учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 6
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: знание особенностей биологии собак;
знание основных инфекционных и инвазионных, а также не заразных болезней собак и их профилактику;
знание пород охотничьих собак, специфику их использования с учётом породных особенностей;
владение основами кормления и разведения охотничьих собак;
представление о методах воспитания, дрессировки и натаски охотничьих собак для различных видов охот.
ПКС-7: Способен организовать охотничье собаководство;
ИД-1ПКС-7.1 Знает особенности биологии собак, основные болезни и их профилактику, основы кормления и разведения охотничьих собак
ИД-2ПКС-7.2 Умеет определять породную принадлежность охотничьих собак
ИД-3ПКС-7.3 Владеет методами применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 не знает методы определения породной принадлежности охотничьих собак
ИД-3 не знает методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно знает методы определения породной принадлежности охотничьих собак
ИД-3 в целом достаточно знает методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно знает методы определения породной принадлежности охотничьих собак для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно знает методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно знает методы определения породной принадлежности охотничьих собак для решения сложных практических задач
ИД-3 в полной мере достаточно знает методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения сложных практических задач
ИД-2 не умеет определять породную принадлежность охотничьих собак
ИД-3 не умеет использовать методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно умеет определять породную принадлежность охотничьих собак
ИД-3 в целом достаточно умеет использовать методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно умеет определять породную принадлежность охотничьих собак для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно умеет использовать методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно умеет определять породную принадлежность охотничьих собак для решения сложных практических задач
ИД-3 в полной мере достаточно умеет использовать методы применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения сложных практических задач
- методикой повседневного ухода по содержанию, кормлению, воспитанию, дрессировке, поощрению и закреплению приобретенных желательных форм поведения, методами применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков.
:
ИД-2 не владеет навыком определения породной принадлежности охотничьих собак
ИД-3 не владеет навыком применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно владеет навыком определения породной принадлежности охотничьих собак
ИД-3 в целом достаточно владеет навыком применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков
ИД-2 в целом достаточно владеет навыком определения породной принадлежности охотничьих собак для решения практических задач
ИД-3 в целом достаточно владеет навыком применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения практических задач
ИД-2 в полной мере достаточно владеет навыком определения породной принадлежности охотничьих собак для решения сложных практических задач
ИД-3 в полной мере достаточно владеет навыком применения охотничьих собак для различных видов охоты и добора подранков для решения сложных практических задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Атлас охотничьих собак: терьеры, шпицы, гончие: учебно-наглядное издание для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 "Зоотехния" и 06.03.01 «Биология» / М-во сел.хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В. Р. Филиппова ; Сост-ль: Тарнуев Д. В. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2019. - 113 с. http://bgsha.ru/art.php?i=2597
Охотничьи собаки: легавые,ретриверы, спаниели, водяные собаки, борзые : атлас для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 "Зоотехния", 06.03.01 "Биология" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Д. В. Тарнуев. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. - 95 с. http://irbis.bgsha.ru/sotru/00252
Тарнуев, Д. В. Охотничьи собаки / Д. В. Тарнуев. — Санкт-Петербург : Лань, 2022. — 200 с. https://e.lanbook.com/book/247340
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект тестовых заданий для текущего контроля
3. Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
4. Комплект ситуационных задач
5. Просмотр и обсуждение видеофильмов
6. Перечень тем докладов
Охотничье собаководство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Дайте понятие об охотничьем собаководстве и охотничьей кинологии. В чем их сходство и в чем различие?
2. Дайте определение понятия «охотничьи собаки», их главные черты в отличие от собак другой специализации.
3. Дайте общее понятие о стандарте охотничьих собак
4. Дайте понятие о конституции собак.
5. Перечислите и опишите типы конституции.
6. Дайте определение экстерьера.
7. Какие стати собак Вы знаете?
8. Перечислите методы оценки собак по конституции и экстерьеру
9. Дайте определение интерьер собак?
10. Объекты и способы охоты с русской псовой борзой.
11. Объекты и способы охоты с русской гончей.
12. Объекты и способы охоты с восточно-сибирской лайкой.
13. Объекты и способы охоты с континентальной легавой – дратхааром.
14. Объекты и способы охоты с островной легавой – ирландским сеттером.
15. Объекты и способы охоты с фокстерьером.
16. Объекты и способы охоты с таксой.
17. Дайте определение понятию порода.
18. Перечислите и опишите группы пород.
19. Способности борзых собак, описание борзых.
21. Особенности тазы и охота с ними.
22. Функциональное назначение лаек, работа лаек.
23. Дайте характеристику легавым собакам, опишите их.
24. Назовите (особенности работы спаниелей, дайте описание группы.
25. Перечислите охотничьи качества гончих собак, дайте их описание.
26. Охарактеризуйте линии и семьи – заводские и кровные. (
27. Чистопородное разведение и скрещивание.
28. Что вы знаете об инбридинге?
29. Отбор производителей в племенной работе с собаками.
30. Подбор производителей в племенной работе с собаками.
31. Половая и физиологическая зрелость собаки, возраст производителей.
32. Течка, периодичность, признаки.
33. Признаки ложной беременности и причины ее возникновения.
34. Специфика подготовки производителей к вязкам: кондиции, режим кормления и прогулок, вакцинация и дегельминтизация.
35. Как выбрать место для щенения?
36. В каком возрасте рекомендуется приобретать щенка?
37. Чем необходимо руководствоваться при выборе щенка?
38. Чем необходимо руководствоваться при выборе взрослой собаки?
39. Что понимают под групповым содержанием собак?
40. Что понимают под полевым содержанием собак?
41. Что понимают под дворовым содержанием собак?
42. Что понимают под квартирным содержанием собак?
43. Что входит в уход за охотничьими собаками?
44. Расскажите о правилах перевозки собак.
45. Обязанности владельцев собак.
46. Какие продукты служат основными источниками белков в рационе собаки?
47. Какие продукты служат основными источниками жиров в рационе собаки?
48. Какие продукты служат основными источниками углеводов в рационе собаки?
49. Какие продукты животного происхождения применяются при кормлении собак?
50. Какие продукты растительного происхождения применяются при кормлении собак?
51. Каков режим кормления собак в зависимости от возраста, рабочего режима?
52. Роль витаминов и микроэлементов в жизни собак.
53. Правила составления рациона.
54. Режим кормления щенков.
55. Какие раздражители относят к условным?
56. Какие раздражители относят к безусловным?
57. Опишите основные средства воздействия на собаку.
58. Укажите основные методы дрессировки собак.
59. Укажите возможные ошибки при дрессировке.
60. Расскажите о специальной дрессировке борзых.
61. Расскажите о специальной дрессировке лаек.
62. Расскажите о специальной дрессировке гончих.
63. Расскажите о специальной дрессировке легавых.
64. Расскажите о специальной дрессировке норных.
65. Расскажите о специальной дрессировке спаниелей.
66. Испытания борзых собак по лисице, зайцу, волку.
67. Испытания лаек по лосю и оленю.
68. Испытания лаек по подсадному медведю.
69. Испытания лаек по норке, колонку, горностаю.
70. Испытания охотничьих собак по кровяному следу.
71. Испытания охотничьих качеств гончих собак.
72. Испытания легавых по болотной и полевой дичи.
73. Испытания спаниелей по боровой дичи.
74. Испытания норных собак в искусственной норе.
75. Испытания охотничьих собак по водоплавающей дичи. Цели и задачи проведения выставок.
76. Выставочный комитет: приемная и экспертная комиссия.
77. Выставочный комитет: организационно-хозяйственная и ветеринарная комиссия.
78. Выставочный комитет: информационная и наградная комиссия.
79. Подготовка охотничьих собак к выставке.
80. Комплексная оценка собак (бонитировка).
Комплект тестовых заданий для текущего контроля
1. Латинское видовое название домашней собаки
а Canis lupus
в Canislatrans
г Canisrufus
2. Предком домашней собаки является
а волк
б шакал
в койот
г гибриды волка с другими видами
3. Представители семейства Псовых являются
а стопоходящими
б полустопоходящими
в пальцеходящими
г другое
4. Количество пальцев у собак на передних и задних конечностях
а по 4 пальца на передних и задних лапах
б по 5 пальцев на передних и задних лапах
в 4 пальца на передних (иногда 5) и 5 пальцев на задних лапах
г 5 пальцев на передних и 4 пальца на задних лапах (иногда 5)
5. Количество костей входящих в состав скелета собаки
а 289-292
б 224-228
в 310-314
г 250-262
6. Зубная формула у взрослых собак
а I3C1P4M2/I3C1P4M3 = 42
б I3C1P4 / I3C1P4= 32
в I3C1P3/ I3C1P3= 28
г I3C1P4M2 /I3C1P4M2= 40
7. Зубная формула у щенков (молочные зубы)
а I3C1P4M2/I3C1P4M3= 42
б I3C1P3(4) /I3C1P3(4)= 28 (32)
в I3C1P3/ I3C1P3 = 28
г I3C1P4M2/I3C1P4M2= 40
8. В каком возрасте начинается у щенков смена молочных зубов на постоянные
а в 4-5 мес.
б в 5-6 мес.
в в 2-3 мес.
г в 3-4 мес.
9. Сколько групп крови у собак?
а 4
б 7
в 11
г 20
10. Продолжительность беременности у сук
а 45-50 дней
б 78-84 дня
в 85-90 дней
г 58-62 дня
11. Рекомендуемый минимальный возраст для отъема щенков от сук:
а через 4-5 недель
б через 6-7 недель
в через 8-9 недель
г через 10 недель
12. Неонатальный период онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а до 1-2 недель жизни
б 3-4 неделя жизни
в 4-9 неделя
г с 10 недели до полового созревания
13. Ювенальный период онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а 1-2 неделя жизни
б 3-4 неделя жизни
в 4-9 неделя
г с 10 недели до полового созревания
14. Период социализации онтогенетического развития собаки соответствует возрасту:
а 1-2 неделя жизни
б 3-4 неделя жизни
г с 10 недели до полового созревания
15. Хромосомный набор собаки:
а 2 n = 48
б 2 n = 78
в 2 n = 72
г 2 n = 34
16. Нежелательный тип высшей нервной деятельности у рабочих собак
а сильный уравновешенный инертный (флегматический) тип
б сильный уравновешенный подвижный (сангвинический) тип
в сильный неуравновешенный возбудимый (холерический) тип
г слабый неуравновешенный (меланхолический) тип
17. Рекомендуемый тип высшей нервной деятельности у рабочих собак
а сильный уравновешенный инертный (флегматический) тип
б сильный уравновешенный подвижный (сангвинический) тип
в сильный неуравновешенный возбудимый (холерический) тип
г слабый неуравновешенный (меланхолический) тип
18. Классификация пород принятая Международной кинологической федерацией (FCI)
а группы: 1 – овчарки (пастушьи и скотогонные собаки, за исключением швейцарских пастушьих собак; 2 – молоссы (догообразные), швейцарские пастушьи собаки, пинчеры и шнауцеры; 3 – терьеры; 4 – таксы; 5 – шпицеобразные собаки; 6 - гончие и собаки, работающие по кровяному следу; 7 – собаки, делающие стойку (подружейные собаки – легавые); 8 - поднимающие дичь, аппортирущие её, и работающие на воде (подруженные собаки – кроме легавых); 9 – комнатные и декоративные собаки; 10 – борзые.
б группы: 1 – охотничьи (гончие и борзые); 2 – подружейные; 3 – терьеры; 4 – пользовательские породы; 5 – служебные породы; 6 – комнатные и декоративные собаки.
в группы: 1 – шпицеобразные собаки; 2 - гончие и ищейки по кровяному следу; 3 – подружейные породы; 4 – сторожевые и служебные породы; 5 – терьеры; 6 – борзые; 7 – неохотничьи породы и собаки – компаньоны; 8 – комнатные и декоративные собаки
г группы: 1 – комнатные и декоративные собаки; 2 - терьеры; 3 – подружейные породы; 4 - охотничьи (гончие и борзые); 5 – служебные породы; 6 – неохотничьи породы.
19. Правильным прикусом у собак обычно считается:
а перекус
б недокус
в ножницеобразный
г клещеобразный
20. Окрайками называются следующие зубы у собак:
а а) крайние моляры
б центральные резцы
в крайние премоляры
г резцы расположенные у клыков
21. Сколько грудных позвонков у собаки ?
а 10-12
б 16-18
в 14-16
г 12-14
22. Ректальная температура у собак в норме
а 35-36 оС
б 37,5-39,0 оС
в 36,5-38,0 оС
г 39-40оС
23. Частота пульса у собак крупных пород в состоянии покоя:
а от 60 до 80 ударов в минуту
б от 70 до 100 ударов в минуту
в от 100 до 140 ударов в минуту
г от 30 до 60 ударов в минуту
24. В каком возрасте обычно наступает половая зрелость у сук ?
а 1,5 – 2 года
б 10-12 мес.
в 7-8 мес.
г 1-1,5 года
25. Физиологически зрелыми самки становятся в возрасте:
а 12-14 мес
б 1,5 года
в 10 мес.
г 2 года
26. Половая охота у собак обычно длится до:
а 15 дней
б 9 дней
г 21 дня
27. Предпочтительные сроки (с начала течки) для проведения вязки у большинства собак:
а 7-17 сутки
б 3-10 сутки
в 10-21 сутки
г 7-10 сутки
28. При разведении собак используется следующий подбор производителей:
а индивидуальный
б индивидуально-групповой
в групповой
г вольная случка
29. Импринтинг – это:
а запечатление, проявляется у собак в период социализации, т.е. после становления функций зрения и слуха
б получение потомства от животных, состоящих в кровном родстве
в рефлекс следования
г выработка условных рефлексов
30. Какое мясо не подлежит проварке перед включением в рацион
а мясо диких животных
б мясо вынуждено убитых животных
в конина, говядина и их субпродукты
г свинина и субпродукты
31. По закону Рубнера следует, что:
а норма поддерживающего питания зависит от массы собаки.
б по объему разовая порция пищи должна соответствовать вместимости пищеварительного канала и способности организма собаки переварить и усвоить питательные вещества корма.
в норма поддерживающего питания собак зависит от площади поверхности тела.
г молодые животные нуждаются в большем количестве питательных веществ, чем взрослые собаки, на единицу живой массы.
32. В каком возрасте можно включать в рацион щенков свежее сырое мясо
а с 1мес.
б с 3-х недельного
в с 1,5 мес.
г с 2-х недельного
33. Рекомендуемое количество кормлений взрослых собак вне периода размножения:
а 2-3 раза
б не менее 3-4 раз
в 5 раз
г 3-5 раза
34. Рекомендуемое количество кормлений взрослых собак в период размножения:
а 2-3 раза
б не менее 3-4 раз
в 5 раз
г 5-7 раза
35. Нельзя включать в рацион собак
а селезенку, легкие с трахеей
б вываренные кости животных
в трубчатые кости птицы
г пресноводную рыбу
36. Взрослая собака, в состоянии покоя, за сутки с рационом должна получать в расчете на 1 кг живой массы обменной энергии:
а 100-120 ккал
б 70—80 ккал
в 95-110 ккал
г 80-88 ккал
37. Консервированные корма для собак не рекомендуется использовать:
а в качестве единственного корма
б как дополнительное питание
в в качестве диетического корма
г при транспортировке собаки
38. При подготовке кобеля к случке и в период полового использования количество энергии (общий уровень питания) в рационе, по сравнению с потребностью кобеля в период покоя, увеличивают:
а в 2 раза
б в 3 раза
в остается неизменным
г в 1,5 раза
39. Потребность сук в энергии, во время второй половины беременности, увеличивается:
а в 1,5-2 раза
в в 1,2-1,5 раза
г 2,5- 3,5 раза
40. Потребность лактирующих сук в энергии увеличивается:
а в 1,5-2 раза
б +в 2-3 раза
в в 1,2-1,5 раза
г 2,5- 3,5 раза
41. Содержание питательных веществ в молоке у собак, в % (по данным Завгороднего Д.И.):
а белка - 3,6, жира - 3,5, углеводов - 4,7, минеральных веществ - 0,70
б белка – 4,2, жира – 4,4, углеводов - 4,5, минеральных веществ - 0,80
в белка – 5,5, жира – 6,0, углеводов - 4,5, минеральных веществ - 0,90
г белка – 9,7 жира – 9,3, углеводов – 3,1, минеральных веществ – 0,9
42. Какой способ содержания не используется в собаководстве?
а павильонный
б клеточный
в боксовый
г +станковый
43. К основным промерам собак не относится:
а Длина головы
б Длина хвоста
в Высота в холке
г Ширина груди
44. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
45. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
46. Форма спины в зависимости от постава передних и задних конечностей на рисунке:
а Нормальная
б Провислая
в Горбатая
г нет правильного ответа
47. Высокий постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град.
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град.
г Нет правильного ответа
48. Средний постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град
г Нет правильного ответа
49. Низкий постав шеи у собаки наблюдается, когда:
а Наклон шеи к горизонту превышает угол в 45 град.
б Наклон шеи к горизонту равен углу в 45 град
в Наклон шеи к горизонту меньше 45 град
г Нет правильного ответа
50. УГОЛ ПЛЕЧА (угол между лопаткой и плечевой костью) — играет особо важную роль в движениях собаки. В норме должен составлять:
а между 90 и 100 градусами
б менее 90 градусов
в более 120 градусов
г между 80 и 110 градусами
51. ПРЯМОЕ ПЛЕЧО – называется угол между лопаткой и плечевой костью, когда он составляет:
а между 90 и 120 градусами
б менее 90 градусов
г между 80 и 110 градусами
52. ОСТРОЕ ПЛЕЧО - называется угол между лопаткой и плечевой костью, когда он составляет:
а между 90 и 120 градусами
б менее 90 градусов
в более 120 градусов
г менее 80 градусов
53. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б +прямой с высокопосаженным хвостом и горизонтальным крестцом
в саблистый – со спущенным крестцом и низкопосаженным хвостом
г нет правильного ответа
54. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б прямой с высокопосаженным хвостом и горизонтальным крестцом
в саблистый – со спущенным крестцом и низкопосаженным хвостом
г нет правильного ответа
55. Постав задних конечностей на рисунке:
а нормальный
б прямой
в саблистый
г нет правильного ответа
56. Коленный угол, образованный бедром и голенью, считается нормальным в пределах:
а 90-120 градусов
б 125-135 градусов
в 136-150 градусов
г 100-110 градусов
57. Охотничьи породы собак специализированные таким образом, что, обладая высокой скоростью бега и отличным зрением, они догоняют зверя на просторе (в поле, степи) и удерживают до прибытия охотников
а Гончие
б Борзые
в Лайки
г Норные
58. Группа охотничьих пород собак производящих поиск зверя в лесу или кустах его и активный гон с голосом в направлении охотника
а Гончие
б Борзые
в Лайки
г Сеттеры и пойнтеры
59. Группа охотничьих пород собак, обнаружив дичь (болотную или боровую) делают стойку — замирают перед ней, не вспугивая до подхода охотника, а затем подбирают подбитую дичь и достав ее охотнику, нередко доставая ее из воды.
а Гончие
б Борзые
в Лайки
г Сеттеры и пойнтеры
60. Группа охотничьих пород собак не делают стойки перед затаившейся дичью. Они поднимают ее под выстрел, а потом находят ее и аппортируют.
а Гончие
б Борзые
в Спаниели и ретриверы
г Сеттеры и пойнтеры
61. Группа охотничьих пород собак работающих по конкретному зверю или птице: белке и соболю, боровой дичи, кабану и лосю, также волку и даже медведю. Их можно использовать и универсально.
а Гончие
б Борзые
в лайки
г Сеттеры и пойнтеры
62. Охотничьи собаки очень хорошо специализированные по лисице, барсуку, енотовидной собаке, работают в норах. Эти собаки не должны быть крупными, но злобными и настойчивыми. Они хороши также для борьбы с крысами.
а Гончие
б Борзые
в Терьеры и таксы
63. Какая из этих пород принадлежит к группе борзых:
а Грейхаунд
б Спаниель
в Фоксхаунд
г Фокстерьер
64. Какая из этих пород принадлежит к группе гончих:
а Грейхаунд
б Спаниель
в Фоксхаунд
г Фокстерьер
65. Какая из этих пород принадлежит к группе подружейных собак:
а Грейхаунд
б Спаниель
в Фоксхаунд
г Фокстерьер
66. Какая из этих пород принадлежит к группе норных:
а Грейхаунд
б Спаниель
в Фоксхаунд
г Фокстерьер
67. Заболевание представляющее угрозу жизни не только собакам, но и человеку:
а Чума
б Бешенство
в Парвовирусный гастроэнтерит
г Инфекционный гепатит
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
Тема 1. Введение в «Охотничье собаководство»
1. Дайте понятие об охотничьем собаководстве и охотничьей кинологии. В чем их сходство и в чем различие?
2. Дайте определение понятия «охотничьи собаки», их главные черты в отличие от собак другой специализации.
3. Дайте общее понятие о стандарте охотничьих собак.
4. Каким образом, и с какими дисциплинами связаны разделы курса «Охотничье собаководство»?
5. Как произошло приручение и одомашнивание собак?
6. Чем отличаются и в чем схожи охотничьи собаки и их предки?
7. Какие факторы обусловили дальнейшую специализацию пород охотничьих собак?
8. Назовите источники информации о происхождении и одомашнивании охотничьих собак.
9. Современные тенденции в охотничьем собаководстве.
Тема 2. Экстерьер собак и его оценка
10. Дайте понятие о конституции собак.
11. Перечислите и опишите типы конституции.
12. Дайте определение экстерьера.
13. Какие стати собак Вы знаете?
14. Перечислите методы оценки собак по конституции и экстерьеру?
15. Интерьер собак.
Тема 3. Характеристика пород охотничьих собак
16. Дайте определение понятию порода.
17. Перечислите и опишите группы пород.
18. Назначение служебных собак.
19. Способности борзых собак, описание борзых.
20. Перечислите породы борзых собак.
21. Особенности тазы и охота с ними
22. Функциональное назначение лаек, работа лаек.
23. Назовите основные породные признаки русско–европейской, западно–сибирской, карело–финской и восточно–сибирской лаек.
24. Дайте характеристику легавым собакам, опишите их.
25. Назовите особенности работы спаниелей, дайте описание группы.
26. Перечислите охотничьи качества гончих собак, дайте их описание.
Тема 4. Выбор породы для различных видов охоты
27. Объекты и способы охоты с русской псовой борзой.
28. Объекты и способы охоты с русской гончей.
29. Объекты и способы охоты с восточно-сибирской лайкой.
30. Объекты и способы охоты с континентальной легавой – дратхааром.
31. Объекты и способы охоты с островной легавой – ирландским сеттером.
32. Объекты и способы охоты с фокстерьером.
33. Объекты и способы охоты с таксой.
Тема 5. Разведение охотничьих собак, воспитание молодняка
34. Охарактеризуйте линии и семьи – заводские и кровные.
36. Что вы знаете об инбридинге?
37. Отбор производителей в племенной работе с собаками.
38. Подбор производителей в племенной работе с собаками.
39. Половая и физиологическая зрелость собаки, возраст производителей.
40. Течка, периодичность, признаки.
41. Признаки ложной беременности и причины ее возникновения.
42. Специфика подготовки производителей к вязкам: кондиции, режим кормления и прогулок, вакцинация и дегельминтизация.
43. Как выбрать место для щенения?
Тема 6. Приобретение охотничьих собак и содержание взрослых собак
44. В каком возрасте рекомендуется приобретать щенка?
45. Чем необходимо руководствоваться при выборе щенка?
46. Чем необходимо руководствоваться при выборе взрослой собаки?
47. Что понимают под групповым содержанием собак?
48. Что понимают под полевым содержанием собак?
49. Что понимают под дворовым содержанием собак?
50. Что понимают под квартирным содержанием собак?
51. Что входит в уход за охотничьими собаками?
52. Расскажите о правилах перевозки собак.
53. Обязанности владельцев собак.
Тема 7. Кормление охотничьих собак
54. Какие продукты служат основными источниками белков в рационе собаки?
55. Какие продукты служат основными источниками жиров в рационе собаки?
56. Какие продукты служат основными источниками углеводов в рационе собаки?
57. Какие продукты животного происхождения применяются при кормлении собак?
58. Какие продукты растительного происхождения применяются при кормлении собак?
59. Каков режим кормления собак в зависимости от возраста, рабочего режима?
60. Роль витаминов и микроэлементов в жизни собак.
61. Правила составления рациона.
62. Режим кормления щенков.
Тема 8. Дрессировка и специальное обучение охотничьих собак
63. Какие раздражители относят к условным?
64. Какие раздражители относят к безусловным?
65. Опишите основные средства воздействия на собаку.
66. Укажите основные методы дрессировки собак.
67. Укажите возможные ошибки при дрессировки.
68. Расскажите о специальной дрессировке борзых.
69. Расскажите о специальной дрессировке лаек.
70. Расскажите о специальной дрессировке гончих.
71. Расскажите о специальной дрессировке легавых.
72. Расскажите о специальной дрессировке норных.
73. Расскажите о специальной дрессировке спаниелей.
Тема 9. Полевые испытания охотничьих собак
74. Испытания борзых собак по лисице, зайцу, волку.
75. Испытания лаек по лосю и оленю.
76. Испытания лаек по подсадному медведю.
77. Испытания лаек по норке, колонку, горностаю.
78. Испытания охотничьих собак по кровяному следу.
79. Испытания охотничьих качеств гончих собак.
80. Испытания легавых по болотной и полевой дичи.
81. Испытания спаниелей по боровой дичи.
82. Испытания норных собак в искусственной норе.
83. Испытания охотничьих собак по водоплавающей дичи.
Тема 10. Организации выставок охотничьих собак
84. Цели и задачи проведения выставок.
85. Выставочный комитет: приемная и экспертная комиссия.
86. Выставочный комитет: организационно-хозяйственная и ветеринарная комиссия.
87. Выставочный комитет: информационная и наградная комиссия.
88. Подготовка охотничьих собак к выставке.
89. Проведение ринга на выставке.
90. Комплексная оценка собак (бонитировка).
Комплект ситуационных задач
1. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: кобель массой 15 кг в период покоя и период размножения.
3. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: кобель массой 35 кг в период покоя и период размножения.
4. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: кобель массой 40 кг в период покоя и период размножения.
5. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 10 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
6. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 20 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
7. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 30 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
8. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 35 кг в 1 и 2-ю половину щенности.
9. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 10 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 20 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
10. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 30 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
11. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: сука массой 35 кгв первые 1-2 недели лактации, 3-4 неделю лактации.
12. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: щенку в возрасте 6 мес. массой 10 кг и возрасте 10 мес. массой 15 кг.
13. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: щенку в возрасте 3 мес. массой 5 кг и возрасте 7 мес. массой 10 кг.
14. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: щенку в возрасте 2 мес. массой 1 кг и возрасте 8 мес. массой 5 кг.
15. Исходя из суточной потребности собак в энергии и питательных веществах в разные периоды физиологического состояния, рассчитать и составить примерный суточный рацион для охотничьих собак: щенку в возрасте 5 мес. массой 10 кг и возрасте 12 мес. массой 15 кг.
Перечень видеофильмов рекомендуемых при изучении дисциплины
1. Жизнь до рождения. Собаки / Life before birth. In the womb dogs (National Geographic) [2009, Документальный, SATRip]. Страна: США (National Geographic) . Режиссер: Lorne Townend . Жанр: Документальный . Продолжительность: 00:47:25 . Год выпуска: 2009.
2. Уход за щенком. Производство: ОНИЦ "Здоровье Народа"110 мин., 2007 год., Россия
3. Дрессировка охотничьих собак (легавые). Франция. Год выпуска: 2006. Жанр: Док. фильмы об охоте. Пособие по дрессировке собак Продолжительность: 01:00:55.
4. Animal Planet. Все о собаках / Breed All About It.Страна: Англия. Режиссер: Крис Марино. Жанр: документальный. Продолжительность: 40 x ˜00:30:00 .Год выпуска: 1998-2001 . Описание: Подборка серий с канала AnimalPlanet о разных породах охотничьих собак.
1) Салюки
2) Португальская водяная собака
3) Кокер - спаниель
4) Немецкий короткошерстный пойнтер
5) Гладкошерстный ретривер
6) Бретон
7) Итальянская спинони
5. Планета собак. Программа о собаках всего мира телеканала «Моя планета» (2011-2016 г.). Подборка выпусков о охотничьих породах собак:
1) Балканская гончая
2) Бернский зенненхунд
3) Боснийская гончая
4) Бретонский эпаньоль
5) Веймаранер
6) Гальго
7) Гриффон Кортальса
8) Дрентская куропаточная легавая
9) Западносибирская лайка
10) Испанская водяная собака
11) Испанская поденко
12) Карельская лайка
13) Критская гончая
14) Левретка
15) Легавые
16) Мальтийский пойнтер
17) Монгольская борзая
18) Поденко канарио
19) Португальская борзая
20) Португальский бракк (пойнтер)
21) Пражский крысарик
22) Русская гончая
23) Русская пегая гончая
24) Русская псовая борзая
25) Русский охотничий спаниель
26) Русско-европейская лайка
27) Тазы (Казахские борзые)
28) Тайган
29) Такса
30) Финская и болгарская гончие
31) Финские лайкообразные собаки
32) Хортая
33) Чешский терьер
34) Чешский фоусек
35) Эллинская гончая
1. Бедлингтон-терьер
2. Бордер-терьер
3. Вельштерьер
4. Гладкошерстный фокстерьер
5. Глен-ов-имаал-терьер
6. Жесткошерстный фокстерьер
7. Ирландский мягкошерстный пшеничный терьер
8. Ирландский терьер
9. Керри-блю-терьер
10. Лейкленд-терьер
11. Манчестерский терьер
12. Немецкий Ягдтерьер
13. Такса
14. Восточносибирская лайка
15. Западносибирская лайка
16. Карельская медвежья собака
17. Ноорвежский лундехунд
18. Русско-европейская лайка
19. Норвежский элкхаунд
20. Финский шпиц
21. Ямтхунд
22. Американский фоксхаунд
23. Английский фоксхаунд
25. Бладхаунд
26. Большая англо-французская гончая
27. Большая гасконско-сентонжская гончая
28. Большая голубая гасконская гончая
29. Большой Вандейский гриффон
30. Оттерхаунд
31. Пуатвинская гончая
32. Французская гончая
33. Черно-подпалый кунхаунд
34. Австрийская гончая
35. Англо-французская малая гончая
36. Артуазская гончая
37. Арьежская гончая
38. Бернская гончая
39. Бигль-харрьер
40. Большая испанская гончая
41. Бруно-де-юра
42. Голубой гасконский гриффон
43. Гончая Гамильтона
44. Итальянская гончая
45. Люцернская гончая
46. Польская гончая
47. Порселен
48. Посавская гончая
49. Сербская гончая
50. Смоландстеваре
51. Финская гончая
52. Халденстеваре
53. Харрьер
54. Хигенхаунд
55. Шиллерстеваре
56. Штирский бракк
57. Югославская трехцветная гончая
58. Артезиано-нормандский бассет
59. Бассет-хаунд
60. Бигль
61. Вандейский бассет-гриффон
62. Вестфальский таксообразный бракк
63. Голубой гасконский бассет
64. Немецкая гончая
65. Альпийский таксообразный бракк
66. Таксообразный бракк
67. Баварская горная гончая
68. Ганноверская гончая по кровяному следу
69. Датская таксообразная гончая
70. Русская гончая
71. Русская пегая гончая
72. Эстонская гончая
73. Азавак
74. Афганская борзая
75. Испанский гальго
76. Грейхаунд
77. Дирхаунд
78. Ирландский волкодав
79. Мадьяр-агар
80. Левретка
81. Ивисская борзая
82. Канарская борзая
83. Польский харт
84. Русская псовая борзая
85. Салюки
86. Слюги
87. Тазы
88. Тайган
89. Уиппет
90. Хортая
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п