учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачами изучения дисциплины являются овладение обучающимися методами идентификации основных таксономических групп рыб, составления описания рыб и формулировки выводов.
УК-1: Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач;
УК-1
ИД-1 знает структуру задачи, ее базовые составляющие для осуществления декомпозиции задачи
ИД-1 умеет анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи
ИД-1 владеет навыком анализа задачи, выделяя ее базовые составляющие, осуществления декомпозиции задачи
ОПК-1
ИД-1 знает основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
ИД-1 умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
ИД-1 владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
рыбоводства, особенности их промысла, значение водных биологических ресурсов для человека, основы проведения научно- исследовательских полевых работ, экспериментов, охраны водных биоресурсов, производственных процессов в рыбном хозяйстве. :
полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве, идентифицировать основные группы рыб; определять биологические параметры рыб. :
экспериментов:
ОПК-1: Способен решать типовые задачи профессиональной деятельности на основе знаний основных законов математических, естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин с применением информационно-коммуникационных технологий;;
УК-1
ИД-1 знает структуру задачи, ее базовые составляющие для осуществления декомпозиции задачи
ИД-1 умеет анализировать задачу, выделяя ее базовые составляющие, осуществлять декомпозицию задачи
ИД-1 владеет навыком анализа задачи, выделяя ее базовые составляющие, осуществления декомпозиции задачи
ОПК-1
ИД-1 знает основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
ИД-1 умеет использовать основные законы естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
ИД-1 владеет навыком использования основных законов естественнонаучных дисциплин для решения стандартных задач в области водных биоресурсов и аквакультуры
рыбоводства, особенности их промысла, значение водных биологических ресурсов для человека, основы проведения научно- исследовательских полевых работ, экспериментов, охраны водных биоресурсов, производственных процессов в рыбном хозяйстве. :
полевых работах, экспериментах, охране водных биоресурсов, производственных процессах в рыбном хозяйстве, идентифицировать основные группы рыб; определять биологические параметры рыб. :
экспериментов:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
и филогения рыб. Система рыб и правила научной
номенклатуры
Класс Мясистолопастные
Отряд Сельдеобразные
Байкал и его бассейна
Надкласс Челюстноротые.
Хрящевые рыбы
Отряд Осетрообразные
Миктофообразные
Колюшкообразные
Ихтиология : методические указания для обучающихся по направлениям подготовки 35.03.08 "Водные биоресурсы и аквакультура", 06.03.01 "Биология" / М-во сел. хоз-ва РФ, Бурятская ГСХА им. В.Р. Филиппова ; сост. А. Н. Балданова. - Улан-Удэ : ФГБОУ ВО БГСХА, 2020. - 50 с.- URL: http://bgsha.ru/art.php?i=3723. - Режим доступа: Электронная библиотека БГСХА. - Загл. с титул. экрана. - Текст : электронный.
http://bgsha.ru/art.php?i=3723
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект вопросов для проведени я устных опросов
Перечень тем сообщени й с презентацией
Перечень заданий для проектов
Перечень тем для курсовых работ
Комплект тестовых заданий
Ситуационные задачи
Задания для работы в группах
Частная ихтиология
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Класс Myxini. Морфо-анатомическая характеристика, эколого-биологические особенности, систематика. Представители, их распространение УК-1, ОПК-1
2. Класс Cephalоspidomorphi (Миноги). Морфо-анатомическая характеристика, экологобиологические особенности, систематика. Представители, их распространение УК-1, ОПК-1
3. Семейство Petromyzontidae (Миноговые). Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Эколого-биологические особенности. Систематика. ПредставителиУК-1, ОПК-1
4. Класс Chondrichthyes. Морфо-анатомическая характеристика, эколого-биологические особенности, систематика. Представители, их распространение УК-1, ОПК-1
5. Происхождение и филогения рыб УК-1, ОПК-1
6. Подкласс Elasmobranchii. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика. ПредставителиУК-1, ОПК-1
7. Подкласс Holocephali. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика. Представители
8. Подотдел Selachii. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика. Представители УК-1, ОПК-1.
9. Подотдел Batoidea. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика, представители УК-1, ОПК-1
10. Отряд Orectolobiformes (Воббенгообразные). Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Эколого-биологические особенности. Систематика. ПредставителиУК-1, ОПК-1
11. Отряд Lamniformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика. ПредставителиУК-1, ОПК-1
12. Отряд Squaliformes (Катранообразные). Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Эколого-биологические особенности. Систематика. ПредставителиУК-1, ОПК-1.
13. Отряд Rajiformes (Скатообразные). Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Эколого-биологические особенности. Систематика. Представители УК-1, ОПК-1
15. Отряд Torpediniformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Систематика. Представители УК-1, ОПК-1
16. Класс Sarcopterygii. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика, современные представители кистеперых и двоякодышащих рыб, их распространение, черты биологии УК-1, ОПК-1
17. Подкласс Actinopterygii. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Систематика. Происхождение и филогения УК-1, ОПК-1
18. Отряд Acipenseriformes. Положение в системе. Морфо-анатомические особенности. Систематика. Представители УК-1, ОПК-1
19. Отряд Clupeiformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Основные семейства, распространение, черты биологии. Характерные представители УК-1, ОПК-1
20. Отряд Salmoniformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Основные семейства, распространение, черты биологии. Характерные представители УК-1, ОПК-1.
21. Отряд Myctophiformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Экологобиологические особенности. Распространение, роль в океане. Систематика, представители. Промысловое значение УК-1, ОПК-1
22. Отряд Anquilliformes. Положение в системе. Морфо-анатомические особенности. Систематика. Представители. Биология и хозяйственное значение речного угря УК-1, ОПК-1
23. Отр. Cypriniformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая характеристика. Систематика. Распространение УК-1, ОПК-1
24. Отр. Siluriformes. Положение в системе. Морфо-анатомическая и эколого-биологическая характеристика. Систематика. Распространение. Представители, их черты биологии и хозяйственное значение УК-1, ОПК-1
25. Отряд Atherinomorpha. Положение в системе. Морфо-анатомические особенности. Систематика. Распространение. Черты биологии УК-1, ОПК-1.
26. Отряд Beloniformes. Положение в системе. Характеристика. Систематика. Распространение и черты биологии видов, промысловое значение ОПК-1, ПК-2.
27. Отряд Gadiformes. Положение в системе. Характеристика. Систематика. Распространение. Особенности биологии и хозяйственное значение УК-1, ОПК-1.
28. Отряд Perciformes. Расположение в системе. Характеристика. Основные эволюционные преобразования и филогения. Современные взгляды на систему отряда УК-1, ОПК-1
29. Подотряд Percoidei. Положение в системе. Характеристика. Систематика. Распространение. Особенности биологии и хозяйственное значение УК-1, ОПК-1
30. Отряд Scorpaeniformes. Положение в системе. Характеристика. Систематика. Распространение. Особенности биологии и хозяйственное значение УК-1, ОПК-1
31. Отряд Mugiliformes. Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
32. Отряд Osmeriformes (Корюшкообразные). Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
33. Отряд Gasterosteiformes (Колюшкообразные). Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
34. Отряд Pleuronectiformes (Камбалоообразные) . Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
35. Отряд Tetraodontiformes (Иглобрюхообразные) . Положение в системе. Характеристика. Основные семейства, распространение, черты биологии. Характерные представители УК-1, ОПК-1
36. Семейство Salmonidae. Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
37. Семейство Coregonidae. Положение в системе. Характеристика. Основные роды и виды, их распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
38. Род Сиги. Положение в системе. Эколого-биологические особенности. Представители. Распространение, промысловое значениеУК-1, ОПК-1
39. Отряд Esociformes. Положение в системе. Мофо-анатомическая характеристика. Cемейства, распространение, черты биологии. Представители УК-1, ОПК-1
40. Род Океанические или Морские сельди. Группы, виды, подвиды и стада (популяции). Ареалы, особенности биологии, промысловое значение УК-1, ОПК-1
41. Роды Белуг и Осетров. Положение в системе. Видовой состав, распространение, промысловое значение. Акклиматизация и искусственное воспроизводство. Виды, занесенные в Красную книгу России УК-1, ОПК-1
42. Род Алозы. Положение в системе. Группы, виды и подвиды, их распространение, биология, миграции, промысловое значение УК-1, ОПК-1
43. Род Тихоокеанские лососи: виды, их распространение, биология, миграции, промысловое значение УК-1, ОПК-1
44. Род Благородные (атлантические) лососи: виды, их распространение, биология, миграции, промысловое значение УК-1, ОПК-1
45. Положение в системе (с отряда), признаки родов Гольцы, Таймени, Ленки. Виды, распространение, биология, промысловое значение УК-1, ОПК-1
46. Экологические группы рыб семейства Карповые по отношению к абиотическим факторам: скорости течения, солености, температуре воды, кислородному режиму, грунтам и др.ОПК-1, ПС-1
47. Экологические группы рыб семейства Карповые по отношению к местам нереста, нерестовому субстрату, объектам питания. Забота о потомстве УК-1, ОПК-1
48. Подсемейство Трескоподобные. Положение в системе. Представители, биологическая характеристика,
49. Подсемейство Налимоподобные. Положение в системе. Представители, биологическая характеристика, распространение УК-1, ОПК-1
50. Семейство Скумбриевые. Характеристика, особенности биологии. Роды и виды, их распространение, промысловое значение УК-1, ОПК-1
51. Осетровые Байкальского региона. Положение в системе. Распространение, черты биологии, современное состояние популяций УК-1, ОПК-1.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Раздел 1. Введение. Класс Миксины. Класс Миноги
1. Что изучает ихтиология? Каковы ее основные задачи и проблемы?
2. Каково значение Российской Академии наук в изучении ихтиофауны России?
3. Каковы заслуги в развитии ихтиологии И. Лепехина, П.С. Палласа, К.М. Бэра, Н.Л. Данилевского, К.Ф. Кесслера, Н.М. Книповича, Л.С. Берга, В.К. Солдатова, Е.К. Суворова, А.Н.Державина,
И.Ф.Правдина, П.Г. Борисова, Г.В. Никольского, П.А. Дрягина?
4. Каковы современные проблемы ихтиологии, основные направления и перспективы развития ихтиологии в стране?
5. Назовите редкие и исчезающие виды рыб нашего региона?
6. Место рыбообразных и рыб среди животных. Систематические признаки.
7. Сравнительная характеристика классов Миног и Миксин. Различия в морфологии и экологии. Хозяйственное значение.
8. Морфо-анатомические особенности Миксин. Представители, их распространение, экология, черты специализации к паразитизму.
9. Морфо-анатомические особенности Миног. Представители, их распространение, экология,
особенности промысла. Виды миног, занесенные в Красную книгу России.
Раздел 2. Надкласс Челюстноротые. Класс Мясистолопастные рыбы. Класс Хрящевые рыбы
1. Характеристика класса Хрящевых рыб. Происхождение и филогения. Систематика класса.
2. Морфо-анатомические особенности и систематика подотдела Акулы. Характеристика отрядов. Промысловые виды акул, их распространение.
3. Морфо-анатомические особенности и систематика подотдела Скаты. Характеристика отрядов, представители, распространение.
4. Характеристика подкласса Цельноголовых рыб. Морфо-анатомические особенности и систематика. Представители, распространение.
5. Положение в системе, морфологические, анатомические и физиологические особенности подкласса Дипнотетраподоморфы. Систематика. Распространение и биология видов.
6. Положение в системе, морфологические, анатомические и физиологические особенности подкласса Целакантоморфы. Современный представитель, распространение и черты биологии. Положение в системе, морфологические, анатомические и физиологические особенности Многоперообразных рыб. Систематика. Распространение и биология видов.
Раздел 3. Класс Лучеперые рыбы. Подкласс Хрящекостные
1. Положение в системе, морфологические, анатомические и физиологические особенности Осетровообразных рыб. Систематика отряда. Признаки, распространение семейств и родов. Общая биологическая характеристика семейств. Перечень видов, входящих в состав семейств.
2. Роды Белуг и Осетров. Положение в системе. Черты сходства и различия. Видовой состав, распространение, промысловое значение. Виды, занесенные в Красную книгу России.
3. Распространение, биология и промысловое значение белуги, калуги, русского осетра, севрюги и стерляди.
4. Распространение, биология и хозяйственное значение веслоносов.
5. Современные условия размножения осетровых рыб (по видам) и мероприятия, направленные на обеспечение размножения и увеличение запасов осетровых рыб.
6. Осетровые, занесённые в Красную книгу России, их распространение, черты биологии, современное состояние популяций.
Раздел 4. Подкласс Новоперые рыбы
1. Характеристика отряда Сельдеобразных. Систематика. Признаки промысловых семейств, их распространение.
2. Положение в системе родов тюлек и шпротов (с отряда), черты сходства и отличия, биология и распространение. Представители и их промысловое значение.
3. Семейство Анчоусовые. Положение в системе. Характеристика. Представители, их распространение, биология, миграции, промысловое значение.
4. Характеристика отряда Лососеобразных. Систематика (схема соподчинения подотрядов, семейств, родов).
5. Род тихоокеанские лососи: виды, их распространение, биология, миграции, промысловое значение.
6. Род благородные (атлантические) лососи: виды, их распространение, биология, миграции, промысловое значение.
7. Семейство Лососевые. Положение в системе. Характеристика.
8. Семейство Сиговые. Положение в системе. Характеристика.
9. Семейство Хариусовые. Положение в системе. Характеристика. Особенности биологии, распространение, промысловое значение.
10. Сиги - объекты акклиматизации и искусственного воспроизводства. Особенности биологии.
12. Виды рыб семейства Карповые, обитающие в р. Амур. Биологические особенности. Объекты акклиматизации.
13. Отряд Сомообразные. Положение в системе. Характеристика, особенности биологии, распространение, промысловое значение.
14. Отряд Угреобразные. Положение в системе. Характеристика. Семейство Пресноводные угри. Пресноводный угорь, особенности биологии, распространение. Промысловое значение.
15. Отряд Карпообразные. Положение в системе. Характеристика, Географическое распространение семейств отряда.
16. Отряд Трескообразные. Положение в системе. Характеристика, особенности биологии, распространение, промысловое значение.
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
Блок 1
1.Подкласс Хрящекостные или Хрящевые ганоиды относится к классу
А) Хрящевые рыбы
Б) Лучеперые рыбы
С) Мясистолопастные
Д) нет правильного ответа
2. Представители какого класса животных не имеют челюстей, нет парных плавников, нет спинного плавника, есть хорда
А) миксины
Б) миноги
С) мясистолопастные рыбы
Д) хрящевые рыбы
3. Ныне живущие хрящевые рыбы представлены двумя подклассами
А) Целакантообразные и Рогозубообразные
Б) Цельноголовые и Пластиножаберные
С) Акулы и Скаты
Д) нет правильного ответа
4. Самый крупный представитель скатов
А) морской кот
Б) морская лисица
С) манта
Д) обыкновенный пилорыл
5. Пресноводная рыба сем. Осетровых
А) севрюга
Б) стерлядь
С) шип
Д) сахалинский осетр
6. Бентофаги из сем. Осетровых
А) сахалинский осетр, белуга
Б) стерлядь, сибирский осетр
С) калуга, стерлядь
Д) калуга, сибирский осетр
7. У рыб отр. Угреобразные грудных плавников нет у представителей семейства:
А) угревые
Б) муреновые
С) конгеровые (морские угри)
Д) все ответы верны
8. К отр. Сельдеобразные относятся
А) сем. Анчоусовые
Б) сем. Муреновые
С) сем. Чукучановые
Д) сем. Саргановые
9. К сем. Сельдевые, роду Океанические (Морские) сельди, группе много- позвонковые сельди относится
А) салака, атлантическая сельдь
Б) тихоокеанская сельдь
С) сардина
Д) сардинелла
10. Какие хищные рыбы входят в отряд Харацинообразных
А) аргентина
Б) мурена
С) скорпена
Д) пиранья
11.Назовите семейство, относящееся к отр. Карпообразных
А) чукучановые
С) веслоносые
Д) муреновые
12. Какие рыбы отр. Карпообразные являются типично растительноядными
А) лещ, елец
Б) плотва, сибирский голец
С) пестрый толстолобик, язь
Д) белый толстолобик, белый амур
13. Краснокнижные рыбы отр. Сомообразные, обитающие в бассейне р. Амур
А) сом Солдатова
Б) косатка-скрипун
С) косатка-плеть
Д) все ответы верны
14. Рыбы сем. Лососевые, относящиеся к роду Тихоокеанские лососи
А) нерка, кижуч
Б) семга, кумжа
С) таймень, ленок
Д) микижа, ручьевая форель
15. Палия, мальма относятся к сем.
А) сиговые
Б) лососевые
С) хариусовые
Д) сельдевые
16. Сиги с конечным ртом
А) тугун, омуль
Б) европейская ряпушка, сибирская ряпушка
С) чир (щокур), муксун
Д) все ответы верны
17. Рыбы сем. Тресковых
А) ставрида, скумбрия
Б) кефаль, сарган
С) навага, минтай
Д) нет правильного ответа
18. К отр. Скорпенообразных относится семейство
А) саргановые
Б) калкановые
С) ставридовые
Д) рогатковые
19. Рогатковые рыбы, обитающие в Байкальском регионе
А) ерш
Б) длиннокрылка
С) плотва
Д) ротан-головешка
Блок 2
1. Водные животные, дышащие жабрами. Жабры эктодермального происхождения. Челюсти имеются. Носовые отверстия парные. Орган слуха представлен тремя полукружными каналами. Есть парные конечности и их пояса – это надкласс ……
2. Рыло удлиненное, скелет состоит из хряща, чешуя на теле отсутствует, вдоль боков тела тянутся 5 продольных рядов костных пластин (жучек), верхняя лопасть хвостового плавника значительно длиннее нижней, рот нижний – это отличительные признаки рыб отряда ..….
3. К отр. Угреобразные относятся сем. Угревые, сем. Муреновые, сем. Змееголовые – да/нет
4. Рыбы не имеют зубов на челюстях, нет жирового плавника, открытопузырные, их отличительная особенность- наличие в глотке глоточных зубов, имеется Веберов аппарат это рыбы отряда ….
5 Открытопузырные мягкоперые. Между спинным и хвостовым плавниками рыб имеется маленький не имеющий лучей жировой плавник, чешуя циклоидная, проходные и пресноводные рыбы умеренных широт. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства.- это признаки рыб отряда ..….
6 Представители отр. Трескообразных - это морские придонные и пелагические рыбы, только
1 вид обитает в пресной воде – этот вид называется ……
7 К отряду Щукообразные относится сем. Евдошковые (Умбровые) – да/нет
8 Рыбы сем. Скумбриевые, Ставридовые, Меч-рыбы относятся к отр. ……..
Блок 3
Кейс - задания
Кейс 1 подзадача 1
Рыбы этого класса имеют хрящевой скелет. Зубы на челюстях представляют собой видоизмененные плакоидные
части брюшных плавников у самцов превращены в птеригоподии. Имеют 5-7 пар наружных жаберных щелей или 1 пара отверстий, прикрытых складкой кожи. Это преимущественно морские рыбы. Как называется этот класс:
1. Мясистолопастные
2. Хрящевые
3. Лучеперые
4. Миноги
Кейс 1 подзадача 2
Рыбы этого класса имеют хрящевой скелет. Зубы на челюстях представляют собой видоизмененные плакоидные чешуи. Хвостовой плавник гетероцеркальный. В кишечнике хорошо развит спиральный клапан, в сердце есть артериальный конус. Задние части брюшных плавников у
самцов превращены в птеригоподии. Имеют 5-7 пар наружных жаберных щелей. Какие отряды относятся к этому классу….
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Химерообразные (химера), Гнюсообразные (электрич. скат)
2. Целакантообразные (латимерия), Рогозубообразные (рогозуб)
3. Ламноообразные, Катранообразные (катран)
4. Осетрообразные, Сельдеобразные
Кейс 1 подзадача 3
Рыбы этого класса имеют хрящевой скелет. Зубы на челюстях представляют собой видоизмененные плакоидные чешуи. Хвостовой плавник гетероцеркальный. В кишечнике хорошо развит спиральный клапан, в сердце есть артериальный конус. Задние части брюшных плавников у
самцов превращены в птеригоподии.
Какие рыбы относятся к отрядам:
1. Воббенгообразные
2. Хвостоколообразные
Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:
1. Морской кот
2. Китовая акула
3. Манта
4. Японская ковровая акула
Кейс 2 подзадача 1
Рыбы этого отряда имеют жировой плавник, боковую линию. Спинной плавник один. Брюшные плавники расположены абдоминально. Это открытопузырные, мягкоперые рыбы. Чешуя циклоидная. Черепная коробка в значительной мере состоит из хряща. Это проходные и пресноводные рыбы умеренных вод. Длина до 1,5 м. Обитают в северных и умеренных зонах Европы, Азии и Северной Америки. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Как называется этот отряд:
1. Сомообразные
2. Лососеобразные
3. Карпообразные
4. Сельдеобразные
Кейс 2 подзадача 2
Рыбы этого отряда имеют жировой плавник, боковую линию. Спинной плавник один. Брюшные плавники расположены абдоминально. Это открытопузырные, мягкоперые рыбы. Чешуя циклоидная. Черепная коробка в значительной мере состоит из хряща. Это проходные и пресноводные рыбы умеренных вод. Длина до 1,5 м. Обитают в северных и умеренных зонах Европы, Азии и Северной Америки. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие семейства относятся к этому отряду….
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Сиговые
2. Чукучановые
26
3. Хариусовые
4. Вьюновые
Кейс 2 подзадача 3
Рыбы этого отряда имеют жировой плавник, боковую линию. Спинной плавник один. Брюшные плавники расположены абдоминально. Это открытопузырные, мягкоперые рыбы. Чешуя циклоидная. Черепная коробка в значительной мере состоит из хряща. Это проходные и пресноводные рыбы умеренных вод. Длина до 1,5 м. Обитают в северных и умеренных зонах Европы, Азии и Северной Америки. Важные объекты аквакультуры, спортивного и промышленного рыболовства. Какие рыбы относятся к семействам этого отряда:
1. Сиговые
2. Лососевые
1. Таймень
2. Ленок
3. Омуль
4. Тугун
Кейс 3 подзадача 1
Это закрытопузырные, мягкоперые рыбы. Брюшные плавники расположены югулярно, реже торакально. Чешуя преимущественно циклоидная. Имеют от 1 до 3 спинных плавников, 1или 2 анальных плавника. Хвостовой плавник дифицеркальный. Это морские рыбы, только 1вид обитает в
пресной воде. Как называется этот отряд:
1.Сомообразные
2.Трескообразные
3.Окунеобразные
4.Сельдеобразные
Кейс 3 подзадача 2
Это закрытопузырные, мягкоперые рыбы. Брюшные плавники расположены югулярно, реже торакально. Чешуя преимущественно циклоидная. Имеют от 1 до 3 спинных плавников, 1или 2 анальных плавника. Это морские рыбы, только 1вид обитает в пресной воде. Какие семейства
относятся к этому отряду….
Укажите не менее двух вариантов ответа:
1. Тресковые
2. Мерлузовые (Хековые)
3. Ставридовые
4. Скумбриевые
Кейс 3 подзадача 3
Это закрытопузырные, мягкоперые рыбы. Брюшные плавники расположены югулярно, реже торакально. Чешуя преимущественно циклоидная. Имеют от 1 до 3 спинных плавников, 1или 2 анальных плавника. Это морские рыбы, только 1вид обитает в пресной воде. Какие рыбы относятся к
подсемействам этого отряда:
1. Налимоподобные
2. Трескоподобные
Укажите соответствие по два элемента для каждого нумерованного элемента задания:
1. Минтай
2. Налим
3. Треска
4. Мольва (Морская щука
1. Чешуя, ее функции. Типы чешуи. Рост чешуи. Определение возраста рыб по чешуе.
2. Окраска рыб. Ее биологическое значение. Хроматофоры.
3. Ядовитые железы. Ядовитые и ядоносные рыбы.
4. Органы свечения.
5. Органы чувств.
6. Плавательный пузырь. Гидродинамические особенности рыб.
7. Роль солености воды в жизни рыб.
8. Значение биогенов, солей тяжелых металлов и радиоактивного загрязнения в жизни рыб.
9. Значение для рыб растворенных в воде газов.
10. Роль движения водных масс в жизни рыб.
11. Роль света, звуков и электрических полей в жизни рыб.
12.Экологические группы по нерестовому субстрату.
13.Форма, размер и строение икринок различных экологических групп рыб.
14.Плодовитость и воспроизводительная способность рыб.
15. Периоды жизненного цикла рыб.
16.Этапность развития (теория В.В. Васнецова).
Перечень заданий для групповых проектных работ обучающихся очной формы обучения
1) Отряд Араванообразные. Семейство спиноперые – хитала, рыба-нож глазчатая.
2) Отряд Окунеобразные. Семейство белонтиевые – лялиус, макропод, гурами, петушок.
3) Отряд Окунеобразные. Семейство цихловые – цихлозома, скалярия, дискус и др.
4) Отряд Карпозубообразные. Семейство пецилиевые – гуппи, моллинезии, меченосцы, пецилии.
5) Отряд Карпообразные. Семейство карповые – данио, кардинал, барбус, лабео, золотая рыбка и др.
6) Отряд Сомообразные. Панцирные, кольчужные и др. сомы.
Перечень тем курсовых работ
1. Байкальский омуль и его морфоэкологические формы.
3. Сиговые рыбы (род Сoregonus) - объекты акклиматизации ирыборазведения.
4. Миграции рыб и методы их изучения на примере …..
5. Современное состояние ихтиофауны Баргузинскогозаповедника.
6. Рост и развитие рыб на примере
7. Суточные вертикальные миграции пелагических рыб.
8. Основные звенья жизненного цикла на примере …….рыб.
9. Особенности размножения и развития рыб на примере…
10. Чужеродные виды рыб в бассейне оз. Байкал
11. Круглоротые (сем. Petromyzonidae) водоемов России.
12. Рыбы подкласса пластиножаберных (Elasmobranchii).
13. Осетровые рыбы Азовского, Черного и Каспийского морей.
14. Питание и пищевые взаимоотношения у дальневосточных лососей (род Oncorhynchus).
15. Осетровые рыбы России.
16. Сельдевые рыбы рода Alosa.
17. Сельдевые рыбы родов Spratus и Clupeonella.
18. Атлантический лосось (Salmosalar L.).
19. Кумжа (Salmotrutta L.).
20. Дальневосточные лососи (род Oncorhynchus).
21. Сравнительная характеристика атлантических (род Salmo) и тихоокеанских (род Oncorhynchus) лососей.
22. Сиг (Coregonuslavaretus) и его формы.
23. Oтряд Светящихся анчоусов (миктофообразных) Myctophiformes.
24. Проходные и полупроходные рыбы семейства карповых
(Cyprinidae) бассейнов южных морей России.
25. Карповые рыбы (сем.Cyprinidae) – объекты акклиматизации и рыборазведения.
26. Рыбы отряда Сомообразных (Siluriformes) водоемов России.
27. Летучие рыбы (Exocoetidae), саргановые (Belonidae), макрелещуковые (Scomberocidae) рыбы.
28. Рыбы рода Минтай (Theragra) .
29. Рыбы рода Ставриды (Trachurus).
30. Окуневидные рыбы (п/отр. Percoidei) - объекты акклиматизации и рыборазведения.
31. Семейство Рогатковые (Cottidae).
32. Род Скумбрии (Scomber).
33. Тунцовые рыбы (рода Euthynnus, Kasuwonus, Auxis, Thunnus).
34. Бычки озера Байкал (сем.Cottidae).
35. Окунеобразные рыбы (отр.Perciformes) Азовского и Черноморского морей.
36. Камбалообразные рыбы Черного и Балтийского морей.
37. Карповые рыбы р. Rutilusводоемов России.
38. Лососевые рыбы (сем. Salmonidae ) Байкальского региона.
39. Хариусовые рыбы (сем. Thymallidae) водоемов Сибири.
40. Окунеобразные рыбы (отр. Perciformes) водоемов России.
41. Рыбы отряда сомообразных (отр. Siluriformes )водоемов России.
42. Осетровые рыбы (отр. Acipenseriformes) Байкальского региона.
43. Арктический голец ( Salvelinusalpinus ).
44. Обыкновенный таймень (Huchotaimen).
45. Рыбы сем. Esocidae Байкальского региона.
46. Судак (Luciopercalucioperca) водоемов России.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п