учреждение высшего образования
«Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова»
Агрономический факультет
Почвоведение и агрохимия
Направленность (профиль) Агроэкология
в учебном плане
является дисциплиной обязательной для изучения
Семестр 8
Зав. кафедрой Хутакова С.В.
п/п
на заседании кафедры
Заведующий кафедрой
Хутакова С.В.
(представитель работодателя)
Задачи: Задачи: Организация и проведение экспериментов по сохранению воспроизводству почвенного плодородия,использованию удобрений и других средств химизации и обеспечению экологической безопасности агроландшафтов; разработка теоретических моделей, позволяющих прогнозировать влияние удобрений и химических мелиорантов на плодородие почв, урожайность и качество сельскохозяйственных культур и экологическую безопасность агроландшафтов; разработка и совершенствование мер по защите почв от эрозии идругих видов деградации
ПКС-3: Способен составлять экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, почвенно-климатических условий и требований экологии;
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур, но допускает неточности.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетомбиологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетомбиологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 основные месторождения и их характеристику;
ИД-3 экологически обоснованную систему применения удобрений в севооборотах с учетом биологических особенностей сельскохозяйственных культур.
ИД-2 не умеет оценивать сельскохозяйственные культуры с учетом биологических особенностей,;
ИД-3 не умеет оценивать почвенно-климатических условия и требования экологии.
ИД-2 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результатысельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 в полной мере умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результатыпочвенно-климатических условий и требований экологии.
ИД-2 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результатысельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии, но допускает ошибки
ИД-2 плохо умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результатысельскохозяйственных культур с учетом биологических особенностей;
ИД-3 плохо умеет оценивать и использовать в профессиональной деятельности результаты почвенно-климатических условий и требований экологии.
ИД-2 не владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производства агрономических руд;
ИД-3 не владеет приемами и методами получения из них удобрений.
ИД-2 владеет некоторыми приемами и методами охраны природной среды при разработке производстваагрономических руд;
ИД-3 владеет некоторыми приемами и методами получения из них удобрений.
ИД-2 владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производстваагрономических руд, но допускает неточности;
ИД-3 владеет приемами и методами получения из них удобрений, но допускает неточности.
ИД-2 в полной мере владеет приемами и методами охраны природной среды при разработке производстваагрономических руд;
ИД-3 в полной мере владеет приемами и методами получения из них удобрений.
ПКС-6: Способен проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции;
ИД2 - не знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства;
ИД3 - не знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - знает на минимальном уровне понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства;
ИД3 - знает на минимальном уровне понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов;
ИД2 - знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства;
ИД3 - знает основные понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов, но допускает некоторые ошибки.
ИД2 - знает в полной мере понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства;
ИД3 - знает в полной мере понятия и термины, применяемые в области устойчивого сельского хозяйства и маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - не умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур;
ИД3 - не умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур;
ИД3 - умеет применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - умеет хорошо применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур;
ИД3 - умеет хорошо применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - умеет в полной мере применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур;
ИД3 - умеет в полной мере применять полученные знания в профессиональной деятельности; обосновывать экологически безопасные технологии возделывания культур; проводить маркетинговые исследования на рынке агрохимикатов.
ИД2 - не владеет навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции;
ИД3 - не владеет навыками маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
ИД2 - владеет не в полной мере навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции;
ИД3 - владеет не в полной мере навыками маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
ИД2 - владеет навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции;
ИД3 - владеет навыками маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
ИД2 - свободно владеет навыками экологически безопасных технологий возделывания культур; навыками применяемых экологических технологий при анализе и оценке качества сельскохозяйственной продукции;
ИД3 - свободно владеет навыками маркетингового исследования на рынке агрохимикатов и сельскохозяйственной продукции.
форма текущего контроля успеваемости)
работ
Microsoft OfficeProPlus 2016 RUS OLP NL Acdmc. Договор № ПП-61/2015 г. О поставке программных продуктов от 9 декабря 2015 года
Microsoft Windows Vista Business Russian Upgrade Academic OPEN No Level Государственный контракт № 25 от 1 апреля 2008 года
http://www.garant.ru/
- использование специализированных (адаптированных) рабочих программ дисциплин (модулей) и методов обучения и воспитания, включая наличие альтернативной версии официального сайта организации в сети «Интернет» для слабовидящих;
- использование специальных учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, включая альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
- использование специальных технических средств обучения (мультимедийное оборудование, оргтехника и иные средства) коллективного и индивидуального пользования, включая установку
мониторов с возможностью трансляции субтитров, обеспечение надлежащими звуковыми
воспроизведениями информации;
- предоставление услуг ассистента (при необходимости), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь или услуги сурдопереводчиков / тифлосурдопереводчиков;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины (модуля);
- проведение процедуры оценивания результатов обучения возможно с учетом особенностей нозологий (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.) при использовании доступной формы предоставления заданий оценочных средств и ответов на задания (в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме аудиозаписи, в форме электронного документа, задания зачитываются ассистентом, задания предоставляются с использованием сурдоперевода) с
использованием дополнительного времени для подготовки ответа;
- обеспечение беспрепятственного доступа обучающимся в учебные помещения, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов и других приспособлений);
- обеспечение сочетания онлайн и офлайн технологий, а также индивидуальных и коллективных форм работы в учебном процессе, осуществляемом с использованием дистанционных образовательных технологий;
- и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ОПОП ВО.
В целях реализации ОПОП ВО в академии оборудована безбарьерная среда, учитывающая потребности лиц с нарушением зрения, с нарушениями слуха, с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Территория соответствует условиям беспрепятственного, безопасного и удобного передвижения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вход в учебный корпус
оборудован пандусами, стекла входных дверей обозначены специальными знаками для слабовидящих, используется система Брайля. Сотрудники охраны знают порядок действий при прибытии в академию лица с ограниченными возможностями. В академии создана толерантная социокультурная среда, осуществляется необходимое сопровождение образовательного процесса,
при необходимости предоставляется волонтерская помощь обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
2. Оценочные материалы является составной частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися указанной дисциплины (модуля).
3. При помощи оценочных материалов осуществляется контроль и управление процессом формирования обучающимися компетенций, из числа предусмотренных ФГОС ВО в качестве результатов освоения дисциплины (модуля).
4. Оценочные материалы по дисциплине (модулю) включают в себя:
- оценочные средства, применяемые при промежуточной аттестации по итогам изучения дисциплины (модуля).
- оценочные средства, применяемые в рамках индивидуализации выполнения, контроля фиксированных видов ВАРО;
- оценочные средства, применяемые для текущего контроля;
5. Разработчиками оценочных материалов по дисциплине (модулю) являются преподаватели кафедры, обеспечивающей изучение обучающимися дисциплины (модуля), в Академии. Содержательной основой для разработки оценочных материалов является Рабочая программа дисциплины (модуля).
2. Комплект вопросов для устного опроса
3. Комплект тестовых заданий
4. Кейс-задачи
5. Перечень дискуссионных тем для круглого стола
Агроруды в сельском хозяйстве
2) охватывает все разделы дисциплины
1.Физико-географические условия формирования территории Бурятии.
2.Природно-климатические зоны. Агрохимическая характеристика основных типов почв Бурятии
3.Роль агрономических руд в сельском хозяйстве
4.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
5.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания
6.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение.
7. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.
8. Апатиты и фосфориты
9. Цеолиты, их характеристика
10. Сынныриты, их характеристика
Комплект вопросов для устного опроса
1.Назовите факторы почвообразования. Какое влияние оказывает каждый фактор почвообразования? (на примере республики Бурятия)
2. Природно-климатические зоны Бурятии.
3. Провинциальные особенности почвенного покрова, агрономическая характеристика почв и их сельскохозяйственное использование.
4. Что такое плодородие почв?
5. Оценка почв Республики Бурятия по уровню естественного плодородия бонитету.
6.Какова роль агрономических руд в сельском хозяйстве?
7.Минеральные сырьевые базы и проблема обеспеченности с.-х. производства агрономическими рудами (запасы и ресурсы).
8.Перспективы и темпы роста добычи агроруд в мире, России, Бурятии.
9.Фосфорная промышленность. Фосфорнокислые агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
10.Калийная промышленность. Калийные агроруды: состав, свойства, морфология и условия залегания.
11.Характеристика основных месторождений бурых и каменных углей Республики Бурятия: состав, свойства и применение. Торфяные месторождения в Бурятии. Образование, состав, свойства торфа.
12.Карбонаты: свойства, классификация, применение. Месторождения карбонатного сырья в Бурятии
13.Цеолитовые месторождения Бурятии Сапропели: состав, свойства, классификация
Вариант 1
1.Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
1)доломиты
2)апатиты
3)фосфориты
4)апатиты – фосфориты
2.Содержание фосфора в Ошурковских апатитах в %
1)3-4
2)5-7
3)2-3
4)> 10
3.Какое удобрение получено на основе фосфатного сырья в Бурятии
1)суперфосфат
2)ПКМФ
3)метафосфат
4)преципитат
4.Эффективные методы активации фосфоритов
1)механо-химические
2)тонкий помол
3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями
4)смешивание с сырыми калийными солями
5.При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов
1)снижается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)усиливается
6.При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов
1)усиливается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)снижается
7.Бурые окисленные угли почвенный раствор
1)подкисляют
2)подщелачивают
3)слабо подщелачивают
4)не меняют
8.Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора
1)нейтральной
2)щелочной
3)слабо щелочной
4)кислой
9.Фосфор в фосфоритах находится в форме
1)воднорастворимой
2)растворимой в растворах нейтральных солей
3)растворимой в щелочах
4)лимоннорастворимой
10. Фосфор фосфоритов легко усваивают
1)пшеница ячмень
2)капуста рапс
3)кукуруза подсолнечник
4)люпин донник люцерна
11.Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов
1)черноземы
2)серые лесные оподзоленные
3)каштановые
4)темно-каштановые
12.Природные цеолиты
1)органические вещества
2)минералы вулканического происхождения
3)органо-минеральные соединения
4)кварциты
13.Природные цеолиты минералы
1)слабопористые
2)высокопористые
3)не обладающие пористостью
4)имеющие плотное сложение
14.Природные цеолиты обладают свойством
2)обменно поглощать
3)необменно поглощать
4)не обладают поглотительной способностью
15.Природные цеолиты в смеси с минеральными удобрениями
1)снижают эффективность удобрений
2)не снижают
3)пролонгируют действие
4)не пролонгируют
16.Птичий помет эффективно смешивать с
1)доломитами
2)кварцитом
3)апатитом
4)морденитовым туфом
17.Для экологически безопасного применения осадка сточных вод (ОСВ) в качестве удобрения эффективно
1)смешивать с природными цеолитами
2)вносить самостоятельно
3)вносить совместно с навозом
4)вносить с фосфоритами
18.Экологические требования к осадкам сточных вод применяемых в качестве удобрения
1)санитарно-гигиеническая безопасность
2)отсутствие химических токсических веществ
3)содержание тяжелых металлов, не превышающее ПДК
4)соответствие всем трем пунктам
Вариант 2
1. К агрономическим рудам относят:
1)битумы
2)гематит
3)фосфориты
4)мрамор
2. Главные месторождения фосфоритов Бурятии
1)Ухагольское, Харанурское
2)Хибинское, Эгитинское
3)Ильчирское, Сыннырское
4)Халютинское, Бодонское
3. К фосфорнокислым агрорудам относят:
1)Апатит, фосфорит
2)Индийская и индийская селитры
3)Гипс, доломит
4)Флюорит, галит
4. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:
1)Италии, Франции, Испании
2)Перу, Чили, Боливии
3)Индии, Японии, Корее
4)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан
5. Образование фосфоритов связано с:
1)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях
2)Гидротермальным процессом
3)Магматизмом
4)Региональным метаморфизмом
6. Крупнейшее апатитовое месторождение России:
1)Урало-Эмбинское
2)Хибинское
3)Каталонское
4)Олекминское
7. Что такое группа торфа
1)Таксонометрическая единица классификации видов торфа
2)Единица группы торфа
3)Наименьшее скопление торфяных залежей
4)Совокупность растительных формаций
8. Что такие торфяные залежи
1)Напластование одного или нескольких видов торфа от поверхности
2)Месторождения до подстилающих грунтов или сапропелей
3)Общая совокупность торфяных залежей
4)Растения торфообразователи
9. Наибольшей ценностью как удобрение обладают торфа
1)низинные
2)верховые
4)смешанные
10. Торф используется в сельском хозяйстве в качестве
1)Подстилки на животноводческих фермах
2)Для хранения овощей и фруктов
3)Мульчирования почвы, для производства органоминеральных и органических удобрений
4)В виде отработанной крошки, в энергетике, в строительной и химической промышленности
5)Во всех перечисленных качествах
11. Эффективные методы активации фосфоритов
1)механо-химические
2)тонкий помол
3)смешивание с азотным и минеральным удобрениями
4)смешивание с сырыми калийными солями
12. При смешивании фосфоритов с окисленными бурыми углями растворимость фосфатов
1)снижается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)усиливается
13. При добавлении фосфоритов в навоз при компостировании растворимость фосфоритов
1)усиливается
2)не меняется
3)слабо меняется
4)снижается
14. Бурые окисленные угли почвенный раствор
1)подкисляют
2)подщелачивают
3)слабо подщелачивают
4)не меняют
15. Молотые фосфориты эффективны при внесении в почвы с реакцией почвенного раствора
1)нейтральной
2)щелочной
3)слабо щелочной
4)кислой
16. Фосфор в фосфоритах находится в форме
1)воднорастворимой
2)растворимой в растворах нейтральных солей
3)растворимой в щелочах
4)лимоннорастворимой
17. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
5)доломиты
6)апатиты
7)фосфориты
8)апатиты – фосфориты
Вариант 3
1. Фосфор фосфоритов легко усваивают
1)пшеница ячмень
2)капуста рапс
3)кукуруза подсолнечник
1)люпин донник люцерна
2. Какие почвы в Бурятии наиболее пригодны для внесения молотых фосфоритов
1)черноземы
2)серые лесные оподзоленные
3)каштановые
4)темно-каштановые
3. К агрономическим рудам относят:
5)битумы
6)гематит
7)фосфориты
8)мрамор
4. Главные месторождения фосфоритов Бурятии
5)Ухагольское, Харанурское
6)Хибинское, Эгитинское
7)Ильчирское, Сыннырское
8)Халютинское, Бодонское
5. К фосфорнокислым агрорудам относят:
5)Апатит, фосфорит
6)Индийская и индийская селитры
8)Флюорит, галит
6. Самые крупные месторождения фосфоритов сосредоточены в:
5)Италии, Франции, Испании
6)Перу, Чили, Боливии
7)Индии, Японии, Корее
8)США, Сев. Африка, Монголия, Казахстан
7. Образование фосфоритов связано с:
5)Химическим и биогенным осадконакоплением в морях
6)Гидротермальным процессом
7)Магматизмом
8)Региональным метаморфизмом
8. Крупнейшее апатитовое месторождение России:
5)Урало-Эмбинское
6)Хибинское
7)Каталонское
8)Олекминское
9. Какие месторождения входят в Хоре-Урикскую фосфоритоносную зону:
1)Харанурское, Ухагольское, Боксонское
2)Сыннырское, Ошурковское, Мухор-Талинское
3)Ахаликское, Бодонское, Загустайское
4)Ошурковское, Ухагольское, Сыннырское
10. Сапропели
1)органо-минеральный осадок соленых озер
2)речной ил
3)донные отложения пресноводных озер и прудов
4)осадок сточных вод
11. В Байкальском регионе очищенные городские сточные воды для орошения
5)рекомендуются
6)не рекомендуются
7)применять на лесных вырубках и гарях
8)использовать на сельскохозяйственных полях
12. Марки сапропеля
1)Сапропель марки А, сапропель марки Б, сапропель марки В
2)Сапропель марки А, сапропель марки В, сапропель марки С
3)Сапропель марки 1, сапропель марки 2, сапропель марки 3
4)Сапропель марки I, сапропель марки II, сапропель марки III
13. Сколько выявлено и разведано на территории Бурятии сапропелевых месторождений:
2)27
3)35
4)53
5)9
14. Органическая часть осадков сточных вод, используемых для орошения земледельческих угодий не должна включать в себя
1)Протеины и другие азотсодержащие вещества
2)Жиры, углеводы (лигнин)
3)Микро и макроэлементы
4)Радионуклеотиды
5)Органические токсиканты
15. По запасам сапропеля все сапропелевые месторождения Бурятии относятся к
1)мелким
2)средним
3)крупным
4)очаговым
16. Рельеф местности Бурятии характеризуется
1)Сложностью, расчлененностью
2)Равнинным характером
3)Преобладанием понижений, болот
4)Долинным характером
17. Химическая поглотительная способность почв связана с:
1)Химическими реакциями
2)Избирательным поглощением биофильных элементов
3)Механическим поглощением частиц
4)Обменными реакциями между ионами ППК и почвенным раствором
18. Источники сырья для фосфорных удобрений в Бурятии
1)доломиты
2)апатиты
3)фосфориты
Кейс-задачи
1. Под какие культуры в Бурятии можно применять фосфоритную муку 一.Кукуруза
二.Гречиха
2. Какие культуры высевают в Бурятии для улучшения азотного режима почв 三.Донник
四.Пшеница
Задача № 1
1. Определите содержание калия при сжигании сосновых дров.
2. Определите емкость поглощения почвы в мг-экв на 100 г почвы: если в 100 г почвы в поглощенном состоянии содержится 200 мг Са, 24 мг Mg и 9 мг NH4.
3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.
Задача № 2
1. Сколько нужно внести совместно с соломой азотных удобрений: если отношение C:N=70-80, в ней содержится в % N 0.5; P2O5 0,25; K2O 0,8.
2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании сосновых дров.
3. Определите содержание фосфора в печной золе при сжигании березовых дров.
Задача № 3
1. Рассчитайте количество извести в тоннах на 1 га при слабокислой реакции почвы под капусту.
2. Определите содержание калия в печной золе при сжигании осиновых дров.
3. Назовите примерное количество органических удобрений в среднем на 1 га севооборотной площади. На разных почвах, необходимое для поддержания бездефицитного баланса гумуса.
Перечень дискуссионных тем для круглого стола
1.Изучение агрономических руд на примере коллекций горных пород и минералов.
2.Агроруды – как структурообразователи почвы.
3.Изучение классификации косвенных агрономических руд (карбонатные, магнезиальные).
4.Сапропели, свойства, классификация и использование. Добыча и переработка сапропелевого удобрения.
Оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности. При ответе на вопросы экзаменационного билета студентом допущены несущественные ошибки. Задача решена правильно или ее решение содержало несущественную ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой. При ответе на экзаменационные вопросы и при выполнении экзаменационных заданий обучающийся допускает погрешности, но обладает необходимыми знаниями для устранения ошибок под руководством преподавателя. Решение задачи содержит ошибку, исправленную при наводящем вопросе экзаменатора.
Оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему полное знание учебно-программного материала, успешное выполнение заданий, предусмотренных программой в типовой ситуации (с ограничением времени), усвоение материалов основной литературы, рекомендованной в программе, способность к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшей работы над литературой и в профессиональной деятельности.
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему знание основного учебно-программного материала в объеме, достаточном для дальнейшей учебы и предстоящей работы по специальности, знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, умение выполнять задания, предусмотренные программой.
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, слабые побуждения к самостоятельной работе над рекомендованной основной литературой. Оценка «неудовлетворительно» ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании академии без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
оценка «хорошо» (71-85 баллов) - основанием для снижения оценки может служить нечеткое представление сущности и результатов исследований на защите, или затруднения при ответах на вопросы, или недостаточный уровень качества оформления текстовой части и иллюстративных материалов, или отсутствие последних;
оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) - дополнительное снижение оценки может быть вызвано выполнением работы не в полном объеме, или неспособностью студента правильно интерпретировать полученные результаты, или неверными ответами на вопросы по существу проделанной работы;
оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) - выставление этой оценки осуществляется при несамостоятельном выполнении работы, или при неспособности студента пояснить ее основные положения, или в случае фальсификации результатов, или установленного плагиата.
зачет /оценка «отлично» (86-100 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала с соответствующими выводами и /или обоснованными расчетами, предложениями; не содержит ошибок;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует продвинутый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «хорошо» (71-85 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, грамотно, характеризуется логичным, последовательным изложением материала, допущены небольшие неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит незначительные ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- проведено научное исследование в соответствие с полученным заданием;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета демонстрирует базовый уровень сформированности компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
зачет /оценка «удовлетворительно» (56-70 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен в соответствии с заданием, материал изложен последовательно, допущены неточности при формировании выводов/расчетов, предложений; содержит ошибки/опечатки в текстовой части отчета;
- присутствуют элементы научного исследования, творческий подход к решению поставленных задач проявляется незначительно;
- отчет выполнен с использованием современных информационных технологий и ресурсов;
- отчет о прохождении производственной практики имеет положительную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося;
незачет /оценка «неудовлетворительно» (менее 56 баллов) ставится обучающемуся:
- отчет выполнен не в соответствии с заданием, материалы не подтверждены соответствующими выводами и/или обоснованными расчетами, предложениями; текстовая часть отчета содержит многочисленные ошибки;
- творческий подход к решению поставленных задач не проявляется; отсутствуют элементы научного исследования;
- отчет выполнен с использованием современных пакетов компьютерных программ, информационных технологий и информационных ресурсов;
- обучающийся при выполнении и защите отчета показывает не сформированность компетенций, предусмотренных программой практики;
- отчет имеет отрицательную характеристику руководителей практики от предприятия и кафедры на обучающегося.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
– полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
– сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
– логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
– использование дополнительного материала;
– рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- теоретический уровень знаний;
- качество ответов на вопросы;
- подкрепление материалов фактическими данными (статистические данные или др.);
- практическая ценность материала;
- способность делать выводы;
- способность отстаивать собственную точку зрения;
- способность ориентироваться в представленном материале;
- степень участия в общей дискуссии.
(дискуссии, полемики, диспута, дебатов)
для учета в рейтинге (оценка)
Примерная шкала оценивания:
«отлично»
используется терминология; показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации; высказывать свою точку зрения.
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– правильность формулировки и использования понятий и категорий;
– правильность выполнения заданий/ решения задач;
– аккуратность оформления работы и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
(обязательно для дисциплин, где по УП предусмотрена контрольная работа)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Примерные критерии оценивания:
– правильность выполнения задания на практическую/лабораторную работу в соответствии с вариантом;
– степень усвоения теоретического материала по теме практической /лабораторной работы;
– способность продемонстрировать преподавателю навыки работы в инструментальной программной среде, а также применить их к решению типовых задач, отличных от варианта задания;
– качество подготовки отчета по практической / лабораторной работе;
– правильность и полнота ответов на вопросы преподавателя при защите работы
и др.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания практических занятий (лабораторных работ):
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
В качестве критериев могут быть выбраны, например:
– соответствие срока сдачи работы установленному преподавателем;
– соответствие содержания и оформления работы предъявленным требованиям;
– способность выполнять вычисления;
– умение использовать полученные ранее знания и навыки для решения конкретных задач;
– умение отвечать на вопросы, делать выводы, пользоваться профессиональной и общей лексикой;
– обоснованность решения и соответствие методике (алгоритму) расчетов;
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
расчетно-графической работы, работы на тренажере
для учета в рейтинге (оценка)
«отлично»
«хорошо»
«удовлетво-рительно»
«неудовлетворительно»
для учета в рейтинге (оценка)
Материалы тестовых заданий следует сгруппировать по темам/разделам изучаемой дисциплины (модуля) в следующем виде:
Тема (темы) / Раздел дисциплины (модуля)
Тестовые задания по данной теме (темам)/Разделу с указанием правильных ответов.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- отношение правильно выполненных заданий к общему их количеству
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Задачи реконструктивного уровня
Задачи творческого уровня
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота знаний теоретического контролируемого материала;
– полнота знаний практического контролируемого материала, демонстрация умений и навыков решения типовых задач, выполнения типовых заданий/упражнений/казусов;
– умение самостоятельно решать проблему/задачу на основе изученных методов, приемов, технологий;
– умение ясно, четко, логично и грамотно излагать собственные размышления, делать умозаключения и выводы;
– полнота и правильность выполнения задания.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ четко структурирован и выстроен в заданной логике. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументировано излагать собственную точку зрения. Видно уверенное владение освоенным материалом, изложение сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Высокая степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала: стилистические обороты, манера изложения, словарный запас. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
– полнота раскрытия темы;
– степень владения понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины;
– знание фактического материала, отсутствие фактических ошибок;
– умение логически выстроить материал ответа;
– умение аргументировать предложенные подходы и решения, сделанные выводы;
– степень самостоятельности, грамотности, оригинальности в представлении материала (стилистические обороты, манера изложения, словарный запас, отсутствие или наличие грамматических ошибок);
– выполнение требований к оформлению работы.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся).
Примерная шкала оценивания письменных работ:
(рефератов, докладов, сообщений)
Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов.
Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ в достаточной степени структурирован и выстроен в заданной логике без нарушений общего смысла. Части ответа логически взаимосвязаны. Отражена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа незначительно превышает заданные рамки при сохранении смысла.
Продемонстрировано умение аргументированно излагать собственную точку зрения, но аргументация не всегда убедительна. Изложение лишь отчасти сопровождено адекватными иллюстрациями (примерами) из практики.
Достаточная степень самостоятельности, оригинальность в представлении материала. Встречаются мелкие и не искажающие смысла ошибки в стилистике, стилистические штампы. Есть 1–2 орфографические ошибки.
Работа выполнена аккуратно, без помарок и исправлений.
Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур.
Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.
Ответ плохо структурирован, нарушена заданная логика. Части ответа логически разорваны, нет связок между ними. Ошибки в представлении логической структуры проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа в существенной степени (на 25–30%) отклоняется от заданных рамок.
Нет собственной точки зрения либо она слабо аргументирована. Примеры, приведенные в ответе в качестве практических иллюстраций, в малой степени соответствуют изложенным теоретическим аспектам.
Работа выполнена не очень аккуратно, встречаются помарки и исправления.
Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов.
Продемонстрировано крайне низкое (отрывочное) знание фактического материала, много фактических ошибок – практически все факты (данные) либо искажены, либо неверны.
Ответ представляет собой сплошной текст без структурирования, нарушена заданная логика. Части ответа не взаимосвязаны логически. Нарушена логическая структура проблемы (задания): постановка проблемы – аргументация – выводы. Объем ответа более чем в 2 раза меньше или превышает заданный. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.
Отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции. Отсутствуют примеры из практики либо они неадекватны.
Текст ответа представляет полную кальку текста учебника/лекций. Стилистические ошибки приводят к существенному искажению смысла. Большое число орфографических ошибок в тексте (более 10 на страницу).
Работа выполнена неаккуратно, с обилием помарок и исправлений. В работе один абзац и больше позаимствован из какого-либо источника без ссылки на него.
для учета в рейтинге (оценка)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам (адекватность проблеме и рынку);
- оригинальность подхода (новаторство, креативность);
- применимость решения на практике;
- глубина проработки проблемы (обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения).
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
Концепция игры
Роли:
Задания (вопросы, проблемные ситуации и др.)
Ожидаемый (е) результат(ы)
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
качество усвоения информации;
выступление;
содержание вопроса;
качество ответов на вопросы;
значимость дополнений, возражений, предложений;
уровень делового сотрудничества;
соблюдение правил деловой игры;
соблюдение регламента;
активность;
правильное применение профессиональной лексики.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
для учета в рейтинге (оценка)
для учета в рейтинге (оценка)
Индивидуальные творческие задания (проекты):
Критерии оценивания (устанавливаются разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерные критерии оценивания:
- актуальность темы;
- соответствие содержания работы выбранной тематике;
- соответствие содержания и оформления работы установленным требованиям;
- обоснованность результатов и выводов, оригинальность идеи;
- новизна полученных данных;
- личный вклад обучающихся;
- возможности практического использования полученных данных.
Шкала оценивания (устанавливается разработчиком самостоятельно с учетом использования рейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся)
Примерная шкала оценивания:
п/п