учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Лесоводство и лесоустройство
Направленность (профиль) Лесное хозяйство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Кисова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Кисова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: раскрыть механизмы образования отходов; рассмотреть особенности процесса обращения с отходами; показать значение проблемы отходов в современном мире; сформировать понимание необходимости комплексного подхода к охране окружающей природной среды
ПКС-5: Умением использовать знания технологических систем, средств и методов при решении профессиональных задач лесовосстановления, ухода за лесами, охраны, защиты и использования лесов;
Обучающийся отлично знает, как использовать технологические системы, средства и методы лесовосстановления, ухода, охраны, защиты, использования лесов.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
отечественной лесной промышленности.
отечественной лесной промышленности.
отечественной лесной промышленности.
материалов из мягких отходов переработки древесины.
материалов из мягких отходов переработки древесины.
отходов.
отходов.
материалов из мягких отходов переработки древесины.
древесный уголь, использование кусковых отходов.
федеральный классификационный каталог отходов
использования и обезвреживания.
использования и обезвреживания.
федеральный классификационный каталог отходов
человека.
лесного хозяйства в мире.
использования и обезвреживания.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
комплект тестовых заданий, комплект дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Утилизация отходов лесного хозяйства
2) охватывает все разделы дисциплины
Вариант 1
1. Промышленная экология – это наука, изучающая:
А) Взаимодействие человека и производства с окружающей средой;
Б) Взаимоотношения производства с окружающей средой;
В) Зависимость загрязнений от количества производств;
Г) Все вышеперечисленное.
2. Технологическая схема – это:
А) Чертеж, на котором показаны составные части установки.
Б) Чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части установки.
В) Чертеж, на котором условными графическими обозначениями показаны составные части установки и соединения или связи между ними.
3. Чистое производство – это:
А) Производство, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.
Б) производство, которое характеризуется непрерывным и полным применением к процессам и продуктам природоохранной стратегии, предотвращающей загрязнения окружающей среды таким образом, чтобы понизить риск для человечества и окружающей среды.
В) Производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно – гигиеническими нормами, а часть сырья и материалов может переходить в неиспользуемые отходы и направляется на длительное хранение или захоронение.
4. Безотходное производство – это:
А) Производство, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.
Б) производство, которое характеризуется непрерывным и полным применением к процессам и продуктам природоохранной стратегии, предотвращающей загрязнения окружающей среды таким образом, чтобы понизить риск для человечества и окружающей среды.
В) Производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого
5. Малоотходное производство:
А) Производство, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.
Б) производство, которое характеризуется непрерывным и полным применением к процессам и продуктам природоохранной стратегии, предотвращающей загрязнения окружающей среды таким образом, чтобы понизить риск для человечества и окружающей среды.
В) Производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно – гигиеническими нормами, а часть сырья и материалов может переходить в неиспользуемые отходы и направляется на длительное хранение или захоронение.
6. Количественным критерием малоотходного производства является:
А) коэффициент соответствия экологическим требованиям;
Б) коэффициент полноты использования энергетических ресурсов;
В) коэффициент полноты использования материальных ресурсов;
Г) коэффициент безотходности.
7. Какой принцип не относится к принципам создания безотходных и ресурсосберегающих технологий:
А) Цикличность
Б) Экологичность
В) Рациональность
Г) Системность
Д) Комплексность
Е) Технологичность
8. Основные типы промышленных загрязнителей:
А) Сточные виды и нечистоты, носители инфекции, вещества, представляющие питательную ценность для растений, органические кислоты и соли, минеральные и неорганические кислоты и соли.
Б) носители инфекции, органические кислоты, жидкие стоки.
В) сточные виды, минеральные кислоты, соли, радиоактивные вещества.
9. Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды:
А) физические, химические, физико – химические, физико – механические, биологические загрязнения;
Б) физические, химические, механические, биологические загрязнения, загрязнения, наносящие эстетический вред;
В) химические, физические, геологические, канцерогенные загрязнения.
10. Механическая обработка древесины осуществляется:
А) Резанием
Б) Раскалыванием
В) Крашением
Г) Давлением
Д) Дроблением
11. Классификация методов охраны при формировании промышленных экосистем:
А) По виду причиненного ущерба; по характеру производственной деятельности; по времени действия;
Б) По времени производственной деятельности; по характеру действия;
В) по времени проявления потерь;
Г) по виду производственной деятельности; по характеру проявления потерь; по характеру причиненного ущерба; по времени действия.
12. Классификация методов защиты от антропогенных загрязнений:
А) Технические, организационно – технологические;
Б) Технологические, организационно – технические;
В) Организационные, экономические и технические.
13. Какие методы очистки применяют в химической технологии:
А) Механические, химические, физико – химические, физические, биохимические и термические;
Б) Осаждение, абсорбция, десорбция, адсорбция, хемоадсорбция;
В) Фильтрация, дегазация, реагентные методы.
14. Виды экологической экспертизы:
А) Государственная и общественная
Б) Государственная и негосударственная
В) Государственная и публичная
15. Назвать группы отделки древесины:
А) прозрачная
Б) пузырчатая
В) непрозрачная
Г) искусственная
Д) имитационная
16. Оборотная система водоснабжения:
А) Повышение минерализации предотвращается продувкой и пополнением системы подпиточной свежей водой из природных источников
Б) Вода используется в производстве многократно без очистки или после соответствующей обработки, исключающей образование каких – либо отходов и сброс сточных вод в водоем
17. Стружка – это часть материала, срезаемая с обрабатываемого объекта за:
А) один проход резца
Б) два прохода резца
В) три прохода резца
Г) четыре прохода резца
Д) пять проходов резца
18. Какие бывают газовые выбросы по скорости поступления в атмосферу?
А) Постоянные, с интервалами, молниеносные
Б) Непрерывные, периодические, залповые, мгновенные
В) Периодические, непрерывные, пульсирующие
Вариант 2
1. Указать, какие различают направления резания при резании древесных материалов с ярко выраженной параллельно – слоистой структурой:
А) плоское
Б) осевое
В) продольное
Г) центровое
Д) поперечное
2. Как классифицируются газовые выбросы при температуре?
А) нагретые, холодные
Б) высокотемпературные, низкотемпературные
В) перегретые, переохлажденные
3. Какова классификация газовых выбросов по признакам очистки?
А) выбрасываемые без очистки, выбрасываемые с очисткой
Б) выбрасываемые без очистки, выбрасываемые после очистки
В) выбрасываемые до очистки, выбрасываемые после очистки
4. Сколько классов опасности имеют промышленные отходы?
А) 3
Б) 4
В) 5
5. Как группируются твердые отходы по их качественному составу?
А) Несгораемые, сгораемые
Б) Металлические, неметаллические
В) Растворимые, нерастворимые.
6. Источники возникновения твердых отходов в производстве:
А) добыча, переработка, применение продуктов производства
Б) обогащение, применение, утилизация продуктов производства
В) добыча, обогащение, переработка, применение, утилизация продуктов производства
7. Методы классификации и сортировки твердых отходов:
А) грохочение, гидравлическая классификация, воздушная сепарация
Б) дробление, помол
В) магнитная сепарация, высокотемпературная агломерация
8. Методы уменьшения размеров частиц твердых отходов:
А) Дробление, отсадка, брикетирование
Б) Дробление, таблетирование, агломерация
В) Помол, грохочение, флотация
Г) Дробление, помол
9. Назвать группы отделки древесины:
А) прозрачная
Б) пузырчатая
В) непрозрачная
Г) искусственная
Д) имитационная
10. Методы обогащения твердых отходов:
А) Дробление, отсадка, брикетирование
Б) Магнитная сепарация, электрическая сепарация, флотация
В) Грохочение, гранулирование, флотация
Г) Дробление, таблетирование, агломерация
11. Метод утилизации твердых отходов, заключающийся в реализации гетерогенного взаимодействия между жидкостью и твёрдым веществом:
А) Дробление
Б) Экстракция
В) Флотация
Г) Растворение
12. Механическая обработка древесины осуществляется:
А) резанием
Б) раскалыванием
Г) давлением
Д) дроблением
13. Термическая обработка ТБО не включает:
А) слоевое сжигание
Б) сжигание в кипящем слое
В) сжигание в охлаждаемом слое
14. На чем основаны гравитационные методы рекуперации твердых отходов?
А) на различии в скорости падения в жидкой (воздушной) среде частиц различного размера и плотности
Б) на различии в вязкости растворов, применяемых для рекуперации твердых отходов
В) в разделении материалов по плотности в гравитационном или центробежном поле
15. Для разрушения и удаления глинистых, песчаных и других минеральных, а также органических примесей твердых отходов используют процесс:
А) основанный на электрохимическом методе
Б) экстракции
В) флотации
Г) промывки
16. Метод, основанный на извлечении одного или нескольких компонентов из комплексного твердого материала отходов путем его избирательного растворения:
А) экстрагирование
Б) конденсация
В) кристаллизация
Г) перегонка
17. Стружка – это часть материала, срезаемая с обрабатываемого объекта за:
А) один проход резца
Б) два прохода резца
В) три прохода резца
Г) четыре прохода резца
Д) пять проходов резца
18. Безотходное производство – это:
А) Производство, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.
Б) производство, которое характеризуется непрерывным и полным применением к процессам и продуктам природоохранной стратегии, предотвращающей загрязнения окружающей среды таким образом, чтобы понизить риск для человечества и окружающей среды.
В) Производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно – гигиеническими нормами, а часть сырья и материалов может переходить в неиспользуемые отходы и направляется на длительное хранение или захоронение.
Вариант 3
1. Малоотходное производство:
А) Производство, при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы – производство – потребление – вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования.
Б) производство, которое характеризуется непрерывным и полным применением к процессам и продуктам природоохранной стратегии, предотвращающей загрязнения окружающей среды таким образом, чтобы понизить риск для человечества и окружающей среды.
В) Производство, при котором вредное воздействие на окружающую среду не превышает уровня, допустимого санитарно – гигиеническими нормами, а часть сырья и материалов может переходить в неиспользуемые отходы и направляется на длительное хранение или захоронение.
2. Количественным критерием малоотходного производства является:
А) коэффициент соответствия экологическим требованиям;
Б) коэффициент полноты использования энергетических ресурсов;
В) коэффициент полноты использования материальных ресурсов;
Г) коэффициент безотходности.
3. Какой принцип не относится к принципам создания безотходных и ресурсосберегающих технологий:
А) Цикличность
Б) Экологичность
В) Рациональность
Г) Системность
Д) Комплексность
Е) Технологичность
4. Основные типы промышленных загрязнителей:
А) Сточные виды и нечистоты, носители инфекции, вещества, представляющие питательную ценность для растений, органические кислоты и соли, минеральные и неорганические кислоты и соли.
Б) носители инфекции, органические кислоты, жидкие стоки.
В) сточные виды, минеральные кислоты, соли, радиоактивные вещества.
5. Классификация антропогенных загрязнений окружающей среды:
Б) физические, химические, механические, биологические загрязнения, загрязнения, наносящие эстетический вред;
В) химические, физические, геологические, канцерогенные загрязнения.
6. На какие виды делятся выбросы вредных веществ в атмосферу в зависимости от способа их образования?
А) технологические, вентиляционные и аспирационные
Б) естественные, принудительные, затруднительные
В) аспирационные, несанкционированные, стабильные
7. Классификация методов охраны природы при формировании промышленных экосистем:
А) по виду причиненного ущерба; по характеру производственной деятельности; по времени действия;
Б) по времени производственной деятельности; по характеру действия;
В) по времени проявления потерь;
Г) по виду производственной деятельности; по характеру проявления потерь; по характеру причиненного ущерба; по времени действия.
8. Механическая обработка древесины осуществляется:
А) резанием
Б) раскалыванием
В) крашением
Г) давлением
Д) дроблением
9. Какие методы очистки применяют в химической технологии:
А) механические, химические, физико – химические, физические, биохимические и термические
Б) осаждение, абсорбция, десорбция, адсорбция, хемосорбция
В) фильтрация, дегазация, реагентные методы
10. Виды экологической экспертизы:
А) Государственная и общественная
Б) Государственная и негосударственная
В) Государственная и публичная
11. Назвать группы отделки древесины:
А) прозрачная
Б) пузырчатая
В) непрозрачная
Г) искусственная
Д) имитационная
12. Сколько классов опасности имеют промышленные отходы?
А) 3
Б) 4
В) 5
13. Указать, какие различают направления резания при резании древесных материалов с ярко выраженной параллельно – слоистой структурой:
А) плоское
Б) осевое
В) продольное
Г) центровое
Д) поперечное
14. Источники возникновения твердых отходов в производстве:
А) добыча, переработка, применение продуктов производства
Б) обогащение, применение, утилизация продуктов производства
В) добыча, обогащение, переработка, применение, утилизация продуктов производства
15. Методы классификации и сортировки твердых отходов:
А) грохочение, гидравлическая классификация, воздушная сепарация
Б) дробление, помол
В) магнитная сепарация, высокотемпературная агломерация
16. Методы уменьшения размеров частиц твердых отходов:
А) Дробление, отсадка, брикетирование
Б) Дробление, таблетирование, агломерация
В) Помол, грохочение, флотация
Г) Дробление, помол
17. Указать, на какие группы делятся процессы сложного резания?
А) деление
Б) боковая обработка
В) поверхностная обработка
Г) внутренняя обработка
Д) глубинная обработка
18. Методы обогащения твердых отходов:
А) дробление, отсадка, брикетирование
Б) магнитная сепарация, электрическая сепарация, флотация
В) грохочение, грануляция, флотация
Г) дробление, таблетирование, агломерация.
Комплект дискуссионных тем и вопросов для круглого стола:
1. Древесина, как вторичное сырье.
2. Основные направления рационального использования древесины.
3. Основные особенности древесины.
4. Требования к качеству древесины.
5. Оценка качества деталей из древесины.
6. Сохранение и улучшение свойств древесины.
7. Унификация размеров пилопродукции.
8. Снижение древесиноемкости изделий и замена древесины.
9. Баланс использования древесины.
10. Использование кусковых отходов лесопильно – деревообрабатывающих производств.
Круглый стол:
Тема: Сортировка, сушка и пакетирование пиломатериалов.
Цель работы: изучить технологию сортировки, сушки и пакетирования пиломатериалов.
Оборудование:
1. Разные схемы технологии распиловки древесины.
2. Тетрадь для лабораторных работ.
3. Ручки, карандаши, линейки.
4. Индивидуальное задание для каждого студента.
Ход работы: Круглый стол предполагает беседу, в которой участвуют 10 – 12 человек, обменивающихся мнениями. Они ориентированы на возможность рассмотреть ее разных сторон, осмыслить, обозначить основные направления развития, согласовать свои точки зрения, научиться к конструктивному диалогу. В рамках выполнения работы группе студентов необходимо изучить разные технологии сортировки, сушки и пакетирования пиломатериалов, затем каждому из них, по выбранному варианту следует расписать оборудование и технологии, применяемые при сортировке, сушке и пакетировании пиломатериалов. Важным свойством круглого стола является широкая возможность получить квалифицированные ответы по наиболее актуальным проблемам технологического процесса и высказать, в свою очередь, их понимание.
Задание 1. В целях для лучшего освоения материала и ведения дискуссии каждому обучающемуся рекомендуется изучить разные способы сортировки, сушки и пакетирование пиломатериалов после их распиловки на разных установках. Для выполнения этой части рабочей программы он должен суметь выявить наиболее рациональные способы сортировки, сушки и пакетирования пиломатериала.
Наиболее распространенный способ распиловки бревен производится на лесопильных рамах.
Бревно может быть распилено вразвал, т. е. сразу на доски, или с брусовкой, когда одна (первая по потоку) пилорама выпиливает брус и с каждой его стороны по 2—3 доски, а вторая рама (рама второго ряда) распиливает брус на доски (производит развал бруса).
Вторая схема раскроя бревна предпочтительней главным образом потому, что позволяет несколько увеличить выход досок и получать доски нужной ширины. При любой схеме раскроя получаются не обрезные доски, которые поступают на обрезные станки. Доски после обрезки, а также доски, не требующие обрезки (полученные из бруса на раме второго ряда), проходят операцию предварительной торцовки, где от них отпиливают некачественные части (гнилые, с трещинами, с большим обзолом). Затем доски попадают на машину для сортировки. Здесь их разделяют по размерам толщины, иногда ширины. Сортировочные машины (сортплощадки) оснащены автоматикой для измерения размеров сечения доски и распределения досок с одинаковыми сортировочными признаками в одни и те же накопители. Сорт и породу доски определяет оператор. На лесопильных заводах все еще много машин с ручной разборкой досок, но независимо от этого все эти машины имеют до 40—50 мест для укладки одинаковых досок, что предопределяет необходимость в машинах очень большого габарита (шириной до 10 м и длиной десятки метров). Для облегчения процесса сортировки досок и упрощения сортировочных машин лесопильщики стремятся к возможно меньшему количеству сечений пиломатериалов, одновременно выпиливаемых в цехе. Перечисленные выше и некоторые другие машины соединяются в непрерывную поточную линию транспортными устройствами в виде роликовых, ленточных и скребковых транспортеров. Обычно доски между станками транспортируются роликовыми, опилки от пилорам и обрезных станков скребковыми, а горбыли, рейки и доски на сортплощадку ленточными транспортерами. Горбыли и рейки в большинстве случаев направляются в рубительные машины, где из них изготовляется технологическая щепа — сырье для целлюлозно-бумажной или плитной промышленности. Из рубительных машин щепа подается на сортировочное устройство, где отделяется крупная фракция, направляемая на повторное измельчение. Мелкая фракция, непригодная для потребителей, передается в бункер опилок.
Теперь вернемся к пиломатериалам, рассортированным и уложенным у сортплощадки в плотные пакеты. Дальше их путь может быть различным. Первый самый простой способ - отправить их потребителям в сыром виде, предварительно в летнее время, подвергнув антисептированию для предохранения от синевы и плесени. Потребителем может быть и собственный цех, т. е. цех того же предприятия, что и лесопильный цех. Второй, более распространенный, путь — это сушка и последующая обработка сухих пиломатериалов. Пакеты от сортплощадки специальная подъемно-транспортная машина отвозит к пакетоформирующей машине, которая формирует сушильный пакет. Сушка пиломатериалов, как помнит читатель, может быть атмосферной или камерной. После сушки пиломатериалы в пакетах отправляются на специальные линии, где проходят окончательную обработку.
Суть ее заключается в вырезке из досок дефектных мест, определении сорта каждой доски и адресации ее в определенный накопитель. Следует помнить, что сушат одновременно доски одной породы и одного сечения. Поэтому на линиях обрабатываются в определенный календарный период доски одной породы и одного сечения. Из накопителя доски высыпаются на транспортер, которым подаются в пакетирующее устройство, где формируется плотный
Атмосферную сушку в штабелях часто совмещают со складированием пиломатериалов, так как для бесперебойной работы предприятий по выпуску конструкций необходимо создать запас древесины в объеме шестимесячной потребности. Начальная — атмосферная сушка позволяет довести влажность древесины до 25— 30 %, что сокращает сроки камерной сушки, дает возможность отрегулировать сушку на автоматический режим и применять высокопроизводительные сушильные камеры. Сушильное отделение состоит из нескольких камер, количество которых определяется производительностью цеха. В среднем годовая производительность предприятий колеблется 1500—2500 м3 древесины, вместимость камеры составляет 30 м3 пиломатериалов. Качество сушки зависит от правильной укладки пиломатериалов в сушильные штабели. Чтобы уменьшить поперечное коробление пиломатериалов при их сушке пиломатериалы кондиционируют после их выгрузки из камеры в условиях цеха при температуре 18—20 °С и влажности воздуха 50—70 % не менее трех суток. Для кондиционирования в цехе предусматривается специальная площадка. Эта операция необходима для выравнивания влажности древесины, как по объему штабеля, так и по сечению пиломатериалов, так как указанные температурно-влажностные условия в цехе соответствуют равновесной влажности в древесине 8—12 %.
После кондиционирования пиломатериалы автоматически сортируют по влажности. Пиломатериалы, поступающие в сушильное отделение после лесопильных рам, имеют грубо обработанную поверхность, большие отклонения от номинальных размеров (например, по толщине ±2 мм) и, кроме того, после сушки могут возникнуть дефекты в виде поперечного коробления или других недопустимых повреждений.
Поэтому они проходят обязательное фрезерование по пластине на рейсмусовых или четырехсторонних строгальных станках с целью их калибровки по толщине, получения базовых поверхностей для дальнейшей обработки и лучшего выявления недопустимых природных пороков и дефектов обработки. Сортировка пиломатериалов — это вторая очень ответственная и трудоемкая операция, так как до последнего времени она проводилась визуально и вручную. К недопустимым природным порокам относятся сучки, косослой, гниль; к дефектам обработки — коробление, трещины.
Задание 2. Начертить схему сушки и пакетирования пиломатериалов в следующей предложенной последовательности выполнения работ.
Пакетирование пиломатериалов осуществляется по следующей технологической цепочке: - По разгрузочному транспортеру пакет пиломатериалов из сортировочного бокса поступает на разделительное устройство для предварительного разобщения. Затем по разделительному транспортеру пиломатериалы поступают на выравнивающий роликовый транспортер для выравнивания по нулевой линии. С роликового транспортера пиломатериалы попадают на цепной транспортер и выравниваются в поперечном положении, т.е. располагаются параллельно друг другу.
Затем через передаточный транспортер подаются на поперечнопильный станок, где происходит торцевание с обеих сторон, а затем поступают на установку пакетирования. Слой досок, подающиеся захватами поперечнопильного станка, снимаются толкателем слоев установки пакетирования и с помощью укладывающего рычага укладываются на стол для пакетирования. Для укладки прокладок между слоями досок имеется захват. - Сформированный пакет направляется по роликовому транспортеру на пакетообвязочное устройство. Учет пакетированного сортированного пиломатериала ведется вручную. Контроллер-учетчик обсчитывает каждый сформированный пакет и на пакет крепится карточка учета, которая содержит следующую информацию: порода пиломатериала, его размеры по длине, ширине, высоте, количество штук в пачке и общий объем м3. В конце смены, мастер составляет ведомость учета пиломатериала и несет в отдел учета продукции. Пакетированный пиломатериал погрузчиком транспортируется в сушилку, которая напрямую взаимосвязана с котельной. - Котельная. Получаемая в результате дробления щепа используется в качестве топлива в котельной.
Основным оборудованием котельной служат два котла, мощностью 1,5 МВт каждый. Топливо к котлам поступает в автоматическом режиме из механизированного склада объемом 120 м3. Тепло, получаемое в результате сгорания древесных отходов, используется для конвективной сушки пиломатериалов до транспортной влажности в сушильных камерах. Процесс горения топлива задается оператором и происходит в автоматическом режиме. Согласно техническим характеристикам установленных котлов, котельная потребляет в час 1600 кг топливной смеси, состоящей из коры, опилок и некондиционной щепы. В год в средней по мощности котельной сжигается 17 850 м3 отходов, что составляет примерно 35% всех отходов лесопиления. - Сушильный цех состоит из 7 сушильных камер конвекционного типа. Три камеры емкостью по 120 м3 и четыре камеры емкостью по 60 м3 пиломатериала. Камеры металлические, сборной конструкции. Сушилки снабжены встроенными в камеру топками - теплообменниками, работающими на древесных отходах. Тепловая энергия полученных топочных газов передается через теплообменник топки сушильному агенту, циркулирующему внутри камеры. Температура циркулирующей воды в системе 80° С. Управление режимом сушки осуществляется автоматически. Информация о состоянии пиломатериала выводится на дисплей компьютера. Загрузка и выгрузка пакетов осуществляется с помощью автопогрузчика.
После сушки и кондиционирования, доски подаются погрузчиком в цех сортировки сухого материал. - Цех сортировки и упаковки сухого пиломатериала. В цеху работает до 20 человек. Цех состоит из линии разборки сушильных пакетов и торцовки досок, где происходит разбор сушильного пакета на доски, торцовка досок на необходимый размер, а также удаление дефектов, возникающих в процессе сушки. Затем, при помощи сортировочного транспортера, доски сортируются и укладываются в плотные пакеты, согласно линейным размерам и сортов. Пиломатериал складывают в плотные пакеты и упаковывают пленкой и металлической лентой. Пакетирование позволяет улучшить использование грузоподъемности на 15% и повысить производительность перегрузочных работ в 2-3 раза, например, загрузка одного полувагона сокращается с 2-3 ч до 40-50 мин. Как и в лесопильном цехе, контроллер-учетчик обсчитывает каждый сформированный упакованный пакет и на пакет крепится карточка учета, которая содержит следующую информацию:
Результаты работы: Обучающийся обязан освоить технологии сортировки, сушки и пакетирования пиломатериалов и научиться составлять схему – проект определенных видов работ (сортировка, сушка и пакетирование).
Критерии оценивания:
Примерные критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или
др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Примерная шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86 баллов и выше «отлично» Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
70-85 баллов «хорошо» Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-69 баллов «удовлетворительно» Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
Менее 55 баллов «неудовлетворительно» Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Кейс - задача
Название: Нижние склады, выгрузка и раскряжевка древесины. Сортировка, штабелевка и погрузка лесоматериалов на подвижной состав.
Цель работы: изучить разные проекты нижних складов и технологии приема, переработки и отгрузки древесной продукции. Оборудование: 1. Разные схемы нижних складов. 2. Тетрадь для лабораторных работ. 3. Ручки, карандаши, линейки. 4. Индивидуальное задание.
Ход работы: Кейс-технология предполагает обучение с использованием моделей реальных ситуаций. В этом случае обучающиеся должны проанализировать ситуацию и разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них.
В результате разбора ситуации студенты составляют отчет, на выполнение которого отводится определенное время, что позволяет более тщательно проанализировать полученную информацию. Работа выполняется в следующем порядке: сначала изучается различные схемы технологического процесса, проводимые в нижних складах, затем каждый магистрант составляет отдельный проект нижнего склада и предлагает комплект оборудования.
Задание 1. В рамках выполнения работы студентам необходимо изучить типы и классификацию нижних складов, а также разные технологии переработки древесины. Затем каждому обучающемуся следует выбрать проект и составить свою схему нижнего склада с одновременным укомплектованием соответствующим оборудованием (представить в виде расчетов, схем, таблиц и рисунков с подробным их описанием, названием оборудования).
Типы нижних складов
В зависимости от типа примыкания лесовозной дороги к транспортным путям общего пользования нижние лесопромышленные склады подразделены на четыре группы: прирельсовые, автодорожные, береговые и смешанные. При смешанном примыкании склада отдельные виды продукции отгружаются со склада различными видами транспорта. По видам поступающего древесного сырья лесосклады подразделены на склады, принимающие хлысты, и склады сортиментов. Имеет место поступление и обработка смешанных видов сырья. По годовому грузообороту нижние лесосклады разделены на четыре группы: малые - до 150 тыс.м3, средние - от 151 до 350 тыс.м3, крупные - от 351 до 750 тыс.м3 и сверхкрупные - более 750 тыс.м3 .
Типы лесовозных дорог
Преобладающим типом лесовозных дорог, по которым доставляется древесное сырье на нижние лесопромышленные склады, являются автомобильные. По сроку действия они подразделяются на автодороги круглогодового, сезонного и смешанного действия. По виду и степени переработки поступающего сырья в классификации выделены лесные склады, как с переработкой древесного сырья, так и без переработки.
Вид выпускаемой продукции
Номенклатура видов лесопродукции включает круглые лесоматериалы и пилопродукцию различного назначения.
Выбор оборудования для производства круглых лесоматериалов
С учетом состава выполняемых операций, грузооборота склада и других природнопроизводственных факторов следует выбрать и обосновать оборудование и механизмы для производства круглых лесоматериалов.
При выборе оборудования и механизмов следует ориентироваться на выпускаемые отечественной промышленностью машины и механизмы. На нижних складах с небольшим грузооборотом на выгрузке древесного сырья с лесовозного транспорта часто применяются простейшие разгрузочные устройства – тракторы, челюстные погрузчики, мобильные штабелеры-манипуляторы. Применение тракторов- толкателей особенно эффективно на береговых складах малого грузооборота. Погрузка хлыстов из запаса ведется в дальнейшем челюстными погрузчиками.
Применение разгрузочно-растаскивающей установки РРУ-10М на разгрузочных операциях позволяет создать на площадке при необходимости значительный межоперационный запас хлыстов в объеме до 150 – 200 м3, достаточный для работы бригады на раскряжевке хлыстов в течение 1,5 – 2 смен. Кабельные краны КК-20 грузоподъемностью 20 т достаточно широко применяются на нижних складах с малым грузооборотом до 12-15 тыс. м3. Разгрузка лесовозного автопоезда кабель-краном выполняется в один прием.
На нижних складах с годовым грузооборотом, приближающихся к 50 тыс.м3 и более, целесообразно применять козловой кран ЛТ-62. Он выпускается в двух модификациях, с пролетом 32 и 40 м. Высота штабеля может достигать 10 м. На каждые 100 м длины подкрановых путей в пролете можно уложить до 10 – 12 тыс. м3 хлыстов. На крупных лесопромышленных складах с годовым грузооборотом более 250 тыс. м3 находят применение консольно-козловые и мостовые краны. Из специальных консольнокозловых кранов, предназначенных для работы с лесными грузами, используется кран ККЛ-32. Высота штабелей в пролете может достигать 10 м, а под консолями – не более 5 м на уровне максимального вылета грузозахватного устройства. На выгрузке хлыстов на нижних складах могут применяться двухконсольные самомонтирующиеся краны общего назначения серий КС и КК.
Наибольшее применение на лесных складах из консольнокозловых кранов общего назначения нашел кран КСК-30-42В грузоподъемностью 30 т и с пролетом 24, 36, 42 м. Этот кран имеет значительную высоту подъема грузового крюка, который составляет 18 м. На нижних лесопромышленных складах с годовым грузооборотом 50 тыс. м3 и более, широкое применение находят консольно-козловые ККС-10 и портальные башенные краны КБ-572.
Эти краны являются высокопроизводительным оборудованием, позволяющим, кроме того, эффективно использовать складские площади. Кранами ККС-10 и КБ-572 можно укладывать круглые лесоматериалы в штабеля максимально возможной высоты, равной 1,5 длины лесоматериалов, т.е. от 6 до 9 м. Лесные склады с консольно-козловыми и башенными кранами отличаются различным расположением оборудования, штабелей, подъездных путей и т.д. При использовании портального башенного крана КБ-572 штабеля, как правило, располагаются по обе стороны подкранового пути, а отгрузочный тупик проходит между его рельсами. Козловые, консольно-козловые и башенные краны могут быть оснащены стропными и грейферными грузозахватными устройствами. Поворотные электрогидравлические грейферы являются съемными грузозахватными органами для кранов различной грузоподъемности: не менее 10 – грейфер ЛТ-153 (ЛТ-153А); 32 т и более – грейфер ЛТ-185 (ЛТ-185-1; ЛТ-185-2; ЛТ-185- 3). Грейфер ЛТ-153 используется на кранах при механизированном захвате и подъеме круглых лесоматериалов длиной до 11 м. При вывозке хлыстов и подаче их на раскряжевочные установки необходимо предусмотреть специальные механизмы для разборки пачек и поштучной подачи хлыстов.
В настоящее время для поштучной подачи хлыстов и разделения пачек применяют манипуляторы и установку РРУ-10М. Механизированная раскряжевка хлыстов применяется на сухопутных лесных складах с небольшим грузооборотом и ограниченным сроком действия, а также на сухопутноводных складах с большой протяженностью вдоль берега реки. На нижних лесопромышленных складах с годовым грузооборотом до 50 тыс. м3 для раскряжевки хлыстов нашли применение мобильные многооперационные установки ЛО-111 и ЛО-120. Раскряжевочная установка ЛО-111 при движении по рельсовому пути производит отделение и захват хлыста от пачки, раскряжевку его и сброску сортиментов в лесонакопители.
При раскряжевке хлыста машина перемещается вдоль площадки и сортирует сортименты по соответствующим лесонакопителям. Сучкорезно-раскряжевочная машина ЛО-120 (процессор), как и другие аналогичные машины на базе сучкорезных машин (ЛП-30Г, ЛП-33), обеспечивает раскряжевку хлыстов на ограниченное число длин в диапазоне 4 - 6 м. Участок раскряжевки хлыстов машиной ЛО-120 состоит из двух площадок. На одной из площадок осуществляются разгрузка и создание запаса хлыстов. При годовом грузообороте нижних лесопромышленных складов 50 тыс. м3 и более на раскряжевке хлыстов, наряду с электропилами и многофункциональными мобильными установками, целесообразно использовать стационарные раскряжевочные и сучкорезнораскряжевочные установки ЛО-15А, ЛО-68, ЛО-113, ЛО-30 с продольной подачей хлыстов при их поштучной обработке. Наибольшее применение нашла установка ЛО-15А. Она предназначена для эксплуатации с хлыстами объемом до 0,75 м3 с различным породным составом.
Количество выпиливаемых групп сортиментов до 14 шт. в диапазоне длин 1,6 - 6,5 м. Раскряжевка хлыстов ведется поштучно при продольной подаче их под пилу. Приемный стол представляет собой устройство для отмера длин выпиливаемых сортиментов и сброски их на две стороны.
Раскряжевочная установка ЛО-113 предназначена для работы в смешанных лесонасаждениях со средним объемом хлыста до 0,6 м3 и высотой пропила 60 см. Областью применения раскряжевочной установки ЛО-68 и сучкорезно-раскряжевочной установки ЛО-30 является обработка крупномерных хлыстов со средним объемом свыше 0,6 м3 и высотой пропила до 110 см. На нижних лесопромышленных складах с годовым грузооборотом не менее 300 тыс. м3 находят применение высокопроизводительные раскряжевочные установки с поперечной подачей при поштучной
Эти установки разделяются на слешерные и триммерные. На слешере раскряжевка осуществляется поперечным надвиганием хлыстов на неподвижные, установленные на определенном расстоянии друг от друга пилы. На триммерных раскряжевочных установках применяют подвижные пилы для получения разных длин отпиливаемых сортиментов. Здесь имеется возможность изменять программу раскроя хлыста, что положительно сказывается на качественном выходе деловых сортиментов. Применение находят триммерная установка МР-8, слешерная ЛО-105. Сортировка круглых лесоматериалов на нижних складах осуществляется в основном с помощью продольных сортировочных транспортеров. Вместе с тем все более широкое распространение находит сортировка манипуляторами и мобильным оборудованием.
Манипуляторы для сортировки круглых лесоматериалов могут быть стационарными, на колесном или гусеничном ходу и на рельсовом пути. Сортировка лесоматериалов при их круговом перемещении реализуется с помощью стационарных манипуляторов. Простейшим сортировочным устройством на предприятиях малой и средней мощности может служить продольный цепной транспортер типа Б22У-3. Сырье с транспортера распределяется при визуальной оценке качества и измерении диаметра рабочими-браковщиками и ручном или механизированном сбросе бревен в лесонакопители. На крупных предприятиях специализированным оборудованием для сортировки являются автоматизированные линии ЛТ-86Б, ЛТ-182, ЛТ-182-01, ЛСБ-2. Для сброски лесоматериалов в лесонакопители на нижних лесоскладах применяют бревносбрасыватели рычажного типа ЛТ-166, а на береговых складах – сегментные ЛР-142 и ЦЛР-118. При ручной сброске лесоматериалов в лесонакопители число рабочих, необходимых для обслуживания сортировочного транспортера, зависит от дробности сортировки и в среднем устанавливается из расчета один рабочий на два соседних лесонакопителя.
Автопогрузчики можно применять при большей разветвленности грузопотоков. Они обладают большой маневренностью, имеют относительно небольшие габариты и малую собственную массу, их грузоподъемность до 10 т. Автопогрузчики оснащаются одним или несколькими сменными грузозахватными органами или приспособлениями. По конструктивной схеме они подразделяются на фронтальные и с боковым захватом. Производительность машин и оборудования зависит от целого ряда факторов, поэтому эти показатели лучше всего следует брать из их технической характеристики. Итоговые показатели после проведения расчетов в потребности оборудования для выполнения нижнескладских операций заносятся в таблицу.
Потребность нижнего склада в машинах и оборудовании
№ п/п Наименование и марка оборудования Мощность двигателя, кВт Сменное задание, м3 Расчетная производительность, м3 /см Потребность в оборудовании
Число рабочих, обслуживающих механизм, и их профессии устанавливаются по действующим нормам с учетом наличия дополнительного устройства (грейфера на кранах, бревносбрасывателей на транспортере и т.п.)
Потребность в рабочей силе
№ п/п Наименование технологической операций Профессия рабочих Число рабочих, чел
В смену В сутки
ИТОГО:
Задание 2. Изучив схемы и классификацию нижних складов, студенту следует: -составить и нарисовать в рабочей тетради схему–проект нижнего склада; -составить структурную схему технологического потока при поступлении сортиментов; - вычислить потребность цехов нижнего склада в соответствующем оборудовании; - рассчитать производительность отдельных видов оборудования; - определить потребность в машинах и оборудование и заполнить таблицу; - рассчитать потребность в сменной и суточной рабочей силе и перенести в таблицу.
Результаты работы. Обучающийся обязан освоить технологии поступления и переработки древесины на нижних складах и способы отгрузки древесной продукции, а также выбрать и составлять схему – проект нижнего склада, укомплектовать оборудованием. Научиться производить расчет по определению потребности в машинах и оборудовании, а также в рабочей силе по профессиям.
Критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания:
Баллы для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
5 баллов
«отлично» Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет оригинальный подход к решению поставленной проблемы, демонстрирует высокий уровень теоретических знаний, анализ соответствующих источников. Формулировки кратки, ясны и точны. Ожидаемые результаты применения предложенного решения конкретны, измеримы и обоснованы
4 балла
«хорошо» Предложенное решение соответствует поставленной в кейс-задаче проблеме. Обучающийся применяет в основном традиционный подход с элементами новаторства, частично подкрепленный анализом соответствующих источников, демонстрирует хороший уровень теоретических знаний. Формулировки недостаточно
3 балла
«удовлетворительно» Предложенное решение требует дополнительной конкретизации и обоснования, в целом соответствует поставленной в задаче проблеме. При решении поставленной проблемы обучающийся применяет традиционный подход, демонстрирует твердые знания по поставленной проблеме. Предложенное решение содержит ошибки, уверенно исправленные после наводящих вопросов
2 и менее 2 баллов
«неудовлетворительно» Наличие грубых ошибок в решении ситуации, непонимание сущности рассматриваемой проблемы, неуверенность и неточность ответов после наводящих вопросов. Предложенное решение не обосновано и не применимо на практике
1. Понятие «отходы». История обращения с отходами (ПКС – 5).
2. Возникновение отходов лесного хозяйства, как результат деятельности человека (ПКС – 5).
3. Воздействие отходов лесного хозяйства на окружающую среду (ПКС – 5).
4. Проблема отходов лесного хозяйства в мире (ПКС – 5).
5. Понятие производства, технологии, технологической схемы (ПКС – 5).
6. Определение чистого, безотходного и малоотходного производства (ПКС – 5).
7. Основные принципы создания безотходных и ресурсосберегающих технологий (ПКС – 5).
8. Что понимается под отходами производства и потребления? (ПКС – 5).
9. Классификация отходов лесопиления и деревообработки (ПКС – 5).
10. Древесина, как вторичное сырье. Сохранение и улучшение свойств древесины (ПКС – 5).
11. Баланс использования древесины (ПКС – 5).
12. Состав древесных отходов и масштабы использования (ПКС – 5).
13. Существующие методы технологического применения древесных отходов (, ПКС – 5).
14. Проблема и пути комплексного использования древесных отходов в отечественной лесной промышленности (ПКС – 5).
15. Требования к объектам размещения отходов лесного хозяйства (ПКС – 5).
16. Транспортирование отходов в лесном хозяйстве (ПКС – 5).
17. Изготовление композиционных материалов из мягких отходов переработки древесины (ПКС – 5).
18. Рациональное использование древесных отходов: изготовление топливных брикетов, использование древесных отходов в качестве источников энергии, древесной муки, прессование деталей, переработка в древесный уголь, использование кусковых отходов лесопильно – деревообрабатывающих производств (ПКС – 5).
19. Использование древесных отходов в производстве ДСтП (ПКС – 5).
20. Производство ДВП мокрым, сухим способами (ПКС – 5).
21. Унификация размеров пилопродукции (ПКС – 5).
22. Снижение древесиноемкости изделий и замена древесины (ПКС – 5).
23. Технология использования отходов механической обработки древесины (ПКС – 5).
24. Нормирование образования отходов лесного хозяйства (ПКС – 5).
25. Лимиты на размещение отходов лесного хозяйства (ПКС – 5).
26. Государственный кадастр отходов, федеральный классификационный каталог отходов (ПКС – 5).
27. Банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания (ПКС – 5).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов:
1. Что такое «отходы»?
2. Какова история обращения с отходами?
3. Как возникли отходы лесного хозяйства?
4. В чем заключается воздействие отходов лесного хозяйства на окружающую среду?
5. Как сегодня решается проблема отходов лесного хозяйства в мире?
6. Что такое «понятие производства», «технологии», «технологической схемы»?
7. Дайте определение чистого, безотходного и малоотходного производства?
8. Перечислите основные принципы создания безотходных и ресурсосберегающих технологий?
9. Что понимается под отходами производства и потребления?
10. Классификация отходов лесопиления и деревообработки?
11. Состав древесных отходов и масштабы использования?
12. Перечислите существующие методы технологического применения древесных отходов?
13. В чем заключается проблема и каковы пути комплексного использования древесных отходов в отечественной лесной промышленности?
14. Какие существуют требования к объектам размещения отходов лесного хозяйства?
15. Как транспортируются отходы в лесном хозяйстве?
16. В чем заключается особенности изготовление композиционных материалов из мягких отходов переработки древесины?
17. Что такое рациональное использование древесных отходов: изготовление топливных брикетов, использование
18. Как используются древесные отходы в производстве ДСтП?
19. Как осуществляется производство ДВП мокрым, сухим способами?
20. Какова технология использования отходов механической обработки древесины?
21. Нормирование образования отходов лесного хозяйства.
22. Какие существуют лимиты на размещение отходов лесного хозяйства?
23. Что такое государственный кадастр отходов, федеральный классификационный каталог отходов?
24. Какой существует банк данных об отходах и технологиях их использования и обезвреживания?
1. Развитие индустрии переработки вторичного сырья.
2. Гибкие системы переработки.
3. Использование вторичного сырья, как элемента рыночной экономики.
4. Развитие рынка услуг по обращению с отходами.
5. Отходы производств и их воздействие на окружающую среду.
6. Транспортирование опасных отходов. Трансграничное перемещение отходов.
7. Переработка зеленой массы и коры дерева.
8. Использование отходов древесины.
9. Основные направления рационального использования древесины.
10. Изготовление топливных брикетов.
11. Отходы, как топливо.
12. Производство технологической щепы.
13. Увеличение выхода заготовок из необрезных досок.
14. Хранение и транспортировка щепы.
15. Эффективная технология совместной утилизации древесоугольного сорбента и жидких отходов очистки промышленных отходов.
16. Изготовление древесной муки.
17. Производство ДВП мокрым и сухим способами.
18. Технология использования отходов механической обработки древесины.
19. Ценообразование на отходы древесины и продукцию из них.
20. Учет и отчетность по образованию и использованию отходов.
21. Экономическая доступность отходов.
22. Использование отходов лесопиления за рубежом.
23. Использование мягких отходов.
24. Использование кусковых отходов лесопильно – деревообрабатывающих производств.
25. Основные причины образования отходов.
26. Виды отходов и пути их сокращения.
27. Использование древесины в процессе ее обработки.
28. Измерение отходов лесопродукции в древесный уголь.
29. Прессование деталей из измельченной древесины со связующим компонентом.
30. Оптимизация направлений использования отходов.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п