учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Охотоведение
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение современного состояния и основных проблем эволюционной теории, анализ наиболее известных эволюционных гипотез; формирование представлений об основных закономерностях, механизмах, движущих силах эволюционного процесса.
ОПК-3: Способен применять знание основ эволюционной теории, использовать современные представления о структурно-функциональной организации генетической программы живых объектов и методы молекулярной биологии, генетики и биологии развития для исследования механизмов онтогенеза и филогенеза в профессиональной деятельности;;
ИД-1ОПК-1.1. Использует основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
генетики популяций, эпигенетики; основы биологии размножения и индивидуального развития;
генетики популяций, эпигенетики; основы биологии размножения и индивидуального развития;
генетики, генетики популяций, эпигенетики; основы биологии размножения и индивидуального развития;
генетических основах эволюционных процессов, геномике, протеомике, генетике развития; использовать в профессиональной деятельности современные представления о механизмах роста, морфогенезе и цитодифференциации, о причинах
аномалий развития;
деятельности представления о генетических основах эволюционных процессов, геномике, протеомике, генетике развития; использовать в профессиональной деятельности современные представления о механизмах роста, морфогенезе и
цитодифференциации, о причинах аномалий развития;
деятельности представления о генетических основах эволюционных процессов, геномике, протеомике, генетике развития; использовать в профессиональной деятельности современные представления о механизмах роста, морфогенезе и
цитодифференциации, о причинах аномалий развития;
деятельности представления о генетических основах эволюционных процессов, геномике, протеомике, генетике развития; использовать в профессиональной деятельности современные представления о механизмах роста, морфогенезе и
цитодифференциации, о причинах аномалий развития;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Концепция номогенеза.
Доказательства объективности эволюционного процесса
2. Чиркова, Е. Н. Эволюция органического мира : учебное пособие / Е. Н. Чиркова, Ю. П. Верхошенцева. — Оренбург : ОГУ, 2016. — 159 с. — ISBN 978-5-7410-1430-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система.
https://e.lanbook.com/book/97945
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Перечень тем докладов
Комплект тестовых заданий
Ситуационные задачи
Перечень тем групповых заданий
Теория эволюции
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Эволюционные идеи в мировоззрении античных натурфилософов. Единство природы, «лестница существ», идея развития.
2. Метафизический период в развитии эволюционной теории. Концепции преформизма и эпигенеза. Возникновение идей трансформизма.
3. Возникновение идей трансформизма, их развитие. Противостояние креационизма и трансфрмизма, диспут Ж.Кювье и Э.Ж. Сент-Илера.
4. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка: движущие силы, роль внешней среды, наследование приобретенных признаков. Историческая оценка значения теории Ламарка.
5. Развитие эволюционной идеи в 19 веке. Естественно-научные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
6. Основные положения теории Ч. Дарвина. Значение дарвинизма в развитии биологических наук.
7. Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе, его суть и значение.
8. Развитие эволюционной теории в последарвиновский период. Классический дарвинизм. Генетический антидарвинизм. Рождение синтетической теории эволюции.
9. Основные положения синтетической теории эволюции.
10. Развитие эволюционной теории в России. Объективные и субъективные причины возникновения лысенковщины (псевдодарвинизм).
11. Методы изучения эволюции: палеонтологический, биогеографический, эмбриологический, систематический, генетический, биохимический и др..
12. Проблема биопоэза. Гипотезы происхождения жизни на земле. Гипотеза биохимической эволюции.
13. Основные этапы филогенетического развития животных. Крупнейшие ароморфозы в стволах типов беспозвоночных и типа хордовых.
14. Основные этапы филогенетического развития растений. Крупнейшие ароморфозы.
15. Явление изменчивости. Значение изменчивости в эволюции органического мира.
16. Мутации как элементарное эволюционное явление. Мутационная и комбинативная изменчивость. Понятие «нормы реакции», эволюционное значение адаптивных модификаций.
17. Генетическая гетерогенность популяции: факторы и пути ее формирования, значение для эволюции.
18. Изоляция как эволюционный фактор. Основные формы, их роль в микроэволюции.
19. Биологическая изоляция, ее формы, значение в эволюционном процессе. Механизм видообразования при биологической изоляции.
21. Естественный отбор. Основные формы. Элиминация, ее формы и значение.
22. Количественные характеристики естественного отбора: коэффициент, эффективность, скорость.
23. Явление адаптации. Классификация адаптаций (по Тимофееву-Ресовскому). Механизм формирования организменных и видовых адаптаций.
24. Понятие «вид». История его развития. Концепция политипического вида.
25. Критерии вида. Структура вида. Генетическая и экологическая неоднородность.
26. Процесс видообразования. Основные формы видообразования.
27. Понятие «микроэволюция». Ее сущность и значение.
28. Основные способы осуществления онтогенеза. Продолжительность онтогенеза.
29.Формы филогенеза: дивергенция, конвергенция, параллелизм, филетическая эволюция.
30. Направления эволюции: арогенез и аллогенез, их критерии, примеры, причины и пути возникновения, эволюционные последствия.
31. Правила эволюции групп: необратимость, прогрессирующая специализация, происхождение от неспециализированных предков и т.д..
32. Темпы эволюции органов и функций. Причины и механизмы редукции, рудиментации, атавизмов.
33. Понятие эволюционного прогресса и его критерии (по А.Н.Северцову и Н.Н.Шмальгаузену). Классификация явлений прогресса. Взаимосвязь направлений.
34. Гипотезы происхождения человека. Место человека в зоологической системе.
35. Классификация человеческих рас. Основные морфологические признаки «больших» рас, их происхождение и адаптивное значение. Значение изоляции и особенности эволюции малых групп в происхождении вида Homo sapiens.
36. Эволюция экосистем. Эволюция и дифференциация биосферы. Сукцессия. Сопряженная эволюция видов. Отбор экосистем.
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
История развития эволюционных идей в античные времена, в эпохи Возрождения и Просвещения.
1. Эволюционное учение как комплексная наука.
2. Эволюционные идеи древних натурфилософов.
3. Развитие идей эволюции в Эпоху Возрождения XV - XVII в. Преформизм.
4. Эволюционные взгляды К. Линнея, его роль в развитии систематики. Креационистский подход.
5. Ж. Кювье и его заслуги в развитии сравнительной анатомии и палеонтологии. Теория катастроф.
6. Идеи трансформизма и эпигенеза.
7. Дискуссия между Ж.Сент-Илером и Ж. Кювье как отражение борьбы трансформизма и креационизма.
8. Первая целостная концепция эволюции Ж.Б. Ламарка, основные положения.
9. Первый и второй законы Ж.Б. Ламарка.
10. Анализ его эволюционных взглядов: положительные и отрицательные стороны концепции.
Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
1. Биография и научное творчество Ч. Дарвина.
2. Изменчивость по Ч. Дарвину: типы изменчивости.
3. Ч. Дарвин об изменчивость культурных форм.
4. Ч. Дарвин об изменчивость видов в природе.
5. Искусственный отбор по Ч. Дарвину.
6. Естественный отбор по Ч. Дарвину.
7. Половой отбор по Ч. Дарвину.
8. Дивергенция по Ч. Дарвину искусственных форм.
9. Дивергенция по Ч. Дарвину таксонов в природе.
10. Дарвиновские представления о приспособлениях и их целесообразности.
11. Причины эволюции по Ч. Дарвину.
12. Развитие эволюционного учения в последарвиновский период.
Микроэволюция. Популяция как элементарная единица микроэволюции. Вид и его структура. Видообразование.
1. Понятие о микроэволюции. Основные положения синтетической теории эволюции.
2. Популяция как элементарная эволюционная единица, элементарное эволюционное явление.
3. Мутации как элементарный эволюционный материал. Типы мутаций.
4. Мутационный процесс как фактор эволюции.
5. Популяционные волны как фактор эволюции.
6. Изоляция как фактор эволюции.
7. Понятие о естественном отборе – главном фактор эволюции.
8. Доказательства естественного отбора (экспериментальные и в природе).
9. Эффективность и скорость действия естественного отбора.
10. Формы естественного отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный).
11. Половой и групповой отборы.
12. Понятие «вид». Вид, как качественного этапа эволюции.
13. Основные критерии (свойства) вида.
Макроэволюция. Эволюция онтогенеза. Пути биологического прогресса. Основные проблемы теории эволюции.
1. Темпы эволюции групп и проблема вымирания.
2. Проблемы эволюции: роль ненаследственной изменчивости и соотношение «монофилия- полифилия».
3. Проблемы эволюции: соотношение микро- и макроэволюции. «Эволюция не по Дарвину»
4. Главные типы эволюции групп (аллогенез, арогенез, специализация, регресс).
5. Макроэволюция. Формы эволюции групп: филетическая эволюция, дивергенция.
6. Конвергенция и параллелизм.
7. Правила эволюции групп.
Гипотезы происхождения жизни. Этапы, основные магистральные направления эволюции растений и животных. Антропогенез.
1. Гипотезы происхождения жизни.
2. Биогенез – химический этап эволюции (гипотеза А.И. Опарина).
3. Доказательства эволюции и методы ее изучения: данные палеонтологии,
4. Доказательства эволюции: данные биогеографии.
5. Доказательства эволюции: данные анатомии и морфологии.
6. Доказательства эволюции: данные эмбриологии.
7. Доказательства эволюции и методы ее изучения: данные систематики, генетики, биохимии и физиологии.
8. Эволюция растений с преобладанием гаметофита и с преобладанием спорофита.
9. Магистральные направления и отличительные черты эволюции растений.
10. Этапы эволюции животных.
11. Магистральные направления и отличительные черты эволюции животных.
12. Антропогенез: австралопитеки.
13. Антропогенез: человек умелый и архантропы.
14. Антропогенез: неандертальцы и человек разумный.
15. Единство современных рас человека.
Комплект тестовых заданий
Задание № 1 Тест с одним вариантом ответа:
1.Микроэволюция-это:
А) эволюционные процессы не приводящие к видообразованию
В) эволюционные процессы приводящие к видообразованию
С) эволюция микроорганизмов
1. эволюция человека
2. эволюция биоценозов
2. Основатель эволюционного учения
1. Геккель
2. Вернадский
3. Дарвин
4. Докучаев
5. Линней
3.Возникновение преград к свободному скрещиванию особей это фактор:
1. изоляция
2. модификация
3. естественный отбор
4. популяционные волны
5. дивергенция
4. Идиоадаптацией у цветковых растений является
1. появление эндосперма
2. появление семени
3. разнообразие цветков
4. появление корня
5. появление цветка
5. Разнообразие видов животных и растений, появившихся от одного предка это:
1. конвергентная эволюции
2. причина эволюции
3. дивергентная эволюции
4. движущая сила эволюции
5. результат межвидового скрещивания
6. Идиоадаптация у животных
1. покровительственная окраска
2. второй круг кровообращения
3. теплокровность
4. появление корня
5. возникновение фотосинтеза
7. Примером ароморфоза у животных является:
1. редукция органов зрения у крота
3. появление легких у земноводных
4. длинная шея жирафа
5. сокращение численности особей
8. Результат естественного отбора
1. появление новых засухоустойчивых видов растений
2. создание новых штаммов микроорганизмов
3. возникновение новых пород животных
4. выведение более продуктивных пород птиц
5. создание устойчивых к холоду сортов растений
9. Автор первой научной классификации живых организмов:
1. Ж.Б. Ламарк
2. Ч. Дарвин
3. К. Линней
4. А.Р. Уоллес
5. Ж. Кювье
10. По Ч. Дарвину, движущими силами эволюции являются:
1. борьба за существование
2. изоляция
3. модификация
4. искусственный отбор
5. микроэволюция
Задание №2 установите соответствие:
1. Установите соответствие между примером и направлением эволюции
Пример Направление эволюции
А) упрощение строения паразитического организма 1) ароморфоз
В) возникновение тканей 2) идиоадаптация
С) появление разных форм клюва у птиц 3) общая дегенерация
D) возникновение полового размножения
2. Установите соответствие между признаком медузы корнерота и критерием вида, для которого он характерен
Признаки медузы корнерота Критерий вида
А) обитает в морях и океанах 1) морфологический
В) тело состоит из двух слоев: эктодермы и энтодермы 2) экологический
С) внутри тела имеется кишечная полость
D) является хищником
Е) на щупальцах расположены стрекательные клетки
3. Установите соответствие между особенностью строения организма человека и сравнительно-анатомическим доказательством эволюции
Особенность строения организма человека Сравнительно-анатомическое доказательство эволюции
А) появление хвоста 1) атавизмы
В) наличие аппендикса 2) рудименты
С) наличие копчика в позвоночнике
D) возникновение густого волосяного покрова на теле
Е) появление многососковости
4. Установите соответствие между примером органов и сравнительно-анатомическим доказательством эволюции
Пример Сравнительно-анатомическое доказательство эволюции
А) чешуя ящерицы и перо птицы 1) гомологичные органы
В) глаза паука и собаки 2) аналогичные органы
С) наружный скелет жука и скелет рыбы
D) нос обезьяны и хобот слона
Е) когти барсука и ногти обезьяны
Задание №3
Тестовые задания с несколькими правильными ответами на тему «Эволюция»
1. Рудиментарными органами являются
A) тазовые кости в скелете кита
B) аппендикс у человека
C) появление хвоста у человека
D) зубы мудрости у человека
E) зебровидная окраска лошадей
F) лицо человека, полностью покрытое волосами
G) многососковость
H) появление заячьей губы
A) тазовые кости в скелете кита
B) многососковость у человека
C) появление хвоста у человека
D) зубы мудрости у человека
E) зебровидная окраска лошадей
F) лицо человека, полностью покрытое волосами
G) аппендикс у человека
H) зоб у птицы
3. К элементарным эволюционным факторам относят
A) мутации
B) модификации
C) популяцию
D) конвергенцию
E) искусственный отбор
F) естественный отбор
G) семейства
H) дивергенцию
Задание №4 Прочитайте текст. Выберите три предложения…..
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры ароморфозов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A) Ароморфозы — это крупные изменения в строении организмов, повышающие их адаптивные возможности.
B) Значительно изменился, например, уровень организации у паразитических гельминтов, прекрасно приспособившихся к своему образу жизни.
C) Появление гомологичных органов способствовало дивергенции в строении конечностей у ластоногих и китообразных.
D) Растения завоевали сушу благодаря формированию проводящих тканей и вегетативных органов.
E) Расширению адаптивных возможностей млекопитающих способствовало появление шерсти.
F) Возникновение теплокровности способствовало развитию более интенсивного обмена веществ у птиц и млекопитающих.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A) В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями.
B) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида.
C) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки.
D) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих.
E) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца.
F) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.
Вариант 2
Задание № 1 Тест с одним вариантом ответа:
1. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды
A) искусственный
B) стабилизирующий
C) движущий
D) половой
E) дизруптивный
1. Пределы модификационной изменчивости называют:
1. корреляциями
2. нормой реакции
3. мутациями
4. модификациями
5. генами
3. Приспособление животных к паразитическому образу жизни связано с упрощениями строения органов, это пример:
1. ароморфоза
2. идиоадаптации
3. дегенерации
4. биологического регресса
5. эволюции
4. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению приспособлений у живых организмов к среде обитания, направляющий характер имеет
2. искусственный отбор
3. естественный отбор
4. волны жизни
5. мутации
5. Результатом эволюции является
1. создание новых штаммов микроорганизмов
2. появление новых засухоустойчивых сортов растений
3. возникновение новых видов животных
4. выведение более продуктивных пород скота
5. выведение сортов растений
6. Макроэволюция ведет к
1. образованию новых видов
2. надвидовым преобразованиям, формированию родов, семейств,
отрядов и т.д.
1. изменению генофонда популяции, ее изоляции и
образованию подвидов и рас
1. изменениям генотипов у отдельных особей крупных млекопитающих
2. мутации у отдельных организмов
7. Идиоадаптацией является
1. возникновение кровеносной системы у кольчатых червей
2. редукция органов зрения у крота
3. разнообразие окраски перьев у птиц
4. сокращение ареала уссурийского тигра
5. легочное дыхание
8. Модификациионная изменчивость в отличие от мутационной
1. передается по наследству
2. приводит к гибели особи
3. связана с изменением в хромосомах
4. не передается по наследству
5. затрагивает изменения генов
9. Элементарной эволюционной единицей является
1. биоценоз
2. особь
3. род
4. популяция
5. подвид
10. Изменения, связанные с сокращением ареала и численности особей вида, называют
1. ароморфозом
2. биологическим регресс
3. дегенерацией
4. биологическим прогрессом
5. идиоадаптация
Задание №2 установите соответствие:
1. Установите соответствие между характеристикой и способом видообразование
Характеристика видообразования Видообразование
А) расширение ареала исходного вида 1) географическое
В) стабильность ареала исходного вида 2) экологическое
С) разделение места обитания вида различными географическими преградами
D) многообразие популяция вида, занимающих разные экологические ниши
Е) многообразие мест обитания в пределах стабильного ареала
2. Установите соответствие между признаком моллюска беззубки и критерием вида, который он характеризует
Признак Критерий вида
А) тело покрыто мантией 1) морфологический
В) раковина имеет две створки 2) экологический
С) обитает в пресных водоёмах
D) кровеносная система незамкнутая
Е) питается водными организмами
3. Установите соответствие между процессом, происходящим в природе, и формой борьбы за существование
Процесс Форма борьбы за существование
А) состязание между особями внутри одной стаи гиен за лидерство 1) внутривидовая
В) отношения между хищниками и жертвами 2) межвидовая
С) отношения между паразитами и хозяевами
D) соперничество между самцами за самку
Е) вытеснение из биоценоза одного вида другим
4. Установите соответствие между характеристикой и фактором среды
Характеристика среды Фактор среды
А) увеличение числа хищных зверей 1) абиотический
В) поддержание постоянства солености водной среды 2) биотический
С) сокращение числа паразитов
D) изменение концентрации газов в атмосфере
Е) изменение рельефа в результате извержения вулкана
Задание №3
Тестовые задания с несколькими правильными ответами на тему «Эволюция»
1. Идиоадаптации в животном мире
A) преобразование конечностей в ласты у моржа
B) появление внутреннего скелета у хордовых
C) крупные клыки у амурского тигра
D) появление трехкамерного сердца у амфибий
E) роющие конечности крота
F) возникновение теплокровности у плацентарных млекопитающих
G) появление альвеолярных легких у млекопитающих
H) отсутствие пищеварительной системы у плоских червей
2. Ароморфозы у животных
A) преобразование конечностей в ласты у моржа
B) появление внутреннего скелета у хордовых
C) увеличение клыков у амурского тигра
D) роющие конечности крота
E) возникновение теплокровности у млекопитающих
F) появление 4-х камерного сердца у хордовых
G) слепота у крота
H) появление дополнительных отделов желудка у жвачных
3. Ароморфозы в растительном мире
A) появление тканей у мхов
B) развитие водозапасающих клеток у болотных мхов
C) возникновение семенного размножения у хвойных растений
D) формирование механизма двойного оплодотворения у цветковых растений
E) развитие сухих плодов у растений семейства крестоцветные
F) формирование разных форм листовой пластины у семенных растений
G) симбиоз водорослей и грибов
H) появление различных ярких окрасок венчика у двудольных растений
Задание №4 Прочитайте текст. Выберите три предложения…..
1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания биологического прогресса некоторых организмов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A) Эволюционный процесс направлен на выработку приспособлений организмов к условиям окружающей среды.
B) Смена условий часто приводит к появлению новых признаков.
C) Появление лёгких, как универсального органа газообмена, позволило позвоночным освоить сушу.
D) В определенных условиях окружающей среды наблюдается резкое упрощение в строении организмов. Так, например, плоские черви утратили некоторые свои органы, но отлично приспособились к паразитическому образу жизни.
E) В результате естественного отбора случайных мутаций могут возникать различные адаптивные признаки, например разнообразные ротовые аппараты насекомых, способствующие увеличению численности организмов.
2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
A) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям.
B) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды.
C) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками.
D) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры.
E) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором.
F) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства.
Ситуационные задачи
Закон Харди-Вайнберга
Задача 1.
Определите, при каком количестве аллелей количество возможных генотипов равно 21.
Задача 2.
Определите равновесные частоты двухфакториального признака. Локус 1 локализован
в аутосоме, представлен частотами аллей А и а (0,6 и 0,4). Локус 2 локализован в Х хромосоме, представлен аллелями B и b. Частота аллеля В в мужской части популяции 0,8; в женской части популяции – 0,4.
Задача 3.
Частота аллеля А в Х - хромосоме в субпопуляции самцов – 0,3, в субпопуляции самок
– 0,4. Определите частоты мужских и женских генотипов у потомков. Определите рав-новесные частоты мужских и женских генотипов у потомков. Количество самок и сам-цов одинаково.
Задача 4.
Составьте не менее трех вариантов частот встречаемости генотипов в популяциях, в которых частоты аллелей А и В – 0,1 и 0,9.
Задача 5.
Среди колонистов, в составе которых было равное количество мужчин и женщин (50 и50), одна женщина была носителем гена дальтонизма. Определите какой процент мужчин дальтоников будет на той планете через много поколений?
Миграция
Задача. В клетку с морскими свинками, среди которых было 20 - рыжих (генотип АА), 50 пестрых (генотип Аа) и 30 – альбиносов (генотип аа), из соседнего вивария проник-ло равное количество пестрых и рыжих особей. В результате этого доля альбиносов в клетке уменьшилась в 1,25 раза. Определите, какое количество пестрых и рыжих мор-ских свинок проникло в клетку. Определите коэффициент (скорость) миграции - М морских свинок.
Дрейф генов
Задача 1.
Определите вероятность того, что две отделившиеся от исходной панмиктической популяции группы особей сохранят в своем генотипе аллель А после в результате дрейфа генов. Частоты генотипов в исходной популяции: АА – 0,70, Аа – 0,20, аа – 0,10.
Задача 2.
Определите эффективную численность популяции (Ne), если в группа основателей (100 человек) состоит из репродуктивно активных женщин (Nf) и мужчин (Nm) в соотношении 1:1
Определите вероятную дисперсию частоты аллеля «А» в условиях дрейфа генов, если исходная частота аллеля А была 0,4. Для решения используйте данные предыдущего задания.
Определите вероятную дисперсию частоты аллеля «а» в условиях дрейфа генов и веро-ятность фиксации аллеля «а» в популяции при многократном повторении эффекта дрейфа генов.
Мутации
Задача 1.
Определите частоту однонаправленного мутационного процесса (u), если для уменьше-ния исходной частоты в 3 раза потребовалось 1400 поколений.
Задача 2.
Определите число поколений, за которое частота аллеля уменьшится в 4 раза, если час-тота мутационного процесса u=10-5.
Задача 3.
Определите равновесные частоты аллелей А и а в условиях обратимого мутаци-онного процесса. Скорость мутирования в прямом направлении 410- 4, в обратном 410-5.
Задача 4.
Определите вероятность потери редкого мутантного аллеля «а», если в 20% браков не было детей, в 20% браков был 1 ребенок, в 40% браков - 2 ребенка, в 15% браков - 3 ребенка, в 5% браков - 4 ребенка. Определите среднее количество детей на один брач-ный союз.
Задача 5.
Определите частоту мутирования, если за 1024 поколения частота аллеля А снизилась в 1,1 раза.
Задача 6.
Определите частоту аллеля А после 1024 поколений при частоте мутирования 10-4. На-чальное значение р=0,8.
Естественный отбор
Задача 1.
Перечень тем групповых заданий
1. Становление эволюционных концепций. Доказательства объективности эволюционного процесса;
2. Эволюционная антропология. Происхождение человека.
1. Геохронология и основные этапы эволюции на Земле.
2.Основные постулаты синтетической теории эволюции.
3.Биография и научная деятельность Ч. Дарвина.
4.Формирование эволюционной биологии и развитие дарвинизма как научного направления.
5.Адаптация – результат действия естественного отбора.
6. Развитие теории эволюции.
7.Учение о виде. История и современность.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п