учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Кадастр недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных положений правового режима земель; методов получения, обработки и использования информации; порядок осуществления деятельности по регулированию правового режима земель; формирование представлений об использовании современных программных и технических средств информационных технологий для решения задач правового режима земель
ПКС-1: Способен применять в работе знания норм законодательства Российской Федерации в области землеустройства и кадастров;
ИД-1 ПКС-1 Использует нормативные правовые акты, производственно-отраслевые нормативные документы, нормативно-техническая документация в области измерений и исследований, проектирования в землеустройстве
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.; справочно - правовая система «Консультант плюс».
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
перечень тем для индивидуального задания (доклада),
перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов,
комплект для деловой (ролевой) игры,
комплект задач,
комплект тестовых заданий
Правовой режим земель и его регулирование
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Понятие и содержание земель сельскохозяйственного назначения (ПКС-1)
2. Понятие и содержание сельскохозяйственных угодий (ПКС-1).
3. Понятие особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий(ПКС-1).
4. Понятие фонда перераспределения земель и источников его формирования (ПКС-1).
5. Особенности предоставления земельных участков в соответствии с Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ПКС-1).
7. Правовой режим земельных участков, предоставленных гражданам для садоводства (ПКС-1).
8. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории (ПКС-1).
9. Земли промышленности. Назначение и особенности правового режима (ПКС-1).
10. Понятие и назначение санитарно-защитных зон (ПКС-1).
11. Требования по рекультивации земельных участков, предоставленных организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности (ПКС-1).
12. Земли энергетики. Назначение и особенности правового режима. Понятие и назначение охранных зон (ПКС-1).
13. Земли транспорта. Назначение и особенности правового режима земель, предоставляемых для эксплуатации объектов железнодорожного транспорта. Понятие и назначение полос отвода и охранных зон (ПКС-1).
14. Назначение и особенности правового режима земель, предоставляемых для эксплуатации объектов автомобильного транспорта. Понятие и назначение полос отвода и придорожных полос (ПКС-1).
15. Назначение и особенности правового режима земель, предоставляемых для эксплуатации объектов морского и внутреннего водного транспорта. Понятие и назначение береговой полосы (ПКС-1).
16. Назначение и особенности правового режима земель, предоставляемых для эксплуатации объектов воздушного транспорта (ПКС-1).
17. Назначение и особенности правового режима земель, предоставляемых для эксплуатации объектов трубопроводного транспорта. Понятие и назначение охранных зон (ПКС-1).
18. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. Назначение и особенности правового режима. Понятие и назначение охранных зон полос отчуждения (ПКС-1).
19. Земли для обеспечения космической деятельности. Назначение и особенности правового режима. Основания и порядок временного использования земель для целей космической деятельности. Порядок возмещения собственникам земель и иным правообладателям вреда, причиненного последствиями космической деятельности (ПКС-1).
20. Земли обороны и безопасности. Назначение и особенности правового режима. Порядок и цели предоставления жителям закрытых административно-территориальных образований земельных участков за пределами этих закрытых административно-территориальных образований. Понятие и назначение запретных зон (ПКС-1).
21. Порядок и цели предоставления земель промышленности, транспорта и иного специального назначения в аренду сторонним лицам (ПКС-1).
22. Виды функциональных зон в населенных пунктах и требования градостроительных регламентов по разрешенному использованию земельных участков в их границах. Правила землепользования и застройки как основной нормативный правовой акт, определяющий характер использования земель в конкретном населенном пункте (ПКС-1).
23. Понятие и содержание земель общего пользования в населенном пункте и запрет на их приватизацию (ПКС-1).
24. Понятие и назначение пригородных зон. Порядок установления границ и правового режима пригородных зон (ПКС-1).
25. Понятие и назначение зеленых зон. Ограничения, связанные с использованием зеленых зон (ПКС-1).
26. Понятие и назначение лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Понятие и назначение территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Запреты и ограничения, связанные с использованием земель особо охраняемых природных территорий (ПКС-1).
27. Земли природоохранного назначения. Состав и назначение земель природоохранного назначения. Запреты и ограничения, связанные с использованием земель природоохранного назначения (ПКС-1).
28. Земли рекреационного назначения. Состав и назначение земель рекреационного назначения. Особенности использования земель рекреационного назначения (ПКС-1).
29. Земли историко-культурного назначения. Состав и назначение земель историко-культурного назначения. Запреты и ограничения, связанные с использованием земель историко-культурного назначения. Понятие и назначение зона охраны объекта культурного наследия (ПКС-1).
30. Особо ценные земли. Состав и назначение особо ценных земель (ПКС-1).
31. Понятие и состав земель лесного фонда. Порядок использования и охраны земель лесного фонда (ПКС-1).
32. Особенности перевода земель лесного фонда в земли других категорий (ПКС-1)
33. Понятие и состав земель водного фонда. Порядок использования и охраны земель водного фонда. Резервирование земель для строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов. Особенности перевода земель лесного фонда в земли других категорий (ПКС-1).
34. Понятие и назначение земель запаса как самостоятельной категории земель. Обстоятельства, способствующие переводу земель иных категорий в земли запаса. Условия введения земель запаса в хозяйственный оборот (ПКС-1).
Перечень тем для индивидуального задания (доклада)
1 Понятие земельного права
2 Основные этапы истории земельного законодательства России.
3 Понятие земельных правоотношений
4 Возникновение, изменение и прекращение земельных отношений.
5 Источники земельного права
6 Право собственности на землю
7 Использование земли на праве собственности и землепользования
8 Государственное управление земельным фондом
9 Распределение и перераспределение земель
11 Планирование использования земель
12 Порядок ведения кадастра недвижимости
13 Охрана и воспроизводство земельных ресурсов
14 Ответственность за несоблюдение законодательства об охране земель
15 Плата за землю
16 Порядок установления ставок земельного налога
17 Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
18 Реорганизация колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в процессе проведения земель-ной реформы.
19 Правовой режим земельных паев (долей), предоставляемых гражданам при реорганизации сельскохозяйственных предприятий
20 Право собственности на землю и право землепользования граждан в сельской местности.
21 Правовой режим земель населенных пунктов
22 Право собственности на землю и право землепользования граждан в городах и поселках городского типа.
23 Правовой режим земель промышленности
24 Правовой режим земель лесного фонда и право лесопользования
25 Правовой режим земель водного фонда и право водопользования
26 Правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и исто-рико-культурного назначения.
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
1.1. Понятие и общая характеристика правового режима земель
1. Право собственности на землю и право землепользования граждан в сельской местности. Общие положения.
2. Правовой режим земельных участков.
3. Предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства.
4. Правовой режим земельных участков, предоставленных для садоводства и животноводства.
5. Правовой режим земельных участков, предоставленных для огородничества, сенокошения и выпаса скота.
6. Правовой режим земельных участков, предоставленных для дачного и гражданского строительства.
7. Правовой режим земельных паев (долей), предоставляемых гражданам при реорганизации сельскохозяйственных предприятий.
1.2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Общие положения.
2. Субъекты права на земельные участки сельскохозяйственного назначения.
3. Государственные и муниципальные унитарные предприятия.
4. Реорганизация колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий в процессе проведения земельной реформы.
5. Правовой режим земель хозяйственных товариществ, обществ и производственных кооперативов.
6. Правовой режим земель унитарных государственных и муниципальных сельскохозяйственный предприятий.
7. Правовой режим земель, предоставленных учебным заведениям и научно-исследовательским учреждениям.
8. Правовой режим земель, предоставленных крестьянским (фермерским) хозяйствам.
1.3. Правовой режим земель населенных пунктов
1. Общая характеристика земель населенных пунктов и их правового режима.
2. Управление землями населенных пунктов.
3. Особенности правового режима земель сельскохозяйственного использования на территории городов и поселков городского типа.
4. Особенности правового режима земель сельских населенных пунктов.
5. Правовой режим земель пригородных и зеленых зон.
6. Право собственности на землю и право землепользования граждан в городах и поселках городского типа. Общая характеристика.
7. Право граждан на земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества.
8. Право граждан на земельные участки для индивидуального жилищного, дачного и гражданского строительства.
9. Право граждан на земельные участки при приватизации ими объектов государственной и муниципальной собственности, а также для предпринимательской деятельности.
10. Право землепользования жилищно-строительных и гаражно-строительных кооперативов.
11. Право общей собственности на земельные участки в кондоминиумах.
1.4. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
1. Правовой режим земель обрабатывающей промышленности.
2. Правовой режим земель добывающей промышленности.
4. Правовой режим земель автомобильного транспорта.
5. Правовой режим земель водного транспорта.
6. Правовой режим земель воздушного транспорта.
7. Правовой режим земель трубопроводного транспорта.
8. Правовой режим земель, предоставленных под высоковольтные электрические линии и линии связи.
9. Правовой режим земель, предоставленных для нужд обороны и иного назначения.
1.5. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
1. Правовой режим земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.
2. Общие положения о правовом режиме особо охраняемых территорий.
3. Правовой режим земель природоохранного назначения.
4. Правовой режим земель природно-заповедного назначения.
5. Правовой режим земель оздоровительного назначения.
6. Правовой режим земель рекреационного назначения.
7. Правовой режим земель историко-культурного назначения.
1.6. Правовой режим земель лесного фонда
1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и его земель.
2. Государственное управление землями лесного фонда.
3. Содержание основных функций государственного управления лесным фондом.
4. Право лесопользования.
5. Основания и порядок предоставления участков лесного фонда в пользование.
6. Права и обязанности лесопользователей.
7. Правовая охрана и защита лесов.
8. Ответственность за нарушение лесного законодательства.
1.7. Правовой режим земель водного фонда
1. Государственное управление землями водного фонда.
2. Планирование пользования и охраны водного фонда.
3. Государственный мониторинг водных объектов и государственный водный кадастр.
4. Право водопользования.
5. Права и обязанности водопользователей.
6. Ограничение права водопользования.
7. Правовая охрана водных ресурсов.
8. Ответственность за нарушение водного законодательства.
1.8. Правовой режим земель запаса
1. Управление землями запаса.
2. Использование земель запаса.
Комплект для деловой (ролевой) игры
Тема 1.5. Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов
Концепция игры.
Условие деловой игры выдается студентам заранее. Студенты должны распределить между собой роли и разработать сценарий.
На основе разработанного сценария каждый из участников игры самостоятельно готовит свою «роль» и соответствующие документы (в письменном виде).
Занятие начинается с краткого рассказа преподавателя о методике проведения деловой игры с ролевым исполнением по заданному инциденту. На этом этапе следует обратить внимание студентов на необходимость для каждого участника обосновывать свои действия нормами российского законодательства.
Завершается занятие обсуждением тех моментов и положений, по которым участники игры дали спорные или неправильные решения.
УСЛОВИЕ
На промысловом нефтепроводе, проходящем по заповедной территории проживания малочисленного народа Севера, произошла авария: из лопнувшей трубы разлилась нефть; часть ее скопилась в близлежащих болотах, а часть попала в реку и была разнесена течением на многие километры.
Компания-недропользователь, нарушила целый ряд законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, как во время строительства и обустройства месторождения, так и при его эксплуатации. В результате аварии произошло загрязнение земель нефтью на большой территории, что повлекло причинение вреда здоровью людей, животному и растительному миру, а также окружающей природной среде.
ЗАДАНИЕ
1. Распределить между собой роли участников судебных разбирательств:
Компания-недропользователь;
Экологическая прокуратура;
Председатель Ассоциации фермерских хозяйств;
Юрист экологической общественной организации жителей прибрежных поселков;
Директор заповедника, расположенного в зоне аварии;
Юрист Ассоциации коренных малочисленных народов Севера;
Представитель Международной экологической организации «Гринпис»
2.На основании анализа приведенного перечня правонарушений, вызванных аварией на нефтепроводе каждый из участников должен подготовить документы по делу к судебному разбирательству: протокол о нарушении требований экологического законодательства; ситуационный план - схема загрязнения;
акт об отборе проб воды, земли;
предписание об устранении нарушений экологического законодательства;
акт о результатах анализа отобранных проб;
заключение о массе загрязняющего вещества;
претензия в адрес нарушителя с требованием возместить экологический вред;
сообщение в прокуратуру с запросом о возбуждении уголовного дела;
постановление о возбуждении уголовного дела; исковое заявление;
отзыв на исковое заявление;
экспертное заключение.
3. Сделать выводы:
- о законности как строительства, так и эксплуатации промыслового трубопровода;
- о наиболее типичных недостатках в области соблюдения требований охраны окружающей среды при недропользовании.
Комплект задач
Задача №1
В одном из проектов Земельного кодекса Российской Федерации земельные отношения были определены как «общественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами».
Проект был отклонен и отправлен на доработку, в том числе потому, что в кодексе «неправомерно и неточно определены земельные отношения».
Как указывалось, «земельными отношениями следует считать отношения в области использования и охраны земель, что же касается отношений, связанных с земельным участком, признаваемым недвижимым имуществом, то они являются имущественными отношениями».
Обоснована ли указанная мотивация отклонения проекта земельного кодекса? В чем заключается специфика общественных отношений, объектом которых является земля?
Дайте определение понятия «общественное земельное отношение».
Задача №2
Производственная компания приобрела в собственность здание производственного назначения для размещения коробочного производства. Впоследствии та же производственная компания приобрела в собственность земельный участок площадью в 1,5 га, на котором было расположено указанное здание. Через какое-то время нашелся покупатель, который предложил компании выкупить земельный участок за цену, в несколько раз превышающую его рыночную стоимость, и впоследствии, после оформления сделки, передать компании небольшую часть земельного участка в аренду за символическую плату.
Документы, поданные для регистрации сделки, правовую экспертизу не прошли. В своем заключении юрист регистрирующего органа пояснил, что земельный участок без здания, расположенного на нем, продан быть не может.
Правомерен ли отказ в регистрации сделки по названному основанию? Что бы вы посоветовали предпринять заинтересованным сторонам?
Задача №3
Гражданке Н., работнице совхоза, в 1990 г. был предоставлен совхозом приусадебный участок 0,3 га в бесплатное бессрочное пользование, на котором она построила дом. В 1990 г. дом сгорел, и ей была предоставлена ведомственная квартира в сельском населенном пункте. В течение последующих четырех лет она участком практически не пользовалась, в связи с чем соседи данного участка стали использовать его в качестве приусадебного участка. Ни об изъятии участка у гражданки Н., ни о передаче его соседям официального решения местной администрацией не выносилось.
В 2002 г. гражданка Н. обратилась в местную администрацию с просьбой о приватизации ее земельного участка.
Прокомментируйте действия всех субъектов с точки зрения их правомерности. Как решить дело?
Задача №4
Ларионова получила по наследству жилой дом. Ее муж, считая ее недостаточно практичной, настаивал, чтобы она не продавала дом без его согласия. Когда он уехал в командировку, Ларионова продала дом Савкину. Муж ничего не предпринял против ее решения. Через два года Ларионовы решили расторгнуть брак. При разделе имущества Ларионов решил подать иск о признании сделки купли-продажи дома недействительной, так как она была совершена без его
Обоснован ли его иск? Изменится ли решение задачи, если дом был построен ими в период совместной жизни?
Задача №5
Правление садоводческого товарищества исключило Краснова Г. из членов товарищества, изъяло земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, и передало его другому лицу. Действия правления он обжаловал в суде. Суд признал действия правления незаконными и обязал его вернуть участок Краснову Г.
По каким основаниям действия товарищества были признаны судом неправомерными?
Задача №6
ОАО "КАСКАД" обратилось за выкупом земельного участка площадью 9000 кв.м. под зданием, приобретенным на основании договора купли-продажи. В оформлении плана земельного участка площадью 9000 кв.м. органом архитектуры и градостроительства и комитетом по земельно-имущественным отношениям было отказано и предложено произвести формирование земельного участка в соответствии с нормами предоставления земельных участков. В соответствии со строительными нормами и правилам норма предоставления земельных участков для возведения такого типа строений составляет 6500 кв.м. ОАО "КАСКАД" не согласилось с уменьшением площади земельного участка.
Правомерны ли действия органа архитектуры и градостроительства и комитета по земельно-имущественным отношениям? Какими правами обладает ОАО для защиты своих интересов?
Задача №7
Сотруднику НИИ Фатееву потребовались сведения о распределении земель по субъектам права на землю в одном из районов области. В Федеральной кадастровой палате Фатееву объяснили, что подобная информация выдается только юридическим лицам, поэтому необходимо письменное ходатайство дирекции института с указанием целей получения запрашиваемой информации.
Правомерен ли отказ ФГБУ ФКП в выдаче гражданину Фатееву запрашиваемой информации? Каков порядок предоставления информации, внесенной в ЕГРН?
Задача №8
Васильев обратился с заявлением в местную администрацию с просьбой принять меры к землепользователю Ганину в связи с тем, что посаженые последним деревья на границе их участков препятствует проникновению солнечных лучей и сдерживают рост сельскохозяйственных растений.
Какое решение может быть принято по заявлению Васильева?
Задача №9
ООО «Эко-Арис» в 2000 г. приватизировало овощехранилище. Земельный участок с инженерной и транспортной инфраструктурой овощехранилища - дорогами, открытыми площадками для разгрузки, просушки и бункеровки (всего около 1 га) был закреплен за ООО «Эко-Арис» на праве постоянного (бессрочного) пользования. В 2002 году предприятие заключило с муниципальным образованием городским округом Т* договор аренды земельного участка сроком на 9 лет. В 2006 г. Между ООО «Эко-Арис» и ЗАО «Производственно-инвестиционная компания «Агроимпульс» (далее – ЗАО «Агроимпульс») был заключен предварительный договор о продаже овощехранилища. При этом ЗАО «Агроимпульс», исходя из того, что занимаемый овощехранилищем земельный участок составляет существенную часть его производственной базы, согласилось выкупить овощехранилище по обусловленной цене при условии предварительного приобретения ООО «Эко-Арис» данного участка в собственность. Однако в апреле 2007 г. Администрация городского округа Т* отказала в таком выкупе на основании того, что действующий договор аренды не закрепляет право арендатора требовать такого выкупа. ООО «Эко-Арис» обратилось в арбитражный суд с заявлением об обжаловании неправомерного действия (бездействия) администрации городского округа Т*.
Каков порядок переоформления прав на землю?
Задача №10
После смерти родителей к четырем их детям, достигшим совершеннолетия и проживавшим отдельно от родителей, перешел по наследству жилой дом. Трое наследников хотят дом продать, а вырученную сумму распределить по долям. Один из наследников согласия на продажу дома не дает, заявив, что желает использовать свою долю в доме для проживания. Поскольку согласий между наследниками достигнуто не было, трое из них предъявили иск к наследнику, возражающему против продажи дома, об обязании не чинить препятствий к продаже. Свои требования они мотивировали тем, что при продаже дома целиком его рыночная стоимость резко возрастет.
Задача №11
Сохиева приобрела в 2003 г. в собственность земельный участок площадью 1540 кв. м, относящийся к землям сельскохозяйственного назначения с целью последующего перевода его в иную категорию земель и строительства загородного коттеджа. Вскоре Сохиева выяснила, что приобретенный ею земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям и перевод его в иную категорию земель практически невозможен. Сохиева решила найти покупателя на земельный участок и предложила приобрести его своей подруге Бергквист, гражданке Швеции, которая давно мечтала организовать в России сельскохозяйственное производство. Сохиева и Беркгвист заключили договор купли-продажи, однако учреждение юстиции отказало Беркгвист в регистрации права собственности на земельный участок, указав, что земельные участки на землях сельскохозяйственного назначения не могут находиться в собственности граждан.
Правомерно ли решение учреждение юстиции? Изменится ли решение, если Беркгвист, будучи двоюродной сестрой Сохиевой, получила земельный участок по наследству?
Задача №12
Иванов получив в собственность земельный участок, не приступал к его освоению в течение двух лет, в связи с длительной зарубежной командировкой. Приехав на земельный участок, Иванов обнаружил, что собственник соседнего земельного участка Петров, игнорируя межевые знаки, возвел на земельном участке, принадлежащем Иванову хозяйственные постройки. Предложение об устранении препятствий в осуществлении права собственности на земельный участок Петровым было проигнорировано.
Как Иванову защитить свои права? Подготовьте исковое заявление. Есть ли основания для привлечения Петрова к административной ответственности?
Задача №13
Правление садоводческого товарищества исключило Краснова Г. из членов товарищества, изъяло земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, и передало его другому лицу. Действия правления он обжаловал в суде. Суд признал действия правления незаконными и обязал его вернуть участок Краснову Г.
По каким основаниям действия товарищества были признаны судом неправомерными?
Задача №14
Петров приобрел в 1992г. по договору купли-продажи дачу с земельным участком площадью 0,10га. В ходе освоения участка Петров обнаружил несоответствие фактической площади участка и обозначенной в договоре на 0,02га, что затем было подтверждено контрольным обмером участка. При оформлении права собственности на земельный участок Петров попросил указать фактическую площадь участка.
Правомерна ли просьба Петрова?
Задача № 15
Весной 2000г. на основании решения администрации города Н. были выделены земельные участки под огороды (1,010га) на загородных землях 27 членам кооператива «Весна» сроком на 5 лет. Каждому члену кооператива было выдано свидетельство на право пользования участком земли под огород. Через 2 года администрация города Н. сдала эти же участки в аренду фермерскому хозяйству, а на ходатайство членов кооператива закрепить огородные участки им в собственность ответила отказом.
Правомерны ли действия администрации?
Задача №16
По заявлению собственника земельного участка, требующего обременения соседнего участка частным сервитутом, суд вынес решение об обязывании собственника соседнего участка заключить договор частного сервитута для целей размещения хозяйственной постройки заявителя, поскольку на 60 собственном участке ввиду маленькой площади у него не осталось места. При этом суд, принимая во внимание статус заявителя – инвалида I группы, отказал собственнику обременяемого участка в требовании о компенсации причиняемых неудобств.
С учетом анализа действующего законодательства ответьте на следующие вопросы: а) допустимо ли установление частного сервитута для обозначенной выше цели; б) устанавливает ли закон основания, по которым собственнику обремененного частным сервитутом земельного участка может быть отказано в компенсации неудобств, возникших в связи с установлением частного сервитута?
Комплект тестовых заданий
Тема 1.2. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
1. Вставьте пропущенное слово:
Приоритетом государства по охране земель является___________________.
а) охрана земель сельскохозяйственного назначения;
б) охрана земель поселения;
в) охрана земель водного и лесного фонда;
г) охрана земель обороны;
2. Иностранцы имеют право обладать земельным участком с/х назначения:
а) на праве аренды;
б) на праве долгосрочной аренды;
в) на праве постоянного (бессрочного) пользования;
г) на праве пожизненно наследуемого владения.
3. Срок срочного пользования землями отгонного животноводства составляет:
а) 10 лет;
б) 5 лет;
в) 1 год;
г) 49 лет.
4. К землям с/х назначения относятся:
а) земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;
б) земли, предоставленные для служебных наделов; в) придомовые земельные участки.
5. Земли с/х назначения предоставляются для следующих нужд:
а) сельского хозяйства;
г) возведения кооперативов.
6. Сельскохозяйственные угодья:
а) могут быть изъяты для не с/х нужд;
б) могут быть изъяты в исключительных случаях; в) не могут быть изъяты.
7. Фермерские хозяйства являются:
а) юридическими лицами;
б) хозяйствующими субъектами с правами юридического лица;
в) формой свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды.
8. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют:
а) лица, достигшие 21 года;
б) лица, достигшие 18 лет и имеющие опыт работы;
в) граждане, прошедшие специальную подготовку и проживающие в данной местности.
9. Найдите в приведенном ниже списке способы формирования фонда перераспределения земель и обведите цифры, под которыми они указаны:
1) он создан из числа незанятых участков сельскохозяйственного назначения;
2) он создан за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при добровольном отказе от земельного участка;
3) он создан за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд при реквизиции земельного участка;
4)он создан за счетза счет земельных участков, поступающих в этот фонд по основаниям приобретательной давности;
5) он создан за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд за счет конфискации земельного участка;
6) он создан за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд за счет выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
10. На члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения возлагаются обязанности:
а) в течение трех лет освоить земельный участок;
б) участвовать в мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления;
в) проводить противопожарные мероприятия;
г) все вышеперечисленное.
11. Фермерские хозяйства являются:
а) юридическими лицами;
б) хозяйствующими субъектами с правами юридического лица;
в) формой свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды;
г) юридическими лицами, а также хозяйствующими субъектами с правами юридического лица;
12. Преимущественное право на получение земельного участка для ведения крестьянского хозяйства имеют:
а) лица, достигшие 21 года;
б) лица, достигшие 18 лет и имеющие опыт работы;
в) граждане, прошедшие специальную подготовку и проживающие в данной местности.
Тема 1.3. Правовой режим земель населенных пунктов
1. Зеленые зоны - это земли, которые:
а) земли, которые используются или предназначены для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и обороны;
б) временно незанятые участки, отнесенные к разным категориям земель;
в) земли, которые выполняют санитарные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции и в границах которых запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на окружающую среду;
г) нет верного ответа.
2. Пригородная зона:
а) это земли за пределами городской черты, примыкающие к ней, служащие резервом для развития города, местом размещения и строительства сооружений, необходимых для нормального его функционирования, последующего развития зон застройки, производственных, ландшафтно-рекреационных и иных зон, размещения складских и коммунальных объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, организации отдыха населения, улучшения качества окружающей природной среды в соответствии с градостроительными и иными специальными требованиями, и составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию;
б) временно незанятые участки, отнесенные к разным категориям земель;
в) это земли, предназначенные для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и т.д.;
г) нет верного ответа.
3. Все населенные пункты делятся на группы:
а) городские поселения, сельские населенные пункты;
б) города, поселки городского типа;
в) города, села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные;
г) нет верного ответа.
4. Пригородные зоны:
б) Не относятся к городским землям и имеют самостоятельное, автономное значение;
в) Включаются в состав города по решению местных органов власти;
г) нет верного ответа
5. Вставьте пропущенное слово: Земли зон специального назначения выделяются для размещения_________.
а) Военных объектов;
б) Кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов и т.д.;
в) Мест отдыха, лесопарков, пляжей и иных объектов;
г) нет верного ответа.
6. Земли общего пользования:
а) земли обороны;
б) лесные площади;
в) национальные парки;
г) земли промышленности.
7. Правовой режим земель пригородных зон устанавливается:
а) по решению органов местного самоуправления;
б) по решению Правительства РФ;
в) по решению субъекта РФ;
г) собственниками земельных участков.
8. В состав пригородных зон могут включаться:
а) земли, которые используются или предназначены для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и обороны;
б) земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений;
в) временно незанятые участки, отнесенные к разным категориям земель;
г) нет верного ответа.
9. Найдите в приведенном ниже списке территориальные зоны, которые входят в состав земель населенных пунктов и обведите цифры, под которыми они указаны:
а) жилые;
б) общественно-деловые;
в) производительные;
г) сельскохозяйственного назначения.
д) запасные;
е) специальные.
Тема 1.4. Правовой режим земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
1. Найдите в приведенном ниже списке категории земель, которые входят в состав земель специального назначения и обведите буквы, под которыми они указаны:
а) космического обеспечения;
б) рекреационного назначения;
в) обороны и безопасности;
г) сельскохозяйственного назначения.
д) телерадиовещания;
е) транспорта.
2. Земли для нужд обороны – это:
а) пограничные полосы;
б) лесные полосы;
в) овраги;
г) земли под складскими помещениями.
3. К землям транспорта относятся:
а) ж/д переезды;
б) реки;
в) земли общего пользования;
г) заводы гражданской авиации
4. Категория земель специально не предусматривающаяся в составе земель – земли …
а) лесного фонда;
б) запаса;
в) поселений;
г) приграничных районов;
д) сельскохозяйственного назначения.
5. К землям промышленности и специального назначения относятся земли:
а) курортов;
б) рекреационного назначения;
в) для обеспечения и защиты Государственной границы РФ;
г) историко-культурного назначения.
6. Перевод земель промышленности и иного специального назначения осуществляется:
б) с ограничениями, связанными с секретностью объектов;
в) при наличии утвержденного проекта по рекультивации земель;
г) с ограничениями, связанными с секретностью и опасностью объектов для экологической безопасности.
7. Принципы правового режима земель промышленности, обороны, транспорта и иного специального назначения:
а) земли находятся исключительно в федеральной форме собственности;
б) земли расположены как в черте, так и за чертой поселений;
в) земли расположены только за чертой поселений;
г) имеют приоритетное положение перед другими землями.
8. Определите, какие понятия не входят в особенную часть земельного права как учебной дисциплины:
а) земли запаса;
б) земли сельскохозяйственного назначения;
в) земли обороны;
в) налог на землю.
9. Правовой режим земель промышленности, обороны, транспорта и иного специального назначения:
а) земли служат пространственным базисом для размещения объектов;
б) исключительное право федеральной собственности на участки;
в) обязательно наличие охранных зон вокруг объектов;
г) всѐ перечисленное.
10. Земли промышленности предназначены для:
а) размещения гидроэлектростанций;
б) разработки полезных ископаемых;
в) размещения железнодорожных путей;
г) для нужд обороны.
11. Найдите в приведенном ниже списке категории земель, которые входят в состав земель специального назначения и обведите буквы, под которыми они указаны:
а) космического обеспечения;
б) рекреационного назначения;
в) обороны и безопасности;
г) запаса;
д) телерадиовещания;
е) транспорта.
12. Земли для нужд обороны – это:
а) пограничные полосы;
б) лесные полосы;
в) овраги;
г) кладбища.
13. Определите, какие понятия не входят в особенную часть земельного права как учебной дисциплины:
а) земли запаса;
б) земли сельскохозяйственного назначения;
в) земли обороны;
в) землеустройство.
14. Категория земель специально не предусматривающаяся в составе земель – земли …
а) лесного фонда;
б) запаса;
в) поселений;
г) пригородные земли;
д) сельскохозяйственного назначения.
15. К землям промышленности и специального назначения относятся земли:
а) курортов;
б) рекреационного назначения;
в) обороны;
г) историко-культурного назначения.
16. Перевод земель промышленности и иного специального назначения осуществляется:
а) без ограничений;
б) с ограничениями, связанными с секретностью объектов;
в) при наличии утвержденного проекта по рекультивации земель;
г) с ограничениями, связанными с секретностью и опасностью объектов для экологической безопасности.
17. Принципы правового режима земель промышленности, обороны, транспорта и иного специального назначения:
а) земли находятся исключительно в федеральной форме собственности;
б) земли расположены как в черте, так и за чертой поселений;
в) земли расположены только за чертой поселений;
г) имеют приоритетное положение перед другими землями.
18. Государственная регистрация – это:
а) юридический акт признания и подтверждения государством только прекращения прав на недвижимое имущество;
б) юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода
в) юридический акт признания и подтверждения государством только возникновения, ограничения (обременения), права;
г) юридический акт признания и подтверждения государством наличия сервитута на земельном участке.
19. Найдите в приведенном ниже списке территориальные зоны, которые входят в состав земель населенных пунктов и обведите цифры, под которыми они указаны:
а) жилые;
б) общественно-деловые;
в) производительные;
г) сельскохозяйственного назначения. д) запасные; е) специальные.
20. Вставьте пропущенное слово: Земли, которые выделяются для размещения кладбищ, крематориев, скотомогильников, свалок бытовых отходов относятся к:______________
а) зонам специального назначения;
б) зеленым зонам;
в) пригородным зонам;
г) нет верного ответа.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п