опадчий - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 574 с.
3. Муравьев, В. М. Электротехника и электроника : Конспект / В. М. Муравьев, М. С. Сандлер. - М.
: МГАВТ, 2006. - 65 с.
4.Электротехника и электроника: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки "Агроинженерия" направленность "Электрооборудование и электротехнологии", "Теплоэнергетика и теплотехника" направленность "Энергообеспечение предприятий" (уровень бакалавриата) / К. К. Бахрунов, М. Б. Балданов, Л. П. Шкедова ; рец.: Т. В. Еремина, Н. С. Хусаев ; М-во сельского хоз-ва Рос. Федерации, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова. - Улан-Удэ: Бурятская ГСХА, 2024. - 96 с. : табл. - (Высшее образование). - URL: https://elib.bgsha.ru/sotru/02851. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Библиогр.: с. 92-93 (21 назв.). - 50 экз. - 197.00 р. - Текст : электронный.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что представляет собой величина тока и в каких единицах она измеряется?
2. Зависит ли величина индуктируемой в проводнике ЭДС от длины проводника и скорости его движения?
3. Что такое магнитный поток и в каких единицах он измеряется?
4. Что такое индуктивность и в каких единицах он измеряется?
5. Какая существует связь между током и магнитным потоком?
6. Какая существует связь между индукцией и магнитным потоком?
7. Как выглядит кривая первоначального намагничивания?
8. Что такое петля гистерезиса?
9. Как получается остаточный магнетизм материала?
10. Как размагнитить намагниченный материал?
12. Как формулируется закон полного тока?
13. Что понимается под намагничивающей силой?
14. Что такое напряженность магнитного поля и в каких единицах она измеряется?
15. Какие материалы называются диамагнетиками, парамагнетиками, ферромагнетиками?
16. От чего зависит электрическая мощность и в каких единицах она измеряется?
17. Что такое баланс мощностей и как он составляется?
18. Первый закон Кирхгофа.
19. Второй закон Кирхгофа.
20. Что понимается под процессом ионизации?
21. Методика расчета токов по методу Контурных токов.
22. Методика расчета тока электрических цепей по методу Узловых потенциалов.
23. Как построить потенциальную диаграмму?
24. Расчет электрических цепей по методу наложения.
25. Определение тока по методу эквивалентного генератора.
26. Переменный ток. Его характеристики.
27. Электрическая цепь переменного тока с активным сопротивлением.
28. Электрическая цепь переменного тока с индуктивным элементом.
29. Электрическая цепь переменного тока с емкостным элементом.
30. Активно-индуктивная нагрузка в цепи переменного тока.
31. Активно-емкостная нагрузка в цепи переменного тока.
32. В чём отличие принципа действия полевых и биполярных транзисторов?
33. Поясните названия: полевой, канальный, униполярный.
34. В чём заключается принцип действия полевого транзистора с управляющим p-n переходом?
35. Как и почему называются выводы полевого транзистора?
36. Какая аналогия между выводами биполярных и полевых транзисторов?
37. Как обозначаются полевые транзисторы с управляющим p-n переходом в схемах?
38. Что будет происходить в полевом транзисторе с p-n переходом, если изменять напряжение на затворе?
39. Как используя технологию изготовления биполярных транзисторов n-p-n типов можно сделать полевой транзистор с управляющим p-n переходом и p-каналом?
40. Поясните, название МДП- и МОП- транзисторы.
41. В чём заключается принцип действия МДП-транзистора?
42. Что такое встроенный и индуцируемый каналы?
43. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с индуцируемым n-каналом, чтобы ток стока увеличился?
44. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с встроенным n-каналом, чтобы между истоком и стоком отсутствовал ток?
45. Чем отличаются каналы в полевых транзисторах с p-n переходом и МДП-транзисторах?
46. Как обозначаются МДП-транзисторы в схемах?
47. Перечислите основные параметры электронных усилителей.
48. Приведите классификацию электронных усилителей.
49. При каких условиях нелинейные искажения увеличиваются?
50. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС по коэффициентам усиления.
51. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК по значениям RВХ и RВЫХ. Чем обусловлено их различие?
52. Сравните частотные свойства каскадов с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС, объясните причины различия.
53. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим коэффициентом усиления?
54. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим входным сопротивлением, наибольшим выходным сопротивлением?
55. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшей температурной нестабильностью?
56. Объясните назначение всех компонентов схем усилителей с ОЭ, ОБ, ОК, ОИ, ОС, 0З.
57. Каковы основные способы задания режима транзистора в усилительных каскадах ОЭ, ОБ, ОК?
58. Когда следует применять усилительные каскады, включенные по схеме с ОЭ, ОБ, ОК или с ОС, ОИ, ОЗ?
59. Объясните влияние температуры на режим работы усилительных каскадов с ОЭ, ОБ, ОК.
60. Какие вы знаете способы температурной стабилизации режима работы усилительных каскадов?
61. Как влияет ООС на амплитудно-частотную характеристику усилителя?
62. Приведите схемы усилителей на биполярных и униполярных транзисторах с местными ООС по постоянному току и дайте их краткую характеристику.
Критерии оценки:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания:
Баллы
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Перечень дискуссионных вопросов
Тема: Электрические измерения и приборы
1. Что понимается под относительной и приведённой погрешностями измерений?
2. По какой погрешности определяется класс точности прибора?
3. Каковы особенности принципов действия ЭИП основных систем?
4. Какие достоинства и недостатки ЭИП электромагнитной,
магнитоэлектрической, электродинамической и ферродинамической систем?
5. Какие правила включения в электрическую сеть амперметра,
вольтметра, ваттметра, фазометра, счетчика электрической энергии?
Тема: Исследование выпрямительных полупроводниковых диодов и кремниевых стабилитронов
1. Какова природа электропроводности твердых веществ? Классифицируйте твердые вещества по электропроводности. Чем обусловлена электропроводность собственного полупроводника? С какой целью в полупроводник вводят примеси? Как влияют на электропроводность полупроводника донорные и акцепторные примеси? Объясните, что такое дырки? Каково их движение в полупроводнике при отсутствии и под действием разницы потенциалов?
2. Объясните отличие собственного и примесного полупроводников? Какие носители являются основными и неосновными в полупроводниках n- и p-типов? Почему? Объяснить причины возникновения диффузионного и дрейфового токов в полупроводнике.
3. Что такое p-n-переход? Как он формируется? Поясните принцип действия p-n-перехода.
4. Объяснить с физической точки зрения вентильные свойства p-n-перехода. 5. Показать отличия между вольт-амперными характеристиками кремниевого и германиевого диодов. Привести типовые значения для, пр r , обр r , Uпр , 0 I этих диодов. Как определить данные параметры по ВАХ?
6. Перечислить параметры, определяемые по ВАХ реального диода. Как они определяются?
7. Записать математическую модель идеализированного p-n-перехода и пояснить физический смысл каждого параметра. Нарисовать ВАХ идеализированного p-n-перехода. Сравните идеальную и реальную вольт-амперные характеристики диода.
8. Приведите ВАХ диода для разных рабочих температур? Чем обусловлен обратный ток в диоде и как зависит от температуры и обратного напряжения?
9. Охарактеризуйте виды пробоя p-n-перехода.
10. Привести схемы замещения диодов и их аппроксимированные вольт-амперные характеристики. Как определяются параметры элементов в схемах замещения? Дайте рекомендации по применению схем.
11. Какова область применения выпрямительных диодов? Перечислите и поясните основные параметры и значения выпрямительных диодов.
12. В каких случаях целесообразно применение импульсных диодов? Почему? Поясните с помощью диаграмм процесс запирания диода в импульсных схемах. Перечислите основные параметры импульсных диодов. 13. Нарисуйте УГО и ВАХ стабилитрона. Почему такие диоды называют стабилитронами? Перечислите и поясните основные параметры стабилитронов и их типовые значения. Привести схему простейшего параметрического стабилизатора со
14. Какой полупроводниковый диод называют стабистором? Почему? Как стабистор включается в электрическую цепь? Какие полупроводниковые диоды называются варикапами? Приведите схему включения варикапа, поясните принцип действия.
15. Какие полупроводниковые приборы называют диодами Шоттки? Нарисуйте УГО диода Шоттки. Укажите область их применения, достоинства и недостатки. Приведите УГО и ВАХ туннельного диода, укажите области применения.
16. По каким параметрам выбираются диоды на практике?
17. Опишите систему обозначений полупроводниковых диодов.
Критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Баллы
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Кейс-задачи
Кейс 1.
В цепи э.д.с. источники питания равны Е1, Е2, Е3, а сопротивления ветвей соответственно r1, r2, r3, r4 (включая внутренние сопротивления источников питания). Определить силы токов во всех ветвях цепи и режим работы каждого из источников. Составить баланс мощностей. Задачу решить двумя методами: метод применения законов Кирхгофа и контурных токов.
Кейс 2.
В электрической цепи заданы значения э.д.с. Е, Е1, Е2, Е3 и сопротивления резисторов r, r1, r2, r3, r4. Определить силы токов во всех ветвях и режим работы источников. Составить баланс мощности.
Кейс 3.
К зажимам цепи подведено переменное синусоидальное напряжение, действующее значение которого U. Частота f=50 Гц. Определить: а) емкость С конденсатора, при которой в цепи наступит режим резонанса токов; б) величины токов I1, I2, I3 при наступлении резонанса. Построить векторную диаграмму напряжений и показать на ней векторы токов для режима резонанса.
Кейс 4.
В цепи активные и реактивные сопротивления в параллельных ветвях соответственно равны r1, x1; r2, x2; сопротивления в неразветвленной части цепи r0, x0. Сила тока, измеренная амперметром А (электромагнитной системы), равен I2. Определить, пользуясь методом комплексных чисел, показания вольтметра (электромагнитной
Кейс 5.
К трехфазной линии с линейным напряжением UR подключены: трехфазный симметричный приемник, соединенный по схеме «треугольник», и группа однофазных приемников, соединенных по схеме «звезда с нейтральным проводом». Полное сопротивление фазы симметричного приемника задано в комплексной форме Zф=zфejφф. Мощности, потребляемые однофазными приемниками, равны РА, РВ, РС при cosφ=1. Сопротивление нейтрального провода ZN пренебрежимо мало. Определить: а) фазные и линейные токи в приемнике, соединенном по схеме «треугольник»; б) токи в однофазных приемниках; в) активную, реактивную и полную мощности на зажимах линии. Построить топографическую диаграмму напряжений и векторную диаграмму токов. Пользуясь векторной диаграммой токов, определить показание каждого из амперметров.
Кейс-6.
В схему двухполупериодного выпрямителя включен индуктивный сглаживающий фильтр. Определить индуктивность дросселя, если выпрямленный ток IH = 1 А, выпрямленное напряжение UH = 100 В, частота сети fС = 400 Гц, коэффициент сглаживания kсгл = 15
Кейс-7.
Определить действующее значение напряжения вторичной обмотки трансформатора в схеме двухполупериодного мостового выпрямителя, если через каждый диод идет ток I0 = 150 мА, а сопротивление нагрузки RH = 430 Ом.
Кейс-8.
Для транзистора, включенного по схеме с общим эмиттером, используя входную и выходные характеристики, определить коэффициент усиления h21Э, значение напряжения на коллекторе Uкэ мощность на коллекторе Рк, если дано напряжение на базе Uб (В), значение сопротивления нагрузки Rк (кОм) и напряжение источника питания Ек (В). Данные для своего варианта взять из таблицы.
Кейс-9.
В цепь инвертирующего входа ОУ включен фотодиод VD. При некоторой освещенности ток фотодиода Iф = 10 мкА. Рассчитать RОС, при котором выходное напряжение UВЫХ = 1 В.
Критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Баллы
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно.
71-85 баллов
«хорошо» Обучающийся достаточно полно и аргументировано отвечает по содержанию вопроса (задания); обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по
учебнику, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно. Допускает 1-2 ошибки, исправленные с помощью наводящих вопросов.
56-70 баллов
«удовлетворительно» Обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать
свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
0-55 баллов
«неудовлетворительно» Обучающийся обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание (вопрос), допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отмечаются такие недостатки в
подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Электротехника и электроника
2) охватывает все разделы дисциплины
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
соединенные R, L, C элементы, на которой между указанными точками (указаны в табл. 1
повариантно) подключить вольтметры, а между крайними точками подключить ваттметр.
Определить частоту и период Т напряжения сети.
Определить показание амперметра электромагнитной системы.
Рассчитать все сопротивления, индуктивности и емкости.
Провести анализ работы заданных в исходных данных участков цепи:
Определить показания вольтметров электромагнитной системы.
задания выбрать произвольный.
Построить в масштабе временные диаграммы действующих значений напряжения U(t) и тока
I(t).
Записать законы изменения (мгновенные значения) тока i(t) и напряжений для заданных в
исходных данных точек u = u (t) и определить их начальные значения: I0, Uab0, Ukm0, Uad0.
Построить в масштабе на одной координатной плоскости два графика (временные
диаграммы) напряжения u(t) и тока i(t).
На графиках указать: T, Um, Im, U0, I0, u, i, .
Построить в масштабе скалярные треугольники сопротивлений. Определить характер
нагрузки на каждом участке.
Рассчитать активную, реактивную и полную мощности. Построить в масштабе скалярные
треугольники мощностей. Определить коэффициент мощности.
Подключить ваттметры для измерения рассчитанных активных мощностей.
Векторные диаграммы по вариантам для действующих значений напряжения и тока имеют
вид:
Задача №1
По данным своего варианта выбрать расчетную схему и исходные данные для расчета. Определить количество узлов и ветвей в схеме, обозначить узлы (a, b, c …) и условно положительные направления токов в ветвях схемы и напряжений на ее участках. Определить:
-токи во всех ветвях схемы, расчет произвести методом контурных токов, выполнить проверку правильности расчета методом баланса мощностей;
-ток в ветви с сопротивлением R6 методом эквивалентного генератора. Для определения эдс эквивалентного генератора в режиме холостого хода использовать метод двух узлов, а для расчета внутреннего сопротивления эквивалентного генератора (тока короткого замыкания) – метод наложения.
Задача 2.
В цепи мгновенное значение тока в ветви R1, L равно Активные сопротивления R1и R2 одинаковы (R1= R2 = R). При основной угловой частоте ω индуктивное сопротивление равно ХL, а емкостное – ХС. Найти выражения для мгновенных напряжений на зажимах цепи, тока в ветви R2, С и в неразветвленной части цепи. Определить активную мощность на зажимах цепи.
Дано: R = 2 Ом; ХL = 2,0 Ом ; ХС = 4 Ом.
Задача 3.
К трехфазной линии с линейным напряжением Uл подключен несимметричный приемник, соединенный по схеме "звезда" с нейтральным проводом (рис. 1.1). Активные и реактивные сопротивления фаз приемника соответственно равны: RА, XА, RВ, XВ, RС, XС. Сопротивление нейтрального провода пренебрежимо мало. Определить токи в фазах приемника, линейных проводах и нейтрального проводе в режимах: а) трехфазном; б) при обрыве линейного провода А; в) при коротком замыкании фазы А и обрыве нейтрального провода. Определить активную мощность, потребляемую приемником, в указанных трех режимах. Построить для всех режимов топографические диаграммы напряжений и показать на них векторы токов.
Дано: Uл = 380В; RА= 10 Ом; RВ= 4 Ом; XВ = –3 Ом; RС = 12 Ом; XС = 9 Ом
Задача 4.
Трехфазный трансформатор характеризуется следующими данными: номинальная мощность Sн; высшее линейное напряжение U1н; низшее линейное напряжение U2н; мощность потерь холостого хода РХ; изменение напряжения при номинальной нагрузке и ; напряжение короткого замыкания uК; схема соединения Y/Y. Определить: а) фазные напряжения первичной и вторичной обмоток при холостом ходе; б) коэффициент трансформации; в) номинальные токи в обмотках трансформатора; г) активное и реактивное сопротивление фазы первичной и вторичной обмоток; д) КПД трансформатора при и и коэффициент загрузки Построить векторную диаграмму для одной фазы нагруженного трансформатора при активно-индуктивной нагрузке <1.
Дано: Sн = 5 кВ∙А; U1н = 6 кВ; U2н = 400 В; РХ = 100 Вт; =4,0%;
Задача 5.
Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением характеризуется следующими номинальными величинами: напряжение на зажимах UН; мощность РН; частота вращения якоря nН; КПД ηН. Сопротивление цепи якоря RЯ, сопротивление цепи возбуждения RВ. Определить: а) ток IН, потребляемый электродвигателем из сети при номинальной нагрузке; б) номинальный момент на валу электродвигателя; в) пусковой момент при токе IП =2IН (без учета реакции якоря) и соответствующее сопротивление пускового реостата; г) пусковой момент при том же значении пускового тока, но при ошибочном включении пускового реостата; е) частоту вращения якоря при токе якоря, равном номинальному, но при введении в цепь возбуждения добавочного сопротивления, увеличивающего заданное в условии задачи значение RВ на 20%. Начертить схему включения электродвигателя: правильную и ошибочную.
Дано: UН = 110В; РН = 1,5 кВт; nном = 3000 об/мин.; ηН = 76,0 %; RЯ = 0,8 Ом; RВ = 160 Ом.
Задача 6.
Трехфазный асинхронный электродвигатель с фазным ротором питается от сети с линейным напряжением U = 380В. Величины, характеризующие номинальный режим электродвигателя: мощность на валу Р2н = 10 кВт; частота вращения ротора n2н = 1400об/мин; коэффициент мощности cosφ1н = 0,85; КПД ηном = 83,5%. Номинальное фазное напряжение статора U1ф = 220В. Кратность пускового тока а КI = I1п/ I1н = 7,0 при пуске без реостата и номинальном напряжении на зажимах статора; коэффициент мощности в этих условиях cosφ1к = 0,35. Обмотки фаз ротора соединены
Определить: а) схему соединения фаз обмотки статора: "звезда" или
" треугольник"; б) номинальный момент на валу ротора; в) номинальный и пусковой токи двигателя; г) сопротивление короткого замыкания (на фазу); д) активное и реактивное сопротивления обмотки статора и ротора (для ротора – приведенные значения); е) критическое скольжение. Вычислить по общей формуле электромагнитного момента асинхронного двигателя значения моментов, соответствующее значениям скольжения sн ;sк ; 0,1; 0,2;0,3;0,4;0,6;0,8;1,0. Построить кривую М(s).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Что представляет собой величина тока и в каких единицах она измеряется?
2. Зависит ли величина индуктируемой в проводнике ЭДС от длины проводника и скорости его движения?
3. Что такое магнитный поток и в каких единицах он измеряется?
4. Что такое индуктивность и в каких единицах он измеряется?
5. Какая существует связь между током и магнитным потоком?
6. Какая существует связь между индукцией и магнитным потоком?
7. Как выглядит кривая первоначального намагничивания?
8. Что такое петля гистерезиса?
9. Как получается остаточный магнетизм материала?
10. Как размагнитить намагниченный материал?
11. Что представляет собой магнитная проницаемость материала?
12. Как формулируется закон полного тока?
13. Что понимается под намагничивающей силой?
14. Что такое напряженность магнитного поля и в каких единицах она измеряется?
15. Какие материалы называются диамагнетиками, парамагнетиками, ферромагнетиками?
16. От чего зависит электрическая мощность и в каких единицах она измеряется?
17. Что такое баланс мощностей и как он составляется?
18. Первый закон Кирхгофа.
19. Второй закон Кирхгофа.
20. Что понимается под процессом ионизации?
21. Методика расчета токов по методу Контурных токов.
22. Методика расчета тока электрических цепей по методу Узловых потенциалов.
23. Как построить потенциальную диаграмму?
24. Расчет электрических цепей по методу наложения.
25. Определение тока по методу эквивалентного генератора.
26. Переменный ток. Его характеристики.
27. Электрическая цепь переменного тока с активным сопротивлением.
28. Электрическая цепь переменного тока с индуктивным элементом.
29. Электрическая цепь переменного тока с емкостным элементом.
30. Активно-индуктивная нагрузка в цепи переменного тока.
31. Активно-емкостная нагрузка в цепи переменного тока.
32. В чём отличие принципа действия полевых и биполярных транзисторов?
33. Поясните названия: полевой, канальный, униполярный.
34. В чём заключается принцип действия полевого транзистора с управляющим p-n переходом?
35. Как и почему называются выводы полевого транзистора?
36. Какая аналогия между выводами биполярных и полевых транзисторов?
37. Как обозначаются полевые транзисторы с управляющим p-n переходом в схемах?
38. Что будет происходить в полевом транзисторе с p-n переходом, если изменять напряжение на затворе?
39. Как используя технологию изготовления биполярных транзисторов n-p-n типов можно сделать полевой транзистор с управляющим p-n переходом и p-каналом?
40. Поясните, название МДП- и МОП- транзисторы.
41. В чём заключается принцип действия МДП-транзистора?
42. Что такое встроенный и индуцируемый каналы?
43. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с индуцируемым n-каналом, чтобы ток стока увеличился?
44. Какое напряжение нужно подать на затвор МДП-транзистора с встроенным n-каналом, чтобы между истоком и стоком отсутствовал ток?
45. Чем отличаются каналы в полевых транзисторах с p-n переходом и МДП-транзисторах?
46. Как обозначаются МДП-транзисторы в схемах?
47. Перечислите основные параметры электронных усилителей.
48. Приведите классификацию электронных усилителей.
49. При каких условиях нелинейные искажения увеличиваются?
50. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС по коэффициентам усиления.
51. Сравните усилители с ОЭ, ОБ, ОК по значениям RВХ и RВЫХ. Чем обусловлено их различие?
52. Сравните частотные свойства каскадов с ОЭ, ОБ, ОК и с ОИ, ОЗ, ОС, объясните причины различия.
53. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим коэффициентом усиления?
54. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшим входным сопротивлением, наибольшим выходным сопротивлением?
55. Какой усилитель (ОЭ, ОБ, ОК) обладает наибольшей температурной нестабильностью?
57. Каковы основные способы задания режима транзистора в усилительных каскадах ОЭ, ОБ, ОК?
58. Когда следует применять усилительные каскады, включенные по схеме с ОЭ, ОБ, ОК или с ОС, ОИ, ОЗ?
59. Объясните влияние температуры на режим работы усилительных каскадов с ОЭ, ОБ, ОК.
60. Какие вы знаете способы температурной стабилизации режима работы усилительных каскадов?
61. Как влияет ООС на амплитудно-частотную характеристику усилителя?
62. Приведите схемы усилителей на биполярных и униполярных транзисторах с местными ООС по постоянному току и дайте их краткую характеристику.
Задача №1
По данным своего варианта выбрать расчетную схему и исходные данные для расчета.
Определить количество узлов и ветвей в схеме, обозначить узлы (a, b, c …) и условно
положительные направления токов в ветвях схемы и напряжений на ее участках. Определить:
-токи во всех ветвях схемы, расчет произвести методом контурных токов, выполнить проверку
правильности расчета методом баланса мощностей;
-ток в ветви с сопротивлением R6 методом эквивалентного генератора. Для определения эдс
эквивалентного генератора в режиме холостого хода использовать метод двух узлов, а для расчета
внутреннего сопротивления эквивалентного генератора (тока короткого замыкания) – метод
наложения.
Задача 2.
В цепи мгновенное значение тока в ветви R1, L равно
i 20 2 10sin t 2 5sin2 t. L
Активные сопротивления R1и R2 одинаковы (R1= R2 = R). При основной угловой частоте ω
индуктивное сопротивление равно ХL, а емкостное – ХС. Найти выражения для мгновенных
напряжений на зажимах цепи, тока в ветви R2, С и в неразветвленной части цепи. Определить
активную мощность на зажимах цепи.
Дано: R = 2 Ом; ХL = 2,0 Ом ; ХС = 4 Ом.
Задача 3.
К трехфазной линии с линейным напряжением Uл подключен несимметричный приемник,
соединенный по схеме "звезда" с нейтральным проводом (рис. 1.1). Активные и реактивные
сопротивления фаз приемника соответственно равны: RА, XА, RВ, XВ, RС, XС. Сопротивление
11
нейтрального провода пренебрежимо мало. Определить токи в фазах приемника, линейных проводах
и нейтрального проводе в режимах: а) трехфазном; б) при обрыве линейного провода А; в) при
коротком замыкании фазы А и обрыве нейтрального провода. Определить активную мощность,
потребляемую приемником, в указанных трех режимах. Построить для всех режимов
топографические диаграммы напряжений и показать на них векторы токов.
Дано: Uл = 380В; RА= 10 Ом; RВ= 4 Ом; XВ = –3 Ом; RС = 12 Ом; XС = 9 Ом.
Задача 4.
Трехфазный трансформатор характеризуется следующими данными: номинальная мощность
Sн; высшее линейное напряжение U1н; низшее линейное напряжение U2н; мощность потерь холостого
хода РХ; изменение напряжения при номинальной нагрузке и
cos 2 1 U%
; напряжение
короткого замыкания uК; схема соединения Y/Y. Определить: а) фазные напряжения первичной и
вторичной обмоток при холостом ходе; б) коэффициент трансформации; в) номинальные токи в
обмотках трансформатора; г) активное и реактивное сопротивление фазы первичной и вторичной
обмоток; д) КПД трансформатора при
cos 2 0,8
и
cos 2 1
и коэффициент загрузки
0,5;0,8.
Построить векторную диаграмму для одной фазы нагруженного трансформатора при активноиндуктивной нагрузке
cos 2
<1.
Дано: Sн = 5 кВ∙А; U1н = 6 кВ; U2н = 400 В; РХ = 100 Вт;
U%
=4,0%;
Задача 5.
Электродвигатель постоянного тока с параллельным возбуждением характеризуется
следующими номинальными величинами: напряжение на зажимах UН; мощность РН; частота
вращения якоря nН; КПД ηН. Сопротивление цепи якоря RЯ, сопротивление цепи возбуждения RВ.
Определить: а) ток IН, потребляемый электродвигателем из сети при номинальной нагрузке; б)
номинальный момент на валу электродвигателя; в) пусковой момент при токе IП =2IН (без учета
реакции якоря) и соответствующее сопротивление пускового реостата; г) пусковой момент при том же
значении пускового тока, но при ошибочном включении пускового реостата; е) частоту вращения
якоря при токе якоря, равном номинальному, но при введении в цепь возбуждения добавочного
включения электродвигателя: правильную и ошибочную.
Дано: UН = 110В; РН = 1,5 кВт; nном = 3000 об/мин.; ηН = 76,0 %; RЯ = 0,8 Ом; RВ = 160 Ом.
Задача 6.
Трехфазный асинхронный электродвигатель с фазным ротором питается от сети с линейным
напряжением U = 380В. Величины, характеризующие номинальный режим электродвигателя:
мощность на валу Р2н = 10 кВт; частота вращения ротора n2н = 1400об/мин; коэффициент мощности
cosφ1н = 0,85; КПД ηном = 83,5%. Номинальное фазное напряжение статора U1ф = 220В. Кратность
пускового тока а КI = I1п/ I1н = 7,0 при пуске без реостата и номинальном напряжении на зажимах
статора; коэффициент мощности в этих условиях cosφ1к = 0,35. Обмотки фаз ротора соединены
звездой.
Определить: а) схему соединения фаз обмотки статора: "звезда" или
" треугольник"; б) номинальный момент на валу ротора; в) номинальный и пусковой токи двигателя;
г) сопротивление короткого замыкания (на фазу); д) активное и реактивное сопротивления обмотки
статора и ротора (для ротора – приведенные значения); е) критическое скольжение. Вычислить по
общей формуле электромагнитного момента асинхронного двигателя значения моментов,
соответствующее значениям скольжения sн ;sк ; 0,1; 0,2;0,3;0,4;0,6;0,8;1,0. Построить кривую М(s).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п