учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Кадастры и право
Направленность (профиль) Кадастр недвижимости
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Гунтыпова Е.Э.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Гунтыпова Е.Э.
(представитель работодателя)
Задачи: исследовать методологические основы планирования городского хозяйства и экономического анализа города; рассмотреть взаимосвязи финансового плана с другими разделами плана экономического и социального развития города; научиться проанализировать и рассчитать эффективный объем инфраструктуры городского хозяйства при наличии ограниченных ресурсов; проанализировать функциональную организацию экономического пространства города
ПКС-3: Способен участвовать в управлении земельно-имущественным комплексом;
ИД-1ПКС-3 Знает нормы и правила застройки территорий; методику оценки качества зданий, сооружений; принципы и методику проведения землеустроительных работ, информационно-кадастровое и правовое обеспечение операций с земельными ресурсами и недвижимостью
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
вопросы для коллоквиума,
тесты,
темы рефератов
Экономика и планирование городского хозяйства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Анализ подходов к формированию определения «Городское хозяйство» (ПКС-3)
2. Городское хозяйство, его структура и цели (ПКС-3)
3. Экономика города (ПКС-3)
4. Место города в экономике страны (ПКС-3)
5. Город как эколого-экономическая система (ПКС-3)
6. Главные слагаемые экологизации городской экономики (ПКС-3)
7. Экономический «вес» города в территориальной конкуренции городов (ПКС-3)
8. Финансово-экономические основы местного самоуправления (ПКС-3)
9. Функциональная организация экономического пространства города (ПКС-3)
10. Типология Фишера - Кларка экономической деятельности городов (ПКС-3)
11. Концентрация населения и производства в городах (ПКС-3)
12. Дезиндустриализация и информатизация в крупных городах (ПКС-3)
13. Четвертичный сектор экономики (по Фишеру) (ПКС-3)
14. Размещение предприятий четвертичного сектора на территории города (ПКС-3)
15. Номенклатура отраслей третичного сектора экономики (по Фишеру) (ПКС-3)
16. Городская инженерная инфраструктура (ПКС-3)
17. Структурообразующая роль транспортной системы города (ПКС-3)
18. Размещение на городской территории предприятий сферы услуг (ПКС-3)
19. Основные группы факторов, учет которых необходим при размещении сферы услуг в городе (ПКС-3)
20. Бюджетный процесс в МО (ПКС-3)
21. Доходы местного бюджета (ПКС-3)
22. Собственные источники доходов местного бюджета (ПКС-3)
23. Статьи расходов местного бюджета (ПКС-3)
24. Городской рынок недвижимости (ПКС-3)
25. Городской рынок жилья (ПКС-3)
26. Специфические черты рынка недвижимости (ПКС-3)
27. Спрос и предложение жилья (ПКС-3)
28. Влияние рынка жилья на экономическое состояние города (ПКС-3)
29. Состав и основные функции ЖКХ (ПКС-3)
30. Реформа городского ЖКХ (ПКС-3)
31. Финансирование предприятий городского хозяйства в ходе реформы ЖКХ (ПКС-3)
32. Виды муниципальных земельных облигаций и их роль в экономике города (ПКС-3)
34. Энергоаудит в коммунальной сфере (ПКС-3)
35. Концепция каркаса городов (ПКС-3)
36. Теория экономического ландшафта Лёша (ПКС-3)
37. Правило Ципфа (ПКС-3)
38. Теория центральных мест Кристаллера (ПКС-3)
39. «Гравитационная» модель Рейли оценки интенсивности взаимосвязи городов(ПКС-3)
Перечень вопросов для проведения устных и письменных опросов
1. Сущность и функции планирования.
2. Принципы планирования и методы планирования.
3. Система планов предприятия и их взаимосвязь.
4. Виды планов, их характеристика, задачи.
5. Плановые расчеты и показатели как инструмент и количественное выражение результатов планирования.
6. Нормативная база планирования.
7. Механизм взаимодействия нормативов.
8. Плановые показатели.
9. Определение городского хозяйства и его характеристики.
10. Базовые условия стабильного функционирования городского хозяйства.
11. Функции городского бюджета.
12. Статьи формирования городского бюджета.
13. Виды доходов городского бюджета.
14. Основные специфические признаки города.
15. Ключевая роль города в экономике страны.
16. Слагаемые экологизации экономики городского хозяйства.
17. Системный подход в урбанистике.
18. Четвертичный сектор экономики (по Фишеру) – мотор развития современной экономики.
19. Необходимые мероприятия для выживания промышленных предприятий РФ и региона.
20. Модель Рейли оценки интенсивности взаимодействия городов на примере городов ДВФО (2 – крупные).
21. Пример конструкции пространственных форм каркаса городов – «сеть звезд».
22. Основные типы транспортных систем в своем городе.
23. Родственность проблем транспорта и элементов инженерной инфраструктуры.
24. Основные причины возрастания спроса на услуги систем связи в мегаполисе.
25. Три основные группы типологии деловых контактов.
26. Принцип минимальной дифференциации.
27. Размещение сферы услуг в городе.
28. Отличие жилья от других видов товаров.
29. Виды потребительских услуг, произведенные единицей жилищного фонда.
30. Факторы спроса на жильё.
31. Финансовые активы в составе недвижимости.
32. Необходимость и методы оценки недвижимости.
33. Особенности работы кондоминиумов.
34. Несостоятельность системы ЖКХ, необходимость реформы.
35. Основные функции ЖКХ на современном этапе, финансирование работ.
36. Влияние городского пассажирского транспорта на формирование города.
37. Анализ современного состояния транспортных сетей в своем городе.
38. Основные этапы формирования и осуществления инвестиционной политики в городе
Вопросы для коллоквиумов
1. Место городского управления в системе хозяйственных отношений.
2. Структура городского хозяйства.
3. Виды городских хозяйств.
4. Основные факторы, определяющие особенности городского хозяйства.
5. Характеристика предпринимательского сектора как одного из экономических субъектов местного хозяйства (на примере города или района).
6. Роль и место стратегического планирования в процессе управления муниципальным хозяйством.
7. Определение стратегических приоритетов развития муниципального образования.
8. Местный рынок труда: общая характеристика.
9. Местная политика на рынке труда.
10. Основные этапы управления комплексным социально-экономическим развитием.
11. Государственные и местные жилищные программы.
12. Инструменты развития инвестиционной привлекательности и активности городского сообщества.
13. Правовая база муниципальной экономики.
Комплект тестовых заданий
Тесты (выбрать один вариант ответа)
1.В качестве основного показателя крупности города в урбанистке выступает:
a)общая численность населения.
b)численность трудоспособного населения
c)численность населения, занятого в промышленности
d)численность населения, занятого в градообслуживающих отраслях
2.В условиях рынка любой город
a)выступает как самостоятельный экономический агент
b)не может выступать как самостоятельный экономический агент
c)является мегаполисом
d)разрушается как самостоятельный экономический агент
3. Полицентрический город –это...
a)город, где коммерческая и промышленная деятельность сконцентрирована в центральном город-ском узле (ядре);
b)город, где в пригородах и на окраинах возникают свои собственные центры, которые дополняют старый городской центр и конкурируют с ним;
c)город, где коммерческая и промышленная деятельность сконцентрирована в пригородах и на окра-инах
4. Что из перечисленного относится к градообразующей сфере деятельности города?
a)развитие данной территории;
b)обеспечение жизненно важных потребностей территории в ресурсах, товарах, услугах;
c)оба ответа верны;
d)оба ответа неверны.
5. Какие базовые отрасли и виды деятельности составляют градообслуживающую сферу города?
a)промышленность;
b)туристический бизнес;
c)муниципальное строительство и ремонтно-строительные системы;
d)торговля и общественное питание;
e)жилищно-коммунальное хозяйство;
f)инженерно-транспортные объекты;
g)культурные и образовательные центры.
6. Какие базовые отрасли и виды деятельности составляют градообразующую сферу города?
a)строительство;
b)медицинские и научные центры;
c)грузовые перевозки;
d)торговля и общественное питание;
e)жилищно-коммунальное хозяйство;
f)градостроительное регулирование и землепользование;
g)бытовое обслуживание.
7.Выберите верное определение понятия «хозяйство»:
a)это субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории;
b)это совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности;
c)это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность;
d)это вся совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования;
e)это совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, характером дея-тельности, осуществляемой в определенных интересах, и территорией на которой осуществляется эта деятельность.
8.По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к...
a)производственной сфере
b)непроизводственной сфере
c)социальной сфере
d)технической сфере
9. К основным видам ресурсов городского хозяйства относятся:
a)природно-климатические;
b)территориальные;
c)основные фонды;
d)финансовые;
e)инвестиционные;
f)трудовые;
g)информационные;
h)все перечисленные.
10.Перебазирование в пригород предприятий системы обслуживания, ориентированных на близость к клиентуре является последствием:
b)Субурбанизации
c)Автомобилизация населения
d)Образованния агломерациями
11.Экономика по исходной типологии Фишера делится на ... сектора
a)два
b)три
c)четыре
d)пять
12 К факторам, характеризующим кризисное состояние отрасли, относятся:
a)неэффективность системы управления;
b)дотационность и неудовлетворительное финансовое положение;
c)высокие затраты и отсутствие экономических стимулов снижения издержек;
d)высокая степень износа основных фондов;
e)большие потери.
13.Экономически обоснованный тариф означает:
a)возмещение всех затрат коммунальных предприятий по оказанию услуг;
b)возмещение половины затрат коммунальных предприятий по оказанию услуг;
c)дифференциация ставок оплаты за жилищно-коммунальные услуги.
14.Упорядочение тарифной системы включает следующие меры реализации:
a)разработка и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения;
b)выравнивание коммунальных тарифов между основными группами потребителей;
c)введение дифференцированных ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местополо-жения
d)развитие договорных отношений в городском хозяйстве;
e)все перечисленное.
15.Основными типами транспортных систем мегаполиса являются:
a)система скоростного рельсового транспорта, дополненная автобусным сообщением в периферий-ных жилых районах и подземными трассами метро в центре города;
b)система скоростного рельсового транспорта, дополненного поездками на личных автомобилях в жилых районах города (с размещением автостоянок) и подземными трассами метро в центре города;
c)система предполагающая использование только личного автотранспорта;
d)система экспрессного автобусного сообщения, в рамках которой происходит скоростная доставка пассажиров из пригорода в центральную зону;
e)система экспрессного автобусного сообщения, дополненная подземными трассами метро в цен-тральной зоне города;
f)все перечисленное.
16.Городская инженерная инфраструктура –это...
a)комплекс отраслей ЖКХ, обеспечивающий потребности населения и других потребителей в энерге-тических и водных ресурсах;
b)комплекс отраслей ЖКХ, обеспечивающий потребности населения в услугах тепло-и электроэнер-гетики;
c)комплекс отраслей ЖКХ, обеспечивающий потребности населения в услугах газоснабжения;
d)комплекс отраслей ЖКХ, обеспечивающий потребности населения в жидких и твердых видах топ-лива;
e)все перечисленное;
f)нет правильного ответа.
17.В состав городской инженерной инфраструктуры входят:
a)водопроводно-канализационное хозяйство;
b)тепло-и электроэнергетика;
c)газоснабжение;
d)обеспечение потребителей жидкими и твердыми видами топлива;
e)реконструкция жилых и нежилых объектов;
f)удаление твердого мусора;
g)система связи;
h)все перечисленное
18.В состав городской инженерной инфраструктуры не входят:
a)водопроводно-канализационное хозяйство;
b)тепло-и электроэнергетика;
c)газоснабжение
d)обеспечение потребителей жидкими и твердыми видами топлива;
e)реконструкция жилых и нежилых объектов;
f)удаление твердого мусора;
g)система связи;
h)все перечисленное.
19. Особенностями городской инженерной инфраструктуры являются:
a)наличие локальных естественных монополий;
b)выполнение жизненно важных обеспечивающих функций;
c)непрерывный режим работы;
d)неравномерный режим работы;
e)неравномерность поставок ресурсов;
f)наличие избыточных мощностей;
20. Основными проблемами городской инженерной инфраструктуры являются:
a)дефицит инвестиционно-финансовых ресурсов;
b)административный механизм хозяйствования;
c)эффективная система управления данной инфраструктурой;
d)эффективная система регулирования естественных монополий;
e)неэффективная система регулирования естественных монополий;
f)отсутствие реального механизма ресурсосбережения у производителей и потребителей;
g)все перечисленное.
21. Основными задачами водоснабжения города, являются:
a)добыча воды;
b)хранение воды в специальных резервуарах;
c)при необходимости подача ее к местам обработки или очистки;
d)подача воды в водопроводную сеть потребителям;
e)все перечисленное.
22. При организации очистки сточных вод используются следующие виды:
a)механическая;
b)физико-химическая;
c)биологическая;
d)физиологическая;
e)все перечисленное
23. Сфера благоустройства территории города –это...
a)комплекс отраслей, обеспечивающий санитарное и техническое содержание территории, ее уборку и озеленение;
b)комплекс отраслей, обеспечивающий санитарное и техническое содержание дорожного хозяйства;
c)комплекс отраслей, обеспечивающий санитарное и техническое содержание водоемов и пляжей города;
d)комплекс отраслей, обеспечивающий санитарное и техническое содержание кладбищ;
e)все перечисленное
24.Сфера благоустройства территории города состоит из:
a)дорожного хозяйства;
b)садово-паркового хозяйства;
c)санитарной очистки территории;
d)жилищно-коммунального хозяйства;
e)содержания водоемов, пляжей, кладбищ;
f)водопроводно-канализационного хозяйства;
g)все перечисленное.
25.Подрядчиками сферы благоустройства выступают следующие организации:
a)ремонтно-строительные;
b)эксплуатационные дорожные;
c)транспортные;
d)садово-парковые;
e)жилищно-коммунальные службы;
f)все перечисленные.
26. Какие из перечисленных отраслей не входят в состав сферы благоустройства муниципальной территории:
a)дорожное хозяйство;
b)зеленое хозяйство;
c)санитарная очистка и уборка;
d)городской транспорт;
e)элементы архитектуры.
27. Основными методами обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов города являются:
a)ликвидационные;
b)утилизационные;
c)биологические,
d)термические;
e)механические;
f)смешанные;
g)все перечисленные.
28. Основными методами обезвреживания и переработки твердых бытовых отходов, имеющих приме-нение в России, являются:
a)полигон;
b)мусоросжигательный завод;
c)мусороперерабатывающий завод;
d)аэробное биотермическое компостирование;
e)раздельный сбор в домохозяйствах и фракций, подлежащих рециклингу;
f)самостоятельные предприятия, занимающиеся сбором и переработкой тех или иных компонентов твердых бытовых отходов;
g)все перечисленное.
29. Основными недостатками мусоросжигательных заводов являются:
a)трудность очистки выходящих в атмосферу газов от вредных примесей;
c)высокие эксплуатационные и капитальные затраты;
d)низкие эксплуатационные и капитальные затраты.
30. Важнейшими принципами реформирования городского хозяйства служат: a)целенаправленность;
b)системность и комплексность;
c)социальная ориентация;
d)эффективность;
e)адресность;
f)открытость;
g)все перечисленное.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п