учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Инженерный факультет
Электрификация и автоматизация селького хозяйства
Направленность (профиль) Энергообеспечение предприятий
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 2
Зав. кафедрой Балданов М.Б.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Балданов М.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Иметь представление о роли водоподготовительных установок в структуре теплоэнергетического оборудования ТЭС. ТЭЦ, АЭС и промышленных котельных.
ПКС-3: Способен обеспечить соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности, норм охраны труда, производственно-трудовой дисциплины, экологической безопасности на производстве;
форма текущего контроля успеваемости)
работ
(отчет по ПЗ)
(отчет по ЛР)
(отчет по ЛР)
(отчет по ЛР)
(отчет по ЛР)
(отчет по ЛР)
(отчет по ЛР)
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Физико-химические основы водоподготовки
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Использование воды в теплоэнергетике. (ПКС-3)
2. Схемы обращения воды в циклах ТЭЦ и КЭС. (ПКС-3)
3. Основные пути потери пара на ТЭС. (ПКС-3)
4. Примеси вод. Показатели качества. (ПКС-3)
5. Свойства воды. (ПКС-3)
6. Примеси природных вод. (ПКС-3)
7. Физико-химические показатели качества природных вод. (ПКС-3)
8. Классификация природных вод и способы их очистки. (ПКС-3)
9. Предварительная очистка воды. (ПКС-3)
10. Методы предочистки воды. (ПКС-3)
11. Коагулирование воды. (ПКС-3)
12. Известкование и обескремнивание воды. (ПКС-3)
13. Осветление воды фильтрованием. (ПКС-3)
14. Обработка воды методами ионного обмена. (ПКС-3)
15. Физико-химические основы ионного обмена. (ПКС-3)
16. Процесс катионирования. (ПКС-3)
17. Анионирование воды. (ПКС-3)
18. Конструкции ионитных фильтров. (ПКС-3)
19. Физические методы подготовки воды(ПКС-3)
20. Мембранные технологии. (ПКС-3)
21. Термическое обессоливание воды(ПКС-3)
22. Качество пара и котловой воды. (ПКС-3)
23. Качество котловой воды. (ПКС-3)
24. Качество пара. (ПКС-3)
25. Воднохимические режимы оборудования ТЭС. (ПКС-3)
26. Водно-химические режимы барабанных котлов, паровых турбин и тепловых сетей. (ПКС-3)
27. Физико-химическая характеристика внутрикотловых процессов. (ПКС-3)
28. Методы коррекционной обработки котловой и питательной воды. (ПКС-3)
29. Загрязнения и способы их удаления. (ПКС-3)
30. Водно-химические режимы паровых турбин. (ПКС-3)
31. Водно-химические режимы тепловых сетей. (ПКС-3)
32. Поступление примесей в пароводяной тракт и образование отложении. (ПКС-3)
33. Состав, структура и физические свойства отложении. (ПКС-3)
34. Поступление примесей в пароводяной тракт. (ПКС-3)
35. Отложение по паровому тракту. (ПКС-3)
36. Коррозионные процессы в пароводяном тракте. (ПКС-3)
37. Формы проявления коррозии. (ПКС-3)
38. Коррозия стали вводе и паре. (ПКС-3)
40. Материалы, применяемые для изготовления котлов. (ПКС-3)
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Требования к качеству пара подпиточной, питательной воды применяемым на ТЭС в зависимости
2. от назначения и параметров.
3. Использование водного теплоносителя на ТЭС и его потери. Влияние примесей на надежность работы оборудования.
4. Основные требования к качеству контурных и добавочных вод и охлаждающих систем с целью уменьшения скорости коррозии и отложений. Нормативные показатели.
5. Поступление примесей в природную воду. Классификация и характеристика вод их примесей.
6. Технологические показатели качества природных, контурных вод.
7. Поведение примесей с повышением температуры. Растворимость и произведение растворимости.
8. Классификация основных технологических процессов обработки воды, сточные воды и ПДК загрязняющих примесей.
9. Технология и аппараты предварительной очистки воды. Физико- химические процессы происходящие при коагуляции примесей воды. Оптимизация процессов.
10. Сущность методов осаждения. Технологическая схема известкования воды, условия ее применения.
11. Электромагнитные фильтры конструкции, принцип работы.
12. Технология ионообменной очистки природных и конурных вод. Основные закономерности ионного обмена. Иониты.
13. Технология Na - катионирования применяемое оборудование и процессы происходящие в нем.
14. Технологические схемы Н — Na катионирования, область их применения.
15. Принципиальные схемы химического обеспечения воды. Изменение показателей качества по ступеням.
16. Фильтры смешенного действия. Устройство, назначение.
17. Комплексные воднохимический режим, общие положения.
18. Технология обработки высокоминерализованных природных и сбросных вод. Общие требования.
19. Испарительные, выпарные установки. Устройство, принцип действия.
20. Методы обеспечения чистоты пара и предотвращения накипи образования.
21. Принцип обратного осмоса. Свойства мембран их характеристики.
22. Мембранные технологии очистки воды и требования качеству исходной воды.
23. Схемы электродиализных установок очистки вод.
24. Комплексная очистка высокоминерализованных вод и сбросных растворов. Их повторное использование.
25. Устройство и принцип работы осветлителя. Схема включения.
26. Устройство и принцип работы ионоселективного фильтра схема включения.
27. Устройство и принцип работы ионоселективного фильтра . Схема включения.
28. Конструкция и назначение деаэраторов, принцип работы.
29. Конструкция и назначение декарбонизатора. Принцип работы.
30. Конструкции испарителей, принцип работы.
31. Способы поддержания качества питательной воды и пара котлоагрегатов и парогенераторов в процессе эксплуатации.
32. Физико-химические процессы очистки воды отличные от ионоселективных термических процессов.
33. Химическое связывание растворенных газов, область применения, применяемые реагенты и оборудование.
34. Борьба с биологическим зарастанием теплоэнергетического оборудования.
35. Технология стабилизации воды подкислением, фосфатированием и комбинированным способом. Применяемое оборудование.
36. Отложения в паровых котлах. Фосфатирование и щелочение котловой воды. Назначение, применяемое оборудование и реагенты.
37. Пароводяной баланс котлов. Ступенчатое испарение. Назначение, принцип работы.
38. Коррозия теплоэнергетического оборудования, способы ее предотвращения.
6.2 Комплект тестовых заданий
ВАРИАНТ 1
Для водоснабжения промпредприятий используются:
Поверхностные и подземные воды; +
Поверхностные воды;
Грунтовые воды;
Только подземные воды.
Влага на внутренних поверхностях деталей:
Снижает их изоляционные свойства и может явиться причиной отказа; +
Снижает их долговечность и может явиться причиной отказа;
Снижает их стоимость и может явиться причиной отказа;
Снижает их изоляционные свойства и может вызывать появление накипи.
Речная вода характеризуется:
Высокой жесткостью;
Относительно небольшой плотностью;
Относительно небольшой жесткостью; +
Содержание влаги в виде пара в сжатом воздухе оценивается:
Его влагосодержанием;
Психрометром;
Его относительной влажностью; +
Его степенью сухости.
Подземные воды:
Сильно загрязнены бактериями;
Обладают высоким содержанием солей;
Недоступны;
Сильно минерализованы. +
При выборе источника водоснабжения следует учитывать:
Его мощность;
Качество воды;
Качество воды и его мощность; +
Качество воды и его доступность.
Относительная влажность воздуха это:
Отношение массы водяного пара, находящегося в данном объеме воздуха, к массе насыщенного водяного пара в том же объеме воздуха и при той же температуре; +
Отношение массы водяного пара, находящегося в данном объеме воздуха, к массе влаги того же объема и при той же температуре;
Отношение массы воды, находящейся в данном объеме воздуха, к массе насыщенного водяного пара в том же объеме воздуха и при той же температуре;
Относительная безразмерная величина;
Относительная влажность выражается:
В долях от объема;
В граммах на килограмм влаги;
В процентах; +
Это константа.
Выбор источника водоснабжения должен производиться:
Согласно ГОСТ 17.1.1.04-79;
Согласно ГОСТ 17.1.1.04-90;
Согласно ГОСТ 16.1.1.04-80;
Согласно ГОСТ 17.1.1.04-80. +
Состояние насыщения это:
Состояние равновесия между испарением жидкости и конденсацией пара из воздуха; +
Состояние максимальной концентрации;
Состояние равновесия между массой жидкости и конденсата влаги из воздуха;
Состояние теплового баланса.
В основу термодинамического способа осушения воздуха положено явление:
Конденсации влаги из воздуха при его сжатии и нагрева;
Конденсации влаги из воздуха при его сжатии и осушения;
Конденсации влаги из воздуха при его расширении;
Конденсации влаги из воздуха при его сжатии и охлаждении. +
При сжатии воздух:
Не нагревается;
Нагревается слабо;
Нагревается; +
Охлаждается.
Системы водоснабжения это:
Совокупность сооружений водопровода и последовательность расположения их на местности; +
Водопроводная сеть на местности;
Совокупность сооружений водозабора;
Последовательность расположения водопровода на местности.
Основные схемы системы водоснабжения:
Прямоточная схема, прямоточная с повторным использованием воды и оборотная; +
Прямоточная схема, прямоточная с повторным использованием воды и открытая;
Нет правильных ответов;
Закрытая схема, прямоточная с повторным использованием воды и оборотная.
Температура, при которой начинается образование конденсата, называется:
Точкой кипения;
Точкой насыщения;
Точкой росы; +
Температурой Дебая.
Производители компрессоров проектируют машины для рабочих температур'
Около 50 °С;
Около 60 °С;
Около 88 °С;
Отделение капельной влаги происходит в:
Циклонном сепараторе, установленном на выходе компрессора; +
Циклонном влагоотделителе, установленном на выходе компрессора;
Фильтре, установленном на выходе компрессора;
Циклонном сепараторе, установленном на входе компрессора.
Остаточный уровень хлора в технической воде должен быть:
Не менее 1,0 мг/л при времени контакта не менее 40 мин;
Не менее 1,0 мг/л при времени контакта не более 30 мин;
Не менее 1,5 мг/л при времени контакта не менее 30 мин;
Не менее 1,0 мг/л при времени контакта не менее 30 мин. +
Насосная станция первого подъема предназначена для:
Подачи воды в непосредственно в систему водоснабжения;
Подачи воды в пруд-отстойник или непосредственно в систему водоснабжения^
Подпитки водой системы водоснабжения;
Подачи воды в фильтры системы водоснабжения.
Появление конденсата связано:
С присосами воздуха в компрессор;
С утечками воздуха из компрессора, ресивера, осушителя и фильтров; +
С заклиниванием компрессора;
С повышением температуры атмосферного воздуха.
ВАРИАНТ 2
Что такое энтальпия?
i=u+q
i=u+pv
i=u-pv
i=Cp(t1+t2)
Второй закон Термодинамики описывает
U+PV=i
dU+PdV=dQ
du+pdv=dq
Процесс перехода теплоты от горячего тела к холодному самопроизвольно
По изменению какой из приведенных ниже величин можно судить о том, что подводится теплота к рабочему телу или отводится?
энтальпия
температура
энтропия
4. удельный объем
Какой пар называют сухим насыщенным?
Х=1
i=u+pv
х=0
i=s
Укажите верхний предел температуры цикла Карно на насыщенном водяном паре.
374,12 К
647,27 К
Критическая температура водяного пара
374,12 °С
2.6. Какая термодинамическая система называется изолированной?
система не обменивается с окружающей средой механической работой
система не обменивается с окружающей средой любыми видами энергии
система не обменивается с окружающей средой теплотой и механической работой
система не обменивается с окружающей средой химической энергией и теплотой
2.7. По изменению какой из приведенных ниже величин можно определить знак работы?
внутренняя работа
энтропия
температура
удельный объем
2.8. В каком из процессов теплота равна изменению внутренней энергией?
изохорный
адиабатный
изотермический
изобарный
2.9. Масса идеального газа при неизменных температуре и плотности увеличивается вдвое. Что при этом произойдёт с давлением?
увеличится в 2 раза
уменьшится в 2 раза
уменьшится в √2 раза
2.10. Какое из приведенных ниже соотношений отвечает закону Бойля -Мариота?
1. p1/p2=T1/T2 2. p1/p2=V1/V2
4. p2/p1=V1/V2 4 v1/V2=T1/T2
2.11. Какие преимущества цикла Карно по сравнению с другими циклами идеального газа?
Большая среднеинтегральная температура подвода теплоты в цикл.
Большая работа компрессора при тех же Т1 и Т2.
Большая работа турбины при тех же Т1 и Т2
Преимущества цикла Карно только для идеального цикла обусловлено большей температурой подвода теплоты в цикл, по сравнению. Со среднеинтегральной температурой подвода теплоты в других циклах. Это приводить к большему термическому КПД цикла при одинаковых Т1 и Т2
2.12. Укажите нижний предел температуры цикла Карно на насыщенном водяном паре
Зависит от температуры окружающей среды
Температура тройной точки воды
273,15К
Нижний предел температуры цикла Карно на насыщенном паре определяется температурой окружающей среды, т.к. охлаждение пара в конденсаторе осуществляется водой, находящейся в окружающей среде.
2.13. Какие преимущества у цикла ПТУ на перегретом паре по сравнению с циклом на насыщенном паре?
В увеличении средней митральной температуры подвода теплоты в цикл
В снижении конечной влажности пара в паровой турбине
В увеличении начальном температуры пара перед турбиной
В увеличении работы цикла ПТУ.
2.14. Какие поверхности нагрева включает паровой котел на органическом топливе для цикла ПТУ на перегретом паре?
Испарительную поверхность - только
Пароперегреватель + испарительная поверхность
Экономайзер + испарительная поверхность
Экономайзер + испарительная поверхность + пароперегреватель
Какое назначение паровой турбины в цикле ПТУ?
Для преобразования располагаемой работы L0 в кинетическую энергии потока
Для преобразования теплоты q-, в техническую работу
Для охлаждения рабочего тела
Для преобразования располагаемой работы L0 в кинетическую энергию потока, а затем в техническую работу
Какое назначение у конденсатора паровой турбины?
Выполняет роль холодного источника теплоты
За счёт конденсации пара создаётся низкое давление
Преобразует теплоту в техническую работу
Конденсатор паровой турбины выполняет роль холодного источника теплоты. В нём происходит охлаждение и конденсация пара за счёт отвода теплоты в окружающую среду. В результате конденсации пара в конденсаторе поддерживается низкое давление.
Что может являться физической характеристикой среды?
Коэффициент теплопередачи
Коэффициент теплоотдачи
Коэффициент теплопроводности
лучеиспускательная способность
Размерность, характеризующая удельный поток тепла.
ккал/час, 2. Вт/м^2 , 3. Вт/(м^2∙град), 4. . ккал/(м∙час∙град)
Какая схема движения теплоносителей обеспечивает наибольшее значение среднего температурного напора?
чистый прямоток
чистый противоток
смешанный ток
перекрестный ток
В каком из случаев омывания стенки в общий коэффициент теплоотдачи включается коэффициент теплоотдачи излучением (а0= ак+ ал)
омывания двухатомным газом
омывание газовой смесью с присутствием С02 и Н20
омывание капельными жидкостями
омывание при сложном теплообмене
ВАРИАНТ 3
Первый закон Термодинамики описывает:
совокупность термодинамических процессов
движение положительных ионов
закон сохранения энергии
процессы движения молекул
Что такое теплота процесса?
работа
изменение внутренней энергии
располагаемая работа
Что такое энтальпия?
i=u+q
i=u+pv
i=u-pv
i=Cp(t1+t2)
Второй закон Термодинамики описывает:
U+PV=i
dU+PdV=dQ
Процесс перехода теплоты от горячего тела к холодному самопроизвольно
du+pdv=dq
Какие условия необходимо соблюдать, чтобы термодинамический процесс был обратимым?
dq=0
q=du-pdv
q=u-pv
q=u+pv
Какой пар называют сухим насыщенным?
i=u+pv
х-1
х=0
i=s
Какое уравнение Клайперона?
pv=RT
pVm=rnRT
PV=mRT
pV=const
Средняя молекулярная масса смеси газов равна'
p=8314,2/R
p=pV/R
p=T/R
p=V/P
Как будет изменяться показатель адиабаты идеального газа с ростом температуры (теплоемкости Ср и Cv не зависят от температуры?
не изменяется
убывает
возрастает
не возможен
По изменению какой из приведенных ниже величин можно судить о том, подводится теплота к рабочему телу или отводится от него?
Температура
энтальпия
Удельный объем
4.энтропия
Укажите верхний предел температуры цикла Карно на насыщенном водяном паре.
374,12 К i
647,27 К
Критическая температура водяного пара
374,12 °С
Какие недостатки у цикла Карно на насыщенном паре?
Большая влажность пара в конце процесса расширения в турбине,
Большая работа сжатия в компрессоре.
Большие габариты компрессора при большой мощности установки.
Большие габариты турбины при большой мощности установки
Какие преимущества цикла Ренкина по сравнению с циклом Карно на насыщенном паре?
Меньшая работа сжатия воды в насосе.
Больший действительный КПД цикла при тех же Т1 и Т2.
Большой термический КПД цикла при тех же Т1 и Т2.
Большая работа турбины при тех же Т1 и Т2.
Отметьте назначение парового котла в цикле ПТУ
ПК является горячим источником теплоты цикла ПТУ
В ПК увеличивается давление рабочего тела
В ПК отводится теплота от рабочего тела в окружающую среду
Паровой котел выполняет роль горячего источника теплоты цикла ПТУ. В нем к рабочему телу при постоянном давлении Ро подводится теплота qi.
Какое назначение у конденсатора паровой турбины?
За счёт конденсации пара создаётся низкое давление
Преобразует техническую работы в теплоту
Конденсатор паровой турбины выполняет роль холодного источника теплоты. В нём происходит охлаждение и
Служит для транспорта рабочего тела по замкнутому циклу ПТУ
Почему техническую работу турбины и питательного насоса в цикле ПТУ определяют через разницу энтальпий?
Так как это изобарные процессы
Разница энтальпий адиабатного процесса равна технической работе
Так как это адиабатные процессы
Энтальпии идеального цикла ПТУ: h1-перед турбиной, h2-3a турбиной, из-за конденсатором, h4 за насосом.
Что может являться физической характеристикой среды?
Коэффициент теплопередачи
Коэффициент теплоотдачи
Коэффициент теплопроводности
лучеиспускательная способность
Размерность, характеризующая удельный поток тепла.
1. ккал/час, 2. Вт/м^2 , 3. Вт/(м^2∙град), 4. . ккал/(м∙час∙град)
Какая схема движения теплоносителей обеспечивает наибольшее значение среднего температурного напора?
чистый прямоток
чистый противоток
смешанный ток
перекрестный ток
В каком из случаев омывания стенки в общий коэффициент теплоотдачи включается коэффициент теплоотдачи излучением (α0= αк+ αл)
омывания двухатомным газом
омывание газовой смесью с присутствием СО2 и Н2О
омывание капельными жидкостями
омывание при сложном теплообмене
ВАРИАНТ 4
Отметьте назначение парового котла в цикле ПТУ
В ПК увеличивается давление рабочего тела
В ПК отводится теплота от рабочего тела в окружающую среду
В ПК рабочим телом совершается техническая работа
Паровой котел выполняет роль горячего источника теплоты цикла ПТУ. В нем к рабочему телу при постоянном давлении Ро подводится теплота q-|.
Какое назначение у конденсатора паровой турбины?
Выполняет роль холодного источника теплоты
За счёт конденсации пара создаётся низкое давление
Преобразует техническую работы в теплоту
Конденсатор паровой турбины выполняет роль холодного источника теплоты. В нём происходит охлаждение и конденсация пара за счёт отвода теплоты в окружающую среду. В результате конденсации пара в конденсаторе поддерживается низкое давление.
Какой из циклов паросиловой установки может быт наиболее экономичным в смысле более полного использования тепла топлива?
цикл Карно
цикл Ренкина -теплофикационный
цикл Ренкина -конденсационный
цикл регенеративный
Какой цикл с регенеративным подогревом питательной воды может быть максимально приближен к циклу Карно?
цикл на сухом насыщенном паре с предельным числом подогревателей
цикл на перегретом паре с предельным числом подогревателей
цикл с много кратным перегревом пара и предельным числом подогревателей
цикл с однократным перегревом пара
Какой частный вид уравнения 1 закона термодинамики справедлив как для идеального, так и для реального газа?
dq=CvdT
dq=pdv
pdv=- CvdT
pdv=-du
Правильное определение «термический КПД цикла»?
отношение полезной работы к затраченной
отношение действительной работы к располагаемой
отношение теоретической работы к затраченному количеству тепла
отношение действительной работы к затраченному количеству тепла
4.7. Что такое критическая критическая скорость потока?
максимальная скорость газа
скорость, равная скорости звука в данной среде
скорость, превышающая скорость звука
4.8. Каким законом устанавливается связь между парциальными давлениями компонентов смеси идеальных газов и ее общим давлением?
Авогадро
Шарля
Дальтона
Гей-Люсака
Какие недостатки цикла Ренкина на насыщенном паре?
Низкая среднеинтегральная температура подвода теплоты в цикл.
Большая влажность пара в конце процесса расширения в турбине,
Малая работа сжатия воды в насосе по сравнению с работой турбины.
Осуществление сжатия рабочего тела в жидкой фазе.
Ограничение максимальной температуры критической температурой воды tKp= 374,12 °С.
Первый закон Термодинамики описывает:
совокупность термодинамических процессов
движение положительных ионов
закон сохранения энергии
процессы движения молекул
Как влияет изменение начального давления Ро и температуры to на конечную степень сухости и пара за турбиной?
С увеличением Ро возрастает Хп
С увеличением to возрастает Хп
С увеличением Ро уменьшается Хп
С увеличением to уменьшается Хп
Почему увеличение начальной температуры пара цикла ПТУ всегда приводит к увеличению его термического КПД?
Увеличивается конечная степень сухости пара
Увеличивается среднеинтегральная температура подвода теплоты в цикл
Увеличивается теплота, подведенная в цикл, q 1,
При увеличении to всегда увеличивается среднеинтегральная температура подвода теплоты в цикл, что приводит к увеличению термического КПД.
Почему снижение конечного давления пара Рк в цикле ПТУ приводит к увеличению термического КПД?
Снижается температура отвода теплоты из цикла Тк
Прирост работы получается больше прироста подведенной теплоты dlt/dq> 1
Снижается теплота, подведенная в цикл,
При снижении Рк снижался Тк, а прирост работы цикла всегда больше прироста подведенной теплоты, что и приводит к увеличению термического КПД
Какое влияние оказывает вторичный перегрев пара на экономичность ПТУ?
Снижение влажности пара на выходе из паровой турбины
Уменьшение удельной теплоты, подведенной в цикл ПТУ q1, по сравнению с циклом без вторичного перегрева пара
Снижение удельной теплоты, отведенной из цикла ПТУ q2.
Введение вторичного перегрева пара позволяет увеличить термический КПД цикла ПТУ, увеличить начальное давление пара и снизить влажность пара на выходе из паровой турбины.
Чем объясняется увеличение термического КПД цикла ПТУ при введении регенеративного подогрева воды?
Увеличением температуры воды перед котлом
Снижением подведенной теплоты в цикл ПТУ
Снижением отведенной теплоты из цикла
Приближением к термическому КПД цикла Карно
Какие коэффициенты характеризуют тепловую экономичность теплофикационной ПТУ?
Термический КПД
Коэффициент использования теплоты топлива
Коэффициент выработки электроэнергии на тепловые потребители
Тепловую экономичность теплофикационной ПТУ характеризуют три коэффициента: термический КПД, коэффициент использования теплоты топлива и коэффициент выработки электроэнергии на тепловом потреблении.
Что может являться физической характеристикой среды?
Коэффициент теплопередачи
Коэффициент теплоотдачи
Коэффициент теплопроводности
лучеиспускательная способность
Укажите, при каком условии движение жидкости ламинарное?
Re>2300
Re>104
Re=2300
Re<2300
Укажите, уравнение Нуссельта?
Nu =f(Nu,Pr)
Nu =αA
Nu =gl3∆t/λ
Какой из геометрических размеров трубы в наибольшей степени влияет на величину коэффициента теплоотдачи между внутренним теплоносителем и стенкой?
Толщина стенки трубы
наружный диаметр трубы
внутренний диаметр трубы
длина трубы
6.3 Кейс-задачи
Задача 1. Определить производительность ВПУ для КЭС, работающей на твердом топливе, мощностью 2400 МВт при удельном расходе пара 3 т/МВт для блоков сверхкритического давления.
Решение: QBПУ = 3 ∙ 2400∙ 0,03 = 216 т/ч. Ответ: : QBПУ = 216 т/ч.
Задача 2. Определить производству ВПУ для промышленной ТЭЦ, сжигающей 400 т/ч мазута. Суммарная паропроизводительность барабанных котлов ТЭЦ равна 1840 т/ч. Продувка котлов – 1%. На производство передается 110 т/ч пара. Возврат конденсата составляет 70 т/ч.
Решение: QBПУ = 1840 ∙ 0,03 + 1840 ∙ 0,01 + 400 ∙ 0,15 + (110 – 70) ∙ 1,25 = 220,4 т/ч. Ответ: QBПУ = 220,4 т/ч.
Задача 3. Определить производительность ВПУ для подпитки закрытой тепловой сети на ТЭЦ мощностью 720 МВт (2 ∙ Т – 250/300 – 23,5 – 2 и 2 х Т110/120 – 12,8 – 5).
Решение: Из характеристики турбин находим суммарную тепловую мощность отборов, которая составляет 1242 М3. Производительность ВПУ для подпитки тепловой сети на ТЭЦ: QBПУ = 1242 ∙ 0,0075 = 9,3 т/ч. Ответ: QBПУ =9,3 т/ч.
Задача 4. Определить производительность ВПУ для ГРЭС (3 ∙ К – 800 – 23,5 – 5 и 2 ∙ К – 500 – 23,5 – 4), работающей на твердом топливе, при удельном расходе пара, равном 3,5 т/Мвт. Ответ: 357 т/ч.
Задача 5. Определить производительность ВПУ для ТЭЦ, работающей на газе. Суммарная парапроизводительность барабанных котлов ТЭЦ равна 1260 т/ч. Продувка котлов составляет 1,5 % Внешние потери рабочего тела составляют 20 т/ч. Ответ: ОВПУ = 81,7 т/ч
Тема 1. Вода и водяной пар на ТЭС. Примеси природных вод. Практическое занятие.
1. применение воды и водяного пара на ТЭС.
2. природные воды на ТЭС.
Тема 2. Коррозия металла паросилового оборудования. Лабораторная работа.
1. Основы процесса коррозии.
Тема 3. Предварительная очистка воды методами коагуляции и осаждения. Лабораторная работа.
1. Метод коагуляции.
2. Метод осаждения.
Тема 4. Осветление воды фильтрованием. Лабораторная работа.
1. Методы фильтрование воды.
2. Осветление воды.
Тема 5. Физико-химические основы ионного обмена. Лабораторная работа.
1. Ионный обмен.
2. Физико-химические основы процесса.
Тема 6. Процесс катионирования. Лабораторная работа.
1. Физико-химические основы процесса.
2. Катиониты и их свойства.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п