учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: ознакомление с историй охотоведения как науки; рассмотреть научно-исследовательские учреждения, занимающиеся вопросами охотничьего хозяйства, ведущих ученых охотоведов страны ; изучить основные блоки охотоведческих дисциплин, иметь представление об их направленности; ознакомиться с техникой безопасности при работе в горно- таёжной местности и на водоёмах.
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах;
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ИД-1 Знает понятия инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру; базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПКС-1 Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации
ИД-1 Знает законодательство Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодательство Российской Федерации в сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
ПКС-9 Способен проводить научные исследования в области биологии охотничьих животных, среды их обитания, воспроизводства, и рационального использования.
ИД-1 Знает биологию охотничьих животных, особенности поведения охотничьих животных в природной среде
ПКС-1: Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации;
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ИД-1 Знает понятия инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру; базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПКС-1 Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации
ИД-1 Знает законодательство Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодательство Российской Федерации в сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
ПКС-9 Способен проводить научные исследования в области биологии охотничьих животных, среды их обитания, воспроизводства, и рационального использования.
ИД-1 Знает биологию охотничьих животных, особенности поведения охотничьих животных в природной среде
ПКС-9: Способен проводить научные исследования в области биологии охотничьих животных, среды их обитания, воспроизводства, и рационального использования.;
УК-9 Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ИД-1 Знает понятия инклюзивной компетентности, ее компоненты и структуру; базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПКС-1 Способен осуществлять мониторинг нормативных правовых актов в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, природоохранного, лесного и трудового законодательства Российской Федерации
ИД-1 Знает законодательство Российской Федерации в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов, законодательство Российской Федерации в сфере оборота и применения оружия, законодательство Российской Федерации в сфере туристской деятельности;
ПКС-9 Способен проводить научные исследования в области биологии охотничьих животных, среды их обитания, воспроизводства, и рационального использования.
ИД-1 Знает биологию охотничьих животных, особенности поведения охотничьих животных в природной среде
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Тема. Ученые-охотоведы, охотоведческие школы. История охотоведческого образования. Особенности обучения в вузе.
Тема. Охота как отрасль хозяйствования первобытного человека. Ведение охоты.
Тема. Охотничье хозяйство в дореволюционной России. Становление и развитие охотничьего хозяйства в советский период, основные этапы.
Отрасли охотоведения.
Ученые-охотоведы, охотоведческие школы. Охотоведы Бурятии.
Понятие об охоте. Охотничье хозяйство — отрасль материального производства
Понятие о хозяйственно культурном типе (ХКТ). Охота первобытного человека.
Охотничье хозяйство в дореволюционной России. Охота у бурят. Смена приоритетов.
Проверка реферата
Участие в круглом столе
Современное состояние охотничьего хозяйства мира и страны
Ведущие ученые-охотоведы страны, охотоведческие школы.
Эволюция охоты во временном аспекте.
Предоставление конспекта
Проверка реферата
Участие в круглом столе
Тема. Биотехнические мероприятия.
Тема. Общие принципы рационального природопользования. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов. Ресурсы животного мира.
Тема. Современное содержание и задачи охраны природы, сохранения биоразнообразия.
Охотничий минимум. Техника безопасности, выживание в экстремальных условиях.
Тестирование
Понятие о мелиорации охотничьих угодий.
Принципы рационального ведения охотничьего хозяйства
Общие принципы рационального природопользования. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов
Представление конспекта
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень дискуссионных тем и вопросов для «круглого стола»
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Темы конспектов
Темы рефератов,
Комплект тестовых заданий
Введение в профессию
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Особо охраняемые природные территории, их основные задачи, в том числе, имеющие биотехнический аспект. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
2. Схема классификации техники добывания по Силантьеву А.А. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
3. Биология охотничьих зверей из отряда Зайцеобразных. (ОК-7, ПК-3, ПК-8)
4. Виды охоты по охотхозяйственному назначению. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
5. Акклиматизация и реакклиматизация — определения (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
6. Запрещённые способы охоты. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
7. Биология охотничьих зверей из отряда Грызунов – белка.сурки, ондатра, нутрия, бобр). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
8. Биология охотничьих зверей из отряда Грызунов - сурки, ондатра, нутрия, бобр. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
9. Деление способов охоты на 6 групп по особенностям использования орудий охоты. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
10. Биология охотничьих зверей из отряда Грызунов – ондатра. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
11. Облава (загон, нагон, прогон, оклад). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
12. Биология охотничьих зверей из отряда Хищных семейства Псовых (волк, лисица, песец, корсак, шакал, енотовидная собака). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
13. Охота на медведя (на берлоге, убуре, приваде и др.). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
14. Биология охотничьих зверей из отряда Хищных семейства Псовых (волк, лисица, песец, корсак, шакал, енотовидная собака). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
15. Добыча полуводных зверей. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
16. Охота на боровую дичь. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
17. Промысловые копытные Бурятии и способы охоты на них. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
18. Техника добывания пушных видов грызунов. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
19. Охота на мелких куньих. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
20. Охота на водоплавающую дичь. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
21. Самоловная охота (добыча массовых видов). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
22. Биология охотничьих зверей из отряда Хищных семейства Медвежьи (бурый, белый, гималайский медведи). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
23. Охота с манными животными (птицы, северный олень, собаки и др.). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
24. Биология охотничьих зверей из отряда Хищных семейства Кошачьих (амурский дикий кот, манул, камышовый кот, рысь, леопард, ирбис, тигр). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
25. Охота с ружьём без помощи собаки. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
26. Биология охотничьих зверей из отряда Парнокопытных семейства Оленьих (косуля, благородный олень, лань, лось, северный и пятнистый олени). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
27. Охота с ружьём при помощи собаки. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
28. Опадные стационарные самоловы (кулемки, пасти, плашки и др.) (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
29. Охота с манками (труба, ваба, свистки и др.). (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
31. Наиболее распространённые породы охотничьих собак, применяемые в Бурятии. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
32. Способы охоты на норных животных. (УК-9, ПКС-1, ПКС-9).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Охотничье хозяйство, как отрасль народного хозяйства.
2. Ученые-охотоведы, их вклад в развитие отрасли.
3. Охота у первобытных людей.
4. Развитие охотничьего хозяйства в мире.
5. Охотничье хозяйство в дореволюционной России.
6. Этапы становления и развития охотничьего хозяйства в советский период.
7. Современное состояние охотничьего хозяйства России, его структура.
8. Органы управления охотничьим хозяйством.
9. Основные законы и нормативные акты в охотничьем хозяйстве.
10. Государственные органы, осуществляющие контроль за использованием охотничьих животных.
11. Охотничьи традиции и этика.
12. Одежда, обувь и снаряжение охотника.
13. Охотничье оружие и боеприпасы.
14. Правила обращения с охотничьим оружием. Техника безопасности.
15. Самоловы. Приманки.
16. Охотничьи собаки. Основные породы.
17. Охотничий участок и его оборудование.
18. Питание на охоте.
19. Поведение на воде. Техника безопасности.
20. Ориентирование на местности.
21. Что включает в себя понятие «охотоведение»?
22. Кратко расскажите об этапах становления и развития охотничьего хозяйства в России.
23. Что можно отметить в истории развития охоты? Какие основные моменты были в этой истории?
24. Какие разделы охотоведения выделял О.К. Гусев (1974)?
25. Московской школы охотоведения;
26. Сибирскую школу охотоведения;
27. Профессор Борис Михайлович Житков (1872-1943);
28. Профессор Мантейфель Петр Александрович (1882-1960).
29. Этапы становления и развития охотничьего хозяйства в советский период.
30. Современное состояние охотничьего хозяйства России, его структура.
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
1. Ученые-охотоведы, охотоведческие школы. Охотоведы Бурятии.
2. Охотничье хозяйство в дореволюционной России.
3. Охота у бурят. Смена приоритетов.
4. Развитие охотничьего хозяйства в мире.
5. Охотничье хозяйство в дореволюционной России.
6. Этапы становления и развития охотничьего хозяйства в советский период.
7. Современное состояние охотничьего хозяйства России, его структура.
8. Что включает в себя понятие «охотоведение»?
9. Кратко расскажите об этапах становления и развития охотничьего хозяйства в России.
10. Что можно отметить в истории развития охоты? Какие основные моменты были в этой истории?
11. Какие разделы охотоведения выделял О.К. Гусев (1974)?
12. Московской школы охотоведения;
13. Сибирскую школу охотоведения;
14. Профессор Борис Михайлович Житков (1872-1943);
15. Профессор Мантейфель Петр Александрович (1882-1960).
16. Какие В.В. Дежкин (1973, 1978) выделяет основные этапа в истории организации и развития охотничьего хозяйства?
17. Охота у первобытных людей.
18. Развитие охотничьего хозяйства в мире.
19. Охотничье хозяйство в дореволюционной России.
20. Этапы становления и развития охотничьего хозяйства в советский период.
21. Современное состояние охотничьего хозяйства России, его структура.
22. Химизация народного хозяйства и экологические проблемы.
23. Проблемы взаимного действия общества и природы.
24. Основные учения о биосфере.
25. Природные ресурсы и их классификация.
26. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов
27. Расскажите действующие правила техники безопасности на охоте.
28. Что такое охот минимум?
29. Требования техники безопасности при осуществлении охоты
31. Правила охоты
32. Маршруты и устройство бивака.
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
1. Охотоведение — наука об охоте и охотничьем хозяйстве.
2. История отечественного охотоведения.
3. Блоки дисциплин охотоведения. Отрасли охотоведения.
4. Ведущие ученые-охотоведы страны, охотоведческие школы.
5. Современное состояние охотничьего хозяйства мира и страны.
6. Охота как отрасль хозяйствования первобытного человека. Эволюция охоты во временном аспекте.
7. Охотничье хозяйство в дореволюционной России.
8. Становление и развитие охотничьего хозяйства в советский период, основные этапы
9. Орудия добычи охотничьих животных. Технология добычи.
10. Породы охотничьих собак.
11. Породы лаек России, их рабочие характеристики.
12. Биотехнические мероприятия.
13. Понятие о мелиорации охотничьих угодий.
14. Принципы рационального ведения охотничьего хозяйства
15. Охотничьи угодья и охотфауна – основной ресурс охотничьего хозяйства.
16. Акклиматизационные и реакклиматизационныеработы проводимые охотничьими хозяйствами, как аспект сохранения биоразнообразия.
17. Общие принципы рационального природопользования. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов.
1. Современное состояние охотничьего хозяйства России, его структура.
2. Принципы рационального ведения охотничьего хозяйства
3. Этапы становления и развития охотничьего хозяйства в советский период.
4. Общие принципы рационального природопользования.
5. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов Московской школы охотоведения;
6. Химизация народного хозяйства и экологические проблемы.
7. Проблемы взаимного действия общества и природы.
8. Основные учения о биосфере.
9. Природные ресурсы и их классификация.
10. Оптимизация использования важнейших природных ресурсов
11. Расскажите действующие правила техники безопасности наохоте.
12. Требования техники безопасности при осуществлении охоты
13. Расскажите о правилах обращения с оружием.
14. Правила охоты
15. Маршруты и устройство бивака.
Темы рефератов
1. Ведущие ученые-охотоведы страны, охотоведческие школы.
2. Московской школы охотоведения;
3. Сибирскую школу охотоведения;
4. Профессор Борис Михайлович Житков (1872-1943);
5. Профессор Мантейфель Петр Александрович (1882-1960).
6. Основные этапы в истории организации и развития охотничьего хозяйства по В.В. Дежкину.
Комплект тестовых заданий
для текущего контроля знаний обучающихся
Выберите один из возможных вариантов ответа:
1. Какая особенность не характерна для птиц
а) наличие роговых чешуй б) волосяной покров в) кожа тонкая без желез
г) перьевой покров
2. Сердце птиц состоит из:
а) двух камер б) трех камер в) трех камер с неполной перегородкой в области желудочка г) четырех камер
3. Отдел желудка птиц, в котором происходит выделение желудочного сока и размягчается пища, называется:
а) цедильным б) железистым в) мускульным г) краниальным
4. У какого вида птиц в результате сезонной линьки резко изменяется окраска оперенья
А) глухарь б) рябчик В) тетерев г) белая куропатка
А) только венозная б) только артериальная
В) венозная и артериальная г) смешанная
6. Отдел желудка птиц в котором перетирается пища называется
А) цедильным б) железистым В) мускульным г) краниальным
7. У каких представителей отсутствует копчиковая железа
А) утки б) лебеди В) страусы г) кулики
8. В состав органов пищеварения птиц не входит
А) желудок б) зоб В) селезенка г) поджелудочная железа
9. Самыми крупными и массивными мышцами в теле всех летающих птиц является
А) широчайшие спинные мышцы б) четырехглавые мышцы бедра
в) большие грудные мышцы в) трицепсы
10. У каких представителей отсутствует киль
а) страусовых б) пингвинов в) дроф в) голубей
11. К органам дыхания птиц не относятся:
А) легочные артерии б) легкие В) бронхи г) воздушные мешки
12. Самыми крупными и массивными мышцами в теле пингвинов является:
А) широчайшие спинные мышцы Б) четырехглавые мышцы бедра
В) большие грудные мышцы Г) трицепсы
13. В состав пояса передних конечностей птиц не входит следующий элемент:
А) лопатка б) коракоид В) подвздошная кость в) ключица
14. К органам слуха птиц относится
А) хрусталик Б) евстахиевы трубы В) радужка г) сетчатка
15. Явление подкладывания некоторыми птицами своих яиц в чужие гнезда называется А) гнездовым паразитизмом б) гнездовым комменсализмом
В) гнездовым симбиозом в) гнездовым нейтрализмом
16. Для птиц прогрессивными являются следующими чертами кроме:
А) четырех камерного сердца Б) постоянной температуры тела В) появление легких Г) двойного дыхания
17. Почему птицы заглатывают камни
А) источник кальция Б) источник минеральных соединений
В) для перетирания пищи Г) для балансировки в полете.
18. К скелету крыла не относится следующий элемент
а) цевка б) пряжка в) плечо г) запястье
19. Птицы размножаются при помощи
а) яйцеживорождения б) откладывания яиц в) живорождения г) откладывания икринок
20. Укажите семейство птиц с выводковым типом развития
а) тетеревиные б) ткачиковые в) голубиные г) удодовые
21. В Бурятии не обитает
а) даурская куропатка б) белая куропатка в) тундряная куропатка г) серая куропатка
22. Моногамный вид
а) обыкновенный глухарь б) тетерев в) лебедь-кликун г) каменный глухарь
23. Зубы млекопитающих состоят из
24. А) хряща б) дентина В) эмали г) птиалина
25. У всех млекопитающих грудная полость отделена от брюшной мускулистой перегородкой
а) брыжейкой б) ганглием в) диафрагмой в) кутикулой
26. Какой отдел головного мозга наиболее развит у млекопитающих
А) средний мозг б) мозжечок В) продолговатый мозг г) кора больших полушарий
27. К органам пищеварения млекопитающих относятся
а) диафрагма б) селезенка в) слепая кишка г) почки
28. Зимний мех характеризуется
А) большой высотой и разреженностью волосяного покрова
Б) меньший высотой и большой густотой волосяного покрова
В) большой высотой и густотой волосяного покрова
Г) не отличается по структуре от летнего
29. К органам выделения млекопитающих относятся
А) почки б) семенники В) бронхи г) легкие
30. Головной мозг млекопитающих характеризуется развитием полушарий
а) переднего мозга б) среднего мозга в) продолговатого мозга г) спинного мозга
31. Основной функцией потовых желез млекопитающих является
А) охлаждение тела и выведение избытка соли и мочевины
Б) только выведение избытка соли и мочевины
В) только охлаждение тела Г) регуляция кровяного давления
32. К органам дыхания млекопитающих относятся
А) селезенка б) дыхательные мешки В) сердце г) трахея
33. Ушная раковина (наружное ухо) развито у
а) китов б) слепышей в) дельфинов г) мышей
34. Как осуществляется газообмен у нерпы байкальской
А) легкие, воздушные мешки Б) жабры, кожное дыхание В) трахеи, воздушные мешки Г) легкие
а) выведение из организма вредных веществ б) маркировка (мечение) территории и защиты от врагов. В) поддержание водно-солевого баланса
Г) снижение кровяного давления
36. В состав кровеносной системы млекопитающих входит
а) желудок б) трахея в) правый желудочек в) желчный пузырь
37. Большинство млекопитающих обладает тонким обонянием, почти не различают запахов
А) хищные млекопитающие б) парнокопытные В) китообразные г) непарнокопытные
38. Основной функцией млечных желез является
А) мечение территории в период размножения Б) охлаждение организма
В) выкармливание детенышей Г) регуляция кровяного давления
39. Зубы млекопитающих снаружи покрыты
а) дентином б) эмалью в) хитином г) хрящом
40. Для пищеварительного тракта млекопитающих (крысы, собака) характерны следующие отделы кроме.
А) толстой кишки Б) желудка В) клоаки Г) слепой кишки
41. Сколько камер в сердце нерпы байкальской
А) две Б) три с неполной перегородкой В) четыре Г) две с неполной перегородкой
42. Сколько камер в желудке у дикого кабана
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
43. В состав пояса задних конечностей не входит следующий элемент
А) лобковая кость б) коракоид В) подвздошная кость в) седалищная кость
44. Шерстный покров полностью отсутствует у всех
А) тюленей б) китов В) слонов г) носорогов
45. Подавляющее число видов млекопитающих имеет количество шейных позвонков равное
А) 5 б) 7 В) 9 г) 11
46. Количество шейных позвонков у жирафа равно
А) 7 б) 9 В) 11 г) 12
47. Какой кровью снабжается органы млекопитающих
а) артериальный б) венозный в) смешанный г) гемолимфой
48. Слой подкожной клетчатки наибольшего развития достигает у
а) китов и тюленей б) слонов в) носорогов г) медведей
49. В состав скелета верхней конечности млекопитающих не входит
а) большая берцовая кость б) плечевая кость в) лучевая кость г) локтевая кость
50. Количество шейных позвонков у крота равно
а) 1 б) 3 в) 5 г) 7
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п