учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 7
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение принципов управления водными биоресурсами; знакомство в предосторожным подходом в рыболовстве; изучение основ рыболовной политики и механизмов ее реализации; освоение методов организации рыбохозяйственного мониторинга, контроля и надзора.
ПКС-1: Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов;
ПКС-1 Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС-2 Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов
ИД-1 Знает особенности биологии и экологии, систематику видов, особенности сезонного развития и распределения , а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологиче ским, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
водоемов
водоемов
водоемов
профессиональных задач
ПКС-2: Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов;
ПКС-1 Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС-2 Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов
ИД-1 Знает особенности биологии и экологии, систематику видов, особенности сезонного развития и распределения , а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологиче ским, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических
показателям
ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения практических задач
водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям, для решения сложных
профессиональных задач
показателям
ихтиопатологических показателям
ПКС-10: Способен участвовать в управлении технологическими процессами разведения и выращивания водных биологических ресурсов;
ПКС-1 Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС-2 Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов
ИД-1 Знает особенности биологии и экологии, систематику видов, особенности сезонного развития и распределения , а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологиче ским, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
для решения сложных профессиональных задач
форма текущего контроля успеваемости)
работ
1.2 Проблемы современного мирового рыболовства
1.3 Состояние природных популяций гидробионтов. Понятие о прогнозировании.
1.4 Меры по созданию ресурсосберегающего рыболовства. Реализация концепции предосторожного подхода
1.2 Проблемы современного мирового рыболовства
1.3 Состояние природных популяций гидробионтов. Понятие о прогнозировании.
1.4 Меры по созданию ресурсосберегающего рыболовства. Реализация концепции предосторожного подхода
1.5 Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства
Тестирование
Круглый стол
Устный опрос
Тестирование
1.2 Проблемы современного мирового рыболовства
1.3 Состояние природных популяций гидробионтов. Понятие о прогнозировании.
1.4 Меры по созданию ресурсосберегающего рыболовства. Реализация концепции предосторожного подхода
1.5 Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства
2.2 Государственное управление в области рыболовства и сохранения
водных биоресурсов
2.3 Структура и основные функции федерального агентства по
рыболовству и управления аквакультуры.
2.4 Государственный мониторинг за состоянием водных биоресурсов,
среды их обитания и за деятельностью объектов аквакультуры.
2.5 Международные рыбохозяйственные организации. Структура, задачи и
функции
2.2 Государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
2.3 Структура и основные функции федерального агентства по рыболовству и управления аквакультуры.
2.4 Государственный мониторинг за состоянием водных биоресурсов, среды их обитания и за деятельностью объектов аквакультуры.
2.5 Международные рыбохозяйственные организации. Структура, задачи и функции
Проверка выполненного задания
Круглый стол
Устный опрос
Устный опрос
Работа в группах
2.2 Государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов
2.3 Структура и основные функции федерального агентства по рыболовству и управления аквакультуры.
2.4 Государственный мониторинг за состоянием водных биоресурсов, среды их обитания и за деятельностью объектов аквакультуры.
2.5 Международные рыбохозяйственные организации. Структура, задачи и функции
Устный опрос
Проверка доклада
Проверка презентации
Проверка реферата
биоресурсов
3.2 Управление работами по искусственному воспроизводству водных
биоресурсов.
3.3 Общий допустимый улов как способ управления водными
биологическим ресурсами в РФ. Порядок определения и утверждения
3.4 Определение регулирования рыболовства. Органы исполнительной
власти субъектов РФ
3.5 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов и их полномочия
3.6 Порядок наделения квотами рыбопользователей. Разрешение на право
добычи, его получение и отчет об использовании
3.2 Управление работами по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
3.3 Общий допустимый улов как способ управления водными биологическим ресурсами в РФ. Порядок определения и утверждения
3.4 Определение регулирования рыболовства. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3.5 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и их полномочия
3.6 Порядок наделения квотами рыбопользователей. Разрешение на право добычи, его получение и отчет
об использовании
Тестирование
Устный опрос
Устный опрос
Устный опрос
Работа в группах
3.2 Управление работами по искусственному воспроизводству водных биоресурсов.
3.3 Общий допустимый улов как способ управления водными биологическим ресурсами в РФ. Порядок определения и утверждения
3.4 Определение регулирования рыболовства. Органы исполнительной власти субъектов РФ
3.5 Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и их полномочия
3.6 Порядок наделения квотами рыбопользователей. Разрешение на право добычи, его получение и отчет об использовании
Проверка доклада
Проверка презентации
Проверка реферата
Устный опрос
– Улан-Удэ: ФГБОУ ВО БГСХА, 2021. – 66 с.
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Темы групповых заданий
Перечень тем: рефератов, докладов, презентаций и для конспектирования
Перечень контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения
Управление водными биоресурсами
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Основная цель государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
2. Принципы государственного управления в области рыболовства и охраны ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
3. водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
4. Задачи государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов ПКС- 1; ПКС-2; ПКС-10
5. Основная цель государственного управления в области аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
7. Рыбохозяйственный кадастр ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
8. Рыбопромысловый участок, порядок формирования. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
9. Категории водных биоресурсов: рыбы, промысловые беспозвоночные, водные ПКС-1; ПКС-2; ПКС- 10млекопитающие. Особенности мониторинга отдельных видов ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
10. Стратегия рационального и долговременного использования ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
11. Управление промыслом ВБР, мониторинг промыслового воздействия. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
12. Рыбохозяйственный мониторинг ВБР в морях, озёрах, реках и водохранилищах. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
13. Основные количественные показатели, используемы при мониторинге ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
14. Правовое регулирования использования ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
15. Проблемы достоверности материалов при ведении кадастра рыб и мониторинга ВБР. ПКС-1; ПКС- 2; ПКС-10
16. Базы данных при ведении мониторинга ВБР и реестра РПУ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
17. Мониторинг сиговых рыб в Обь-Иртышском рыбохозяйственном бассейне. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
18. Задачи государственного управления в области аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
19. Рыбохозяйственные мероприятия по решению поставленных задач в области рыболовства и охраны водных биоресурсов и аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
20. Исключительные экономические зоны России. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
21. Состояние природных популяций гидробионтов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
22. Общий допустимый улов водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
23. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
24. Структура международных рыбохозяйственных организаций ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
25. Методы управления международных рыбохозяйственных организаций по управлению водными биоресурсами. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
26. Организационная структура управления водными биоресурсами РФ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
27. Гидротехнические сооружения, используемые на зарегулированных реках для обеспечения прохода рыб к местам нереста. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
28. Установление ОДУ для лососёвых рыб Дальнего Востока. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
29. Состояние запасов основных водных биоресурсов в РФ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
30. Методика определения ОДУ артемии. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
31. Влияние интенсивности лова и селективности орудий лова на популяции про-мысловых видов рыб. Перелов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
32. Основная цель государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
33. Принципы государственного управления в области рыболовства и охраны ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
34. водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
35. Задачи государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов ПКС- 1; ПКС-2; ПКС-10
36. Основная цель государственного управления в области аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
37. Принципы государственного управления в области аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
38. Рыбохозяйственный кадастр ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
39. Рыбопромысловый участок, порядок формирования. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
40. Категории водных биоресурсов: рыбы, промысловые беспозвоночные, водные ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10млекопитающие. Особенности мониторинга отдельных видов ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
41. Стратегия рационального и долговременного использования ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
42. Управление промыслом ВБР, мониторинг промыслового воздействия. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
43. Рыбохозяйственный мониторинг ВБР в морях, озёрах, реках и водохранилищах. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
44. Основные количественные показатели, используемы при мониторинге ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
45. Правовое регулирования использования ВБР. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
46. Проблемы достоверности материалов при ведении кадастра рыб и мониторинга ВБР. ПКС-1; ПКС- 2; ПКС-10
47. Базы данных при ведении мониторинга ВБР и реестра РПУ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
48. Мониторинг сиговых рыб ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
49. Задачи государственного управления в области аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
50. Рыбохозяйственные мероприятия по решению поставленных задач в области рыболовства и охраны водных биоресурсов и аквакультуры. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
51. Исключительные экономические зоны России. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
52. Состояние природных популяций гидробионтов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
53. Общий допустимый улов водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
54. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
55. Структура международных рыбохозяйственных организаций ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
56. Методы управления международных рыбохозяйственных организаций по управлению водными биоресурсами. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
57. Организационная структура управления водными биоресурсами РФ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
58. Гидротехнические сооружения, используемые на зарегулированных реках для обеспечения прохода рыб к местам нереста. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
59. Установление ОДУ для лососёвых рыб Дальнего Востока. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
60. Состояние запасов основных водных биоресурсов в РФ. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
61. Методика определения ОДУ артемии. ПКС-1; ПКС-2; ПКС-10
62. Влияние интенсивности лова и селективности орудий лова на популяции промысловых видов рыб. Перелов.
Перечень заданий для контрольных работ обучающихся заочной формы обучения Комплект заданий для контрольной работы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
1. Исторический обзор подходов к управлению водными ресурсами.
2. Задачи управления функционированием и развитием водохозяйственных систем на настоящем этапе: описание, классификация по уровням иерархии и этапам.
3. Общие понятия и принципы управления водными ресурсами.
4. Цель, задачи и основные принципы управления водными ресурсами.
5. Понятия об управлении водными ресурсами и системе управления водными ресурсами. Структура процесса управления водными ресурсами.
6. Цель и задачи управления водными ресурсами.
7. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.
8. Общие черты систем управления водными ресурсами.
9. Критерии оценки эффективности управления водными ресурсами.
10. Водохозяйственные системы как большие кибернетические системы. Иерархия водохозяйственных систем.
11. Современное состояние водного фонда и водохозяйственного комплекса.
12. Основные проблемы управления, использования и охраны водных ресурсов в РФ.
13. Структура, состояние, проблемы и перспективы развития водохозяйственного комплекса Российской Федерации.
14. Структура системы управления водными ресурсами в РФ: Общая структура системы управления. Государственные органы управления водными ресурсами Российской Федерации и субъектов РФ. Федеральный, бассейновый (региональный) и территориальный уровни управления водными ресурсами.
15. Бассейновые округа.
16. Локальный уровень управления водными ресурсами.
17. Полномочия государственных и муниципальных органов управления, водопользователей. Основные сферы государственного управления водными ресурсами: планирование использования и охраны водных ресурсов.
18. Назначение и содержание схем комплексного использования и охраны водных ресурсов и государственных программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, назначение и основные подходы к нормированию водопользования.
19. Взаимосвязи между схемами комплексного использования и охраны водных ресурсов, государственными программами по использованию, восстановлению и охране водных объектов, нормативами воздействия на водные объекты, результатами экологического мониторинга и инженерных изысканий.
20. Основные сферы государственного управления водными ресурсами: информационное обеспечение процессов управления водными ресурсами:
21. Понятие о мониторинге водных объектов как составляющей мониторинга окружающей среды. Структура мониторинга водных объектов. Понятие о государственном водном реестре. Структура государственного водного реестра.
22. Основные сферы государственного управления водными ресурсами: государственная экспертиза. Государственный контроль и надзор: Назначение государственной экспертизы систем и сооружений природообустройства и водопользования.
23. Оценка воздействия на водные объекты в составе экспертируемой проектной документации.
24. Задачи государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных ресурсов. Полномочия государственных органов управления в области контроля и надзора за использованием и охраной водных ресурсов.
25. Нормативно-правовая база управления, использования и охраны водных ресурсов: Принципы водного законодательства. Основные федеральные законы, регламентирующие вопросы управления, использования и охраны водных ресурсов.
26. Право собственности на водные объекты.
27. Право пользования водными объектами. Договор водопользования и решение о предоставлении водных объектов в пользование.
28. Анализ эффективности деятельности по использованию и охране водных ресурсов.
29. Системы управления водными ресурсами в Европейском Союзе.
30. Системы управления водными ресурсами в США.
31. Природоохранная политика Европейского Союза и США.
32. Структура и принципы функционирования системы управления водными ресурсами во Франции.
33. Структура управления водными ресурсами в США, Германии, Великобритании, Японии.
обучающихся.
Перечень контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Дайте характеристику водных биоресурсов реки Иртыш.
2. Дайте характеристику водных биоресурсов реки Обь.
3. В чем особенности управления водных биоресурсов анадромных рыб?
4. Перечислите промысловых беспозвоночных, являющихся объектами промысла.
5. Какие решения принимаются конфликтных ситуациях при управление водными биоре-сурсами?
6. Что такое общий допустимый улов водных биоресурсов (ОДУ)?
7. Что такое рекомендованный объем вылова (РОВ)?
8. Что такое возможный вылов (ВВ)?
10. Приведите примеры управления ВБР на примере озер.
11. Перечислите влияние экологических факторов на продукционные процессы в популя-циях рыб на примере Обь-Иртышского бассейна.
12. Перечислите осетровых рыб Сибири.
13. Каково промышленное рыболовство в Сибири в современных условиях?
14. Какова роль субъектов федерации в управлении водными биоресурсами на примере ЯНАО?
15. Каковы правовые и экономические механизмы управления промыслом на примере Обь-Иртышского бассейна?
16. Основная цель государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов
17. Принципы государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.
18. Задачи государственного управления в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.
19. Основная цель государственного управления в области аквакультуры.
20. Принципы государственного управления в области аквакультуры.
21. Задачи государственного управления в области аквакультуры.
22. Рыбохозяйственные мероприятия по решению поставленных задач в области рыболовства и охраны водных биоресурсов и аквакультуры.
23. Исключительные экономические зоны России.
24. Состояние природных популяций гидробионтов.
25. Общий допустимый улов водных биоресурсов
26. Квоты добычи (вылова) водных биоресурсов
27. Структура международных рыбохозяйственных организаций
28. Задачи международных рыбохозяйственных организаций
29. Функции международных рыбохозяйственных организаций по управлению водными биоресурсами.
30. Методы управления международных рыбохозяйственных организаций по управлению водными биоресурсами.
31. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО).Департамент рыбного хозяйства и аквакультуры. Функции департамента
32. Характеристика, область деятельности Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
33. Характеристика, область деятельности Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС).
34. Характеристика, область деятельности Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ).
35. Характеристика, область деятельности Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО).
36. Характеристика, область деятельности Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО).
37. Характеристика, область деятельности Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК).
38. Характеристика, область деятельности Международной комиссии по анадромным видам рыб северной части Тихого океана (НПАФК).
39. Характеристика, область деятельности Организации по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС).
40. Характеристика, область деятельности конференции по сохранению ресурсов минтая центральной части Берингова моря и управлению ими.
41. Международные документы, законодательные акты и правила в области рыболовства и охраны водных биоресурсов.
42. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства Китаем, Республикой Корея, КНДР.
43. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Японией, Вьетнамом.
29. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с США, Канадой
30. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Данией, Норвегией, Гренландией, Исландией.
31. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Эстонией, Польшей, Литвой.
32. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Украиной, Белоруссией.
33. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с королевством Морокко, Республикой Мавритания.
34. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Кубой, Венесуэлой.
35. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с ЕС.
36. Характеристика рыбоохранных и рыбохозяйственных заповедных зон
37. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (с изменениями от 31 декабря
2005 г., 3 июня, 18, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 6 декабря 2007 г., 3 декабря 2008 г.) Краткое содержание.
39. Федеральные органы исполнительной власти осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
40. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
41. Полномочия Российской Федерации, в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
42. Полномочия субъектов Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
43. Полномочия органов местного самоуправления в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
44. Структура и основные функции федерального агенства по рыболовству.
45. Структура и основные функции управления.
Перечень тем: рефератов, докладов, презентаций и для конспектирования
Темы рефератов
1. Особенности управления биоресурсами анадромных рыб на примере оз. Байкал
3. Общая характеристика водных биоресурсов, как объектов промысла.
4. Промысловые беспозвоночные, как объекты промысла. Особенности управления.
5. Решение конфликтных ситуаций при управлении водными биоресурсами на примере оз. Байкал.
6. Международная практика правового регулирования управления водными биоресурсами.
7. Управление промыслом сиговых рыб с помощью прогнозирования ОДУ
8. Возникновение у пользователя права на осуществление промышленного рыболовства на примере Обь- Иртышского бассейна.
9. Аквакультура и управлении водными биоресурсами при товарном рыбоводстве в озё-рах Тюмеской области.
10. Особенности управления водными биоресурсами оз. Байкал.
Темы докладов
11. Влияние экологических факторов на продукционные процессы в популяциях рыб на примере Обь- Иртышского бассейна.
12. Формирование конкурентных отношений в использовании запасов рыб на примере оз. Байкал 13. Правовые и экономические механизмы управления промыслом на примере оз. Байкал
14. Осетровые рыбы Сибири, как объекты промысла и искусственного воспроизводства.
15. Промышленное рыболовство в Сибири в современных условиях.
16. Роль субъектов федерации в управлении водными биоресурсами на примере ЯНАО.
17. Конвенция по морскому праву (Федеральный Закон РФ от 26.02.97 N 30-ФЗ "О Ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении Части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву"
18. Конвенция о биологическом разнообразии (Федеральный закон «О ратификации Конвенции о биологическом разнообразии» от 17 февраля
1995 г. N 16-ФЗ
19. Конвенция по регулированию размеров ячей рыболовных сетей и допустимой для лова величины рыб (от 5 апреля 1946 г.)
Темы для конспектирования
20. Конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части атлантического океана конвенция о будущем многостороннем сотрудничестве в области рыболовства в северо-западной части атлантического океана (от 21 октября 1977 г. Вступила в силу 1 января 1979 г.)
21. Конвенция о рыболовстве в северо-восточной части атлантического океана (от 18 ноября 1980 г. Вступила в силу в 1982 г. Ратифицирована СССР 23 апреля 1982 г.)
22. Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в балтийском море и дельтах (от 30 сентября 1973 г. Вступила в силу 28 июля 1974 г. Ратифицирована СССР 20 февраля 1974 г.)
23. Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части тихого океана (Вступила в силу 16 февраля 1993 г.)
24. Конвенция о сохранении лосося в северной части атлантического океана (от 2 марта 1982 г. Вступила в силу 1983 г. Ратифицирована СССР в 1984 г.)
25. Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управлении ими в центральной
26. части Берингова моря (Ратифицирована Федеральным Собранием (Федеральный закон от 17 декабря 1994 года N 61-ФЗ).
27. Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Конвенция вступила в силу 1 июля 1975 г. Конвенция вступила в силу для СССР 8 декабря 1976 г.)
28. Конвенция по сохранению живых ресурсов юго-восточной атлантики (Конвенция вступила в силу 24 октября 1971 г.; От имени СССР Конвенция подписана 23 декабря 1970 г.)
Темы презентаций
29. Международная конвенция о рыболовстве в северо-западной части атлантического океана (от 8 февраля 1949 г. СССР присоединился к Конвенции 10 апреля 1958г.)
30. Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов (от 14 мая 1966 г. Вступила в силу 21 марта 1969 г. СССР присоединился к Конвенции 7 января 1977 г.)
31. Международная конвенция по регулированию китобойного промысла (Конвенция вступила в силу 10 ноября 1948 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 июля 1948 г.)
32. Временная конвенция о сохранении котиков северной части тихого океана (Конвенция вступила в силу 14 октября 1957 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 27 сентября 1957г.)
33. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (Канберра, 20 мая 1980 года, в рамках
Комплект тестовых заданий
Тест 1
1. В каких случаях применяю принцип предосторожного подхода?
a) отсутствие полной научной уверенности
b) когда существует угроза серьезного или необратимого ущерба
c) для отсрочки принятия экономически эффективных мер
d) для оценки окружающей среды
2. Плюсы предосторожного подхода?
a) простота подхода
b) более повышенный показатель ОДУ в междунородном рыболовстве
c) осуществление рационального рыболовства в условиях низкого качества
d) осуществление на международном универсальном, региональном, двустороннем уровнях
3. Общии интерпретаций предосторожного подхода?
a) доказательство того что промысел не приведёт к значительному ущербу
b) для предотвращения или минимизации ущерба
c) с точностью предсказать вероятность возникновения нежелательного события
d) отсутствие научных данных
4. Предосторожный подход к регулированию рыболовства – это…
a) наука об управлении эксплуатируемыми запасами в условиях неопределенности
b) наука об сохранении ВБР в РФ
c) наука об определении ОДУ в международном рыболовстве
d) наука по принятию регулирующих решений.
5. Предосторожный подход повышает?
a) ОДУ
b) качество воды
c) получение ВБР
d) промысловое значение
6. Под применением предосторожного подхода подразумевают?
a) сохранение трансграничных рыбных запасов морских рыб
b) сохранение трансграничных рыбных запасов полупроходных рыб
c) сохранение трансграничных рыбных запасов мигрирующих рыб
d) минимизация ущерба
7. Применение принципа предосторожного подхода к управлению рыболовством является?
a) государства принимают меры по сохранению и управлению рыболовством
b) государства подвергают такие запасы и виды усиленному мониторингу
c) разрабатывают программы сбора данных и проведения исследований для оценки воздействия рыболовства d) сохранение и управление и эксплуатации ВБР целях защиты и охраны водной окружающей среды
8. В каких случаях Россия применяет способ предсторожного подхода?
a) при прогнозировании ОС b) при управлении рыболовством
c) при оценки ОДУ
d) при оценки ВБР
9. В каких случаях проводится обзор ВБР?
a) когда состояние запасов вызывает озабоченность
b) для защиты морские живые ресурсы
c) для применения мер по сохранению и управлению
d) для внедрения усовершенствованных методов
10. Для чего предназначен принцип предосторожного подхода?
a) для регулирования правовых отношений
b) для надзора за водоёмом и рыбы обитающем в нём
c) для охраны ОС с реагирования на уже случившиеся неблагоприятные последствия
d) для получения живых морских продуктов
11. Причины возрастания масштабов рыболовства во второй половине XX века:
a) возрастающий спрос на рыбу и морепродукты
b) крупномасштабное строительство рыбодобывающего флота
c) установление 200 мильных экономических зон
12. Основные рыбопромысловые регионы Мирового океана:
a) Атлантический океан
b) Тихий океан
c) Индийский океан
13. Страна–лидер по вылову в морских и внутренних водоемах в настоящее время:
a) Перу
b) Россия
c) Китай
14. Какие виды морских гидробионтов называются аборигенными?
a) Коренные обитатели определенного бассейна или его части
c) Виды, наиболее массовые в промысловых уловах
15. Что такое сырьевая база рыболовства?
a) Биоресурсы, освоенные промыслом
b) Биоресурсы конкретных промысловых районов
c) Суммарный ОДУ и ВВ
16. Что такое анадромные миграции.
a) Сезонные перемещения рыб из моря в реки на нерест
b) Миграции рыб в поисках кормовых объектов
c) Миграции рыб на зимовку
17. Что такое биологическая безопасность?
a) Перемещения рыб в поисках безопасного места обитания
b) Условие рационального рыболовства, по которому эксплуатируемая группировка должна превышать уровень её добычи, сохраняя воспроизводительную способность
c) Перемещение стай мелких рыб с места появления крупных хищников
18. Что включают в себя биологические ресурсы Мирового океана?
a) Совокупные запасы морских животных, которые могут быть использованы человеком
b) Доступные для промысла запасы гидробионтов
c) Запасы рыб и других гидробионтов, эксплуатируемые промыслом
19. Какова была доля СССР в общемировом вылове в период расцвета рыбного хозяйства страны?
a) 5 %
b) 10 %
c) 15 %
20. Какие страны ведут промысел в Каспийском бассейне в современный период?
a) Россия и Казахстан
b) Азербайджан и Иран
c) Туркменистан
21. Какой регион России играет ключевую роль в отечественном рыболовстве?
a) Азово-Черноморский и Каспийский бассейны
b) Северный бассейн c) Моря Дальнего Востока
22. Что такое оптимальный вылов?
a) Вылов экономически эффективный
b) Максимальный возможный вылов в единицу времени
c) Сбалансированный вылов, предполагающий учет комплекса биологических, экономических и социальных факторов
23. Что такое динамика численности популяции рыб?
a) Изменение численности популяции под влиянием действующих факторов – основа долгосрочного прогнозирования
b) Колебания числа гидробионтов в уловах
c) Изменение видового состава уловов
24. Что такое экономическая зона океана?
a) Разграничение вод и дна мирового океана на пространство различных государственных юрисдикций
b) Зона, где разрешается ведение промысла любыми орудиями лова
c) Зона, где промысел могут вести только прибрежные государства
25. Каково универсальное правило природы?
a) Выживает сильнейший
b) Выживаемость зависит от факторов среды
c) Организмы, не способные адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, обречены на вымирание
26. Назовите основные методы оценки численности?
a) Прямой метод – траловая съемка, тотальный учет
b) Косвенный метод
c) Дистанционные методы – аэроучет и спутниковое наблюдение
27. Что такое биологический перелов?
a) Уменьшение запаса под воздействием браконьерского лова
b) Сокращение запаса под воздействием интенсивного промысла
c) Результат чрезмерно интенсивной эксплуатации популяции, сопровождающийся снижением общего запаса и воспроизводительной способности популяции
28. Что такое «предосторожный подход»?
a) Оценка ОДУ или ВВ, основанная на принципах предосторожного подхода к управлению рыболовством b) Соблюдение осторожности при видении промысла?
c) Необходимость соблюдения осторожности при разборке уловов
29. Что такое управление водными биоресурсами?
a) Система мер, направленных на сохранение водных биоресурсов и экосистем на оптимальном уровне организации рационального пользования с достижением определенных целей, устанавливаемых государством – основным собственником водных биоресурсов
b) Управление водными биоресурсами должно быть основано на комплексе научных знаний
30. Какова конечная цель управления биоресурсами?
a) Сохранение биоресурсов
b) Регулирование промысла
c) Обеспечение на международном уровне, правовом и национальном законодательных уровнях, мер воздействия на запас гидробионтов, при котором стимулируется их воспроизводство
Тест 2
1. Причины возрастания масштабов рыболовства во второй половине XX века: а) возрастающий спрос на рыбу и морепродукты;
б) крупномасштабное строительство рыбодобывающего флота; в) установление 200 мильных экономических зон;
2. Основные рыбопромысловые регионы Мирового океана:
а) Атлантический океан; б) Тихий океан;
в) Индийский океан.
3. Страна–лидер по вылову в морских и внутренних водоемах в настоящее время: а) Перу; б) Россия;
в) Китай.
4. Какие виды морских гидробионтов называются аборигенными? а) Коренные обитатели определенного бассейна или его части.
б) Обитатели, приспособившиеся к условиям существования в процессе органической эволюции.
в) Виды, наиболее массовые в промысловых уловах.
5. Что такое сырьевая база рыболовства? а) Биоресурсы, освоенные промыслом.
б) Биоресурсы конкретных промысловых районов. в) Суммарный ОДУ и ВВ.
6. Что такое анадромные миграции.
а) Сезонные перемещения рыб из моря в реки на нерест. б) Миграции рыб в поисках кормовых объектов.
в) Миграции рыб на зимовку.
7. Что такое биологическая безопасность?
а) Перемещения рыб в поисках безопасного места обитания.
б) Условие рационального рыболовства, по которому эксплуатируемая группировка должна превышать уровень её добычи, сохраняя воспроизводительную способность.
в) Перемещение стай мелких рыб с места появления крупных хищников.
8. Что включают в себя биологические ресурсы Мирового океана?
а) Совокупные запасы морских животных, которые могут быть использованы человеком. б) Доступные для промысла запасы гидробионтов.
в) Запасы рыб и других гидробионтов, эксплуатируемые промыслом.
9. Какова была доля СССР в общемировом вылове в период расцвета рыбного хозяйства страны?
а) 5 %;
б) 10 %;
в) 15 %.
10. Какие страны ведут промысел в Каспийском бассейне в современный период? а) Россия и Казахстан;
б) Азербайджан и Иран; в) Туркменистан.
11. Какой регион России играет ключевую роль в отечественном рыболовстве? а) Азово-Черноморский и Каспийский бассейны.
б) Северный бассейн.
в) Моря Дальнего Востока.
12. Что такое оптимальный вылов? а) Вылов экономически эффективный.
б) Максимальный возможный вылов в единицу времени.
в) Сбалансированный вылов, предполагающий учет комплекса биологических, экономических и социальных факторов.
13. Что такое динамика численности популяции рыб?
а) Изменение численности популяции под влиянием действующих факторов – основа долгосрочного прогнозирования.
б) Колебания числа гидробионтов в уловах. в) Изменение видового состава уловов.
14. Что такое экономическая зона океана?
а) Разграничение вод и дна М.О. на пространство различных государственных юрисдикций. б) Зона, где разрешается ведение промысла любыми орудиями лова.
в) Зона, где промысел могут вести только прибрежные государства.
15. Каково универсальное правило природы? а) Выживает сильнейший.
б) Выживаемость зависит от факторов среды.
в) Организмы, не способные адекватно реагировать на изменяющиеся условия окружающей среды, обречены на вымирание.
16. Назовите основные методы оценки численности? а) Прямой метод
– траловая съемка, тотальный учет. б) Косвенный метод.
в) Дистанционные методы – аэроучет и спутниковое наблюдение.
17. Что такое биологический перелов?
а) Уменьшение запаса под воздействием браконьерского лова.
в) Результат чрезмерно интенсивной эксплуатации популяции, сопровождающийся снижением общего запаса и воспроизводительной способности популяции.
18. Что такое «предосторожный подход»?
а) Оценка ОДУ или ВВ, основанная на принципах предосторожного подхода к управлению рыболовством.
б) Соблюдение осторожности при видении промысла?
в) Необходимость соблюдения осторожности при разборке уловов.
19. Что такое управление водными биоресурсами?
а) Система мер, направленных на сохранение водных биоресурсов и экосистем на оптимальном уровне организации рационального пользования с достижением определенных целей, устанавливаемых государством – основным собственником водных биоресурсов.
б) Управление водными биоресурсами должно быть основано на комплексе научных знаний.
в) Водные биологические ресурсы принадлежат государству, а ОДУ составляет основную ценность всего рыбохозяйственного комплекса.
20. Какова конечная цель управления биоресурсами? а) Сохранение биоресурсов.
б) Регулирование промысла.
в) Обеспечение на международном уровне, правовом и национальном
законодательных уровнях, мер воздействия на запас гидробионтов, при котором стимулируется их воспроизводство.
Тест 3
1. Количество рек протекающих по территории России а. около 3 млн б. около 2 млн в. около 5 млн г. около 1,5 млн
2. Суммарные естественные ресурсы пресных вод РФ достигают
a. 10000,3 куб. км в год б. 7770,6 куб. км в год в. 5870, 6 куб. км в год г. 13560, 7 куб. км в год
3. Технические сточные воды
а. образуются в результате использования воды для обеспечения нормальной работы технологического оборудования
б. образуются в результате использования воды в производстве
в. образуются в результате использования воды непосредственно в технологическом процессе производства
г. образуются в результате использования воды для мытья производственных помещений
4. Талые сточные воды
а. образуются в результате таяния снега и льда б. образуются в результате таяния снега
в. образуются в результате таяния льда
5. К мероприятиям природообустройства не относится а. осушение заболоченных территорий б. защита территорий от подтопления
в. регулирование гидрологического режима водных объектов
г. водоснабжение населенных пунктов и промышленных объектов
6. Видами природообустройства являются а. рекультивация земель
б. все перечисленные
в. природоохранное обустройство территорий г. защита территорий от стихийных бедствий
7. Какая река Сибири имеет самый большой годовой сток? а. Енисей б. Волга в. Лена г. Обь
8. В расходную часть водохозяйственного баланса входят …
а. водопотребление отраслей народного хозяйства и сбросы дренажных вод
б. расходы воды на испарение и расходы воды для сохранения рек как элементов естественного ландшафта и поддержания в реках благоприятного гидрохимического и гидробиологического режимов
в. водопотребление отраслей народного хозяйства и расходы воды для сохранения рек как элементов естественного ландшафта и поддержания в реках благоприятного гидрохимического и гидробиологического режимов
г. сбросы дренажных вод и расходы воды для сохранения рек как элементов естественного ландшафта и поддержания в реках благоприятного гидрохимического и гидробиологического режимов
9. Выпрямительные работы относятся к …
а. воздействиям, проводимым в пределах водосбора данного речного бассейна б. воздействиям, осуществляемым за пределами данного речного бассейна
в. воздействиям, проводимым в данном экономическом регионе
г. воздействиям, осуществляемым непосредственно на водотоках и водоемах данного речного бассейна
10. Технологические сточные воды
а. образуются в результате использования воды в производстве
б. образуются в результате использования воды непросредственно в технологических процессах в. образуются в результате использования воды для обеспечения нормальной работы технологического оборудования
г. образуются в результате мытья технологического оборудования 11.Поливо-моечные сточные воды
а. образуются в результате использования воды для полива газонов и мытья улиц и зданий б. образуются в результате использования воды для полива газонов в. образуются в результате использования воды для мытья улиц и зданий
12 Условно-чистые сточные воды а. сброс разрешен
б. сброс в водоотводящую сеть населенного пункта разрешен в. сброс в водный объект разрешен
г. сброс в водный объект или водоотводящую сеть населенного пункта разрешен
д. сброс в водный объект или водоотводящую сеть населенного пункта в данных условиях отведения разрешен
13. Слабощелочные сточные воды а. рН = 8,0...9,0 б. рН = 7,0...9,0 в. рН = 7,0...8,0
14. Диагностическими признаками ландшафтов являются а. единый химический состав почвы и грунта
б. однородность растительного покрова в. единый генетический тип рельефа
а. ландшафтная сфера является верхним пределом ландшафта при увеличении его размеров б. ландшафт и ландшафтная сфера представляют собой одно и то же природное образование
в. ландшафтная сфера является структурной единицей ландшафта 16.Методы очистки сточных вод подразделяются на:
а. биологические, флотационные, механические и физико-химические б. биологические, механические, физико-химические и химические в. физические, химические и механические г. физические, флотационные, химические и механические
17. За счет каких средств осуществляется государственный учет вод и их использования? а. за счет госбюджета б. за счет водопользователей
в. за счет муниципального бюджета
г. за счет собственника водного объекта
18. Какой орган государственного управления осуществляет государственный учет вод и их использования?
а. федеральное агентство по землеустройству и недрам б. министерство экономики в. министерство природных ресурсов г. госкомэкология 19.Загрязненные сточные воды а. сброс
запрещен
б. сброс без предварительной очистки запрещен
в. сброс в систему водоотведения населенного пункта запрещен г. сброс в водный объект без предварительной очистки запрещен
д. сброс в водный объект или водоотводящую сеть населенного пункта без предварительной очистки запрещен
20. Плотность жидкости
а. отношение массы жидкости к занимаемому ею объему б. отношение веса жидкости к занимаемому ею объему
в. отношение веса жидкости к весу дистиллированной воды, взятой в том же объеме при температуре 4 град. Цельсия
21. Слабокислые сточные воды а. рН = 6,0...6,5 б. рН = 6,0...7,0 в. рН = 5,0...7,0
22. Сточная вода, прошедшая очистку и удовлетворяющая требованиям к сбросу в водный объект или водоотводящую сеть населенного пункта в соответствии с условиями отведения
а. условно чистая сточная вода б. очищенная сточная вода в. нормативно чистая сточная вода
23 Основным методом прогнозирования подтопления территорий является а. метод аналогий
б. аналитический метод
в. метод компьютерного моделирования г. экспериментальный метод
24. Минимальное отчуждение земель обеспечивается при а. повышении отметок поверхности земли б. устройстве противопаводковых водохранилищ в. устройстве дополнительного русла
г. увеличении пропускной способности русла реки за счет увеличения ширины или проведения дноуглубительных работ
д. спрямлении русла реки
25. К ландшафтным противопаводковым мероприятиям относятся
а. вынос хозяйственных и жилых построек за пределы зоны затопления б. строительство домов на сваях
в. увеличение пропускной способности русла
г. создание противопаводковых водохранилищ д. устройство лесополос
26. Водохозяйственный баланс - это _____
27. Сооружение биохимической очистки сточных вод, использующее механизмы клеточного метаболизма
называется _____________
28. Земли, на которых в компонентах природы произошло увеличение содержания веществ, вызывающее негативные токсико-экологические последствия, это _____________________
29. Наличие загрязняющих веществ в воде без указания их концентраций – это _____________________________
30. Способность геосистемы обратимо изменяться под действием периодически меняющихся внешних
факторов без перестройки ее структуры - это ___________________________
Перечень дискуссионных тем и вопросов для круглого стола
Тема 1. Государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. Нормативные правовые акты по процедуре предоставления ВБР, отнесенных к объектам рыболовства, в пользование для рыболовства в целях рыбоводства, воспроизводства и акклиматизации, а также рыболовства.
Предприятие желает заниматься промышленным рыболовством. Порядок его осуществления.
Предприятие желает заниматься искусственным воспроизводством ВБР. Порядок его осуществления.
Предприятие желает заниматься выращиванием рыбы в озёрах. Порядок его осуществления.
Тема 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов и их полномочия
Инспектор рыбоохраны обнаружил лов рыбы в запрещенном месте. Порядок его действия.
Функции Росрыболовства в сохранении водных биоресурсов.
Роль субъектов РФ в сохранении водных биоресурсов.
Тема 3. Области государственного управления водными биоресурсами. Проблемы современного мирового рыболовства. Состояние природных популяций гидробионтов.
Отлов сорных и малоценных видов рыб.
Порядок осуществления мелиоративного лова рыбы.
Экономические механизмы поддержки рыболовства.
Экономическая эффективность рыболовства. Факторы её определяющие
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
теоретический уровень знаний;
качество ответов на вопросы;
подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
практическая ценность материала;
способность делать выводы;
способность отстаивать собственную точку зрения;
способность ориентироваться в представленном материале;
степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Баллы
для учета в рейтинге (оценка) Степень удовлетворения критериям
86-100 баллов
«отлично» Обучающийся свободно владеет учебным материалом; проявляет навыки анализа, обобщения, критического осмысления, публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации; материал изложен грамотно, в определенной логической последовательности, точно
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
72-85 баллов
«хорошо» Ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «отлично», но при этом имеет один из недостатков: в усвоении учебного материала допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа; допущены один – два недочета в формировании навыков публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
56-71 баллов
«удовлетворительно» Неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения материала; имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после нескольких наводящих вопросов. Обучающийся не может применить теорию в новой ситуации.
Ниже 55 баллов
«неудовлетворительно» Не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов; не сформированы умения и навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики, критического восприятия информации.
Темы групповых заданий
Тема 1. Международные рыбохозяйственные организации, советы, комиссии по рыболовству, охране, состоянию водных биоресурсов: (ИКЕС); (НАСКО); (НЕАФК); (ИБСФК); (НАФО); (ИККАТ); (НПАФК); (ПИКЕС); Антарктики (АНТКОМ).
1. Характеристика, область деятельности Комиссии по сохранению морских живых ресурсов Антарктики (АНТКОМ).
2. Характеристика, область деятельности Международного Совета по исследованию моря (ИКЕС).
3. Характеристика, область деятельности Международной комиссии по сохранению атлантических тунцов (ИККАТ).
4. Характеристика, область деятельности Организации по сохранению лосося в северной части Атлантического океана (НАСКО).
5. Характеристика, область деятельности Организации по рыболовству в северо-западной части Атлантического океана (НАФО).
6. Характеристика, область деятельности Комиссии по рыболовству в северо-восточной части Атлантического океана (НЕАФК).
7. Характеристика, область деятельности Международной комиссии по анадромным видам рыб северной части Тихого океана (НПАФК).
8. Характеристика, область деятельности Организации по морским наукам в северной части Тихого океана (ПИКЕС).
9. Характеристика, область деятельности конференции по сохранению ресурсов минтая центральной части
Тема 2. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства
1. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства Китаем, Республикой Корея, КНДР.
2. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Японией, Вьетнамом.
3. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с США, Канадой
4. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам
5. рыболовства и рыбного хозяйства с Данией, Норвегией, Гренландией, Исландией.
6. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Эстонией, Польшей, Литвой.
7. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Украиной, Белоруссией.
8. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с королевством Морокко, Республикой Мавритания.
9. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с Кубой, Венесуэлой.
10. Сотрудничество РФ в рамках двухсторонних соглашений по вопросам рыболовства и рыбного хозяйства с ЕС.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
(рефератов, докладов, сообщений)
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п