учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Технология производства продуктов животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: В процессе изучения дисциплины обучающийся должен понять, осмыслить и усвоить основные закономерности изменчивости, наследственности и наследования признаков при половом размножении, овладеть методами гибридологического и популяционного анализа, четко представлять и знать материальные основы наследственности, уметь правильно, со знанием дела, использовать генетические закономерности, параметры селекционируемых признаков в племенной работе, научиться поиску высокой комбинационной способности линий и пород животных с целью получения гетерозисного потомства с повышенной продуктивностью и жизнеспособностью, разработке методов генетической оценки популяций и отдельных особей по потомству, разработке методов создания животных с высокой резистентностью к заболеваниям, изучить вопросы иммуногенетики и белкового полиморфизма для установления генетических маркеров при диагностике продуктивности
ПКС-3: Способен планировать и организовать эффективное использование животных, материалов и оборудования;
ИД-1ПКС-3 Знать: принципы эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-2ПКС-3 Уметь: планировать эффективное использование племенных животных и материалов.
ИД-3ПКС-3 Владеть: навыками организации эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-1ПКС-4 Знать: современные методы и приемы (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-2ПКС-4 Уметь: обосновать использование современных методов и приемов (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-3ПКС-4 Владеть: современными методами и приемами (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ПКС-4: Способен использовать современные методы и приемы комплексной оценки и селекции животных;
ИД-1ПКС-3 Знать: принципы эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-2ПКС-3 Уметь: планировать эффективное использование племенных животных и материалов.
ИД-3ПКС-3 Владеть: навыками организации эффективного использования животных, материалов и оборудования.
ИД-1ПКС-4 Знать: современные методы и приемы (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-2ПКС-4 Уметь: обосновать использование современных методов и приемов (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
ИД-3ПКС-4 Владеть: современными методами и приемами (индексная селекция, биотехнологические методы) комплексной оценки и селекции животных
животных
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Проверка задания
Проверка задания
Оценка деловой игры
Проверка задания
Понятие о мутации и мутагенезе. Роль Г. де Фриза и С. И. Коржинского в развитии теорий мутаций. Основные положения мутационной теории. Классификация мутаций и их характеристика. Полиплоидия. Хромосомные аберрации. Генные мутации. Мутагенные факторы. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. Генетические последствия загрязнения внешней среды. Проблемы направленного мутагенеза.
Проверка задания.
Решение ситуационных задач
Проверка задания
Проверка задания
Понятие о мутации и мутагенезе. Роль Г. де Фриза и С. И. Коржинского в развитии теорий мутаций. Основные положения мутационной теории. Классификация мутаций и их характеристика. Полиплоидия. Хромосомные аберрации. Генные мутации. Мутагенные факторы. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. Генетические последствия загрязнения внешней среды. Проблемы направленного мутагенеза.
Понятие о мутации и мутагенезе. Роль Г. де Фриза и С. И. Коржинского в развитии теорий мутаций. Основные положения мутационной теории. Классификация мутаций и их характеристика. Полиплоидия. Хромосомные аберрации. Генные мутации. Мутагенные факторы. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. Генетические последствия загрязнения внешней среды. Проблемы направленного мутагенеза.
Проверка задания
Понятие о популяции и чистой линии. Характеристика генетической структуры популяции. Закон Харди-Вайнберга и его практическое использование при анализе структуры популяции. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: мутации, миграции, способ размножения, отбор, дрейф генов. Значение инбридинга и скрещиваний для структуры популяций. Инбредная депрессия и гетерозис. Отбор - направленный, стабилизирующий, дивергентный, технологический, косвенный. Влияние внешней среды на эффективность отбора.
Понятие о популяции и чистой линии. Характеристика генетической структуры популяции. Закон Харди-Вайнберга и его практическое использование при анализе структуры популяции. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: мутации, миграции, способ размножения, отбор, дрейф генов. Значение инбридинга и скрещиваний для структуры популяций. Инбредная депрессия и гетерозис. Отбор - направленный, стабилизирующий, дивергентный, технологический, косвенный. Влияние внешней среды на эффективность отбора.
Проверка задания
Проверка задания
Проверка задания.
Решение ситуационных задач
Генетические основы селекции животных: [Электронный ресурс] методические указания по изучению дисциплины и самостоятельной работе для обучающихся по направлению подготовки 36.03.02 Зоотехния / Сост.: Насатуев Б.Д., Башкуева М.Р. – Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 67 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему систематические и глубокие знания учебно-программного материала, умения свободно выполнять задания, предусмотренные программой в типовой ситуации (с ограничением времени) и в нетиповой ситуации, знакомство с основной и дополнительной литературой, усвоение взаимосвязи основных понятий дисциплины в их значении приобретаемой специальности и проявившему творческие способности и самостоятельность в приобретении знаний.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Генетические основы селекции животных
2) охватывает все разделы дисциплины
Тема 1
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют в передаче наследственной информации
Варианты ответов:
+ Митохондрии
- Лизосомы
- А+В+Ж
+ Центросома
+ Рибосомы
- Аппарат Гольджи
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют только в обменных процессах?
Варианты ответов:
- Митохондрии
+ Лизосомы
+ Эндоплазматическая сеть
- Рибосомы
+ Аппарат Гольджи
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Какая наследственность называется истинной?
Варианты ответов:
+ Ядерная
- Переходная
+ Цитоплазматическая
- Материнская
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Что включается в материнскую наследственность?
Варианты ответов:
+ Ядерная
+ Цитоплазматическая
- Переходная
- Слитная
+ Влияние организма матери
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что называется кариотипом?
Варианты ответов:
- Число хромосом
- Форма хромосом
+ Совокупность количественных и качественных показателей хромосом
- Ядро
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Чем определяется форма хромосом?
Варианты ответов:
- Размером хромосом
- Числом плечей хромосом
-Длиной хромосом
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются соматические клетки?
Варианты ответов:
- Амитозом
+ Митозом
- Мейозом
- Прямым делением
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются половые клетки?
Варианты ответов:
- Митозом
- Амитозом
+ Мейозом
- Прямым делением
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Что включает мейотический цикл?
Варианты ответов:
+ Интерфазу
+ Митоз
- Мейоз
- Мутацию
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
В какой период митоза происходит расхождение хромосом?
Варианты ответов:
- В метафазу
+ В анафазу
- В телофазу
- В профазу
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав хромосомы?
Варианты ответов:
- Углеводы
+ Белки
- Жиры
+ Нуклеиновые кислоты
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Чем отличаются ДНК и РНК?
Варианты ответов:
+ Сахаром
- Фосфатом
+ Наличием или отсутствием «Т» и «У»
- Числом нуклеотидов разных типов
+ Числом цепей
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
Цепочка ДНК состоит из ТАГАГТТАГГАЦАГТ. Сколько разных типов кодонов она содержит?
Варианты ответов:
- 2
- 5
- 4
+ 3
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав нуклеотидов?
Варианты ответов:
+ Сахар
- Белок
+ Фосфат
+ Азотистое основание
Задание 15. (выберите один вариант ответа)
Кто предложил модель строения ДНК?
Варианты ответов:
+ Крик, Уотсон
- Ниренберг, Маттен
- Очоа, Стертерванг
- Тимирязев
Задание 16. (выберите один вариант ответа)
Кто расшифровал генетический код?
Варианты ответов:
- Крик, Уотсон
- Очоа
+ Ниренберг, Маттен
- Тимирязев
Задание 17. (выберите один вариант ответа)
Свойства генетического кода?
Варианты ответов:
+ Неперекрываемость
- Перекрываемость
+ Вырожденность
+ Универсальность
Задание 18. (выберите один вариант ответа)
Каков генетический код?
Варианты ответов:
- Диплетный
- Триплетный
+ Триплетный с запятыми
- Тетраплетный
Задание 19. (выберите один вариант ответа)
Сколько существует разных типов кодонов?
Варианты ответов:
- 32
+ 64
- 16
- 256
Комплект ситуационных задач
Задача 1
В стаде крупного рогатого скота 73% животных IV поколения, 15% - III поколения, остальные – II поколения. Какой метод разведения целесообразен в данной ситуации?
Решение: при скрещивании животных IV поколения с чистопородными производителями улучшающей породы, следующее, пятое поколение считается чистопородным. Поскольку животных IV поколения в стаде большинство, для того чтобы стадо стало чистопородным, следует применять поглотительное скрещивание с улучшающей породой.
Задача 2
Определить селекционный дифференциал и эффективность селекции за год в стаде коров при удое в среднем по стаду 4200 кг, а в селекционной группе 5500 кг.
Решение: селекционный дифференциал Sd рассчитывается как разность между продуктивностью селекционной группы и средней продуктивностью по стаду: Sd = 5500 – 4200 =1300.
Селекционный эффект рассчитывается по формуле: SE = Sd × h2 /t h2
– коэффициент наследуемости, по удою в среднем 0,3;
t – интервал между поколениями, в среднем 4 года.
Поэтому SE = 1300 × 0,3 /4 = 97,5кг
Задача 3
В конном заводе стоят два жеребца. Один – рекордист по резвости, за него заплатили очень дорого, но он имеет индекс препотентности 0,2. Другой – классный жеребец, но значительно уступает по резвости первому. Однако, его индекс препотентности 0,8. Как Вы рекомендуете использовать обоих производителей в племенном разведении.
Решение: Препотентность – способность стойко передавать свои качества потомству. О препотентности судят по индексу препотентности, который определяется в долях единицы: от 0,7 до 1,0 – высокий уровень, 0,5 – 0,69 - средний уровень, до 0,5 – низкий уровень. Низкий уровень препотентности рекордиста говорит, что он плохо передает свою резвость потомству, имеет узкую сочетаемость по генотипам, но с матками определѐнного происхождения всѐ-таки может дать очень ценное потомство. Необходимо определить происхождение тех конематок, с которыми жеребец дал отличное потомство, и стараться подбирать к нему этих маток и сходных с ними по происхождению. Индекс препотентности второго жеребца показывает его высокую сочетаемость с разными генотипами, поэтому к нему можно подбирать всех остальных маток.
В племенном репродукторе на протяжении 20 лет проводится поглотительное скрещивание симментальских коров с быками красно-пестрой голштинской породы. В результате скрещивания кровность коров по красно-пестрой голштинской породе составляет более 75%. В Программе по совершенствованию палево-пестрых пород отмечено, что к симментальской породе относятся животные имеющие кровность не более 50 % по улучшающей породе. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 5
В племенном репродукторе на протяжении 10 лет проводится поглотительное скрещивание свиноматок крупной белой породы с хряками породы ландрас. В результате скрещивания многоплодие свиноматок снизилось до 8,5 поросенка. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 6
В племенном репродукторе по разведению лошадей русской тяжеловозной породы администрацией хозяйства было решено провести вводное скрещивание кобыл с жеребцами торийской породы. В каких случаях возможно проведение скрещивания?
1. В чем различие прокариотических и эукариотических клеток? (ПКС-3,ПКС-4)
2. Объясните, почему при митозе число хромосом сохраняется, а при мейозе уменьшается ровно вдвое? (ПКС-3,ПКС-4)
3. В чем основное различие между сперматогенезом и оогенезом? (ПКС-3,ПКС-4)
4. Каковы доказательства генетической роли нуклеиновых кислот. (ПКС-3,ПКС-4)
5. Каким образом в ДНК сохраняется наследственная информация? (ПКС-3,ПКС-4)
6. Как осуществляется регуляция действия генов? (ПКС-3,ПКС-4)
7. Перечислите характеристики генетического кода. (ПКС-3,ПКС-4)
8. Что такое ген в современном понимании? (ПКС-3,ПКС-4)
9. Какие системы генной рекомбинации у прокариот вы знаете? (ПКС-3,ПКС-4)
10. Какие молекулярные процессы лежат в основе самоудвоения молекул ДНК? (ПКС-3,ПКС-4)
11. Как построена ДНК и каков полиморфизм молекулы ДНК? (ПКС-3,ПКС-4)
12. Что такое транскрипция и как она происходит? (ПКС-3,ПКС-4)
13. Что называется трансляцией и как она происходит? (ПКС-3,ПКС-4)
14. Что называется генетическим кодом. Каковы особенности генетического года? (ПКС-3,ПКС-4)
15. Каковы различия молекул мРНК, рРНК, тРНК? (ПКС-3,ПКС-4)
16. Опишите схему процесса белкового синтеза. (ПКС-3,ПКС-4)
17. Что такое ген, “геном”? (ПКС-16)
18. Что такое кариотип? (ПКС-3,ПКС-4)
19. Приведите примеры видовых чисел хромосом у животных в диплоидном и гаплоидном состояниях. (ПКС-3,ПКС-4)
20. Как называются типы хромосом в зависимости от положения центромеры? (ПКС-3,ПКС-4)
21. Какое значение имеет цитогенетика в селекции животных? (ПКС-3,ПКС-4)
22. Как происходит оплодотворение? Является ли оно избирательным? (ПКС-3,ПКС-4)
23. Что такое генетическая система групп крови, тип крови, феногруппа? (ПКС-3,ПКС-4)
24. Что лежит в основе генетического полиморфизма? (ПКС-3,ПКС-4)
25. Как определяются группы крови у животных? (ПКС-3,ПКС-4)
26. Какие теоретические предпосылки лежат в основе связи групп крови с продуктивностью и устойчивостью к заболеваниям? (ПКС-3,ПКС-4)
27. Что такое антиген? Каковы его свойства? (ПКС-3,ПКС-4)
28. Какое значение имеет биохимический полиморфизм в селекции животных? (ПКС-3,ПКС-4)
29. Какие полиморфные системы белков вы знаете? (ПКС-3,ПКС-4)
30. Что такое иммунитет? Расскажите о клеточной и гуморальной системах иммунитета. (ПКС-3,ПКС-4)
31. Расскажите о специфическом и неспецифическом иммунитете. (ПКС-3,ПКС-4)
32. Расскажите о структурных, физиологических и генетических особенностях иммуноглобулинов. (ПКС-3,ПКС-4)
33. Какие теории иммунитета вам известны? (ПКС-3,ПКС-4)
34. Что вы можете рассказать о генетическом контроле иммунного ответа? (ПКС-3,ПКС-4)
35. Расскажите о мероприятиях по повышению устойчивости животных и заболеваниям. (ПКС-3,ПКС-4)
36. Что такое генетическая инженерия? Каковы её цели? (ПКС-6)
37. Что такое рестриктазы? Для чего их используют? (ПКС-3,ПКС-4)
38. Какие векторы применяют при клонировании ДНК? (ПКС-3,ПКС-4)
39. Что такое секвенирование и его методы? (ПКС-3,ПКС-4)
40. Что такое трансгенные животные? Для каких целей их получают? (ПКС-3,ПКС-4)
41. В чем вы видите практическое значение биотехнологии? (ПКС-3,ПКС-4)
42. Каковы перспективы использования генной инженерии? (ПКС-3,ПКС-4)
43. В чем заключается метод клонирования млекопитающих? (ПКС-3,ПКС-4)
44. Как получают химерные организмы? (ПКС-3,ПКС-4)
45. Какое значение в селекции имеет трансплантация эмбрионов? (ПКС-3,ПКС-4)
46. Как получают рекомбинантные ДНК? (ПКС-3,ПКС-4)
48. Что такое полимеразная цепная реакция и для чего она используется? (ПКС-3,ПКС-4)
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Роль племенной работы в качественном улучшении крупного рогатого скота и развитии племенного дела.
2. Теоретические основы оценки и отбора.
3. Основные и сопутствующие селекционируемые признаки коров и быков молочных пород.
4. Основные и сопутствующие селекционируемые признаки коров и быков мясных пород.
5. Изменчивость, наследуемость, повторяемость, взаимосвязь селекционируемых признаков, их использование в племенной работе.
6. Использование косвенных селекционируемых признаков в селекции.
7. Оценка животных по фенотипу.
8. Оценка животных по генотипу.
9. Оценка быков по качеству потомства.
10.Понятия: генотип, фенотип, паротип.
11. Комплексная оценка животных (бонитировка)
12.Линейная оценка экстерьера.
13.Ведение племенной документации.
14.Понятие породы.
15.Структура породы.
16.Использование инбридинга, гетерозиса.
17.Методы разведения, их использования в племенной работе.
18.Работа с линиями и семействами.
19.Использование мирового генофонда в племенной работе.
20.Организация отбора в скотоводстве.
21. Формы отбора используемые в селекции крупного рогатого скота.
22.Направления отбора, примеры практического использования.
23.Эффективность различных методов оценки.
24.Принципы отбора в различных репродуктивных группах.
25.Организация формирования племенного ядра.
26.Формирование высшей селекционной группы коров.
27.Категории оценки быков-производителей и использование их в племен¬ной работе.
28.Основные категории селекционных групп племенных животных (МК, МБ, ОК, ОБ.).
29.Оценка племенного молодняка крупного рогатого скота.
30.Племенной подбор. Принципы и методы подбора.
31 .Организация подбора в хозяйствах различного племенного статуса.
32.Особенности племенной работы в хозяйствах промышленного типа.
33.Понятие племенного материала.
34.Организации по племенной работе.
35.Организация работы племпредприятия.
36.Организация ведения племенных книг, регистров.
37.Ведение племенного учета.
38.Использование информационных систем, программного обеспечения племенной работы.
39.Селекционные центры по племенной работе с породами крупного рога¬того скота.
40.Разработка долгосрочных программ селекции с породами.
41. Разработка планов племенной работы со стадами и популяциями.
42.Крупномасштабная селекция в скотоводстве.
43.Индивидуальная селекция в скотоводстве.
44.Нормативно-правовая база племенного скотоводства.
45.Апробация селекционных достижений.
46.Перспективное планирование племенной работы.
47.Методика составления плана племенной работы со стадом крупного ро гатого скота.
48.Организация племенной работы в стаде крупного рогатого скота.
49.Техника отбора в племядро.
50.Расчет селекционного дифференциала, селекционного эффекта, генети¬ческого потенциала.
51.Создание линий, семейств, типов.
52.Анализ эффективности отбора по происхождению (продуктивности).
53.Эффективность отбора по собственным признакам.
54.Составление схем отбора, подбора.
55.Племенное животноводство - определение.
56.Племенной материал - определение.
57.Понятие: наследственность, наследуемость.
58.Методы разведения, используемые в племенной работе, их значение, примеры.
59.Классность животных, понятие, порядок, присвоение.
60.Использование методов иммунной и цитогенетики в племенной работе.
Тема 1
Задание 1. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют в передаче наследственной информации
Варианты ответов:
+ Митохондрии
- Лизосомы
- А+В+Ж
+ Центросома
+ Рибосомы
- Аппарат Гольджи
Задание 2. (выберите один вариант ответа)
Какие органоиды участвуют только в обменных процессах?
Варианты ответов:
- Митохондрии
+ Лизосомы
+ Эндоплазматическая сеть
- Рибосомы
+ Аппарат Гольджи
Задание 3. (выберите один вариант ответа)
Какая наследственность называется истинной?
Варианты ответов:
+ Ядерная
- Переходная
+ Цитоплазматическая
- Материнская
Задание 4. (выберите один вариант ответа)
Что включается в материнскую наследственность?
Варианты ответов:
+ Ядерная
+ Цитоплазматическая
- Переходная
- Слитная
+ Влияние организма матери
Задание 5. (выберите один вариант ответа)
Что называется кариотипом?
Варианты ответов:
- Число хромосом
- Форма хромосом
+ Совокупность количественных и качественных показателей хромосом
- Ядро
Задание 6. (выберите один вариант ответа)
Чем определяется форма хромосом?
Варианты ответов:
- Размером хромосом
+ Местом положения центромеры
- Числом плечей хромосом
-Длиной хромосом
Задание 7. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются соматические клетки?
Варианты ответов:
- Амитозом
+ Митозом
- Мейозом
- Прямым делением
Задание 8. (выберите один вариант ответа)
Как размножаются половые клетки?
Варианты ответов:
- Митозом
- Амитозом
+ Мейозом
Задание 9. (выберите один вариант ответа)
Что включает мейотический цикл?
Варианты ответов:
+ Интерфазу
+ Митоз
- Мейоз
- Мутацию
Задание 10. (выберите один вариант ответа)
В какой период митоза происходит расхождение хромосом?
Варианты ответов:
- В метафазу
+ В анафазу
- В телофазу
- В профазу
Задание 11. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав хромосомы?
Варианты ответов:
- Углеводы
+ Белки
- Жиры
+ Нуклеиновые кислоты
Задание 12. (выберите один вариант ответа)
Чем отличаются ДНК и РНК?
Варианты ответов:
+ Сахаром
- Фосфатом
+ Наличием или отсутствием «Т» и «У»
- Числом нуклеотидов разных типов
+ Числом цепей
Задание 13. (выберите один вариант ответа)
Цепочка ДНК состоит из ТАГАГТТАГГАЦАГТ. Сколько разных типов кодонов она содержит?
Варианты ответов:
- 2
- 5
- 4
+ 3
Задание 14. (выберите один вариант ответа)
Что входит в состав нуклеотидов?
Варианты ответов:
+ Сахар
- Белок
+ Фосфат
+ Азотистое основание
- Жир
Задание 15. (выберите один вариант ответа)
Кто предложил модель строения ДНК?
Варианты ответов:
+ Крик, Уотсон
- Ниренберг, Маттен
- Очоа, Стертерванг
- Тимирязев
Задание 16. (выберите один вариант ответа)
Кто расшифровал генетический код?
Варианты ответов:
- Крик, Уотсон
- Очоа
+ Ниренберг, Маттен
- Тимирязев
Задание 17. (выберите один вариант ответа)
Свойства генетического кода?
Варианты ответов:
- Перекрываемость
+ Вырожденность
+ Универсальность
Задание 18. (выберите один вариант ответа)
Каков генетический код?
Варианты ответов:
- Диплетный
- Триплетный
+ Триплетный с запятыми
- Тетраплетный
Задание 19. (выберите один вариант ответа)
Сколько существует разных типов кодонов?
Варианты ответов:
- 32
+ 64
- 16
- 256
1. Тема: Мутационная изменчивость.
Понятие о мутации и мутагенезе. Роль Г. де Фриза и С. И. Коржинского в развитии теорий мутаций. Основные положения мутационной теории. Классификация мутаций и их характеристика. Полиплоидия. Хромосомные аберрации. Генные мутации. Мутагенные факторы. Закон Н.И. Вавилова о гомологических рядах в наследственной изменчивости. Генетические последствия загрязнения внешней среды. Проблемы направленного мутагенеза.
2. Тема: Основы физиологической и биохимической генетики. Иммуногенетика – наука о генетическом полиморфизме антигенного состава клеток животных. Особенности эритроцитарных антигенов животных и методы их определения. Иммуногенетический контроль структуры популяций. Генетический полиморфизм белков и ферментов крови и его использование в селекции.
Темы деловых игр
1. Методы генетики – гибридологический, генеалогический, популяционный, феногенетический, цитогенетический, статистический и др.
2. Генетика популяций.
Понятие о популяции и чистой линии. Характеристика генетической структуры популяции. Закон Харди-Вайнберга и его практическое использование при анализе структуры популяции. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: мутации, миграции, способ размножения, отбор, дрейф генов. Значение инбридинга и скрещиваний для структуры популяций. Инбредная депрессия и гетерозис. Отбор - направленный, стабилизирующий, дивергентный, технологический, косвенный. Влияние внешней среды на эффективность отбора.
Комплект ситуационных задач
Задача 1
В стаде крупного рогатого скота 73% животных IV поколения, 15% - III поколения, остальные – II поколения. Какой метод разведения целесообразен в данной ситуации?
Решение: при скрещивании животных IV поколения с чистопородными производителями улучшающей породы, следующее, пятое поколение считается чистопородным. Поскольку животных IV поколения в стаде большинство, для того чтобы стадо стало чистопородным, следует применять поглотительное скрещивание с улучшающей породой.
Задача 2
Определить селекционный дифференциал и эффективность селекции за год в стаде коров при удое в среднем по стаду 4200 кг, а в селекционной группе 5500 кг.
Решение: селекционный дифференциал Sd рассчитывается как разность между продуктивностью селекционной группы и средней продуктивностью по стаду: Sd = 5500 – 4200 =1300.
Селекционный эффект рассчитывается по формуле: SE = Sd × h2 /t h2
– коэффициент наследуемости, по удою в среднем 0,3;
t – интервал между поколениями, в среднем 4 года.
Поэтому SE = 1300 × 0,3 /4 = 97,5кг
Задача 3
В конном заводе стоят два жеребца. Один – рекордист по резвости, за него заплатили очень дорого, но он имеет индекс препотентности 0,2. Другой – классный жеребец, но значительно уступает по резвости первому. Однако, его индекс препотентности 0,8. Как Вы рекомендуете использовать обоих производителей в племенном разведении.
Решение: Препотентность – способность стойко передавать свои качества потомству. О препотентности судят по индексу препотентности, который определяется в долях единицы: от 0,7 до 1,0 – высокий уровень, 0,5 – 0,69 - средний уровень, до 0,5 – низкий уровень. Низкий уровень препотентности рекордиста говорит, что он плохо передает свою резвость потомству, имеет узкую сочетаемость по генотипам, но с матками определѐнного происхождения всѐ-таки может дать очень ценное потомство. Необходимо определить происхождение тех конематок, с которыми жеребец
Задача 4
В племенном репродукторе на протяжении 20 лет проводится поглотительное скрещивание симментальских коров с быками красно-пестрой голштинской породы. В результате скрещивания кровность коров по красно-пестрой голштинской породе составляет более 75%. В Программе по совершенствованию палево-пестрых пород отмечено, что к симментальской породе относятся животные имеющие кровность не более 50 % по улучшающей породе. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 5
В племенном репродукторе на протяжении 10 лет проводится поглотительное скрещивание свиноматок крупной белой породы с хряками породы ландрас. В результате скрещивания многоплодие свиноматок снизилось до 8,5 поросенка. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 6
В племенном репродукторе по разведению лошадей русской тяжеловозной породы администрацией хозяйства было решено провести вводное скрещивание кобыл с жеребцами торийской породы. В каких случаях возможно проведение скрещивания?
Темы деловых игр
1. Методы генетики – гибридологический, генеалогический, популяционный, феногенетический, цитогенетический, статистический и др.
2. Генетика популяций.
Понятие о популяции и чистой линии. Характеристика генетической структуры популяции. Закон Харди-Вайнберга и его практическое использование при анализе структуры популяции. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяции: мутации, миграции, способ размножения, отбор, дрейф генов. Значение инбридинга и скрещиваний для структуры популяций. Инбредная депрессия и гетерозис. Отбор - направленный, стабилизирующий, дивергентный, технологический, косвенный. Влияние внешней среды на эффективность отбора.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п