учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Ветеринарно-санитарная экспертиза, микробиология и патоморфология
Направленность (профиль) Ветеринарная биотехнология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Алексеева С.М.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Токарь В.В.
(представитель работодателя)
Задачи: - изучение причин возникновения болезней, закономерностей их развития, течения и исхода, общих и органных патологий, защитно-компенсаторных и барьерных механизмов в организме;
- формирование представлений о механизмах, обеспечивающих здоровье и устойчивость животных к патогенным факторам, приспосабливаемость организмов к условиям существования,
- обучение моделированию патологических процессов и изучению их в динамике с применением разнообразных современных методов исследования.
ОПК-2: Способен осуществлять профессиональную деятельность с учетом влияния на организм животных природных, социально-хозяйственных, генетических и экономических;
ИД-2 не знает и не понимает механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных;
ИД-3 не знает и не понимает общие закономерности возникновения, развития и исхода общепатологических процессов, состояний и реакций организма, их проявления и значение при развитии заболеваний
ИД-2 знает частично механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных;
ИД-3 знает частично общие закономерности возникновения, развития и исхода общепатологических процессов, состояний и реакций организма, их проявления и значение при развитии заболеваний
ИД-2 знает в целом механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных;
ИД-3 знает в целом общие закономерности возникновения, развития и исхода общепатологических процессов, состояний и реакций организма, их проявления и значение при развитии заболеваний
ИД-2 знает в совершенстве механизмы влияния антропогенных и экономических факторов на организм животных;
ИД-3 знает в совершенстве общие закономерности возникновения, развития и исхода общепатологических процессов, состояний и реакций организма, их проявления и значение при развитии заболеваний
ИД-2 не умеет оценивать степень нарушения функции органов и систем организма;
ИД-3 не умеет организовывать и планировать исследования по заданной методике, обрабатывать и обобщать результаты, составлять отчеты по выполненному заданию
ИД-2 умеет частично оценивать степень нарушения функции органов и систем организма;
ИД-3 умеет частично организовывать и планировать исследования по заданной методике, обрабатывать и обобщать результаты, составлять отчеты по выполненному заданию
ИД-2 умеет в целом оценивать степень нарушения функции органов и систем организма;
ИД-3 умеет в целом организовывать и планировать исследования по заданной методике, обрабатывать и обобщать результаты, составлять отчеты по выполненному заданию
ИД-2 умеет в совершенстве оценивать степень нарушения функции органов и систем организма;
ИД-3 умеет в совершенстве организовывать и планировать исследования по заданной методике, обрабатывать и обобщать результаты, составлять отчеты по выполненному заданию
ИД-2 не владеет навыками структурных изменений и функциональных расстройств органов и систем животного организма в динамике развития тех или иных групп болезней;
ИД-3 не владеет навыками послеубойного осмотра туши, отдельных органов животных; методами подготовки и проведения эксперимента
ИД-2 владеет частично навыками структурных изменений и функциональных расстройств органов и систем животного организма в динамике развития тех или иных групп болезней;
ИД-3 владеет частично навыками послеубойного осмотра туши, отдельных органов животных; методами подготовки и проведения эксперимента
ИД-2 владеет в целом навыками структурных изменений и функциональных расстройств органов и систем животного организма в динамике развития тех или иных групп болезней;
ИД-3 владеет в целом навыками послеубойного осмотра туши, отдельных органов животных; методами подготовки и проведения эксперимента
ИД-2 владеет в совершенстве навыками структурных изменений и функциональных расстройств органов и систем животного организма в динамике развития тех или иных групп болезней;
ИД-3 владеет в совершенстве навыками послеубойного осмотра туши, отдельных органов животных; методами подготовки и проведения эксперимента
форма текущего контроля успеваемости)
работ
физиологии. Общая нозология
патологии
и ее значение в патологии
физиологии. Общая нозология
обмена веществ и энергии
кровообращения и микроциркуляции
веществ и энергии
микроциркуляции
физиология системы кровообращения
физиология эндокринной системы
Патологическая физиология [Электронный ресурс]:Методическое пособие для проведения лабораторных занятий и самостоятельной работы по дисциплине "Патологическая физиология" по направлению подготовки 36.03.01 "Ветеринарно-санитарная экспертиза". - , 2016. - 44 – Режим доступа: http://bgsha.ru/art.php? i=218
Токарь, Виктория Владимировна.
Эндокринология мелких домашних животных : рабочая тетрадь для обучающихся по специальности 36.05.01 Ветеринария / В. В.
Токарь ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 53 с. - URL:
https://elib.bgsha.ru/sotru/01306. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Б. ц. - Текст : электронный.
Токарь, Виктория Владимировна.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Перечень тем для рефератов
3. Вопросы для письменного контроля
4. Тестовые задания
5. Ситуационные задачи
6. Вопросы для устного опроса для работы в малой группе
Патологическая физиология животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Краткий очерк истории патологической физиологии (Р. Вирхов, С.П. Боткин, И.П. Павлов, В.В. Пашутин, И.И. Мечников, Е.С. Лондон, Н.И. Шохор). Предмет патологической физиологии, ее место в системе ветеринарного образования. (ОПК-2).
2. Определение болезни и понятий: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние. Периоды и исходы болезней. (ОПК-2).
3. Последствия повреждений субклеточных структур. (ОПК-2).
4. Болезнетворное действие механических факторов на организм. Травматический шок. (ОПК-2)
5. Действие на организм низкой температуры: гипотермия, отморожение, простудные заболевания. (ОПК-2).
6. Действие на организм высокой температуры: перегревание, солнечный и тепловой удар. (ОПК-2).
7. Общие и местные проявления при ожогах. Ожоговый шок. (ОПК-2).
8. Роль охлаждения в возникновении простудных заболеваний. Современные концепции. (ОПК-2).
9. Основные представления о повреждающем действии на организм ионизирующих излучений. (ОПК-2).
10. Острая лучевая болезнь. (ОПК-2).
11. Действие на организм ультрафиолетовых лучей. (ОПК-2).
12. Факторы, определяющие степень поражения электрическим током. Патологические изменения при действии электрического тока. (ОПК-2).
13. Действие на организм пониженного и повышенного барометрического давления. (ОПК-2).
14. Повреждающее действие на организм химических факторов. (ОПК-2).
15. Роль конституции и возраста в возникновении и развитии болезней. (ОПК-2).
16. Понятие о реактивности и резистентности организма. (ОПК-2).
17. Виды реактивности сельскохозяйственных животных и их классификация. (ОПК-2).
18. Классификация иммуноглобулинов, их значение. (ОПК-2).
19. Аллергия, ее виды и механизм развития. (ОПК-2)
20. Анафилаксия, изменения в организме при анафилактическом шоке. (ОПК-2).
21. Артериальная гиперемия: признаки, виды, последствия. (ОПК-2).
22. Венозная гиперемия: признаки, виды, последствия. (ОПК-2).
23. Ишемия – понятие, признаки, последствия. (ОПК-2).
24. Инфаркты – понятие, причины, виды, последствия. (ОПК-2).
25. Кровотечения – классификация, компенсаторные механизмы, возможные последствия. (ОПК-2).
27. Эмболия: понятие, классификация. (ОПК-2).
28. Воспаление: понятие, основные признаки, стадии. Значение воспаления для организма. (ОПК-2).
29. Сосудистые изменения при воспалении. Экссудация и эмиграция лейкоцитов при воспалении. Виды и свойства экссудата. (ОПК-2).
30. Классификация воспалений в зависимости от реактивности организма. (ОПК-2).
31. Роль И.И. Мечникова в развитии учения о воспалении. Явления фагоцитоза при воспалении. (ОПК-2).
32. Особенности лечения воспаления у различных видов сельскохозяйственных животных. (ОПК-2).
33. Лихорадка: определение понятия, этиология, патогенез. (ОПК-2).
34. Изменение терморегуляции в различные стадии лихорадки. Типы температурных кривых. (ОПК-2).
35. Изменение основных функций организма и обмена веществ при лихорадке. (ОПК-2).
36. Биологическая роль лихорадочной реакции. (ОПК-2).
37. Особенности лихорадочной реакции у сельскохозяйственных животных. (ОПК-2).
38. Опухоли: определение, общая классификация. (ОПК-2).
39. Основные свойства доброкачественных и злокачественных опухолей. (ОПК-2).
40. Этиология опухолей. Канцерогенные вещества. (ОПК-2).
41. Биологические особенности опухолевых клеток. Влияние опухоли на организм. (ОПК-2).
42. Расстройство основного обмена. (ОПК-2).
43. Нарушение углеводного обмена. Гипергликемия. Сахарный диабет. Гипогликемия. (ОПК-2).
44. Нарушение белкового обмена. (ОПК-2).
45. Расстройство жирового обмена. (ОПК-2).
46. Отек и водянка – определение, механизм образования, влияние на организм животного. (ОПК-2).
47. Классификация отеков по этиологии и по патогенезу. (ОПК-2).
48. Голодание – определение и виды. Особенности обмена веществ при голодании. (ОПК-2).
49. Влияние недостатка жирорастворимых витаминов на организм сельскохозяйственных животных. (ОПК-2).
50. Гиповитаминоз А у животных. (ОПК-2).
51. Нарушение общего объема крови: классификация, характеристика основных видов нарушений. (ОПК-2).
52. Анемия, эритроцитоз: определение, классификация. (ОПК-2).
53. Патогенетическая классификация анемии. (ОПК-2).
54. Постгеморрагическая анемия: виды, причины, патогенез, картина крови. (ОПК-2).
55. Гемолитическая анемия (приобретенная и наследственная): причины, патогенез, картина крови. (ОПК-2).
56. Апластическая анемия: причины, патогенез, картина крови. (ОПК-2).
57. Лейкоцитоз: понятие, виды картина крови. (ОПК-2).
58. Лейкопения: понятие, виды, лейкограмма. (ОПК-2).
59. Лейкозы: этиология, патогенез, классификация. (ОПК-2).
60. Компенсаторно-приспособительные механизмы при сердечной недостаточности. (ОПК-2).
61. Пороки сердца. (ОПК-2).
62. Нарушение функции автоматизма, возбудимости, сократимости и проводимости миокарда. (ОПК-2).
63. Расстройство кровообращения при нарушении функции кровеносных сосудов. (ОПК-2).
64. Одышка: понятие, виды патогенез. (ОПК-2).
65. Асфиксия: причины, патогенез, последствия. (ОПК-2).
66. Периодическое дыхание – виды, патогенез. (ОПК-2).
67. Легочная недостаточность дыхания. Этиология и патогенез бронхита, бронхиальной астмы, пневмонии, отека легких. (ОПК-2).
68. Пневмоторакс: понятие, классификация, последствия. (ОПК-2).
69. Гипоксия: виды, патогенез. Влияние на основные функции организма. (ОПК-2).
70. Основные нарушения приема корма и воды. (ОПК-2).
71. Изменение моторной и секреторной функции желудка. (ОПК-2).
72. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: этиология, патогенез, последствия. (ОПК-2).
73. Расстройство кишечного пищеварения, связанные с нарушением выделения желчи и панкреатического сока. (ОПК-2).
74. Непроходимость кишечника: причины, патогенез, последствия. (ОПК-2).
75. Механическая желтуха: этиология и патогенез. (ОПК-2).
76. Гемолитическая желтуха: этиология и патогенез. (ОПК-2).
77. Паренхиматозная желтуха: этиология и патогенез. (ОПК-2).
78. Желчнокаменная болезнь. (ОПК-2).
79. Количественные нарушения диуреза: причины, механизмы их возникновения и патологическое влияние на организм. (ОПК-2).
80. Качественные нарушения диуреза: причины, механизмы их возникновения и патологическое влияние на организм. (ОПК-2).
81. Гипофункция и гиперфункция передней доли гипофиза. (ОПК-2).
82. Гипофункция и гиперфункция задней доли гипофиза. (ОПК-2).
83. Гипофункция и гиперфункция щитовидной железы. (ОПК-2).
84. Гипофункция и гиперфункция паращитовидных желез. (ОПК-2).
85. Нарушение функции надпочечников: гипер- и гипофункция коркового вещества, болезни. Основные проявления, их патогенез. (ОПК-2).
86. Нарушение внутрисекреторной функции поджелудочной железы. (ОПК-2).
87. Нарушение функции половых желез сельскохозяйственных животных. (ОПК-2).
89. Общая этиология нарушений функций нервной системы. (ОПК-2).
90. Расстройства двигательной функции нервной системы. (ОПК-2).
91. Расстройства чувствительности при нарушении функции нервной системы. (ОПК-2).
Вопросы для самоподготовки и контроля знаний
Тема. Введение. Предмет и задачи патофизиологии. Значение эксперимента в развитии патологической физиологии. Современные методики, используемые в эксперименте. Краткие сведения из истории патофизиологии.
1. Предмет и задачи патологической физиологии. Ее разделы.
2. Связь патологической физиологии с другими дисциплинами.
3. Методы патологической физиологии.
4. Основные этапы познания патологических процессов
5. История развития общей патологии и отечественной патологической физиологии
6. Каково значение эксперимента в патофизиологии?
7. Каковы суть и значение острого опыта?
8. Каковы суть и значение хронического опыта?
9. Асептика
10. Антисептика
11. Наркоз
12. Обезболивание
Тема. Общая нозология.
1.Краткий очерк истории развития патологической физиологии.
2. Значение работ И.И. Мечникова в развитии сравнительно-патологического направления в учении о болезни.
3. Определение форм патологических явлений: патологическая реакция, патологический процесс, патологическое состояние.
Тема. Общая этиология. Общий патогенез.
1.Что такое этиология? Значение изучения этиологии болезней для их профилактики и лечения животных.
2. Критика направлений в этиологии – монокаузализм, кондиционализм и др.
3. Современные материалистические представления об этиологии болезней.
4. Что такое патогенез? Что такое патогенетические факторы?
5. Что такое основное звено патогенеза?
6. Каковы пути распространения болезнетворных агентов в самом организме?
Тема. Действие болезнетворных факторов внешней среды.
1 Схема причин болезней.
2. Травматический шок. Основные факторы, вызывающие травматический шок и способствующие его развитию. Стадии травматического шока. Виды шоков.
3. Особенности действия биологических факторов на организм животного.
4. Определение понятия гипертермия
5. Чувствительность различных видов сельскохозяйственных животных к перегреванию
6. Ожоговая болезнь
7. Определение понятия гипотермия
8. Чувствительность различных видов сельскохозяйственных животных к переохлаждению
9. Отморожение
10. Простудные заболевания
11. Действие повышенного атмосферного давления на организм
12. Кессонная болезнь
13. Действие пониженного атмосферного давления на организм. Высотная болезнь
14. Факторы, определяющие болезнетворное действие электрического тока на организм животных
15. Видовая чувствительность животных к патогенному действию электрического тока.
16. Действие атмосферного электричества на организм животных
17. Действие ультра- и инфразвука на организм животных
18. Внешнее и внутреннее облучение организма животных ионизирующей радиацией.
19. Острая лучевая болезнь
20. Механизм повреждающего действия ионизирующей радиации
21. Патогенное действие ультрафиолетовых лучей на организм животного
22. Повреждающее действие лазера на организм животного
Тема. Роль наследственности конституции и возраста в патологии.
1. Роль наследственности в патологии.
2. Определение понятий: наследственные аномалии, врожденные аномалии.
3. Механизм возникновения наследственных болезней: генные, молекулярные, хромосомные болезни.
4. Значение возраста в патологии.
5. Роль конституции в возникновении и развитии болезни.
6.Роль недостаточности питания, вирусов, химических и фармакологических воздействий в появлении врожденных болезней
7. Значение конституции в создании высокопродуктивных стад, невосприимчивых к болезням.
Тема. Патологическая физиология клетки.
1.Причины, вызывающие повреждение клетки.
2. Специфические проявления повреждения клетки.
3. Неспецифические проявления повреждения клетки.
5. Медиаторы клеточного повреждения и их патофизиологическое значение.
6. Изменения органелл клетки при повреждении.
7. Патофизиологические механизмы клеточных дистрофий.
8. Защитно-компенсаторные процессы в клетке при повреждении.
Тема. Патологическая физиология периферического кровообращения и микроциркуляции.
1.Артериальная гиперемия. Определение понятия. Виды. Значение для организма. Возможные последствия.
2. Венозная гиперемия. Определение понятия. Этиология. Микроциркуляторные изменения, характерные для венозной гиперемии.
3. Состояние обмена веществ в области венозной гиперемии.
4. Патологические явления, наблюдаемые при венозном застое в системе воротной вены.
5. Патологические явления, отмечаемые при венозном застое в сосудах малого круга кровообращения.
6. Патологические явления, возникающие при венозном застое в сосудах большого круга кровообращения.
7. Ишемия. Внешние признаки ишемии. Последствия. Степень чувствительности к ишемии различных органов и тканей.
8. Инфаркт. Определение понятия. Последствия. Инфаркт миокарда.
9. Эмболия, эмбол. Определение понятий. Эмболия экзо- и эндогенного происхождения. Пути миграции эмболов при попадании в яремную вену животного.
10. Тромбоз, тромб. Определение понятий. Причины. Классификация тромбов по патогенезу и положению в сосуде. Последствия.
Тема. Воспаление.
1.Воспаление. Определение понятия. Этиология. Внешние признаки воспаления.
2. Расстройства кровообращения и микроциркуляции в зоне воспаления.
3. Характеристика нарушений обмена веществ в очаге воспаления.
4. Роль биологически активных веществ в генезе воспаления.
5. Виды экссудата. Виды гнойного воспаления.
6. Эмиграция лейкоцитов при воспалении, основные теории, объясняющие это явление.
7. Свойства экссудата.
8. Классификация воспалений.
9. Исходы воспаления. Биологическая роль воспаления.
10. Особенности течения воспаления у основных видов сельскохозяйственных животных (лошадей, рогатого скота, свиней и птиц).
Тема. Патология тепловой регуляции.
1.Лихорадка. Определение понятия. Этиология лихорадки.
2. Стадии лихорадки. Патогенез лихорадки.
3.Состояние основных функций организма при лихорадке.
4. Нарушения углеводного, жирового, белкового обменов во время лихорадки.
5. Роль нервной и эндокринной систем в патогенезе лихорадочной реакции.
6. Типы температурных кривых.
7. Классификация лихорадки.
8. Значение лихорадки для организма.
Тема. Патологи роста тканей. Опухоли
1.Атрофия, ее виды.
2. Характеристика дистрофических процессов.
3. Гиперплазия, гипертрофия, трансплантация.
4. История экспериментальной онкологии. Роль отечественных ученых в развитии учения об опухолевых болезнях.
5. Основные теории возникновения опухолей.
6. Опухоли, принцип классификации. Основные отличия злокачественных опухолей от доброкачественных.
7. Особенности обмена веществ в опухолевой ткани.
Тема. Патологическая физиология обмена веществ и энергии. Патологическая физиология голодания.
1.Нарушение основного обмена веществ; его причины, механизм развития.
2. Характеристика нарушения углеводного обмена. Дыхательный коэффициент и его изменения при нарушении обмена веществ.
3. Характеристика нарушения жирового обмена. Кетоз у жвачных.
4. Характеристика нарушений белкового обмена.
5. Причины и механизм развития ацидоза и алкалоза.
6. Причины и механизм развития нарушения водно-солевого обмена.
7. Виды голодания. Продолжительность жизни при полном голодании у различных видов животных.
8. Обмен веществ в различные периоды голодания.
9. Характеристика патологических явлений при гипо- и гипервитаминозе Д.
10 Нарушения в организме при недостатке жирорастворимых витаминов: А, Е, К.
Тема. Гипоксия.
1 Гипоксия. Определение понятия.
2. Причины гипоксии
3. Классификация гипоксий по происхождению, по патогенезу.
4. Какие течения гипоксии различают?
5. Перечислите типы гипоксии.
6.Охарактеризуйте экзогенный тип гипоксии
8. Охарактеризуйте сердечно-сосудистый тип гипоксии
9. Охарактеризуйте кровяной тип гипоксии
10. Охарактеризуйте тканевой тип гипоксии
11. Структурно-функциональные нарушения при гипоксии
12.Перечислите срочные приспособительные реакции при гипоксии
13. Какие долговременные компенсаторные реакции возникают при хронической гипоксии?
14. Какие повреждающие изменения происходят в организме при гипоксии
15. Этиология, патогенез отдельных видов гипоксий, последствия.
Тема. Патологическая физиология системы крови.
1. Современное представление о кроветворении.
2. Функции крови и возможные их нарушения.
3. Изменения объема циркулирующей крови
4. Гемотрансфузионный шок.
5. Анемия. Определение понятия.
6. Классификация анемий по цветовому показателю.
7. Классификация анемий по патогенезу и функциональной активности миелоидной ткани и типу эритропоэза.
8. Железо- и белководефицитные анемии.
9. Анемии, вызванные дефицитом внешнего и внутреннего антианемического фактора.
10. Патологические формы эритроцитов.
11. Нарушения функций и компенсаторные механизмы при острой постгеморрагической анемии.
12. Зависимость эритропоэза от состояния микрофлоры рубца жвачных животных.
13. Лейкоцитоз. Определение понятия, виды.
14. Нейтрофильный лейкоцитоз.
15. Понятие о сдвиге ядра при нейтрофилии, его диагностическое значение.
16. Эозинофилия.
17. Лимфоцитоз.
18. Лейкопения.
19. Агранулоцитоз.
20. Лейкоз.
21. Этиология лейкозов (современные теории).
22. Этиология и патогенез лейкоза крупного рогатого скота.
23. Классификация лейкозов.
24. Микроскопическая картина периферической крови при острых лейкозах.
25. Состояние иммунологической реактивности при лейкозах.
26. Лейкемоидные реакции.
27. Тромбоцитопения и тромбоцитоз.
28. Замедление свертываемости крови.
29. Гиперкоагуляция крови, ее механизмы.
30. Гемолиз эритроцитов, его признаки и последствия.
31. Изменение скорости оседания эритроцитов.
32. Изменение биохимического состава крови.
33. Причины и последствия образования метгемоглобина и карбоксигемоглобина в крови сельскохозяйственных животных
Тема. Патологическая физиология системы кровообращения.
1. Недостаточность кровообращения
2. Генез клинических проявлений недостаточности кровообращения (тахикардия, одышка, венозная гиперемия, цианоз, отеки, снижение продуктивности сельскохозяйственных животных).
3. Недостаточность кровообращения сердечного происхождения.
4. Тоногенная и миогенная дилятация сердца.
5. Физиологическая и патологическая гипертрофия сердечной мышцы.
6. Пороки сердца: расстройсва кровообращения и их компенсация.
7. Миокардит.
8. Тампонада сердца.
9. Нарушение функции автоматизма сердца.
10. Нарушение функции возбудимости сердца (экстрасистолия).
11. Нарушение функции проводимости сердца (блокады проводящих путей)
12. Нарушение функции сократимости сердца.
13. Нарушения коронарного кровообращения
14. Инфаркт миокарда.
15. Изменения электрокардиограмм при нарушении основных функций сердца (аритмиях)
16. Перикардит
17. Нарушения гемодинамики при недостаточности левого желудочка, правого желудочка
18. Недостаточность кровообращения сосудистого происхождения
19. Повышение артериального давления (гипертензия)
20. Атеросклероз
21. Гипертоническая болезнь
22. Падение артериального давления (гипотензия)
24. Коллпас. Изменение гемодинамики.
25. Обморок.
Тема. Патологическая физиология дыхания.
1.Причины и механизм расстройства внешнего и внутреннего дыхания.
2. Виды одышек, их происхождение. Виды периодического дыхания.
3. Нарушения функции верхних дыхательных путей. Асфиксия.
4. Расстройства дыхания при патологии легких.
5. Пневмоторакс, его формы. Недостаточность внутреннего дыхания.
Тема. Патологическая физиология выделительных процессов.
1. 1. Какие две группы факторов могут вызвать нарушение выделительной функции почек?
2. Что понимают под экстраренальными причинами нарушения функции почек?
3. Какие поражения почек приводят к нарушению их функции?
4. Как изменяется функция почек при поражении почечных клубочков?
5. К каким расстройствам функции почек приводит поражение почечных канальцев?
6. Какие количественные изменения диуреза развиваются при нарушении общего и органного (почечного) кровообращения?
7. Какие изменения химического става мочи указывают на патологию почек?
8. Каковы механизмы протеинурии, глюкозурии?
9. В каких случаях в моче могут появиться эритроциты и гемоглобин?
10. Какие структурные элементы почек поражаются при цилиндрурии?
11. В чем состоит механизм артериальной гипертензии при поражении почек, в частности при гломерулонефрите?
Тема. Патологическая физиология эндокринной системы.
1. 1. Этиология и патогенез эндокринных расстройств.
2. Понятие о гиперфункции, гипофункции и дисфункции эндокринных желез
3. Механизмы нарушений взаимодействия между нервной и эндокринной системами
4. Гипофункция передней доли гипофиза
5. Расстройства роста гипофизарного происхождения
6. Причины и последствия недостаточности образования гонадотропных гормонов гипофиза
7. Причины и последствия недостаточного выделения задней долей гипофиза антидиуретического гормона
8. Недостаточность функции коркового вещества надпочечных желез
9. Гиперфункция щитовидной железы
10. Эндемический зоб
11. Гипопаратиреоз
12. Расстройства гормональной функции поджелудочной железы
13. Нарушение гормональной функции мужских половых желез
14. Расстройства гормональной функции женских половых желез у сельскохозяйственных животных
15. Влияние кастрации сельскохозяйственных животных на их продуктивность
16. нарушение функции тимуса
Тестовые задания
Тема: Патофизиология дыхания. Патофизиология эндокринной системы. Патофизиология нервной системы.
вариант 1
1. Дыхание чаще всего наблюдаемое при уремии, эклампсии, диабетической коме?
1) дыхание Биота; 2) агональное дыхание;
3) дыхание Куссмауля; 4) дыхание Чейн-Стокса
2. Как называется пневмоторакс, вызванный однократным поступлением воздуха в плевральную полость:
1) открытый
2) закрытый
3) клапанный
3. Какое изменение в организме не характерно для стадии компенсации острой горной (высотной) болезни?
1) увеличение частоты сердечных сокращений
2) гипервентиляция легких
3) увеличение числа эритроцитов в крови
4) увеличение продукции эритропоэтинов почками
5) снижение артериального давления
4. Укажите наиболее характерные проявления тяжелого длительного стресса:
а) развитие язв в желудочно-кишечном тракте
б) уменьшение размеров тимуса и лимфоузлов
в) гиперплазия надпочечников
г) нейтрофилия и эритроцитоз
д) гипогликемия
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в, г 2) а, б, в, е 3) а, в, г, д 4) б, в, г, д 5) б, г, д, е
5. Какой фазе асфиксии механического происхождения характерно: преобладание вагусного влияния, дыхание уреженное, акт вдоха сохраняется с вовлечением дополнительных мышц, преобладает экспираторная одышка, наличие брадикардии и гипотензии?
1) первой
2) второй
4) четвертой
6. К какому виду локомоторных расстройств (гиперкинезам) относят хорею и тремор?
1) пирамидальным, 2) экстрапирамидальным, 3) спиномозговым
вариант 2
1. Дыхание, возникающее чаще всего при сужении просвета верхних дыхательных путей (дифтерия, отек гортани и др.):
1) дыхание Биота
2) агональное дыхание
3) стенотическое дыхание
4) дыхание Чейн-Стокса
2. Нарушение транспорта углекислоты из тканей в легкие и выведение СО2 во внешнюю среду является следствием:
а) снижения содержания гемоглобина в крови
б) повышение парциального давления СО2 в альвеолярном воздухе
в) снижение содержания бикарбонатов в эритроците
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б; 2) б, в; 3) а, в 4) все ответы
3. Какой фазе асфиксии механического происхождения характерно: преобладание вагусного влияния, дыхание уреженное, акт вдоха сохраняется с вовлечением дополнительных мышц, преобладает экспираторная одышка, наличие брадикардии и гипотензии?
1) первой
2) второй
3) третьей
4) четвертой
4. Длительный стресс может играть существенную роль в патогенезе следующих заболеваний:
а) гипертоническая болезнь
б) гломерулонефриты
в) ишемическая болезнь сердца
г) язвенная болезнь желудка
д) неврозы
е) полиноз
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в, г 2) а, б, в, е 3) а, в, г, д 4) б, в, г, д 5) б, г, д, е
5. Гиперпаратиреоз характеризуется:
а) остеопорозом;
б) снижением чувствительности почечных канальцев к АДГ;
в) полиурией;
г) тетанией;
д) развитием пептических язв 12-перстной кишки.
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в, д; 2) а, в, г, д; 3) а, б, г; 4) а, г, д; 5) а, б, в, г.
6. Больная кошка качается, дрожит, стоит широко расставив конечности, не в состоянии принимать корм с пола, делает нецелесообразные, ненужные движения. Как называется такая форма нарушения двигательной функции нервной системы? 1) атаксия, 2) астения, 3) астазия
вариант 3
1. Отметьте показатель, характерный для острой дыхательной недостаточности в стадии декомпенсации:
1) одышка
2) гипоксемия
3) гипокапния
4) гиперкапния
5) ацидоз
2. Для каких заболеваний характерна гипокапния:
а) горной болезни; б) бронхиальной астмы; в) при перегревании животных.
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б; 2) б, в; 3) в, г; 4) а, г; 5) а, в
3. Какому типу гипоксии характерна неспособность клеток тканей усваивать кислород, несмотря на достаточное его количество в крови?
1) гипотоксический
2) анемический
3) гистотоксический
4) циркуляторный
4. Укажите наиболее характерные последствия длительного стресса:
а) гипо- и дистрофия коркового слоя надпочечников
б) подавление гуморального и клеточного звеньев иммунитета
в) эрозии слизистой оболочки желудка и кишечника
г) анемии
д) гипертрофия аденогипофиза
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в, г; 2) а, б, в, е 3) а, в, г, д 4) б, в, г, д 5) б, г, д, е
5. При дефиците гормонов щитовидной железы имеет место:
а) снижение основного обмена
б) угнетение синтеза белков
в) повышение уровня кислых гликозаминогликанов (глюкуроновой, хондроитин-серной кислот) в коже, соединительной ткани
г) гипохолестеринемия
Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в 2) а, в 3) б, г 4) г 5) а, б, в, г
6. У больной собаки отмечалось некоординированное сокращение мышц синергистов лицевой части головы и передних конечностей. Как называется такая форма гиперкинезии?
1) атетоз, 2) хорея, 3) тремор, 4) тик
Тема: Патофизиология пищеварения и печени
1. Вторичная печеночная недостаточность развивается при:
а. действии четыреххлористого углерода
б. недостаточности кровообращения
в. вирусных гепатитах
г. фосфорной интоксикации
2. Нарушение углеводного обмена при печеночной недостаточности характеризуется:
а. торможением глюконеогенеза
б. торможением синтеза кетоновых тел
в. усилением синтеза гликогена
г. повышением содержания глюкозы в крови
3. Для гемолитической желтухи характерно увеличение в крови:
а. желчных кислот в. прямого билирубина
б. непрямого билирубина г. уробилина
4. Ведущим звеном патогенеза подпеченочных желтух является:
а. повреждение гепатоцитов
б. усиленный гемолиз эритроцитов
в. нарушение оттока желчи
г. уролитиаз
5. В состав желчи входят:
а. углеводы г. белки
б. билирубин д. желчные кислоты
в. холестерин
6. Патологическое усиление аппетита обозначается термином:
а. гиперексия в. полифагия
б. дисфагия г. анорексия
7. Неукротимая рвота способствует:
а. развитию метаболического ацидоза
б. развитию негазового алкалоза
в. повышению артериального давления
г. развитию гипергликемии
8. Рвота имеет защитно-приспособительное значение при:
а. приеме недоброкачественной пищи
б. опухоли мозга
в. эмоциональном потрясении
г. водянке мозга
9. Гипосекреция желудочного сока сопровождается:
а. метеоризмом в. поносом
б. запором г. гиперволемией
10. К факторам, способствующим развитию язвенной болезни относят:
а. повышенное образование слизи в желудке
б. повышенная секреция бикарбонатов
в. повышенное образование простагландинов
г. пониженная способность слизистой оболочки к регенерации
11. Укажите возможные причины развития желудочной гипосекреции:
а. чрезмерная парасимпатическая стимуляция желудка
б. чрезмерная симпатическая стимуляция желудка
в. увеличение выработки и выделения гистамина
г. снижение выработки и выделения секретина
12. Механические причины непроходимости кишечника:
а. инвагинация в. заворот кишечника
б. разрывы кишечной трубки г. спазм кишечника
13. При кетозе накапливаются в крови промежуточные продукты углеводного обмена:
б. аммиак
в. ацетоуксусная кислота
г. молочная кислота
14. Дискинезия желчного пузыря бывает:
а. гипертонической г. изостенической
б. изотонической д. гипотонической
в. азотонической
15. К воспалению желчных путей относят:
а. ахолию в. холецистит
б. холемию г. холангит
Ситуационные задачи
Тема «Общая нозология»
1. Вовремя переболевания рожей (острого течения) у свиней возникло осложнение в виде эндокардита. Произошла деформация двухстворчатого клапана. Как следует расценивать такую патологию у животного: как патологический процесс или патологическое состояние?
2. У заболевшей коровы выявлены следующие признаки: плохой аппетит, снижение молочной продуктивности, животное больше лежит, ректальная температура – 40,30С, дыхание – 29 дыхательных движений в 1 мин, частота сердечных сокращений – 86 в 1 мин. К какому периоду болезни следует отнести подобное состояние животного, чем оно характеризуется?
3. У собаки хирургически была удалена раковая опухоль молочной железы, однако спустя 8 мес появились новые очаги бластоматозного роста. Как следует определить такой исход болезни?
Тема «Действие болезнетворных факторов внешней среды»
1. Лошадь, разгоряченную быстрым бегом, напоили холодной водой. Спустя несколько дней у животного развилось острое ревматическое воспаление копыт (ревматический пододерматит). Каков патогенез возникшей болезни? Какие теории объясняют развитие простудных заболеваний?
2. У поросенка на второй день после ожога II – III степени на площади около 40% поверхности тела наступила анурия. Какова причина прекращения отделения мочи у пораженного животного?
3. У щенков, длительное время содержавшихся на однообразном рационе в закрытом помещении, появились признаки рахита. После изменения рациона и облучения щенят кварцевой лампой их состояние стало улучшаться. Каков механизм действия ультрафиолетовых лучей на растущий организм?
Тема «Реактивность организма и ее значение в развитии патологии»
1. У новорожденного жеребенка после приема молозива развилась гемолитическая анемия. Как можно представить ее механизм и предупредить развитие такого явления у других жеребят?
2. Как можно предупредить возможную анафилактическую реакцию при повторном введении животному лечебной сыворотки?
3. Иммунологическое обследование группы больных бронхопневмонией телят, выращиваемых в условиях промышленного комплекса, выявило снижение показателей фагоцитоза: фагоцитарного индекса и фагоцитарной активности. Какова патогенетическая связь между подавлением фагоцитарной активности гранулоцитов и заболеваемостью телят?
Тема «Патологическая физиология клетки»
1. Многие патогенные микробы и вирусы выделяют нейраминидазу – фермент, способствующий выявлению скрытых структур элементов мембраны клеток, обладающих антигенными свойствами. Что произойдет с клетками, подвергнутыми действию нейраминидазы?
2. При повреждении клеток в них образуются вещества, воздействующие на другие клетки. Как называются такие вещества и какие из них наиболее изучены?
3. После серьезных механических травм животное лежит без движения, дыхание поверхностное, на раздражения не реагирует, артериальное давление резко понижено. Как называется эта общая реакция на повреждение клеток и каков ее механизм?
Тема «Патологическая физиология системы крови»
1. После тяжелых патологических родов с силовым извлечение плода из родовых путей у коровы появились следующие признаки: частота дыхания – 51 в минуту, животное дышит тяжело, с открытым ртом, пульс – 94 удара в минуту слабого наполнения, видимые слизистые оболочки бледные, температура тела 36,70С. Какой вид анемии развился у животного? Каков прогноз?
2. Лошадь в феврале месяце разорвала небрежно хранившийся мешок с молотой поваренной солью и съела ее в количестве нескольких сот граммов. Какие изменения состава крови возникнут у этого животного? Как их предупредить?
3. У 1,5-месячного теленка в течение 6 дн. Наблюдали диарею. Какой формой гиповолемии он страдает?
Тема «Патологическая физиология системы кровообращения»
1. Подопытному кролику в толщу стенки левого желудочка ввели 0,2 мл скипидара. Какая патология сердца промоделирована? Какие изменения возникнут на электрокардиографической кривой?
2. У коровы развилась острая тимпания рубца. Был сделан прокол брюшной стенки и рубца троакаром. Газы, скопившиеся в преджелудках, были быстро выведены. Однако вскоре животное упало, попытки поднять корову ни к чему не привели. Усилилась брадикардия, возникло периодическое дыхание, появились судороги. Животное было вынужденно убито. Что произошло с коровой? Какая ошибка была допущена при лечении первичного заболевания?
3. При анализе электрокардиограммы, снятой у лошади в возрасте 12 лет, было установлено, что на два комплекса QRST приходится только один зубец P. После мышечной нагрузки зубец P появляется только через 3-4 желудочковых комплекса. Нарушение какой функции сердца выявлено у лошади? Какова локализация патологического
Тема «Патологическая физиология дыхания»
1. У жеребенка травмирована грудная клетка с правой стороны. Воздух свободно поступает через раневое отверстие в плевральную полость во время вдоха, а во время выдоха свободно выходит. Как называют такую патологию? Каковы ее последствия?
2. Снижение артериального давления сопровождается одышкой. Какой механизм обеспечивает появление этой компенсаторной реакции?
3. У больной кошки прекратилось мочеотделение. Возникло периодическое дыхание. Какой тип периодического дыхания у животного? Каков механизм его развития?
4. Крупозная пневмония сопровождается учащенным поверхностным дыханием. Почему оно становится учащенным при этой патологии и почему поверхностным?
5. Зафиксировано отравлением группы свиней нитратами. Какие расстройства дыхания будут происходить у пораженных животных? Каков их механизм?
6. При двустороннем воспалении легких у теленка понизилось насыщение артериальной крови кислородом. Как называется такое состояние и каков его механизм в данном случае?
Тема «Патологическая физиология пищеварения»
1. У рабочих лошадей, содержавшихся в конюшне, было замечено появление необычного, извращенного аппетита: они грызли деревянные кормушки, поедали штукатурку, кору деревьев и другие малосъедобные корма. Как называют такую патологию и как ее профилактировать?
2. При выпойке новорожденных телят в хозяйстве используют ведра, откуда приучают их пить молозиво, молоко, заменитель цельного молока. Сосковые поилки не применяют. Каких последствий можно ожидать при подобном кормлении молодняка? В чем состоят преимущества использования сосковых поилок, предназначенных для телят?
3. У свиней в период интенсивного откорма, а также у 6-12-недельных поросят в крупных промышленных комплексах нередко обнаруживают эрозии и язвы слизистой оболочки желудка. Какие причины могут привести к возникновению язвенной болезни у свиней? Как можно объяснить механизм ее развития?
4. В стаде коров у отдельных особей замечено постоянное вытекание слюны из ротовой полости. Как можно назвать такую форму нарушения слюноотделения и при каких болезнях она встречается?
5. У больной лошади в желудочном соке не обнаружено свободной и связанной хлористоводородной кислоты. Как называется такое состояние и каким образом оно влияет на эвакуацию содержимого из желудка?
Тема «Патологическая физиология печени»
1. У больной собаки обнаружен асцит. Какое заболевание печени осложняется асцитом? Каков механизм появления большого количества транссудата в брюшной полости? Какой прогноз болезни?
2. Собаке в условиях эксперимента оперативным путем создали соустье задней полой и воротной венами, последнюю выше соустья перевязали. Послеоперационное состояние животного было хорошим, собаку более месяца кормили овсяной кашей. После же включения в рацион мяса собака быстро погибла. Объясните патогенез и причину смерти подопытного животного. Какие выводы можно сделать из проведенного эксперимента?
3. Приехав по вызову в хозяйство, ветеринарный врач обнаружил трех коров со сходными признаками: повышенная температура, гемоглобинурия, сниженное потребление корма, видимые слизистые оболочки желтушны, с точечными кровоизлияниями. Назовите вид желтухи у больных коров. Каков механизм окрашивания тканей в желтушный цвет в данном случае?
4. У больной кошки выявлены интенсивное окрашивание слизистых оболочек и кожи в желтый цвет, обесцвеченность фекальных масс. Какие нарушения пищеварения характеризует ахолический синдром? Каково состояние гемостаза при механической желтухе и какие причины могут ее вызвать?
Тема «Патологическая физиология выделительных процессов»
1. В ветеринарную лечебницу в июле была доставлена корова с признаками гемоглобинурии, высокой температурой тела (40,60С). Животное отказывалось от корма, молочная продуктивность была существенно снижена. Какова возможная причина появления гемоглобина в моче больного животного?
2. Ветеринарный врач приехал по вызову к больному жеребенку. При осмотре он выяснил, что животное периодически ложится и встает, смотрит на живот, часто становится в позу для мочеиспускания, но моча не выделяется. Жеребенок отказывался от воды и корма, потоотделение было обильным, дыхание замедленным, прерывистым, пульс малый, слабого наполнения, 23 удара в минуту. Какова наиболее вероятная причина задержки выделения мочи у жеребенка? Какие могут быть последствия?
3. В ветеринарную лечебницу доставлена истощенная собака. Из анамнеза установлено, что животное имеет повышенный аппетит, постоянно испытывает жажду, страдает полиурией. При лабораторном анализе крови и мочи обнаружены глюкозурия и гипергликемия. Какое заболевание эндокринной системы сопровождается описанными симптомами? Как объяснить патогенез полиурии?
Тема «Патологическая физиология эндокринной системы»
1. Нетель двух лет имеет хорошую упитанность, постоянно находится в состоянии половой охоты, но не оплодотворяется. Какую патологию эндокринной системы можно подозревать у животного?
2. У новорожденных цыплят удалена вилочковая железа. Каковы последствия такой операции? Как их можно корректировать?
3. При действии любого стресса на организм возникает характерная для адаптационного синдрома триада: эволюция тимико-лимфатической системы, гипетрофия коркового вещества надпочечников, язвенные поражения слизистой оболочки желудка и двенадцатиперстной кишки. Как объяснить механизм появления эрозий слизистой оболочки желудка и кишечника при действии стресс-факторов? Может ли быть использована теория Г. Селье для объяснения этиологии и патогенеза язвенной болезни у свиней, пушных зверей клеточного содержания?
Тема «Патологическая физиология нервной системы»
2. Спустя 2-6 дн. после перерезки тройничного нерва у кролика на соответствующей стороне появился ряд изменений со стороны слизистой носа, рта, и особенно глаза. Роговица помутнела, а в последующем возникло ее изъязвление, прободение и, в конечном итоге, разрушение глаза. Как объяснить эти последствия денервации?
3. В результате переболевания нервной формой чумы у собаки начались ритмические непроизвольные сокращения определенных групп мышц – жевательных и ушных. Какое название носит такая патология, каков ее механизм?
4. В мозговой ткани коры больших полушарий овцы развилась личинка паразита – Coenurus cerebralis. Животное часто совершает круговые, манежные движения или бесцельно бежит, натыкаясь на препятствия. Как называют такую форму расстройств двигательной функции нервной системы? Как объяснить механизм этой патологии нервной системы?
5. И.П. Павлов выделил четыре типа нервной деятельности: сильный, уравновешенный, живой; сильный, уравновешенный, спокойный; сильный, неуравновешенный, безудержный; слабый. Как соотнести эти типы с классификацией темперамента, предложенной Гиппократом?
6.6. Вопросы для устного опроса для работы в малой группе
Тема. Общая этиология. Общий патогенез
1. Что понимают под этиологией?
2. Классификация причин болезни.
3. Классификация условий болезни.
4. Значение причин и условий в возникновении заболеваний
5. Какова роль и судьба причин заболеваний в организме?
6. В чем значение монокаузализма для развития этиологии?
7. В чем заключается отрицательное и положительное значение кондиционализма?
8. Критика конституционализма.
9. Охарактеризуйте материалистическое представление об этиологии.
10. В чем значение этиологии для ветеринарии?
11. Значение знания патогенеза для ветеринарного врача.
12. Назовите термины, характеризующие патогенез.
13. Каков результат действия причины на организм.
14. Роль факторов внешней среды как причины болезней.
15. Патологические изменения у животных при шоке.
16. Патологические состояния у животных при действии экстремальных причин.
17. Какова взаимосвязь между лечением и знанием патогенеза.
18. Дать классификацию патогенеза.
Тема. Действие болезнетворных факторов внешней среды
1. Классификация факторов, вызывающих заболевания.
2. Каково влияние факторов на организм?
3. Местное и общее действие температур на организм. Гипотермия и гипертермия. Ожоги.
4. Назовите виды излучений и охарактеризуйте их влияние на организм.
5. Отрицательное и положительное действия электрического тока на организм.
6. Какое влияние оказывают ультрафиолетовые лучи на организм животных?
7. В чем особенности развития лучевой болезни?
8. Классификация химических веществ.
9. Влияние лекарственных веществ на организм? Какие осложнения возможны?
10. Механизм действия лекарственных веществ.
11. Особенности воздействия на организм биологических факторов.
12. В чем особенности проявления паразитарных болезней?
Тема. Патологическая физиология периферического кровообращения и микроциркуляции.
1. Дать характеристику системы кровообращения.
2. Укажите термины, отражающие изменения в микроциркуляторном русле.
3. Каковы показатели при нарушении микроциркуляторного русла.
4. Что характеризует изменения тромбоцитов.
5. Опишите типические патологические процессы при нарушении микроциркуляторного русла?
6. Чем угрожает нарушение кровообращения в организме?
7. Дать определение понятию стаз. Виды стаза.
8. Дать определение понятию ишемия, инфаркт.
9. Охарактеризуйте изменение сосудов при патологии.
10. Охарактеризуйте тромбоз.
11. Охарактеризуйте эмболию.
Тема. Патология тепловой регуляции.
1. Дайте общую характеристику терморегуляции.
2. Классификация лихорадок
3. Этиология лихорадки
4. Патогенез лихорадки
5. Роль цитокинов в патогенезе.
7. Виды лихорадок.
8. Разновидности температурных кривых.
1. Нарушение белкового обменов, его этиология, патогенез и исход.
2. Нарушение углеводного обмена, его этиология, патогенез и исход.
3. Расстройство жирового обмена, его этиология, патогенез и исход.
4. Нарушение водного обмена, его этиология, классификация, патогенез и исход.
5. Нарушения обмена макроэлементов: Ca, P, K и Na, их этиология, патогенез и исход.
6. Расстройство обмена макроэлементов: Cl, Mg и микроэлементов: Fe и S, их этиология, патогенез и исход.
7. Нарушение обмена микроэлементов: Zn, Mo, I, Se, их этиология, патогенез и исход.
8. Нарушение обмена микроэлементов: Mn, Co, F, Cu, их этиология, патогенез и исход.
9. Гиповитаминозы: A, D, E, K, P, их этиология, патогенез и исход.
10. Гиповитаминозы: В и С, их этиология, патогенез и исход.
11. Голодание, его виды, этиология, патогенез и исход.
12. Кетозы.
Вопросы для письменного контроля
Тема. Патофизиология иммунной системы. Иммунодефициты
1. Понятие об иммунопатологии.
2. Выделите основные причины, нарушающие иммунную систему.
3. При каких болезнях нарушается иммунитет?
4. Назовите патогенетические особенности нарушений иммунной системы.
5. Классифицируйте иммунодефициты.
6. Что относят к аутоиммунным заболеваниям?
7. Назовите виды кооперации иммунных клеток.
8. Какие метки несут иммунные клетки?
9. Назовите и охарактеризуйте механические барьеры организма.
10. Что такое неспецифические механизмы защиты?
11. Какова роль лизоцима в защитных реакциях?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п