учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Технология производства, переработки и стандартизации с.-х. продукции
Направленность (профиль) Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Дагбаева Т.Ц.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Дагбаева Т.Ц.
(представитель работодателя)
хозяйственных особенностях сельскохозяйственных животных с целью рационального их использования для производства соответствующих продуктов животноводства; в разработке современных методов воспроизводства; выращивания и содержания животных
Задачи: изучение конституции, экстерьера и интерьера животных, и их взаимосвязь с различными видами продуктивности; изучение закономерности формирования продуктивности скота, методы их учета и оценки, влияние на них различных факторов; организация воспроизводства стада и технологии выращивания ремонтного молодняка; владение методами повышения откормочной и мясной
продуктивности животных, эффективности использования кормов, интенсификации производства продукции животноводства.
хозяйственных особенностях сельскохозяйственных животных с целью рационального их использования для производства соответствующих продуктов животноводства; в разработке современных методов воспроизводства; выращивания и содержания животных
Задачи: изучение конституции, экстерьера и интерьера животных, и их взаимосвязь с различными видами продуктивности; изучение закономерности формирования продуктивности скота, методы их учета и оценки, влияние на них различных факторов; организация воспроизводства стада и технологии выращивания ремонтного молодняка; владение методами повышения откормочной и мясной
продуктивности животных, эффективности использования кормов, интенсификации производства продукции животноводства.
ОПК-4: Способен реализовывать современные технологии и обосновывать их применение в профессиональной деятельности;
ОПК-4.1. ИД-1 Обосновывает и реализует современные технологии производства сельскохозяйственной продукции
ОПК-4.2. ИД-2 Использует справочные материалы для разработки производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ОПК-4.3. ИД-3 Обосновывает элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 не знает, как использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 не знает, как обосновать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 плохо знает, как использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 плохо знает, как обосновать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 знает, как использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 знает, как обосновать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 в полной мере знает, как использовать справочные материалы для разработки производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ИД-3 в полной мере знает, как обосновать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 не умеет использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 не умеет обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 плохо умеет использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 плохо умеет обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 умеет использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 умеет обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 в полной мере умеет использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 в полной мере умеет обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 не владеет навыками использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 не владеет навыками обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 плохо владеет навыками использовать справочные материалы для разработки производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ИД-3 плохо владеет навыками обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 владеет навыками использовать справочные материалы для разработки производства и переработки
сельскохозяйственной продукции
ИД-3 владеет навыками обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
ИД-2 в полной мере владеет навыками использовать справочные материалы для разработки производства и переработки сельскохозяйственной продукции
ИД-3 в полной мере владеет навыками обосновывать элементы системы технологии в области производства, переработки и хранения продукции растениеводства и животноводства
форма текущего контроля успеваемости)
работ
развития отраслей животноводства в РБ и в
мире
формирования стада, технологических групп,
кормления, содержания и доения коров на
фермах различных форм собственности.
направления продуктивности. Промышленное
скрещивание с использованием скота мясных
пород
содержания лошадей.
половозрастных групп свиней в хозяйствах
различных типов
Механизация и автоматизация работ при
откорме свиней. ГОСТ на убойных свиней.
молочной
продуктивности
мясной продуктивности
количества и качества
свинины и конины
развития отраслей животноводства в РБ и в
мире
формирования стада, технологических
групп, кормления, содержания и доения
коров на фермах различных форм
собственности
Промышленное скрещивание с
использованием скота мясных пород
содержания лошадей
половозрастных групп свиней в хозяйствах
различных типов
Механизация и автоматизация работ при
откорме свиней. ГОСТ на убойных свиней
производства баранины. Особенности
воспроизводства и формирования стада,
технологических групп, кормления,
содержания
промышленной основе
промышленной основе.
количества и качества
баранины
количества и качества
яиц и мясо птицы
производства баранины. Особенности
воспроизводства и формирования стада,
технологических групп, кормления,
содержания.
промышленной основе.
промышленной основе
1 посадочное место, рабочее место преподавателя, доска учебная, учебная мебель, 3 стенда. Радиокласс (радиомикрофон) Сонет-РСМ РМ- 3-1 (заушный индуктор и индукционная петля) Портативный ручной видео-увеличитель (ЭРВУ) RUBY Джойстик компьютерный Joystick SimplyWorks беспроводной Клавиатура Clevy с большими кнопками и накладкой (беспроводная) Стол СИ-1, регулируемый по высоте Список ПО: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level ,
Традиционное животноводство Бурятии: учебное пособие / Д. Ц. Гармаев ; ФГБОУ ВО "Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова", - Улан-Удэ: Издательство БГСХА имени В. Р. Филиппова, 2018. - 56 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Производство продукции животноводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Биологические и хозяйственные особенности крупного рогатого скота и родственных ему домашних видов, их значение для производства продуктов скотоводства. Принципы классификации пород скота.
2. Технология производства молока в хозяйствах разного типа.
3. Оценка быков молочных пород по качеству потомства: значение, сроки оценки, уровень продуктивности проверочных стад, оптимальное количество дочерей, учитываемые признаки. Эталон сравнения, присвоение племенных категорий.
4. Молочная продуктивность. Биологические основы повышения молочной продуктивности. Достижения науки и передовых хозяйств в повышении продуктивности скота.
5. Особенности племенной работы в связи с переводом производства молока и говядины на промышленную основу.
6. Факторы, влияющие на молочную продуктивность коров.
7. Черно-пестрая порода крупного рогатого скота.
8. Конституция, классификация типов конституции молочного скота.
9. Состояние, задачи и пути развития скотоводства в нашей стране и за рубежом. Федеральный закон о
10. Промышленное скрещивание в свиноводстве.
11. Оценка продуктивности маток хряков при бонитировке.
12. Оценка свиней по конституции и экстерьеру.
13. Технология откорма крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления продуктивности.
14. Система выращивания и отбора ремонтного молодняка.
15. Виды откорма свиней и их характеристика.
16. Типы специализированных свиноводческих хозяйств, задачи и значение их в производстве свинины.
17. Биологические особенности поросят-сосунов, определяющие технологические приемы выращивания.
18. Сущность закона корреляции между системами органов у животных и его значение для зоотехнии.
19. Технология раздоя коров.
20. Продуктивность свиней и методы ее учета.
21. Особенности конституции и экстерьера скота молочного направления продуктивности и их значение в селекции.
22. Методы оценки хряков по качеству потомства.
23. Возрастная структура свиноматок и хряков.
24. Методы селекции сельскохозяйственных животных.
25. Мясная продуктивность овец. Пути увеличения производства баранины и ягнятины.
26. Основные технологические принципы производства диетических яиц в специализированных птицеобъединениях и фермах.
27. Использование групп крови, полиморфизма белков и информационных систем селекции с.х. животных.
28. Организация и проведение ягнения маток при традиционных и интенсивных методах в овцеводстве.
29. Понятие яйценоскость, яйцекладка, ритм, пауза, интервал яйцекладки.
30. Оценка и отбор с.х. животных по генотипу и фенотипу.
31. Производственная классификация овец.
32. Значение и методика проведения биологического контроля при инкубации.
33. Тонкорунные и мясошерстные породы овец и их характеристика.
34. Основные технологические принципы производства бройлеров.
35. Классификация линий в животноводстве.
36. Перспективные яичные кроссы. Организация племенной работы с ними.
37. Кошарно-базовый метод выращивания ягнят, его значение.
38. Линейное разведение птицы и его значение в современном птицеводстве.
39. Принципы классировки шерсти разных видов.
40. Зоотехнический контроль при выращивании ремонтного молодняка бройлеров.
41. Зимнее содержание и кормление овец в различных природно-экономических зонах страны.
42. Сезонная линька кур и ее особенности в условиях регулируемого оптимального микроклимата и промышленного хозяйствах.
43. Полутонкорунные мясо-шерстные породы овец, их характеристика и зоны распространения.
44. Основные породы уток, гусей. Их биологические особенности.
45. Технологические процессы в цехе инкубации яиц.
46. Система содержания яичных и мясных кур.
Тесты для проведения текущего контроля
Тема: Молочная продуктивность крупного рогатого скота и методы её учёта.
1.Что означает сухостойный период?
- Время от запуска до отела;
- Период от отела до запуска;
- Период от отела до плодотворной случки.
- Период от лактации до запуска.
2.Какая оптимальная продолжительность лактации у коров?
- 240-270 дней;
- 350-380 дней;
- 300-305 дней.
- 200-280 дней
3.Что означает сервис-период?
- Время от запуска до отела;
- Период от отела до запуска;
- Период от отела до плодотворной случки.
- Время от отела до наступления половой охоты
4.Какой гормон участвует в выведении молока из вымени?
- Липаза;
- Окситоцин;
- Лактоглобулин.
- Адреналин
5.На каких месяцах лактации самый высокий удой у коров?
- На 6-7 месяцах лактации;
- На 2-3 месяцах лактации;
- На 5-6 месяцах лактации.
6.На каком месяце лактации самая высокая жирность молока укоров?
- На первом месяце лактации;
- На 6-м месяце лактации;
- На последнем месяце лактации;
- На 3 м месяце лактации.
7.Что такое лактация?
- Период от запуска до отела;
- Образование и выделение молочной железой молока в период от отела до
запуска;
- Прекращение образования и выделения молока из вымени;
- Период максимальной отдачи молока.
8.Какая оптимальная температура воды для подмывания вымени у коров?
- 55-60 С;
- 40-45 С;
- 25-30 С;
- 10-20 С
9.Сколько литров крови проходит через вымя при образовании 1 л молока?
- 400-500
- 600-800;
- 250-300;
- 300-500.
10.Перечислите факторы, способствующие повышению жирномолочности коров.
Полноценное кормление, оптимальный микроклимат в помещении, прогулки коров, отбор и подбор животных по жирномолочности, скрещивание с быками жирномолочных пород.
11.Какие корма повышают жирность молока?
- Болотное, осоковое, лесное сено, кормовая капуста, турнепс, брюква, большие дачи кукурузного силоса, недостаток в рационе минеральных веществ, витаминов.
- Пивные дрожжи, гopox, кормовые бобы, сахарная свекла, жом, патока, картофель, жмыхи, сено бобовых трав, белково-витаминно-минеральные подкормки;
12.Какие корма снижают жирность молока?
- Болотное, осоковое, лесное сено, кормовая капуста, турнепс, брюква, большие дачи кукурузного силоса, недостаток в рационе минеральных веществ, витаминов.
- Пивные дрожжи, горох, кормовые бобы, сахарная свекла, жом, патока, картофель, жмыхи, сено бобовых трав, белковые витаминно-минеральные подкормки.
13.Факторы, влияющие на молочную продуктивность коров.
- Сезон отела, распорядок дня, квалификация доярок (дояров), тип кормления, способ содержания, способ доения.
- Порода, кормление и содержание, возраст коров, продолжительность сухостойного периода, сезон отёла, живая масса коров, кратность доения.
14.Что означает емкость вымени?
- Вечерний удой коровы при 3-х кратной дойке на первом месяце лактации;
- Разовый удой на 2 или 3-м месяцах лактации после 12-ти часовой выдержки;
- Расчетный показатель, полученный на основании измерения вымени.
- Утренний удой коровы при 2-х кратной дойке.
15.Для чего нужно выдаивать первые струйки молока в отдельную посуду?
- Для того чтобы корова была подготовлена к отдаче молока;
- Чтобы освободить сосковый канал от молочной пробки с повышенной бактериальной обсемененностью, обнаружить признаки заболевания коров маститом и проверить степень припуска молока;
- Чтобы расслабить кольцевую мышцу (сфинктер) соска;
- Для проведения анализа.
16.Для чего проводится массаж вымени у коров?
- Для развития вымени, особенно у первотелок;
- С целью увеличения процента жира в молоке;
- Для стимулирования рефлекса молокоотдачи.
- Для получения максимального количества молока
17.Какие вы знаете способы учета молочной продуктивности коров?
- Средний удой на фуражную корову, количество молочного жира, удой в пересчете на базисную жирность и 4%-е молоко;
- Взвешивание надоенного молока ежедневно или периодически; за календарный год или за 305 дней лактации; удой за первые 3 месяца, умноженный на коэффициент 2,5; высший суточный удой, умноженный на 200; прижизненный удой; средний удой на корову за год;
- Удой за месяц, 305 дней, 100 и 300 дней лактации.
- Контрольная дойка по месяцам лактации.
18.Как определить средний процент жира в молоке за лактацию?
- Процент жира в молоке за все месяцы лактации сложить и разделить на число случаев;
- Удой за каждый месяц перевести в однопроцентное молоко, сложить и разделить на фактический удой за лактацию;
- Удой за лактацию умножить на средний процент жира в молоке и разделить на 100;
- Кислотным методом, используя центрифугу.
- ПП = (высший суточный удой x 100)/ (удой за лактацию х число дней лактации);
- ПП = (удой за лактацию х 100)/(высший суточный удой х число дней лактации);
- ПП — (удой за лактацию х число дней лактации)/(высший суточный удой х 100);
- ПП – (удой за лактацию / на живую массу коров)
20.Коэффициенты наследуемости удоя, процента жира и белка в молоке.
- 0,20-0,32; 0,40-0,60; 0,35- 65
- 0,30-0,42; 0,60-0,78; 0,50-0,70;
- 0,60-0,78; 0,50-0,70; 0,30-0,42;
- 0,50-0,70; 0,30-0,42; 0,60-0,78.
21.Что означает слово нетель?
- Телка, достигшая 18-месячного возраста;
- Телка случного возраста;
- Покрытая – телка;
- Первотелка.
22.Что такое запуск коров?
- Период от отела до плодотворного осеменения;
- Момент прекращения образования и выделения молока;
- Время от плодотворного осеменения до начала сухостойного периода;
- Сухостойный период.
23.Какой молодняк называют ремонтным?
- Телочек и бычков, предназначенных для пополнения своего стада; Племенных телок, предназначенных для продажи;
- Племенных бычков, предназначенных для продажи;
- Молодняк, находящийся на откорме;
- Сверхремонтный молодняк.
24.Пересчитайте 3000кг молока жирностью 3,7% на молоко базисной жирности.
- 3000 х 3,7 / 3,6
- 3000 х 3,7 / 3,4
- 3000 х 3,4 / 3,7
- 3000 х 3,4 / 3,8
25.Сколько килокалорий содержится в 1 кг молока жирностью 4 %?
- 560 ккал.
- 620 ккал;
- 747 ккал;
- 810 ккал.
26.Пересчитайте по формуле 3250 кг молока жирностью 3,2 % на молоко 4 %-й жирности.
- 3,2 х (0,4+ 3250 х 0,15);
- 3250 х (0,4+ 3,2 х 0,15);
- 3250 х (0,15 + 0,4 x3,2);
- 3250 х (0,15 + 0,4 x3,8);
27.Желательные формы вымени и сосков для машинного доения.
- Ассиметричное, округлое, многососковое, отвисшее вымя карандашевидные, грушевидные соски;
- Чашевидное, козье, с сближенными сосками вымя; бутыльчатообразные, короткие, тонкие и длинные, толстые соски;
- Ваннообразное, чашевидное, округлое вымя; цилиндрические, конические соски.
28.Какое расстояние должно быть от дна вымени до земли?
- 60 -70 см;
- 45 - 50 см;
- 25 -30 см;
- 15-35 см.
29.Длина и диаметр сосков, пригодных для машинного доения.
- 6 — 8 см и 2 - 3 см;
- 4 - 5 см и 1,5 - 1 8 см;
- 10- 11 см и 4 - 5 см.
- 12-14 см и 5-6 см
30.Что означает индекс вымени и чему он равен у первотелок и взрослых коров?
- Отношение удоя в передних долях вымени к задним; 70 – 75% и 80-90%;
- Отношение удоя в задних долях вымени к общему удою; 60 - 62 % и 56 -59%;
- Отношение удоя в передних долях вымени к общему удою, выраженное в процентах; 40 % и 41 — 44 %;
- Отношение удоя в передних долях вымени к общему удою, выраженное в процентах; 20 % и 30 — 35 % .
31.Какая общероссийская базисная норма жира и белка в молоке?
- 3,6% жира и 3,2 % белка;
- 3.4 % жира и 3 % белка;
- 3,8 % жира и 3,5 % белка;
- 3,9 % жира и 3,6 % белка;
32.Назовите коров-рекордисток черно-пестрой породы и напишите показатели их продуктивности.
- Морошка 3— 300 -12426 - 3,8;
- Мальвина 4 - 300 - 14431 - 3,94;
- Убре-Бланка (белое вымя) 5 - 305 - 24269 — 3.8 - 110,9;
- Волга 3 — 305 - 17517 - 4„2 - 77 — 700;
- Россиянка 5 — 305 — 18083 — 4,18 — 82.5 - 605.
33.Назовите 3 типа лактационных кривых у коров.
- Высокая устойчивая, высокая, но неустойчивая, низкая устойчивая лактация;
- Низкая, неустойчивая, высокая, но быстро спадающая лактации;
- Высокая выровненная, низкая выровненная;
- Неравномерная быстро спадающая лактация
34.Что такое остаточное молоко?
- Количество молока после ручного додаивания;
- Количество молока после машинного додаивания;
- Молоко, оставшееся в вымени (20-25 %) даже после тщательного выдаивания коровы;
- Количество молока после комбинированного додаивания;
35.Длительность хозяйственного использования и средняя продолжительность жизни коров и быков.
- 1 - 3 лактации и 20 лет; 3 — 4 года и 15 лет;
- 5 - 6 лактаций и 25 лет; 4 - 6 и 20 лет;
- 8 -10 лактаций и 35 лет; 10 - 12 и 30 лет;
- 9 -10 лактаций и 35 лет; 12 - 14 и 40 лет.
36.Основные компоненты, входящие в химический состав молока.
- Вода, безазотистые экстрактивные вещества, протеин, жир, углеводы, зола;
- Вода, сухое вещество, белок, клетчатка, сахар, ацитофилин;
- Вода, жир, белок (казеин, альбумин, глобулин), молочный сахар (лактоза), минеральные вещества, витамины;
- Вода, безазотистые экстрактивные вещества;
37.Как часто определяют жирность молока у коров на племенных и товарных фермах?
- Два раза в месяц и один раз в три месяца;
- Один раз в месяц и раз в два месяца;
- Один раз в два месяца и два раза за период лактации;
- Три раза в месяц и один раз в три месяца;
38.Что означает молоко?
- Биологическая жидкость выделяемая молочной железой самок млекопитающих и человека;
- Пищевой продукт животного происхождения.
- Источник здоровья, белая кровь, сок жизни.
- Белая пища
39.Назовите сельскохозяйственных животных, у которых самый высокий процент жира в молоке.
- Крупный рогатый скот, лошади, овцы;
- Свиньи, кролики, ослы;
- Северные олени, буйволы, зебу;
- Лошади, козы, яки.
Тема: Мясная продуктивность
1.Удельный вес говядины в мясном балансе страны?
-30-40%.
-80-90%.
-45-50%.
-55-60%.
2.По каким показателям принято оценивать говядину?
-нежности, сочности, вкусу, мраморности и калорийности,
-сочности и калорийности,
-наличию жира в мясе,
-наличию мышц.
3.Как определяют убойный выход в % у крупного рогатого скота?
-путем деления массы туши к живой массе при снятии с откорма.
-путем деления массы туши и внутреннего жира к живой массе после 24-часовой голодной выдержки.
-путем деления массы туши, внутреннего жира и шкуры в предубойной массе.
-делением массы туши с головой и конечностями на живую массу после голодной выдержки.
4.Что понимают под «коэффициентом мясности»?
-выход мякоти в туше,
-выход мышечной ткани.
-выход мякоти на 1 кг костей,
-выход костей на 1 кг мышечной ткани.
5.Какое количество кормовых единиц требуется на 1 кг прироста живой массы при откорме бычков в возрасте 12 месяцев при живой массе 250 кг?
-5,0-6,0 кг
-12-14 кг.
-7-8 кг.
-4,5-5,0 кг.
6.У каких половозрастных животных самый высокий убойный выход?
-взрослых быков,
-коров.
-телок.
7.Что имеется в виду под зоотехническим понятием «упитанность»?
-степень жироотложения под кожей и развитие мышечной ткани,
-выраженность мышечной ткани,
-жироотложение на внутренних органах,
-межмышечное жироотложение.
8.Чем обусловлена сочность говядины?
-наличием белков в мясе.
- жиром в мышечной ткани,
-содержанием воды в мясе,
-содержанием микроэлементов.
9.Что придает товарный вид туше крупного рогатого скота?
-подкожный жир
- жировой полив,
-внутренний жир.
-межмышечный жир.
-костная ткань.
10.Наиболее распространенный способ содержания дойных коров в Забайкалье?
-привязный.
-беспривязный,
-свободновыгульный.
-боксовый.
11.При каком способе содержания обеспечивается высокая производительность труда в животноводстве?
-привязном.
-беспривязно-боксовом.
-выгульном,
-клеточном.
12.Что такое «доращивание» в мясном скотоводстве?
-выращивание телят па полном подсосе.
-выращивание бычков после отъема до перевода на нагул,
-выращивание на пастбище в летний период,
-выращивание телят в течение года.
13.Что такое «режимный подсос» в мясном скотоводстве?
-совместное содержание коров и телят в подсосный период.
-2-3-х кратный допуск телят к матерям,
-пастьба телят вместе с матерями,
-допуск телят к матерям после доения.
14.Основной вид корма в зимний период при откорме молодняка мясного скота в условиях личного подворья?
-сено.
-силос.
-сенаж.
-концентраты.
15.Оптимальный сезон получения телят в мясном скотоводстве
Забайкалья?
-летне-осенний.
-зимне-весенний.
-весенне-летний,
-летний.
16.Можно ли оценивать экстерьер быков мясных пород по 5 балльной шкале?
-нет.
+можно.
-допускается в племенных хозяйствах.
-можно в пользовательных стадах.
17.Какая порода участвовала в выведении казахской белоголовой породы?
-галловейская.
+герефордская.
-абердин-ангусская.
-шароле.
18.Является ли скот казахской белоголовой породы плановой для Забайкалья?
+да.
-нет.
-только для Бурятии.
-только не для Забайкальского края.
19.Скот, какой породы отличается лабильностью волосяного покрова?
-симментальской.
-черно-пестрой.
-герефордской.
20.В какой возрастной период оценивают бычков мясных пород по собственной продуктивности.
+от 8-9 до 15-месячного возраста
-от 12 до 18-месячного возраста
-от 15 до 20-месячного возраста
-от 8 до 10-месячного возраста
21.В мясном скотоводстве при оценке производителей по качеству потомства сравнивают между собой.
-дочерей и сверстниц;
-дочерей и матерей;
-сыновей и сверстников;
-отцов и внуков.
22.Производителям оцененным по качеству потомств присваивается категория.
-улучшатель, нейтральный, ухудшатель;
-классный, не классный;
-рядовой, элитный;
-отличный.хороший, удовлетворительный.
23.Среди других мясных пород шаролезская отличается.
-хорошими убойными качествами; хорошей акклиматизацией;
-великорослостью;
-длительным периодом интенсивного роста;
-всем перечисленным.
24.Назовите правильное сочетание пород при скрещивании которых была выведена порода санта-гертруда.
-индийский зебу х казахская белоголовая;
-индийский зебу х шортгорнская;
-шортгорнская х абердин ангусская;
-шароле х герефордская; лимузин х кианская.
Тема: Селекционно - племенная работа в скотоводстве на основе новейших достижений генетики, селекции и информатики.
1.Какая порода была использована для улучшения вымени коров симментальской породы в Бурятии?
-Шортгорнская.
-Ярославская.
-Монбельярдская.
-Джерсейская.
2.Какие ценные свойства можно выделить у коров черно-пестрой породы?
-хорошее развитие мясных признаков.
-пригодность вымени к машинному доению.
-устойчивость к низкой температуре.
-высокий убойный выход.
3.Какое направление продуктивности имеет скот герефордской породы?
-молочное.
-мясное.
-молочно-мясное.
-мясомолочное.
?Какое направление продуктивности скота калмыцкой породы?
-молочно-мясное.
-молочное.
-мясное.
-мясомолочное.
4.По каким показателям оценивают воспроизводство стада в производственных условиях?
-выходу телят на 100 коров и телок старше 2-х лет.
-норме выбраковки и наличию телят.
-количеству коров и телок на начало года.
-по удельному весу коров в стаде.
5.Оптимальная нагрузка на 1 быка мясных пород при вольной случке коров?
-15-20.
-25-30.
-35-40.
-50-60.
6.Какая нагрузка на 1 быка молочных пород считается нормальной при ручной случке?
-20-29.
-30-39.
-40-49.
-50-60.
7.Какая живая масса желательна для телок молочных пород при первом осеменении?
-280-300 кг.
-360-400.
-340-360.
8.Что имеется в виду под понятием «структура стада»?
-половозрастное соотношение животных в стаде.
-наличие ремонтного молодняка в стаде.
-наличие нетелей в стаде.
9.В каких хозяйствах применяют промышленное скрещивание.
-племенных.
-товарных.
-племенных репродукторах.
-госплемзаводах.
10.Какие признаки учитываются при отборе коров и быков по генотипу?
-родословная, экстерьер и развитие.
-родословная и качество потомства.
-качество потомства и воспроизводительная способность.
-генотип матери.
11.Имеет ли право зоотехник-селекционер присвоить быку племенные категории по удою (А, А2А3) и проценту жира (Б, Б2Б3), если количество молочного жира у дочерей ниже, чем у сверстниц.
-имеет право.
-не имеет право.
-имеет, если показатели ниже стандарта по обеим признакам.
-имеет, если процент жира ниже стандарта по породе.
?В какую форму племенного учета записывают данные по быкам-производителям молочных пород.
-1-мол.
-2-мол.
-3-мол.
-4-мол
12.Основное назначение государственных племенных заводов?
-выращивание племенного молодняка и его реализация.
-внедрение прогрессивных технологий.
-производство молока и мяса.
-работы на получение дотации.
13.В каких племенных хозяйствах можно использовать сперму быка с категорией А2Б2.
-племенных заводах.
-товарных.
-племенных репродукторах.
-пользовательных стадах.
14.Что является основным нормативно-правовым документом в племенном животноводстве.
-закон о племенном животноводстве.
-лицензия.
-сертификат.
-племенной учет.
15.В какую форму племенного учета записываются данные по быкам-производителям мясных пород.
-1-мяс.
-2-мяс.
-7-мяс
-5-мяс.
16.В каких хозяйствах допускается выращивание племенных бычков.
-в товарных, с высокими показателями продуктивности.
-в племенных репродукторах и ГПЗ.
-во всех категориях хозяйств.
-в пользовательных стадах.
17.В какой документ записывают результаты бонитировки коров и телок мясных пород.
-1-мяс.
-2-мяс.
-4-мяс.
-3-мяс.
18.В какой возрастной период оценивают бычков мясных пород по собственной продуктивности.
-от 8-9 до 15-месячного возраста
-от 12 до 18-месячного возраста
-от 15 до 20-месячного возраста
-от 8 до 10-месячного возраста
19. опускается ли тесный инбридинг в пользовательных стадах?
-допускается.
-не допускается.
-при хорошем учете родословной.
-при отсутствии учета.
20.На какой период(лет) составляется перспективный план племенной работы.
-5.
-10.
-30.
21.Когда проводят бонитировку мясного скота.
-зимой.
-весной.
-осенью.
-летом.
22.Минимальный показатель продуктивности коров для оценки быков молочных пород по качеству потомства.
-2000-2500 кг.
-2800-3000 кг.
-не ниже 3000 кг.
-1500-2000 кг.
23.Какой показатель используется для выявления связи между генотипом и фенотипом?
-коэффициент повторяемости.
-коэффициент наследуемости.
-коэффициент корреляции.
-коэффициент изменчивости.
24.Какой метод разведения применяют в государственных племенных заводах.
-скрещивание.
-чистопородное.
-гибридизация.
-промышленное скрещивание.
25.Какие селекционные признаки считаются основными для молочных коров.
-удой и жирность молока.
-удой и живая масса.
-показатели вымени и удой.
-живая масса.
26.Сколько коров необходимо осеменить семенем одного быка для получения объективных данных.
-30-40.
-40-50.
-60-80.
-20-30.
27.С какой целью используется коэффициент наследуемости.
-выявление связи между генотипом и фенотипом.
-оценки генотипа.
-оценки фенотипа.
-оценки потомства.
Перечень ситуационных задач
Задача 1
В стаде крупного рогатого скота 73% животных IV поколения, 15% - III поколения,остальные – II поколения. Какой метод разведения целесообразен в данной ситуации?
Решение: при скрещивании животных IV поколения с чистопородными производителями улучшающей породы, следующее, пятое поколение считается чистопородным. Поскольку животных IV поколения в стаде большинство, для того чтобы стадо стало чистопородным, следует применять поглотительное скрещивание с улучшающей породой.
Задача 2
Определить селекционный дифференциал и эффективность селекции за год в стаде коров при удое в среднем по стаду 4200 кг, а в селекционной группе 5500 кг.
Решение: селекционный дифференциал Sd рассчитывается как разность между продуктивностью селекционной группы и средней продуктивностью по стаду: Sd = 5500 – 4200 =1300.
Селекционный эффект рассчитывается по формуле: SE = Sd × h
2
/t
h
2
– коэффициент наследуемости, по удою в среднем 0,3;
t – интервал между поколениями, в среднем 4 года.
Поэтому SE = 1300 × 0,3 /4 = 97,5кг
Задача 3
В конном заводе стоят два жеребца. Один – рекордист по резвости, за него заплатили очень дорого, но он имеет индекс препотентности 0,2. Другой – классный жеребец, но значительно уступает по резвости первому. Однако, его индекс препотентности 0,8. Как Вы рекомендуете использовать обоих производителей в племенном разведении.
Решение: Препотентность – способность стойко передавать свои качества потомству. О препотентности судят по индексу препотентности, который определяется в долях единицы: от 0,7 до 1,0 – высокий уровень, 0,5 – 0,69 - средний уровень, до 0,5 – низкий уровень. Низкий уровень препотентности рекордиста говорит, что он плохо передает свою резвость потомству, имеет узкую сочетаемость по генотипам, но с матками определѐнного происхождения всѐ-таки может дать очень ценное потомство. Необходимо определить происхождение тех конематок, с которыми жеребец дал отличное потомство, и стараться подбирать к нему этих маток и сходных с ними по происхождению. Индекс
Задача 4
На свиноферме от 10 свиноматок было получено 97 поросят, из которых у 4 была наследственная аномалия – пупочная грыжа.
Вопрос 1. Как определить, кто из свиноматок является носителем данной аномалии.
Вопрос 2. Если свиноматку – носителя аномального гена оставлять для использования в стаде, как избежать рождения поросят с клиническими проявлениями пупочной грыжи.
Решение: Ответ1. Известно, что генетическая аномалия «пупочная грыжа» наследуется по простому рецессивному типу. Поэтому оба родителя поросенка с пупочной грыжей будут иметь генотип по данному признаку Аа (гетерозиготный), то есть являться носителями.
Значит, свиноматка, у которой родился такой поросенок, является носителем аномального гена.
Ответ 2. Чтобы избежать рождения поросят с аномалиями необходимо данную свиноматку не спаривать с хряком-носителем. Потомство от такой свиноматки не использовать в племенном разведении.
Задача 5
В племенном заводе по разведению крупного рогатого скота черно-пестрой породы содержание белка в молоке составляет 2,8 %. В соответствие с порядком и условиями бонитировки крупного рогатого скота молочных и молочно-мясных пород в молоке коров черно-пестрой породы содержание белка должно составлять 3,0 %. Какие факторы влияют на содержание белка в молоке?
Решение: На белковомолочность коров влияют как генетические факторы так и факторы окружающей среды. Важным фактором, влияющим на содержание белка и жира в молоке коровы, является наследственность, которая обусловлена методами племенной работы.
Основной способ создания высокопродуктивных белковомолочных и жирномолочных стад - подбор на племя семейств и отдельных животных с высоким содержанием белка и жира и использование проверенных по потомству быков-производителей-улучшателей этих признаков для осеменения животных. Полноценное кормление коров обеспечивает продуцирование молока того состава, который обусловлен наследственностью. Общий недокорм приводит к снижению надоев и содержания жира и белка в молоке. Если в рационе коров переваримого протеина меньше нормы (норма 95-100 г на 1 ЭКЕ), содержание белка в молоке также снижается. С увеличением содержания протеина в рационе несколько повышается и содержание белка в молоке, однако белковый перекорм вреден для животных и экономически невыгоден. Необходимо также контролировать в рационе сахаропротеиновое отношение. Оптимальным значением его является 0,8-1,0, то есть когда на 80-100 г сахара приходится по 80-100 г переваримого протеина. Сахаропротеиновое отношение меньше 0,6 и больше 2 ухудшает использование питательных веществ рациона способствует нарушению обмена веществ в организме, снижает активность синтеза молочного жира и белка. На белковомолочность коров также влияют такие факторы как физиологическое состояние животных, продолжительность сервис- и сухостойного периодов, сезон отела, индивидуальные особенности и болезни животных.
Задача 6
На МТФ учхоза «Липовая гора» 15% коров многократно и безрезультатно осеменяются. При вагинальном и ректальном исследованиях никакой патологии половых органов выявлено не было. Перечислите предполагаемые причины бесплодия коров и что необходимо предпринять, для уточнения причин бесплодия?
Решение. Необходимо провести исследование репродуктивных органов (яичников, яйцепроводов, матки) коров лабораторно-инструментальным методом (исследование биологических жидкостей и УЗИ исследование) на предмет выявление хронических незаразных или инфекционных заболеваний.
Задача 7
В племенном репродукторе на протяжении 20 лет проводится поглотительное скрещивание симментальских коров с быками красно-пестрой голштинской породы. В результате скрещивания кровность коров по красно-пестрой голштинской породе составляет более 75%.
В Программе по совершенствованию палево-пестрых пород отмечено, что к симментальской породе относятся животные имеющие кровность не более 50 % по улучшающей породе. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 8
В племенном репродукторе на протяжении 10 лет проводится поглотительное скрещивание свиноматок крупной белой породы с хряками породы ландрас. В результате скрещивания многоплодие свиноматок снизилось до 8,5 поросенка. Что надо предпринять в этой ситуации?
Задача 9
В племенном репродукторе по разведению лошадей русской тяжеловозной породы администрацией хозяйства было решено провести вводное скрещивание кобыл с жеребцами торийской породы. В каких случаях возможно проведение скрещивания?
Задача 10
В племенном репродукторе телка черно-пестрой породы с живой массой 320 кг в возрасте 14 месяцев пришла в охоту. Надо ли еѐ осеменять?
Задача 11
При переводе коров на летнее пастбищное содержание снизилось содержание жира в молоке с 3,9 до 3,5 %. Что надо сделать для повышения содержания жира в молоке?
Задача 12
В племенном заводе по разведению черно-пестрого скота наблюдается низкая продолжительность использования коров, в среднем по стаду 2,9 отела. Такая низкая продолжительность использования коров экономически не выгодна для хозяйства. Как повысить продолжительность использования коров в хозяйстве?
Задача 13
На свиноводческом предприятии наблюдается большой отход поросят из-за задавливания их свиноматками. Что надо
Задача 14
На свиноводческой ферме имеется 200 основных свиноматок. Сколько необходимо иметь основных хряков при естественной случке?
Задача 15
В племенном репродукторе свинка крупной белой породы с живой массой 85 кг в возрасте 6 месяцев пришла в охоту. Надо ли еѐ осеменять?
Задача 16
В племенном заводе по разведению свиней крупной белой породы наблюдается низкая живая масса поросят при рождении 0,6-0,8 кг, а также высокий отход молодняка. Как повысить крупноплодность поросят и снизить падеж молодняка?
Решение: Крупноплодностью называют массу гнезда, а также массу поросенка, который он имеет при рождении. Как правило один поросенок при рождении весит порядка 1,2 кг.
Крупноплодность во многом зависит от условий кормления и содержания свиноматок в период супоросности. Из практики свиноводства известно, что более крупные при рождении поросята лучше растут и развиваются, чем мелкие. Крупноплодность имеет низкую наследственную обусловленность: h2= 0,01-0,14. Значение массы поросят при рождении определяется их выживаемостью и скоростью роста в последующем. Представляет собой наследственно обусловленный признак, имеющий породные различия, зависящий также от многих факторов внутриутробного развития, среди которых большую роль играют условия кормления маток в супоросный период. Недостаток протеина в кормлении супоросных маток не только отрицательно сказывается на живой массе при рождении и выживаемости поросят, но и постоянно проявляется на показателях их роста в последующем.
Задача 17
В траншее длиной 80 м. шириной 18 м при вскрытии обнаружен испорченный слой силоса толщиной 25 см. Какова причина этого и пути предотвращения такой ситуации? Рассчитайте экономические потери хозяйства, при условии, что себестоимость 1 кг силоса составляет 1,5 рубля.
Задача 18
Сколько необходимо иметь в хозяйстве траншей для сенажа и каких параметров, что бы обеспечить годовую потребность в этом корме для 400 голов при среднесуточном потреблении 12 кг?
Задача 19
Перечислить оборудование в свинарник необходимое для организации ресурсосберегающей технологии содержания молодняка свиней от 2 до 8 мес. возраста в количестве 1000 голов, если планируемый обслуживающий персонал составляет 1 человек.
Задача 20
При стрижке отары овец тонкорунной породы у некоторых животных встречался порок шерсти «голодная тонина». Причем расположение истонченной части волоса приходилось на верхнюю часть штапеля шерсти. Как определить примерное время образования «голодной тонины» и как избежать возникновения этого порока в последующем.
Ответ. Шерсть у овец растет в среднем 1-1,5 см в месяц, причем в летние месяцы быстрее. Необходимо посчитать время от предыдущей стрижки и в зависимости от длины штапеля (пучка волос) определить время образования порока шерсти. Пример: предыдущая стрижка была в июле прошлого года. В настоящее время длина шерсти равна 10 см, истонченный волос находится внизу штапеля, учитывая рост шерсти 1-1,5 см в месяц получается, что «голодная тонина» образовалась девять месяцев назад. Значит, неудовлетворительное кормление было сразу после предыдущей стрижки в июле-августе прошлого года. Избежать проявления такого порока шерсти позволит стабильное полноценное кормление овец.
Перечень экзаменационных вопросов
1. Биологические и хозяйственные особенности крупного рогатого скота и их значение для производства продуктов скотоводства (ОПК-4).
2. Технология производства молока в хозяйствах разного типа (ОПК-4).
3. Молочная продуктивность. Биологические основы повышения молочной продуктивности (ОПК-4).
4. Факторы, влияющие на молочную продуктивность коров (ОПК-4).
5. Черно-пестрая порода крупного рогатого скота (ОПК-4).
6. Конституция, классификация типов конституции молочного скота (ОПК-4).
7. Промышленное скрещивание в свиноводстве (ОПК-4).
8. Оценка продуктивности маток хряков при бонитировке (ОПК-4).
9. Оценка свиней по конституции и экстерьеру (ОПК-4).
10. Технология откорма крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления продуктивности (ОПК-4).
11. Система выращивания и отбора ремонтного молодняка (ОПК-4).
12. Виды откорма свиней и их характеристика (ОПК-4).
13. Биологические особенности поросят-сосунов, определяющие технологические приемы выращивания (ОПК-4).
14. Технология раздоя коров (ОПК-4).
15. Продуктивность свиней и методы ее учета (ОПК-4).
16. Возрастная структура свиноматок и хряков (ОПК-4).
17. Методы селекции сельскохозяйственных животных (ОПК-4).
18. Мясная продуктивность овец. Пути увеличения производства баранины и ягнятины (ОПК-4).
19. Основные технологические принципы производства диетических яиц в специализированных
20. Организация и проведение ягнения маток при традиционных и интенсивных методах в овцеводстве (ОПК-4).
21. Понятие яйценоскость, яйцекладка, ритм, пауза, интервал яйцекладки (ОПК-4).
22. Оценка и отбор с.х. животных по генотипу и фенотипу (ОПК-4).
23. Производственная классификация овец (ОПК-4).
24. Тонкорунные и мясошерстные породы овец и их характеристика (ОПК-4).
25. Основные технологические принципы производства бройлеров (ОПК-4).
26. Перспективные яичные кроссы. Организация племенной работы с ними (ОПК-4).
27. Кошарно-базовый метод выращивания ягнят, его значение (ОПК-4).
28. Принципы классировки шерсти разных видов (ОПК-4).
29. Зоотехнический контроль при выращивании ремонтного молодняка бройлеров (ОПК-4).
30. Зимнее содержание и кормление овец в различных природно-экономических зонах страны (ОПК-4).
31. Полутонкорунные мясо-шерстные породы овец, их характеристика и зоны распространения. (ОПК-4).
32. Основные породы уток, гусей. Их биологические особенности (ОПК-4).).
33. Технологические процессы в цехе инкубации яиц (ОПК-4).
34. Система содержания яичных и мясных кур (ОПК-4).
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п