учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Ветеринарной медицины факультет
Терапия, клиническая диагностика, акушерство и биотехнология
Направленность (профиль) Ветеринария
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7, 8, 9
Зав. кафедрой Мантатова Н.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Цыбикжапов А.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение и уточнение в современных условиях краевой эпизоотологии; паразитологической ситуации с различной технологией содержания животных, фермерских и индивидуальных хозяйствах, трансмиссивных и природно-очаговых заболеваний, а также заболеваний общих для человека и животных. Недопущение возникновения и распространения паразитарных болезней. Охрана здоровья людей от зооантропонозных паразитарных болезней. Профилактика, диагностика болезней инвазионной этиологии и лечение животных. В задачи изучения паразитологии входит обучение будущих ветеринарных врачей методам управления и планирования, организации и проведения научно обоснованных мероприятий по диагностике, мерам борьбы и профилактики инвазионных болезней животных в специализированных, фермерских и крестьянских хозяйствах с учетом региональных особенностей и конкретных природно-хозяйственных условий
ОПК-6: Способен анализировать, идентифицировать и осуществлять оценку опасности риска возникновения и распространения болезней;
контроля со стороны соответствующи х ветеринарных служб.
понимает в недостаточной степени существующие программы профилактики и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентных или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификации животных, трассировки и контроля со стороны соответствующ их ветеринарных служб.
понимает существующи е программы профилактик и и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентны х или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификац ии животных, трассировки и контроля со стороны соответствую щих ветеринарны х служб, но допускает ошибки.
понимает в полной мере существующи е программы профилактик и и контроля зоонозов, контагиозных заболеваний, эмерджентны х или вновь возникающих инфекций, применение систем идентификац ии животных, трассировки и контроля со стороны соответствую щих ветеринарны х служб.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
гельминтологического
изучения, основными
морфологическими
особенностями
представителей
различных типов и
классов
гельминтов, их яйцами и
личинками
гельминтологического
изучения, основными
морфологическими
особенностями
представителей
различных типов и
классов
гельминтов, их яйцами и
личинками
гельминтологического
изучения, основными
морфологическими
особенностями
представителей
различных типов и
классов
гельминтов, их яйцами и
личинками
прижизненной
диагностики
гельминтозов с/х
животных:
гельминтоскопия,
гельминтоовоскопия,
гельминтоларвоскопия.
прижизненной
диагностики
гельминтозов с/х
животных:
гельминтоскопия,
гельминтоовоскопия,
гельминтоларвоскопия.
прижизненной
диагностики
гельминтозов с/х
животных:
гельминтоскопия,
гельминтоовоскопия,
гельминтоларвоскопия.
исследование тканей,
крови, выделений.
исследование почвы,
воды, кормов на наличие
яиц и личинок
гельминтов.
Трихинеллоскопия.
исследование тканей,
крови, выделений.
исследование почвы,
воды, кормов на наличие
яиц и личинок
гельминтов.
Трихинеллоскопия.
посмертной диагностики
гельминтозов полное и
частичное
вскрытие трупов с/х
животных по методике
академика
К.И.Скрябина.
морфологическая
характеристика
трематод. Фасциолезы
с/х животных
морфологическая
характеристика
трематод. Фасциолезы
с/х животных
морфологическая
характеристика
трематод. Фасциолезы
с/х животных
парамфистоматодозы
жвачных. Описторхоз
плотоядных, меры
борьбы.
Распространение,
особенности
эпизоотологии и мер
борьбы с
трематодозными
болезнями животных в
Забайкалье
парамфистоматодозы
жвачных. Описторхоз
плотоядных, меры
борьбы.
Распространение,
особенности
эпизоотологии и мер
борьбы с
трематодозными
болезнями животных в
Забайкалье
парамфистоматодозы
жвачных. Описторхоз
плотоядных, меры
борьбы.
Распространение,
особенности
эпизоотологии и мер
борьбы с
трематодозными
болезнями животных в
Забайкалье
Цистицеркозы
крупного рогатого скота
и свиней, меры борьбы.
Цистицеркозы
крупного рогатого скота
и свиней, меры борьбы.
Цистицеркозы
крупного рогатого скота
и свиней, меры борьбы.
с/х животных и
имагинальные цестодозы
собак и пушных зверей,
меры борьбы.
с/х животных и
имагинальные цестодозы
собак и пушных зверей,
меры борьбы.
с/х животных и
имагинальные цестодозы
собак и пушных зверей,
меры борьбы.
жвачных (мониезиозы,
тизаниезиоз,
авителлиноз) и
аноплоцефалятозы
лошадей,меры борьбы.
Цестодозные
заболевания животных в
фермерских хозяйствах
региона Забайкалья
жвачных (мониезиозы,
тизаниезиоз,
авителлиноз) и
аноплоцефалятозы
лошадей,меры борьбы.
Цестодозные
заболевания животных в
фермерских хозяйствах
региона Забайкалья
жвачных (мониезиозы,
тизаниезиоз,
авителлиноз) и
аноплоцефалятозы
лошадей,меры борьбы.
Цестодозные
заболевания животных в
фермерских хозяйствах
региона Забайкалья
птиц
птиц
птиц
морфологическая
характеристика и
биологические
особенности
паразитических нематод.
Оксиуроз лошадей
морфологическая
характеристика и
биологические
особенности
паразитических нематод.
Оксиуроз лошадей
морфологическая
характеристика и
биологические
особенности
паразитических нематод.
Оксиуроз лошадей
животных (аскаридоз
свиней, параскаридоз
лошадей, токсокароз и
токсаскаридоз
плотоядных), меры
борьбы.
животных (аскаридоз
свиней, параскаридоз
лошадей, токсокароз и
токсаскаридоз
плотоядных), меры
борьбы.
животных (аскаридоз
свиней, параскаридоз
лошадей, токсокароз и
токсаскаридоз
плотоядных), меры
борьбы.
пищеварительного
тракта
лошадей (деляфондиоз,
альфортиоз,
трихонематоз)
вызываемые личинками
и по-
ловозрелыми
возбудителями, меры
борьбы.
пищеварительного
тракта
лошадей (деляфондиоз,
альфортиоз,
трихонематоз)
вызываемые личинками
и по-
ловозрелыми
возбудителями, меры
борьбы.
пищеварительного
тракта
лошадей (деляфондиоз,
альфортиоз,
трихонематоз)
вызываемые личинками
и по-
ловозрелыми
возбудителями, меры
борьбы.
пищеварительного
тракта жвачных
(гемонхоз, нематодироз,
коопериоз, остертаиоз,
трихостронгилез), меры
борьбы. Стронгилятозы
пищеварительного
тракта жвачных
(буностомоз,
эзофагостомоз,
хабертиоз),меры
борьбы.
пищеварительного
тракта жвачных
(гемонхоз, нематодироз,
коопериоз, остертаиоз,
трихостронгилез), меры
борьбы. Стронгилятозы
пищеварительного
тракта жвачных
(буностомоз,
эзофагостомоз,
хабертиоз),меры
борьбы.
пищеварительного
тракта жвачных
(гемонхоз, нематодироз,
коопериоз, остертаиоз,
трихостронгилез), меры
борьбы. Стронгилятозы
пищеварительного
тракта жвачных
(буностомоз,
эзофагостомоз,
хабертиоз),меры
борьбы.
дыхания жвачных
и свиней, меры борьбы.
дыхания жвачных
и свиней, меры борьбы.
дыхания жвачных
и свиней, меры борьбы.
Трихоцефалятозы овец,
свиней
Трихоцефалятозы овец,
свиней
Трихоцефалятозы овец,
свиней
животных.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
животных.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
животных.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
Онхоцеркоз и
парафилляриоз лошадей.
Меры борьбы.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
Онхоцеркоз и
парафилляриоз лошадей.
Меры борьбы.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
Онхоцеркоз и
парафилляриоз лошадей.
Меры борьбы.
Профилактика
нематодозных
заболеваний животных в
фермерс¬ких и
крестьянских хозяйствах
Забайкалья
(лигулез,
ботриоцефалез,
дифиллоботриоз и
описторхоз).
(лигулез,
ботриоцефалез,
дифиллоботриоз и
описторхоз).
(лигулез,
ботриоцефалез,
дифиллоботриоз и
описторхоз).
с/х животных
(гиподерматоз,
эдемагеноз, эстроз,
ринэстроз,
гастрофилез),меры
борьбы.
с/х животных
(гиподерматоз,
эдемагеноз, эстроз,
ринэстроз,
гастрофилез),меры
борьбы.
с/х животных
(гиподерматоз,
эдемагеноз, эстроз,
ринэстроз,
гастрофилез),меры
борьбы.
двукрылые насекомые
(слепни, кома¬ры,
мошки, мокрецы и мухи-
жигалки), меры борьбы.
двукрылые насекомые
(слепни, кома¬ры,
мошки, мокрецы и мухи-
жигалки), меры борьбы.
двукрылые насекомые
(слепни, кома¬ры,
мошки, мокрецы и мухи-
жигалки), меры борьбы.
пухопероеды,
кровососки,
блохи, клопы и меры
борьбы с ними.
пухопероеды,
кровососки,
блохи, клопы и меры
борьбы с ними.
пухопероеды,
кровососки,
блохи, клопы и меры
борьбы с ними.
(синантропные, мясные,
трупные и мухи
возбудители миазов,
вольфартиоз), меры
борьбы.
(синантропные, мясные,
трупные и мухи
возбудители миазов,
вольфартиоз), меры
борьбы.
(синантропные, мясные,
трупные и мухи
возбудители миазов,
вольфартиоз), меры
борьбы.
приготовления и
применения
инсектицидных
препаратов для борьбы с
насекомыми на
животных и в
животноводческих
помещениях
приготовления и
применения
инсектицидных
препаратов для борьбы с
насекомыми на
животных и в
животноводческих
помещениях
заболеваний
(саркоптозы,
псороптозы, хориоптозы,
кнемидокоптоз кур,
демодекозы крс и собак).
заболеваний
(саркоптозы,
псороптозы, хориоптозы,
кнемидокоптоз кур,
демодекозы крс и собак).
заболеваний
(саркоптозы,
псороптозы, хориоптозы,
кнемидокоптоз кур,
демодекозы крс и собак).
профилактических
мероприятий при
чесоточных
заболеваниях с/х
животных в
неблагополучных
хозяйствах.
профилактических
мероприятий при
чесоточных
заболеваниях с/х
животных в
неблагополучных
хозяйствах.
профилактических
мероприятий при
чесоточных
заболеваниях с/х
животных в
неблагополучных
хозяйствах.
животных против
паразитиформных
клещей. Особенности
организации мер борьбы
с арахно- энтомозными
болезнями животных в
фермерских хозяйствах
Забайкалья. Варрооз
пчел.
животных против
паразитиформных
клещей. Особенности
организации мер борьбы
с арахно- энтомозными
болезнями животных в
фермерских хозяйствах
Забайкалья. Варрооз
пчел.
животных против
паразитиформных
клещей. Особенности
организации мер борьбы
с арахно- энтомозными
болезнями животных в
фермерских хозяйствах
Забайкалья. Варрооз
пчел.
диагностики
пироплазмидозов с/х
животных.
Морфологическая
характеристика
возбудителей
пироплазмидозов
диагностики
пироплазмидозов с/х
животных.
Морфологическая
характеристика
возбудителей
пироплазмидозов
диагностики
пироплазмидозов с/х
животных.
Морфологическая
характеристика
возбудителей
пироплазмидозов
лошадей (пироплазмоз и
нутталлиоз).
лошадей (пироплазмоз и
нутталлиоз).
лошадей (пироплазмоз и
нутталлиоз).
жвачных
животных.Анаплазмозы .
жвачных
животных.Анаплазмозы .
жвачных
животных.Анаплазмозы .
животных. Эймериозы
кур,
кроликов, крс, овец и
коз.
животных. Эймериозы
кур,
кроликов, крс, овец и
коз.
саркоцистозы с/х
животных.
Трипаносомозы с/х
животных (су- ауру,
случная болезнь
лошадей).
саркоцистозы с/х
животных.
Трипаносомозы с/х
животных (су- ауру,
случная болезнь
лошадей).
2.Евдокимов, П. И. Ввароз пчел и меры борьбы с ним : учебно-методическое пособие для обучающихся факультета ветеринарной медицины очной и заочной форм обучения / П. И. Евдокимов, А. С. Максимов ; М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова. - 2-е
изд., испр. и доп. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО Бурятская ГСХА имени В.Р. Филиппова, 2020. - 38 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Темы рефератов
3. Вопросы для самостоятельной работы
4. Ситуационные задачи
5. Вопросы модуля
6. Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной форм обучения
Паразитология и инвазионные болезни животных
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Биология развития мошек.
2. Морфология возбудителя трихоцефалеза жвачных.
3. Клинические признаки при пироплазмидозах лошадей
4. Цикл развития паразитоформных клещей.
5. Антигельминтики применяемые при цестодозах плотоядных.
6. Источники заражения человека описторхозом.
7. Биология развития возбудителей гастрофилеза лошадей.
8. Морфология и биология развития возбудителей стронгилоидозов (рабдитатозов) животных.
9. Клинические признаки при токсоплазмозе.
10. Параскаридоз лоршадей
11. Псороптоз овец и меры борьбы с ним.
12. Гнус и меры борьбы с ним.
13. Виды хозяев.
14. Что такое дегельминтизация и ее виды.
15. Морфология возбудителей анаплоцефалидоза лошадей.
16. Биология развития фасциолеза с/ж животных.
17. Биология развития цистицеркоза свиней.
18. Препараты применяемые при аскаридозах свиней.
19. Биология развития фасциолеза с/х животных
20. Биология развития цистицеркоза свиней.
21. Препараты применяемые при аскаридозе свиней.
22. Биология развития цистицеркоза КРС
23. Дифференциальная диагностика возбудителей эхинококкоза и альвеококкоза.
24. Методы и сроки применения антигельминтиков при цестодозах плотоядных.
25. Методы и сроки преимагинальной дегельминтизации при цестодозах плотоядных.
26. Сроки и Антигельминтики для дегельминтизации при мониезиозе жвачных животных.
27. Биологический цикл развития хабертиоза жвачных животных.
Вопросы для самостоятельной работы
1. Диагностика эхиностоматидозов птиц
2. Диагностика и меры борьбы с дрепанидотониозоми райетинозом птиц.
3. Диагностика гельминтозных болезней животных, трематодозы с/х животных и птиц.
4. Диагностика цистицеркозов диких промысловых жвачных.
5. Диагностика гельминтозов, трематодозы и цестодозы животных
6. Диагностика аскаридозов и оксиурозов собак, кроликов и с/х животных
7. Оксиурозы и аскаридозы животных
8. Диагностика трихоцефалеза свиней
9. Дифференциальная диагностика стронгилятозов жкт лошадей
10. Рабдитадозы молодняка жвачных и лошадей. Биология возбудителей, диагностика, лечение и профилактика болезней.
11. Диагностика диктиокаулезов оленей
12. Стронгилятозы жкт и органов дыхания с/х животных
13. Диагностика и меры борьбы с сетариозом и онхоцеркозом кр.рог.скота
14. Дирофиляриоз плотоядных животных. Биология возбудителей, эпизоотология болезни, методы и средства лечения и профилактики.
15. Парафиляриоз лошадей. Эпизоотология, диагностика, лечение, профилактика.
16. Онхоцеркоз лошадей. Диагностика, лечение профилактика.
17. Онхоцеркоз крупного рогатого скота. Эпизоотология, диагностика, лечение, профилактика.
18. Амидостомоз гусей, эхинуриоз, тетрамероз и стрептокароз уток. Эпизоотология болезней, диагностика и меры борьбы.
19. Макраканторинхоз свиней, полиморфоз и филиколез уток. Эпизоотология болезней, диагностика и меры борьбы.
20. Стронгилоидозы, спируратозы, филяриозы и акнтоцефалеззы животных
21. Диагностика демодекоза собак
22. Меры борьбы с эктопаразитами в птицеводческих помещениях
Вопросы Модуля № 1
1. Освоение методов прижизненной диагностики гельминтозов с/х животных: гельминтоскопия, гельминтоовоскопия.
2. Гельминтоларвоскопия.
3. Дермоларвоскопия, исследование тканей, крови, выделений. исследование почвы, воды, кормов на наличие яиц и личинок гельминтов.
частичное вскрытие трупов с/х животных по методике академи¬ка К.И.Скрябина.
5. Анатомо-морфологическая характеристика трематод.Фасциолезы с/х животных. 6.Дикроцелиоз, парамфистоматодозы и эуритрематозы жвачных. Описторхоз плотоядных, меры борьбы.
Вопросы Модуля № 2
1. Общее строение цестод. Цистицеркозы крупного рогатого скота и свиней, меры борьбы.
2. Ларвальные цестодозы с/х животных и имагинальные цестодозы собак и пушных зверей, меры борьбы.
3. Аноплоцефалятозы жвачных (мониезиозы, тизаниезиоз, авителлиноз) и аноплоцефалятозы лошадей,меры борьбы.
4. Трематодозные и цестодозные заболевания птиц, меры борьбы.
Вопросы Модуля №3
1.Анатомо-морфологическая характеристика и биологические особенности празитических нематод. 2.Оксиуратозы с/х животных Оксиуроз лошадей, пассалуроз кроликов), меры борьбы.
3. Аскаридатозы с/х животных (аскаридоз свиней, параскаридоз лошадей, токсокароз и токсаскаридоз плотоядных), меры борьбе.
Вопросы Модуля №4
1. Стронгилятозы пищеварительного тракта лошадей (деляфондиоз, альфортиоз, трихонематоз) вызываемые личинками и по¬ловозрелыми возбудителями, меры борьбы.
2. Трихостронгилидозы пищеварительного тракта жвачных (гемонхоз, нематодироз, коопериоз, остертаиоз, трихостронгилез), меры борьбы.
3. Стронгилятозы пищеварительного тракта жвачных (буностомоз, эзофагостомоз, хабертиоз),меры борьбы.
4. Стронгилятозы органов дыхания жвачных и свиней, меры борьбы.
Вопросы Модуля №5
1. Трихоцефалятозы (овец, свиней, трихинеллез)
2. Стронгилоидозы с/х животных. Телязиозы крс. Онхоцеркоз и парафилляриоз лошадей. Меры борьбы.
3. Акантоцефалезы с/х животных (Макраканторинхоз свиней, полиморфоз и филиколлез уток), меры борьбы.
Вопросы Модуля № 6
1. Оводовые заболевания с/х животных (гиподерматоз, эдемагеноз, эстроз, ринэстроз, гастрофилез), меры борьбы.
2. Кровососущие двукрылые насекомые (слепни, комары, мошки, мокрецы и мухи-жигалки),меры борьбы.
3. Вши, власоеды, пухопероеды, кровососки, блохи, клопы и меры борьбы с ними.
4. Зоофильные мухи (синантропные, мясные, трупные и мухи возбудители миазов, вольфартиоз), меры борьбы.
5. Технология приготовления и применения инсектицидных препаратов для борьбы с насекомыми на животных и в животноводческих помещениях.
Вопросы Модуля Модуль № 7
1. Диагностика чесоточных заболеваний (саркоптозы, псороптозы, хориоптозы, кнемидокоптоз кур, демодекозы крс и собак).
2. Проведение лечебных и профилактических меро¬приятий при чесоточных заболеваниях с/х живот¬ных в неблагополучных хозяйствах. Выезд в учхоз
3. Выезд в учхоз для обработки животных против арахноэнтомозов.
4. Иксодидные клещи и меры борьбы с ними.
5. Аргасовые и гамазоидные клещи,меры борьбы.
6. Технология обработки животных против паразитиформных клещей.
Вопросы Модуля № 8
1. Лабораторные методы диагностики пироплазмидозов с/х животных. Морфологическая характеристи¬ка возбудителей пироплазмидозов
2. Пироплазмидозы лошадей (пироплазмоз и нутталлиоз).
3. Пироплазмидозы крс (пироплазмоз, бабезиоз, франсаиеллез и тейлериоз).
4. Пироплазмидозы овец (пироплазмоз,бабезиоз.тейлериоз).
5. Кокцидиидозы с/х животных Эймериозы кур, кроликов, крс, овец и коз.)
6. Токсоплазмозы и саркоцистозы с/х животных.
7. Трипаносомозы о/х животных.
8. Анаплозмоз крупного рогатого скота и овец.
9. Балантидиоз свиней и меры борьбы с ним
Ситуационные задачи
Задача № 1
У коровы в пастбищный период резко снизился удой, молоко желтоватое, горькое на вкус.
Температура 42 С, пульс – 140, дыхание – 80. моча красная, видимые слизистые бледные с кровоизлияниями, аппетит
При лабораторном исследовании мазков крови, окрашенных по Романовскому-Гимза: в эритроцитах имеются образования с голубой цитоплазмой и красным ядром округлой и грушевидной формы, одиночные и двойные, расположенные под тупым углом, в центре эритроцита так и по периферии, как бы «сидят верхом».
1. Поставьте диагноз, проведите дифференциальный диагноз.
2. Назначьте лечение.
3. Разработайте меры профилактики.
Задача № 2
Телят пасли на низинных заболоченных участках, водопой осуществлялся из мелкого стоячего водоема. У животных снижена упитанность, наблюдаются извращенный аппетит, поносы, нарушение функции желудочно-кишечного тракта, желтушность слизистых оболочек. Постепенно развивается водянка, кахексия, анемия, желтуха, которые приводят к гибели животных.
При забое теленка в ноябре месяце в желчных ходах печени, стенки которых резко утолщены и
петрифицированы находят плоских листовидной формы паразитов длиной около 2-3 см и шириной 1 см.
1. Поставьте диагноз.
2. Разработать меры борьбы: лечение и профилактику.
Задача № 3
Весной текущего года в колхозе имени Тимирязева Каменского района у 200 коров из 850 голов появились гиподерматозные желваки.
1. Определите интенсивность инвазии.
2. Разработать мероприятия по лечению животных и профилактики у них гиподерма тоза. Какова кратность осенних профилактических обработок ?
3. Как будете проводить обработку весной следующего года?
Задача № 4
Первые признаки болезни появляются у цыплят через 7-8 дней после заражения. Они проявляются общей вялостью, снижением аппетита, поносом, далее – замедлением роста и развития, истощением.
При вскрытии 6-ти месячной курочки в тонком отделе кишечника обнаружено большое количество нематод длиной от 3-12 см. Труп птицы истощен. Отделы кишечника воспалены, вздуты газами.
1. Поставьте диагноз.
2. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия для всего поголовья птицы.
Задача № 5
Болеет крупный рогатый скот. Заражение происходит на пастбище в летний период. Болезнь протекает в три стадии.
В начале болезни появляется конъюнктивит, светобоязнь, слёзотечение. Затем болезнь принимает более тяжелое течение. Продолжите перечисление клинических признаков болезни.
1. Поставьте диагноз.
2. Разработайте меры борьбы с этим заболеванием.
Задача № 6
Проникновение личинок возбудителя в слизистую оболочку кишечника вызывает первые симптомы болезни – понос и угнетенное состояние. Через 3-4 недели после заражения появляется сухой, болезненный кашель, затрудненное дыхание, угнетенное состояние. Особенно тяжело более
молодняк. Из носовых отверстий выделяется серозно-слизистый экссудат. Температура
периодически повышается до 40,5-41. Гибель молодняка достигает 30 – 40 %. Смерть наступает от асфиксии или вторичных инфекций.
1. Поставьте диагноз.
2. Как уточнить диагноз?
3. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия.
Задача № 7
При интенсивной инвазии у ягнят и телят, реже взрослых животных, отмечается понос,
чередующийся с запором, вздутие живота, нередко затрудненный акт дефекации, нервные явления (манежные движения, подёргивание мускулатуры, запрокидывание на спину головы), анемичность слизистых оболочек. Животные часто отстают от стада, больше лежат, неохотно принимают корм, задняя часть тела у них испачкана жидкими фекалиями. Отмечаются случаи падежа среди
молодняка.
1. Поставить диагноз.
2. Уточнить его лабораторно.
3. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия с этим заболеванием.
Задача № 8
Клинические признаки наиболее ярко выражены у поросят и подсвинков. Через 1-2 недели после заражения появляется понос, затем кашель, затрудненное дыхание, истечение из носовых отверстий, исхудание, отставание в росте и развитии молодняка свиней. Отмечаются случаи падежа больных
поросят.
1. Поставьте диагноз, уточните его лабораторно.
2. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия с этим заболеванием.
Задача № 9
Личиночная стадия возбудителя поражает в основном травоядных животных. У них отмечается постепенное исхудание, нередко доходящее до истощения, понижение продуктивности. При локализации пузырей в печени преобладает желтушность, расстройство пищеварения, при
поражении лёгких – затрудненное дыхание, одышка, кашель. Неполноценное кормление и плохие условия содержания
1. Поставьте диагноз.
2. Как лечить дефинитивных хозяев и как профилактировать животных являющихся, промежуточными хозяевами?
3. Разработайте систему борьбы с эти заболеванием.
Задача № 10
У жеребенка появились клинические признаки: выпадение волос у корня хвоста, затем развился дерматит и экзема в промежности и на бёдрах. Во время дефекации выделяется несформированный кал, покрытый слизистыми плёнками. У взрослых животных при сильной интенсивности отмечается исхудание, бледность слизистых оболочек, наблюдаются проктиты.
1. Поставьте диагноз.
2. Как уточнить его лабораторными методами исследования?
3. Разработайте лечебно-профилактические мероприятия.
Задача № 11
Житель с. Шубное Острогожского района обратился к Вам с просьбой осмотреть говяжью тушу,
предназначенную на продажу. При осмотре желчных ходов печени, обнаружено множество нежных, ланцетовидной формы паразитов величиной 10 – 12 мм. При жизни у коровы наблюдалась желтушность слизистых оболочек, понос сменялся запором, наблюдалось прогрессивное исхудание и снижение молочной продуктивности.
1. Поставьте диагноз.
2. Разработайте систему мер борьбы с данным заболеванием.
1. Фасциолез сельскохозяйственных животных. (ОПК-6)
2. Дикроцелиоз жвачных. (ОПК-6)
3. Описторхоз плотоядных. (ОПК-6)
4. Парамфистоматозы жвачных. (ОПК-6)
5. Эхинококкоз и альвеококкоз c/х животных. (ОПК-6)
6. Цистицеркоз тенуикольный c/х животных. (ОПК-6)
7. Ценуроз овец. (ОПК-6)
8. Цистицеркозы КРС и свиней (бовисный и целлюлозный). (ОПК-6)
9. Мониезиозы овец. (ОПК-6)
10. Дифиллоботриоз плотоядных. (ОПК-6)
11. Дрепанидотениоз гусей. (ОПК-6)
12. Аскаридоз свиней. (ОПК-6)
13. Параскаридоз лошадей. (ОПК-6)
14. Токсокароз и токсаскаридоз плотоядных. (ОПК-6)
15. Аскаридоз и гетеракидоз кур. (ОПК-6)
16. Оксиуроз лошадей. (ОПК-6)
17. Стронгилятозы лошадей. (ОПК-6)
18. Буностомоз и хабертиоз жвачных. (ОПК-6)
19. Гемонхоз и нематодироз овец. (ОПК-6)
20. Дирофиляриоз плотоядных животных. (ОПК-6)
21. Диктиокаулезы КРС и овец. (ОПК-6)
22. Протостронгилезы овец и коз. (ОПК-6)
23. Метастронгилезы свиней. (ОПК-6)
24. Телязиозы КРС. (ОПК-6)
25. Трихоцефалезы овец и свиней. (ОПК-6)
26. Трихинеллез. (ОПК-6)
27. Стронгилоидозы (рабдитатозы молодняка с/х животных). (ОПК-6)
28. Макраканторинхоз свиней. (ОПК-6)
29. Полиморфоз уток. (ОПК-6)
30. Гиподерматозы КРС. (ОПК-6)
31. Эстроз овец. (ОПК-6)
32. Гастрофилезы лошадей. (ОПК-6)
33. Зоофильные мухи, вольфартиоз, меры борьбы. (ОПК-6)
34. Гнус, защита животных от компонентов гнуса. (ОПК-6)
35. Мелафагоз овец. (ОПК-6)
36. Сифункулятозы с/х животных. (ОПК-6)
37. Маллофагозы животных и птиц. (ОПК-6)
38. Иксодовые клещи, меры борьбы с ними. (ОПК-6)
39. Псороптозы овец и крупного рогатого скота. (ОПК-6)
40. Саркоптозы свиней и лошадей. (ОПК-6)
41. Демодекозы собак и крупного рогатого скота. (ОПК-6)
43. Пироплазмоз крупного рогатого скота. (ОПК-6)
44. Бабезиоз крупного рогатого скота. (ОПК-6)
45. Тейлериоз крупного рогатого скота.
46. Эймериозы овец и крупного рогатого скота.
47. Эймериозы птиц. (ОПК-6)
48. Токсоплазмоз. (ОПК-6)
49. Саркоцистозы животных. (ОПК-6)
50. Случная болезнь лошадей. (ОПК-6)
51. Анаплазмоз крупного рогатого скота и овец. (ОПК-6)
52. Парафиляриоз и онхоцеркоз лошадей. (ОПК-6)
53. Учение академика К.И. Скрябина о девастации. (ОПК-6)
54. Роль ветеринарных врачей в профилактике паразитарных, зооантропонозных болезней.
55. Виды паразитов и характеристика хозяев паразитов. (ОПК-6)
56. Определение объема ванны, технология приготовления растворов для лечения и профилактики чесотки. (ОПК-6)
57. Методы диагностики чесотки у животных, дифференциация чесоточных клещей. (ОПК-6)
58. Методы групповой дегельминтизации с/х животных. (ОПК-6)
59. Антигельминтики, методы и сроки преимагинальных дегельминтизаций овец при мониезиозе.
60. Антигельминтики, методы и сроки преимагинальных дегельминтизаций собак при цестодозах и нематодозах. (ОПК-6)
61. Методы прижизненной диагностики гельминтозов органов дыхания. (ОПК-6)
62. Методы прижизненной диагностики гельминтозов пищеварительного тракта. (ОПК-6)
63. Патогенез при гельминтозных болезнях. (ОПК-6)
64. Приготовление и окраска мазков крови животных для исследования на пироплазмидозы.
65. Эпизоотология и профилактика пироплазмидозов с/х животных. (ОПК-6)
66. Учение академика Е.Н. Павловского о природной очаговости трансмиссивных болезней. (ОПК- 6)
67. Дифференциальная диагностика между пироплазмозом и нутталиозом лошадей. (ОПК-6)
68. Дифференциальная диагностика кровепаразитов крупного рогатого скота. (ОПК-6)
69. Варрооз пчел. (ОПК-6)
70. Балантидиоз свиней. (ОПК-6)
71. Дипилидиоз плотоядных. (ОПК-6)
Перечень вопросов к зачету по дисциплине (модулю)
1. Освоение методов прижизненной диагностики гельминтозов с/х животных: гельминтоскопия, гельминтоовоскопия. (ОПК-6)
2. Гельминтоларвоскопия. (ОПК-6)
3. Дермоларвоскопия, исследование тканей, крови, выделений. исследование почвы, воды, кормов на наличие яиц и личинок гельминтов. (ОПК-6)
4. Освоение методов посмертной диагностики гельминтозов полное и
частичное вскрытие трупов с/х животных по методике академика К.И.Скрябина. (ОПК-6)
5. Анатомо-морфологическая характеристика трематод. Фасциолезы с/х животных. (ОПК-6)
6. Дикроцелиоз, парамфистоматодозы и эуритрематозы жвачных. Описторхоз плотоядных, меры борьбы. (ОПК-6)
7. Общее строение цестод. Цистицеркозы крупного рогатого скота и свиней, меры борьбы. (ОПК- 6)
8. Ларвальные цестодозы с/х животных и имагинальные цестодозы собак и пушных зверей, меры борьбы. (ОПК-6)
9. Аноплоцефалятозы жвачных (мониезиозы, тизаниезиоз, авителлиноз) и аноплоцефалятозы лошадей,меры борьбы. (ОПК-6)
10. Трематодозные и цестодозные заболевания птиц, меры борьбы. (ОПК-6)
11. Анатомо-морфологическая характеристика и биологические особенности празитических нематод. (ОПК-6)
12. Оксиуратозы с/х животных Оксиуроз лошадей, пассалуроз кроликов), меры борьбы. (ОПК-6)
13. Аскаридатозы с/х животных (аскаридоз свиней, параскаридоз лошадей, токсокароз и токсаскаридоз плотоядных), меры борьбе. (ОПК-6)
14. Стронгилятозы пищеварительного тракта лошадей (деляфондиоз, альфортиоз, трихонематоз) вызываемые личинками и половозрелыми возбудителями, меры борьбы. (ОПК-6)
15. Трихостронгилидозы пищеварительного тракта жвачных (гемонхоз, нематодироз, коопериоз, остертаиоз, трихостронгилез), меры борьбы. (ОПК-6)
16. Стронгилятозы пищеварительного тракта жвачных (буностомоз, эзофагостомоз, хабертиоз),меры борьбы. (ОПК-6)
17. Стронгилятозы органов дыхания жвачных(ОПК-6)
18. и свиней, меры борьбы. (ОПК-6)
19. Трихоцефалятозы (овец, свиней, трихинеллез) (ОПК-6)
20. Стронгилоидозы с/х животных. Телязиозы крс. Онхоцеркоз и парафилляриоз лошадей. Меры борьбы. (ОПК-6)
21. Акантоцефалезы с/х животных (Макраканторинхоз свиней, полиморфоз и филиколлез уток), меры борьбы. (ОПК-6)
22. Оводовые заболевания с/х животных (гиподерматоз, эдемагеноз, эстроз, ринэстроз, гастрофилез), меры
23. Кровососущие двукрылые насекомые (слепни, кома¬ры, мошки, мокрецы и мухи- жигалки),меры борьбы. (ОПК-6)
24. Вши, власоеды, пухопероеды, кровососки, блохи, клопы и меры борьбы с ними.
25. Зоофильные мухи (синантропные, мясные, трупные и мухи возбудители миазов, вольфартиоз), меры борьбы. (ОПК-6)
26. Технология приготовления и применения инсек¬тицидных препаратов для борьбы с насекомыми. (ОПК-6)
27. на животных и в животноводческих помещениях. (ОПК-6)
28. Диагностика чесоточных заболеваний (саркоптозы, псороптозы, хориоптозы, кнемидокоптоз кур, демодекозы крс и собак). (ОПК-6)
29. Проведение лечебных и профилактических меро¬приятий при чесоточных заболеваниях с/х животных в неблагополучных хозяйствах. (ОПК-6)
30. Выезд в учхоз для обработки животных против арахноэнтомозов. (ОПК-6)
31. Иксодидные клещи и меры борьбы с ними. (ОПК-6)
32. Аргасовые и гамазоидные клещи,меры борьбы. (ОПК-6)
33. Технология обработки животных против паразитиформных клещей. (ОПК-6)
• Диагностика и меры борьбы с фасциолезом (парамфистоматозом) крупного рогатого скота (овец) в хозяйстве.
• Сравнительная эффективность различных антгельминтиков. Инсектицидов, акарицидов при паразитарном заболевании животных в хозяйстве.
• Диагностика, лечение и профилактика ценуроза овец в хозяйстве.
• Диагностика, лечение и профилактика мониезиоза овец в хозяйстве.
• Распространение, диагностика и профилактика гельминтозов собак плотоядных, как источник зооантропонозов.
• Меры борьбы с аскаридозом свиней в фермерском, крестьянском, свиноводческом хозяйствах.
• Диагностика, распространение и меры борьбы с параскаридозом лошадей в хозяйстве.
• Распространение и меры борьбы с аскаридатозами собак и пушных зверей в питомнике и звероферме.
• Профилактика аскаридиоза и гетеракидоза кур на птицефабрике.
• Рациональные сроки дегельминтизации лошадей, свиней, овец и птиц при аскаридатозах, стронгилятозах в хозяйствах региона Забайкалья.
• Диагностика и организация лечебно-профилактических мероприятий при стронгилятозах овец (лошадей) в хозяйстве.
• Организация лечебно-профилактических мероприятий в хозяйстве по борьбе с диктиокаулезом крупного рогатого скота (овец).
• Распространение, диагностика и меры борьбы с телязиозом крупного рогатого скота в хозяйстве в районе.
• Анализ эпизоотологической обстановки по гельминтозам крупного рогатого скота, овец, лошадей, свиней, в районе по данным ветеринарной лаборатории и ветеринарным отчетам.
• Диагностика и организация лечебно-профилактических мероприятий при сифункулятозах телят, свиней в хозяйствах разной формы собственности, комплексе, на ферме.
• Диагностика и меры борьбы с мелофагозом овец в хозяйстве.
• Организация лечебно-профилактических мероприятий при эстрозе овец в хозяйствах региона Забайкалья.
• Лечебно-профилактические мероприятия при вольфартиозе овец в хозяйстве.
• Проведение лечебно-профилактических мероприятий в хозяйстве при гиподерматозе крупного рогатого скота.
• Диагностика и меры борьбы с гастрофилезом лошадей на ферме.
• Организация профилактических и экологических мероприятий в хозяйстве по борьбе с гнусом.
• Мухи и их эпидемиологическое и эпизоотологическое значение, меры борьбы.
• Экологические особенности распространения иксодовых клещей в Забайкалье.
• Распространение, диагностика и меры борьбы с иксодовыми клещами в хозяйстве, в районе.
• Распространение и меры борьбы с варроотозом пчел в хозяйстве, районе.
• Организация комплекса лечебно-профилактических и экологических мероприятий по борьбе с псороптозом овец, крупного рогатого скота в хозяйстве.
• Организация мероприятий по борьбе с саркоптозом свиней в зимний период.
• Диагностика и лечение собак при демодекозе.
• Распространение, диагностика и меры борьбы с эймериозом ягнят, телят, кур, кроликов в хозяйстве, на ферме.
• Организация профилактических мероприятий против варроотоза пчел на пчелопасеках
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
для учета в рейтинге (оценка)
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п