учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Кадастр недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: - Изучение основных закономерностей формирования и развития ландшафтов.
- Анализ взаимодействия природных и антропогенных факторов в изменении ландшафтов.
- Освоение методов оценки экологического состояния территорий и устойчивого управления земельными ресурсами.
- Разработка навыков экологического обоснования хозяйственной деятельности с учетом ландшафтных особенностей.
ПКС-7: Способен использовать знания по организации рационального использования и снижению антропогенного воздействия на территорию;
ИД2 Не знает и не понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Не знает и понимает требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Не знает и не понимает методы сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Знает и понимает на базовом уровне мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Знает на и понимает базовом уровне требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Знает и понимает на базовом уровне методы сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Хорошо знает и понимает мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Хорошо знает и понимает требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Хорошо знает и понимает методы сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Знает и понимает на высоком уровне мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Знает и понимает на высоком уровне требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Знает и понимает на высоком уровне методы сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Не умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Не соблюдает требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Не умеет осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Умеет на базовом уровне определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Умеет на базовом уровне использовать требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Умеет на базовом уровне осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Хорошо умеет определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Хорошо умеет использовать требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Умеет хорошо осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Умеет на высоком уровне определять мероприятия по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Соблюдает все требования в области охраны окружающей среды
ИД4 Умеет на высоком уровне осуществлять сбор материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсах
ИД2 Не владеет навыками определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Не владеет навыками соблюдения требований в области охраны окружающей среды
ИД4 Не владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Владеет на базовом уровне навыками определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Владеет на базовом уровне навыками соблюдения требований в области охраны окружающей среды
ИД4 Владеет на базовом уровне навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Хорошо владеет навыками определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Хорошо владеет навыками соблюдения требований в области охраны окружающей среды
ИД4 Хорошо владеет навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
ИД2 Владеет на высоком уровне навыками определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию
ИД3 Владеет на высоком уровне навыками соблюдения требований в области охраны окружающей среды
ИД4 Владеет на высоком уровне навыками сбора материалов инженерных изысканий, наземной и аэрокосмической пространственной информации о состоянии окружающей среды и земельных ресурсов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Деградация земель: эрозия, загрязнение, опустынивание
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для устных опросов
Перечень вопросов для письменных опросов
Тематика рефератов (докладов)
Тестовые задания
Перечень дискуссионных тем
Комплект вопросов для деловой игры
Ландшафтоведение и экология землепользования
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Природно-территориальный комплекс и геосистема: сходство и различие понятий (ПКС-7);
2. Иерархия геосистем. Ландшафт – узловое понятие в иерархии геосистем (ПКС-7);
3. Основные свойства геосистем (ПКС-7);
4. Понятие фации, ее характеристика (ПКС-7);
5. Структурность геосистем (ПКС-7);
6. Целостность геосистем (ПКС-7);
7. Критерии устойчивости геосистем (ПКС-7);
8. Понятие урочища, критерии его выделения (ПКС-7);
9. Ландшафтообразующие факторы (ПКС-7);
10. Понятие природно-антропогенного ландшафта (ПКС-7);
11. Динамические изменения геосистем (ПКС-7);
12. Понятие природно-территориального комплекса и геосистемы (ПКС-7);
13. Функционирование геосистем (ПКС-7);
14. Продуцирование биомассы в ландшафтах (ПКС-7);
15. Природные географические компоненты, слагающие ландшафт (ПКС-7);
16. Открытость геосистем (ПКС-7);
17. Суть классификации природных ландшафтов (ПКС-7);
18. Понятие местности как морфологической единицы ландшафта (ПКС-7);
19. Способность почвообразования ландшафтов (ПКС-7);
20. Устойчивость геосистем (ПКС-7);
21. Природно-ресурсный потенциал ландшафтов (ПКС-7);
22. Изменчивость ландшафтов во времени (ПКС-7);
23. Развитие геосистем (ПКС-7);
24. Эволюционные изменения ландшафтов (ПКС-7);
25. Принципы оптимизации эрозионноопасных агроландшафтов (ПКС-7);
26. Типы природно-антропогенных ландшафтов (ПКС-7);
27. Сельскохозяйственные ландшафты. Особенности структуры и функционирования сельскохозяйственных ландшафтов (ПКС-7);
28. Отличия природных и природно-антропогенных ландшафтов (ПКС-7);
29. Задачи экологии землепользования (ПКС-7);
30. Что такое землепользование (ПКС-7);
31. Что такое категория земельного фонда (ПКС-7)? Перечислите категории земельного фонда Российской Федерации (ПКС-7)
32. Что представляет собой целевое назначение земельного участка (ПКС-7)?
33. Назовите экологические функции почвы (ПКС-7).
35. Понятие и содержание сельскохозяйственного землепользования (ПКС-7).
36. Понятие и содержание лесохозяйственного землепользования (ПКС-7).
37. Понятие образования землепользования, упорядочения его, отвода земельного участка. Организация землепользования. Устойчивость землепользования (ПКС-7).
38. Экологические принципы рационального землепользования (ПКС-7).
39. Эколого-ландшафтная основа рационального землепользования (ПКС-7).
40. Землепользование в условиях перехода от экологического кризиса к устойчивому развитию (ПКС-7).
Перечень вопросов к устному опросу
Тема: Природные компоненты ландшафтов и связи между ними
1. Понятие ландшафта;
2. Предпосылки и этапы развития ландшафтоведения;
3. Природные компоненты ландшафта;
4. Природные компоненты как факторы определяющие специфику ландшафта;
5. Компонентные и другие связи в ландшафтах;
6. Иерархия ландшафтных геосистем;
7. Факторы и главные закономерности ландшафтной дифференциации;
8. Широтная зональность;
9. Высотная поясность;
10. Секторность;
11. Ландшафтно-геохимические закономерности дифференциации ПТК (ландшафтно-геохимическая катена).
Тема: Иерархия природных геосистем. Морфологическая структура ландшафтов
1. Морфологическая структура ландшафта;
2. Фация – элементарная природная геосистема;
3. Подурочище, урочище, местность;
4. Монодоминантные и полидоминантные урочища;
5. Парагенетические ландшафтные геосистемы;
6. Парагенетические системы бассейнового типа;
7. Ландшафтные катены;
8. Ландшафтные геополя;
9. Нуклеарные парагенетические системы;
10. Ландшафтный экотон
Тема: Динамика ландшафтных геосистем
1. Динамика ландшафтных геосистем;
2. Понятие состояния природной геосистемы;
3. Динамика функционирования;
4. Динамика развития;
5. Динамика эволюционная;
6. Динамика катастроф или революций;
7. Динамика восстановительных сукцессий;
8. Антропогенная динамика
Тема: Природно-антропогенные ландшафты, их классификация
1. Природно-антропогенные ландшафты;
2. Культурные ландшафты;
3. Окультуренные ландшафты;
4. Маргинальные природно-антропогенные ландшафты;
5. Основные отличия природных и природно-антропогенных ландшафтов;
6. Основные формы и этапы эволюции географической оболочки;
7. Добиосферный этап эволюции географической оболочки;
8. Биосферный этап эволюции географической оболочки;
9. Антропогенный этап эволюции географической оболочки;
10. Значение неолитической революции в развитии географической оболочки;
11. Предпосылки зарождения ноосферного уровня организации географической оболочки;
12. Основные факторы и этапы антропогенизации географической оболочки;
13. Типы и факторы устойчивости ландшафтов;
14. Связи свойств природных компонентов с устойчивостью геосистем к антропогенным нагрузкам;
15. Преодоление кризисов;
Тема: Устойчивость ландшафтов и преодоление экологических кризисов
1. Критерии устойчивости ландшафтов;
2. Антропогенные и природные факторы изменения ландшафтов;
3. Роль ландшафтного планирования в предотвращении экологических кризисов;
4. Технологии рекультивации ландшафтов;
5. Глобальное потепление и устойчивость ландшафтов;
6. Интенсивное землепользование и устойчивость ландшафтов;
Тема: Взаимодействие общества и природных ландшафтов Деградация земель: эрозия, загрязнение, опустынивание
1. Антропогенные и природные факторы деградации;
2. Сельское хозяйство как главный фактор эрозии почв;
4. Опустынивание: глобальная проблема;
5. Социально-экономические последствия деградации земель;
Тема: Экологическая оценка землепользования
1. Методы экологической оценки землепользования;
2. Нормативно-правовая база оценки;
3. Оценка антропогенной нагрузки;
4. Экологический ущерб и его возмещение;
5. Устойчивое землепользование и оценка
Тема: Устойчивое землепользование
1. Принципы устойчивого землепользования;
2. Агроэкологические подходы к устойчивому землепользованию;
3. Городское устойчивое землепользование;
4. Экономические механизмы регулирования устойчивого землепользования
Тема: Рекультивация и восстановление нарушенных земель
1. Основные этапы рекультивации;
2. Методы биологической рекультивации;
3. Техническая рекультивация;
4. Правовое регулирование;
5. Критерии эффективности
Тема: Правовые и экономические аспекты землепользования
1. Законодательная база землепользования;
2. Экономическая оценка земельных ресурсов;
3. Плата за землепользование;
4. Ответственность за нарушение земельного законодательства;
5. Государственное регулирование земельных отношений
Выберите их представленных вариантов ответов один.
Основы ландшафтоведения
1. К компонентам ландшафта относятся:
а. воздушные и водные массы; +
б. погода;
в. рельеф;
г. климат.
2. Выделите внутренние свойства ландшафта:
а. способность почвообразования; +
б. степень обособленности ландшафта;
в. устойчивость ландшафта к внешним воздействиям;
г. продуuирование биомассы.
3. К пространственной организации ландшафта относят:
а. горизонтальную организацию; +
б. динамику ландшафта;
в. эволюцию ландшафта.
4. Таксон «Род Ландшафта» характеризует:
а. тип контакта и взаимодействия геосфер;
б. теплообеспеченность географических поясов;
в. атмосферную циркуляцию географических поясов;
г. отражает зональность природной геосистемы и учитывает геоботаническую специфику;
д. морфологию и генезис рельефа. +
5. Какой из перечисленных nyнктов не является природным компонентом ландшафта:
а. виды и биотопы;
б. почвы;
в. климат; +
г. верхние слои атмосферы;
д. поверхностные и подземные воды.
6. По их носителям связи подразделяются:
а. вещественные; +
б. биокосные;
в. прямые.
а. воздушные и водные массы;
б. биота;
в. рельеф;
г. климат; +
8.Характеристика какого ландшафта дана: средняя мощность ледникового покрова более 1600м, на суше занимают площади Арктики, Гренландии, Новой Земли, среднемесячная температура воздуха ниже 0°С, годовое количество осадков 30-500мм, из растительности встречаются водорослево-лишайниковые группировки.
а. полярные ледниковые (арктические и антарктические); +
б. субарктические (тундровые);
в. полярные внеледниковые (арктические и антарктические);
г. бореально-субарктические (лесотундровые).
9. Вертикальные связи - это связи между:
а. веществами компонентов;
б. компонентами геосистем;+
в. геосистемами.
10. Связи, проявляющиеся в переносе вещества и энергии из одних геосистем в другие, называются:
а. латеральные;
б. горизонтальные; +
в. боковые.
Морфологическая структура ландшафтов
1. Фация - это:
а. сочетание урочищ, развитых на одном геологическом фундаменте, характеризующееся комплексом форм рельефа одного генезиса;
б. категория ландшафта, характеризуется наибольшей однородностью природных условий; +
в. высшая единица природно-территориальных комплексов, имеющая один геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат.
2. Какие фации распространены на плакорах, без существенного смыва почвы, атмосферным типом увлажнения и глубоким залеганием грунтовых вод, которые не оказывают влияния на почвообразование и растительный покров:
а. трансэлювиальные;
б. элювиальные; +
в. аккумулятивно-элювиальные;
г. супераквальные.
3.Модель классификации от фации до ландшафтной оболочки Земли - соотношение части и целого называется:
а. иерархическая; +
б. типологическая.
4. Фации распространенные на дне водоемов, где происходит накопление химических элементов с наибольшей миграционной способностью, характерно образование сапропелей:
а. трансэлювиальные;
б. субаквальные; +
в. аккумулятивно-элювиальные;
г. супераквальные.
5. Подурочище -это:
а. сочетание урочищ, развитых на одном геологическом фундаменте, характеризующееся комплексом форм рельефа одного генезиса;
б. категория ландшафта, характеризуется наибольшей однородностью природных условий;
в. высшая единица природно-территориальных комплексов, имеющая один геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат;
г. природно-территориальный комплекс, состоящий из одной группы фаций одного типа, тесно связанных генетические и динамически. +
6. Урочище -это:
а. сочетание урочищ, развитых на одном геологическом фундаменте, характеризующееся комплексом форм рельефа одного генезиса; +
б. категория ландшафта, характеризуется наибольшей однородностью природных условий;
в. высшая единица природно-территориальных комплексов, имеющая один геологический фундамент, один тип рельефа, одинаковый климат;
г. природно-территориальный комплекс, состоящий из одной группы фаций одного типа, тесно связанных генетические и динамически.
а) местность;+
б) округ;
в) провинция;
г) ландшафт;
д) район.
8.Узловая единица геосистемной иерархии:
а) географическая оболочка;
б) физико-географическая страна;
в) фация;
г) континент;
д) ландшафт.+
9. Какие фации распространены на верхних, относительно крутых частях склонов, атмосферным типом увлажнения, поверхностным стоком, поступлением химических элементов за счет плоскостного смыва:
а. трансэлювиальные; +
б. элювиальные;
в. аккумулятивно-элювиальные;
г. супераквальные.
Динамика ландшафтных геосистем
1. Наименьший временной промежуток, в течение которого можно наблюдать все типичные структурные элементы и состояния геосистемы:
а) сутки
б) неделя;
в) месяц;
г) сезон;
д) год.+
2. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее:
а) изменчивостью;
б) динамикой;
в) развитием;
г) функционированием; +
д) саморазвитием.
3. Направленное (необратимое) изменение, приводящее к коренной перестройке структуры геосистемы, называют:
а) изменчивостью;
б) динамикой; +
в) развитием;
г) функционированием;
д) саморазвитием.
4. Возраст ландшафта – это:
а) возраст биогенной составляющей ландшафта;
б) возраст суши, на которой ландшафт развивался;
в) время, прошедшее с момента возникновения современной типовой структуры (инварианта) ландшафта;+
г) возраст геологического фундамента, на котором сформировался ландшафт;
д) возраст геоматической составляющей ландшафта.
5. Совокупность процессов перемещения, обмена и трансформации энергии, вещества и информации в геосистеме называют ее:
а) изменчивостью;
б) динамикой;
в) развитием;
г) функционированием;+
д) саморазвитием.
6. Закономерное чередование явлений через определенный промежуток времени (период) или в пространстве (дыхание, биопродуцирование, чередование форм рельефа в пространстве)
а) фукционирование;
б) динамика;
в) ритмичность;+
г) развитие.
а) эволюционная;+
б) функционирование;
в) развитие;
г) восстановительных сукцессий.
Природно-антропогенные ландшафты, их классификация
1. Ландшафты, характеризуемые природно-антропогенными, антропогенными, культурными или природно-хозяйственными воздействиями
а) урочища;
б) местности;
в) природно-антропогенные; +
г) природные.
2. Ландшафт, формируемый под влиянием постоянных направленных антропогенных воздействий на ландшафты, связанных с удовлетворением конкретных потребностей человека
а) культурный; +
б) природный;
в) природно-антропогенный;
г) лунный.
3. Территориальные комплексы с разрозненными очагами измененных или культурных в широком понимании ландшафтов а также заброшенные (дичающие) культурные ландшафты разных стадий восстановительных сукцессии
а) окультуренные; +
б) культурные;
в) природно-антропогенные;
г) природные.
4. Измененные геоэкосистемы периферийных зон побочного влияния хозяйственной деятельности на прилегающие территории
а) окультуренные;
б) культурные;
в) природно-антропогенные;
г) природные;
д) маргинальные.
5. Какой этап в развитии географической оболочки является наиболее продолжительным
а) добиосферный; +
б) биосферный;
в) антропосферный;
г) ноосферный.
6. В какой период развития географической оболочки сформировался современный состав атмосферы?
а) добиосферный;
б) биосферный;+
в) антропосферный;
г) ноосферный.
7.С каким этапом развития географической оболочки связано появление технических систем?
а) добиосферный;
б) биосферный;
в) антропосферный;+
г) ноосферный.
8. Как называется период в развитии человечества, при котором произошло резкое возрастание воздействия человека на природу?
а) неолитическая революция;
б) антропосферный;
в) биогенный;
г) научно-техническая революция. +
Ландшафтно-экологическое планирование и оптимизация хозяйственной деятельности.
1. Направление развития науки ориентированное на формирование геоэкоогически оптимизированных культурных ландшафтов путем совершенствования территориальной структуры и функционирования ПХС, а также технологий хозяйственной деятельности в соответствии с ландшафтными особенностями территорий.
а) ландшафтное планирование;+
б) ландшафтоведение;
г) экология.
2. Объектами и предметами ландшафтного планирования как естественнонаучного прикладного направления в географии являются:
а) природные;
б) природно-антропогенные;
в) культурные ландшафты;
г) все верно.+
3. Разновидность территориального планирования хозяйственной деятельности, учитывающая ландшафтно-экологические особенности территорий и планируемых на них видов природопользования это:
а) ландшафтное планирование;+
б) ландшафтоведение;
в) геоэкология;
г) экология.
Перечень тем для подготовки докладов (сообщений)
1. Компоненты ландшафтов;
2. Факторы ландшафтной дифференциации географической оболочки;
3. Атмосфера и ее структура, значение атмосферы для формирования и развития биосферы;
4. Гидросфера,ее состав и структура;
5. Литосфера, ее состав и структура;
6. Круговороты вещества. Влияние на эти процессы хозяйственной деятельности;
7. Геологическая история Земли и формирование географической оболочки;
8. Происхождение жизни на Земле и формирование биосферы;
9. Роль и значение человеческого общества в формировании природной среды;
10. Развитие общества, научно-технический прогресс и природная среда;
11. Естественное и антропогенное загрязнение атмосферы;
12. Загрязнение поверхностных и подземных вод;
13. Деградация земельных ресурсов;
14. Природно-антропогенные ландшафты;
15. Селитебные ландшафты;
16. Сельскохозяйственные ландшафты;
17. Промышленные ландшафты;
18. Цели и объекты ландшафтного планирования;
19. Охрана ландшафтов;
20. Охрана земельных ресурсов;
21. Особо-охраняемые природные территории России;
22. Особо-охраняемые природные территории Бурятии;
23. Основные идеи Вернадского В.И о биосфере. Ноосфера;
24. Нормативно-правовая база ландшафтного планирования;
Тема: Ландшафтно-экологическое планирование и оптимизация хозяйственной деятельности.
Практическая работа
Блок 1. Географическое положение административного района
Физико-географическое положение: 1. Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые. 2. Климат. 3. Внутренние воды. 4. Почвы. 5. Природные зоны. Растительный и животный мир. 6. Население. Хозяйственная деятельность.
Экономико-географическое положение района: 1. Положение по отношению к соседним районам. 2. Положение по отношению к рынкам сбыта продукции. 3. Положение относительно транспортных путей. 4. Численность населения. 5. Плотность населения (вычислить). 6.Уровень урбанизации (% городского населения). 7. Национальный состав. 8. Хозяйство района: 8.1. Традиционные промыслы коренного населения; 8.2. Сельское хозяйство. 8.3 Промышленные предприятия района. 8.4. Отрасли специализации, Населенные пункты. 8.5. Проблемы района.
Работа представляется в электронном виде и сопровождается картографическими и другими иллюстративными материалами. Рекомендуется использовать ресурсы Интернета, литературные и картографические источники.
Блок 2. План ландшафтно-географической характеристики населенного пункта
1. Название населенного пункта. 2. Время основания. 3. Административный статус. 4. Современная численность населения. 5. Главные социально-экономические функции населенного пункта. 6. Ландшафтно-географическое положение населенного пункта: континент, субконтинент, географический пояс, географический сектор, физико-географическая страна, природная зона (подзона). 7. Геолого-геоморфологическое положение региона. 8. Важнейшие климатические показатели: средние температуры самого холодного и самого теплого месяца года, сумма активных температур, среднее годовое количество атмосферных осадков, коэффициент атмосферного увлажнения. 9. Гидрологическая характеристика региона; источники водоснабжения населенного пункта. 10. Мезорельеф города и его районов. 11. Природные и природно-антропогенные ландшафты населенного пункта и его районов. 12. Экологический каркас населенного пункта: парки, лесопарки, бульвары, сады и т.п. 13. Важнейшие функциональные зоны населенного пункта и их размещение. 14. Наиболее острые экологические проблемы населенного пункта и пути их решения.
Работа представляется в письменном виде и сопровождается картографическими и другими иллюстративными материалами. Рекомендуется использовать ресурсы Интернета, литературные и картографические источники.
Комплект вопросов для дискуссии
Тема 1.2 Земля как важнейший компонент биосферы, природный ресурс, средство производства и производственный базис
1. Раскройте основные функции земли как компонента биосферы.
2. Раскройте основные функции земли как природного ресурса.
3. Раскройте основные функции земли как средства производства.
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Комплект вопросов для деловой игры
Тема 2.4 Эколого-ландшафтные основы экологически устойчивого землепользования
Обучающиеся представляют проекты по двум направлениям:
1. Экологические принципы рационального землепользования
2. Эколого-ландшафтная основа рационального землепользования
Каждая группа включает в себя органы государственный власти, исполнительной власти и представителя от частной организации, либо физического лица
В ходе игры обучающимися рассматриваются проблемы в регионе и предлагаются пути их решения.
Критерии оценивания
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п