учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Экономический факультет
Информатика и информационные технологии в экономике
Направленность (профиль) Прикладная информатика в экономике АПК
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Садуев Н.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Садуев Н.Б.
(представитель работодателя)
построения и функционирования систем, в том числе организационных, методологических принципов их
анализа и синтеза, применение изученных закономерностей для построения оптимальных структур
организаций
Задачи: получение обучающимися теоретических знаний по основным фундаментальным и
специфическим понятиям системного анализа; приобретение обучающимися теоретических знаний по
системному подходу к исследованию систем и практических навыков по их моделированию
построения и функционирования систем, в том числе организационных, методологических принципов их
анализа и синтеза, применение изученных закономерностей для построения оптимальных структур
организаций
Задачи: получение обучающимися теоретических знаний по основным фундаментальным и
специфическим понятиям системного анализа; приобретение обучающимися теоретических знаний по
системному подходу к исследованию систем и практических навыков по их моделированию
построения и функционирования систем, в том числе организационных, методологических принципов их
анализа и синтеза, применение изученных закономерностей для построения оптимальных структур
организаций
Задачи: получение обучающимися теоретических знаний по основным фундаментальным и
специфическим понятиям системного анализа; приобретение обучающимися теоретических знаний по
системному подходу к исследованию систем и практических навыков по их моделированию
построения и функционирования систем, в том числе организационных, методологических принципов их
анализа и синтеза, применение изученных закономерностей для построения оптимальных структур
организаций
Задачи: получение обучающимися теоретических знаний по основным фундаментальным и
специфическим понятиям системного анализа; приобретение обучающимися теоретических знаний по
системному подходу к исследованию систем и практических навыков по их моделированию
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1
знает принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач.
умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений
ОПК-6
знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования.
умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем технологий.
владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий.
:
подхода для решения профессиональных задач;
методы теории систем и системного анализа, для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий;
:
деятельности
эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
деятельности;
источниками; методами принятия решений
ОПК-6: Способен анализировать и разрабатывать организационно-технические и экономические процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования;;
УК-1
знает принципы сбора, отбора и обобщения информации, методики системного подхода для решения профессиональных задач.
умеет анализировать и систематизировать разнородные данные, оценивать эффективность процедур анализа проблем и принятия решений в профессиональной деятельности
владеет навыками научного поиска и практической работы с информационными источниками; методами принятия решений
ОПК-6
знает основы теории систем и системного анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики, методов оптимизации и исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования.
умеет применять методы теории систем и системного анализа, математического, статистического и имитационного моделирования для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем технологий.
владеет навыками проведения инженерных расчетов основных показателей результативности создания и применения информационных систем и технологий.
:
исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования.
исследования операций, нечетких вычислений, математического и имитационного моделирования.
методы теории систем и системного анализа, для автоматизации задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий;
:
надежности информационных систем и технологий.
задач принятия решений, анализа информационных потоков, расчета экономической эффективности и надежности информационных систем и технологий.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
систем
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов,
3. Комплект заданий для лабораторных работ,
4. Кейс- задания
5. Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся,
6. Комплект тестовых заданий
Теория систем и системный анализ
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основные определения и история системного анализа.
2. Понятие системы, её признаки и различия между открытыми и закрытыми системами.
3. Основные классы систем и критерии их классификации.
4. Структура системы и понятие подсистемы.
5. Функции системы и принцип целостности.
6. Понятия элемента, связи и среды системы.
7. Внутренняя и внешняя среда системы, прямые и обратные связи.
8. Пространство состояний системы и фазовые траектории.
9. Законы сохранения в системах и балансовые уравнения.
10. Стационарные состояния и устойчивость систем.
11. Гибкость и адаптивность систем.
12. Дифференциальные уравнения в описании динамики систем.
13. Линейные и нелинейные системы, хаос и бифуркации.
14. Методы описания поведения сложных систем (графы, матрицы).
15. Символьные и численные методы моделирования систем.
16. Имитационное моделирование систем и экспериментирование.
17. Агрегированное представление систем и декомпозиция.
18. Модель «черного ящика» и методика «белого ящика».
19. Принципы и правила системного анализа.
20. Методология функционального анализа систем.
21. Последовательность этапов системного анализа.
22. Постановка задачи и определение границ системы.
23. Идентификация переменных и факторов внешней среды.
24. Составление сценариев и деревьев решений.
25. Выбор целевых функций и ограничений.
26. Оптимизация решений и анализ чувствительности.
27. Количественный и качественный анализ риска.
28. Альтернативные сценарии и выбор стратегии.
29. Анализ и управление сложностью систем.
30. Многоцелевое и многокритериальное решение задач.
31. Парето-эффективность и компромиссные решения.
32. Экспертные оценки и субъективные предпочтения.
33. Применение системного анализа в управлении предприятием.
34. Использование системного анализа в государственном управлении.
35. Системный анализ в инновациях и технологиях.
36. Системный подход в экологии и охране окружающей среды.
37. Современные информационные технологии и системы поддержки принятия решений.
38. Практическое значение и возможности системного анализа.
39. Важнейшие инструменты и программное обеспечение системного анализа.
40. Тенденции развития системного анализа и новые подходы.
42. Будущие направления развития системного анализа.
43. Преимущества и недостатки системного анализа.
44. Этика и социальная ответственность системного анализа.
45. Современные международные стандарты и нормативы системного анализа.
46. Примеры успешных кейсов применения системного анализа.
47. Реализация идей системного анализа в реальной практике менеджмента.
48. Воздействие человеческого фактора на точность системного анализа.
49. Перспективы интеграции системного анализа с искусственным интеллектом.
50. Основные трудности и препятствия в применении системного анализа.
Контрольные вопросы для проведения устных опросов
1. Что такое система? Какие бывают типы систем?
2. Чем отличаются открытые и замкнутые системы?
3. Назовите основные компоненты любой системы.
4. Приведите примеры искусственных и естественных систем.
5. Опишите структуру системного анализа.
6. Какие существуют уровни системного анализа?
7. Для чего нужен системный подход в управлении организациями?
8. Какие факторы влияют на успех системного анализа?
9. Объясните понятие целевой функции системы.
10. Почему важно учитывать окружающую среду при изучении систем?
11. Как определить границы системы и почему это важно?
12. Что означает целостность системы?
13. Какие задачи решает теория систем?
14. Охарактеризуйте процесс системного моделирования.
15. Как используются методы математического моделирования в системном анализе?
16. Что представляет собой иерархическая структура системы?
17. Какие показатели определяют качество системного анализа?
18. Как применяется системный анализ в экономике и управлении предприятиями?
19. Какие стадии проходит разработка новой информационной системы?
20. В чём заключается задача агрегированного представления системы?
21. Какие возникают сложности при создании и внедрении новых систем?
22. Приведите примеры успешных примеров внедрения системного анализа.
23. Чем отличается объект исследования от субъекта исследования в системном подходе?
24. Какой вклад внесли классические труды Людвига фон Берталанфи в теорию систем?
25. Когда уместно использовать упрощённые («чёрный ящик») модели систем?
26. Зачем нужны меры устойчивости и надёжности систем?
27. Опишите влияние внешних возмущений на поведение системы.
28. По каким критериям оценивают сложность системы?
29. Почему важна верификация и проверка достоверности моделей?
30. Что значит оптимальное решение в рамках системного анализа?
31. Почему важен анализ последствий принимаемых решений?
32. Какие дополнительные навыки необходимы специалисту по системному анализу?
33. Приведите примеры современных направлений развития системного анализа.
34. Каковы пределы возможностей метода системного анализа?
35. Что понимается под качеством информационного ресурса в системном анализе?
36. В каком направлении развивается интеграция системного анализа и IT-технологий?
37. Приведите конкретные примеры многозначительных системных ситуаций.
38. Что представляют собой слабо структурированные проблемы?
39. Чем характеризуется эмерджентность (emergence)?
40. Как системный подход помогает решать экологические проблемы?
Комплект заданий для лабораторных работ
________________________________________
Лабораторная работа №1: Анализ характеристик систем
Цель: Изучение видов систем и их свойств.
Задания:
1. Определите ключевые признаки системы.
2. Проанализируйте систему (например, предприятие, транспортную сеть, экосистему леса). Выделите её элементы, подсистемы и внешние воздействия.
3. Постройте схему взаимодействия элементов внутри системы.
4. Сделайте вывод о стабильности и развитии выбранной системы.
Форма отчетности: Отчёт с описанием системы, схемой взаимодействия и выводами.
________________________________________
Лабораторная работа №2: Построение граф-моделей систем
Цель: Овладение навыком визуализации систем с помощью графов.
Задания:
2. Представьте её элементы и отношения между ними в виде графа.
3. Определите важнейшие узлы и пути связей.
4. Проверьте стабильность системы путём удаления некоторых узлов и путей.
Форма отчетности: Граф моделируемой системы с пояснением важности каждого узла и результата эксперимента.
________________________________________
Лабораторная работа №3: Методы моделирования систем
Цель: Приобретение опыта использования различных методов моделирования.
Задания:
1. Изучите методы математического и имитационного моделирования.
2. Разработайте простую модель (например, производственную линию или логистическую цепочку поставок).
3. Используйте инструмент Excel или специализированное ПО для расчётов.
4. Интерпретируйте результаты моделирования и сделайте выводы о поведении системы.
Форма отчетности: Презентация модели, расчётные таблицы и интерпретация результатов.
________________________________________
Лабораторная работа №4: Оценка влияния внешних факторов на систему
Цель: Научиться проводить анализ воздействия внешней среды на функционирование системы.
Задания:
1. Выделите наиболее значимые внешние факторы для заданной системы (компании, города, образовательной организации).
2. Создайте сценарий изменения внешнего окружения (например, рост цен на энергоносители, изменение законодательства).
3. Рассмотрите последствия этих изменений на систему и определите стратегию адаптации.
4. Оформите отчёт с рекомендациями по минимизации негативных воздействий.
Форма отчетности: Таблица факторов, сценариев и рекомендаций.
________________________________________
Лабораторная работа №5: Многокритериальный выбор оптимальной стратегии
Цель: Освоение методов многокритериального выбора наилучших решений.
Задания:
1. Поставьте задачу выбора лучшей стратегии (например, инвестиции в новое производство, расширение ассортимента продукции).
2. Определите критерии выбора (финансовые, социальные, экологические).
3. Проведите сравнительный анализ возможных вариантов с учётом всех критериев.
4. Найдите оптимальный вариант и аргументируйте своё решение.
Форма отчетности: Матрица оценки вариантов, диаграммы и итоговый выбор с обоснованием.
________________________________________
Лабораторная работа №6: Практическое применение системного анализа в реальных ситуациях
Цель: Применение приобретённых знаний в конкретной ситуации.
Задания:
1. Рассмотрите реальную проблему (реструктуризация компании, внедрение нового продукта, оптимизация производства).
2. Соберите необходимую информацию и проведите анализ с позиции системного подхода.
3. Предложите решение проблемы с использованием инструментов системного анализа.
4. Оцените эффект предложенного решения.
Кейс-задания
Кейс-задание №1: Анализ производственной линии предприятия
Задание:
Вы руководите производством крупного завода, занимающегося выпуском бытовой техники. Ваша задача — провести системный анализ производственного цикла, выявить узкие места и предложить мероприятия по повышению производительности.
Данные:
1. Производительность линии составляет 100 единиц в сутки, максимальная мощность линий ограничивает производительность.
2. Средняя себестоимость одной единицы товара равна 15 тыс. рублей, розничная цена продажи — 25 тыс. рублей.
3. Основной проблемой являются частые поломки оборудования, средняя продолжительность ремонта занимает около 3 часов.
4. Стоимость аренды оборудования составляет примерно 1 млн рублей ежемесячно.
5. Регулярность сбоев зависит от интенсивности эксплуатации оборудования.
Вопросы:
1. Постройте модель производственной системы, выделив основные элементы и взаимосвязи.
2. Какие причины приводят к снижению производительности?
3. Как можно повысить эффективность производственного процесса?
4. Как изменится прибыль компании при увеличении выпуска на 20%?
________________________________________
Кейс-задание №2: Разработка маркетинговой стратегии малого бизнеса
Вам поручили разработать маркетинговую стратегию для небольшой региональной кофейни. Нужно привлечь больше клиентов и увеличить доход заведения.
Данные:
1. Средний чек клиента равен 300 руб..
2. Посещаемость кафе составляет около 100 человек ежедневно.
3. Потенциальная аудитория — жители района и туристы.
4. Существуют конкурирующие заведения поблизости.
5. Возможности расширения меню и сервиса ограничены небольшим бюджетом.
Вопросы:
1. Какова структура целевой аудитории вашей кофейни?
2. Какие каналы привлечения клиентов наиболее эффективны?
3. Предложите несколько мероприятий по увеличению посещаемости и среднего чека.
4. Насколько увеличится выручка при росте числа посетителей на 30%?
________________________________________
Кейс-задание №3: Организация транспортной сети региона
Задание:
Необходимо организовать новую автобусную сеть для улучшения транспортного обслуживания жителей удаленного района. Задача состоит в обеспечении доступности общественного транспорта и снижении транспортных расходов.
Данные:
1. Население района насчитывает около 10 тысяч человек.
2. Расстояние до ближайшего населенного пункта составляет 50 км.
3. Бюджет на организацию маршрута ограничен суммой в 5 миллионов рублей ежегодно.
4. Среднее количество пассажиров в день оценивается в 200–300 человек.
5. Затраты на обслуживание одного автобуса составляют порядка 200 тыс. рублей ежемесячно.
Вопросы:
1. Сколько автобусов потребуется для эффективного обслуживания населения?
2. Как выбрать оптимальную частоту рейсов?
3. Какие маршруты будут наиболее востребованы жителями?
4. Можно ли снизить затраты на транспортное обслуживание путем рационализации маршрутов?
________________________________________
Кейс-задание №4: Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного хозяйства
Задание:
Требуется создать долгосрочную стратегию устойчивого развития фермерского хозяйства с целью повышения урожайности сельскохозяйственных культур и снижения негативного воздействия на окружающую среду.
Данные:
1. Площадь фермы составляет 50 гектаров.
2. Основные культуры — картофель, пшеница, овощи.
3. Текущая урожайность ниже среднерайонной нормы.
4. Ферму посещают регулярные покупатели овощей и фруктов.
5. Необходимо уменьшить потребление воды и удобрений.
Вопросы:
1. Какие агротехнические приемы позволят повысить урожайность?
2. Возможно ли снижение затрат на удобрения и воду без ущерба для урожая?
3. Есть ли перспективы диверсификации выращиваемых культур?
4. Какие инвестиционные проекты целесообразно реализовать для увеличения доходов?
Комплект заданий для самостоятельной работы обучающихся
Варианты заданий для самостоятельного выполнения:
1. Реферат на тему:
o «История возникновения и развитие теории систем»
o «Основные концепции и постулаты системного анализа»
o «Применение системного подхода в менеджменте предприятий»
o «Методы анализа и моделирования сложных систем»
Требования к реферату:
Объем текста — 10–15 страниц формата А4, размер шрифта Times New Roman, 14 pt, интервал 1,5 строки. Реферат должен содержать введение, основную часть, заключение и список литературы (не менее пяти источников).
2. Индивидуальное задание:
Разработать классификацию типов систем, описать особенности каждой группы, привести реальные примеры. Работа должна сопровождаться схемами и иллюстрациями.
3. Творческое задание:
Создать презентацию (PowerPoint или аналогичное приложение) на тему «Использование системного анализа в повседневной жизни». Презентация должна содержать минимум десять слайдов, иллюстрирующих различные аспекты применения системного анализа.
4. Эссе на одну из предложенных тем:
o «Преимущества и ограничения системного подхода в бизнесе»
o «Примеры успешных решений, достигнутых благодаря применению системного анализа»
Объем эссе — 5–7 страниц формата А4, шрифт Times New Roman, 14 pt, интервал 1,5 строки.
5. Решить следующую задачу:
Компания планирует увеличение объемов производства на предприятии. Для этого ей необходимо проанализировать свою производственную систему и выявить возможные точки роста. Предположим, что производительность завода зависит от трех ключевых факторов: объема сырья, квалификации персонала и технического состояния оборудования. Заполнить таблицу SWOT-анализа, исходя из имеющихся данных и условий, а затем сформулируйте стратегию дальнейших действий компании.
6. Практическое упражнение:
Постройте простейшую имитационную модель небольшого предприятия (например, фабрики по производству кондитерских изделий), учитывая такие параметры, как производственные мощности, объемы продаж, уровень запасов сырья и готовой продукции. Используя Excel или другое подходящее программное средство, смоделируйте работу предприятия на протяжении нескольких месяцев и проанализируйте полученный результат.
________________________________________
Тестовые задания
Блок 1 (знать)
1. Что такое система?
a) Совокупность взаимодействующих элементов
b) Отдельный элемент структуры
c) Внешняя среда
d) Случайное собрание объектов
2. Как называется свойство системы сохранять стабильность перед лицом внешних воздействий?
a) Гибкость
b) Устойчивость
c) Надежность
d) Управляемость
3. Какая классификация систем выделяет открытые и закрытые системы?
a) По количеству элементов
b) По характеру обмена энергией и информацией
c) По типу элементов
d) По масштабу
4. Что характеризует целостность системы?
a) Свойства целого отличны от суммы свойств частей
b) Возможность бесконечного деления
c) Отсутствие внутренних связей
d) Равенство свойств частей свойствам целого
5. Как называются связи, направленные внутрь системы?
a) Прямые
b) Обратные
c) Связи первого порядка
d) Внутренние
6. Что такое пространство состояний системы?
a) Множество всех допустимых значений переменных
b) Количество компонентов системы
c) Объем памяти компьютера
d) Размер экрана устройства
7. Какие законы сохраняют энергию и вещество в закрытых системах?
a) Закон Мерфи
b) Законы Ньютона
c) Законы термодинамики
d) Законы Менделеева
8. Как называют состояние равновесия системы?
a) Непостоянное
b) Хаотичное
c) Переходное
d) Стационарное
9. Какие свойства обеспечивают адаптацию системы к изменениям среды?
a) Самоорганизация и гибкость
b) Ограниченность и изоляция
c) Независимость и автономность
d) Повторяемость и цикличность
10. Что описывает дифференциальное уравнение в динамических моделях?
a) Изменение величин во времени
b) Постоянство параметров
c) Цвет фона графика
d) Только начальные значения
________________________________________
Блок 2 (знать, уметь)
a) Неважно внутреннее устройство, важны лишь вход и выход
b) Важно только внутреннее устройство
c) Нет разницы между входом и выходом
d) Нельзя ничего измерять
12. Какие этапы входят в системный анализ?
a) Определение цели → сбор данных → построение модели → принятие решения
b) Сбор денег → покупка компьютера → запуск программы
c) Создание чертежа → строительство здания
d) Покупка запчастей → ремонт автомобиля
13. Что подразумевают под многоуровневой моделью?
a) Несколько независимых систем
b) Одна большая система без подразделений
c) Систему, состоящую из множества вложенных друг в друга уровней
d) Одну общую цель
14. Какие качества присущи эффективной структуре организации?
a) Централизация власти и минимальное взаимодействие
b) Четкое разделение обязанностей и координация действий
c) Минимум ответственности сотрудников
d) Недоверие к сотрудникам
15. Какие системы относятся к детерминированным?
a) Где исход предсказуем однозначно
b) Там, где случайность определяет исход
c) Игровые автоматы
d) Любые системы природы
16. Как оценить чувствительность системы к изменению параметров?
a) Провести анализ чувствительности
b) Просто изменить параметры
c) Сделать новый расчет
d) Ничего менять не надо
17. Что показывает дерево решений?
a) Алгоритм принятия решений
b) Рост дерева
c) История семьи
d) Генетика животных
18. Что обеспечивает идентификация переменных в исследовании?
a) Установление значимых факторов
b) Замена старых компьютеров новыми
c) Улучшение интерьера офиса
d) Увеличение зарплаты сотрудников
19. Как выбирают целевую функцию?
a) Исходя из основной цели проекта
b) Случайным образом
c) Всегда одна и та же
d) Ни один сотрудник не влияет на нее
20. Как связаны риск и неопределенность?
a) Риск возникает там, где присутствует неопределенность
b) Они никак не связаны
c) Риск уменьшает неопределенность
d) Риск увеличивает уверенность
________________________________________
Блок 3 (знать, уметь, владеть)
21. Какая стратегия выбирается в условиях многокритериальной задачи?
a) Обычно используют метод компромисса
b) Всегда берется первый критерий
c) Берут самый сложный критерий
d) Исключают все критерии кроме одного
22. Что означает термин "Парето-эффективность"?
a) Улучшить одно без ухудшения другого нельзя
b) Лучше сделать хуже одному ради выгоды другому
c) Любое улучшение выгодно
d) Каждое ухудшение полезно
23. Какие качественные и количественные методы применяются в системном анализе?
a) Анкетирование, интервью, анализ документов
b) Наблюдение, опросники, эксперименты
c) Имитационное моделирование, факторный анализ, экспертные оценки
d) Никаких методов не существует
24. Как управлять сложностью системы?
b) Добавлять побольше деталей
c) Оставлять все как есть
d) Никогда не изменять систему
25. Как решить конфликт между критериями?
a) Искать компромиссное решение
b) Взять последний поступивший критерий
c) Немедленно закрыть проект
d) Следовать первому критерию всегда
26. Что такое сценарии в системном анализе?
a) Это набор предположений о будущем состоянии системы
b) Реплики актеров в театре
c) Рисунки будущего дизайна интерфейса
d) Никакие сценарии не рассматриваются
27. Как выбирать оптимальную стратегию в игре с природой?
a) Применяют минимаксный критерий
b) Ставят деньги на кон
c) Читают гороскоп
d) Играют интуитивно
28. Как построить сбалансированную систему?
a) Через тщательное проектирование и тестирование
b) Путем сокращения количества элементов
c) Игнорируя любые риски
d) Всегда беря максимальные нагрузки
29. Как рассчитывается надежность системы?
a) Вероятность нормального функционирования
b) Цена покупки запасных частей
c) Вес компонентов
d) Время доставки товаров
30. Что подразумевает эффективное управление ресурсами?
a) Рациональное распределение ресурсов с учетом приоритетов
b) Покупка большего количества комплектующих
c) Сокращение штата сотрудников
d) Повышение стоимости товаров
1. Дайте определение системы. Какие основные свойства присущи системам?
2. В чём заключается сущность системного подхода?
3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы системного анализа.
4. Что такое моделирование системы? Какие виды моделей существуют?
5. Какие методы используются для анализа и синтеза систем?
6. В чём особенности применения математических методов в системном анализе?
8. Объясните понятие информационного потока в системе.
9. Как оценивается эффективность и надёжность информационных систем?
10. Какие задачи решает системный аналитик в организации?
11. Приведите примеры применения системного анализа в экономике.
Примерные задания:
1. Провести анализ структуры заданной организационной системы, выделить её элементы и связи.
2. Построить модель информационного потока для конкретной экономической задачи.
3. Выполнить сравнительный анализ двух альтернативных вариантов построения системы и обосновать выбор оптимального.
4. Решить кейс по автоматизации принятия решений на основе методов системного анализа.
5. Разработать рекомендации по повышению эффективности функционирования информационной системы на основе результатов анализа.
o История возникновения и эволюция подходов к изучению систем.
o Ключевые этапы становления теории систем.
o Современные тенденции и перспективы развития системного анализа.
2. Основные понятия и концепции теории систем
o Определение понятий "система", "структура", "функционирование".
o Принципы классификации систем.
o Свойства и особенности различных типов систем.
3. Методология системного анализа
o Основные подходы и методы системного анализа.
o Этапы проведения системного анализа.
4. Модели и моделирующие инструменты в теории систем
o Типы моделей и их роль в анализе систем.
o Особенности и преимущества математического моделирования.
o Использование компьютерных симуляций и виртуального моделирования.
5. Применение системного анализа в экономике и бизнесе
o Анализ экономических систем и предприятий.
o Оптимизация управленческих решений с помощью системного подхода.
o Прогнозирование и оценка рисков в бизнесе.
6. Использование системного анализа в социальных науках
o Исследования социальных систем и общественных институтов.
o Разработка стратегий социального планирования и управления.
o Практики применения системного анализа в политике и социологии.
7. Системный подход в инженерии и технике
o Применение системного анализа в проектировании техники и инфраструктуры.
o Комплексные проблемы технического анализа и разработки инновационных решений.
o Организация комплексного мониторинга и оценки технической безопасности объектов.
8. Практика принятия решений с использованием системного анализа
o Решение сложных многоуровневых задач.
o Формирование алгоритмов принятия обоснованных решений.
o Опыт применения системного анализа в принятии стратегических решений.
9. Этические аспекты и ограничения системного анализа
o Этические нормы и ответственность исследователей и специалистов.
o Ограничения системного подхода и возможные искажения выводов.
o Предупреждение ошибок и повышение качества исследований.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты,
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п