учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Технологический факультет
Биология и биологические ресурсы
Направленность (профиль) Управление водными биоресурсами и рыбоводство
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 4
Зав. кафедрой Николаева Н.А.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Николаева Н.А.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачами изучения дисциплины являются овладение студентами методов изучения возраста и роста рыб, половой и репродуктивной структуры, размерно-возрастной структуры стад рыб, размножения, миграций, питания и пищевых отношений рыб, внутривидовой структуры рыб; овладение методами оценки численности рыб в водоемах; формирование целостного представления о целях и задачах
рыбохозяйственного исследования водоемов, а также в целом рыбохозяйственного управления.
ПКС-1: Способен проводить оценку состояния популяций промысловых рыб и других гидробионтов, а также водных биоценозов естественных и искусственных водоемов;
ПКС-1.
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2 Знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 Умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 Умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 Владеет навыками определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ПКС-2.
ИД-1 Знает особенности биологии и экологии, систематик у видов, особенности сезонного развития и распределения, а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим,
ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 Умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 Обладает навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-4 не знает методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не знает методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 знает частично методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает частично методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 знает в целом методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает в целом методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 знает методы расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 знает методику определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 не умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не умеет проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 умеет частично производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет частично проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 умеет в целом производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет в целом проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
ИД-4 умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 умеет проводить определение запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем , биологической продуктивности водоемов
биологической продуктивности водоемов с целью мониторинга водных биологических ресурсов.
:
ИД-4 не владеет навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 не владеет навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-4 владеет частично навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет частично навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-4 владеет в целом навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет в целом навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-4 владеет навыками применения расчета стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 владеет навыками проведения анализа состояния водных биологических ресурсов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ПКС-2: Способен проводить мониторинг водных биологических ресурсов;
ПКС-1.
ИД-1 Знает методику расчета стандартных биологических параметров популяций гидробионтов для целей мониторинга водных биологических ресурсов
ИД-2 Знает методику оценки стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-3 Умеет производить оценку состояния популяций промысловых рыб, гидробионтов, водных биоценозов
ИД-4 Умеет производить расчет стандартных биологических параметров популяций для целей мониторинга водных биологических ресурсов по результатам ихтиологических исследований
ИД-5 Владеет навыками определения запасов водных биологических ресурсов, биологических параметров популяций гидробионтов, особенностей функционирования водных экосистем, биологической продуктивности водоемов
ПКС-2.
ИД-1 Знает особенности биологии и экологии, систематик у видов, особенности сезонного развития и распределения, а также методы и технологию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим,
ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 Умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 Обладает навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 не знает методы организовывания и проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 знает частично методы организовывания и проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 знает частично принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 знает в целом методы организовывания и проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 знает в целом принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 знает методы организовывания и проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 знает принципы организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 не умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 умеет частично организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 умеет частично проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 умеет в целом организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 умеет в целом проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 умеет организовывать проведение мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 умеет проводить организацию проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
биологической продуктивности водоемов с целью мониторинга водных биологических ресурсов.
:
обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 не владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 не владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 владеет частично навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 владеет частично навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 владеет в целом навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 владеет в целом навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-2 владеет навыками организовывания проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
ИД-3 владеет навыками организации проведения мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания по гидробиологическим, гидрохимическим, микробиологическим, ихтиологическим и ихтиопатологических показателям
форма текущего контроля успеваемости)
работ
в системе рыбохозяйственных исследований. Промысловые, контрольные и
исследовательские орудия лова. Классификация орудий лова
лекция
Уловистость и методы оценки уловистости орудий лова
исследованиях отцеживающих орудий лова. Избирательность и
селективность орудий лова
Цели и задачи. Орудия лова в системе
рыбохозяйственных исследований. Промысловые,
контрольные и исследовательские орудия лова.
Классификация орудий лова
отцеживающих орудий лова. Избирательность и селективность орудий лова
численности рыб, мигрирующих в реках
Защита лаб. работы
отцеживающих орудий лова. Избирательность и селективность орудий лова
сообщений с
презентацией
исследовательские орудия лова. Классификация орудий лова
отцеживающих орудий лова. Избирательность и селективность орудий лова
Понятия генеральной совокупности и выборки. Репрезентативность
выборки
и размерного составов облавливаемых стад рыб. Особенности сбора
материалов из промысловых орудий лова, в пунктах сдачи рыбы
Массовые промеры: тотальные, метод средних проб, выборочный метод
лекция
возраста по регистрирующим структурам
отолитам, жаберным крышкам, лучам плавников и др. костным структурам.
Строение чешуи, отолита. Понятие годового кольца
лекция
чешуе. Методы обработки отолитов. Достоверность определения возраста
рыб. Обратные расчисления роста рыб, методы Леа, Монастырского, Вовка.
Феномен Розы Ли
Тестирование
тотальные, метод средних проб, выборочный метод
Тестирование
обработки отолитов. Достоверность определения возраста рыб. Обратные расчисления роста рыб, методы Леа, Монастырского, Вовка. Феномен Розы Ли
Защита лаб. работы
Защита лаб. работы
Решение кейс-заданий
Розы Ли
относительные, мгновенные коэффициенты Уравнения роста. Аллометричность роста.
Уравнение Берталанфи. Зависимость между длиной и массой рыбы. Коэффициенты
упитанности
Защита лаб. работы
Защита лаб. работы
Решение кейсзаданий
возраста по регистрирующим структурам
http://bgsha.ru/art.php?i=4482
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
Перечень вопросов для контрольной работы
Тестирование
Перечень вопросов для устного опроса
Перечень тем сообщений
Кейс-задания
Методы рыбохозяйственных исследований
2) охватывает все разделы дисциплины
1 Предмет, цели дисциплины, общая структура методов рыбохозяйственных исследований. (ПКС-1, ПКС-2)
2 История развития методов рыбохозяйственных исследований (ПКС-1, ПКС-2)
3 Основные статистические показатели, применяемые при рыбохозяйственных исследованиях (ПКС-1, ПКС-2)
4 Планирование сбора материалов из промысловых орудий лова (ПКС-1, ПКС-2)
5 Планирование сбора материалов из контрольных орудий лова (ПКС-1, ПКС-2)
6 Методы определения видового состава и размерно-возрастной структуры рыб в улове (ПКС-1, ПКС-2)
7 Методика проведения биологического анализа рыб (ПКС-1, ПКС-2)
8 Методы изучения возраста рыб (история, суть метода, сбор материалов) (ПКС-1, ПКС-2)
9 Методика определения возраста рыб по чешуе (ПКС-1, ПКС-2)
10 Методика определения возраста рыб по костям, лучам плавников, и отолитам (ПКС-1, ПКС-2)
11 Особенности определения возраста тропических рыб (ПКС-1, ПКС-2)
12 Обратные расчисления роста рыб, феномен Розы Ли (ПКС-1, ПКС-2)
13 Рост рыб, определение, показатели и уравнения роста рыб (ПКС-1, ПКС-2)
14 Метод вычисления роста рыб по наблюденным данным. Преимущества и недостатки метода (ПКС-1, ПКС-2)
15 Аллометричность роста, зависимость между длиной и массой рыбы, коэффициенты упитанности (ПКС-1, ПКС-2)
16 Общие принципы действия и основные характеристики орудий лова (ПКС-1, ПКС-2)
17 Классы орудий лова и их характеристика (ПКС-1, ПКС-2)
18 Селективность орудий лова и ее определение (ПКС-1, ПКС-2)
19 Уловистость орудий лова и методы ее определения (ПКС-1, ПКС-2)
20 Конструкция и использование объячеивающих орудий лова в рыбохозяйственных исследованиях (ПКС-1, ПКС-2)
21 Конструкция и использование закидных неводов в рыбохозяйственных исследованиях (ПКС-1, ПКС-2)
22 Конструкция и использование тралов в рыбохозяйственных исследованиях (ПКС-1, ПКС-2)
23 Конструкция и использование ловушек в в рыбохозяйственных исследованиях (ПКС-1, ПКС-2)
25 Единицы и способы измерения величины популяции: абсолютная и относительная численность. (ОПК-5, ПКС-1, ПКС-2)
26 Общие принципы и классификация методов оценки численности рыб. (ПКС-1, ПКС-2).
27 Методы изучения распределения рыб по акватории при оценке численности. (ПКС-1, ПКС-2).
28 Оценка численности рыб методом площадей при случайном или равномерном распределении сети станций. (ПКС-1, ПКС-2)
31 Общая схема расчета численности рыб методом площадей, ошибки метода. (ПКС-1, ПКС-2)
32 Оценка численности рыб, мигрирующих в реки. (ПКС-1, ПКС-2)
33 Оценка численности покатной молоди рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
34 Гидроакустический метод оценки численности рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
35 Комбинированные методы оценки абсолютной численности рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
36 Особенности оценки численности в различных типах водоемов. (ПКС-1, ПКС-2)
37 Методы оценки абсолютной численности по косвенным показателям. (ПКС-1, ПКС-2)
38 Аналитические методы оценки абсолютной численности. (ПКС-1, ПКС-2)
39 Методы оценки относительной численности. (ПКС-1, ПКС-2)
40 Базовые понятия и планирование работ при изучении питания рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
41 Методика взятия проб и обработка материалов при изучении питания рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
42 Первичная обработка результатов анализа пищевого комка при изучении питания рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
43 Методы определения рационов рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
44 Избирательность питания рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
45 Количественные характеристики оценки эффективности питания рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
46 Качественная и количественная оценка пищевых взаимоотношений рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
47 Определение пола, соотношения полов и половозрелости у рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
48 Определение зрелости по фазам развития ооцитов. (ПКС-1, ПКС-2)
49 Методы определения степени зрелости: шкалы зрелости, количественные показатели
50 Плодовитость рыб: основные понятия и методы определения. (ПКС-1, ПКС-2)
51 Особенности определения стадий зрелости и плодовитости у порционно-нерестующих видов рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
52 Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития рыб, методы изучения ранних стадий развития рыб. (ПКС-1, ПКС-2)
53 Миграции рыб и методы их изучения. (ПКС-1, ПКС-2)
54 Мечение рыб, виды и функции мечения (ПКС-1, ПКС-2)
Перечень вопросов контрольной работы
1. Планирование сбора материалов из промысловых орудий лова
2. Планирование сбора материалов из контрольных орудий лова
3. Методы определения видового состава и размерно-возрастной структуры рыб в улове
4. Методика проведения биологического анализа рыб
5. Методы изучения возраста рыб (история, суть метода, сбор материалов)
6. Методика определения возраста рыб по чешуе
7. Методика определения возраста рыб по костям, лучам плавников, и отолитам
8. Особенности определения возраста тропических рыб
9. Обратные расчисления роста рыб, феномен Розы Ли
10. Рост рыб, определение, показатели и уравнения роста рыб
11. Метод вычисления роста рыб по наблюденным данным. Преимущества и недостатки метода
12. Аллометричность роста, зависимость между длиной и массой рыбы, коэффициенты упитанности
13. Общие принципы действия и основные характеристики орудий лова
14. Классы орудий лова и их характеристика
15. Селективность орудий лова и ее определение
16. Уловистость орудий лова и методы ее определения
17. Конструкция и использование объячеивающих орудий лова в рыбохозяйственных исследованиях
18. Конструкция и использование закидных неводов в рыбохозяйственных исследованиях
19. Конструкция и использование тралов в рыбохозяйственных исследованиях
20. Конструкция и использование ловушек в в рыбохозяйственных исследованиях
21. Единицы и способы измерения величины популяции: абсолютная и относительная численность.
22. Общие принципы и классификация методов оценки численности рыб
23. Методы изучения распределения рыб по акватории при оценке численности
24. Оценка численности рыб методом площадей при случайном или равномерном
распределении сети станций
25. Оценка численности рыб площадным методом при неслучайном распределении сети станций
26. Общая схема расчета численности рыб методом площадей, ошибки метода
27. Оценка численности рыб, мигрирующих в реки
28. Оценка численности покатной молоди рыб
29. Гидроакустический метод оценки численности рыб
30. Комбинированные методы оценки абсолютной численности рыб
31. Особенности оценки численности в различных типах водоемов
32. Методы оценки абсолютной численности по косвенным показателям
33. Аналитические методы оценки абсолютной численности
34. Методы оценки относительной численности
35. Базовые понятия и планирование работ при изучении питания рыб
36. Методика взятия проб и обработка материалов при изучении питания рыб
37. Первичная обработка результатов анализа пищевого комка при изучении питания рыб
38. Методы определения рационов рыб
39. Избирательность питания рыб
41. Качественная и количественная оценка пищевых взаимоотношений рыб
42. Внутривидовые группировки рыб: базовые понятия.
43. Общая характеристика групп методов определения внутривидовых группировок рыб
44. Основные понятия и схема расчетов внутривидовых группировок биометрическим методом
45. Методы генетического анализа внутривидовых группировок
46. Определение пола, соотношения полов и половозрелости у рыб
47. Определение зрелости по фазам развития ооцитов
48. Методы определения степени зрелости: шкалы зрелости, количественные показатели
49. Плодовитость рыб: основные понятия и методы определения
50. Особенности определения стадий зрелости и плодовитости у порционно-нерестующих видов рыб
51. Места нереста, нерестилища, методы их обнаружения
52. Стадии эмбрионального и постэмбрионального развития рыб, методы изучения ранних стадий развития рыб
53. Признаки видовой принадлежности икры личинок и мальков
54. Миграции рыб и методы их изучения
Комплект вопросов для проведения устных опросов
Тема: «Орудия лова в системе методов рыбохозяйственных исследований»
1 Для чего нужно знать зону облова орудий лова?
2 Как рассчитывается зона облова закидного невода?
3 Как рассчитывается зона облова донного трала?
4 Как рассчитывается зона облова пелагического трала?
5 В чем отличие зоны облова донного трала и пелагического трала?
6 Как рассчитывается зона облова мальковой ловушки?
7 Дать определение уловистости и коэффициента уловистости.
8 Схема расчетов коэффициента уловистости методом последовательных уловов.
9 Написать 3 основных типа уравнений, применяющихся в биологических исследованиях.
10 Понятия изометрического и аллометрического роста
11 Понятие коэффициента корреляции, пределы колебаний.
12 Изобразите на графике форму зависимости кривой «длина – масса рыбы»
Тема: «Полный биологический анализ»
13 В каких целях проводится полный биологический анализ рыбы?
14 Чем принципиально отличается полный биологический анализ от массовых промеров рыб?
15 Какие биологические параметры определяются при проведении ПБА?
16 Как измеряется длина рыбы при проведении полного биологического анализа?
17 У каких систематических групп и как измеряется длина по Смитту?
18 Какие элементы берутся для определения возраста рыбы?
19 Шкала наполнения желудочно-кишечного тракта
20 Шкала степени ожирения внутренности.
21 Шкала определения степени зрелости половых продуктов для самцов
22 Шкала определения степени зрелости половых продуктов для самок.
23 Как отличить самок рыб на III стадии зрелости от самок IV стадии зрелости?
24 Как отличить самцов рыб на III стадии зрелости от самцов IV стадии зрелости?
25 С какой стадии зрелости рыба считается половозрелой?
26 С какой стадии зрелости визуально можно различить пол рыбы?
27 Как визуально различить самку от самца на II стадии зрелости рыбы?
28 Как оформляется документация при проведении ПБА?
29 Какое оборудование необходимо для проведения ПБА?
30 Какое оборудование необходимо для проведения массовых промеров?
31 Что такое размерная структура рыб и как ее определить?
32 Что такое репрезентативность выборки?
33 Дать определения случайного и стратифицированного метода отбора проб.
34 Что такое размерно-возрастной ключ?
35 Как определить возрастную структуру облавливаемой части популяции рыб?
36 Какой комплекс работ входит в понятие «Определение размерно-возрастной структуры»
Изобразите на графике форму кривой «Размерная структура облавливаемой части популяции
рыб»
Тема: « Методы определения возраста рыбы»
38 На чем основан принцип определения возраста рыб по чешуе?
39 Дать характеристику основных элементов строения чешуи рыб.
40 Что такое годовое кольцо и годовая зона роста?
41 Что видно на чешуе двухлетка и двухгодовика?
42 Чем отличается регенерированная чешуя от обычной?
43 Что такое мальковое кольцо, у каких рыб и когда оно закладывается?
44 По каким признакам добавочные кольца отличаются от годовых?
45 Как готовятся препараты чешуи для определения возраста рыб?
47 Дайте характеристику методов обработки отолитов для их лучшего просмотра и определения возраста.
48 Какие костные элементы используются для определения возраста рыб?
49 Основное требование к взятию лучей плавников для определения возраста рыбы?
50 Какие статистические показатели применяются для оценки биологических параметров рыб?
51 Что такое обратные расчисления роста рыб?
52 Что такое эффект Розы Ли?
53 Для чего применяются обратные расчисления роста рыб?
54 Какие экологические особенности рыб учитываются при подборе кривых роста?
55 Какие типы уравнений применяются для описания роста рыб?
56 Что такое уравнение Берталанфи?
57 Что характеризуют параметры уравнения Берталанфи: l∞, k и to?
58 Напишите математическое выражение уравнения Берталанфи.
59 Изобразите графически уравнение Берталанфи.
60 Какие исходные данные необходимы для расчета параметров уравнения Берталанфи?
61 Назовите предельную величину ошибки аппроксимации, при которой считается, что уравнение Берталанфи хорошо аппроксимирует закон роста.
Тема: « Методы определения численности рыб»
62 На чем основан метод прямого учета численности рыб?
63 Какие исходные данные необходимо иметь, чтобы провести оценку численности рыб в водоеме методом прямого учета?
64 Как рассчитывается концентрация рыбы на учетной станции?
65 Какие статистические показатели рассчитываются при оценке средней концентрации рыбы по всему водоему.
66 Как рассчитывается ошибка средней?
67 Как рассчитывается коэффициент вариации?
68 Что такое нормальное распределение рыб по акватории?
69 Как рассчитывается численность рыб в случае нормального распределения рыб по акватории?
70 В чем суть расчета численности рыб методом изолиний?
Зачем необходимо исследование характера распределения рыб при оценке численности методом площадей?
72 Изобразите на графике кривую нормального распределения концентраций рыб.
73 Изобразите на графике кривую логнормального распределения концентраций рыб.
74 В чем особенность логнормального распределения рыб при оценке доверительного интервала?
75 В чем недостаток оценки численности рыб при логнормальном распределении?
76 Напишите уравнение балансового равенства Г.Г. Винберга.
77 Какие исходные данные необходимы для расчета рациона методом балансового равенства?
78 Как определяются энергетические траты на прирост?
79 Как определяются энергетические траты на обменные процессы?
80 Что такое стандартный обмен?
81 Что такое оксикалорийный коэффициент?
82 Что такое температурная поправка и как она рассчитывается?
Назовите показатели эффективности использования потребленной пищи на рост. Как их определяют?
84 В чем суть биометрического метода определения внутривидовой структуры рыб?
85 Какие признаки относятся к пластическим, а какие к меристическим?
86 Что такое индексы и для чего они вычисляются?
87 Почему мерные признаки выражаются помимо абсолютных значений в индексах?
88 Назовите требования к выборкам рыбы для проведения биометрического анализа.
89 Как производится оценка достоверности различий признаков рыб при биометрическом методе?
90 Что такое уровень значимости, чему он равен в биологических исследованиях?
Комплект тестовых заданий
Вариант 1
1.Величины промыслового возврата выражается:
А) проценте промыслового возврата*
Б) массе улова
В) сумме промыслового возврата
Г) коэффициенте промыслового возврата*
2.Укажите экологические группы рыб, составленные С.Г. Крыжановским
А) остракофилы*
Б) литофилы*
В) псаммофилы*
Г) эндофилы
Д) дорофилы
3.К производственным прудам относятся:
А) головные, согревательные
Б) нерестовые, мальковые, маточные*
В) пруды-отстойники
Г) карантинно-изоляторные, пруды-садки
А) накопления воды с последующей подачей ее в систему производственных пру-дов
Б) подогрева воды до определенной температуры
В) размножения рыбы*
Г) для содержания производителей и ремонтного молодняка
5.Что такое дифференциация в пределах популяции?
А) морфологические особенности особей, обитающих в разных условиях среды
Б) приспособление рыб к условиям обитания*
В) видовая адаптация к условиям обитания*
Г) морфологические изменения в связи с изменением условий обитания
6. При подозрении на инвазионные болезни проводят:
А) клинико – анатомические исследования
Б) вирусологические исследования
В) бактериологические исследования
Г) микологические исследования
Д) ставят биопробу
Е) все ответы верные*
7. Для определения степени совпадения пищи двух групп рыб существует соответствующий
показатель:
А) индекс пищевого сходства*
Б) процент пищевого сходства
В) коэффициент пищевого сходства
8. Для характеристики количественной стороны питания могут применяться различные методы,
которые сводятся к установлению:
А) частоты встречаемости
Б) количества экземпляров
В) объема
Г) веса пищевых компонентов
Д) все ответы верные*
9.Детритофагов подразделяют на:
А) 2 группы
Б) 3 группы
В) 4 группы*
Г) 5 групп
10.Под термином промысловый запас понимают:
А) рыб всех промысловых видов, достигших промысловых размеров*
Б) рыб всех видов и всех возрастных групп
В) рыб всех промысловых видов и всех возрастных групп
11.Все способы подсчета рыб делятся на группы:
А) экспериментальные группы прямого учета*
Б) расчетные группы косвенного учета*
В) экспериментальные группы косвенного учета
Г) расчетные группы прямого учета
12.К прямым методам подсчета численности и запаса рыб относятся:
А) гидроакустический метод
Б) авиационные наблюдения
В) мечение рыб индивидуальное и групповое
Г) космические съемки
Д) все ответы верные*
13.Мечение взрослых рыб может быть:
А) общим
Б) серийным*
В) индивидуальным*
Г) плановым
14.Оценка качества или степени загрязнения вод по составу фауны и флоры может проводиться:
А) по индикаторным организмам
Б) по гидрохимическим показателям*
В) по результатам сравнении населения на участках, где загрязнение отсутствует и на загрязненных
участках*
Г) гидробиологическим показателям
15.Биопродукционные свойства водоема зависят от следующих факторов:
А) температурного и газового режима
Б) географического положения
В) наличия биогенных соединений
Г) кормовой базы
Д) все ответы верные*
Вариант 2
кормах?
А) экстенсивная*
Б) полуинтенсивная
В) интенсивная
2.Как называются рыбы имеющие клейкую икру и откладывающие её на подводную или
свежезалитую луговую мягкую растительность?
А) фитофильные*
Б) литофильные
В) пелагофильные
3. Животных, имеющих костный или костно-хрящевой скелет, жабры с жаберными крышками,
объединяют в класс:
А) костных рыб,
Б) земноводных,
В) хрящевых рыб,*
Г) ланцетников.
4. Какие особенности организации кистепёрых рыб позволяют считать их предками наземных позвоночных?
А) чешуя на теле, наличие плавников,
Б) образование лёгких, особое строение плавников,*
В) обтекаемая форма тела, хорошо развитые органы чувств,
Г) дыхание с помощью жабр, хищничество.
5. Ноздри рыбы являются:
А) органами обоняния,*
Б) органами дыхания,
В) органами выделения,
Г) органами обоняния и дыхания.
6. Слепые пещерные рыбы могут находить пищу по:
А) колебаниям воды, улавливаемым боковой линией,*
Б) колебаниям воды, улавливаемым средним ухом,
В) сигналом от светочувствительных клеток всего тела,
Г) электромагнитным сигналам, воспринимаемым непосредственно корой больших полушарий головного мозга.
7. От жабр у рыб по сосудам течёт:
А) венозная кровь,
Б) артериальная кровь,*
В) гемолимфа,
Г) смешанная кровь.
8. Плавательного пузыря нет у:
А) акул,
Б) скатов,
В) химер,
Г) всех перечисленных.*
9. У рыб кровь обогащается кислородом в жабрах, поэтому к клеткам тела поступает кровь:
А) смешанная,
Б) насыщенная углекислым газом,
В) венозная,
Г) артериальная.*
10.Костно-хрящевой скелет имеется у:
А) кеты,
Б) сельди,
В) белуги,*
Г) скатов.
11.Позвоночник рыб делится на следующие отделы:
А) туловищный и хвостовой,*
Б) шейный, туловищный и хвостовой,
В) шейный, грудной, крестцовый и хвостовой,
Г) деление на отделы отсутствует.
12.Хорда в течение всей жизни сохраняется у:
А) окуня,
Б) латимерии,*
В) леща,
Г) карпа.
13.У окуня имеется:
А) наружное, среднее и внутреннее ухо,
Б) среднее и внутреннее ухо,
В) только внутреннее ухо,*
Г) специальные органы слуха отсутствуют.
14.проходные рыбы:
А) живут в морях, размножаются в озёрах,
В) живут в реках, размножаются в морях,
Г) живут и размножаются в разных морях.
15. Усложнение организации костных рыб по сравнению с хрящевыми проявляется в:
А) наличии у большинства видов плавательного пузыря,*
Б) отсутствии плавательного пузыря,
В) хрящевой основе внутреннего скелета,
Г) окостенении скелета,*
Д) формировании жаберных крышек,*
Е) отсутствии жаберных крышек.
Вариант 3
1.Эффективность размножения рыб в естественном и искусственном водоемах оценивается:
А) промысловым обратом
Б) промысловым возвратом*
В) естественным приростом
2.Количество особей, которое достигло половозрелого возраста из исходного количества материала называется:
А) естественным выживанием
Б) искусственным выживанием
В) биологическим выживанием*
3.Этот метод применяют в том случае, если выпускать в водоем молодь ценной промысловой рыбы и впоследствии отлавливать при достижении половозрелого возраста:
А) метод прямого учета*
Б)расчетно-теоретический метод
В) метод сечения
4.Количество находящихся в яичниках самки икринок называется:
А) предварительной плодовитостью
Б) абсолютной плодовитостью*
В) вероятной плодовитостью
5.Кормовые ресурсы водоема - это:
А) животные организмы и их продукты распада
Б) растительные организмы и их продукты распада
В) совокупность животных и растительных организмов и их продукты распада*
6.Чем обусловлено различие в типе нереста рыб одного типа:
А) гидрорежим водоема*
Б) температурный режим водоема
В) ареал обитания
Г) условием обитания
7.отметьте осеннее зимненерестующих рыб:
А) щука
Б) лосось*
В) налим*
Г) рыбец
8.Маточные пруды - это пруды, предназначенные для:
А) накопления воды с последующей подачей ее в систему производственных прудов
Б) подогрева воды до определенной температуры
В) размножения рыбы
Г) для содержания производителей и ремонтного молодняка*
9.Карп выдерживает снижение кислорода в воде до:
А) 15 мг/л Б) 10 мг/л В) 5 мг/лГ) 0,3 мг/л*
10.Перспективными объектами прудового рыбоводства являются:
А) карп, белый и пестрый толстолобики, белый амур
Б) щука, судак, форель
В) буффало, американский канальный сом, веслонос*
Г) сом, осетр, карась
11.Для чего производителям делаются инъекции суспензии гипофиза рыб:
А) для созревания молок
Б) для одновременного созревания икры и молок*
В) для увеличения роста рыбы
Г) для улучшения вкусовых качеств рыбы
12.Нерест карпа происходит при температуре воды:
А) 29-30 0 С
Б) 14-15 0 С
В) 17-20 0 С*
Г) 25-30 0 С
13. Основное отличие белого и пестрого толстолобиков заключается:
А) в строении жабр*
Б) в энергии роста
Г) в наступлении половой зрелости
14.Что такое бентос:
А) высшая водная растительность в водоеме, служащая кормом для рыб
Б) растительные микроорганизмы, населяющие толщу воды, служащие кормом для рыб
В) животные микроорганизмы, населяющие толщу воды, служащие кормом для рыб
Г) растительные и животные организмы придонной части водоема, служащие кормом для рыб*
15. Что такое высшая водная растительность:
А) растительные организмы в толще воды
Б) растительные организмы на дне водоема
В) растительные организмы на поверхности водоема*
Г) вносимые в пруд растения
1. Методы изучения биологических характеристик рыб при полевых исследованиях.
2. Методы изучения возраста рыб.
3. Методы оценки размерного и возрастного состава популяций рыб.
4. Обратные расчисления роста рыб.
5. Методы оценки роста рыб.
6. Применение биостатистических методов в рыбохозяйственных исследованиях.
7. Объячеивающие орудия лова и их применение в рыбохозяйственных исследованиях.
8. Отцеживающие орудия лова и их применение в рыбохозяйственных исследованиях.
9. Уловистость и селективность орудий лова.
10. Методы прямого учета абсолютной численности рыб в водоемах.
11. Непрямые методы учета абсолютной численности рыб в водоемах.
12. Аналитические методы оценки численности рыб в водоемах
13. Методы оценки относительной численности рыб в водоемах
14. Методики изучения особенностей размножения и полового созревания рыб.
15. Методы исследования плодовитости рыб.
16. Методы изучения рыб на ранних этапах развития.
17. Задачи и методы промысловой разведки рыбы.
18. Гидроакустический метод оценки запасов рыб.
Комплект кейс- заданий для практических работ по темам: Методы оценки возрастной структуры рыб; Методы оценки относительной численности (научные исследования в Дальневосточных морях)
Содержание кейс-папки:
1. Официальный сайт: Тихоокеанский филиал ФГБНУ ВНИРО (ТИНРО) и Камчатский филиал ФГБНУ ВНИРО (КамчатНИРО).
2. Содержание одного из выпусков Трудов данных научных учреждений (вкладка «Издательство» в КамчатНИРО и «Известия ТИНРО» - рецензируемый журнал): у каждого студента разные выпуски.
3. Программа научных конференций, проводимых на базе этих институтов.
4. Статья одного из сотрудников данных научных учреждений.
Задание: 1. Изучить сайты научных учреждений. Определить круг проблем, которыми занимаются эти научные учреждения.
Задание 2. Определить районы, охваченные исследованиями, местонахождение филиалов. Аргументировать целесообразность расположения филиалов.
Задание 3. Выявить наиболее распространенные объекты промысла в Дальневосточных морях. Определить их систематическое положение и практическую значимость.
Задание 4. Проанализировать статью, определить направление исследований. Представление кейсов состоится на семинарском занятии.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует пороговый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Текст работы примерно наполовину представляет собой стандартные обороты и фразы из учебника/лекций. Обилие ошибок в стилистике, много стилистических штампов. Есть 3–5 орфографических ошибок.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п