учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Очирова В.Н.
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
дисциплины кафедра
Семестр 6
- ;
п/п
на заседании АТК
Директор АТК
Очирова В.Н.
Директор колледжа Очирова В.Н.
Задачи: формирование понимания экономических законов; формирование понимания понятий менеджмента и маркетинга;
содействие пониманию обучающихся общих принципов управления предприятием, экономической и маркетинговой деятельности.
ОК 02.: Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области агрономии;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации:
оформлении результатов поиска информации
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.:
может выделять наиболее значимое в перечне информации и оценивать практическую значимость результатов поиска, затрудняется в оформлении результаты поиска
наиболее значимое в перечне информации и оценивать практическую значимость результатов поиска, умеет грамотно оформлять результаты поиска
ОК 03.: Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;;
принципы рыночной экономики;
современное состояние и перспективы развития отрасли;
роли и организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги);
формы оплаты труда;
стили управления, виды коммуникации;
принципы делового общения в коллективе;
управленческий цикл;
особенности менеджмента в области агрономии;
сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга, его связь с менеджментом;
формы адаптации производства и сбыта к рыночной ситуации:
построения экономической системы организации; сущность и функции предпринимательской деятельности, виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков, способы их оценки
и снижения.
и снижения.
применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;
анализировать ситуацию на рынке товаров и услуг.:
решений; определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию; оценивать
индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления финансами выбирать инвестиционный инструмент по параметрам
решений; определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию; оценивать
индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления финансами выбирать инвестиционный инструмент по параметрам
решений; определять организационно-правовые формы организаций; планировать деятельность организации; определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации; рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации; находить и использовать необходимую экономическую информацию; оценивать индивидуальные риски, связанные с экономической деятельностью и использованием инструментов управления финансами выбирать инвестиционный инструмент по параметрам
работ
Проверка задания
Тестирование
Оценка реферата
Тестирование
Устный опрос
Проверка задания
Тестирование
Оценка реферата
Тестирование
Устный опрос
Проверка задания
Тестирование
Оценка реферата
Оценка участия в деловой игре
Тестирование
Оценка участия в деловой игре
Тестирование
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Тестирование
Устный опрос
Лицензионное ПО: Kaspersky Endpoint Security, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level , Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc; справочно - правовая система «Консультант плюс», кормовые рационы, 1С предприятие 1.0
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе,
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП СПО.
В целях реализации ОПОП СПО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
1. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме:
- вопросы к зачету.
2. Оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости:
- вопросы входного контроля;
- комплект практических заданий;
- деловая игра;
- тестовые задания;
- семинар-дискуссия;
- перечень тем сообщений (презентаций)
2) охватывает все разделы дисциплины
Экономика АПК
Перечень вопросов входного контроля
1. Что изучает экономика?
2. Дать определение понятию «потребности».
3. Что такое ограниченность ресурсов?
4. Охарактеризуйте три основных фактора производства
5. Какие виды ценных бумаг вы знаете?
6. Что такое инфляция?
7. Что такое налог?
8. Что такое безработица и занятость населения?
9. Дайте определение дохода.
10. Что такое издержки?
ДЕЛОВАЯ ИГРА
ТЕМА «Ресурсы предприятия»
1 Проблема – приобретение студентами навыков по расчету экономической эффективности сельскохозяйственного производства по системе показателей.
2 Концепция заключается в определении основных экономических показателей, характеризующих эффективность использования ресурсов предприятия (земельных, трудовых, основных средств, оборотных средств, финансовых ресурсов) на основании изучения данных бухгалтерской отчётности предприятий АПК Республики Бурятия.
3 Роли:
1. Преподаватель - объявляет цель деловой игры, порядок ее проведения;
2. Группа студентов делится команды, состав игроков в команде от 3 и выше.
4 Ожидаемые результаты могут быть представлены практическими навыками по определению экономических показателей эффективности деятельности предприятия, способности коллективной работы, принятия решений, анализа, оценки и аргументации принимаемых решений.
Комплект тестовых заданий
1. Экономика - это:
а) хозяйственная система;
б) хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретного человека и общества в целом;
в) система жизнеобеспечения страны, решающая задачи производства, распределения и потребления различных благ, необходимых для удовлетворения потребностей людей и государства;
г) работа на рынке, использование его законов.
2. Три основных фактора производства - труд, земля, капитал. Какая из ниже перечисленных групп, включает в себя все три составляющие:
а) предприниматели, деньги, рента;
б) воздух, ученые, автомобили;
в) рабочие, станки, здания;
г) нефть, газопровод, ювелирные изделия.
3. Рыночными субъектами не являются:
а) домохозяйства;
б) государство;
в) деньги;
г) фирма.
4. Дайте наиболее правильное определение «спроса»:
а) это платежеспособная потребность;
б) это потребность, обеспеченная деньгами и предъявленная на рынке;
в) это возможный объем потребности в соответствии с реальными денежными доходами населения;
г) это возможный объем потребностей.
5. Что понимается под предприятием:
а) имущественный комплекс, используемый для осуществле¬ния предпринимательской деятельности;
б) хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выпол¬няющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли;
в) трудовой коллектив, способный производить продукцию (работы, услуги);
г) хозяйствующая единица, обладающая административной и политической самостоятельностью.
6. Укажите организационно-правовую форму некоммерческих организаций:
а) хозяйственные товарищества и общества;
б) производственные кооперативы;
в) потребительские кооперативы;
г) унитарные предприятия.
7. Для чего необходима качественная оценка земли?
б) для определения специализации хозяйств;
в) для установления экономически обоснованных цен на сельскохозяйственную продукцию и объективной оценки деятельности хозяйства;
г) нет верного ответа.
8. Что означает земельный кадастр?
а) это опись и оценка земель;
б) это не только количественный учет, но и качественная оценка земли;
в) это научно обоснованная инвентаризация и экономическая оценка земли;
г) нет верного ответа.
9. Основные фонды – это…
а) совокупность средств труда, переносящих свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа
б) совокупность средств труда, используемых больше, чем 12 месяцев
в) совокупность средств труда, переносящих свою стоимость на готовый продукт полностью;
г) совокупность оборотных производственных фондов и фондов обращения
10. Какой показатель не относится к показателям использования основных производственных фондов:
а) фондоотдача
б) коэффициент износа
в) фондовооруженность
г) коэффициент оборачиваемости
11. Оборотные средства включают:
а) транспортные средства;
б) рабочие машины и оборудование;
в) инструменты;
г) оборотные фонды и фонды обращения.
12. Какие стадии проходят оборотные средства
а) денежную и товарную;
б) денежную и реализационную;
в) товарную, производственную, денежную;
г) денежную, реализационную.
13. Какой из показателей является стоимостным показателем производительности труда
а) количество произведенной продукции, приходящееся на одного вспомогательного рабочего;
б) затраты времени на производство единицы продукции;
в) стоимость произведенной продукции, приходящаяся на единицу оборудования;
г) стоимость произведенной продукции, приходящаяся на одного среднесписочного работника промышленно-производственного персонала.
14. Какой из показателей является трудовым показателем производительности труда
а) станкосменность;
б) трудоемкость;
в) материалоемкость;
г) фондоемкость.
15. Что входит в структуру цены
а) себестоимость;
б) косвенные налоги;
в) прибыль;
г) все перечисленное.
16. Как подразделяются затраты по способу отнесения на себестоимость продукции
а) производственные непроизводственные;
б) прямые и косвенные ;
в) переменные и постоянные;
г) текущие и единовременные.
17. Показатели рентабельности работы предприятии отражают:
а) способность предприятия выполнять краткосрочные обязательства за счет текущих активов;
б) степень независимости предприятия;
в) количественное и качественное состояние средств производства;
г) качественную характеристику полученной прибыли.
18. Как определяется рентабельность имущества предприятии?
а) чистая прибыль / чистый объем продаж;
б) валовая прибыль / чистый объем продаж;
в) чистая прибыль / средняя величина имущества предприятии ;
г) выручка от реализации продукции / итог баланса.
19. Анализ внешней среды это:
а) определение демографических тенденций развития;
б) учет действия правительства в деятельности фирмы;
в) контроль за внешними факторами для определения возможностей и угроз для фирмы;
г) организация работ по анализу рынка сбыта.
20. Что относится к характеристикам внешней среды:
а) полнота;
в) вязкость;
г) достоверность;
д) подвижность.
21. Коммуникация – это:
а) обмен информацией внутри организации между её подразделениями;
б) процесс обмена информации, включающий субъекты коммуникации, способ и объект коммуникаций;
в) связь между руководителем и исполнителем;
г) несогласие сторон, которые могут быть представлены индивидами и (или) группой людей.
22. В зависимости от субъектов коммуникации различают:
а) межуровневые и организационные;
б) внешние и внутренние;
в) структурные и межуровневые;
г) эффективные и неэффективные.
23.Какая функция маркетинга предусматривает организацию сервиса:
а) аналитическая;
б) сбытовая;
в) производственная;
г) функция контроля.
24.Какая функция маркетинга предусматривает организацию системы коммуникаций:
а) аналитическая;
б) производственная;
в) сбытовая;
г) управления и контроля.
25. Затраты фирмы на рекламу составляют:
а) 1 % от суммы продаж;
б) 2-10 % от суммы продаж;
в) 20 % от суммы продаж;
г) зависит от вида хозяйственной деятельности фирмы.
26. К каналам личной коммуникации можно отнести:
а) общение одного лица с аудиторией;
б) прямую почтовую рекламу;
в) рекламу по телевидению;
г) печатную рекламу.
27. К какому критерию сегментирования относится формирование сегмента по составу семьи:
а) географическому
б) демографическому
в) поведенческому
г) психографическому
28. Равновесная цена – цена, при которой равны …
а) объём реального производства и потенциальные возможности организации;
б) объём спроса на товар и объём его предложения;
в) прибыль и затраты на производство товара;
г) рентабельность и затраты на производство товара.
29. К какому виду маркетинговых исследований рынка относится изучение справочников и статистической литературы:
а) кабинетное исследование;
б) панельное исследование;
в) полевое исследование;
г) нет верного ответа.
30. Ценовая стратегия, которую рекомендуется применять при неоднородности покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам:
а) дискриминации цен;
б) дифференциации цен;
в) конкурентного ценообразования;
г) нет верного ответа.
Перечень тем сообщений (презентаций)
1. Экономическая мысль Древнего мира.
2. Экономическая мысль Средневековья.
3. Экономическое учение меркантилистов.
4. Социалисты – утописты и «город Солнца».
5. Формирование классической политической экономии в Англии и Франции.
6. Становление классической политэкономии как научной системы в трудах А. Смита и Д. Риккардо.
7. Развитие экономической мысли в начале и середине XIX в.
8. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.
9. Историческая школа в экономике.
10.Маржинализм.
11.Экономическая мысль в России XVII - XVIII.
13.Математическая школа в России.
14.Отечественная экономическая мысль XX века.
15.Институционально-социологическое направление в экономической науке.
16.Кейнсианство.
17.Неолиберальное направление в экономической науке.
18.Неоклассическая контрреволюция.
19.Неоинституционализм.
20.Электронные деньги и формы их использования.
21.Роль и значение государственной собственности в рыночной системе хозяйствования.
22.Мировой опыт и современная тенденция приватизационных процессов
23.Ценовая и неценовая конкуренция.
24.Макроэкономическая политика России.
25.Экономический рост и проблемы экологии.
26.Биржи труда в России.
27.Роль фискальной политики в государственном регулировании.
28.Границы государственного вмешательства в экономику.
29.Антимонопольная политика государства.
30.Домохозяйство как объект экономической и социальной политики.
31.Валютные организации, их воздействия на обменный курс.
32.Современные аспекты миграции человеческого капитала.
33.Мировой рынок золота. Золотые аукционы.
34.Системы социальной защиты: генезис и эволюция.
Семинар-дискуссия
ТЕМА «Анализ маркетинговой среды конкретного предприятия»
1 Проблема – приобретение студентами навыков по анализу маркетинговой среды конкретного предприятия.
2 Концепция заключается в определении и умении студентами вести анализ маркетинговой среды конкретного предприятия на основании изучения предприятий АПК Республики Бурятия.
3 Роли:
3. Преподаватель - объявляет цель работы в командах, порядок ее проведения;
4. Группа студентов делится команды, состав игроков в команде от 3 и выше.
4 Ожидаемые результаты могут быть представлены практическими навыками по определению экономических показателей эффективности деятельности предприятия, способности коллективной работы, принятия решений, анализа, оценки и аргументации принимаемых решений.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций,
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п