учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Ландшафтный дизайн и экология
Направленность (профиль) Декоративное садоводство, газоноведение и флористика
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Доржиева А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Доржиева А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: формирование у студентов понятия о систематике водных растений из различных таксономических групп; реализация процесса познания закономерностей развития, функционирования и роли отдельных таксонов водных растений в жизнедеятельности природных сообществ; формирование представления о системе понятий, терминов, методов исследования водных растений
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
ИД-1 В недостаточной мере знает и понимает способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных задач
ИД-2 Не знает и не понимает обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Не знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач.
ИД-1 На базовом уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных задач
ИД-2 На пороговом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-1 На хорошем уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных зада
ИД-2 На неплохом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-1 На продвинутом уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных зада
ИД-2 Отлично обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД1 В недостаточной мере умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход.
ИД2 Не умеет и не понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Не умеет моделировать последствия возможны решений задач.
ИД1 На базовом уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 На пороговом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД1 На хорошем уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 На неплохом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД1 На продвинутом уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 Отлично умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД-2 Не знает и не понимает обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Не знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач.
ИД-2 На пороговом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-2 На неплохом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-2 Отлично обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД2 Не умеет и не понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Не умеет моделировать последствия возможны решений задач.
ИД2 На пороговом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД2 На неплохом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД2 Отлично умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД2 Не владеет и не понимает навыки общения и участия в дискуссии.
ИД3 Не владеет навыками применения полученных знаний на практике.
ИД2 На пороговом уровне владеет навыками общения и участия в дискуссии.
ИД3 Владеет некоторыми навыками применения полученных знаний на практике.
ИД2 На неплохом уровне владеет навыками общения и участия в дискуссии.
ИД3 Владеет навыками применения полученных знаний на практике.
ИД2 Отлично владеет навыками общения и участия в дискуссии.
ИД3 Владеет навыками применения полученных знаний на практике.
ПКС-5: Способен осуществить сбор информации, необходимой для разработки технологий возделывания овощных, плодовых, лекарственных, декоративных культур и винограда;
ИД-1 В недостаточной мере знает и понимает способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных задач
ИД-2 Не знает и не понимает обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Не знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач.
ИД-1 На базовом уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных задач
ИД-2 На пороговом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-1 На хорошем уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных зада
ИД-2 На неплохом уровне обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД-1 На продвинутом уровне обладает основными знаниями в способы поиска, анализа и синтеза информации, необходимой для решения поставленных зада
ИД-2 Отлично обладает основными знаниями в рамках дисциплины, умело применяет их во время занятий
ИД-3 Знает основные цели дисциплины. Обладает знаниями в рамках дисциплины, необходимыми для решения возникающих в дальнейшем задач
ИД1 В недостаточной мере умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход.
ИД2 Не умеет и не понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Не умеет моделировать последствия возможны решений задач.
ИД1 На базовом уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 На пороговом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД1 На хорошем уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 На неплохом уровне умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения.
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД1 На продвинутом уровне умеет критически анализировать информацию, необходимую для решения поставленной задачи, выделяя ее базовые составляющие, используя системный подход
ИД2 Отлично умеет и понимает критически мыслить и отличать ложные и истинные суждения
Ид3 Умеет некоторые моменты моделировать последствия возможны решений задач
ИД2 Не знает и не понимает строение, жизненные циклы, строение клетки водных растений. Характерные особенности представителей разных отделов высших водных растений. Роль высших водных растений в экосистеме, их использование в народном хозяйстве.
Ид3 Не знает основной перечень сайтов, порталов и программ, необходимых для определения растений, поиска информации по дисциплине
ИД2 На пороговом уровне знает и понимает строение, жизненные циклы, строение клетки водных растений. Характерные особенности представителей разных отделов высших водных растений. Роль высших водных растений в экосистеме, их использование в народном хозяйстве.
Ид3 Знает некоторые основные перечени сайтов, порталов и программ, необходимых для определения растений, поиска информации по дисциплине
ИД2 На неплохом уровне знает и понимает строение, жизненные циклы, строение клетки водных растений. Характерные особенности представителей разных отделов высших водных растений. Роль высших водных растений в экосистеме, их использование в народном хозяйстве.
Ид3 Знает основной перечень сайтов, порталов и программ, необходимых для определения растений, поиска информации по дисциплине
ИД2 Отлично знает и понимает строение, жизненные циклы, строение клетки водных растений. Характерные особенности представителей разных отделов высших водных растений. Роль высших водных растений в экосистеме, их использование в народном хозяйстве.
Ид3 Знает основной перечень сайтов, порталов и программ, необходимых для определения растений, поиска информации по дисциплине
ИД-2 Не умеет и не понимает основу полученных во время изучения дисциплины сведений обобщать и статически анализировать результаты полевых и лабораторных исследований, формулировать выводы и рекомендации производству
ИД-3 Не умеет пользоваться ПК и мобильными устройствами для поиска необходимой информации в рамках дисциплины.
ИД-2 На пороговом уровне умеет на основе полученных во время изучения дисциплины сведений обобщать и статически анализировать результаты полевых и лабораторных исследований, формулировать выводы и рекомендации производству
ИД-3 умеет пользоваться некоторыми ПК и мобильными устройствами для поиска необходимой информации в рамках дисциплины.
ИД-2 На неплохом уровне умеет на основе полученных во время изучения дисциплины сведений обобщать и статически анализировать результаты полевых и лабораторных исследований, формулировать выводы и рекомендации производству
ИД-3 Умеет пользоваться ПК и мобильными устройствами для поиска необходимой информации в рамках дисциплины.
ИД-2 Отлично умеет на основе полученных во время изучения дисциплины сведений обобщать и статически анализировать результаты полевых и лабораторных исследований, формулировать выводы и рекомендации производству
ИД-3 Умеет пользоваться ПК и мобильными устройствами для поиска необходимой информации в рамках дисциплины.
ИД-2 Не владеет и не понимает методики микроскопического и морфологического анализа тканей и органов водных растений, методикой выявления вредителей и болезней декоративных водных растений.
ИД-3 Не владеет методикой определения растений при помощи специализированных ботанических сайтов.
ИД-2 На пороговом уровне владеет методикой микроскопического и морфологического анализа тканей и органов водных растений, методикой выявления вредителей и болезней декоративных водных растений.
ИД-3 Владеет некоторой методикой определения растений при помощи специализированных ботанических сайтов.
ИД-2 На неплохом уровне владеет методикой микроскопического и морфологического анализа тканей и органов водных растений, методикой выявления вредителей и болезней декоративных водных растений.
ИД-3 Владеет методикой определения растений при помощи специализированных ботанических сайтов.
ИД-2 Отлично владеет методикой микроскопического и морфологического анализа тканей и органов водных растений, методикой выявления вредителей и болезней декоративных водных растений.
ИД-3 Владеет методикой определения растений при помощи специализированных ботанических сайтов.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Альгология
2) охватывает все разделы дисциплины
Общая характеристика водных растений. Экология водных растений
1 Характеристика водной среды, как среды обитания водных растений (плотность, световой режим и т. д.) (УК-1, ПКС-5).
2 Экологические группы водных растений (гидатофиты, гидрофиты и т. д.) (УК-1, ПКС-5).
3 Зональность водной среды(УК-1, ПКС-5).
4 Каковы приспособления гидробионтов к высокой плотности воды(УК-1, ПКС-5).
5 Каковы приспособления гидробионтов к подвижности воды(УК-1, ПКС-5).
6 Каковы приспособления гидробионтов к солености воды (УК-1, ПКС-5).
7 Каково отношение гидробионтов к составу газов в воде (УК-1, ПКС-5).
8 Каково отношение гидробионтов к кислотности (УК-1, ПКС-5).
9 Что такое тургор, плазмолиз, деплазмолиз (УК-1, ПКС-5).
10 Основные функции воды в растениях? Транспирация (УК-1, ПКС-5).
11 Состояние и роль воды в растении. Водный, осмотический и гидростатический потенциалы (УК-1, ПКС-5).
12 Что такое ксерофиты, гигро- и гидрофиты, в чем различие между двумя последними (УК-1, ПКС-5).
13 Анатомо-морфологические особенности гигрофитов (УК-1, ПКС-5)
14 Экологические группы растений по отношению к фактору света (УК-1, ПКС-5).
15 Мезофиты, их основные группы. Анатомо-морфологические и физиологические особенности (УК-1, ПКС-5).
Классификация водных растений
1. Общая характеристика высших растений. Анатомо-морфологические адаптации растений-гидрофитов. Значение высших водных растений (УК-1, ПКС-5).
2. Основные представители высших водных растении. Порядки покрытосеменных: порядок многоплодниковые (УК-1, ПКС-5).
3. Порядок частухоцветные. Порядок лилиецветные. Порядок осокоцветные (УК-1, ПКС-5).
4. Порядок злакоцветные (злаки) (УК-1, ПКС-5).
5. Порядок початкоцветные (УК-1, ПКС-5).
6. Порядок рогозовые (УК-1, ПКС-5).
7. Высшие споровые растения (мхи, плауны, папоротники, хвощи) (УК-1, ПКС-5).
Аквариумные и декоративные растения
1. На какие биологические группы можно разделить аквариумные растения (УК-1, ПКС-5).
2. Дайте характеристику прибрежных растений (УК-1, ПКС-5).
3. Какова роль аквариумных растений в формировании среды обитания рыб аквариума (УК-1, ПКС-5).
4. Какие растения относятся к растениям-оксигенераторам (УК-1, ПКС-5).
5. Назовите промышленные способы использования водных растений (УК-1, ПКС-5).
Комплект тестовых заданий
1 вариант
1. Корневая система водных растений а) развита слабо, корневые волоски отсутствуют: вода с растворёнными в ней минеральными веществами может проникать непосредственно в листья. б) хорошо развита, присутствуют корневые волоски: вода с растворёнными в ней минеральными веществами проникает только через корни в) хорошо развита, но отсутствуют корневые волоски: вода с растворенными в ней минеральными веществами всасывается листьями и
2. Сосуды в проводящих пучках у водных растений а) хорошо развиты б) гипертрофированы в) слабо развиты или отсутствуют г) заменены на трахеиды
3. Как называется водная оболочка Земли? а) литосфера б) гидросфера в) ноосфера г) атмосфера
4. Водная среда характеризуется а) меньшим колебанием суточных и сезонных температур б) большим колебанием суточных и сезонных температур в)колебания суточных и сезонных температур равны таковым в наземно-воздушной среде г) отсутствием температурных колебаний и постоянством температурного режима
5. Воздухоносная паренхима необходима водным растениям для а) увеличения фотосинтезирующей массы и объема растения б) минерального питания и поглощения воды в) увеличения плавучести и запасания газов для дыхания и фотосинтеза г) обеспечения механической опоры и сохранения формы растения
6. Осмотически-связанная вода а) включает воду, которая находится внутри коллоидной системы и воду, которая находится на поверхности коллоидов и между ними, а также иммобилизованную воду б) вода, выведенная из организма растения путем транспирации в) вода, участвующая в процессе фотосинтеза и дыхания г) связана с ионами или низкомолекулярными веществами. Вода гидратирует растворенные вещества – ионы, молекулы. Вода электростатически связывается и образует мономолекулярный слой первичной гидратации.
7. Наука, изучающая водоросли называется а) альгология б) лихенология в) микология в) фенология
8. Как называется тело водоросли? (2 или более вариантов) а) корневище б) стебель в) таллом г) слоевище
9. Часть планктона состоящая из водорослей называется а) зоопланктоном б) литопланктоном в) фитопланктоном г) эндопланктоном
10. Бентосные водоросли эпипелиты а) населяют поверхность рыхлых грунтов б) растут на поверхности твердого грунта в) растут на поверхности других водорослей г) живут в сообществе с грибами и образуют лишайники
11. Запасные питательные вещества бурых водорослей а) ламинарин и манит б) крахмал и гликоген в) крахмал, масло г) тимин и гуанин
12. К зеленым водорослям можно отнести а) ламинарию б) вольвокса в) хару г) эвглену
13. Полусухопутные-полуводяные растения, содержащие гораздо больше представителей, способных жить и вне воды, лишь с погружёнными в неё корнями. а) гидрофиты б) гидатофиты в) хамефиты г) фанерофиты
14. Плавающие папоротники представлены видами рода (2 или более ответов) а) щитовник б) орляк в) сальвиния г) азолла
15. Родиной элодеи канадской является а) Евразия б) Южная Америка в) Северная Америка г) Африка
16. Для озера Байкал характерно а) большое количество высших водных растений б) отсутствие высших водных растений, если не считать крайне редких одиночных, явно угнетенных представителей. в) разнообразие водяных папоротников г) отсутствие водорослей
17. Для высших семенных водных растений характерно а) преобладание вегетативного размножения над половым б) хорошее развитие механической ткани в) отсутствие аэренхимы г) хорошее развитие проводящих тканей
18. К голосеменным высшим водным растениям можно отнести а) сосну обыкновенную б) сосну сибирскую в) болотный кипарис г) пихту сибирскую
19. К рыбам, наносящим вред (поедающим) водные растения относятся а) метиннисы б) сельдевые в) осетровые г) телескопы
20. Водные высшие декоративные растения, наряду с декоративной функцией выполняют функцию а) источника корма для многих животных б) извлечения излишков органики из воды в) ограничителей роста микроводорослей и предотвращения цветения воды г) ограничителя водного тока
21. Установите соответствие букв с цифрами.
а) пирофитовые водоросли б) харовые водоросли в) зеленые водоросли г) бурые водоросли;
1) Это макроскопические водоросли, внешне сходные с некоторыми высшими растениями (хвощ, роголистник). Высота их таллома составляет обычно 20—30 см, но может достигать и 1—2 м, боковые ветви ограниченного роста, расположены мутовками на многоклеточных узлах. Междоузлия состоят из одной длинной клетки, которая может обрастать корой из узких клеток. Оболочки клеток иногда обызвестленные. 2) Водоросли имеют зелёный хлоропласт, содержащий помимо хлорофилла целый набор добавочных пигментов, включая ксантофиллы — лютеин, зеаксантин, виолаксантин, антераксантин и неоксантин и другие. Добавочные пигменты не маскируют хлорофилл. 3) По разнообразию окраски хлоропластов принадлежит ПЕРВОЕ МЕСТО среди водорослей. Помимо хлорофилла двух типов "а" и "с", содержат много других пигментов. 4) Как пищевые продукты наибольшей популярностью в некоторых странах (Китай, Япония и Южная Корея) пользуются водоросли комбу (Saccharina japonica) и вакамэ (Undaria pinnatifida). Эти два вида водорослей издавна являются объектами массовой аквакультуры в Китае и Южной Корее. 5) Протопласт обычный. Запасные питательные .вещества - крахмал, масло. У многих поверх оболочки есть панцирь – он бывает очень сложным. РАЗМНОЖЕНИЕ - делением, есть бесполое. Половое неизвестно.
22. Какие лютиковые относятся к водным или околоводным растениям? (несколько вариантов) а) лютик едкий б) калужница болотная в) лотос орехоносный г) шелковник плавающий
23. Выберите верные утверждения: а) У водных растений сильно развита разнолистность (гетерофиллия) б) Большая часть водных растений являются ксерофитами в) у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней (адаксиальной) стороне г) у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на нижней (вентральной) стороне
24. Пыльца, семена, плоды распространяются течениями. Часто они имеют полости, заполненные воздухом, выросты, обеспечивающие плавучесть. Это явление называется __________. (вставьте пропущенное слово)
25. От корней к листьям вода поднимается по (несколько вариантов): а) ксилеме б) флоэме в) сосудам г) ситовидным трубкам
26. ____________ - растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения; они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами. (Вставьте пропущенное слово)
1. Значительное увеличение поверхности тела в сравнении с его массой у водных растений а) помогает обеспечить всему растению улучшение функции фотосинтеза. б) позволяет более эффективно использовать почвенный субстрат в) облегчает поглощение необходимых количеств кислорода и других газов, которых в воде содержится меньше, чем в воздухе. г) является признаком дегенерации
2. Механическая ткань у водных растений а) хорошо развита б) гипертрофирована в) слабо развита или отсутствует г) заменена на склеренхиму
3. Гипотонической средой является а) пресная вода б) соленая вода в) замерзшая вода г) конденсированная вода
4. Водная среда характеризуется а) более интенсивным освещением б) полным отсутствием освещения в) равномерным световым режимом во всем объеме водной массы г) недостаточным освещением, зависящим от глубины
5. Бентос это а) совокупность растений обитающих на разной глубине, но не способных к активным передвижениям и к противостоянию течениям. б) активно передвигающиеся крупные животные, способные преодолевать большие расстояния и сильные течения: рыбы, кальмары, ластоногие, киты. в) гидробионты дна г) растения суши
6. Плазмолиз это а) отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе б) напряжённое состояние оболочек живых клеток. в) разрыв клеточной стенки г) исчезновение (рассасывание) вакуолей растительной клетки
7. С латинского «algae» - означает а) морская трава; б) сорная трава; в) растение; г) трава.
8. Сине-зелёные водоросли– это…а) прокариоты, б) эукариоты, в) вирусы, г) копрофаги.
9. Одноклеточные водоросли, имеющие светочувствительный глазок (2 или более ответов): а) хлорококк; б) хламидомонада; в) цистококк. г) эвглена
10. Бентосные водоросли эпилиты а) населяют поверхность рыхлых грунтов б) растут на поверхности твердого грунта в) растут на поверхности других водорослей г) живут в сообществе с грибами и образуют лишайники
11. На больших глубинах в основном распределены: а) все водоросли; б) зеленые водоросли; в) сине-зеленые водоросли; г) красные и бурые водоросли
12. У каких из этих водорослей (многоклеточных) тело сложно расчленено: а) хламидомонада, хлорелла; б) улотрикс, спирогира; в) хара, ламинария; г) все перечисленные водоросли.
13. Будучи целиком погружены в текучую или стоячую воду, поддерживающую их со всех сторон, эти растения не нуждаются в твёрдых элементах своей ткани (склеренхиматических), которые поэтому и доходят до значительной простоты; паренхиматическая ткань (то есть состоящая из многогранных нежных клеток, не вытянутых ни в одну сторону) составляет главную массу, в которой весьма слабо развиты сосудисто-волокнистые пучки. Это описание характеризует а) гидрофиты б) гидатофиты в) хамефиты г) фанерофиты
14. Стрелолист обыкновенный принадлежит к семейству а) розоцветные б) осоковые в) зонтичные г) частуховые
15. Крохотные многолетние растеньица, плавающие обыкновенно в большом количестве на поверхности стоячих вод. Среди цветковых растений они наиболее редуцированы: у них нет расчленения на стебель и лист, и всё тело их представлено зелёной пластинкой, которую иногда называют листецом, несущей снизу один корень, а по бокам сзади боковые такие же пластинчатые побеги, сидящие в особых углублениях, так называемых кармашках. Данное описание характеризует род а) осоки б) кувшинки в) ряски г) водокрасы
16. Для озера Байкал характерно а) большое количество высших водных растений б) отсутствие высших водных растений, если не считать крайне редких одиночных, явно угнетенных представителей. в) разнообразие водяных папоротников г) отсутствие водорослей
17. Для высших семенных водных растений характерно (2 или более ответов) а) размещение хлоропластов не только в средней части листа, но и в эпидерме (из-за ослабленности света в воде) б) хорошее развитие механической ткани в) развитие аэренхимы г) слабое развитие проводящих тканей
18. В пищу человеком обычно употребляются следующие части водных высших растений: а) зеленые листья б) крупные плоды в) цветы г) богатые крахмалом корневища
19. Аквариумные растения могут быть объединены в следующие биологические группы: а) плавающие на поверхности воды; б) прикрепленные к донной части; в) свободно плавающие в толще воды; г) все варианты верны
20. Как называются зимующие почки, опускающиеся на дно до следующего вегетационного периода у плавающих на поверхности декоративных водных растений? а) геницеи б) эндоспермы в) турионы г) апексы
21. Установите соответствие букв с цифрами.
а) Эвгленовые водоросли б) Диатомовые водоросли в) Красные водоросли г) Золотистые водоросли
1) имеется ТВЕРДАЯ КРЕМНЕЗЕМНАЯ ОБОЛОЧКА состоящая из двух половинок. Оболочка называется панцирем. Его состав - аморфный кремнезем (близок к опалу). Толщина - от сотых долей до 3 мкм. Панцирь содержит большое количество пор – отверстий, через которые осуществляется обмен клетки с внешней средой. 2) РАЗМНОЖЕНИЕ - делением. Дочерние клетки получают половину панциря, вторую достраивают сами, при этом всегда достраивается внутренняя часть - гипотека. В результате через несколько стадий деления клетки заметно уменьшаются в размерах. 3) Размеры от 4 до 500 мкм, жгутиков 2. Ассиметричны. Чаще всего веретеновидной формы. Оболочка - плотная пеликула, имеющая косые бороздки и гребни (ребристая орнаментация). Подвижны. Легко изгибаются, могут несколько менять форму. 4) В пигментном наборе хлорофилл "а" (однажды найден "е"), много каротиноидов (каротин, ксантофиллы). У мертвых клеток окраска меняется на зеленую (каротиноиды растворяются и перестают маскировать хлорофилл). Запасное питательное вещество - лейкозин. Обитатели чистых ПРЕСНЫХ вод. 5) Своеобразие группы заключается, во-первых, в наборе пигментов (помимо обычного для всех водорослей хлорофилла"a" имеют хлорофилл "д", каротины, ксантофиллы и, что особенно важно, билипротеины - фикоэритрин красного цвета, фикоциан и аллофикоциан синего цвета), а, во-вторых, в отсутствии в цикле развития подвижных стадий.
22. К семейству водокрасовые НЕ относятся растения (несколько вариантов): а) шелковник плавающий б) водокрас лягушачий в) лотос египетский г) телорез обыкновенный
23. Корни водных растений служат для (несколько вариантов): а) прикрепления к субстрату б) запасания питательных веществ в корневищах в) осуществления вегетативного размножения г) воздушного питания
24. ___________ - растения влажных мест с высокой влажностью воздуха. Среди них различают теневые и световые.
25. Связанная вода в растениях бывает (несколько вариантов): а) Осмотически- связанная б) Коллоидно-связанная в) Капиллярно-связанная г) Трансмиссионно-связанная
26. Лишайники это результат симбиоза двух организмов. Каких? (несколько вариантов) а) спорового растения б) гриба в) водоросли г) мха
Вариант 3.
1. К первично-водным растениям относят а) ламинарию сахаристую. б) лотос египетский в) ряску малую г) рдест
2. Основная ткань у водных растений а) хорошо развита б) гипертрофирована в) слабо развита или отсутствует г) заменена на склеренхиму
3. При явлении плазмолиза происходит а) увядание б) рост растения в) вакуоль давит на цитоплазму и обеспечивает натяжение мембраны г) всасывание воды в вакуоль
4. Водная среда характеризуется а) более интенсивным освещением б) полным отсутствием освещения в) равномерным световым режимом во всем объеме водной массы г) недостаточным освещением, зависящим от глубины
5. В кислых водах болот растут а) сфагновые мхи б) пузырчатки в) росянки г) все вышеперечисленные варианты
6. Тургор это а) отделение протопласта от клеточной стенки в гипертоническом растворе б) напряжённое состояние оболочек живых клеток. в) разрыв клеточной стенки г) исчезновение (рассасывание) вакуолей растительной клетки
7. Наука изучающая водоросли называется а) микология б) лихенология в) бриология г) альгология.
8. Цианобактерии это…а) прокариоты, б) эукариоты, в) вирусы, г) копрофаги.
9. Латинское название отдела золотистые водоросли а) Rhodophita б) Diatomea в) Chrysophyta г) Chlorophyta
10. Самые сложноустроенные талломы встречаются у водорослей отдела а) бурые б) зеленые в) харовые г) золотистые
11. На больших глубинах в основном распределены: а) все водоросли; б) зеленые водоросли; в) сине-зеленые водоросли; г) красные и бурые водоросли
12. Тину образует а) хлорелла б) хламидомонада в) эвглена г) спирогира
13. К гидатофитам относят семейство а) рдестовые б) ситниковые в) водокрасовые г) частуховые
14. Будучи целиком погружены в текучую или стоячую воду, поддерживающую их со всех сторон, эти растения не нуждаются в твёрдых элементах своей ткани (склеренхиматических), которые поэтому и доходят до значительной простоты; паренхиматическая ткань (то есть состоящая из многогранных нежных клеток, не вытянутых ни в одну сторону) составляет главную массу, в которой весьма слабо развиты сосудисто-волокнистые пучки. Это описание характеризует а) гидрофиты б) гидатофиты в) хамефиты г) фанерофиты
15. Папирус или сныть папирусная относится к семейству а) злаковые б) рдестовые в) ситниковые г) осоковые
16. Для озера Байкал характерно а) большое количество высших водных растений б) отсутствие высших водных растений, если не считать крайне редких одиночных, явно угнетенных представителей. в) разнообразие водяных папоротников г) отсутствие водорослей
17. Для высших семенных водных растений характерно (2 или более ответов) а) размещение хлоропластов не только в средней части листа, но и в эпидерме (из-за ослабленности света в воде) б) хорошее развитие механической ткани в) развитие аэренхимы г) слабое развитие проводящих тканей
18. В пищу человеком обычно употребляются следующие части водных высших растений: а) зеленые листья б) крупные плоды в) цветы г) богатые крахмалом корневища
19. Аквариумные растения могут быть объединены в следующие биологические группы: а) плавающие на поверхности воды; б) прикрепленные к донной части; в) свободно плавающие в толще воды; г) все варианты верны
20. Водные высшие декоративные растения, наряду с декоративной функцией выполняют функцию а) источника корма для многих животных б) извлечения излишков органики из воды в) ограничителей роста микроводорослей и предотвращения цветения воды г) ограничителя водного тока
21. Установите соответствие букв с цифрами.
а) пирофитовые водоросли б) харовые водоросли в) зеленые водоросли г) бурые водоросли;
1) Это макроскопические водоросли, внешне сходные с некоторыми высшими растениями (хвощ, роголистник). Высота их таллома составляет обычно 20—30 см, но может достигать и 1—2 м, боковые ветви ограниченного роста, расположены мутовками на многоклеточных узлах. Междоузлия состоят из одной длинной клетки, которая может обрастать корой из узких клеток. Оболочки клеток иногда обызвестленные. 2) Водоросли имеют зелёный хлоропласт, содержащий помимо хлорофилла целый набор добавочных пигментов, включая ксантофиллы — лютеин, зеаксантин, виолаксантин, антераксантин и неоксантин и другие. Добавочные пигменты не маскируют хлорофилл. 3) По разнообразию окраски хлоропластов принадлежит ПЕРВОЕ МЕСТО среди водорослей. Помимо хлорофилла двух типов "а" и "с", содержат много других пигментов. 4) Как пищевые продукты наибольшей популярностью в некоторых странах (Китай, Япония и Южная Корея) пользуются водоросли комбу (Saccharina japonica) и вакамэ (Undaria pinnatifida). Эти два вида водорослей издавна являются объектами массовой аквакультуры в Китае и Южной Корее. 5) Протопласт обычный. Запасные питательные .вещества - крахмал, масло. У многих поверх оболочки есть панцирь – он бывает очень сложным. РАЗМНОЖЕНИЕ - делением, есть бесполое. Половое неизвестно.
22. Какие лютиковые относятся к водным или околоводным растениям? (несколько вариантов) а) лютик едкий б) калужница болотная в) лотос орехоносный г) шелковник плавающий
23. Выберите верные утверждения: а) У водных растений сильно развита разнолистность (гетерофиллия) б) Большая часть водных растений являются ксерофитами в) у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на верхней (адаксиальной) стороне г) у плавающих на поверхности воды листьев устьица находятся только на нижней (вентральной) стороне
24. Пыльца, семена, плоды распространяются течениями. Часто они имеют полости, заполненные воздухом, выросты,
25. От корней к листьям вода поднимается по (несколько вариантов): а) ксилеме б) флоэме в) сосудам г) ситовидным трубкам
26. ____________ - растения нижних ярусов тенистых лесов, пещер и глубоководные растения; они плохо переносят сильное освещение прямыми солнечными лучами. (Вставьте пропущенное слово)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Общая характеристика водных растений. Экология водных растений
1) Характеристика водной среды, как среды обитания водных растений (плотность, световой режим и т. д.).
2) Экологические группы водных растений (гидатофиты, гидрофиты и т. д.)
3) Зональность водной среды.
4) Каковы приспособления гидробионтов к высокой плотности воды?
5) Каковы приспособления гидробионтов к подвижности воды?
6) Каковы приспособления гидробионтов к солености воды?
7) Каково отношение гидробионтов к составу газов в воде?
8) Каково отношение гидробионтов к кислотности?
9) Что такое тургор, плазмолиз, деплазмолиз?
10) Основные функции воды в растениях? Транспирация.
11) Состояние и роль воды в растении. Водный, осмотический и гидростатический потенциалы.
12) Что такое ксерофиты, гигро- и гидрофиты, в чем различие между двумя последними?
13) Анатомо-морфологические особенности гигрофитов
14) Экологические группы растений по отношению к фактору света.
15) Мезофиты, их основные группы. Анатомо-морфологические и физиологические особенности.
Систематика водных растений
1) Общая характеристика высших растений. Анатомо-морфологические адаптации растений-гидрофитов. Значение высших водных растений.
2) Основные представители высших водных растении. Порядки покрытосеменных: порядок многоплодниковые.
3) Порядок частухоцветные. Порядок лилиецветные. Порядок осокоцветные.
4) Порядок злакоцветные (злаки).
5) Порядок початкоцветные
6) Порядок рогозовые.
7) Высшие споровые растения (мхи, плауны, папоротники, хвощи).
Аквариумные и декоративные растения
1) Биологические группы аквариумных растений
2) Дайте характеристику прибрежных растений
3) Какова роль аквариумных растений в формировании среды обитания рыб аквариума?
4) Какие растения относятся к растениям-оксигенераторам?
Кейс-задания
Кейс 1.
При выращивании водных растений в определенных типах аквариумов необходимо знать и их «врагов» - рыб, которые могут причинить им много неприятностей. Они поедают листья, побеги растений, перерывают грунт.
Подзадача 1
Какие растения могут противостоять аквариумным рыбкам – фитофагам?
а) водяные мхи б) водяные папоротники г) ламинария д) водокрас лягушачий
Подзадача 2
Вставьте словосочетания
Наиболее распространенные золотые рыбки с удовольствием отщипывают _____________________________ растений, в первую очередь с перистыми листьями. Кроме того, роясь в грунте, они взмучивают ил, который _______________________.
Подзадача 3.
Вставьте словосочетания
Существуют несколько типов аквариумов. Одни из них используются только для ______________________________________________. Рыба в них, как правило, отсутствует. В других аквариумах сочетаются прибрежно-водные растения (болотные и тропические виды) с ________________________________________. В третьих - выращивают водные растения вместе с ________________.
Кейс 2
Для водной среды характерна четко выраженная вертикальная и горизонтальная зональность. Все гидробионты приурочены к обитанию в определенных зонах, различающихся условиями обитания в Мировом океане.
Подзадача 1
Из предложенного перечня выберите термин, обозначающий всю толщу воды:
а) бенталь; б) пелагиаль; в) литораль; г) абиссаль
Подзадача 2
К горизонтальной зональности можно отнести (не менее 2 вариантов ответа):
а) Абиссаль – область океанического ложе (3000-6000м); б) Батипелагиаль – средний слой толщи воды,
Подзадача 3
1) Литораль – кромка берега, заливаемая водой во время приливов.
2) Сублитораль – область плавного понижения дна до глубины 200м.
3) Батиаль – крутой склон дна от 200 до 3000м.
4) Абиссаль – область океанического ложе (3000-6000м).
5) Ультраабиссаль – дно океанических впадин (6000-10000м).
Какие две из этих зон наиболее богаты видами и почему?
Кейс 3
Высшие водные растения являются неотъемлемым средообразующим компонентом водных экосистем, поскольку относятся к автотрофным организмам, создающим первичную пищевую продукцию в результате своей фотосинтетической деятельностью. Именно поэтому водные растения играют ведущую (энергетическую) роль в функционировании гидроэкосистем и во многом обусловливают структуру биотического сообщества водоема. Наибольшее распространение водные растения получают в водоемах с замедленным водообменом - озерах и водохранилищах, где, по сравнению с реками, их видовое разнообразие и продукционные показатели выше.
Подзадача 1
Характерною особенностью __________ является крайняя слабость их стеблей и листьев, опадающих по изъятии из воды. Будучи целиком погружены в текучую или стоячую воду, поддерживающую их со всех сторон, они не нуждаются в твёрдых элементах своей ткани (склеренхиматических), которые поэтому и доходят до значительной простоты; паренхиматическая ткань (то есть состоящая из многогранных нежных клеток, не вытянутых ни в одну сторону) составляет главную массу, в которой весьма слабо развиты сосудисто-волокнистые пучки. Назовите пропущенное слово:
а) гидрофитов б) хамефитов в) фанерофитов г) эпифитов д) гидатофитов
Подзадача 2
К гидатофитам можно отнести…(не менее 2 вариантов ответа)
а) лотос египетский; б) кувшинка белая; в) рдест альпийский; г) осока вздутоносая; д) кубышка желтая
Подзадача 3
Встречаясь в огромных количествах, ______ __________ заполняет водные бассейны и нарушает хозяйственное использование их, препятствуя рыболовству и судоходству. В то же время самая зелёная масса растений может быть с успехом использована для хозяйственных целей (на удобрение, корм для свиней и т. п.). Родина растения — Северная Америка, где она растёт в обилии по стоячим и медленно текущим водам, в прудах, глубоких канавах, речных заводях, старицах, каналах. Является инвазивным видом в Европе, Азии, Африке и Австралии.
Вставьте пропущенное название растения. Что называется инвазией?
Кейс 4.
Аквариумные растения играют важную роль в формировании среды обитания рыб аквариума и прежде всего в обмене газов. Выделение растениями кислорода и одновременное поглощение ими углекислого газа нельзя заменить даже хорошим продуванием воды воздухом.
Некоторые прибрежно-водные растения очень красивые и используются для украшения водоемов в черте города или на приусадебных участках.
Подзадача 1
Для чего нужны растения в аквариуме в первую очередь?
а) для эстетической составляющей; б) для осуществления обмена газов; в) для уничтожения вредных видов рыб; г) для размножения рыб
Подзадача 2
Для некоторых видов рыб водные растения необходимы в качестве: (не менее 2 вариантов ответа)
а) укрытия б) места откладки икры в) субстрата для постройки гнезд г) места хранения пищи
Подзадача 3
Растения-______________ являются одной из основных групп, виды которой предотвращают загрязнение воды, служат кормом и местом нереста многих рыб. Подводные части растений поглощают из воды минеральные вещества и углекислый газ и препятствуют развитию водорослей. Наиболее неприхотливы: роголистник темно-зеленый (Ceratophyllum demersum), элодея канадская (Elodea canadensis), уруть (Myriophyllum spicatum, М. verticillatum), виды рода рдестов (Potamogeton). Вставьте пропущенное слово.
Кейс 5
Аквариумные растения могут быть объединены в следующие биологические группы:
1) плавающие на поверхности воды;
2) плавающие в толще воды;
3) укореняющиеся в грунте.
Подзадача 1
Напишите не менее 3-х видов водных растений
Из растений средней полосы нашей страны наиболее часто выращивают следующие виды:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Из тропических мхов в аквариумах широко культивируется _______________ - Vesicularia dubyana (С. Mullcr) Brotherus. Распространен в водоемах островов Индо-Малайской зоогеографической области. Представляет собой переплетение тонких нитей темно-зеленого цвета, прикрепляющихся к камням и корягам ризоидами. Мелкие листочки расположены на красиво ветвящихся стебельках. Неприхотлив в отношении состава воды, грунта и освещения, поэтому широко распространен среди любителей аквариума. Растет медленно в течение всего года.
Название какого растения пропущено? К какой биологической группе оно относится?
а) Полушник озерный б) Сальвиния плавающая в) мох яванский г) элодея канадская
Подзадача 3
Многие виды прибрежных и водных растений достаточно сложно культивировать в небольших по объему аквариумах из-за крупных размеров и необходимости периода покоя в зимний период. Какое растение можно сюда отнести?
а) кабомба водная б) лотос египетский в) водяной салат г) валлиснерия спиральная
Перечень дискуссионных тем
1. Происхождение высших водных растений;
2. Опасность использования высших привозных водных растений;
3. Водные растения болот;
4. Тропические водные растения
5. Использование аборигенных видов водных растений в различных отраслях хозяйственной деятельности;
6. Съедобные водные растения;
7. Лекарственные водные растения;
8. Технические водные растения;
9. Особенности размножения водных растений;
10. Проект искусственного водоема.
2. Высшие водные растения водоемов Бурятии.
3. История изучения водных растений.
4. Водные растения морей и океанов. Особенности обитания в соленых водоемах.
5. Водные растения рек и озер. Особенности обитания в пресных водоемах.
6. Особенности размножения водных растений.
7. Происхождение и эволюционный путь водных растений.
8. Элодея канадская – незваный гость наших водоёмов.
9. Использование водных растений человеком.
10. Водоросли озера Байкал.
11. Водные растения домашних аквариумов.
12. Растения декоративных водоемов в условиях Бурятии.
13. Водные растения как пищевой и кормовой ресурс.
14. Сорные растения водоемов и меры борьбы с ними.
15. Водные растения болот.
16. Водоросли вневодных местообитаний: аэрофильные, эдафофильные, литофильные водоросли.
17. Голосеменные высшие водные растения.
18. Бурые водоросли. Классификация, важнейшие представители, значение.
19. Представители водных растений семейства осоковые.
20. Зеленые водоросли. Классификация, важнейшие представители, значение.
21. Семейство лотосовые. Значение лотоса в культуре и религии.
22. Эйхорния или «зеленая чума».
23. Значение водных растений для рыбного хозяйства.
24. Фитопланктон. Значение фитопланктона для природы и человека.
25. Гидатофиты. Важнейшие представители и значение.
26. Гидрофиты. Важнейшие представители и значение.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п