учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 3
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: усвоение основополагающих законов и закономерностей, связанных с сохранением, воспроизводством рыбных запасов и интенсификацией процессов культивирования гидробионтов; изучение биологических основ управления половыми циклами ценных промысловых рыб, получения зрелых половых клеток, осеменения и инкубации икры, выдерживания предличинок, подращивания личинок, выращивания молоди рыб, интенсификации рыбоводных процессов, акклиматизации гидробионтов, рыбохозяйственной биомелиорации
ПКС-3: Способен проводить оценку рыбоводнобиологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания;
ПКС-3 Способен проводить оценку рыбоводно- биологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания
ИД-1 Знает биологические особенности объектов аквакультуры и требования к внешней среде в различные периоды онтогенеза
умеет определять рыбоводно- биологические свойства водного объекта для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
владеет навыками оценки рыбоводно- биологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания
ПКС-11 Способен участвовать в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
ИД-1 знает принципы составления технологических расчетов при проектировании новых или модернизации существующих производств и производственных участков по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов
умеет разрабатывать биологические обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
владеет навыками разработки биологических обоснований проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
разведения и выращивания водных биологических ресурсов в соответствии с технологическими инструкциями, принципы составления технологических расчетов при проектировании новых или модернизации существующих производств и производственных участков по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов:
основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов, разрабатывать биологические обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств:
биологических ресурсов, навыками проведения оценки рыбоводно- биологических показателей, объектов аквакультуры и условий их выращивания, навыками разработки биологического
обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств:
ПКС-11: Способен участвовать в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств;
ПКС-3 Способен проводить оценку рыбоводно- биологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания
ИД-1 Знает биологические особенности объектов аквакультуры и требования к внешней среде в различные периоды онтогенеза
умеет определять рыбоводно- биологические свойства водного объекта для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
владеет навыками оценки рыбоводно- биологических показателей объектов аквакультуры и условий их выращивания
ПКС-11 Способен участвовать в разработке биологического обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
ИД-1 знает принципы составления технологических расчетов при проектировании новых или модернизации существующих производств и производственных участков по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов
умеет разрабатывать биологические обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
владеет навыками разработки биологических обоснований проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств
разведения и выращивания водных биологических ресурсов в соответствии с технологическими инструкциями, принципы составления технологических расчетов при проектировании новых или модернизации существующих производств и производственных участков по разведению и выращиванию водных биологических ресурсов:
основные технологические процессы разведения и выращивания водных биологических ресурсов, разрабатывать биологические обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово-выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств:
биологических ресурсов, навыками проведения оценки рыбоводно- биологических показателей, объектов аквакультуры и условий их выращивания, навыками разработки биологического
обоснования проектов рыбоводных заводов, нерестово- выростных хозяйств, товарных рыбоводных хозяйств:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
запасов в условиях антропогенного воздействия на природу
сообщений
Решение ситуац. задач
клеток и осеменения икры
личинок и выращивания молоди рыб
водозаборных сооружений
хозяйств
клеток и осеменения икры
клеток и осеменения икр
http://bgsha.ru/art.php?i=4450
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
перечень тем сообщений
перечень вопросов к устному опросу
тестирование
ситуационные задачи
Биологические основы рыбоводства
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Агромелиоративные мероприятия в рыбоводстве (ПКС-3, ПКС-11)
2. Аномальное развитие эмбрионов и причины отхода икры во время инкубации (ПКС-3, ПКС-11)
3. Аэрация воды и ее значение в современной аквакультуре (ПКС-3, ПКС-11)
4. Биологическая мелиорация водоемов (ПКС-3, ПКС-11)
5. Биологические основы и современные методы массового культивирования кормовых беспозвоночных (ПКС-3, ПКС-11)
6. Биологические основы подготовки икры к инкубации (ПКС-3, ПКС-11)
7. Биологическое обоснование длительности выращивания молоди проходных и полупроходных рыб (ПКС-3, ПКС-11)
8. Биологическое обоснование применения метода гипофизарных инъекций (ПКС-3, ПКС-11)
9. Борьба с зарастанием и заилением рыбохозяйственных водоемов (ПКС-3, ПКС-11)
10. Влияние внешней среды и биотических факторов на процесс акклиматизации (ПКС-3, ПКС-11)
11. Влияние возраста производителей на жизнестойкость потомства (ПКС-3, ПКС-11)
12. Влияние содержания биогенных элементов в воде на рыб. (ПКС-3, ПКС-11)
13. Влияние температурного режима на различных этапах онтогенеза рыб (ПКС-3, ПКС-11)
14. Влияние факторов внешней среды на эффективность кормления рыб (ПКС-3, ПКС-11)
15. Внутривидовая биологическая дифференциация и ее значение для воспроизводства ценных видов рыб (ПКС-3, ПКС-11)
16. Гормональная регуляция репродуктивной функции рыб (ПКС-3, ПКС-11)
17. Характеристика гаметогенеза у рыб (ПКС-3, ПКС-11)
18. Добавочные рыбы в современной аквакультуре (ПКС-3, ПКС-11)
19. Заменители гипофизов в практике современного рыбоводства (ПКС-3, ПКС-11)
20. Заслуги Г. В. Никольского в разработке теоретических основ рыбоводства (ПКС-3, ПКС-11)
21. Значение белков в питании рыб различного возраста и видов (ПКС-3, ПКС-11)
22. Значение аквакультуры в сохранении и увеличении рыбных запасов в условиях антропогенного воздействия на природу (ПКС-3, ПКС-11)
23. Значение жиров в питании рыб различного возраста и видов (ПКС-3, ПКС-11)
24. Значение балластных веществ в питании рыб различного возраста и видов (ПКС-3, ПКС-11)
25. Значение интенсификации рыбоводных процессов в современных условиях (ПКС-3, ПКС-11)
26. Значение витаминов в питании рыб (ПКС-3, ПКС-11)
28. Значение открытия С. Якоби наружного оплодотворения у рыб (ПКС-3, ПКС-11)
29. Значение рыбохозяйственной мелиорации в современных условиях (ПКС-3, ПКС-11)
30. Значение углеводов в питании рыб различного возраста и видов (ПКС-3, ПКС-11)
31. Значение ферментов в питании рыб различного возраста и видов (ПКС-3, ПКС-11)
32. Классификация удобрений. Особенности действия минеральных и органических удобрений на экосистемы водоемов (ПКС-3, ПКС-11)
33. Мелиорация нерестилищ для проходных рыб и полупроходных рыб (ПКС-3, ПКС-11)
34. Методы, способы, оценка результатов акклиматизации ОПК-1, ПКС-3, ПКС-4, ПКС-11
35. Механизм выклева предличинок, его продолжительность у осетровых, лососевых, карповых рыб (ПКС-3, ПКС-11)
36. Морфофизиологические признаки перехода на экзогенное питание (ПКС-3, ПКС-11)
37. Определение степени зрелости икры и готовности ее к осеменению (ПКС-3, ПКС-11)
38. Определение эффективности кормления рыб. Кормовой коэффициент, кормовые затраты, факторы, определяющие их величину (ПКС-3, ПКС-11)
39. Основные задачи рыбного хозяйства и значение теоретических исследований (ПКС-3, ПКС-11)
40. Основные проблемы аквакультуры в условиях интенсивного развития сельского хозяйства (ПКС-3, ПКС-11)
41. Основные этапы развития рыбоводства в нашей стране и за рубежом (ПКС-3, ПКС-11)
42. Особенности кормления различных возрастных групп рыб (ПКС-3, ПКС-11)
43. Подготовка молоди к выпуску, снятие эффекта "одомашивания", использование адаптационных водоемов (ПКС-3, ПКС-11)
44. Поликультура рыб - научное обоснование и практическое применение (ПКС-3, ПКС-11)
45. Эколого-физиологические основы управления половыми циклами рыб при искусственном воспроизводстве (ПКС-3, ПКС-11)
46. Эколого-физиологический (комбинированный) метод управления созреванием половых клеток у
рыб. (ПКС-3, ПКС-11)
47. Экологический метод стимулирования созревания половых клеток у рыб (ПКС-3, ПКС-11)
48. Современные объекты акклиматизации и интродукции (ПКС-3, ПКС-11)
49. Теория экологических групп рыб (ПКС-3, ПКС-11)
50. Характеристика искусственных нерестилищ для фитофильных и литофильных рыб (ПКС-3, ПКС- 11)
51. Чувствительность эмбрионов и факторов внешней среды, изменение ее в онтогенезе (ПКС-3, ПКС-11)
52. Смешанные посадки рыб в современной аквакультуре (ПКС-3, ПКС-11)
53. Работы российских ихтиологов и рыбоводов в конце 19- начале 20 вв. (ПКС-3, ПКС-11)
54. Принципы защиты рыб (ПКС-3, ПКС-11)
55. Принципы выбора метода стимулирования созревания половых клеток производителей (ПКС-3, ПКС-11)
56. Потребность рыб в аминокислотах, сбалансирование кормов по незаменимым аминокислотам (ПКС-3, ПКС-11)
57. Роль В. П. Врасского в развитии рыбоводства в России (ПКС-3, ПКС-11)
58. Система нейро-гуморальных связей, обеспечивающая воспроизводствО рыб в естественных условиях (ПКС-3, ПКС-11)
59. Суточный рацион кормления, его расчет (ПКС-3, ПКС-11)
60. Теоретические основы акклиматизации в аквакультуре (ПКС-3, ПКС-11)
61. Теоретические основы удобрения прудов, классификация удобрений (ПКС-3, ПКС-11)
62. Теория этапности развития рыб и ее значение для рыбоводства (ПКС-3, ПКС-11)
63. Факторы, определяющие гонадотропную активность гипофиза, рыбы доноры (ПКС-3, ПКС-11)
64. Факторы, определяющие эффективность кормления в аквакультуре (ПКС-3, ПКС-11)
Перечень тем сообщений с презентацией
1. Значение рыбоводства в направленном формировании популяций промысловых рыб во внутренних водоемах.
2. Достижения рыбоводства в естественных водоемах, масштабы развития, эффективность.
3. Объекты искусственного воспроизводства.
4. Географическое расположение рыбоводных предприятий по воспроизводству рыбных запасов.
5. В.П. Врасский - инициатор и организатор первых работ по искусственному воспроизводству рыб в России. Выдающийся вклад В.П. Врасского в рыбоводную науку.
6. Работы российских ихтиологов и рыбоводов в конце XIX - начале XX вв.
7. Внутривидовая биологическая дифференциация и ее значение для воспроизводства ценных видов рыб.
8. Влияние факторов внешней среды на процесс созревания и овуляцию половых клеток у рыб. 9.Нарушение гаметогенеза и полового цикла в связи с изменением условий размножения.
10. Реакция популяций рыб на нарушение условий их миграции и размножения. Периоды развития и роль факторов внешней среды в онтогенезе рыб.
11. Теория критических периодов у рыб.
12. Выживание рыб на отдельных этапах развития. Промысловый возврат, биологическое выживание, рыбоводный коэффициент.
13 Гормональная регуляция репродуктивной функции рыб.
14. Гормональные препараты теплокровных животных и другие вещества - заменители гипофиза рыб.
15.Экологический метод управления созреванием половых клеток у рыб.
16. Эколого-физиологический метод управления созреванием половых клеток у рыб.
17. Методы стимулирования созревания половых клеток у различных биологических групп осетровых.
19. Гипофизарные инъекции с учетом биологической активности гипофизов, температуры воды, пола рыбы.
20. Влияние внешних условий на действие гипофизарных инъекций и на рыбоводное качество икры.
Комплект вопросов для проведения устных опросов
1. Значение рыбоводства в направленном формировании популяций промысловых рыб во внутренних водоемах.
2. Достижения рыбоводства в естественных водоемах, масштабы развития, эффективность.
3. Объекты искусственного воспроизводства.
4. Географическое расположение рыбоводных предприятий по воспроизводству рыбных запасов.
5. Перспективы развития рыбоводства во внутренних водоемах.
6. Основные этапы развития рыбоводства за рубежом.
7. Формирование научных основ рыбоводства в ХVIII- XIX вв.
8. В.П. Врасский - инициатор и организатор первых работ по искусственному воспроизводству рыб в России. Выдающийся вклад В.П. Врасского в рыбоводную науку.
9. Работы российских ихтиологов и рыбоводов в конце XIX - начале XX вв. 10.Основные этапы развития рыбоводства в нашей стране в XX в. 11.Теория экологических групп рыб и ее значение для рыбоводства. 12.Теория этапности развития рыб и ее значение для рыбоводства.
13. Внутривидовая биологическая дифференциация и ее значение для воспроизводства ценных видов рыб.
14. Влияние факторов внешней среды на процесс созревания и овуляцию половых клеток у рыб.
15. Нарушение гаметогенеза и полового цикла в связи с изменением условий размножения.
16. Реакция популяций рыб на нарушение условий их миграции и размножения. Периоды развития и роль факторов внешней среды в онтогенезе рыб.
17. Теория критических периодов у рыб.
18. Выживание рыб на отдельных этапах развития. Промысловый возврат, биологическое выживание, рыбоводный коэффициент.
19. Характеристика рыбоводных заводов и основы их проектирования.
20. Характеристика нерестово-выростных хозяйств и основы их проектирования.
21. Эколого-физиологические основы управления половыми циклами рыб при искусственном воспроизводстве. Метод гипофизарных инъекций, история возникновения, развитие и значение в современном рыбоводстве.
22. Гормональная регуляция репродуктивной функции рыб.
23. Факторы, определяющие гонадотропную активность гипофиза, рыбы-доноры.
24. Определение гонадотропной активности с помощью тест-объектов.
25. Гормональные препараты теплокровных животных и другие вещества - заменители гипофиза рыб.
26. Экологический метод управления созреванием половых клеток у рыб.
27. Эколого-физиологический метод управления созреванием половых клеток у рыб.
28. Управление сезонностью размножения промысловых рыб (мигрантов разного типа - озимых и яровых биологических групп).
30. Влияние возраста производителей на жизнестойкость потомства.
31. Заготовка производителей и способы их доставки на рыбоводные заводы и НВХ.
32. Признаки отбора производителей высокого качества. Оценка качества производителей по морфо- физиолого-биохимическим показателям.
33. Формирование структуры (в том числе генетической) воспроизводимых видов и популяций.
34. Методы стимулирования созревания половых клеток у различных биологических групп осетровых.
35. Биотехника получения зрелых производителей в связи с особенностями оогенеза и сперматогенеза у отдельных видов рыб.
36. Гипофизарные инъекции с учетом биологической активности гипофизов, температуры воды, пола рыбы.
37. Влияние внешних условий на действие гипофизарных инъекций и на рыбоводное качество икры.
38. Определение степени зрелости икры и готовности ее к осеменению.
39. Оценка качества половых клеток рыб.
40. Способы получения зрелой икры и спермы.
41. Способы осеменения икры рыб.
42. Эффективность различных способов осеменения икры в зависимости от биологических особенностей половых клеток разных видов рыб.
43. Способы учета икры рыб.
44. Влияние дозировки спермы на оплодотворяемость икры. Способы хранения и транспортировки икры и спермы.
45. Биологические основы подготовки икры к инкубации. Биологическое значение набухания икры. Механизация процесса обесклеивания икры.
46. Внезаводской метод инкубации икры рыб.
47. Заводской метод инкубации икры рыб.
48. Выбор режима инкубации в зависимости от видовых адаптаций.
49. Чувствительность эмбрионов к факторам внешней среды, изменение ее в онтогенезе.
50. Факторы, влияющие на процесс инкубации икры и возможность их регулирования.
51. Уход за икрой во время инкубации.
52. Аномальное развитие эмбрионов и причины отхода икры во время инкубации.
53. Продолжительность и особенности инкубации икры различных видов рыб. Вылупление предличинок в
54. Выбор рыбоводного оборудования для выдерживания предличинок, подращивания личинок и выращивания молоди в зависимости от эколого-физиологических свойств вида.
55. Выдерживание предличинок и подращивание личинок рыб.
56. Методы выращивания молоди рыб, их преимущества и недостатки.
57. Уход за предличинками, личинками, молодью рыб.
58. Повторные циклы выращивания молоди рыб в течение одного вегетационного сезона.
59. Биологическое обоснование длительности выращивания молоди проходных и полупроходных рыб.
60. Морфологические, физиолого-биохимические и экологические критерии готовности молоди рыб к скату.
61. Подготовка молоди рыб к выпуску, снятие эффекта "одомашнивания", использование адаптационных водоемов.
62. Способы мечения молоди рыб.
63. Способы учета молоди рыб.
64. Выпуск молоди рыб, выбор места для выпуска. Мероприятия, обеспечивающие наибольшее выживание молоди в местах выпуска и на путях миграции.
65. Определение эффективности работы рыбоводных заводов и НВХ.
Комплект тестовых заданий
Тест 1
1. Теория этапности развития рыб разработана
А) Л.С. Бергом В) В.В. Васнецовым
Б) Е.Н. Павловским Г) П.Ю.Шмидтом
2. Искусственные водоемы, создаваемые для разведения рыб, называются: А) пруды В) бассейны
Б) водохранилища Г) озера
3. Экологический фактор, имеющий наиболее важное значение в эмбриональный период развития рыб
А) свет В) содержание кислорода
Б) течение Г) активная реакция среды
4. Нерестовый ход байкальского омуля в реку Селенга начинается А) в марте В) в мае
Б) в апреле Г) в сентябре
5. Одним из сигнальных факторов для перехода рыб к нересту является А) содержание кислорода В) щелочная рН среда
Б) продолжительность фотопериода Г) нет правильного варианта
6. Признаком гибели икринок является
А) изменение формы В) наличие глазка у эмбриона Б) отсутствие перивителлинового пространства Г) изменение размера икринок
7. Основоположником экологического метода стимулирования созревания половых продуктов у производителей является
А) А.Н. Державин В) В.П. Врасский
Б) Л.Н. Гербильский Г) С.Г. Крыжановский
8. Основной объект пастбищного рыбоводства в Республике Бурятия А) сазан В) осетр
Б) омуль Г) пелядь
9. Продолжительность эмбрионального периода байкальского омуля составляет А) две недели В) семь месяцев
Б) пять лет Г) десять месяцев
10. Не поедает мальков форели в рыборазводных прудах А) личинка стрекозы В) скопа
Б) прудовая лягушка Г) личина жука-плавунца
11. Наиболее примитивными из современных костистых рыб считается отряд А) сельдеобразные В) трескообразные
Б) лососеобразные
12. Кому принадлежит открытие физиологического метода стимулирования созревания половых продуктов рыб?
А) А.Н. Державин В) Н.Л. Гербильский
Б) Н.И. Кожин Г) В.П. Врасский
13. Температура воды, при которой начинается нерест у щуки А) 20 В) 4-7
Б) 17-18 г) 1-2
15. Нормальной морской считается соленость воды: А) 5‰ В) 25‰
Б) 18‰ Г) 35‰
16. Как называется развитие икры без оплодотворения? А) полиспермия В) онтогенез
Б) партеногенез Г) гиногенез
17. В какое время года гипофиз у осетровых содержит наибольшее количество гормона? А) март В ) апрель
Б) июль Г) июнь
18. Гипофиз данной рыбы обладает универсальным действием, вызывающим созревание половых клеток у разных видов рыб
А) судак В) лещ
Б) севрюга Г) сазан
19. Тест – объект для определения гонадотропной активности гипофиза А) тритон В) карп
Б) самец лягушки г) сом
б) 3 раза г) 2 раза
21. Каких рыб называют эвригалинными? а) совершают пищевые миграции
б) не выдерживают колебания солености в) живут исключительно в пресной воде г) выдерживают колебания солености
22. Сколько стадий включает эмбриональный период осетровых рыб? а) 36 стадий в) 45 стадий
б) 28 стадий г) 7 стадий
23. Какие рыбы относятся к фитофилам? а) откладывают икру на растения
б) откладывают икру на песок в) откладывают икру на грунт
г) откладывают в раковину моллюсков
24. Возраст половой зрелости амурского сазана? а) 6 лет в) 1-2 года
б) 3-5 лет г) 7-8 лет
25. Где нерестится европейский угорь?
а) Саргассово море в) Река Днепр
б) Ладожское озеро г) озеро Байкал
26. Что является причиной полиспермного оплодотворения икры? а) большое количество спермы
б) недостаточное количество сперм в) изменение температурного режима г) большое содержание кислорода
27. С помощью какого устройства получают сперму осетровых рыб? а) катетер в) щипцы
б) шланг г) нож
28. Какой способ осеменения икры осетровых рыб считается наиболее эффективным? а) сухой в) мокрый
б) полусухой Г) нет правильного варианта
29. Что такое оборот прудового хозяйства?
А) период времени, необходимый для выращивания рыбы от икринки до товарной продукции Б) период времени, необходимый для выращивания рыбы от малька до товарной продукции В) период времени, необходимый для выращивания рыбы от икринки до стадии малька
Г) период времени, необходимый для выращивания рыбы от икринки до стадии сеголетка
30. У какой рыбы нет желудка
А) омуль В) плотва
Б) осетр Г) налим
31. Не относится к методам интенсификации? А) кормление В) поликультура
Б) удобрение прудов Г) бонитировка
Ситуационные задачи
Задача 1
Река впадает в тектонический (достаточно глубокий), соединенный широким горлом с морем, эстуарий. Как распределяться в нем морские и пресноводные рыбы: лопатонос лещ, плотва, густера, щука, пескарь, ерш, судак, кефаль, тюлька, атерина, игла-рыба, бычки (кругляк, головач), звездчатая пуголовка, речная камбала, сельдь, треска? В море, на участке впадения реки обитают кефаль, тюлька, атерина, игла-рыба, бычки (кругляк, песочник, головач), звездчатая пуголовка, речная камбала. Кефаль способна выдержать колебания солености от 0 до 83‰, тюлька обыкновенная - до 13‰; каспийская атерина, игла-рыба, бычки (кругляк, песочник, головач) и звездчатая пуголовка - до 60%о, камбала - до 35% о . Лопатонос выдерживают колебание солености не более 0.3‰; щука, пескарь, ерш -до 3‰; лещ, плотва, густера, судак до 6-8‰;. Оптимум солености сельди - 32-33‰, трески - 34-35‰.
Описать распределение рыб в эстуарии.
Задача 2
В мелководном отчлененном водоеме обитают судак, лещ, карась, толстолобик и лососевые рыбы. Содержание кислорода в ледостав равно 10 мг/л. В период зимовки содержание кислорода снижается со скоростью 0,1 мг/сутки. В какой последовательности будут отходить рыбы и какие виды рыб останутся к 1 февраля и к моменту вскрытия льда (10 марта)?
Задача 3
В водоеме наблюдается массовая гибель рыб. Определить, что является причиной гибели.
Решение: Провести гидрохимический и гидробиологический анализ воды.
1. Провести химический и бактериологический анализ тканей рыб.
2. Осмотреть водоем до водоисточника на предмет возможного источника загрязнения.
3. Определить видовой состав погибшей и рыбы и зону гибели.
4. Опросить местных жителей.
5. Сделать вывод относительно причины гибели.
Задача 4
В водоеме наблюдается бурное развитие планктонных водорослей, окрашивающих воду в зеленый, сине-зеленый, золотистый, бурый или красный цвета ("цветение" воды). С чем может быть связано это явление.
Задача 5
При наблюдении за рыбами в аквариуме происходила следующая картина. Вначале рыбы проявляли признаки возбуждения, обострилась их чувствительность к механическим и световым раздражителям. Затем начались сильные судороги (толчкообразные движения, дрожание плавников), рыбы потеряли равновесие, опустились на дно и лежали, широко раскрыв рты и растопырив плавники и жаберные крышки. Наличие каких веществ в воде вызывает эти симптомы у рыб.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
расчетно-графической работы, работы на тренажере
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п