учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Изучение основных, фундаментальных понятий и методов математической статистики, формирование способности к обобщению, структурированию, анализу данных, навыков использования методов математической статистики для решения прикладных и научных задач.
ПКС-1: Готов проводить почвенные, агрохимические и агроэкологические исследования;
ИД 2 - не знает методы почвенных и агрохимических обследований земель
ИД 3 - не знает приемы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности.
ИД 2 - плохо знает методы почвенных и агрохимических обследований земель
ИД 3 - плохо знает приемы составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
ИД 2- хорошо знает методы почвенных и агрохимических обследований земель
ИД 3- хорошо владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
ИД 2 - отлично знает методы почвенных и агрохимических обследований земель,
ИД 3 - в совершенстве владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы в профессиональной деятельности
:
ИД 2- не умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3 -не умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы в профессиональной деятельности
ИД 2 - плохо умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур,
ИД 3- плохо умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы в профессиональной деятельности
ИД 2 - хорошо проводит почвенные и агрохимические обследования земель, осуществляет анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур,
ИД 3- хорошо составляет почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы в профессиональной деятельности
ИД 2 -отлично умеет проводить почвенные и агрохимические обследования земель, осуществлять анализ, оценку и группировку почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3- в совершенстве умеет составлять почвенные, агроэкологические и агрохимические карты и картограммы в профессиональной деятельности
:
ИД 2 - не владеет навыками почвенных и агрохимических обследований земель, навыками проведения анализа, оценки и группировки почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3 -не владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
ИД 2 - плохо владеет навыками почвенных и агрохимических обследований земель, навыками проведения анализа, оценки и группировки почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3 - плохо владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
ИД 2 - хорошо владеет навыками почвенных и агрохимических обследований земель, навыками проведения анализа, оценки и группировки почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3 - хорошо владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
научных задач.
ИД 2 - отлично владеет навыками почвенных и агрохимических обследований земель, навыками проведения анализа, оценки и группировки почв по их качеству и пригодности для сельскохозяйственных культур
ИД 3 - в совершенстве владеет приемами составления почвенных, агроэкологических и агрохимических карт и картограмм в профессиональной деятельности
форма текущего контроля успеваемости)
работ
частот. Вероятность.
ошибки репрезентативности.
выборочных параметров.
ческих гипотез.
зованной выборки.
частот. Оценка плотности вероятности.
ка ошибки среднего
асимметрии и эксцесса.
метрии и эксцессивности.
борок.
сти.
«Stepik»
«Stepik»
персионного комплекса.
онного анализа.
«Stepik»
ного анализа.
«Stepik»
2. Доспехов, Б. А. Методика полевого опыта (с основами статистической обработки результатов исследования) : допущено Гл. управлением высш. и сред. с.-х. образования МСХ СССР в кач-ве учебника для студентов вузов по агроном. спец. / Б. А. Доспехов. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: гропроимиздат, 1985. - 351 с (27 экз.)
3. Волкова, П.А. Статистическая обработка данных в учебно-исследовательских работах: учеб. пособие / П.А. Волкова, А.Б. Шипунов. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2019. — 96 с.
4. Кулаичев, А.П. Методы и средства комплексного статистического анализа данных: учеб. пособие / А.П. Кулаичев. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: ИНФРА-М, 2018. — 484 с
5. Козлов, А.Ю. Статистический анализ данных в MS Excel: Учебное пособие / А.Ю. Козлов, В.С. Мхитарян, В.Ф. Шишов. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 320 с
6. Хуснутдинов Р.Ш. Математическая статистика: учеб. Пособие/ Р.Ш. Хуснутдинов. – М.: ИНФРАМ, 2019. – 205 с
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект вопросов для проведения устных опросов
3. Комплект тестовых заданий
Методы статистической обработки данных в агрохимии, почвоведении и экологии
2) охватывает все разделы дисциплины
Задание 1. Объектом изучения в статистике является:
1. выборочные совокупности
2. методы и приемы исследования
3. массивы статистических показателей
4. массивы статистических данных
Задание 2. Генеральной совокупностью называют
1. все единицы определенного программой объекта исследования
2. отобранная часть объекта исследования
3. все единицы подобных объектов существующие в мире
Задание 3. Абсолютные величины выражаются в единицах:
1. коэффициентах
2. метрах
4. тоннах
Задание 4. Дискретные признаки могут иметь:
1. любые значения
2. только целые числовые значения
3. только дробные
4. нечисловые значения
Задание 5. Изменение однородного признака в определенных пределах называют
1. варьированием
2. регрессией
3. выборкой
4. корреляцией
Задание 6. Ряд распределения – это:
1. совокупность признаков, расположенных в определенном порядке
2. разграничение единиц совокупности по одному из признаков
3. упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по какому-либо одному признаку:
по качественному или количественному.
Задание 7. Полигон – это:
1. многоугольник
2. график дискретного ряда распределения
3. специально оборудованная площадь для проведения испытаний чего-нибудь
4. график интервального ряда распределения
Задание 8. Вариационный ряд - это ряд распределения, построенный по ... признаку.
1. количественному
2. качественному
3. количественному ранжированному
4. качественному неранжированному
Задание 9. Группировка – это:
1. упорядочение единиц совокупности по признаку
2. разбиение единиц совокупности на группы по признаку
3. обобщение единичных факторов
4. сбор статистических данных по определенным объектам, группам, признакам
Задание 10. Простая арифметическая средняя величина для n значений величины xi (i = 1, n)
рассчитывается по формуле…
1. Х ср = n / (∑ 1 / х i )
2. Х ср = √ х
2
i
/ n
3. Х ср = ∑xi / n
4. Xср = ∑xi *
fi / ∑fi
Задание 11. Для сравнения вариации двух различных признаков необходимо использовать:
1. размах вариации
2. среднее квадратическое отклонение
3. дисперсию
4. коэффициент вариации
Задание 12. Чтобы уменьшить среднюю ошибку выборки в два раза, объём случайной
повторной выборки нужно:
1. увеличить в два раза
2. увеличить в четыре раза
3. уменьшить в два раза
4. уменьшить в четыре раза
Задание 13. Корреляционный анализ используется для изучения ...
1. всех характеристик взаимосвязи признаков
2. интервального вариационного распределения
3. развития признака во времени
4. структуры признака
Задание 14. Связь между признаками является функциональной, если значение линейного
коэффициента корреляции равно ...
1. 1
2. 0,5
3. 0,2
4. 0,8
Задание 15. Парный коэффициент корреляции может принимать значения:
1. от -1 до 0
2. любые положительные
3. от 0 до 1
Задание 16. Мерой степени тесноты связи для нелинейной формы зависимости является:
1. коэффициент парной корреляции
2. корреляционное отношение
3. коэффициент корреляции рангов
4. коэффициент конкордации
Задание 17. Когда исследуется связь между двумя признаками, то это корреляция?
1. простая
2. множественная
3. средняя
4. промежуточная
Задание 18. Однофакторная линейная регрессионная модель на основе эмпирических
(фактических) данных имеет вид…
1. у = а0 + а1 х1 + а2 х2
2. у = f (х) + ε
3. у = а0 + а1 х
4. у = а0 ха
Задание 19. В методе наименьших квадратов (МНК) используется минимизация функции…
1. ∑ (хi– хср)2 → min
2. ∑ (уi– уср)2 → min
3. ∑ (ут– у ф )2 → min
4. ∑ (хi– хср)2/n → min
Задание 28. Средняя урожайность пшеницы равна 20 ц/га, а коэффициент вариации -25%.
Рассчитайте дисперсию признака (25 ц/га2
).
Задание 29. Если все значения признака увеличить в 10 и 16 раз, то во сколько раз увеличится
дисперсия (в 100 и 256 раз)?
Задание 30. При изучении зависимости урожайности (ц/га) от количества выпавших осадков (мм)
установлены следующие статистические показатели: r = 0,78; byx = 0,11. Опишите характер связи
между признаками.
Задание 1. Методикой статистических исследований является
1. расчет статистических показателей и их анализ
2. моделирование продукционных процессов
3. основные постулаты теории вероятностей и высшей математики
Задание 2. Выборочной совокупностью называют
1. все единицы определенного программой объекта исследования
2. отобранная часть объекта исследования
3. все единицы подобных объектов существующие в мире
Задание 3. К атрибутивными признакам относятся:
1. сорт
2. фенофаза
3. урожайность
4. высота растений
Задание 4. К количественным признакам относятся:
1. сорт
2. фенофаза
3. урожайность
4. высота растений
Задание 5. Показатели, которые характеризуют размеры лесосек, объемы древесины,
являются величинами:
1. абсолютными
2. относительными
3. дискретными
4. атрибутивными
Задание 6. Вариантами называются:
1. отдельное значение варьируемого признака, которое он принимает в ряду распределения
2. величины, которые показывают повторяемость признака
3. величины, которые характеризуют признак
Задание 7. Интервал в интервальном ряду распределений – это:
1. разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности
2. разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе
3. разность между числом единиц (частотами) соседних групп
4. средняя разность между вариантами
Задание 8. Гистограмма – это:
1. ломаная кривая, выражающая распределение накопленных частот
2. график дискретного ряда распределения
3. график интервального ряда распределения
Задание 9. При построении интервальных рядов сумма накопленных частот вариант
статистических совокупностей называется…
1. полигоном распределения
2. плотностью распределения
3. кумулятой
4. гистограммой
Задание 10. Ряды распределения называются вариационными:
1. построенные по количественному признаку в порядке возрастания (убывания)
2. построенные по качественному признаку
3. построенные в порядке возрастания (убывания)
Задание 11. Что является статистической характеристикой центра распределения частот в
ряду распределения?
1. средняя арифметическая
2. мода
3. медиана
4. дисперсия
Задание 12. Медиана в ряду распределения – это:
1. наибольшая частота (или значение признака)
2. значение признака, встречающееся чаще всего
3. значение признака, делящее ряд распределения на две равные части
Задание 13. Если все значения признака увеличить на некоторую постоянную величину, то
средняя арифметическая:
1. не изменится
2. увеличится на эту величину
3. увеличится на стандартное отклонение
Задание 14. Если все значения признака увеличить (уменьшить) на некоторую постоянную
величину, то дисперсия:
1. не изменится
2. увеличится на эту величину
3. уменьшится на эту величину
Задание 15. Какая будет степень изменчивости признаков при V = 12 %
1. слабая
2. сильная
3. средняя
4. очень сильная
Задание 16. Связь между признаками является сильной, если значение линейного
коэффициента корреляции равно ...
1. 1
2. 0,5
3. 0,2
4. 0,8
Задание 17. На наличие средней прямой линейной зависимости между признаками x и y
указывает следующее значение коэффициента корреляции:
1. rxy = -0,9
2. rxy = 0,9
3. rxy = 0,6
4. rxy = 0,1
Задание 18. Корреляционное отношение определяет…
1. тесноту линейной связи
2. тесноту нелинейной связи
3. вариацию признака в совокупности;
4. направление связи
Задание 19. Система математических методов определения параметров состояния изучаемой
системы называется…
1. моделированием
2. прогнозированием
3. предвидением
4. синтезом
Задание 28. Сумма среднеквадратичных отклонений равна 625, а его дисперсия – 2,5. Определите
объем выборочной совокупности (250).
Задание 29. Средняя величина урожайности равна 22 ц/га, а ее дисперсия 36 ц/га 2
. Рассчитайте
коэффициент вариации (27,3%).
Задание 30. Если уравнение регрессии между высотой растений пшеницы перед уборкой (35≤х≤90,
см) и величиной урожайности (у, ц/га) выглядит следующим образом
y = 8,1 + 0,55x, то на сколько увеличивается урожайность на каждый см роста растений? Каков
средний урожай у 55 см растения?
1. установить общие свойства единиц совокупности, изучить имеющиеся взаимосвязи и
закономерности развития
2. цифровое и содержательное освещение изучаемых явлений и процессов;
3. описание свойств выборочной совокупности
4. доказательство теоретических гипотез
Задание 2. При формировании выборочной совокупности соблюдение принципа случайности:
1. обязательно
2. не обязательно
3. зависит от желания исследователя
Задание 3. Статистика изучает признаки, которые:
1. имеют количественное выражение (количественные)
2. не имеют количественного выражения (атрибутивные)
3. количественные и атрибутивные
Задание 4. Непрерывные признаки могут иметь:
1. любые значения в некотором интервале
2. только целые значения
3. только дробные
Задание 5. Количественной изменчивостью называют варьирование признака, который
1. можно измерить
2. выражен в относительных показателях
3. не поддается измерению
Задание 6. Качественная изменчивость называется также
1. атрибутивной
2. дискретной
3. непрерывной
Задание 7. Интервал в интервальном ряду распределений – это:
1. разность между максимальным и минимальным значениями признака по совокупности
2. разность между верхней и нижней границами значений признака по одной группе
3. разность между числом единиц (частотами) соседних групп
4. средняя разность между вариантами
Задание 8. Кумулята - это
1. ломаная кривая, выражающая распределение накопленных частот
2. график дискретного ряда распределения
3. график интервального ряда распределения
4. графический рисунок процесса работы чего-либо
Задание 9. С помощью какого вида графиков ряда распределения изображают дискретные
вариационные ряды?
1. полигон
2. кумулята
3. огива
4. гистограмма
Задание 10. Гистограмма применяется для графического изображения:
1. интервальных рядов распределения
2. непрерывной функции
3. хронологического ряда наблюдений
Задание 11. Ряды распределения называются вариационными:
4. построенные по количественному признаку в порядке возрастания (убывания)
5. построенные по качественному признаку
6. построенные в порядке возрастания (убывания)
Задание 12. Под ранжированием понимают:
1. определение предела (интервала) изменений значений варьирующего признак
2. количественная оценка степени вариации изучаемого признака
3. расположение всех значений в возрастающем (или убывающем) порядке
Задание 13. Что называют статистической группировкой?
1. определение характерных признаков
2. определение количества классов выборочной совокупности
3. распределение совокупности на группы (классы) по характерным для них признакам;
Задание 14. Число групп при группировке по количественному признаку зависит от:
1. вариации признака
2. тесноты связи между признаками
3. ошибки репрезентативности
4. объема выборки
Задание 15. Дисперсия представляет собой:
1. средний размер отклонений вариант от средней арифметической
2. средний квадрат отклонений вариант от средней арифметической
3. сумму квадратов отклонений от средней арифметической
4. сумму квадратов отклонений от медианы
1. изучения вариации признака
2. определения среднего значения признака, который исследуется
3. определения коэффициента роста
4. установление возможных границ отклонений средней генеральной от средней выборочной
Задание 17. Какой показатель находится по формуле: V,% = (σ / х ср ) * 100%
1. cтандартное отклонение
2. коэффициент вариации
3. допустимая относительная ошибка
4. объем выборки
Задание 18. Связь между признаками является средней, если значение линейного
коэффициента корреляции равно ...
1. 1
2. 0,5
3. 0,2
4. 0,8
Задание 19. В методе наименьших квадратов (МНК) используется минимизация функции…
1. ∑ (хi– хср)2 → min
2. ∑ (уi– уср)2 → min
3. ∑ (ут – у ф )2 → min
4. ∑ (хi– хср)2/n → min
1. Признаки и их классификация. Статистическая совокупность. Распределение вероятностей для
дискретных и непрерывных случайных величин. Генеральная совокупность и выборка..
Устойчивость частот (ПКС-1).
2. Вероятность. События невозможные и достоверные. Несовместимые события. Независимость
событий. Плотность вероятности. Интеграл вероятности (ПКС-1).
3. Средние величины и показатели степени варьирования, их свойства. Взвешенное среднее
арифметическое. Мода. Медиана. Способы вычисления среднего арифметического и среднего
квадратического отклонения (ПКС-1).
4. Показатели степени варьирования и ошибки репрезентативности. Коэффициент вариации.
Нормированное отклонение и его особенности. Ошибка среднего и смешанные образцы.
Ошибка среднего объединенной совокупности (ПКС-1).
5. Закон нормального распределения. Нормальное распределение и его особенности.
Нормальный и логарифмически нормальный законы распределений варьирования (ПКС-1).
6. Аппроксимирующие распределения и критерии согласия Проверка нормальности
распределения. Критерии Х2. Критерий Колмогорова-Смирнова. Асимметрия и эксцесс (ПКС1).
7. Оценка среднего квадратического отклонения и выбраковка сомнительных данных. Способы
выбраковки сомнительных данных (ПКС-1).
8. Статистические гипотезы и их проверка (ПКС-1).
9. Особенности распределения Стъюдента. Интервальные оценки среднего и дисперсии.
Доверительная вероятность и уровень значимости. Точность опыта и показатель
относительной вероятной погрешности (ПКС-1).
10. Сравнение выборочных параметров. Оценка интервала возможных значений признака. Анализ
двух и более выборок. Сравнение двух и нескольких дисперсий (ПКС-1).
11. Сравнение двух средних. Сравнение средних при одинаковости и при отличающихся
дисперсиях. Сравнение группы средних (ПКС-1).
12. Планирование необходимого объема одной выборки и группы выборок для проверки
различного рода статистических гипотез (ПКС-1).
13. Дисперсионный анализ. Одно и многофакторные дисперсионные комплексы. Фиксированные и
случайные градации факторов. Первая, вторая и смешанная модели дисперсионных
комплексов. Равномерные и неравномерные комплексы (ПКС-1).
Многофакторные дисперсионные комплексы. Условия применимости дисперсионного анализа и
использование нелинейных преобразований исходных данных. Непараметрический
дисперсионный анализ (ПКС-1).
15. Корреляционный анализ. Параметрические методы корреляционного анализа.
Непараметрические методы корреляционного анализа (ПКС-1).
16. Регрессионный анализ. Связь дисперсионного и регрессионного анализов. Уравнение
регрессии. Эмпирическая и теоретическая линии регрессии. Коэффициенты регрессии и их
смысл (ПКС-1).
17. Линейная регрессия. Статистическая значимость параметров регрессии и ее оценка (ПКС-1).
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Тема: Предмет и задачи курса. Устойчивость частот. Вероятность.
1. Этапы развития математической статистики. Место математической статистики в системе
математических наук.
3. Роль статистики в почвоведении, агрохимии и экологии. Особенности почвы как объекта
исследования.
4. Дайте определение понятию вероятность.
5. Что такое частоты встречаемости признака?
6. Что отражает гистограмма распределения вероятности?
7. Как рассчитывается интервал частот вероятности?
Тема: Средние величины и показатели степени варьирования
8. Что такое средняя выборочная величина?
9. Что такое медиана?
10. Что такое мода?
11. Что такое средневзвешенная величина?
12. Может ли показатель медиана использоваться при нормальном распределении совокупности?
13. Может ли показатель среднее выборочное использоваться при ненормальном распределении
совокупности?
Тема: Показатели степени варьирования и ошибки репрезентативности. Показатели степени
варьирования и ошибки репрезентативности
14. Как рассчитывается коэффициент вариации?
15. Какие показатели могут быть охарактеризованы через коэффициент вариации?
16. Может ли значение коэффициента вариации быть больше ста?
17. В чем опасность использования коэффициента вариации для оценки вариабельности?
18. Как рассчитывается ошибка опыта?
19. Что выражает показатель - ошибка опыта?
Тема: Закон нормального распределения лекционное занятие
20. Закон нормального распределения Гаусса-Лапласа.
21. Генеральная совокупность и выборка.
22. Вероятность и достоверность.
23. Особенности нормального распределения.
24. Эксцесс и асимметрия.
25. Условия применения критерия кси-квадрат для проверки нормальности распределения.
26. Условия применения критерия Колмогорова-Смирнова для проверки нормальности
распределения.
27. Условия применения критерия Шапиро-Уилка для проверки нормальности распределения.
28. Что такое центральная тенденция в нормальном законе распределения?
29. Может ли кривая нормального распределения быть асимметричной?
30. Чем выражается эксцесс в распределении?
Тема: Статистические гипотезы и их проверка. Сравнение выборочных параметров
31. Какой объем выборки обеспечивает объективную оценку нормальности распределения?
32. Можно ли при отсутствии нормального распределения использовать показатели выборочной
средней и дисперсии?
33. Можно ли использовать непараметрические методы статистики при нормальном
распределении?
Можно ли использовать параметрические показатели при ненормальном распределении.
35. В чем сущность критерия Стьюдента?
36. В каком случае проводится парный двухвыборочный t-тест?
37. Как проводят анализ независимых выборок?
38. Условия корректного использования критерия Фишера.
39. Принципы использование критерия Фишера для проверки статистической гипотезы о разности
средних.
40. Чем определяется критическое значение критерия Стьюдента?
41. Чем определяется критическое значение критерия Фишера?
Тема: Планирование необходимого объема одной выборки и группы выборок для проверки
различного рода статистических гипотез
42. Что такое доверительный интервал?
43. Что понимают под уровнем значимости?
44. Какие уровни значимости принимают при исследованиях почв?
45. Как объем выборки и уровень значимости влияют на стандартный критерий Стьюдента?
46. Как определяется объем требуемой выборки при известном объеме генеральной совокупности?
47. Как определяется объем требуемой выборки при неизвестном объеме генеральной
совокупности?
Тема: Дисперсионный анализ
48. Условия корректного применения дисперсионного анализа.
49. Как формируются однофакторные дисперсионные комплексы?
50. Можно ли использовать дисперсионный анализ при ненормальном распределении выборки?
51. Можно ли использовать дисперсионный анализ при нормальном распределении выборки?
52. В чем достоинства дисперсионного анализа по сравнению с другими методами проверки
статистических гипотез?
Тема: Корреляционный анализ
54. Что называется корреляционным рядом и корреляционной таблицей?
55. Какие связи называются прямыми и прямолинейными?
56. Какая модель называется корреляционной?
57. Что собой представляет коэффициент корреляции и каковы пределы его колебаний?
58. Что называется корреляционным эллипсом? Какова связь его формы с величиной
коэффициента корреляции?
59. Как оценивается статистическая значимость коэффициента корреляции и что это означает?
60. Насколько статистическая значимость и величина коэффициента корреляции могут определять
практическую важность изучаемой связи?
Тема: Регрессионный анализ
61. Что показывает коэффициент корреляции Пирсона?
62. При каких условиях может использоваться коэффициент корреляции Пирсона?
63. Что показывает коэффициент корреляции Спирмена?
64. При каких условиях может использоваться коэффициент корреляции Спирмена?
65. Требуется ли оценка значимости коэффициентов регрессии?
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п