учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Разведение и кормление сельскохозяйственных животных
Направленность (профиль) Непродуктивное животноводство (Кинология)
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Насатуев Б.Д.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Аюрова Э.Б.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: сформулировать у обучающихся знание об этологии как науке; определение форм поведения собак в
соответствии с их породными и половозрастными особенностями; способы корректировки нежелательного
поведения собак для использования в своей профессиональной деятельности.
ПКС-1: Способен планировать и проводить научные исследования, обобщать результаты научной работы в области продуктивного и непродуктивного животноводства;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать: -этологические методы исследований, закономерности поведения собак в зависимости от особенностей
биологии, типа высшей нервной деятельности, породных, половозрастных особенностей, общеклинических
показателей состояния животного;
Уметь:- правильно трактовать поведение собак с научных этологических позиций, управлять поведением собак
при их дрессировке и служебном использовании, с учетом биологических особенностей, физиологических
показателей;
Владеть:- методологией этологических исследований, методами применения знаний по этологии в практике
собаководства, с учетом особенностей биологии собак.
биологии, типа высшей нервной деятельности, породных, половозрастных особенностей, общеклинических
показателей состояния животного;
:
исследований
исследований
исследований
при их дрессировке и служебном использовании, с учетом биологических особенностей, физиологических
показателей;
:
собаководства, с учетом особенностей биологии собак.
:
ПКС-2: Способен к принятию конкретных технологических решений с учетом особенностей биологии животных;
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
Знать: -этологические методы исследований, закономерности поведения собак в зависимости от особенностей
биологии, типа высшей нервной деятельности, породных, половозрастных особенностей, общеклинических
показателей состояния животного;
Уметь:- правильно трактовать поведение собак с научных этологических позиций, управлять поведением собак
при их дрессировке и служебном использовании, с учетом биологических особенностей, физиологических
показателей;
Владеть:- методологией этологических исследований, методами применения знаний по этологии в практике
собаководства, с учетом особенностей биологии собак.
биологии, типа высшей нервной деятельности, породных, половозрастных особенностей, общеклинических
показателей состояния животного;
:
при их дрессировке и служебном использовании, с учетом биологических особенностей, физиологических
показателей;
:
собаководства, с учетом особенностей биологии собак.
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
поведении животных,
цели и задачи, методы.
особенности собаки и
факторы, обеспечившие
возможность заключения
союза человека и собаки
мегаполисе. Собаки.
(2015). Страна Россия.
Жанр Документальный
фильм. Производство
Наука 2.0
фильма
поведении животных,
цели и задачи, методы.
Поведение, компоненты
поведения.
задания, вопросы к зачету.
нервной деятельности.
Типы высшей нервной
деятельности
раздражители
Условные раздражители
при дрессировке собак
Принуждение,
поощрение, запрещение
и их значение при
дрессировке
вопросы
инстинктов, свойства
инстинктов
акта. Компоненты
поведения
элементарная
рассудочная
деятельность.
обучения. Рассудочная
деятельность и
дрессировка.
Подкрепление.
Отрицательное
подкрепление.
Наказание.
Положительное
подкрепление.
Дрессировка
Проверка силы нервной
системы. Подвижность
процессов возбуждения и
торможения.
Уравновешенность.
Обучаемость.
Умные собаки / Brilliant
Beasts. Dog Genius
(2007)
фильма
нервной деятельности.
Типы высшей нервной
деятельности. Инстинкты
задания, вопросы к зачету
формы поведения собак.
Социальное поведение
собак
Мечение у кобелей.
Мечение у сук
пищедобывающее
поведение. Пастушеское
поведение.
пищедобывающее
поведение. Питание.
Собирательство.
Охотничье поведение.
Пастушеское поведение
Волкодавы. Гуртогоны.
Истинные овчарки.
Особенности пастьбы
пугливых животных
фильма
типы агрессии
Территориальная и
межгрупповая агрессия.
Агрессия на человека.
Патологии социального
поведения и агрессии
групп пород.
Психофизиологические
признаки и тип
использования собаки.
Иерархия кобелей
Иерархия сук
Человеческая семья как
заменитель стаи для
собаки
Психофизиологические
этапы развития щенка. Критические периоды социализации
Половое поведение
кобелей. Половое
поведение сук.
Спаривание. Моно- и
полигамия у собак
при домашнем
содержании
Нарушения полового
поведения, вызванные
ошибками воспитания
Материнское поведение.
Отцовское поведение
материнского поведения
при домашнем
содержании
Отбор на нормальное
социополовое поведение
физического развития.
Социальные игры.
Обучающие игры.
Исследовательские игры.
Псевдодеятельность
средство коммуникации
собак
формы поведения собак.
Социальное поведение
собак
задания, вопросы к зачету.
поведения. Ошибки
воспитания, ведущие к
проблемам. Ошибки в
коррекции поведения
Врожденные и
приобретенные
«проблемы» поведения.
Слабость нервной
системы. Трусость
Врожденные и
приобретенные
«проблемы» поведения.
Коррекция поведения
Формирование
желательного поведения
при воспитании
Изменение
сформированного
нежелательного
поведения
доклад
нежелательного
поведения у собак
задания, вопросы к зачету
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект тестовых заданий для текущего контроля
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
Просмотр и обсуждение видеофильмов
Перечень тем докладов
Этология собаки
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки (ПКС-2)
2. Бихевиоризм (ПКС-1, ПКС-2)
3. Этология (ПКС-1, ПКС-2)
4. Зоопсихология (, ПКС-1, ПКС-2)
5. Методы этологических исследований. (ПКС-2)
6. Физиология высшей нервной деятельности (ПКС-1, ПКС-2)
7. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы (ПКС-1, ПКС-2)
8. Возбуждение и торможение (ПКС-1, ПКС-2)
9. Срывы высшей нервной деятельности (ПКС-1, ПКС-2)
10. Представление о типах высшей нервной деятельности (ПКС-2)
11. Слабый и сильный типы ВНД (ПКС-1, ПКС-2)
12. Проверки поведения (ПКС-1, ПКС-2)
13. Рассудочная деятельность животных (ПКС-1, ПКС-2)
14. Обучение (ПКС-1, ПКС-2)
15. Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца (ПКС-2)
16. Половой диморфизм поведения (ПКС-1, ПКС-2)
17. Ошибки воспитания, ведущие к проблемам (, ПК ПКС-1, ПКС-2)
19. Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения (ПКС-1, ПКС-2)
20. Формирование желательного поведения при воспитании (ПКС-1, ПКС-2)
21. Изменение сформированного нежелательного поведения (ПКС-1, ПКС-2)
22. Территория и социальные контакты (ПКС-1, ПКС-2)
23. Использование территории (ПКС-1, ПКС-2)
24. Естественная стая. Основные функции. Структуры стай собак (ПКС-1, ПКС-2)
25. Иерархия кобелей (ПКС-1, ПКС-2)
26. Иерархия сук (ПКС-1, ПКС-2)
27. Человеческая семья как заменитель стаи для собаки (ПКС-1, ПКС-2)
28. Психофизиологические этапы развития щенка (ПКС-1, ПКС-2)
29. Неонатальный период (период новорожденности) (, ПКС-1, ПКС-2)
30. Переходный период (ПКС-1, ПКС-2)
31. Период первичной социализации (ПКС-1, ПКС-2)
32. Ювенильный период (ПКС-1, ПКС-2)
33. Период полового созревания (ПКС-1, ПКС-2)
34. Критические периоды социализации (ПКС-1, ПКС-2)
35. Первый период социализации (ПКС-1, ПКС-2)
36. Второй период социализации (ПКС-1, ПКС-2)
37. Третий период социализации (ПКС-1, ПКС-2)
38. Половое поведение кобелей. Наступление половой зрелости. Сезонность половой активности (ПКС-1, ПКС-2)
39. Половое поведение сук. Наступление половой зрелости. (ПКС-1, ПКС-2)
40. Моно- и полигамия у собак. Образование брачной пары. «Собачья свадьба» (, ПКС-1, ПКС-2)
41. Особенности спаривания при домашнем содержании. Нарушения полового поведения, вызванные ошибками
воспитания. Роль полового опыта (ПКС-1, ПКС-2)
42. Материнское поведение (ПКС-1, ПКС-2)
43. Отцовское поведение (ПКС-1, ПКС-2)
44. Родительское поведение отношение к подсосным щенкам (ПКС-1, ПКС-2)
45. Родительское поведение отношение к щенкам на второй стадии социализации (ПКС-1, ПКС-2)
46. Родительское поведение по отношению к подросткам (ПКС-1, ПКС-2)
47. Родительское поведение отношения со взрослыми детьми (ПКС-1, ПКС-2)
48. Игровое поведение (ПКС-1, ПКС-2)
49. Исследовательское поведение (ПКС-1, ПКС-2)
50. Поведение мечения (ПКС-1, ПКС-2)
51. Пищевое и пищедобывающее поведение (ПКС-1, ПКС-2)
52. Пастушеское поведение (ПКС-1, ПКС-2)
53. Основные типы агрессии (ПКС-1, ПКС-2)
54. Социополовая агрессия (тестостерон зависимая агрессия) (ПКС-1, ПКС-2)
55. Территориальная и межгрупповая агрессия (ПКС-1, ПКС-2)
56. Адреналинзависимая агрессия (ПК-3)
57. Инструментальная агрессия (ПКС-1, ПКС-2)
58. Немотивированная агрессия (ПКС-1, ПКС-2)
59. Агрессия на человека (ПКС-1, ПКС-2)
60. Патологии социального поведения и агрессии (ПКС-1, ПКС-2)
Комплект вопросов для самостоятельного изучения, самоподготовки к темам семинарских занятий и устного опроса
1. Этология наука о поведении животных, цели и задачи, методы. Поведение, компоненты поведения
Этология наука о поведении животных, цели и задачи, методы.
1. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен, У. Хантер).
2. Гештальтпсихология (В. Келер).
3. Зоопсихология (К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер).
4. Изучение поведения животных в XIX-XX вв. Работы Ч.Дарвина, Ж.- Б. Ламарка, Ж.Кювье.
5. Как влияет на поведение животных урбанизированная среда?
6. Представления о душе животных и человека.
7. Расскажите об основных направлениях исследований поведения животных в природе.
8. Российская школа исследователей поведения животных: К. Рулье, И.Сеченов, Н. Бехтерев, И. Павлов, Н.
Ладыгина-Котс, П. Анохин, Л. Крушинский, К. Фабри, Е.Панов.
9. Европейская этология и американская зоопсихология: сравнительная характеристика направлений.
10. Социобиология (Э. Уилсон).
11. Сравнительная или экспериментальная психология (Э. Торндайк).
12. Факторы, обеспечившие возможность заключения союза человека и собаки.
13. Что дает изучение поведения в природных условиях прирученных животных?
14. Что такое социограмма?
15. Что такое этограмма?
16. Этология (К. Лоренц, Н. Тинберген, К.фон Фриш, О. Хейнрот, У.Крэйг).
17. Этология, основные понятия и термины.
18. Эволюция отношения человека к животным.
19. Классификация форм поведения животных по Д. Дьюсбери.
21. Условия проведения наблюдений за поведением животных.
22. Способы описания поведения.
23. Регистрация этограмм.
24. Представления о поведении животных в античное время.
2. Особенности высшей нервной деятельности у собак. Инстинкты
Физиология высшей нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности
1. Физиология высшей нервной деятельности.
2. Безусловные рефлексы. Условные рефлексы.
3. Возбуждение и торможение.
4. Представление о типах высшей нервной деятельности.
5. Слабый и сильный типы ВНД.
6. В чём различия между сангвиниками, холериками, флегматиками и меланхоликами
7. В чем различия между условными и безусловными рефлексами?
8. Взаимосвязь типов ВНД и рабочих качеств собак.
9. Виды рефлексов.
10. Виды торможения.
11. Дать понятие рефлекса.
12. Механизм образования условных рефлексов.
13. Основные реакции поведения собак
14. Признаки безусловных рефлексов. Роль безусловных рефлексов.
15. Признаки условных рефлексов. Условия образования временных связей. Роль условных рефлексов в
собаководстве
16. Типы высшей нервной деятельности.
17. Типы высшей нервной деятельности. Методы их определения и практическое приложение.
18. Условия, необходимые для формирования условных рефлексов.
Инстинкты, виды инстинктов, свойства инстинктов
1. Инстинкты – генетические программы поведения.
2. Свойства инстинктов. Фиксированные комплексы действий (ФКД).
3. Структура инстинктивного поведения (по К. Лоренцу и У. Крэгу).
4. Классификации инстинктов.
5. Пищевые, оборонительные, половые, ориентировочные, родительские инстинктивные реакции.
6. Рабочая гипотеза инстинктивного поведения К. Лоренца.
7. Гормональная регуляция инстинктивного поведения.
8. Иерархическая теория инстинкта Н. Тинбергена.
9. Пластичность инстинктивного поведения.
10. Инстинктивное поведение – основа поведения вида и особи.
Научение и элементарная рассудочная деятельность
1. Дрессировка. Модификация инстинктивного поведения процессами научения как расширение возможностей
адаптационного поведения.
2. Импринтинг, его свойства и значение. Имитация (подражание).
3. Инсайт и элементарная рассудочная деятельность.
4. Классификации форм обучения.
5. Когнитивные процессы и методы их изучения.
6. Когнитивные формы обучения у животных: латентное обучение; выбор по образцу. «Инсайт-обучение».
7. Мышление человека и рассудочная деятельность сходство и различие.
8. Навык, методы изучения, свойства.
9. Облигатное (неассоциативное) научение как индивидуальный опыт, необходимый для выживания всем
представителям вида, независимо от частных условий жизни особи. Простые и сложные формы.
10. Общая характеристика процесса научения.
11. Рассудочная деятельность животных
12. Способности к обобщению, абстрагированию и символизации.
13. Факультативное (ассоциативное) научение индивидуальной адаптации животного.
14. Формирование навыков.
15. Формы навыка: пассивное (классическое) (инструментальное).
16. Формы научения
17. Исследовательское поведение
3. Общие биологические формы поведения собак. Социальное поведение собак
Пищевое и пищедобывающее поведение.
1. Пищевое и пищедобывающее поведение.
2. Какие элементы хищнического поведения не могут быть изменены путем искусственного отбора?
3. Каково отличие элементов охотничьего поведения у представителей семейства псовых и кошачьих? 1
4. Какие формы включает в себя комплекс пищевого поведения?
5. Как знание особенностей пищевого поведения собаки, закрепленной за кинологом, может сказываться на
результатах дрессировочного процесса?
6. Охарактеризуйте вклад академика Павлова И.П. в раскрытие механизмов нервной регуляции пищеварения
домашней собаки?
7. Какие физиологические и функциональные особенности организма собаки необходимо учитывать при анализе
8. Охарактеризуйте сезонные изменения спектров питания псовых в природе на примере волка, шакала и
одичавшей собаки?
9. Приведет ли изменение типа кормления домашней собаки (сухие корма) к морфологическим и
функциональным перестройкам ее желудочно-кишечного тракта?
10. Почему плохой и нерегулярный аппетит у собаки может быть связан с признаком хронической формы
депрессии?
11. Пастушеское поведение
12. Какое биологическое значение имеет приоритетное право пользования пищевыми ресурсами в природных
сообществах псовых и на чем оно основано?
13. Каким образом кормовые ресурсы и сама еда могут предопределять в природных сообществах хищников
векторные схемы социальных отношений?
14. Перечислите основные способы добывания пищи у собак.
15. Какова роль пищедобывательного поведения в жизни животных?
16. Что является причиной возникновения пищевой мотивации?
17. Какие сложные формы поведения возникают у животных в связи с питанием?
Агрессия. Основные типы агрессии
1. Агрессия самки на чужих щенков.
2. Половая агрессия.
3. Материнская агрессия.
4. Агрессия на помеху.
5. Агрессия вызванная страхом (критическая агрессия).
6. Агрессия хищника на жертву.
7. Иерархическая агрессия.
8. Социополовая агрессия (тестостерон зависимая агрессия).
9. Территориальная и межгрупповая агрессия.
10. Адреналинзависимая агрессия.
11. Инструментальная агрессия.
12. Немотивированная агрессия.
13. Агрессия на человека.
14. Патологии социального поведения и агрессии.
15. Что такое пассивно - оборонительная реакция?
16. Что такое агрессия?
17. Какую роль в жизни собак играет пассивно оборонительная реакция?
18. Какие типы агрессии вы можете перечислить?
19. В чем разница в проявлении агрессии между самцами и между самками?
20. Какова роль агрессии в поддержании структуры сообщества?
21. Какие действия предпринимают собаки для демонстрации угрозы?
22. Каковы физиологические механизмы территориальной агрессии?
23. Что такое страх? Какие позы собаки демонстрируют при наличии страха?
24. Что такое фобия и чем она отличается от страха?
25. Охарактеризуйте причины и клиническое проявление тревоги разлуки?
26. В каких формах проявляются неврозы у собак?
Стая. Сообщества.
1. Территория. Основные стации.
2. Естественная стая. Основные функции. Структуры стай собак
3. Человеческая семья как заменитель стаи для собаки
4. Территория и социальные контакты.
5. Использование территории.
6. Поведение мечения
Социализация.
1. Иерархия кобелей
2. Иерархия сук
3. Психофизиологические этапы развития щенка.
4. Неонатальный период (период новорожденности) развития щенка.
5. Переходный период развития щенка.
6. Период первичной социализации развития щенка.
7. Ювенильный период развития щенка.
8. Период полового созревания развития щенка.
9. Критические периоды социализации развития щенка.
10. Первый период социализации развития щенка.
11. Второй период социализации развития щенка.
12. Третий период социализации развития щенка.
13. Какие действия предпринимают собаки для демонстрации угрозы?
14. Какую роль играет ритуализация угрозы в общественном поведении?
15. На какие группы можно разделить ритуалы и демонстративные акты поведения, проявляемые животными в
конфликтных ситуациях?
17. Из-за чего происходит смена иерархии в сообществах?
18. Каким образом из групп выделяются особи – лидеры?
19. Кто такие вожаки?
20. Охарактеризуйте социальные ранги у собак.
21. Ритуальные формы поведения
22. Коммуникативные формы поведения
Социополовое поведение.
1. Половое поведение кобелей. Наступление половой зрелости. Сезонность половой активности.
2. Половое поведение сук. Наступление половой зрелости.
3. Моно- и полигамия у собак. Образование брачной пары. «Собачья свадьба».
4. Особенности спаривания при домашнем содержании. Нарушения полового поведения, вызванные ошибками
воспитания. Роль полового опыта.
5. Роль сенсорных систем в половом поведении.
6. Гормональная и феромональная активизация полового поведения.
7. Половой диморфизм поведения
8. Влияние внешних факторов среды на половую активность
Родительское поведение.
1. Родительское поведение отношение к подсосным щенкам.
2. Родительское поведение отношение к щенкам на второй стадии социализации.
3. Родительское поведение по отношению к подросткам.
4. Материнское поведение.
5. Отцовское поведение.
6. Родительское поведение отношения со взрослыми детьми.
Игровое поведение.
1. Игры физического развития.
2. Социальные игры.
3. Обучающие игры.
4. Исследовательские игры.
5. Псевдодеятельность
6. Игровое поведение.
4. Корректировка нежелательного поведения у собак
Мнимые нарушения поведения.
1. Ошибки воспитания, ведущие к проблемам.
2. Ошибки в коррекции поведения
3. Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения.
4. Слабость нервной системы. Трусость
5. Проверки поведения
6. Обучение
7. Срывы высшей нервной деятельности
8. Основные поведенческие характеристики собаки, значимые для владельца
9. Методы коррекции нежелательного поведения.
Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения.
1. Коррекция поведения
2. Ошибки в коррекции поведения
3. Формирование желательного поведения при воспитании. Изменение сформированного нежелательного
поведения
4. Ошибки воспитания, ведущие к проблемам
5. Врожденные и приобретенные «проблемы» поведения
6. Формирование желательного поведения при воспитании
7. Изменение сформированного нежелательного поведения
8. В чем состоит коррекция поведения собак?
9. Какие действия должен предпринимать хозяин при возникновении тревоги разлуки у собаки?
10. Опишите основные методы коррекции девиантного поведения у собак.
11. Как избавиться от боязни громких звуков у собак?
12. Какие препараты можно использовать при развитии фобических состояний у животных?
Просмотр и обсуждение видеофильмов
На занятиях используются научно-популярные, документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики
и видеосюжеты.
Видеофильмы соответствующего содержания можно использовать на любом из этапов занятий в соответствии с его
темой и целью, а не только как дополнительный материал.
Цель: организация процесса изучения теоретического содержания в интерактивном режиме.
Задачи:
совершенствование способов поиска, обработки и предоставления новой информации;
развитие коммуникативных навыков;
актуализация и визуализация изучаемого содержания на лекции.
Перед показом фильма необходимо поставить перед обучаемыми несколько (3-5) ключевых вопросов. Это будет основой
для последующего обсуждения.
Можно останавливать фильм на заранее отобранных кадрах и проводить дискуссию.
В конце просмотра или лекции необходимо обязательно совместно со обучающимися подвести итоги и озвучить
извлеченные выводы.
Перечень видеофильмов рекомендуемых при изучении дисциплины
1. Игры животного разума. Собака - друг человека / Game animal intelligence. A dog - man's best friend (2009)
2. Джуманджи. Животные в мегаполисе. Собаки. (2015). Страна Россия. Жанр Документальный фильм.
Производство Наука 2.0
3. Талантливые животные. Умные собаки / Brilliant Beasts. Dog Genius (2007) Документальный National
Geographic, Продолжительность: 00:47:29
4. ТАЙНАЯ ЖИЗНЬ СОБАК . BBC Horizon: The secret life of the dog .Год выпуска: 2010 . Страна:
Великобритания . Перевод: Профессиональный. Продолжительность: 00:58:36 . Режиссер: Steven Mackintoshэ
Перечень тем докладов
1. Структура психики собаки.
2. Функциональные аспекты поведения собак.
3. Отношения человека и собаки как межличностное и межвидовое партнерство.
4. Развитие психики собаки
5. Формирование желательного поведения собаки
6. Аномалии психики и поведения собак
7. Диагностика состояния психики и аномалий поведения собаки.
8. Общие принципы коррекции психики и поведения.
9. Практические проблемы и способы коррекции поведения
1. Структура психики собаки.
2. Функциональные аспекты поведения собак.
3. Отношения человека и собаки как межличностное и межвидовое партнерство.
4. Развитие психики собаки
5. Формирование желательного поведения собаки
6. Аномалии психики и поведения собак
7. Диагностика состояния психики и аномалий поведения собаки.
8. Общие принципы коррекции психики и поведения.
9. Практические проблемы и способы коррекции поведения
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п