учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 5
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: изучение основных понятий, систем, источников рыбохозяйственного законодательства и особенностей его применения при использовании и сохранении водных биологических ресурсов; приобретение навыков применения нормативно-правовых актов в практической работе по организации рыболовства и сохранение водных биологических ресурсов; формирование базовых знаний умений навыков по защите интересов рыбного хозяйства
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений;
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ИД - 1 знает принципы совмещения взаимосвязанных задач для достижения поставленной цели проекта с определяемыми ожидаемыми результатами их решения
умеет формулировать в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
владеет навыком формулирования в рамках поставленной цели проекта совокупности взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определять ожидаемые результаты решения выделенных задач
ПКС- 5 Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов
ИД - 1 знает правовые нормы, регулирующие сферу экологии и природопользования; принципы организации экологических экспертиз; процедуры оценки воздействия хозяйственных проектов на экологическое состояние водных объектов; понятие и систему источников рыбного законодательства; сферу действия законодательства о водных биоресурсах.
умеет оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности
владеет навыком работы с нормативно-правовыми документами и их использования для проведения мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охране водных биоресурсов
результатами решения практических задач
решения сложных практических задач
решения выделенных задач
ожидаемые результаты решения выделенных задач
ожидаемые результаты решения выделенных практических задач
решения выделенных задач
:
задач
практических задач
ПКС-5: Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов;
УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ИД - 1 знает принципы совмещения взаимосвязанных задач для достижения поставленной цели проекта с определяемыми ожидаемыми результатами их решения
умеет формулировать в рамках поставленной цели проекта совокупность взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определяет ожидаемые результаты решения выделенных задач
владеет навыком формулирования в рамках поставленной цели проекта совокупности взаимосвязанных задач, обеспечивающих ее достижение, определять ожидаемые результаты решения выделенных задач
ПКС- 5 Способен осуществлять надзор за рыбохозяйственной деятельностью и охрану водных биоресурсов
ИД - 1 знает правовые нормы, регулирующие сферу экологии и природопользования; принципы организации экологических экспертиз; процедуры оценки воздействия хозяйственных проектов на экологическое состояние водных объектов; понятие и систему источников рыбного законодательства; сферу действия законодательства о водных биоресурсах.
умеет оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения, принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, правильно применять и использовать нормативные правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности
владеет навыком работы с нормативно-правовыми документами и их использования для проведения мероприятий по надзору за рыбохозяйственной деятельностью и охране водных биоресурсов
задач
профессиональных задач
:
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Источники рыбохозяйственного законодательства
Нормативно-правовые акты и их виды
права
Предмет, методы и принципы рыбохозяйственного законодательства.
Источники рыбохозяйственного законодательства
Нормативно-правовые акты и их виды
Решение ситуационных
задач
Устный опрос
Тестирование
Предмет, методы и принципы рыбохозяйственного законодательства.
Источники рыбохозяйственного законодательства
Нормативно-правовые акты и их виды
Устный опрос
Представление доклада, опрос
Устный опрос
Правовые основы организации рыболовства
Правовые основы воспроизводства водных биологических ресурсов
Правовые основы организации рыболовства
Право собственности и правовые формы
использования водных биологических ресурсов
Правовые основы любительского и спортивного рыболовства
Правовой статус судов и экипажей судов рыбопромыслового флота
Правовые основы воспроизводства водных
биологических ресурсов
Проверка задания
Тестирование
Устный опрос
Работа в малых группах
Правовые основы организации рыболовства
Право собственности и правовые формы использования водных биологических ресурсов
Правовые основы любительского и спортивного рыболовства
Правовой статус судов и экипажей судов рыбопромыслового флота
Правовые основы воспроизводства водных
биологических ресурсов
Защита реферата
Устный опрос
Представление доклада, опрос
Устный опрос
Проверка
презентации
Правовые основы охраны использования водных биоресурсов в территориальном море, внутренних морских водах, исключительной экономической зоне РФ и континентальном шельфе РФ
Контроль над выполнением рыбохозяйственного законодательства и ответственность за его нарушение
Международно-правовой механизм охраны вод
Правовые основы охраны использования водных биоресурсов в территориальном море, внутренних морских водах, исключительной экономической зоне
РФ и континентальном шельфе РФ
Контроль над выполнением рыбохозяйственного
законодательства и ответственность за его нарушение
Международно-правовой механизм охраны вод
Устный опрос
Решение
ситуационных задач
Устный опрос
Работа в малых группах
вод и рыбных ресурсов
Правовые основы охраны использования водных биоресурсов в территориальном море, внутренних морских водах, исключительной экономической зоне РФ и континентальном
шельфе РФ
Контроль над выполнением рыбохозяйственного
законодательства и ответственность за его нарушение
Международно-правовой механизм охраны вод
реферата
Устный опрос
Представление доклада, опрос
Устный опрос
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
Комплект тестовых заданий
Перечень тем рефератов, докладов
Комплект ситуационных задач
Рыбохозяйственное законодательство
2) охватывает все разделы дисциплины
1. Порядок выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.34-37). УК-2: ПКС-5
2. Правовые основы охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения. УК-2: ПКС-5
3. Распределение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.31-32). УК-2: ПКС-5
4. Международный контроль за промыслом в конвенционных районах Мирового океана. УК-2: ПКС-5
5. Категории водных объектов рыбохозяйственного значения. УК-2: ПКС-5
6. Учет интересов рыбного хозяйства в процессе водопользования. УК-2: ПКС-5
7. Положение конституции РФ по природопользованию. УК-2: ПКС-5
8. Понятие и правовой режим территориального моря и внутренних морских вод. УК-2: ПКС-5
9. Виды квот добычи (вылова) водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.30). УК-2: ПКС-5
10. Правила рыболовства. Их структура, порядок разработки и утверждения. УК-2: ПКС-5
11. Охрана и использование водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ.
УК-2: ПКС-5
12. Исполнение и обжалование постановления по делу об административном правонарушении в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. УК-2: ПКС-5
13. Требования по охране среды обитания водных биоресурсов (Правила рыболовства). ОПК-1; ОПК-2; ПКС- 5
14. Фонд рыбохозяйственных водоемов Российской Федерации и пути повышения их рыбопродуктивности. УК-2: ПКС-5
15. Характеристика Типовых правил рыболовства. УК-2: ПКС-5
16. Порядок ведения промышленного рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.19). УК-2: ПКС-5
17. Министерство сельского хозяйства РФ, структура, задачи в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. УК-2: ПКС-5
18. Порядок использования служебного оружия государственными инспекторами органов рыбоохраны.
УК-2: ПКС-5
19. Правила и обязанности пользователей животным миром (Федеральный закон «О животном мире», ст.40). УК-2: ПКС-5
20. Правовые нормы по предупреждению попадания молоди рыб в водозаборные устройства. УК-2: ПКС-5
21. Охрана рек, являющихся местом нереста осетровых и лососевых рыб. УК-2: ПКС-5
22. Порядок установления общего допустимого улова водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и
23. Сохранение среды обитания объектов животного мира (Федеральный закон «О животном мире», ст.22, 28). УК-2: ПКС-5
24. Рыбопромысловые участки, понятие и порядок их распределения (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.18). УК-2: ПКС-5
25. Порядок проведения научных исследований в открытом море. УК-2: ПКС-5
26. Федеральное агентство по рыболовству: структура и задачи. УК-2: ПКС-5
27. Порядок изъятия у нарушителей правил рыболовства орудий лова водных биоресурсов, транспортных средств, хранение и возврат владельцу. УК-2: ПКС-5
28. Ограничения рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.26). УК-2: ПКС-5
29. Организация любительского и спортивного рыболовства. УК-2: ПКС-5
30. Международно-правовое регулирование промысла морских биоресурсов в открытом море. ОПК-1; ОПК- 2; ПКС-5
31. Промысловая мера и определение прилова молоди рыб. УК-2: ПКС-5
32. Порядок создания и функционирования культурного рыбного хозяйства для любительского рыболовства. УК-2: ПКС-5
33. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов (Федеральный закон
«О животном мире», ст.31). УК-2: ПКС-5
34. Технические средства органов рыбоохраны. УК-2: ПКС-5
35. Правовые основы охраны и промысла водных беспозвоночных. УК-2: ПКС-5
36. Имущественная ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов. УК-2: ПКС-5
37. Международно-правовая регламентация загрязнения морской среды наиболее опаснымиполлютантами (нефть, радиоактивные отходы и т.д.) УК-2: ПКС-5
38. Виды рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.16).
39. Охрана водных биоресурсов при лесосплаве. УК-2: ПКС-5
40. Основные задачи и структура органов рыбоохраны. УК-2: ПКС-5
41. Водные объекты общего пользования. УК-2: ПКС-5
42. Охрана и использование живых ресурсов континентального шельфа. УК-2: ПКС-5
43. Порядок представления водных объектов в пользование. УК-2: ПКС-5
44. Рыбохозяйственная мелиорация – цели и порядок проведения. УК-2: ПКС-5
45. Биологическое обоснование Правил рыболовства. УК-2: ПКС-5
46. Порядок создания и функционирования озерных, товарных рыбных хозяйств. УК-2: ПКС-5
47. Порядок охраны и использования водных биоресурсов во внутренних морских водах и территориальном море. УК-2: ПКС-5
48. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов в органах рыбоохраны. УК-2: ПКС-5
49. Охрана и использование водных биологических ресурсов внутренних водоемов РФ. УК-2: ПКС-5
50. Порядок составления протоколов и других документов при обнаружении нарушений Правил рыболовства. УК-2: ПКС-5
51. Расчет ущерба нанесенного рыбным запасам в результате сброса в водоемы неочищенных сточных вод. УК-2: ПКС-5
52. История рыбоохранных мероприятий. УК-2: ПКС-5
53. Бассейновые научно-промысловые Советы. Задачи, структура и порядок работы. УК-2: ПКС-5
54. Охрана и использование водных биологических ресурсов пограничных водных объектов РФ. ОПК-1; ОПК-2; ПСК-5
55. Межведомственная ихтиологическая комиссия. Функции, порядок работы. УК-2: ПКС-5
56. Уголовная ответственность за нарушение рыбохозяйственного законодательства. УК-2: ПКС-5
57. Государственная экологическая экспертиза (Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».Раздел V, ст.35-39). УК-2: ПКС-5
58. Исчисление и взыскание ущерба причиненного гражданам незаконным выловом водных биоресурсов по таксам. УК-2: ПКС-5
59. Административные наказания за правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. УК-2: ПКС-5
60. Охрана и порядок промысла морских млекопитающих. УК-2: ПКС-5
61. Порядок лова водных биоресурсов в научно-исследовательских целях (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.21, 23). УК-2: ПКС-5
62. Расследование фактов массовой гибели водных биоресурсов. УК-2: ПКС-5
63. Методика оценки ущерба, наносимого водным биоресурсам в результате строительства предприятий и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах. УК-2: ПКС-5
64. Принципы ведения рационального рыбного хозяйства на водных объектах рыбохозяйственного значения. УК-2: ПКС-5
65. Сборы за использование объектами водных биоресурсов (глава 25.1 Налогового кодекса РФ). УК-2: ПКС-5
66. Охрана биоресурсов при ведении взрывных, дноуглубительных и других работ на водных объектах.
УК-2: ПКС-5
67. Организация национального контроля за промыслом в конвенционных районах Мирового океана. ОПК- 1;
68. Международно-правовые основы охраны анадромных и катадромных видов. УК-2: ПКС-5
69. Понятие об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе. УК-2: ПКС-5
6.1 Комплект контрольных вопросов для проведения устных опросов
1. Порядок выдачи разрешений на добычу (вылов) водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.34-37).
2. Правовые основы охраны водных объектов от загрязнения, засорения и истощения.
3. Распределение промышленных квот добычи (вылова) водных биоресурсов между пользователями (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.31-32).
4. Международный контроль за промыслом в конвенционных районах Мирового океана.
5. Категории водных объектов рыбохозяйственного значения.
6. Учет интересов рыбного хозяйства в процессе водопользования.
7. Положение конституции РФ по природопользованию.
8. Понятие и правовой режим территориального моря и внутренних морских вод.
9. Виды квот добычи (вылова) водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.30).
10. Правила рыболовства. Их структура, порядок разработки и утверждения.
11. Охрана и использование водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне РФ.
12. Исполнение и обжалование постановления по делу об административном правонарушении в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
13. Требования по охране среды обитания водных биоресурсов (Правила рыболовства).
14. Фонд рыбохозяйственных водоемов Российской Федерации и пути повышения их рыбопродуктивности.
15. Характеристика Типовых правил рыболовства.
16. Порядок ведения промышленного рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.19).
17. Министерство сельского хозяйства РФ, структура, задачи в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
18. Порядок использования служебного оружия государственными инспекторами органов рыбоохраны.
19. Правила и обязанности пользователей животным миром (Федеральный закон «О животном мире», ст.40).
20. Правовые нормы по предупреждению попадания молоди рыб в водозаборные устройства.
21. Охрана рек, являющихся местом нереста осетровых и лососевых рыб.
22. Порядок установления общего допустимого улова водных биоресурсов (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.28).
23. Сохранение среды обитания объектов животного мира (Федеральный закон «О животном мире», ст.22, 28).
24. Рыбопромысловые участки, понятие и порядок их распределения (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.18).
25. Порядок проведения научных исследований в открытом море.
26. Федеральное агентство по рыболовству: структура и задачи.
27. Порядок изъятия у нарушителей правил рыболовства орудий лова водных биоресурсов, транспортных средств, хранение и возврат владельцу.
28. Ограничения рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.26).
29. Организация любительского и спортивного рыболовства.
30. Международно-правовое регулирование промысла морских биоресурсов в открытом море.
31. Промысловая мера и определение прилова молоди рыб.
32. Порядок создания и функционирования культурного рыбного хозяйства для любительского рыболовства.
33. Права должностных лиц специально уполномоченных государственных органов (Федеральный закон «О животном мире», ст.31).
34. Технические средства органов рыбоохраны.
35. Правовые основы охраны и промысла водных беспозвоночных.
36. Имущественная ответственность за нарушение законодательства о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов.
37. Международно-правовая регламентация загрязнения морской среды наиболее опаснымиполлютантами (нефть, радиоактивные отходы и т.д.)
38. Виды рыболовства (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.16).
39. Охрана водных биоресурсов при лесосплаве.
40. Основные задачи и структура органов рыбоохраны.
41. Водные объекты общего пользования.
42. Охрана и использование живых ресурсов континентального шельфа.
43. Порядок представления водных объектов в пользование.
44. Рыбохозяйственная мелиорация – цели и порядок проведения.
45. Биологическое обоснование Правил рыболовства.
46. Порядок создания и функционирования озерных, товарных рыбных хозяйств.
47. Порядок охраны и использования водных биоресурсов во внутренних морских водах и территориальном море.
48. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в области рыболовства и сохранении водных
49. Охрана и использование водных биологических ресурсов внутренних водоемов РФ.
50. Порядок составления протоколов и других документов при обнаружении нарушений Правил рыболовства.
51. Расчет ущерба нанесенного рыбным запасам в результате сброса в водоемы неочищенных сточных вод.
52. История рыбоохранных мероприятий.
53. Бассейновые научно-промысловые Советы. Задачи, структура и порядок работы.
54. Охрана и использование водных биологических ресурсов пограничных водных объектов РФ.
55. Межведомственная ихтиологическая комиссия. Функции, порядок работы.
56. Уголовная ответственность за нарушение рыбохозяйственного законодательства.
57. Государственная экологическая экспертиза (Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды».Раздел V, ст.35-39).
58. Исчисление и взыскание ущерба причиненного гражданам незаконным выловом водных биоресурсов по таксам.
59. Административные наказания за правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
60. Охрана и порядок промысла морских млекопитающих.
61. Порядок лова водных биоресурсов в научно-исследовательских целях (Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.21, 23).
62. Расследование фактов массовой гибели водных биоресурсов.
63. Методика оценки ущерба, наносимого водным биоресурсам в результате строительства предприятий и проведения различных видов работ на рыбохозяйственных водоемах.
64. Принципы ведения рационального рыбного хозяйства на водных объектах рыбохозяйственного значения.
65. Сборы за использование объектами водных биоресурсов (глава 25.1 Налогового кодекса РФ).
66. Охрана биоресурсов при ведении взрывных, дноуглубительных и других работ на водных объектах.
67. Организация национального контроля за промыслом в конвенционных районах Мирового океана.
68. Международно-правовые основы охраны анадромных и катадромных видов.
69. Понятие об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе.
Темы рефератов
1. Положение об охране рыбных запасов в водоемах России.
2. Положение о регулировании рыболовства в водоемах России.
3. Порядок выдачи разрешений на лов рыбы и других объектов водного промысла.
4. Порядок использования разрешений на лов рыбы и других объектов водного промысла.
5. Порядок предоставления водоемов обществам охотников и рыболовов для организации промыслового лова рыбы.
6. Порядок регулирования рыболовства в открытом море.
7. Правила рыболовства в Терско-Каспийском рыбопромысловом районе.
8. Разрешенные орудия промышленного рыболовства и их краткая характеристика.
9. Организация и регулирование любительского рыболовства.
10. Организация и регулирование спортивного рыболовства.
11. Возможны темы рефератов, предложенные студентами и обоснованные актуальностью исследования и литературными источниками.
Темы докладов
1. Взаимодействие природы и общества.
2. Экологическое право как комплексная отрасль российского права.
3. Право собственности на природные ресурсы.
4. Эколого-правовой статус человека.
5. Право природопользования.
6. Право водопользования.
7. Природные богатства – общественное достояние.
8. Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы.
9. Право частной собственности на природные ресурсы.
10. Правовые основы экологического нормирования.
11. Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов (Главрыбвод) его задачи, структура взаимоотношения с другими контролирующими органами.
12. правовая классификация морских пространств.
13. Правовой режим территориальных вод.
14. Правовая охрана рыбных ресурсов во внутренних водоемах страны.
15. Организационные и правовые формы воспроизводства рыбных запасов.
16. Правовое регулирование промысла биологических ресурсов в территориальных водах и на континентальном шельфе.
17. Организация и регулирование любительского и спортивного рыболовства.
18. Технические средства рыбоохраны.
19. Охрана от загрязнения внутренних водоемов и мирового океана.
20. Международно-правовое регулирование использования живых ресурсов мирового океана.
21. Контроль за выполнением рыбоохранного законодательства.
22. Виды ответственности за нарушение рыбоохранного законодательства.
23. Определение ущерба причиненного запасам ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных
Комплект тестовых заданий
Вариант 1.
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Большой вклад в кодификацию норм международного морского права внесли
1. Гаагские конференции мира 1899 и 1907 гг.,
2. I, II и III конференции ООН по морскому праву;
3. Лондонская морская конференция 1908-1909 гг;
2. Конвенция ООН по морскому праву была принята
1. На III конференции ООН (1973-1982 гг.);
2. На конгрессе в Париже (1856 г.);
3. На Вашингтонской конференции (1959 г.).
3. Понятие открытого моря:
1. это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;
2. это все части моря, которые не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства;
3. это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами;
4. прибрежная полоса шириной 24 морские мили.
4. Внутренние морские воды - это морские пространства:
1. входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина открытого моря;
2. входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря;
3. входящие в состав территории прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий на расстояние 12 морских миль.
5 . Договорный порядок пребывания иностранных торговых судов в порту предусматривает
1. один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или международного обычного права (на общих основаниях);
2. один из двух видов режима: национальный режим (наравне с национальными судами государства порта) или режим наиболее благоприятствуемой нации (наибольшего благоприятствования);
3. только национальный режим.
6. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать:
1. 100 миль;
2. 24 мили; 3. 370,4 км;
4. 350 миль.
7. Классификация морских пространств в международном праве
1. искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы;
2. внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море
3. океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря
8. В исключительной экономической зоне третьи государства пользуются свободами:
1. разведывания и разработки природных богатств;
2. создания и использование искусственных островов;
3. морских научных исследований;
4. полетов, судоходства, прокладки кабелей и трубопроводов;
5. экономического разведывания и разработки исключительной экономической зоны.
9. Территориальное море (территориальные воды) - это пояс морского пространства
1. шириной до 12 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом;
2. шириной до 24 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом;
3. шириной до 40 морских миль, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.
10. В пределах территориального моря в рамках государственного суверенитета действуют
1. законы и правила прибрежного государства;
2. законы и правила прибрежного государства с признанием права всех государств осуществлять мирный проход через территориальное море;
3. только правила, утвержденные международными договорами.
11.Правом мирного прохода через территориальное море иностранного государства пользуются:
1. суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, за исключением военных;
2. суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю;
3. суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, за исключением крупнотоннажных.
12. Прилежащая зона - это пояс морского пространства, расположенный
1. за внешней границей внутренних вод, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
2. за внешней границей территориального моря, шириной до 24 миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря;
13. Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» устанавливает:
1. устанавливает особенности правового режима морских портов Российской Федерации, внутренних морских вод и территориального моря, регламентирует правовой режим морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море);
2. ширину территориального моря России (24 морских миль) и ширину прилежащей зоны 24 морских мили от линий отсчета ширины территориального моря);
3. что ширину территориального моря России определяется на основе двусторонних договоров.
14. Беспрепятственный проход через международные проливы получил конвенционное закрепление
1. в Женевской конвенции 1958 г. о территориальном море и прилежащей зоне;
2. в Конвенции по облегчению международного морского судоходства с поправками 1969, 1977 и 1986 гг.;
3. в Международной конвенции по предотвращению загрязнению с судов 1973/1978 гг.
15. Транзитный проход-это осуществление
1. свободы судоходства и полета единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны;
2. свободы судоходства единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны;
3. свободы судоходства с целью быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.
16. Черноморские проливы открыты
1. для свободного прохода торговых судов без какой-либо дискриминации флагов;
2. для свободного прохода всех судов без какой-либо дискриминации флагов;
3. для свободного прохода транспортных судов без какой-либо дискриминации флагов.
17. Правовой статус Балтийских проливов определяется
1. Копенгагенским трактатом 1857 г.;
2. Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.;
3. Конвенцией № 108 1958 г.
18. Правовой режим пролива Магеллана установлен
1. нормами международного обычая;
2. двухсторонними договорами между Аргентиной и Чили;
3. двухсторонними договорами между Аргентиной и Перу.
19. В исключительной экономической зоне прибрежное государство
1. не имеет юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований;
2. имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов;
3. имеет суверенные права только в целях разведки природных ресурсов.
20. Прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права
1. включающие правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ним;
2. в целях его разведки и разработки его ресурсов;
3. включающие правовой статус покрывающих вод и воздушного пространства над ним потолком в 180 км.
21. Водную территорию государства согласно ММП составляют:
22. Международные проливы имеют правовой режим …
Вариант 2.
Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Морская акватория на расстояние до 200 морских миль — это:
2. Правовой режим открытого моря характеризуется тем, что оно …
3. Прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль — это:
4. Разведка и разработка естественных богатств в районе континентального шельфа ведется только с:
5. Понятие морской исключительной экономической зоны
1. это район открытого моря, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
2. это территория открытого моря, где расположены промышленные и другие добывающие объекты экономического характера
3. это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых
6. Классификация морских пространств в международном праве
1. искусственное море, естественные морские просторы, морские заливы, морские бухты, морские каналы
2. внутренние воды, территориальное море, архипелажные воды, морские проливы, открытое море
3. океаны, континентальные моря, открытые моря, закрытые моря, экономическая морская зона, международные моря
7. Понятие континентального шельфа
2. это территория морского дна, на котором прибрежное государство ведет изыскание и добычу полезных ископаемых
3. это морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря
8. Исключительная юрисдикция прибрежного государства осуществляется на континентальном шельфе в отношении
1. рыболовства
2. добычи неживых ресурсов
3. торгового судоходства.
9. Право мирного прохода представляет собой плавание через территориальное море с целью:
1. подъема в воздух, посадки или принятия на борт летательного аппарата;
2. проведения исследовательской или гидрографической деятельности;
3. рыболовной деятельности;
4. постановки на рейд у портового сооружения.
10. В каких случаях осуществляется уголовная юрисдикция РФ на борту иностранного судна, находящегося во внутренних водах РФ?
1. если судно является негосударственным и на нем совершено любое преступление, предусмотренное УК РФ;
2. если капитан судна или дипломатический агент государства флага обратится к власти РФ с просьбой об оказании помощи;
3. если совершенное преступление является тяжким или особо тяжким по УК РФ и его последствия распространяются на территорию РФ;
4. если совершено любое преступление на борту иностранного судна (за исключением военного) и иное не предусмотрено международным договором между РФ и государством флага.
11. Ширина территориального моря не должна превышать:
1. 24 морские мили;
2. 8 морских миль;
3. 200 морских миль;
4. 12 морских миль.
12. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать:
1. 100 миль;
2. 24 мили;
3. 200 миль;
4. 120 миль.
13. Государственная граница прибрежного государства на море включает:
1. только внутренние морские воды;
2. внутренние морские воды и территориальное море;
3. внутренние морские воды, территориальное море и прилегающую зону.
4. внутренние морские воды, территориальное море и континентальный шельф
14. Понятие открытого моря:
1. это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;
2. это все части моря, которые не подпадают под юрисдикцию какого-либо государства;
3. это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами;
4. прибрежная полоса шириной 24 морские мили.
15. Понятие территориального моря:
1. это морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних вод;
2. это моря и водоемы, расположенные на территории конкретного государства;
3. это моря и водоемы, расположенные на территории континента или архипелага.
16. Понятие открытого моря:
1. это части моря шириной до 200 морских миль, попадающие под суверенитет прибрежного государства;
2. это все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства;
3. это части моря, имеющие прямое соприкосновение с океанскими пространствами.
17. Международные реки – это реки:
1. протекающие по территории двух и более государств;
2. протекающие по границе двух или нескольких государств;
3. как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств.
18. В исключительной экономической зоне третьи государства пользуются свободами:
1. разведывания и разработки природных богатств;
2. создания и использование искусственных островов;
3. морских научных исследований;
4. полетов, судоходства, прокладки кабелей и трубопроводов;
5. экономического разведывания и разработки исключительной экономической зоны.
19. Расставьте в порядке отдаленности от условной линии внутренних вод следующие морские пространства:
2. территориальные воды;
3. открытое море;
4. прилежащая зона;
5. внутренние воды.
20. Понятие «район морского дна за пределами континентального шельфа» регулируется:
1. Конвенцией об открытом море 1958г.;
2. Конвенцией по морскому праву 1982г.;
3. Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне1958г.;
4. Конвенцией о континентальном шельфе 1958г.;
5. Конвенцией о рыболовстве и защите живых ресурсов 1958г.
21. Международные реки – это реки:
1. протекающие по территории двух и более государств;
2. протекающие по границе двух или нескольких государств;
3. как протекающие по территории двух и более государств, так и протекающие по границе двух или нескольких государств.
22. В соответствии со ст. 110 Конвенции по морскому праву 1982 г. право на осмотр иностранного судна военным судом в открытом море невозможно в следующих случаях:
1. судно занимается работорговлей;
2. судно занимается пиратством;
3. судно не имеет национальности;
4. судно занимается несанкционированным вещанием;
5. судно терпит бедствие.
Ситуационные задачи
1. Неосторожными действиями гражданина США — научного сотрудника, работающего в составе российской экспедиции в Антарктике, был причинен тяжкий вред здоровью российского исследователя. Гражданин США был задержан и доставлен для разбирательства на российское судно «Ленин».
Правомерны ли действия российской стороны? Какое решение должен вынести капитан судна?
Ответ дайте со ссылками на действующие нормативные акты.
В Между Китаем и Вьетнамом разгорелся нешуточный спор на реке Дунмо. Его причиной стала
«война дамб». По берегам водной артерии китайцы и вьетнамцы возводят бетонные стены, пытаясь изменить русло, а вместе с ним и линию границы. В практике пограничных конфликтов подобный случай до сих пор не имел прецедентов Сооружение гидротехнических объектов на реках может воздействовать на их течение и привести изменению береговой линии либо фарватера. Граница в результате претерпит искусственную подвижку в ту или иную сторону. Теоретически подобную акцию можно предположить, утверждают эксперты, но она слишком дорогостояща в реализации. Тем не менее, конфликт на реке Дунмо произошел именно результате целенаправленных строительных мероприятий.
Как заявил представитель МИД КНР ЧжуБанцзао, вьетнамская сторона первой начала возводит дамбу на реке. «Препятствие искусственно изменило направление течения пограничной реки», - сообщил этот дипломат журналистам. По его словам, «китайской стороне ничего не оставалось, KBJ построить собственное сооружение для защиты своих земель».
Перед этим вьетнамские официальные лица впервые публично обвинили Китай в попытке направить с помощью гидротехнических сооружений реку на юг и тем самым изменить границу в свои; интересах. Центральные газеты в Ханое назвали эту акцию «захватнической».
Каковы мировая практика и нормативное регулирование порядка установления границ между; государствами, когда эти границы проходят по руслу рек?
Какими международно-правовыми актами закреплены принципы пользования реками, протекающими по территории двух или нескольких государств, в судоходных и иных хозяйственны? целях?
Согласуются ли действия КНР и Вьетнама по искусственному изменению русла реки Дунмо с применимыми из основных принципов международного права?
2. В Японии предпринята программа по восстановлению острова Окиноторишима, который возвышается над водой на высоту всего 60 см и постоянно подвергается выветриванию, и эрозии Японские власти хотят поставить на остров сделанную из бетона и железа «коронку», которая увеличив высоту острова на 10 м, а в дальнейшем оборудовать на острове радиостанцию. Если остров скроете; под водой, Япония потеряет 163 тыс. кв. миль морского пространства (исключительная экономическая зона и континентальный шельф). Если операция будет выполнена, каковы будут ее последствия для Японии? Сохранит ли от права на прилежащие к острову водные пространства?
4. Военный корабль государства М. подверг осмотру в открытом море судно, плавающее под флагом государства И., на том основании, что у него были подозрения о перевозке судном большой партии наркотических средств. Наркотики действительно были обнаружены. Капитан судна тем не менее заявил, что осмотр считает нарушением норм международного права. Было ли нарушение международного права? В чем оно выразилось?
5. Американский военный корабль нес службу в Тихом океане. Недалеко от его нахождения упал в воду австралийский военный самолет. Моряки поспешили на помощь и спасли пилота. Он нуждался в медицинской помощи. Капитан военного корабля обратился к российским компетентным органам с просьбой зайти в порт Владивосток. Не дождавшись ответа военный корабль вошел во внутренние морские воды России, а затем и в порт. Будет ли такой заход нарушением режима внутренних морских вод Российской Федерации?
6. В 1988 г. два американских военных корабля - «Йорктаун» и «Карон» вошли в советские
7. Прокуратура города Находки (Приморский край) возбудила уголовное дело по факту угрозы, расправы над владельцем рыболовного судна «Фуфан-202», плававшего под флагом КНДР. Как
сообщили в пресс-службе УВД Приморского края, интернациональную команду судна, с 27 октябре1998 г. стоящего в рыбном порту Находки, составляют 45 граждан КНР, 18 россиян, 10 тайваньцев и 10 граждан Мьянмы (Бирмы). Ночь на 4 ноября на судне из-за финансовых разногласий китайской части экипажа с судовладельцем, гражданином Тайваня Линь Цзиженем, возникли волнения (по некоторым данным, он задолжал китайским рыбакам около 100 тыс. долл.)- Судовладельца и его сына изолировали в двух каютах объявили заложниками. В результате возникшей потасовки был тяжело ранен и госпитализирован один из граждан КНР. Для разрешения конфликта на судно пытался проникнуть вооруженный наряд милиции порта. Однако экипаж встретил стражей порядка палками и баграми, после чего милиционеры ретировались.
Следует ли считать правомерным возбуждение прокуратурой города Находки уголовного дела в связи с волнениями на борту рыболовного судна, плавающего под флагом КНДР?
Какой юридический статус имеет водное пространство, в котором находилось корейское рыболовное судно «Фуфан-202» в момент возникновения на его борту волнений, и законодательстве какой страны должно применяться к их урегулированию?
Как международное право решает вопрос о применении уголовной и гражданской юрисдикции на борту иностранного судна в период его пребывания в пределах действия суверенитета и юрисдикции прибрежного государства?
Могут ли события, происшедшие на борту корейского судна в Находкинском порту, рассматриваться как пиратские или террористические действия со стороны его команды по смысл применимых нормативных актов?
Как можно квалифицировать инцидент на судне «Фуфан-202» в свете положений нормативные актов, направленных на обеспечение безопасности морского судоходства от незаконных актов?
8. Бригантина «Амброз Лайт» 24 апреля 1985 г. была замечена командиром корабля США «Альянс» в Карибском море, сначала под неизвестным флагом — красный крест на белом поле,
— г затем поднявшей флаг Республики Колумбии. Бригантина была остановлена, и на ней оказалось 60 вооруженных солдат, одно орудие и большое количество вооружения. Она имела поручение от колумбийских повстанцев содействовать блокаде порта Картахена, предпринятой повстанцами. Капитан счел это судно пиратским и отправил его для применения наказания.
Попадает ли данное судно под признаки пиратского судна, установленные современным международным правом?
9. С 1906 г. у берегов Норвегии стали появляться английские траулеры. Норвегия неоднократно протестовала против лова рыбы в ее территориальном море. В 1933 г. правительство Англии направило правительству Норвегии меморандум, в котором выражало недовольство тем, что норвежские власти при определении территориального моря использовали незаконные, по мнению Англии, базисные линии. Декрет 1935 г. ограничивал территориальное море Норвегии прямыми линиями, проводимыми через те точки морского берега, которые вдавались в открытое море, а также через точки шхерного пояса, прикрывающего северное побережье Норвегии. При этом такие точки (их было 48) избирались на континенте и на островах шхер (12 точек), а также на скалах, видимых лишь при отливе (36 точек). В соответствии с законодательством Норвегии ширина территориального моря составляла 4 морские мили.
Перечислите способы проведения линии территориального моря. Как вы считаете, противоречит ли способ определения исходной линии территориального моря Норвегии нормам Конвенции ООН по морскому праву?
10. Иностранное судно, осуществлявшее научные исследования на морском дне в пределах континентального шельфа России, было задержано компетентными органами России. Ему было предложено прекратить исследования, поскольку у судна не было на это разрешения. Капитан судна с требованием не согласился. Он считал, что Россия обладает суверенными правами на разведку и разработку своего континентального шельфа, но не на исследования. Исследования могут проводить и неприбрежные государства. Согласия или разрешения России на это не требуется. Дайте правовую оценку приведенному факту.
11. Куницин, Пузанов и Толстов занимались незаконным ловом рыбы. После того как Пузанов и Толстов сошли с лодки на берег, Куницын продолжал ставить сети в протоке. Прибывший на катере для задержания браконьеров инспектор рыбнадзора Крылов потребовал прекратить незаконный промысел рыбы и попытался изъять поставленные браконьерами сети. В ответ Куницын развернул свою лодку и, чтобы избавиться от нежелательного свидетеля и его неблаговидных действий, совершил наезд на катер инспектора. Крылов упал в воду, где глубина достигала двух метров. Развернув свою лодку, Куницын вновь направил ее на Крылова, который успел нырнуть. Куницын снова попытался наехать, однако не справился с управлением, и лодку вынесло на берег.
? Дайте правовую оценку действиям Куницына.
? Влияет ли на квалификацию содеянного в этом случае способ совершения преступления?
12. Возвращавшийся с неудачной охоты Белов подъехал на мотоцикле к пруду, чтобы помыть сапоги. Увидев плавающих в пруду домашних гусей, Белов произвел по ним несколько выстрелов и убил пять птиц. Сложив их в рюкзак, он на большой скорости уехал.
? Дайте юридическую оценку действиям Белова.
? Чем отличается хищение от умышленного уничтожения или повреждения имущества
? С какого момента можно считать оконченным деяние, совершенное Беловым
13. Во время следования по реке буксир намотал на винт рыболовную сеть. Капитан буксира Яковлев дал указание поднять сети, в которых оказалось семь осетров и тринадцать севрюг. Извлеченный из сетей улов Яковлев по договоренности с матросами Самсоновым и Чекалиным присвоил. Выловленная рыба была поделена между ними поровну, разделана и засолена. Установлено, что сети были поставлены рыболовецкой артелью.
? Дайте юридическую оценку содеянному
? Раскройте признаки хищения.
? Чем отличается хищение от экологических преступлений
? Имеет ли значение для данного случая то обстоятельство, что сети были поставлены браконьерами?
14. В результате сброса сточных вод одним из комбинатов области в реку возникло превышение в несколько раз предельно допустимых концентраций вредных веществ в реке, что причинило вред рыбным запасам создало угрозу причинения вреда здоровью граждан. Сброс сточных вод был произведен по распоряжению директора комбината Беркутова и главного инженера Жабина.
? Имеется ли состав преступления в действиях виновных
? Что понимается под "причинением существенного вреда" применительно кч.1 ст. 250 УК РФ
15. В результате течи из цистерны на складе ГСМ в одном из районов Крайнего Севера, объявленном зоной экологического бедствия, на поверхности водоема образовалось нефтяное пятно площадью 0,5 кв. км.
Экспертиза установила, что течь в цистерне возникла вследствие непригодности материала, из которого она была изготовлена, в условиях Крайнего Севера. Цистерны были изготовлены и установлены на складе согласно проекту, разработанному специалистами из КБ, возглавляемыми ведущим исследователем Петровым.
? Усматривается ли здесь состав экологического преступления, и если да,то какого
? Кто должен нести уголовную ответственность в этом случае
16. ДРСУ государственного предприятия "Автодор" (директор Пименов) в течение ряда лет загрязняло водные источники, водные коммуникации и рельеф местности неочищенными и необезвреженными отходами производства. Вредные вещества, просочившись через грунт, загрязнили артезианскую скважину — источник водоснабжения близлежащего садоводческого товарищества "Победа". В результате погибли плодово-ягодные насаждения, повреждены до степени прекращения роста 24 березы, нанесен ущерб водопроводным коммуникациям. Материальный ущерб, причиненный имуществу садоводов, составил 650 тыс. руб.
? Можно ли рассматривать причиненный ущерб как существенный вред окружающей среде
? Усматривается ли в совершенном деянии состав какого-либо экологического преступления
16. В результате прорыва дамбы отстойников комбината "Химволокно" (директор Гришин, главный инженер Лупейко) аммиачной водой были затоплены поля колхоза, фермерских хозяйств, сельхозкооперативов. Отходы проникли в реку и уничтожили там рыбные запасы на расстоянии 2-х километров по течению. Следствием установлено, что причиной аварии явилось грубое нарушение правил эксплуатации и ремонта очистных сооружений, отсутствие контроля за их работой, отсутствие на комбинате лиц, ответственных за охрану окружающей среды.
? Следует ли рассматривать причиненный ущерб как "существенный вред" применительно к ч. 1 ст. 250 УК
? Что следует понимать под "массовой гибелью животных", являющимся конструктивным и квалифицирующим признаком некоторых составов экологических преступлений (ст.ст. 246, 247, 250, 257 УК)?
? Квалифицируйте действия виновных.
17. Кузовков без лицензии произвел отстрел лося. В отношении него было возбуждено уголовное дело, однако адвокат Кузовкова обратился с ходатайством о его прекращении, поскольку,
по его мнению, деяние, совершенное его подзащитным, следует рассматривать не как преступление, а как административное правонарушение.
? Каковы юридические критерии, при наличии которых незаконную охоту следует квалифицировать как преступление?
? Следует ли удовлетворить ходатайство адвоката?
18. При выполнении работ под руководством мастера Лоева по укреплению плотины через реку при снятии бульдозеристом Ганиным грунта в охранной зоне нефтепровода был допущен его разрыв. В результате аварии была загрязнена земля сельскохозяйственного назначения и воды реки (норматив ПДК был превышен более чем в 400 раз).
? Содержится ли в действиях виновных состав преступления?
19. Во время сильной бури на реке Амур лодка с китайскими рыбаками Сяо Линем и ЛюШао вошла в территориальные воды Российской Федерации, где была задержана российским пограничным катером.
? Какое решение должно быть принято по этому делу?
? Рассмотрите признаки объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 322 УК.
20. Под эколого-правовым механизмом понимается действие экологического права. Он включает в себя несколько структурных элементов: нормы экологического законодательства; нормы права, имеющие экологическую
Выскажите свое мнение, что обусловило в настоящее время неспособность эколого-правового механизма обеспечить приемлемое качество окружающей природной среды.
21. В принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. Декларации по охране природной среды впервые были сформулированы принципы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды. На уровне национального законодательства в России такие принципы закреплены в Законе «Об охране окружающей среды».
В чем различие указанных принципов, закрепленных в национальном законодательстве и международном праве?
Какие нормы имеют приоритет при осуществлении правового регулирования охраны природной среды: национальные или международные ?
22. Законодательное собрание области направило эксперту на заключение проект Закона «Об охране окружающей среды». В своем заключении эксперт указал, что принятие данного закона нецелесообразно по следующим причинам:
согласно ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей природной среды относится к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;
закон субъекта Федерации по предметам совместного ведения должен приниматься в соответствии с федеральным законом;
Федеральный закон (закон РФ « Об охране окружающей среды») находится на стадии переработки и подготовлены несколько проектов его новой редакции;
В этой ситуации невозможно обеспечить соответствие закона субъекта Федерации
федеральному закону;
следует подождать принятие последнего в новой редакции.
Дайте правовую оценку позиции эксперта.
23. ФЗ «Об охране окружающей среды» является базовым нормативно-правовым актом экологического права. Однако экологические отношения регулируются и другими нормативно- правовыми актами. Очень часто нормы, содержащиеся в них, противоречат нормам основного закона. Каким образом должны разрешаться коллизии в данном случае?
24. Основные экологические функции государственных органов можно разделить на функции контрольно-надзорного характера и на функции, которые реализуются в процессе использования природных ресурсов, в ходе осуществления производственно-хозяйственной деятельности. Что служит для разграничения одних функций от других?
Существует ли соединение этих двух функций в деятельности одного государственного органа? Мониторинг окружающей природной среды представляет собой систему наблюдений за состоянием и качеством природной среды. Данные мониторинга должны использоваться при принятии
управленческих решений, связанных с воздействием на природную среду, при планировании природоохранных мероприятий и в иных случаях, установленных законодательством.
Укажите порядок и принципы ведения мониторинга окружающей природной среды?
25. Завод «Белказин», имея совершенную систему очистки отходов производства, неоднократно сбрасывал неочищенные и необезвреженные сточные воды в водоем общего пользования, причиняя тем самым вред здоровью людей и окружающей природной среде. В ходе проверки было установлено, что нарушение инструкции по эксплуатации очистных сооружений имело место с ведома и согласия руководства завода.
Ваше мнение. Какие варианты юридической ответственности возможны в данном случае в отношении виновных лиц?
26. Гражданин М. незаконно выловил три икряных осетра и был задержан общественным инспектором рыбоохраны.
К какому виду ответственности может быть привлечен данный браконьер, и в каком размере ему надлежит возместить ущерб, причиненный нарушением правил рыболовства?
27. В ходе прокурорской проверки было установлено, что дорожно-строительное управление вместо разрушенного моста через Черную реку соорудило временную дамбу, перекрыв тем самых нерестовый ход осетровых пород. В результате погибло несколько тысяч осетров. Это отрицательно скажется на воспроизводстве осетров. По подсчетам специалистов ущерб составил 16 млн. рублей. Нормы каких законов нарушены?
Как на данные нарушения должен реагировать прокурор?
28. В результате сброса заводом неочищенных сточных вод погибла рыба. Районная инспекция рыбоохраны предъявила к заводу претензию о компенсации ущерба в сумме 12 млн. рублей. Считая эту сумму завышенной, директор завода обратился с жалобой в природоохранную прокуратуру и пояснил, что завод согласен на возмущение ущерба в меньшем размере.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
расчетно-графической работы, работы на тренажере
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п