учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Институт землеустройства, кадастров и мелиорации факультет
Землеустройство
направленность (профиль) Геодезия
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Семиусова А.С.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Семиусова А.С.
(представитель работодателя)
Задачи: освоения дисциплины являются: использование знаний входной и выходной планово-картографической документации, необходимой для ведения работ, основы организации картографического производства, а также уметь практически создавать и использовать планы и карты в практической деятельности.
ОПК-4: Способен принимать участие в исследованиях в области геодезии и дистанционного зондирования, оценивать и обосновывать их результаты;
ИД - 2 не знает и не понимает способы проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 не знает и не понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 не знает и не понимает осуществление анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 знает и понимает способы проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 знает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 знает и понимает осуществление анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 в целом знает и понимает способы проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 в целом знает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 в целом знает и понимает осуществление анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 в совершенстве знает и понимает способы проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 в совершенстве знает и понимает технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 в совершенстве знает и понимает осуществление анализа полученных результатов измерений
ИЛ - 2 Не умеет проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД - 3 Не умеет применять технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД -4 Не умеет осуществлять анализ полученных результатов измерений
ИЛ - 2 умеет проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД - 3 умеет применять технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД -4 умеет осуществлять анализ полученных результатов измерений
ИЛ - 2 в целом умеет проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД - 3 в целом умеет применять технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД -4 в целом умеет осуществлять анализ полученных результатов измерений
ИЛ - 2 в совершенстве умеет проводить эксперименты, наблюдения и измерения в области землеустройства
ИД - 3 в совершенстве умеет применять технику полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД -4 в совершенстве умеет осуществлять анализ полученных результатов измерений
ИД - 2 Не владеет способами проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 Не владеет техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 Не владеет осуществлением анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 владеет способами проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 владеет техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 владеет осуществлением анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 в целом владеет способами проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 в целом владеет техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 в целом владеет осуществлением анализа полученных результатов измерений
ИД - 2 в совершенстве владеет способами проведения экспериментов, наблюдений и измерений в области землеустройства
ИД - 3 в совершенстве владеет техникой полевых и камеральных работ с применением современного оборудования и прикладных программных средств
ИД - 4 в совершенстве владеет осуществлением анализа полученных результатов измерений
форма текущего контроля успеваемости)
работ
освоения дисциплины.
Картография и искусство. Картография в системе других наук. Картография
и геоинформатика.
Картографические произведения. Методы использования и анализа карт.
Картографический метод исследования. Описания по картам
генерализация. Распознавание проекций. Выбор и обоснование масштаба,
картографической проекции, координатных сеток. Компоновки карты.
оценка различных способов переноса изображения. Координатные сетки.
Разграфка, номенклатура и рамки карты. Компоновка карты.
и качественный фоны. Точечный способ. Ареалы. Знаки движения. Картодиаграммы. Локализованные диаграмма. Шкалы условных знаков. Динамические знаки
изображения. Способы штрихов. Горизонтали. Гипсометрические шкалы.
Условные обозначения рельефа. Светотеневая пластика. Блок-диаграмма.
Высотные отметки. Цифровые модели рельефа. Надписи на географических
картах. Географическая топонимика. Перевод иноязычных названий. Нормализация географических наименований. Картографические шрифты. Размещение надписей на картах. Указатели географических надписей
Факторы генерализации. Виды генерализации. Геометрическая точность.
карты. Задачи оформления карты.
динамики и взаимосвязей. Карты разного назначения. Географические атласы
- картографические энциклопедии. Виды атласов. Национальные атласы. Атласы как модели геосистем. Внутреннее единство карт
структуры, взаимосвязи и динамики. Картографические прогнозы. Региональные особенности картографируемых явлений. Цель, объекты, методы и
результаты изучения
Геоинформационное и оперативное производство. Анимации. Виртуальное
картографирование. Электронные атласы
взаимодействия. Геоизображения: понятия, виды, определения, система и
классификация
математическая основы. Особенности карт природных разных ресурсов. Карты текущего и перспективного использования земель. Агроклиматические
карты и карты бонитировки почв. Карты оценки земель.
компьютерной техники.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень тем рефератов (сообщений)
Картография
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Предмет и задачи картографии.
2.Географическая карта и ее элементы.
3.Классификация карт.
4.Референц-эллипсоид.
5. Элементы математической основы карты.
6. Математическая основа карты: масштабы и их определение.
7.Математическая основа карты: искажения.
8. Математическая основа карты: проекции, их виды.
9.Классификация проекций.
10.Азимутальные проекции.
11.Проекции на касательном цилиндре.
12.Проекции на секущем цилиндре.
13.Проекции на касательном конусе.
14. Проекции на секущем конусе.
15. Понятие об эллипсе искажения.
16. Разработка математической основы карты. Выбор масштаба, проекции.
17.Компоновка карты.
18. Сущность и факторы картографической генерализации.
19. Генерализация. Геометрическая точность и географическое соответствие.
20. Язык карты.
21.Как определить масштаб карты, если он не подписан на ней?
22.В чем основные отличия карты и плана?
23.Каков порядок описания местности на карте?
24.Вычислить по карте географические координаты точки.
25.Определить расстояние по прямой между двумя пунктами на карте.
26. Определить длину отрезка реки на карте.
27. Определить по карте площадь объекта.
29.Графические переменные.
30. Виды картографических условных знаков.
31.Для каких целей применяются внемасштабные знаки?
32. Для каких целей применяются линейные знаки?
33.Для каких целей применяются площадные знаки?
34.Картографические способы изображения.
35.Способ значков.
36.Способ линейных знаков.
37.Способ изолиний.
38.Способ псевдоизолиний.
39.Способ ареалов.
40. Способ картодиаграммы.
41.Способ картограммы.
42.Точечный способ.
43. Способ локализованных диаграмм.
44.Способ качественного фона.
45.Способ количественного фона.
46.В чем суть отличий количественного фона от качественного?
47.Каким образом на картах располагаются локализованные диаграммы?
48.Какие явления целесообразно отображать на карте с помощью ареалов?
49.Способ знаков движения.
50. Для чего используются знаки движения?
51.В чем различия способов картограмм и количественного фона?
52.Указать на карте линии водоразделов и тальвегов.
53. Изображение рельефа на картах.
54.Изображение рельефа горизонталями.
55.Надписи на географических картах.
56.Географические атласы. Особенность атласов как целостных произведений.
57. Разработка карты. Основные лабораторные этапы создания карты.
58.Программа карты.
59. Картографические источники.
60. Подготовка карт к изданию.
61.Картографический метод исследования.
62.Описания по картам.
63.Картометрия.
64.Морфометрия.
65.Теория корреляции.
Тема: Проектирование математической основы карты.
Концепция игры: Научиться пользоваться проекциями и масштабами карт, правильно ориентироваться в процессе данного мероприятия, выступать на публике, отвечать и задавать вопросы, участвовать в обсуждениях, выступлениях и т.д.
Задание 1: Вычислить частные масштабы по параллелям 500, 600 и 800с.ш. Выяснить, на какой из параллелей частный масштаб будет наиболее приближен к главному?
Задание 2: Определение картографических проекций карт атласов.
Ожидаемые результаты: формирование представлений о взаимосвязях проекций и масштабов карт; формирование понятий об искажениях на картах и особенностях применения вычислений по картам в зависимости от их проекции.
Тема: Измерения и вычисления по планам и картам.
Концепция игры: выработка умений работы с условными знаками топографической карты, а также способности «считывать» особенности рельефа по горизонталям.
Задание: Используя систему координат, построить двумерную модель рельефа местности.
Ожидаемые результаты: формирование умений работы с условными знаками топографической карты, а также способности определять географические и прямоугольные координаты заданных точек.
Тема 1. Введение в картографию.
1. Зарождении картографии в античное время.
2. Кто привел первые научные доказательства шарообразности Земли?
3. Кто впервые определил размеры Земли?
4. Кто предложил при создании карт наносить градусную сетку?
5. Расскажите о вкладе Г. Меркатора в развитие картографии.
6. Расскажите о вкладе Галилея в развитие картографии.
7. Расскажите о вкладе Снеллиуса в развитие картографии.
8. Расскажите о вкладе Ньютона в развитие картографии.
9. Расскажите о развитии русской картографии в XVIII-XIX вв.
10. Расскажите о зарождении и развитии советской картографии.
12. Расскажите о перспективах развития картографии.
Тема 2. Математическая картография.
1. Картографические проекции.
2. Классификация проекций.
3. Цилиндрические проекции.
4. Конические проекции.
5. Азимутальные проекции.
6. Поликонические проекции.
7. Условные проекции.
Тема 3. Основные картографические источники для создания земельно-ресурсных карт.
1. Серии карт
2. Географические атласы
3. Анализ атласов
Тема 4. Генерализация картографического изображения.
1. Дайте определение картографической генерализации.
2. В чем выражаются противоречия процесса генерализации?
3. Как масштаб карты влияет на процесс генерализации?
4. Как тематика и тип карты влияют на процесс генерализации?
5. Как особенности картографируемой территории влияют на процесс генерализации?
6. Назовите основные виды генерализации и раскройте их содержание.
7. Раскройте понятие "геометрическая точность карты".
8. Раскройте понятие "содержательное подобие карты".
9. Назовите наиболее существенные условия процесса генерализации.
10. Какие виды связей необходимо учитывают при генерализации?
Тема 5. Картографические знаки и способы изображения тематического содержания.
1. Для характеристики каких явлений используют локализованные диаграммы?
2. Какие способы расстановки точек применяют на карте?
3. Какие графические средства применяются для показа ареалов?
4. В чем различие абсолютных и относительных ареалов?
5. Для характеристики каких географических явлений используют знаки движения?
6. Для характеристики каких географических явлений применяют картодиаграммы?
7. Какие графические средства применяют для показа картодиаграмм?
8. В чем заключается основное отличие картограммы от картодиаграммы?
Тема 6. Легенда карты. Картографические шкалы.
1. Дайте определение топонимам.
2. Приведите примеры пояснительных надписей.
3. Дайте определение картографическим шкалам.
4. Какие задачи выполняет топографическая топонимика?
5. Назовите основные формы передачи иноязычных названий.
6. Для каких целей используют различные топографические шрифты?
7. Какие правила необходимо соблюдать при размещении надписей на картах?
Тема 7. Основные этапы создания карт. Программа карты.
1. Как классифицируют источники для составления карт и атласов?
2. Какими путями осуществляется создание топографических и тематических карт?
3. В чем сущность камерального картографирования?
4. Какие разделы включает программа карты?
5. Какие элементы содержит географическая основа карты?
6. Какие элементы содержит легенды карты?
7. В чем сущность аэрокосмических методов создания карт?
8. В чем сущность картографического метода исследования?
Тема 8. Использование карт
1. Картографический метод исследования.
2. Информативные свойства географических карт
3. Основные способы анализа географических карт
1. История развития картографии.
2. Географическая карта.
3. Проекция Меркатора.
4. Проекция Гаусса-Крюгера.
5. Картографическая генерализация.
6. Язык карты.
7. Картографические условные знаки.
8. Картографические способы изображения.
9. Изображение рельефа на картах.
10. Надписи на географических картах.
11. Географические атласы.
12. Почвенные карты.
14. Кадастровые карты.
15. Картографические источники.
16. Картографический метод исследования.
17. Картометрия.
18. Морфометрия.
19. Изучение по картам динамики явлений и процессов.
20. Изучение по картам структуры явлений и процессов.
21. Изучение по картам взаимосвязей явлений и процессов.
22. Геоинформационные системы.
23. Цифровые карты.
24. Цифровые модели рельефа.
25. Современные технологии создания карт.
1. Область науки, техники и производства, охватывающая изучение, создание и использование картографических произведений:
А) топография
Б) геодезия
В) картография
Г) география
2. Раздел картографии, разрабатывающий теорию и методы применения картографических произведений в различных областях научной, практической, культурной, образовательной деятельности:
А) картографическая топонимика
Б) картографическая информатика
В) использование карт
Г) картографическая семиотика
3. Концепция, рассматривающая карту как средство передачи и хранилища информации, а картографию - как науку о передачи информации:
А) познавательная
Б) коммуникативная
В) языковая
Г) геоинформационная
4. Основной вид картографических произведений в эпоху средневековья:
А) чертежи
Б) портоланы
В) монастырские карты
Г) картографические рисунки
5. Уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, других небесных тел или небесной сферы, построение по математическому закону на плоскости и показывающее размещение и свойства объектов этих поверхностей в принятой системе условных знаков:
А) план
Б) карта
В) схема
Г) атлас
6. Элемент карты, включающий карты-врезки, космические снимки, фотографии:
А) картографическое изображение
Б) математическая основа
В) вспомогательное оснащение
Г) дополнительные данное
7. Наиболее обширная категория карт природных и социально-экономических явлений, их сочетаний и комплексов:
А) тематические
Б) общегеографические
В) специального назначения
Г) топографические
8. Карты, отображающие отдельные стороны или свойства явления отвлеченно от целого без отражения связей с другими сторонами или свойствами этого явления:
А) отраслевые
Б) аналитические
В) комплексные
Г) синтетические
9. Отношение длины линии на карте к горизонтальной проекции соответствующей линии на местности называется:
А) основанием масштаба
Б) масштабом
В) предельной точностью масштаба
Г) именованным масштабом
10. Проекции, передающие углы и формы контуров без искажений, но сильно искажающие площади:
А) равновеликие
В) равнопромежуточные
11. Линии равных искажений данного вида – это
А) изогипсы
Б) изобары
В) изоколы
Г) изотермы
12. Математический способ изображения на плоскости поверхности земного эллипсоида или шара, устанавливающий аналитическую зависимость между географическими координатами точек эллипсоида и прямоугольными координатами тех же точек на плоскости:
А) картографическая проекция
Б) картографическое изображение
В) картографическая информатика
Г) картографическая топонимика
13. Проекции, в которых меридианы изображаются равноотстоящими параллельными прямыми, а параллели – прямыми, перпендикулярными к меридианам:
А) азимутальные
Б) конические
В) цилиндрические
Г) поликонические
14. Какую проекцию используют для карт России?
А) нормальную равнопромежуточную по меридианам коническую проекцию В. В. Каврайского и Ф. Н. Красовского;
Б) косую произвольную цилиндрическую проекцию М.Д. Соловьева;
В) произвольную условную проекцию ЦНИИГАиК с симметрической сеткой В.М. Богинского;
Г) нормальную равноугольную или равнопромежуточную коническую проекцию с двумя стандартными параллелями;
15. Выбор класса и вида картографических проекций обусловлен:
А) содержанием, назначением и способом пользования картой
Б) проектированием планировки местности на карте
В) построением профилей на карте
Г) определением форм рельефа на карте
16. Частный масштаб по отношению к главному масштабу карты может быть:
А) только больше
Б) только меньше
В) больше или меньше
Г) всегда равен главному масштабу.
17. Среди картографических источников различают (выберите неверный ответ):
А) астрономо-геодезические
Б) съемочно-картографические
В) текстовые и табличные
Г) геометрические
18. К каким видам источников относятся всевозможные карты, в том числе полученные в результате съемочных работ, а также материалы аэрокосмических съемок и их обработки, в частности фотокарты, пространственные цифровые модели?
А) астрономо-геодезические
Б) съемочно-картографические
В) текстовые и табличные
Г) иные
19. С каких источников переносится основное содержание создаваемой карты?
А) основные
Б) дополнительные
В) текстовые и табличные
Г) вспомогательные
20. Исследование свойств и качества карт, пригодности для решения каких-либо задач, возможности служить источниками для картографирования – это
А) разработка математической основы
Б) анализ и оценка карт
В) ГИС-картографирование
Г) картографический метод исследования
21. Относится ли к основным критериям анализа и оценки карт достоверность карты, полнота и современность содержания?
А) нет
Б) да
22. Карты, отображающие отдельные стороны или свойства явления отвлеченно от целого без отражения связей с другими сторонами или свойствами этого явления:
А) отраслевые
Б) аналитические
В) комплексные
Г) синтетические
А) астрономо-геодезические данные
Б) картографические источники
В) дистанционное зондирование
Г) натурные наблюдения и измерения
24. Для определения степени старения топографических карт, фиксируя на них все изменения на местности, составляют:
А) дежурные карты
Б) тематические карты
В) схемы
Г) атлас
25. Отбор и обобщение изображаемых на карте объектов и явлений – это:
А) картографическая генерализация
Б) анализ и оценка карт
В) ГИС-картографирование
Г) картографический метод исследования
26. Что из перечисленного не относится к факторам генерализации?
А) назначение карты
Б) масштаб карты
В) ГИС-картографирование
Г) особенности объекта (территории)
27. Выберите вариант ответа, не относящийся к видам генерализации:
А) особенности картографируемого объекта;
Б) обобщение качественных характеристик;
В) обобщение количественных характеристик;
Г) переход от простых понятий к сложным;
28. Выберите вариант ответа, не относящийся к видам генерализации:
А) объедение контуров
Б) обобщение очертаний
В) утрирование (показ с преувеличением)
Г) замедление
29. Суть этого процесса состоит в передаче на карте основных, типичных черт объектов, их характерных особенностей и взаимосвязей:
А) картографическая проекция
Б) картографическая генерализация
В) картографическая информатика
Г) картографическая топонимика
30. Ограничительный параметр, показывающий величину или значимость объектов, сохраняемых при генерализации:
А) норма отбора
Б) ценз отбора
В) утрирование
Г) обобщение очертаний
31. Показатель, определяющий принятую степень отбора, среднее на единицу площади значение объектов, сохраняемых при генерализации:
А) норма отбора
Б) ценз отбора
В) утрирование
Г) обобщение очертаний
32. К геометрической стороне генерализации относятся
А) обобщение очертаний
Б) обобщение качественных характеристик
В) обобщение количественных характеристик
Г) переход от простых понятий к сложным
33. Для каких целей применяются внемасштабные знаки?
А) для изображения точечных объектов (пунктов геодезической сети, шахт, указателей дорог);
Б) для объектов вытянутой формы (границ, дорожных сетей, уступов);
В) для заполнения площадей объектов, сохраняющих свои контуры в масштабе карты (болота,солончаки, леса, кустарники).
Г) для объектов линейной формы (речных систем и мелиоративных каналов);
34. По каким свойствам дифференцируют внемасштабные, линейные и площадные знаки?
А) по характеру размещения картографируемых объектов;
Б) по форме, цвету, ориентировке;
В) по способности моделировать пространство отображаемых объектов;
Г) по иным свойствам;
35. С какой целью используют наглядные значки?
А) для сравнения и локализации объектов;
Б) для отображения размеров объектов;
Г) для показа количественных характеристик;
37. Какие поверхности можно отобразить способом псевдоизолиний?
А) реальные
Б) абстрактные
В) наглядные
Г) нет верного ответа
37. Какие поверхности можно отобразить способом изолиний?
А) реальные
Б) абстрактные
В) наглядные
Г) нет верного ответа
38. Какие объекты отображаются на карте с помощью качественного фона?
А) рельеф
Б) плотность населения
В) почвенный покров
Г) количество осадков
39. Укажите основной способ изображения рельефа на топографических, общегеографических, физических картах:
А) перспективное изображение
Б) способ штрихов
В) способ горизонталей
Г) способ гипсометрических шкал
40. Какие объекты отображаются на карте с помощью количественного фона?
А) рельеф
Б) плотность населения
В) почвенный покров
Г) количество осадков
41. Система использованных на карте условных обозначений и текстовых пояснений к ним:
А) легенда
Б) математическая основа
В) проекция
Г) компоновка
42. Отражает ли легенда карты иерархическую соподчиненность картографируемых явлений?
А) да
Б) нет
43. В каких шкалах размер значка пропорционален величине изображаемого объекта?
А) абсолютных
Б) относительных
В) цветовых
Г) безинтервальных
44. Элемент географической карты, включающий легенду, графики, название карты, справочные данные:
А) картографическое изображение
Б) математическая основа
В) вспомогательное оснащение
Г) дополнительные данное
45. Что не относится к компонентам географической карты?
А)картографическое изображение;
Б)дополнительные проекции;
В)вспомогательное оснащение;
Г)дополнительные данные;
46. Элементом какого компонента географической карты является масштаб?
А) содержания
Б) математической основы
В) легенды
Г) вспомогательного оснащения
47. Какие карты предназначены для предсказания и выявления неизвестных явлений на основе изучения других, хорошо известных?
А) инвентаризационные карты;
Б) оценочные карты;
В) индикационные карты;
Г) прогнозные карты;
48. Все перечисленные типы карт, кроме одного относятся к функциональным типам карт. Какой из вариантов является лишним?
А) комплексные карты;
Б) оценочные карты;
В) индикационные карты;
Г) прогнозные карты;
49. Программа карты создается на этапе
Б) составление карты
В) подготовка к изданию
Г) тиражирование
50. Подбор, анализ и оценка источников происходит на этапе
А) редакционно-подготовительном
Б) составление карты
В) подготовка к изданию
Г) издание
51. Генерализация проводится на этапе
А) редакционно-подготовительном
Б) составление карты
В) подготовка к изданию
Г) издание
52. Изготовление печатных форм и получение проб производится на этапе
А) редакционно-подготовительном
Б) составление карты
В) подготовка к изданию и издание
Г) иное
53. К какой группе приемов анализа карт относится построение профиля по карте по заданному направлению?
А) описания по картам
Б) графические приемы
В) графоаналитические приемы
Г) математико-картографическое моделирование
54. К какой группе приемов анализа карт относится вычисление площадей?
А) описания по картам
Б) графические приемы
В) графоаналитические приемы
Г) математико-картографическое моделирование
55. К какой группе приемов анализа карт относится оценка кривизны извилистых линий?
А) описания по картам
Б) графические приемы
В) графоаналитические приемы
Г) математико-картографическое моделирование
56. К какой группе приемов анализа карт относится расчет коэффициента корреляции?
А) описания по картам
Б) графические приемы
В) графоаналитические приемы
Г) математико-картографическое моделирование
57. С помощью метода Бюффона вычисляется
А) суммарная длина извилистых линий
Б) очертания (форма) объектов
В) ширина извилистых линий
Г) теория информации
58. С помощью теории корреляции по картам исследуют
А) суммарная длина извилистых линий
Б) взаимосвязи между явлениями
В) ширину извилистых линий
Г) вычисление площадей
59. Это метод использования карт для познания изображенных на них явлений:
А) картографический метод исследования
Б) картографический метод отображения
В) картографическая информатика
Г) картографическая топонимика
60. Это метод создания картографических произведений для перехода от реальной действительности к модели:
А) картографический метод исследования
Б) картографический метод отображения
В) картографическая информатика
Г) картографическая топонимика
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п