учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Землеустройство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Манханов А.Д.
(представитель работодателя)
Задачи: обоснование значимости экологии, как важнейшего компонента современного естествознания; изучение основных положений общей экологии, как научной базы охраны окружающей среды; развитие у студентов способности планирования своей профессиональной деятельности на основе экологических законов природной среды; формирование у студентов основ экологической культуры, профессиональной экологической грамотности.
ОПК-2: Способен выполнять проектные работы в области землеустройства и кадастров с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений;
Знает и понимает: посредственно методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Знает и понимает: хорошо методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Знает и понимает: в полной мере методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Знает и понимает: посредственно эффективность взаимодействия с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
Знает и понимает: хорошо эффективность взаимодействия с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
Знает и понимает: в полной мере эффективность взаимодействия с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
Знает и способен оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Знает и понимает: хорошо оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Знает и понимает: в полной мере оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Умеет: посредственно использовать методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Умеет: хорошо использовать методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Умеет: в полной мере использовать методы поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Умеет: посредственно взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды результата.
Умеет: хорошо взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
Умеет: в полной мере взаимодействовать с другими членами команды, в т.ч. участвует в обмене информацией, знаниями и опытом, и презентации результатов работы команды
Умеет: посредственно оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Умеет: хорошо оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Умеет: в полной мере оформлять специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
:
Владеет слабо навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет хорошо навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет свободно навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет слабо навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет хорошо навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет свободно навыками поиска и анализа нормативных правовых документов, регламентирующих различные аспекты профессиональной деятельности в области ландшафтной архитектуры
Владеет слабо навыками оформления специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Владеет хорошо навыками оформления специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
Владеет свободно навыками оформления специальные документы для осуществления профессиональной деятельности с учетом нормативных правовых актов
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Сборник заданий для самостоятельной работы обучающихся по экологическим дисциплинам. - Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2018. - 107 с.
Экология : учебное пособие для обучающихся по направлениям подготовки бакалавриата / М-во сел. хоз-во РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. Н. Ю. Поломошнова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 111 с.
Пушкарь, В. С. Экология: учебник / В.С. Пушкарь, Л.В. Якименко. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 397 с.
Маринченко, А. В. Экология: учебник для бакалавров / А. В. Маринченко. - 8-е изд., стер. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 304 с.
Экология и устойчивое сельское хозяйство: Интерактивный курс / ред. О. А. Соколов, А. В. Мерзлов, О. И. Аристова. - М.: МСХА, 2000. - 284 с. (30 экз.)
Николайкин, Н. И. Экология: учебник / Н. И. Николайкин, Н. Е. Николайкина, О. П. Мелехова. — 9-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2021. — 615 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Экология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Что в переводе с латинского означает термин «экология»?
а) место обитания; б) наука о доме; в) наука об окружающей среде.
2. Какой ученый ввел в науку термин «экология»:
а) Дарвин; б) Геккель; в) Докучаев; г) Сукачев.
3. Немецкий ученый Э. Геккель ввел в науку термин:
а) биосфера; б) сукцессия; в) экология; г) кислотные дожди
4. В переводе с латинского термин «экология» означает:
а) наука о живых организмах; б) наука о доме; в) место обитания; г) учение о биосфере.
5. Какой раздел экологии называют экологией сообществ (биоценология):
а) аутэкология; б) синэкология; в) демэкология
6. Какой раздел биоэкологии изучает отношения организма и его среды:
а) демэкология; б) аутэкология; в) синэкология; г) биоценология.
7. Экология – это:
а) наука о взаимоотношениях человека с окружающей средой; б) наука о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой; в) охрана природы и рациональное природопользование
8. Предметом изучения экологии являются:
а) морфологическое строение и распространение растений на Земле; б) анатомическое, морфологическое строение растений и животных; в) взаимоотношения живых организмов между собой и с окружающей их средой; г) строение оболочек Земли (атмо – гидро- литосферы).
9. Головным законодательным актом прямого действия, определяющим государственную политику в области охраны окружающей среды и природопользования, является:
а) ФЗ «Об охране окружающей среды»; б) Лесной кодекс; в) Земельный кодекс; г) ФЗ «Об экологической экспертизе»
10. Совокупность отрицательных, опасных явлений, возникающих в окружающей среде в результате нерациональной хозяйственной деятельности человека, которые, в конечном счете, оказываются вредными для него самого - это:
а) закон толерантности; б) закон Б.Коммонера; в) эффект «бумеранга».
11. Биосфера – это:
а) биоценоз; б) сообщество; в) экосистема.
12. Какой термин ввел английский ученый Тенсли в 1935 году?
а) биогеоценоз; б) экосистема; в) биоценоз; г) биосфера; д) популяция
13. Сообщество растений, животных, микроорганизмов и грибов, населяющих одну территорию, взаимно связанных в цепи питания и влияющих друг на друга, называется:
а) биоценозом; б) фитоценозом; в) зооценозом.
14. Биомассу наземных биоценозов составляют преимущественно:
а) продуценты; б) консументы; в) редуценты
15. Относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, занятое биоценозом называют:
16. Энергия солнечного света может быть преобразована в энергию химических веществ:
а) продуцентами; б) консументами; в) редуцентами.
17. Живые организмы, разрушающие готовые органические вещества до минеральных соединений, называют:
а) консументами; б) комменсалами; в) продуцентами; г) редуцентами; д) автотрофами.
18.Органическая масса, создаваемая растениями за единицу времени называется:
а) первичная продукция сообщества; б) вторичная продукция сообщества; в) чистая продуктивность сообщества
19. В структуре экосистемы выделяют __________ и _________ компоненты.
а) твердый; б) биотический; в) абиотический; г) социальный; д) газообразный
20. Перенос энергии и вещества в ряду живых организмов при поедании последующим элементом предыдущего называется:
а) сукцессия; б) пищевая цепь; в) биотические факторы; г) популяция
21. Выносливость вида по отношению к колебаниям какого-либо экологического фактора – это:
а) толерантность; б) констелляция; в) популяция.
22. Правило, согласно которому на каждом этапе передачи вещества и энергии по трофической цепи теряется примерно 90% энергии, называют принципом...
а) А.Уоллеса; б) Р. Линдемана; в) Ч. Элтона; г) Шелфорда
23. Если сукцессия начинается на участке, откуда было удалено прежнее сообщество, то ее называют:
а) первичная; б) вторичная, в) гетеротрофная
24. Последовательную смену одного биоценоза другим на определенном участке земной поверхности называют:
а) популяция; б) сукцессия; в) гомеостаз; г) адаптация
25. Если сукцессия является результатом внешнего воздействия, то ее называют:
а) аутогенной; б) аллогенной; в) первичной; в) вторичной.
26. Экологическая ниша – это:
а) территория преимущественного обитания какого-то вида; б) систематическое положение организма; в) позиция вида в сообществе и в соотношении с другими видами и средой обитания; г) территория, в пределах которой осуществляется конкурентная борьба между видами.
27. Вторичная трансформированная человеком искусственная элементарная единица биосферы – это:
а) биогеоценоз; б) агроэкосистема; в) экотоп; г) фитоценоз.
28. Виды, преобладающие по численности, массе, развитию в биоценозе называют:
а) эдификаторы; б) ксенобиотики; в) доминанты; г) автотрофы.
29. Все возможные влияния, которые испытывает живой организм со стороны окружающих его живых существ – это:
а) абиотические факторы; б) антропогенные факторы; в) биотические факторы
30. Установите соответствие между группами экологических факторов по происхождению и их видами.
1. Абиотические, а) вырубка лесов; б) свет
2. Биотические; в) хищничество; г) влажность;
3. Антропогенные д) загрязнение О.С., е) аменсализм
31. Прямое осознанное или косвенное и неосознанное воздействие человеческой деятельности, вызывающее изменение природной среды, естественных ландшафтов – это:
а) биотические факторы; б) абиотические факторы; в) лимитирующий фактор; г) антропогенные факторы.
32. Компоненты и явления неживой, неорганической природы, прямо или косвенно воздействующие на живые организмы – это:
а) абиотические факторы; б) биотические факторы; в) антропогенные факторы;
33. Какой ученый сформулировал «закон толерантности»:
а) Тенсли; б) Геккель; в) Шелфорд; г) Либих
36. Какой ученый в 1840 г. ввел понятие о лимитирующих факторах и сформулировал закон минимума:
а) Геккель; б) Вернадский; в) Либих; г) Зюсс
34. К неисчерпаемым природным ресурсам относится:
а) вода; б) почва; в) растительный мир; г) полезные ископаемые.
35. К невозобновимым природным ресурсам относятся:
а) энергия Солнца; б) вода; в) растительный и животный мир; г) полезные ископаемые.
36. Расшифруйте термин «ПДВ»: а) предельно допустимые выбросы; б) предельно допустимый выхлоп; в) предел допустимых воздействий; г) предельное давление воздуха; д) предельно достигаемый выброс.
37. Изучение качества среды по присутствию определенных видов живых организмов и их состоянию:
а) биоиндикация; б) мониторинг; в) моделирование; г) эксперимент.
38. ПДК – это:
а) количество вещества в почве, которое не оказывает токсичного и концерогенного воздействия на живые организмы; б) концентрация химического вещества, которое не оказывает прямого или косвенного вредного воздействия на человека и окружающую среду; в) процентное содержание вредных веществ в утилизируемых продуктах; г) предельное количество вещества, разрешаемое к выбросу от данного источника, не превышающее опасную для людей концентрацию.
39. Расшифруйте термин «ПДК»:
а) положительно действующее вещество; б) предельная деятельность концентрации; в) предельно допустимая концентрация; г) предельно достигаемая концентрация.
40. Такой способ производства, при котором вредное воздействие на О.С. ограничивается предельно допустимыми нормативами, но при этом часть ресурсов переходит в отходы, которые направляют на хранение или захоронение – это:
а) безотходная технология; б) малоотходная технология; в) комплексное использование природных ресурсов; г) вторичное использование природных ресурсов.
а) 2; б) 3; в) 4; г) 5.
42. Нефть, уголь – это природные ресурсы:
а) заменимые; б) незаменимые; в) рекреационные; г) общественные.
43. По масштабам территориального охвата компонентов биосферы выделяют такие виды мониторинга, как … (2 ответа):
а) глобальный; б) биоэкологический; в) природно-хозяйственный; г) региональный.
44. Совокупность превращений и пространственных перемещений определенного вещества или группы веществ на всех этапах его использования человеком – это:
а) природопользование; б) малоотходная технология; в) ресурсный цикл (антропогенный круговорот).
45. Применительно к производственной практике, какой вид использования природных ресурсов предполагает внедрение безотходных технологий:
а) вторичное; б) дублированное; в) комплексное использование природных ресурсов
46. Космос относится к ………. ресурсам.
а) национальным; б) локальным; в) региональным; г) международным
47. Из предложенного перечня выберите то положение, которое характеризует понятие мониторинга:
а) наблюдение; б) адаптация; в) экспертиза; г) популяция.
Задания 2 модуля
1. Фотооксиданты образуются в атмосфере преимущественно при формировании:
а) смога лондонского типа; б) смога лос–анжелесского типа; в) смога арктического типа; г) смога всех типов.
2. Увеличение кислотности дождей, снега, туманов не связано с увеличением выбросов в атмосферу:
а) СН4; б) SO2; в) CO2; г) NOx.
3. Озоновый слой атмосферы выполняет следующую функцию:
а) способствует поддержанию теплового баланса Земли; б) снижает уровень инфракрасного солнечного излучения, чем препятствует перегреву атмосферы Земли; в) препятствует загрязнению атмосферы; г) снижает уровень жесткой коротковолновой ультрафиолетовой радиации.
4. В какой части атмосферы находится озоновый слой?
а) тропосфера; б) экзосфера; в) мезосфера; г) стратосфера
5. В атмосфере Земли содержится 20,95%:
а) азота; б) аргона; в) углекислого газа; г) кислорода.
6. В атмосфере Земли содержится 0,03%:
а) азота; б) аргона; в) углекислого газа; г) кислорода
7. Выберите 2 правильных ответа. Возникновение «парникового эффекта» связано с увеличением в атмосфере содержания:
а) частиц пыли; б) аммиака; в) углекислого газа; г) угарного газа; д) метана
8. Как известно сокращение площади тропических лесов (вырубка) ведет к повышению концентрации углекислого газа в атмосфере. Укажите, что является прямым следствием повышения концентрации углекислого газа в атмосфере:
а) пыльные бури; б) парниковый эффект; в) образование озоновых дыр; г) снижение урожайности сельскохозяйственных культур
9. Загрязнение парниковыми газами принято считать:
а) глобальным; б) региональным; в) локальным; г) национальным
10. Основным компонентом, какого смога, является озон:
а) черный смог; б) белый смог; в) ледяной смог.
11. Назовите основную составную часть черного (лондонского смога):
а) фреоны; б) диоксид серы; в) озон; г) аммиак.
12. Диоксид серы (SO2):
а) вызывает образование озоновых дыр; б) является основным парниковым газом; в) является составной частью черного смога.
13. Выберите правильные ответы (от 1 до 5) из предложенных вариантов. Последствиями снижения концентрации озона в атмосфере Земли могут стать:
а) многочисленные солнечные ожоги человека, животных и растений;
б) рост заболеваемости людей раком кожи;
в) развитие глазных болезней человека;
г) стимулирование работы иммунной системы человека и животных;
д) интенсификация фотосинтеза у растений.
14. Разрушение озонового слоя происходит под воздействием:
а) диоксида серы; б) инертных газов; в) фреонов; г) угарного газа.
15. Выберите правильные ответы (от 1 до 5) из предложенных вариантов. Последствиями выпадения кислотных осадков являются:
а) выщелачивание металлов из почвы;
б) повышение устойчивости лесов к природным загрязнителям и болезням;
в) закисление озер и гибель гидробионтов;
г) гибель хвойных и поражение лиственных лесов;
д) усиленное развитие фитопланктона и эвтрофикация водоемов.
16. В 1985 году была принята _________ конвенция «Об охране озонового слоя».
а) Базельская б) Венская в) Женевская; г) Лондонская
17. Наиболее эффективное мероприятие против «кислотных осадков» − ____________
18. Кислотный дождь имеет рН:
а) более 8; б) 7 – 7,5; в) менее 6,5; г) менее 5,6.
19. Тепловое загрязнение воды - это загрязнение
а) химическое; б) физическое; в) биологическое; г) механическое
20. Эвтрофикация – это:
а) загрязнение водоема; б) увеличение биологической продуктивности водоема; в) метод очистки сточных вод; г) засоление водоема
21. Укажите, какой из перечисленных ниже признаков эвтрофикации (цветения) водоемов является неверным:
а) массовое размножение фитопланктона; б) изменение окраски воды; в) ухудшение кислородного режима водоема; г) усиление размножения рыбы в условиях увеличения количества корма.
22. Укажите неверные утверждения (от 1 до 4 правильных ответов).
а) Вода входит в состав клеток и тканей живых организмов; б) Вода не участвует в процессе почвообразования; в) Биологическое загрязнение воды создается болезнетворными микроорганизмами; г) Процессы нейтрализации и флотации характерны для механической очистки воды.
23. Заполните пропуск. Гибель планктона, разнообразных видов водных растений, рыб и других обитателей озер в Канаде, Швеции, Норвегии и Финляндии в конце 20 века вызвана ___________ воды.
а) минерализацией; б) закислением; в) опреснением; г) эвтрофикацией.
24. Выберите правильные ответы (от 1 до 4) из предложенных вариантов.
а) Тепловое загрязнение воды - это загрязнение химическое; б) Кислотными называют осадки, содержащие сернистую, серную и азотную кислоту; в) Самоочищение воды на Севере идет быстрее; г) Отстаивание, фильтрование, процеживание относятся к механической очистке воды.
25. Крупнейшим потребителем пресной воды является...
а) животноводство; б) растениеводство; в) рыболовство; г) лесоводство.
26. Соединение какого тяжелого металла, содержащегося в сточных водах промышленных предприятий, стало причиной возникновения болезни Минамата?
а) свинец; б) ртуть; в) кадмий; г) медь.
27. Вода, благодаря высокой ____________,служит регулятором климатических процессов глобального масштаба.
а) концентрации; б) текучести; в) инертности; г) теплоемкости.
28. Большие железобетонные резервуары, в которых смешанные с активным илом сточные воды подвергаются насыщению кислородом путем продувания через них воздуха, называются:
а) аэротенки; б) отстойники; в) метатенки
29. Установите соответствие.
1. Механическая очистка воды а) нейтрализация
2. Биологическая очистка б) аэротенки
3. Химическая очистка в) нефтеловушки, жироловки
30. При каком методе очистки воды используют активированный уголь, гранулированный торф:
а) биологическом; б) химическом; в) механическом.
31. Основой метода биологической очистки сточных вод является:
а) удаление органических загрязнителей при помощи химических реагентов; б) минерализация органических загрязнителей при помощи аэробных биохимических процессов; в) использование сорбционных процессов с применением активированных углей; г) обработка воды ультрафиолетовыми лучами для разложения органических загрязнителей.
32. Для обеззараживания сточных вод применяют _______.
а) дегазацию; б) дезодорацию; в) хлорирование; г) коагуляцию.
33. К сооружениям механической очистки сточных вод относятся:
а) биологические пруды; б) аэротенки; в) метантенки; г) решетки, песколовки, отстойники.
34. Техническая система, при которой предусмотрено многократное использование в производстве отработанных вод при очень ограниченном их сбросе в водоемы, называется:
а) оборотным водоснабжением; б) экономичным водоснабжением; в) минимальным водоснабжением; г) оптимальным водоснабжением.
35. Процесс разрушения и сноса почв водой или ветром, ведущий к снижению их плодородия и нарушению роли почв в круговороте веществ в биосфере:
а) опустынивание; б) эрозия; в) рекультивация; г) засоление.
36. Укажите верные утверждения (не менее 2 ответов):
а) азотные и фосфорные удобрения, попадая в водоемы, вызывают развитие процесса эвтрофикации; б) хлорорганические пестициды – это один из видов минеральных удобрений, используемых в сельском хозяйстве; в) пестициды не обладают способностью накапливаться в организме человека; г) сидерация – это выращивание растений на «зелёные удобрения».
37. Что такое дефляция:
а) прием биологического земледелия; б) ветровая эрозия; в) водная эрозия; г) прием почвозащитной обработки почвы; д) дисбаланс химических элементов в почве.
38. Способ утилизации органических отходов с помощью червекультуры называют:
а) рекультивация; б) вермикомпостирование; в) органическое земледелие; г) биогумус.
39. Возвращение плодородия нарушенным землям называют:
а) мелиорацией; б) деградацией; в) реактивацией; г) рекультивацией.
40. Какие факторы способствуют возникновению ветровой эрозии?
41. Предупреждению эрозии почвы способствует:
а) перевыпас скота; б) создание лесных полос; в) сведение лесов; г)распашка склонов.
42. Одним из методов альтернативного земледелия является замена минеральных удобрений навозом, компостами, зеленым удобрением. Растения, какого семейства используются в качестве зеленого удобрения:
а) мятликовые; б) бобовые; в) капустные; г) сельдерейные
43. В каком году был принят закон «Об охране озера Байкал»:
а) 1993 г; б) 1995 г; в) 1999 г; г) 2000 г.
44. Сколько экологических зон выделяют на Байкальской природной территории:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4
1. Предмет и задачи сельскохозяйственной экологии (УК-3; ОПК-2).
2. Экологическая проблема. Причины возникновения экологических проблем (УК-3; ОПК-2).
3. Экологический кризис и экологическая катастрофа (УК-3, ОПК-2).
4. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Состав и структура биосферы (УК-3, ОПК-2).
5. Сукцессия и гомеостаз. Виды сукцессий (УК-3; ОПК-2).
6. Пищевые цепи и пищевые сети. Правило 10%. Пищевые цепи в агроценозе (УК-3; ОПК-2).
7. Значение экологии для сельского хозяйства. Агросфера, агроэкосистемы (УК-3, ОПК-2).
8. Естественные экосистемы и агроэкосистемы (УК-3; ОПК-2).
9. Биоценоз. Структуры биоценоза (УК-3; ОПК-2).
10. Использование концепции лимитирующего фактора в аграрном производстве (УК-3, ОПК-2).
11. Особенности функционирования агроэкосистем (УК-3, ОПК-2).
12. Лимитирующие факторы. Закон минимума и закон толерантности ((УК-3, ОПК-2).
13. Экологические факторы. Совместное действие экологических факторов на организмы (УК-3, ОПК-2).
14. Толерантность. Эврибионтные и стенобионтные организмы (УК-3; ОПК-2).
15. Популяция. Основные характеристики популяций (УК-3; ОПК-2).
16. Регуляции численности популяций (УК-3; ОПК-2).
17. Популяционный подход к изучению природы (УК-3; ОПК-2).
18. Стратегии развития популяций (УК-3; ОПК-2).
19. Устойчивость и пути повышения продуктивности агроэкосистем (УК-3; ОПК-2).
20. Круговорот веществ и потоки энергии в агроэкосистемах (УК-3; ОПК-2).
21. Биотические факторы (примеры отношений между организмами в агроэкосистемах) (УК-3; ОПК-2).
22. Виды абиотических факторов, их действие на организм. Влияние абиотических факторов на урожайность и качество с/х культур (УК-3; ОПК-2).
23. Основные элементы агробиоценоза и связи между ними (УК-3; ОПК-2).
24. Понятие «экологически безопасная продукция». Способы минимизации загрязнения сельскохозяйственной продукции (УК-3; ОПК-2).
25. Источники и виды загрязнения воды (УК-3; ОПК-2).
25. Эвтрофикация водоемов, ее экологические и санитарно – гигиенические последствия (УК-3; ОПК-2).
26. Атмосфера: строение, значение для биосферы (УК-3; ОПК-2).
27. Методы очистки сточных вод (УК-3; ОПК-2).
28. Экологические и экономические последствия кислотных дождей (УК-3; ОПК-2).
29. Истощение озонового слоя; причины и экологические последствия (УК-3; ОПК-2).
30. Последствия глобального потепления (УК-3; ОПК-2).
31. Потепление и сельское хозяйство России (УК-3; ОПК-2).
32. Смог: виды, причины возникновения (УК-3; ОПК-2).
33. Пути снижения загрязнения атмосферного воздуха (УК-3; ОПК-2).
34. Экологические функции почвенного покрова в биосфере, меры по их поддержанию (УК-3; ОПК-2).
35. Глобальная проблема опустынивания (УК-3; ОПК-2).
36. Экологические проблемы применения минеральных и органических удобрений (УК-3; ОПК-2).
37. Эрозия почв. Меры по борьбе с эрозией. Почвозащитные севообороты и способы обработки почвы (УК-3; ОПК-2).
38. Пестициды, их воздействие на окружающую природную среду (УК-3; ОПК-2).
39. Нитратная проблема. Азотные удобрения, их свойства, особенности трансформации в почве и экологически безопасное применение (УК-3; ОПК-2).
40. Экологические проблемы механизации сельского хозяйства (УК-3; ОПК-2).
41. Проблема ГМО в сельском хозяйстве (УК-3; ОПК-2).
42. Экологические последствия осушения и орошения почв (УК-3; ОПК-2).
43. Природные ресурсы. Классификации природных ресурсов (УК-3; ОПК-2).
44. Безотходное и малоотходное производство (на примере аграрного производства) (УК-3; ОПК-2).
45. Рациональное и нерациональное природопользование. Экологические законы Б. Коммонера (УК-3; ОПК-2).
46. Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды (УК-3; ОПК-2).
47. Нормирование качества окружающей природной среды. Классы опасности загрязняющих веществ (УК-3; ОПК-2).
48. Цель задачи и объекты агроэкологического мониторинга (УК-3; ОПК-2).
49. Основные принципы проведения агроэкологического мониторинга (УК-3; ОПК-2).
51. Уникальность экосистемы озера Байкал. Байкал как участок Всемирного наследия (УК-3; ОПК-2).
52. Экологические проблемы Байкальского региона (УК-3; ОПК-2).
53. Оценка состояния земель в РБ (УК-3; ОПК-2).
54. Загрязнение почв и окружающей среды диоксинами, тяжелыми металлами (ОПК-1; ОПК-2).
55. Альтернативное земледелие. Пермакультур (УК-3; ОПК-2).
56. Оптимизация агроландшафтов (УК-3; ОПК-2).
57. Экологические проблемы животноводства (УК-3; ОПК-2).
58. Характеристика вермикультуры и биогумуса, их агроэкологическое значение (УК-3; ОПК-2).
59. Современные экологические проблемы сельского хозяйства в России (УК-3; ОПК-2).
60. Управление природоохранной деятельностью в сельском хозяйстве (УК-3; ОПК-2).
2. Экосистемы. Изменение экосистем: сукцессии.
3. Биосферная роль живых организмов.
4. Влияние абиотических факторов на урожайность и качество сельскохозяйственных культур
5. Агроэкосистемы. Круговорот веществ в агроэкосистемах.
6. Агробиоценоз (основные элементы, связи между ними).
7. Роль сорных растений и насекомых в агроценозе.
8. Использование концепции лимитирующего фактора в аграрном производстве.
9. Отношение хищник - жертва в агроэкосистемах.
10. Конкурентные отношения в природе (на примере агроценозов).
11. Симбиоз и паразитизм как формы экологических отношений.
12. Значение экологии для сельского хозяйства. Агроэкосистемы и их особенности.
13. Виды экологических катастроф.
14. Природные ресурсы Земли как лимитирующий фактор выживания человека.
15. Миграция загрязнений по пищевым цепям.
16. Организация экологического мониторинга на землях сельскохозяйственного пользования
17. Кислотные дожди. Эколого-экономические последствия.
18. Экологические проблемы сельского хозяйства.
19. Экологическое значение севооборотов в сельском хозяйстве.
20. Экологизация сельского хозяйства
21. Агроэкологический мониторинг.
22. Биоиндикация как один из методов экологического мониторинга.
23. Фитоиндикация в сельском хозяйстве.
24. Биоиндикация в агроэкосистемах.
25. Экологическая биотехнология.
26. Глобальный характер продовольственной проблемы. Пути ее решения.
27. Ресурсы и ресурсосбережение в сельском хозяйстве.
28. Безотходное и малоотходное производство в системе АПК.
29. Производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции
30. Вермикомпостирование, его агроэкологическое значение.
31. Пермакультура.
32. Экологическое значение альтернативных систем земледелия.
33. Глобальная проблема опустынивания.
34. Загрязнение почв и О.С. диоксинами.
35. Влияние потепления климата на сельское хозяйство России.
36. Экологические последствия от применения пестицидов. Охрана почв от загрязнения пестицидами.
37. Экологические последствия нерационального применения минеральных и органических удобрений.
38. Экологические проблемы механизации и пути их решения.
39. Экологические проблемы применения отходов животноводства и их влияние на окружающую среду.
40. Организация природоохранной деятельности в сельском хозяйстве.
41. Устойчивое развитие и сельское хозяйство.
42. Экологические проблемы сельского хозяйства РБ.
43. Экологическая маркировка сельскохозяйственной (органической) продукции.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
для учета в рейтинге (оценка)
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п